Семейный бюджет как написать
Как мы придумали свою систему планирования бюджета
И придерживаемся ее с 2019 года
Мы планируем семейный бюджет с февраля 2019 года.
Мы с мужем и сыном из Оренбургской области. Наши профессии не связаны с финансами: я менеджер по рекламе в торговой сети, а муж — технический специалист в промышленной компании. Сын в 2019 году учился в десятом классе, а сейчас он студент.
В 2019 году мы в сумме зарабатывали 65 000—75 000 Р в месяц. Денег хватало, чтобы оплатить счета, ипотеку, продукты и отложить на покупку машины. Но, например, на поездку за границу их не было. Как не было и финансовой подушки на черный день.
Тогда я и стала тщательно планировать бюджет и за три года разработала целую систему. Теперь мы грамотно распределяем деньги, экономим, инвестируем и увеличиваем свой доход. В итоге досрочно закрываем ипотеку, а финансовая подушка появилась и планомерно растет.
Рассказываю, с чего все началось и как я выстраивала свою систему.
Курс о больших делах
Как мы тратили деньги до 2019 года
До 2012 года мы вообще не контролировали бюджет и тратили все, что зарабатывали, в том числе спонтанно. Однажды, например, купили по акции третий телевизор, а пользовались им редко.
Но копилка опять опустела, и мы задумались: а что будет, если мы потеряем работу? Как дать сыну хороший старт после школы и обеспечить себе достойную старость? Плюс мы всегда мечтали поехать в отпуск за границу и помогать пожилым родителям. А денег на это так и не было, хотя мы и экономили.
Тогда мы стали искать в интернете статьи и видео о финансовом благополучии и разбираться, что делаем не так.
В чем оказалась наша проблема
В феврале 2019 года мы случайно нашли на «Ютубе» канал финансового эксперта Максима Темченко. Посмотрели несколько видео и узнали, что есть четыре финансовые формулы, по которым может жить человек:
Мы поняли, что живем по формулам бедности, и это больно ударило по самолюбию. Тогда мы и решили изменить свой подход к бюджету.
Дальше расскажу, как следующие три года мы учились его планировать.
Из видео Темченко мы поняли: главное — правильно распределять доходы. И выработали для этого пять правил — рассказываю, в чем они заключались.
Правило 1: сначала платим себе. Впервые этот принцип сформулировал Наполеон Хилл в книге «Думай и богатей». Но я узнала о нем из видео в интернете, а книгу прочитала позже.
Суть в том, чтобы сначала откладывать деньги на финансовую подушку, а не платить, например, за ипотеку или коммунальные услуги. Нужно представить, что вы — это самый серьезный кредитор, которому нужно отдавать долг в первую очередь и не пропускать платежи. Именно вы, а не ваш ипотечный банк или управляющая компания.
мы накопили в 2019 году по принципу «Сначала плати себе»
Правило 3: сразу закрываем обязательные платежи. После того как мы платили себе и вносили деньги за ипотеку, я оплачивала счета за коммуналку, школьные сборы, гонорары репетиторов и абонементы в спортзал. На это уходило около 15 000 Р каждый месяц. Важно было не откладывать, а закрывать эти платежи сразу, как только мы получали зарплату. Вдруг потом на что-то не хватило бы денег.
Правило 4: откладываем на непредвиденные расходы. Я завела копилку, куда откладывала наличными примерно 5000 Р в месяц. Это были деньги на бытовую технику, если она сломается, одежду и обувь, которые могут понадобиться срочно, на лекарства и отпуск.
Но все равно было сложно, и я стала думать, как экономить на привычных вещах и вести учет расходов.
Надо знать, что же такое семейный бюджет и как все-таки правильно его вести! Как составлять, распределять и планировать бюджет семьи: 7 советов для новичков простыми словами
«Вот так работаешь, работаешь, а потом — бац и не хватает денег на отпуск». Как же часто приходится в своей жизни сталкиваться с похожей ситуацией. Когда не хватает денег, не только на полноценный отдых всей семьей, но и, просто, весело и беззаботно провести время с родными на выходных вдали от городской суеты. И тут начинаешь задумываться: а что происходит с деньгами? Вроде бы и зарабатываешь прилично, а денег не остаётся. На что они уходят? Куда деваются? Поможет ли в этом семейный бюджет? Как правильно вести его, чтобы на все хватало?
Что узнаете из статьи:
Семейный бюджет — что это такое простыми словами
В данной статье мы рассмотрим основные принципы и рекомендации по составлению, ведению, распределению и планированию семейного бюджета. А также будут даны практические советы, как выработать в себе полезные и нужные привычки по его ведению.
семейный бюджет как правильно вести
В поиске ответов на вопросы о судьбе наших денег, мы, неизменно, приходим к пониманию того, что нужно организовать и вести их учет. То есть понимать, сколько денег пришло к нам, сколько — ушло, и сколько их осталось. Справиться с этой задачей нам поможет правильная организация и ведение семейного бюджета. И это позволит взять наши домашние финансы под контроль.
В финансовой литературе есть множество определений этого термина. Давайте, не будем их все рассматривать. Простыми словами, семейный бюджет – это финансовый инструмент, который дает нам понимание того, как движутся ваши деньги. Ведение семейного бюджета позволяет контролировать движение наших денег и дает ответ, на что и сколько их стоит потратить.
Основная задача семейного бюджета сделать так, чтобы расходы соответствовали вашим доходам. То есть, чтобы вы не тратили больше денег, чем у вас есть. Когда вы берете под контроль движение своих денег, то вы понимаете, откуда, конкретно, они пришли и на что были израсходованы.
И, самое главное, при ведении домашней бухгалтерии нужно понимать, что делать с деньгами, которые остаются после распределения доходов. Ведь от этого зависит ваше финансовое благополучие.
Запомните, что семейный бюджет, как и любой другой, должен быть профицитным. То есть, должны оставаться свободные денежные средства, которые можно направлять на инвестиции.
Перед тем, как начать составлять бюджет семьи, решите, кто будет его вести. Конечно, лучше вдвоем определять статьи расходов и их размер. Но вести, все таки, лучше кому-то одному, дабы избежать ошибок.
Семейный бюджет, как правильно вести
При управлении семейным бюджетом нужно грамотно подходить к распределению доходов. К счастью, нет какого-то жёсткого правила или требования, как правильно, а как неверно распределять доходы. Как бы вы не распределили их, все верно. Так как это ваши деньги и только вам решать, на что в первую очередь потратить деньги и сколько.
Есть несколько рекомендаций, на что стоит обратить внимание при распределении доходов. И в первую очередь они связаны с вашими целями и задачами, которые вы хотите решить по средствам ведения бюджета.
Первая рекомендация – это выделять минимум 10% от вашего совокупного дохода на формирование вашего фонда благосостояния или личного пенсионного фонда, как вам больше нравится. Таким образом, выполняется основное правило богатых – “заплати сначала себе”.
Этот фонд будет обеспечивать вашу жизнь в будущем, на пенсии, а может и раньше. Все зависит от вашей цели по доходу, которую поставили себе. Главное вкладывать эти средства в надёжные инструменты инвестирования.
Следующая рекомендация – это откладывать 5-10% от совокупного дохода на благотворительность. Ведь чем больше мы отдаем, тем больше к нам возвращается. Таковы законы Вселенной. Вы можете следовать им, а можете нет. Выбор за вами, ведь только вы ответственны за свою жизнь.
Все поступления денежных средств, которые не были запланированы в бюджете, рекомендуем распределять по общему принципу. То есть в защитный фонд (минимум 10%), благотворительность (5-10%), инвестиционный фонд и другие фонды на ваше усмотрение.
Теперь, когда мы сделали отчисления в эти два основных фонда, можно приступать к распределению оставшихся денег по остальным статьям расходов.
К сожалению, статистика показывает, что расходы растут быстрее доходов. Поэтому критически важно взять под контроль, в первую очередь, свои расходы.
В идеале нужно стремиться к тому, чтобы после распределения у вас остались ещё деньги. Они пойдут в ваш фонд инвестирования. То есть вы можете вкладывать их в различные инвестиционные проекты, для создания пассивного дохода или увеличение вашего капитала.
Также полезно и мудро будет инвестировать деньги в свое обучение и не только финансовое.
“Что нам стоит дом построить”, составляем семейный бюджет
Итак, переходим к составлению семейного бюджета. Бюджет состоит из 3 основных статей или фондов: доходы, расходы и инвестиции. В более сложном варианте, в нем также могут учитываться активы и пассивы семьи.
составляем семейный бюджет
Очередность составления бюджета будет следующей:
После этого нужно вести бюджет на ежедневной основе. И, при необходимости, вносить корректировки. Ведь семейный бюджет должен стать для вас основным рабочим инструментом, а не просто формальностью.
Расходная часть бюджета
Первым шагом на пути составления семейного бюджета будет составление его расходной части. Сядьте вместе со своей супругой или супругом и запишите все ваши ежедневные траты. Запишите все, что только вспомните. Оформите это в виде таблицы, состоящей из двух столбцов.
Название расхода | Сумма в месяц |
---|---|
Оплата ЖКУ | |
Сотовая связь | |
Интернет | |
Продукты | |
Обед на работе | |
Кино | |
Кафе | |
Проезд на автобусе | |
Такси | |
. |
Это и коммунальные расходы, и покупка продуктов, и посещения кафе и кинотеатров. Не забываем добавлять расходы на оплату кредитов, если они конечно у вас есть.
Следующим шагом будет фиксация ваших ежедневных трат по этим пунктам. Начните делать это сейчас, не откладывайте в дальний ящик. При чем не надо себя ограничивать, расходуйте деньги так, как вы и тратили их раньше. Ни в коем случае не ограничивайте себя.
На данном шаге происходит сбор статистики ваших расходов, которая в дальнейшем будет использоваться при планировании. Если вы можете сразу прописать все статьи расходов и суммы по ним, то можно сразу переходить к следующему шагу.
Будет только одно правило: ежедневно записывать сумму ваших расходов по каждому пункту вашего списка. Пусть даже это будет 13 рублей. Делать это нужно постоянно.
Вы можете определить конкретное время, когда вы с партнёром будете садиться и заносить эти данные. Для этого вы можете использовать блокнот, тетрадь, специальное приложение, благо их на просторах интернета большое количество, или Эксель.
Главное делайте это каждый день. Очень важно фиксировать все свои расходы, даже очень мелкие. Не зря же есть поговорка: «копейка рубль бережёт», а еще «деньги любят счёт».
Если в процессе учёта ежедневных расходов появятся новые траты внесите их в таблицу.
Расходуйте деньги в своем обычном режиме и фиксируйте эти расходы в течении минимум месяца, а то и двух. Так вы определите свои постоянные или регулярные ежемесячные расходы.
Очередным шагом в составлении расходной части бюджета будет определение ваших нерегулярных расходов, то есть те расходы, которые вы делаете раз в два или три месяца, или даже раз в полгода.
Это дни рождения ваших близких и друзей, оплата страховок или ТО автомобиля и так далее. Запишите все их в отдельный список или таблицу.
Название расхода | Периодичность | Сумма в месяц |
---|---|---|
ТО автомобиля | 1 раз в год | |
23 февраля | 1 раз в год | |
День Рождения | 5 раз в год | |
8 марта | 1 раз в год | |
шиномонтаж | 1 раз в полгода | |
ОСАГО | 1 раз в год | |
отпуск | 2 раза в год | |
Юбилей | 3 раза в год | |
Новый Год | 1 раз в год | |
Парикмахерская | 1 раз в 2 месяца | |
Налоги | 1 раз в год | |
…. |
Статьи ваших расходов должны включать все ваши возможные нерегулярные траты, такие как отпуск, подарки, страховки и так далее.
Теперь рассчитайте сколько денег требуется откладывать каждый месяц, чтобы оплатить эти статьи расходов. Так вы сможете заранее собрать необходимую сумму для этих трат. Например, каждые два месяца вы ходите в парикмахерскую. Стрижка стоит
800 рублей. Получается, что за год вы сходите на стрижку 6 раз и вам потребуется на это 4800 рублей. Что даёт ежемесячный расход в 400 рублей.
800*(12/2)/12=400 рублей
Далее объедините эти две таблицы и сгруппируйте все ваши расходы по группам и категориям. Например, бытовые нужды, куда войдут расходы по оплате коммунальных услуг, продуктов питания, покупка одежды и другие. Другой группой могут быть транспортные расходы: оплата проезда в общественном транспорте, оплата бензина и другие расходы, связанные с транспортом.
Нет каких-то строгих рекомендаций по категориям, которые должны присутствовать в вашем бюджете. Создавайте те, которые вы будете понимать и с которыми вам будет комфортно работать.
Название Расхода
Сумма в месяц
электричество
рынок
курсы
интернет
авто
мойка
выходные
Проделав все эти операции, вы получите расходную часть вашего будущего семейного бюджета. Теперь она представлена в структурированном виде, и вам проще будет планировать расходы на месяц, год и более длительный период. Плюс, это позволит вам провести анализ необходимого размера каждой статьи.
Для статей регулярных трат характерна обновляемость, то есть каждый месяц их размер возобновляется и деньги, обычно, можно не копить на них. Статьи для нерегулярных трат обладают же накопительным характером, то есть средства на них копятся перед тем, как будут использованы.
Доходная часть бюджета
Переходим к доходной части. Это наиболее простая, но не менее важная часть вашего семейного бюджета. Его лучше представить так же в виде отдельных категорий дохода. То есть отдельные категории по доходам каждого супруга. Сюда будет входить доход на основном месте работы, премии, подработки и прочие доходы. Отдельно нужно учитывать доходы от ваших активов. Их еще называют — пассивные или резидуальные доходы. К ним относятся доходы от банковских депозитов, от сдачи в аренду, различные социальные выплаты и прочее.
Название дохода | Сумма в месяц | ||||
---|---|---|---|---|---|
супруг | |||||
супруга | |||||
пассивный доход | |||||
Название инвестиций | Сумма в месяц |
---|---|
Ценные бумаги | |
Недвижимость | |
Бизнес | |
Прочее | |