Семья как институт культуры

Семья как социально-культурный институт

Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный социально-культурный коллектив детей и взрослых, естественную среду их духовного развития.

Прямо или косвенно центр тяжести социально-культурной деятельности затрагивает весь общественный функционал семьи, в структурную архитектонику которого входят такие функции, как репродуктивная и экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая. В общественной социально-культурной практике не могут игнорироваться многие другие ролевые функции семьи: эмоциональная, сексуальная, рекреативная и досуговая. Социально-культурная среда дает возможность каждой из семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный социальный контроль, всегда оставаться центром духовного общения, формирования полезных взаимодействий.

Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.

Круг социально-педагогических проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее социально-культурном уровне. Это прежде всего проблемы количественного и качественного дефицита социальных связей и общения родителей и детей внутри и вне семьи. Это отсутствие постоянной и эффективной диагностики способов и приемов интеллектуального, физического и психического развития детей в семье. Это нехватка устойчивых навыков и форм коллективного семейного досуга и культурного сотворчества. Это недостаточная социально-психологическая культура родителей и детей как причина семейных конфликтов и взаимного недопонимания.

Многие проблемы быта и досуга семьи связаны с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищные проблемы, условия проживания. Экономические трудности современных семей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых, настолько остры, что на их фоне эффективность государственной системы материальной помощи малообеспеченным семьям выглядит крайне неутешительно.

Существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, межсемейные отношения.

Неравноценность позиций родителей наблюдается и в уровне их руководства культурным развитием детей в семье. Здесь родители: а) активно и систематически занимаются культурным ростом ребенка; б) влияние на духовное развитие детей осуществляется крайне слабо, эпизодически, от случая к случаю; в) в культурном развитии полный самотек, дети фактически предоставлены сами себе; г) родители оказывают дурное, негативное влияние на культурный облик ребенка.

Результаты исследования существенно расширяют представления о досуговой деятельности как важном факторе преодоления прогрессирующей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализации внутрисемейных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создания благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга. В системе семейного досуга наблюдается тенденция перемещения ориентации семьи от сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере активной деятельности. Несомненно, подобная тенденция способствует саморазвитию и самоутверждению семьи, обеспечивает ей право на свободу воли и выбора, свою систему ценностей.

Опыт организации семейного досуга свидетельствует о неоспоримых преимуществах не стандартной, а многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой заложено создание условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности.

Вот почему одним из приоритетных направлений государственной семейной политики должны стать не только меры по укреплению материально-бытового положения семьи, но и система конкретных действий по социально-культурной и психологической реабилитации семей, находящихся по разным причинам в сложных, порой экстремальных ситуациях.

В реализации этих направлений государство опирается как на общественные институты, так и на развитую сеть воспитательных, социально-культурных центров.

Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, развитие рекреационной, воспитательной функции этого социального института, является уровень организации, содержание досуга, наличие свободного времени и возможностей для его использования.

Проведенные исследования выявляют целый ряд факторов, влияющих на настроение, виды и формы проведения досуга: условия труда, недостаточно развитая социальная инфраструктура, физические, эмоциональные, психологические перегрузки, особенно женщин, на производстве, в быту, в брачно-семейных отношениях, низкий уровень материально-технической базы досуга, степень обеспеченности помещениями для развертывания семейных клубов, музыкальными инструментами, инвентарем для любительских объединений, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, кинофотоколлективов и др.; сокращение объемов бюджетного финансирования культурно-досуговой сферы и одновременное возрастание платных услуг в этой сфере.

Недооценка, невнимание к нуждам семьи не ослабляют, а, наоборот, многократно обостряют проблемы современной экономической, социальной, культурной ситуации, характерной сегодня для жизни миллионов семей. В этих условиях от государственных и общественных структур, задействованных в социально-культурной сфере, от социальных работников, социальных педагогов, организаторов семейного досуга требуется принципиально иная парадигма мышления и поведения.

Культурно-досуговая сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий.

В результате осуществления социально-культурных, досуговых программ (муниципальных, межведомственных, отраслевых и т.д.), как показывают исследования, иногда довольно существенно сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий.

В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В отличие от многих областей социальной среды с ярко выраженной поисковой, исследовательской направленностью в социально-культурной сфере приоритет отдается активному деятельностному подходу в семейном воспитании, реализации семьи как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры, здоровья, гуманизма, нравственности. Сферу семейного досуга мы рассматриваем и оцениваем через парадигму действия, которая практически переносится нами на каждую семью. Социально-культурная деятельность, по существу, представляет собой бесконечное поле для политического, социального, культурного творчества каждой семьи, развития творческих традиций народной семейной педагогики.

В современной обстановке, когда экономические, социальные, межнациональные катаклизмы, лихорадящие общество, не оставляют в стороне практически ни одну семью, социально-культурная деятельность в состоянии выполнить важнейшую общественную миссию: оставаясь незаменимым средством досуговых, культурно-творческих контактов, межсемейных, межнациональных отношений, она может эффективно реализовать себя как фактор гражданского мира в масштабах и государства в целом, и самого малого социума. В культурно-досуговой сфере, объединяющей семьи и граждан разных социальных групп, профессий, национальностей, совершенно естественно, закономерно и эффективно работает механизм согласия, а не конфронтации. Этот механизм находит благодатную почву в многочисленных досуговых, в том числе неформальных, семейных общностях, в актах милосердия и благотворительных акциях, в сотрудничестве разных возрастов и поколений, в обширной социально-профилактической и реабилитационной работе. Механизм согласия достаточно эффективен для того, чтобы снять возможные очаги напряженности как в отдельных семьях, так и в крупных многонаселенных общностях.

Резервы многочисленных социально-культурных институтов в их воздействии на семью и сферу семейного досуга используются далеко не в полной мере. Отсюда противоречия между подлинными возможностями этих институтов и степенью их реализации в семейной среде, между досуговыми интересами, предпочтениями семьи и реальными экономическими, материальными условиями их удовлетворения.

Для решения этих противоречий необходимо, во-первых, максимально использовать все резервы социально-культурных институтов, приближенных к семье; во-вторых, добиться координации их деятельности в комплексном воздействии на семью. Необходима четкая согласованность всех учреждений и организаций социума, не «развертывающих» семью на свои мероприятия, а планомерно, общими усилиями объединяющих семьи для проведения совместной деятельности.

Каждая семья, бесспорно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. В то же время матери занимаются с детьми в несколько раз больше, чем отцы. В досуговои деятельности преобладает ориентация главным образом на детские, а не на общесемейные формы и виды. Общесемейный досуг, таким образом, еще не стал устойчивой привычкой.

Между тем современная семья испытывает острую потребность в многообразии, вариативности мышления и поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговои деятельности и социально-психологических отношений, тяготением к нестандартным досуговым занятиям. Однако далеко не каждый культурно-досуговый центр оправдывает эти ожидания.

В условиях рыночных отношений и новых форм собственности семья, женщина в семье, сфера материнства и детства особенно остро нуждаются в продуманной программе материальной, экономической, социальной и социально-психологической поддержки. И следует отметить, что сейчас многое делается в этом плане различными государственными учреждениями, общественными и частными фондами.

Социально-культурная деятельность дает необходимый эффект только в том случае, если она направлена на семью как общность. Усилия всех служб необходимо направить на семью как коллектив, на организацию совместной социально ориентированной досуговой деятельности родителей и детей.

Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых «Умелые руки», изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.

Развитию внутрисемейных контактов способствует создание ролевых объединений типа «Старший брат», «Старшая сестра», «Мать и дитя». Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д.

Уже в настоящее время есть все предпосылки для выведения семейных клубов на орбиту классического семейного воспитания, превращения их в основную ячейку педагогического, социально-культурного всеобуча населения. В этих целях правомерна постановка перед муниципальными органами вопроса о дополнительном материально-финансовом стимулировании действующих семейных клубов. Заслуживает внимания практика организации совместно с органами культуры и народного образования региональных, общесоюзных, телевизионных конкурсов и встреч семейных клубов разного профиля на базе выставочных комплексов, парков, зон отдыха, культурно-досуговых центров. Некоторые вузы и училища культуры создают на основе самоокупаемости центры (пункты) по оказанию консультативной помощи семье по проблемам культуры и досуга, здоровому образу жизни.

Особую актуальность в организации семейного досуга микрорайона приобретает родительская общественность. В этом отношении наряду с родительскими комитетами в учебно-воспитательных учреждениях заслуживает внимания опыт создания единого родительского общественного органа микрорайона, объединяющего усилия родительских активов школ, дошкольных и внешкольных учреждений, других социальных институтов. Деятельность такого общественного формирования способствует повышению активности взрослых жителей социума, ответственности родителей за организацию досуга как собственных детей, так и всего детского населения микрорайона. Подобная «общная» система организации досуга в социуме хорошо зарекомендовала себя в практическом опыте деятельности семей США, Канады и других западных стран.

Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной и востребованной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педагогическом просвещении родителей, в организации психолого-педагогических семинаров в жилой среде. К их работе привлекаются учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов. Целенаправленная, планомерная работа семинара с четко разработанной программой и учетом возрастных особенностей детей и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педагогической культуры.

В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с родителями, и организаторы семейного досуга: социальные работники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей педагогической деятельности. Они могут получить ответы на интересующие их вопросы в консультационном пункте. Такой пункт создается при школе, досуговом центре, подростковом клубе или библиотеке. Работа консультационного пункта строится по двум основным направлениям: подбор специальной литературы, методических материалов, пособий для систематического использования; консультации специалистов в определенные часы (воспитатели-общественники или родители могут проконсультироваться у специалистов по вопросам семейного досуга, педагогического общения). В связи с широким распространением неформальных досуговых объединений и движений особое внимание в оказании психолого-педагогической помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и молодежными группами.

Источник

Семья как социальный институт культуры

СОДЕРЖАНИЕ

1.Семья как социальный институт культуры.. 3

2.Поселенческая (городская и сельская) культура. 7

3. Проблемы и перспективы глобализации культуры. 13

Список литературы: 16

Семья как социальный институт культуры

Одним из важнейших социальных институтов культуры является институт семьи. Традиционно семья определяется как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт культуры проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.[1]

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак — образование семьи;

2) начало деторождения — рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Семья как социальный институт в различных культурах принимает различные формы.

В связи с этим ученые выделяют ряд типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семья.

Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеют право иметь нескольких жен или мужей.

(В зависимости от структуры родственных связей выделяется простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке.

Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт культуры возникла с формированием общества.

Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами.

Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются муж и жена, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение.

Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер.

Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная, первая функция семьи репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане.

Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая—поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи,

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения—развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений.

Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений

Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий.

С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

2.Поселенческая (городская и сельская) культура;

Единого для всех городских поселений типа культуры не существует.

Города различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения и размерами, но также специализацией: текстильные города (Иванове), горной промышленности и шахтерские города (Кемерово), автомобильной промышленности (Тольятти), города науки или «наукограды» (Дубна), города-курорты (Сочи), «военные городки»-базы морского флота и сухопутных гарнизонов, религиозные центры (Сергиев Посад) и т.п. В каждом типе города свой уклад и тип культуры.

Общими чертами городская культура, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзала, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистски и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т.п.); наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью Г.К. выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами.

Характерная черта городской жизни и Городской культуры — транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте.

Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан.

Отсюда массовое увлечение садово-огородническим движением, не свойственное сельчанам.

Пригородный участок и дача сегодня — непременные атрибуты городской культуры.

Если для сельской культуры характерно триединство: единство места работы, места жительства и места отдыха, — то для городской культуры характерна обратная тенденция.

Большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спальных районах на окраине.

Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства.

Известный специалист по социологии культуры Л.Н. Коган предлагает различать понятия — сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе горожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие в селе, но не являющиеся крестьянами, и т. д.) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяйственным трудом и проживает на селе).

Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах, и только.

Они — носители этой культуры. Л.Н. Коган выделяет следующие особенности сельской культуры.

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года: «Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки, не знающая выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в основном на зиму и период межсезонья.

Поэтому такую большую роль в старой деревне всегда играла праздничная культура».

2. Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными.

Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность, все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, соседит, д.).

3. Плотный неформальный контроль заповедением каждого члена такой локальной общности.

Вся жизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни. Постепенно формируется дух сплоченной закрытой общины, где все за одного и один за всех.

Высокий уровень взаимоконтроля соседствует со столь же высокой степенью взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, действиями).

Неработающие соседи обеспечивают присмотр за детьми, когда родители находятся в поле, на сенокосе или ферме.

Принципы воспитания детей, выбор брачного партнера и иные ключевые вопросы подвергаются коллективному обсуждению.

По их поводу выносится общественное мнение, которое и служит основой принятия индивидуального решения.

4. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом

Обращение на «Вы» считается городской чертой, признается «тыканье» и обращение друг к другу по имени (часто уменьшительному: Федька — Васька) или только по отчеству, которое выполняет функцию имени (Иваныч, Кузьмич).

5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий.

Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной.

6. Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, покидал границы своей деревни.

Их жизнь небогата историческими и общечеловеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизни.

7. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности.

Как показало исследование «Телевизионная аудитория», проведенное уральскими социологами под руководством Л.Н. Когана, даже просмотр телепередач происходит коллективно — всей семьей или дружеской компанией.

8. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.

9. Ограниченный культурный выбор.

Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т. п.), ограничивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молодежи, развитый культурный вкус, разносторонние потребности, умение выбирать среди нескольких фильмов или передач лучшее.

В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сельский репертуар включают то, что не идет в городе или давно уже не в моде.

10. Раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало иное отношение к физкультуре.

На селе мало кто занимается дополнительными узкофункциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья.

В результате в значительной мере теряется организованная ритмика рабочего дня, способность рационально подходить к затратам времени, к своему здоровью.

Культурный лаг — разрыв в культурном уровне между городом и селом — в итоге достигает катастрофических размеров.

Правда, с массовым распространением телевидения былое культурное отставание быстро сокращается.

В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показывают социологические исследования, уже не служит основной причиной миграции в город.

Когда закрытая деревенская культура после многих лет отставания вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого высокого качества.

В 90-е годы в деревню широким потоком хлынула низкопробная «массовая культура» — порнографические и примитивно-приключенческие видеофильмы.

И прежде село иногда напоминало «сточную канаву» городской культуры, однако в советские годы поток низкопробной продукции сдерживали идеологические ограничения и партийный контроль

В годы экономических реформ никаких препятствий на этом пути нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *