Семья как фактор социальной мобильности

Уровень материального достатка семьи как фактор социальной мобильности несовершеннолетних

Переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую. Общие закономерности социальной мобильности. Критерии выделения различных социальных слоев и их мобильностных возможностей. Финансовые возможности и социальная мобильность.

РубрикаСоциология и обществознание
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления24.04.2017
Размер файла15,1 K

Семья как фактор социальной мобильности. Смотреть фото Семья как фактор социальной мобильности. Смотреть картинку Семья как фактор социальной мобильности. Картинка про Семья как фактор социальной мобильности. Фото Семья как фактор социальной мобильности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УРОВЕНЬ МАТЕРИАЛЬНОГО ДОСТАТКА СЕМЬИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

социальный мобильность слой финансовый

Сыктывкарский государственный университет

В течение жизни каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переходе из одной религии в другую, изменении семейного положения. Однако существуют такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому, такие процессы получили название социальная мобильность.

Исследование автора в значительной степени основано на трудах социолога Питирима Сорокина, где излагается фундаментальное понимание сущности социальной мобильности.

В работе был избран вариант, предполагающий в качестве критерия выделения различных социальных слоев и их мобильностных возможностей их жизненные шансы в сфере потребления. Данный подход заключается в том, что уровень жизни влияет на социальную мобильность включает не только оценку уровня благосостояния, но и оценку уровня депривации, то есть испытываемых лишений. Реально имеющиеся у каждого человека блага и испытываемые им лишения дают в совокупности реальную картину его уровня жизни. Соответственно, в ходе исследования учитывались различные факторы, влияющие на социальную мобильность несовершеннолетних: субъективные оценки; наличие наиболее значимых форм депривации; субъективная оценка положения в обществе; личностные ожидания; самооценка; имущественная обеспеченность.

Условно эти факторы можно разделить на субъективные и объективные. Первая группа включает те факторы, которые зависят только от несовершеннолетних и их семей, это: мотивация несовершеннолетних и их родителей, воспитание ребенка, потребности и уровень притязаний несовершеннолетних и их семей. Во вторую группу входят те факторы, которые в большей мере зависят от социальной, экономической, культурной политики государства и в меньшей мере от несовершеннолетних и их семей.

Одним из субъективных факторов, влияющих на стартовые возможности несовершеннолетних, является социально-культурный фактор. Иначе говоря, его можно обозначить как воспитание, то есть целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества и, как следствие, формирование у несовершеннолетних жизненных ожиданий, притязаний и потребностей. Данный подход подтверждается результатами анкетного опроса учащихся, проведенного автором. Так, 75% старшеклассников Сторожевской СОШ ответили, что, действительно, их самореализация зависит только от их собственных усилий.

Среди объективных факторов следует выделить: устройство экономики, общества и государства, характеристику социальной «лестницы». Это, в первую очередь, структурные характеристики государства. Сюда входят доступность образования и качественного медицинского обслуживания, совокупность условий, влияющих на развитие детей, сеть дополнительного образования, доступность спортивных учреждений.

Действительно, образование, например, может и должно служить источником социального роста, однако, по мнению автора, в России наличие образования не гарантирует восходящей социальной мобильности. Данное предположение подтверждается исследования, проведенным автором, согласно которым старшеклассники не верят в способность образования быть инструментом восходящей социальной мобильности, так считают 61% опрошенных.

Также стоит отметить, что несовершеннолетние из обеспеченных семей отмечают профессии, которые можно отнести к редким: архитектор, режиссер, спортсмен, а несовершеннолетние из семей с низким достатком выбирают профессии, которые изначально предполагают получение среднего профессионального образования и относительно невысокий заработок. Однако это не помешало анкетируемым несовершеннолетним из малообеспеченных семей (83%) ответить, что они планирует получить именно высшее образование. Это также подтверждает тенденцию социальной мобильности, которая характеризуется стремлением несовершеннолетних из семей, чьи родители являются обладателями рабочих профессий, перейти в категорию работников умственного труда.

Та же картина складывается и среди девушек. Представительницы женского пола из семей с низким достатком отдают большее предпочтение рабочим профессиям, предполагающим получение среднего профессионального образования. Это, например, профессии парикмахера и кассира. Девушки из обеспеченных семей предпочитают профессии следователя, менеджера, программиста, юриста, журналиста, дизайнера, переводчика. То есть, как и в случае с юношами из обеспеченных семей, у них уровень притязаний к профессии выше, чем у девушек из семей с низким достатком.

Таким образом, можно сделать вывод, что уже в период несовершеннолетия у школьников формируется некий образ «будущего», причем этот образ закладывается в основу поведенческих установок, влияющих на то, к чему несовершеннолетний будет стремиться и чего, возможно, добьется. То есть формируется определенный уровень притязаний, на который ориентируется несовершеннолетний, учитывая свое положение в обществе. Это же подтверждают и сами анкетируемые.

Проведенное исследование показало, что чем ниже обеспеченность семьи, тем чаще для несовершеннолетних при выборе способа самореализации решающим будет мнение их родителей. То есть фактор обеспеченности семьи прямо влияет на возможности семьи предоставить ресурсы несовершеннолетним для их самореализации, и в то же время ограниченность финансового ресурса ограничивает выбор способа самореализации для несовершеннолетних из семей с низким достатком, то есть влияет на стартовые возможности несовершеннолетних и на социальную мобильность.

Изучив все данные, можно сделать вывод, что уже в несовершеннолетнем возрасте у школьников формируется определенное отношение к своему будущему, которое влияет на поведенческие стратегии и установки, проявляется определенный уровень жизненных притязаний, закладывается стереотипное представление о собственном положении в обществе. В конечном счете всё это влияет на социальную мобильность. Таким образом, можно сделать вывод, что достаток семьи является решающим фактором социальной мобильности несовершеннолетних.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

контрольная работа [37,8 K], добавлен 03.03.2009

Понятие социальной мобильности в рамках социологии религии. Изменение статуса социального субъекта (индивида), места в социальной структуре общества. Формы и механизмы социальной мобильности, ее горизонтальный и вертикальный типы, соотношение с религией.

лекция [22,4 K], добавлен 09.11.2011

Понятие социальной мобильности как процесса перемещения индивидов или групп в системе стратификации с одного уровня (слоя) на другой. Основные формы социальной мобильности, влияющие на нее факторы. Анализ последствий процесса социальной мобильности.

презентация [207,9 K], добавлен 16.11.2014

Юность, революционная деятельность, студенческие годы. Научная и преподавательская деятельность. Социальная мобильность. Концепция социальной мобильности, ее формы. Интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности.

реферат [41,3 K], добавлен 19.01.2006

Социальная мобильность: понятие и сущность. Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Роль и место образования в преобразовании общества. Маргинальность как состояние образованных слоев общества. Женское образование и мобильность.

контрольная работа [35,2 K], добавлен 09.09.2009

Источник

Раздел третий. Социальная мобильность и воспроизводство

Глава 8. Социальная мобильность

1. Сущность, типы и формы социальной мобильности

Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях «перемещение» может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например индустриализацией и демографическими факторами).

При урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие изменение требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы, занятой в категории «белых воротничков», и уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных категориях низшего ранга (неквалифицированный труд).

Систематическое изучение вертикальной мобильности развернулось в 50—60-е годы. Большинство социологов в качестве эмпирического индикатора анализа восхождения и нисхождения избрали профессию.

Представляют интерес полученные ими сводные данные общего уровня мобильности в США (табл. 1).

Результаты этой работы свидетельствуют о росте мобильности в рамках двух поколений. В 1957 г. сыновья реже наследовали профессии отцов, чем в 1945 г. Отмечена тенденция к восходящей мобильности, хотя примерно 25% исследуемых в обоих случаях совершили спуск по ступеням иерархии. Авторы показали, что мобильность, направленная вверх, связана больше с добровольным перемещением, чем со струк турными факторами. Эти тенденции были позднее подтверждены исследованиями многих ученых в США, Европе и бывшем СССР. Они также доказывали, что скорость социальной мобильности в США более близка к скорости, предполагаемой системой полного равенства возможностей, чем к скорости, предполагаемой системой максимальной стабильности, Здесь они скорее приняли желаемое за действительное.

Таблица 1.
Социальная мобильность в СШ A (в %)

Мобильность в целом

Анализ вскрыл интенсивную мобильность среди мужской части населения США. При этом превалировала мобильность по восходящей линии.

Более частыми были перемещения в пограничных стратах, а не через несколько ступеней. Низшие «белые воротнички» и низшие «синие воротнички» (включая неквалифицированных сельскохозяйственных рабочих) реже всех наследовали профессии отцов и были высокомобильными. Низшие «белые воротнички» совершали в основном восхождение в высшие страты, хотя какая-то их часть была вынуждена перейти в разряд «синих воротничков». Подобным же образом сыновья из семей, относящихся к категориям низших «синих воротничков», чаще становились высшими «синими воротничками», а небольшая их часть проникала даже в разряд «белых воротничков». В итоге можно сказать, что американцы городского происхождения наталкивались на реальный барьер: «белые воротнички» — «синие воротнички», однако препятствие оказывалось относительно преодолимым.

Бло и Данкен также показали относительное значение для профессиональной мобильности индивида ряда факторов, связанных с происхождением: профессии отца, национальности, величины родительской семьи, типа и размера населенного пункта, полученного образования.

Представляют интерес следующие выводы этих ученых:

Старшие и младшие дети, как правило, делают более удачную карьеру, чем средние, что объясняется переплетением экономических и психологических факторов. В небольших семьях отсутствие старшего брата дает среднему сыну некоторые преимущества на пути к профессиональному успеху, так как практически старшие сестры не являются помехой в борьбе за лучшие жизненные шансы.

Бло и Данкен в своей классической работе подчеркивают, что отцовский статус оказывает множественное — как прямое, так и косвенное — влияние на достижения сыновей в сфере образования. При этом в обществе усиливается связь между образованием и профессиональным успехом. Пока эта связь не будет ослаблена, возможности роста социальной мобильности останутся довольно ограниченными, а роль образования как фильтра при входе в профессиональную иерархию сохранится, способствуя увековечиванию социального неравенства.

Переходя к вопросу об устойчивых препятствиях на пути социальной мобильности, авторы доказывают, что предписанные признаки: расовая принадлежность, религия, возраст, пол, национальность могут служить эффективным средством при распределении трудовых ролей. Процесс социализации в любом обществе имеет тенденцию к увязыванию предписанных признаков с социальными задачами. Социализация, связанная с предписанными признаками, настолько проникает в сознание, что ее путают с человеческой природой и принимают как заданную, несмотря на ее условность. Отсюда неприятие связи социальных задач с предписанными признаками носит в социологическом контексте революционный характер. Осознание собственного бесправия ведет многие низшие группы к социальному протесту, нацеленному на изменение традиционного соотношения сил. Примерами могут служить движение негров, женское движение, выступление индейских общин.

Бло и Данкен напоминают два важных аспекта идеологии, связанных с «американской мечтой», — стремление к более высокому статусу и вера в возможность его достижения. При рассмотрении в этом контексте ясно видно, что предписанный статус априори исключает определенные категории населения из сферы «американской мечты». Исторически это обусловлено как систематической дискриминацией извне, так и их собственной «интернализацией» (внутренним принятием) предписанных признаков. Ограниченные стремления, объясняемые такой позицией, традиционно одобрялись обществом, ибо они символически подкрепляли принцип разделения труда. «Интернализация» традиционных ценностей имела важные последствия для процессов мобильности в обществе.

2. Факторы социальной мобильности

Следует отметить, что многие сравнительные исследования показали: под влиянием сил, присущих индустриализации, происходят фундаментальные изменения в стратификационных системах. Прежде всего возрастает социальная дифференциация. Передовая технология дает толчок возникновению большого числа новых профессий. Возникающие профессии требуют большей квалификации и лучшей подготовки, лучше оплачиваются и являются более престижными. Как следствие образование и подготовка становятся все более важными факторами на входе в профессиональную иерархию, Кроме того, индустриализация приводит в большее соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение. Иными слонами, для индивидов и групп становится характерной тенденция к относительно устойчивым позициям в ранжированной стратификационной иерархии. В итоге усиливается социальная мобильность. Уровень мобильности возрастает в основном вследствие количественного роста профессий в середине стратификационной иерархии, т. е. за счет вынужденной мобильности, хотя активизируется и добровольная, так как больший вес приобретает ориентация на достижения.

Столь же, если не в большей мере, влияет на уровень и характер мобильности система общественного устроения. Ученые давно обратили внимание на качественные различия в этом отношении между обществами открытого и закрытого типа. В открытом обществе нет формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. Однако в самой эгалитарной ситуации, где любой имеет законные возможности роста, некоторые хотят быть более равными, чем другие.

Так, немало сложностей возникает при реализации преимуществ для представителей отставших в своем развитии этнических и расовых групп, скажем, при приеме в университеты. В этом случае могут быть ущемленными права и интересы более подготовленной молодежи. В то же время и в открытых обществах все еще существуют социальные, расовые и половые барьеры. И «покровительственная» система подготовки кадров с качественным высшим образованием в Англии, и «соревновательная» система их подготовки в США не очень-то способствуют усилению мобильности «снизу» в «правящий класс», так как и там и тут это доступно незначительному числу лиц с наивысшими способностями, причем в самых редких случаях. Ведь существует множество формальных и неформальных ограничений и установлений, которые благоприятствуют продвижению лиц из высшей страты и препятствуют тем, кто относится к низшей.

Среди структурных условий, способствующих усилению мобильности, отметим значение войн и революций. Тут достаточно вспомнить последствия Октябрьского переворота в России. Но. даже эта кровавая катастрофа не привела к полному обновлению элит. Исследования показали, что руководство экономикой практически осталось в руках прежних управляющих трестами, концернами и синдикатами. А «великие стройки» социализма и коммунизма велись по преимуществу по планам и проектам предреволюционных лет. Только авторы зачастую «перекрестились» из господ в товарищей, хотя и без явного удовольствия. Правда, ряды властвующих постепенно пополнились и «выходцами из народа», но вовсе не в той мере, как изображалось в пропаганде. Да и «выходцы» все больше норовили жениться на «графинях», желательно красных по вере, что и нашло отражение в художественной литературе. Такова, впрочем, судьба делателей всех и всяческих революций. Таким же образом складывается новая элита в постсоветской России. Вчерашние руководящие «товарищи» при малых колебаниях преобразились в господ, оттеснив по преимуществу на вторые позиции политиков и иных инициаторов разрушения старой системы и сотворения буржуазной России. Преемственность и здесь возобладала над обновленчеством.

При определенных условиях решающими факторами мобильности могут стать государство, армия, церковь. В прошлом церковь была вторым после армии каналом вертикальной мобильности, особенно в отношении средней страты. Значительные возможности продвижения снизу вверх появляются в период становления новых религий.

В современном мире особым фактором мобильности является образование, хотя оно играло решающую роль и в некоторых древних государствах, например, в Китае. После Второй мировой войны в условиях бурного экономического роста и в западных, и в «социалистических» странах сформировалось представление о социальной мобильности «с помощью образования». Но эти иллюзии постепенно развеялись.

Образованные работники в иерархии власти и собственности занимают те же позиции, что и их менее образованные родители. Само образование также стратифицировалось, разделившись при формальном равенстве уровней (скажем, высшее) на элитарное, повышенное, «среднее» и с низким уровнем. Поэтому современная система образования скорее камуфлирует реальное неравенство, чем служит «лифтом» по выравниванию позиций. Социальные причины распределения власти и привилегий подменяются при этом их «естественными» причинами, связанными с индивидуальными природными способностями людей.

Не меньшая роль принадлежит и политическим партиям, нередко в совместных с государством действиях. Свое место в процессах мобильности занимают профессиональные объединения, различного рода общественные организации.

Конечно, особенно важна роль семьи — от клановых ее организаций, существующих с древнейших времен на Востоке, до современной семьи, способствующей разными способами продвижению вверх: от браков до поддержки в деловой сфере. Однако исследования показывают, что значительное продвижение вверх ослабляет семейные связи.

Влияние социальной стратификации на родительские ценности относительно детей по США и Италии многие годы назад исследовал Мэлвин Кон (1959—1966 гг.), Его исследования показали, что в этом отношении существуют различия между средним и рабочим классом.

В качестве дополнительных факторов, влияющих на мобильность, отметим различный уровень рождаемости в разных стратах — более низкий в верхних и более высокий в нижних, что создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению снизу.

В редких случаях продвижение вверх зависит от сознательных усилий людей, решающее же значение имеют объективные факторы, и прежде всего — экономическое развитие. Однако поскольку личные усилия людей нельзя сбросить со счета, нужно учитывать при этом мотивацию их деятельности, направленной на продвижение.

Для индивида возможность продвижения вверх означает не только увеличение доли получаемых им социальных благ, она способствует реализации его личных данных, делает его более пластичным и многосторонним. Мобильность предполагает и возможность создания новых групп, идей, приобретение нового опыта. Что касается движения вниз, то, уменьшая долю социальных благ, оно способствует росту самосознания, более реалистической самооценке индивида и соответственно более реалистическому выбору цели, включая менее оплачиваемую, но более интересную работу, наконец, оно усиливает сплочение семьи.

Все это можно отнести к положительным результатам мобильности независимо от ее направленности вверх или вниз.

К отрицательным результатам мобильности как вертикальной, так горизонтальной относят утрату индивидом своей прежней групповой принадлежности, чему предшествует его предварительное приспособление к своей будущей группе. Такая идентификация поведения ведет к напряженности с коллегами и часто к отчуждению; но именно этот процесс способствует вступлению в новую группу. Слагаемые этого процесса могут меняться местами, не меняя его сути, так же, как не меняет ее то, что представляет собой новая группа — деловую организацию, клуб, страту; во всех случаях такое перемещение сопровождается усилением индивидуализма и часто сохранением возникшего при перемещении отчуждения.

Положительные и отрицательные последствия мобильности сказываются не только на индивиде, но и на обществе. Продвижение вверх тесно связано с экономическим развитием, интеллектуальным и научным прогрессом, формированием новых ценностей и социальных движений; движение вниз ведет к освобождению высших слоев от мало полезных элементов. Но всего важнее то, что усиленная мобильность способствует дестабилизации общества по всем его параметрам. Другой возможный результат — вытеснение наиболее способных членов общества из процесса мобильности или же за пределы данного общества как такового, что с неизбежностью сказывается отрицательно и на судьбе самого общества. От той или иной реакции общества на последствия мобильности зависит возможность или невозможность преодоления вызываемой ею нестабильности.

Закрытое общество, жесткой структурой препятствующее увеличению мобильности, тем самым противостоит и нестабильности. Гомогенность страт не вызывает здесь неизбежного антагонизма, вырастающего в классовые конфликты; ограниченные потребности и ценности способствуют сохранению статус-кво; низшая страта может быть совершенно несчастной в своих лишениях, но ощущать невозможность что-нибудь изменить до тех пор, пока мобильность вниз не превысит некоего предела, за которым перспективы могут мгновенно измениться, и революционные политические партии или движения получат мощную поддержку.

Что касается мобильности вверх, то в закрытом обществе она ограничена не только количественно, но и качественно, поэтому индивиды, достигшие верхов, но не получающие той доли социальных благ, на которую они рассчитывали, начинают рассматривать существующий порядок как помеху к достижению своих законных целей и стремятся к радикальным изменениям. Среди лиц, мобильность которых направлена вниз, и закрытом обществе часто оказываются те, кто по образованию и способностям более подготовлен к руководству, чем основная масса населения, — из них и формируются вожди революционного движения в тот период, когда противоречия общества приводят к конфликту в нем классов. Не обладая властью для проведения необходимых обществу изменений, они ищут поддержки масс, поэтому в проповедуемой ими идеологии обычно содержатся универсальные призывы к равенству и братству. Таким образом, в закрытой системе образуется две, в конечном счете объединяющиеся группировки, отвергающие существующий общественный строй.

В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, мешающих продвижению вверх, те, кто поднимаются вверх, имеют тенденцию отходить от политической ориентации класса, из которого они происходят, и принимать политическую окраску класса, в который они перешли. Аналогично выглядит поведение тех, кто снижает свое положение. Таким образом, те, кто поднимаются в высшую страту, менее консервативны, чем ее постоянные члены, но более консервативны, чем постоянные члены низшей страты. С другой стороны, «сброшенные вниз» являются более левыми, чем стабильные члены верхней страты, но не в такой мере, как стабильные члены низшей страты. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества.

Но пополнение правящего класса из лучших представителей всех слоев общества, теоретически не представляющее проблемы в наиболее открытой системе, на самом деле не может быть реализовано, так как господствующие обычно стремятся сохранять максимальный контроль над социальными благами, выдвигая барьеры законов и обычаев для сокращения возможностей продвижения выходцам из низов. При этом, естественно, возникают такие дилеммы, которые вытекают из понимания пользы, какую могут принести исключительно способные члены низших страт, если их допустить в верхние слои, и какую последним принесет социализация этих людей, или из понимания того, что максимальная закрытость правящего класса делает его неспособным к решению задач, стоящих перед обществом; наконец, из того, что при высокой степени закрытости верхов неизбежно появляются диссиденты, возникает угроза революционного движения.

Разница между открытыми и закрытыми обществами в этом плане лишь в большей или меньшей остроте проблемы соотношения между потребностью общества в неограниченной мобильности его членов и возможностью, предоставляемой правящим классом.

Резко отрицательную оценку возможностей индивида в области социальной мобильности в условиях французского общества дал Д. Марсо в книге «Классы и статусы во Франции», которая имеет красноречивый подзаголовок «Экономические изменения и социальная мобильность».

Эти выводы подтверждаются исследованиями Д. Берто, который в одной из своих ранних работ (Судьба людей и классовая структура, 1977) показал, что лишь небольшая часть служащих повышает свой социальный статус, а 41% детей служащих становятся рабочими. Кроме социального происхождения, во многом определяющего социальное положение людей, Берто указывает и на другие факторы, формирующие социальные биографии индивидов. Видный французский социолог Э. Претесей по существу объяснил эту иммобильность качественными разрывами в потреблении между социальными классами, закрепляющими их представителей в своей культуре».

Социальная инертность в современных обществах во многом определяется стратегией воспроизводящих свое господство высших классов или их консервативной части. Они используют в этих целях политическую систему, различные социальные институты (налогообложения, социального страхования и т. д.). Важную роль в этом отношении выполняет и система образования.

4. Социальная мобильность в этакратическом обществе

Особого внимания заслуживают проблемы мобильности в бывшем СССР и других странах «реального социализма». С одной стороны, официальная пропаганда в этих странах утверждала, что в них достигнуто или почти достигнуто полное равенство шансов на продвижение и занятие всеми видами труда для выходцев из любой социальной или национальной группы. Правда, при этом находились под табу все сведения, скажем, об учащихся привилегированных спецшкол или, например, о социальном происхождении студентов Института международных отношений. К тому же демагогически утверждалось, что самая почетная позиция в обществе — быть рабочим. О противоречии между последним утверждением и идеей равенства шансов на продвижение умалчивалось.

В СССР период существования этакратической системы совпал с процессами интенсивного промышленного развития и урбанизации. Эти процессы, по определению польского социолога Януша Зюлковского носили патологический характер, но тем не менее фактом остается, что если в 1922 г. доля городского населения составляла в СССР лишь 16%, да и большая часть этих горожан вела по преимуществу полукрестьянский образ жизни, то к моменту распада Союза, т. е. к 1991 г., городская часть жителей страны достигла 66% к общей численности населения, а в собственно России — 74%. К этому же времени из примерно 130 млн. работающих свыше 42 млн. были заняты преимущественно умственным трудом. Если добавить к сказанному многомиллионные репрессии и гигантские жертвы времен Второй мировой войны, то очевидны и такие последствия всего случившегося как грандиозные масштабы социальной мобильности. Отзвук их, постепенно угасавший в 60—80-е годы, все же сказался на всем протяжении существования советского режима.

В качестве примера приведем сведения из опроса, проведенного под руководством автора главы, в самый канун потрясений второй половины 80-х-начала 90-х годов.

Данные таблицы показывают стабилизацию стратификационной иерархии, умеренный масштаб социальной мобильности, возрастание преемственности в социальном статусе.

Таблица 2.
Социальный состав трех поколений горожан (Казань, 1983 г.)

Отец на начало т py довой деятельности респондента

Респондент на начало своей трудовой деятельности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *