Северный народ как называется
Коренные народы Севера
Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) — название коренных малочисленных народностей России, проживающие преимущественно на Крайнем Севере.
Ареал обитания крайне обширный, от долган и нганасан на Таймыре на севере до удэгейцев на юге, от чукчей и алеутов на востоке до ненцев и саамов на западе.
Малые народы Севера являются полноценными гражданами РФ, однако, есть налоговые и иные послабления живущим традиционным способом общинам.
Численность народов в последнее время изменяется незначительно. Однако, количество носителей языков уменьшается из-за ассимиляции.
К малым народам Севера относятся: [1]
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Коренные народы Севера» в других словарях:
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — Девушки ханты, представители одного из коренных народов Сибири Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее малочисленные народы Севера) народы численность … Википедия
Народы Севера — Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) название коренных малочисленных народностей России, проживающие преимущественно на Крайнем Севере. Ареал обитания крайне обширный, от долган и нганасан на Таймыре на севере… … Википедия
Коренные малочисленные народы Севера — в РФ народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. См. также: Национальная… … Финансовый словарь
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ — коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее малочисленные народы) народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие… … Официальная терминология
Коренные народы — Представительница одного из коренных народов Европы, саамов, Айли Кескитало, президент Саамского парламента Норвегии в 2005 2007 годах … Википедия
Коренные малочисленные народы Севера — народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Федеральный закон от 19.06.96… … Словарь юридических понятий
Малые народы Севера — Ламинарный доспех коренных народов Cибири конструкция за спиной «крыло» (ламинарный щит наруч) Малые народы Севера (также употребляется термин Коренные народы Севера) название … Википедия
Коренные малочисленные народы — Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы,… … Бухгалтерская энциклопедия
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими образованиями. В РФ в настоящее время проживает 30 К.м н.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ — понятие, употребленное в Конституции РФ. Согласно ст. 69, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В… … Энциклопедический словарь конституционного права
Народы Севера
Коренные народы Севера России — это представители 17 разных народов.
В целом, народы Севера — это обобщающее название для людей исторически проживающих севернее северного полярного круга. По данным последней переписи населения, их насчитывается около 260 000 человек.
К коренным народам Севера России относятся: Алюторцы, Долганы, Коряки, Кеты, Коми, Тувинцы, Манси, Нанайцы, Ненцы, Нивхи, Ханты, Чукчи, Чуванцы, Шорцы, Энцы, Эвенки, Эвены, Якуты.
Первые жители, которые пришли на эту землю более 30 000 лет назад, так и остались здесь. В настоящее время, коренные народы Севера России немногочисленны. Каждый из этих народов — самобытен. Они отличаются друг от друга индивидуальным родным языком, традициями, привязанностями, культурными и социологическими институтами и ценностями.
Коряки
Самоназвание — нымыланы. Традиционное занятие для кочевых коряков – крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. Для оседлых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство.
Традиционная коряков этого коренного народа Дальнего Востока одежда шилась из шкур молодых оленей: мужская верхняя – кухлянка и женская – керкер, мехом внутрь и наружу. Она обильно украшалась орнаментом и различными опушками и подвесками. Капоровидные головные уборы орнаментировались разноцветным бисером, нашивавшимся на мех в виде полосок и кружочков, а также бисерными низками и меховыми кисточками.
Питались оленные коряки вареным мясом оленя, употребляли кору ивы и морскую капусту. Береговые жители ели мясо морских зверей, рыбу. С XVIII века появились покупные продукты — мука, рис, сухари, хлеб и чай.
Ненцы
Самоназвание — ненэць, что переводится как «человек» было введено в официальное употребление в 1930 г. Традиционное занятие ненцев — оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Помимо выпаса оленей зимой охотились на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя.
В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном — глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь, штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь.
Основная пища — мясо оленей, чаще всего в сыром и вареном виде, а так же рыба, хлеб. Напиток — чай.
Ханты
Самоназвание — ханти. В тундре и лесотундре основным занятием народа ханты, было кочевое оленеводство в сочетании с охотой. В таежной зоне большое значение имела мясная охота, дополняемая таежным оленеводством. В южных районах Прииртышья, а в XX в. и на Оби разводили овец, коз, свиней, домашнюю птицу, ныне выращивают картофель, овощи. Важное значение имело рыболовство.
У хантов выражен культ медведя. Клятва на шкуре, голове или лапах медведя считалась самой сильной. С этим культом был связан комплекс обрядов, получивший название медвежьего праздника.
У северных хантов-оленеводов зимой мужчины носили глухую малицу из шкуры оленя мехом внутрь с ситцевым чехлом cверху, капюшоном и пришитыми рукавицами.
Чукчи
Самоназвание — луораветланы, что переводится как «настоящие люди». Чукчи делятся на оленных — тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых — оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами. Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, но со временем они освоили оленеводство, которое стало основой их хозяйства. Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита.
Одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьётся из меха пыжиков и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи, таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки.
Основу питания чукчей составляло отварное оленье, тюленье, китовое мясо. Чукчи также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы, морскую капусту, щавель, моллюсков и ягоды. Помимо традиционного мяса, в пищу шла кровь и внутренности убитых животных.
Эвенки
Самоназвание — эвэнк, эвэн. Главными отраслями хозяйства были охота на копытных, пушного зверя, сезонное рыболовство и транспортное таежное оленеводство, обусловившие полукочевой образ жизни.
Зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю — из ровдуги или ткани. Мужской и женский костюм включал распашной кафтан с двумя широкими складками сзади, завязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади, пояс с ножнами, штаны-натазники, ноговицы. Обувь — унты.
Ели мясо диких животных и рыбу. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое — с брусникой, густой мясной суп с кровью, колбасу с жиром, кровяную колбасу, суп из сушеного мяса, заправленный мукой или рисом с толченой черемухой, мороженую рыбу, вареную рыбу, растертую с сырой икрой.
Эвены
Самоназвание — эвены. У эвенов в горно-таежной зоне преобладало верховое и вьючное оленеводство. Эвены вывели свою породу домашнего оленя, отличающуюся большим ростом, силой и выносливостью. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи, женщины — выделкой шкур, изготовлением одежды, спальных принадлежностей, вьючных сум, чехлов.
Основным элементом мужской и женской одежды одинакового кроя был распашной кафтан из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Борта и подол обшивали меховой полосой, а швы покрывали полоской, орнаментированной бисером. Поскольку борта кафтана не сходились на груди, обязательным дополнением к нему служил нагрудник длиной до колен, иногда сшитый из двух кусков — нагрудника и передника.
Традиционной пищей были оленина, мясо диких животных, рыба, дикорастущие растения. Основное мясное блюдо — отварное мясо, рыба, порошок-мука из сушеной рыбы, квашеная рыба, строганина и др. Заготавливали коренья, которые употребляли в отварном или сыром виде с оленьим мясом. Напиток — привозной чай, а также цветы, листья и плоды шиповника, листья иван-чая.
Якуты
Самоназвание — саха. Традиционное занятие — разведение крупного рогатого скота и лошадей. Жили якуты сезонными поселениями. Зимние из 1 — 3 юрт располагали вблизи, летние до 10 юрт — у пастбищ.
В пищу употребляли молоко, мясо диких зверей, конину, говядину, оленину, рыбу, съедобные растения. Чаще всего варили мясо, жарили печень, готовили зразы, похлебку из потрохов, суп с грудинкой, уху из карася, фаршированного карася, оладьи из икры, строганину.
Национальная одежда этого коренного народа Севера России состоит из однобортного кафтана сон: зимой — мехового, летом — из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у богатых — из ткани, который шили из четырех клиньев с добавочными клиньями у пояса и широкими, собранными у плечей рукавами, коротких кожаных штанов, кожаных ноговиц и меховых носков.
Народы севера
Народы Севера
под этим понятием обычно обобщают коренных обитателей Сибири, Дальнего Востока. Большинство народностей малочисленны, и являются носителями древнейшей культуры. Выделяют следующие этносы — Коми (350 тыс. чел.), Манси (12 тыс. чел.), Ханты (31 тыс. чел.), Ненцы (45 тыс. чел.), Энцы (237 чел.), Долганы (5.5 тыс. чел.), Кеты (1.5 тыс. чел.), Эвенки (77 тыс. чел.), Эвены (22 тыс. чел.), Якуты (480 тыс. чел.), Чукчи (16 тыс. чел.), Чуванцы (1.3 тыс.чел.), Карелы (89 тыс.чел.). Самобытность этих земель, людей, представляющих коренное население данной местности, не может оставить равнодушным никого. Над изучением быта, истории, трудятся сотни ученых, работает Институт народов Севера, основанный в 1925 г, который находится Санкт-Петербурге. Живут эти люди фактически по своим древневековым устоям. Первыми поселенцами на территории Сибири принято считать самодийцев. Эта народность считается самой древней, от них пошли другие народности проживающие на Дальнем Востоке.
Поведенческая модель у этих народностей оттачивалась сотнями лет, что удивительно, все сохранилось практически в первоначальном виде. Причина тому, территориальная отдаленность и социальная замкнутость. Поведенческая модель обусловлена климатом и особенностями природы Севера.
Жизнь на этих территориях проходит размерено и монотонно. С недавних пор, народы Севера находятся под протекцией Федеральной программы защиты. Благодаря этому, стало возможным приостановить ухудшение демографической ситуации в регионе. На данный момент, программа работает, преференциями пользуются десятки тысяч человек ежегодно.
Наиболее многочисленные народы севера
Якуты
— народность Севера, территориально проживающая в Дальневосточном Федеральном Округе, республики Якутия. Старинное название уранхай. Колоссальное культурное наследие, оставленное предками якутов, находится в музеях по всему миру (древний эпос Олонхо и тд.). Якуты еще прекрасные охотники и целители. В древних текстах народных целителей описаны рецепты, которые успешно используются и в современной медицине. Численность якутов на данный момент составляет около 500 тыс. человек. Проживают якуты на территориях: Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Также якуты известны своим струнно-смычковым инструментом — кырыымпой, якутским ножом (батыйа) и древней аборигенной породе собак — Якутской лайке. Которая, кстати, выведена якутами.
Тувинцы
согласно переписи населения, насчитывается около 300 тыс. человек. Старинное название сойоны. Проживают на территории Республики Тува, Красноярском крае, Новосибирской и Тоской областях. Многочисленная группа тувинцев исповедует буддизм. Также в среде тувинцев исповедуется шаманизм. Тувинцы еще проживают в Монголии и КНР. Тувинцы славятся своей породой лошадей (выведенной для скачек). В республике Тува проходят скачки, развиваются конные виды спорта. Тувинцы выступают на международных состязаниях по сумо. Благодаря тому, что хуреш — традиционная вольная борьба среди местных жителей, сродни японскому сумо. Тувинское горловое пение — культурное достояние саянской группу тюркских языков.
Алтайцы
группа делится на южных и северных алтайцев. Алтайцев согласно переписи населения около 70 тыс. чел. Исповедуют буддизм и шаманизм. Происходят от енисейских кыргызов. Культура и мифология основывается на общетюркской. Алтайцы имели свою письменность еще в середине XIX. Алтайцы, исконно занимаются кузнечным делом, охотой на пушных зверей, рыболовством и собирательством. Основным занятием является разведение лошадей. Они великолепные целители, в регионе произрастают различные целебные травы, коренья. Рацион алтайцев довольно типичный — вяленая рыба и конина, твердые сыры.
Ненцы
Шорцы
— коренной народ Севера, численность около 13 тыс. человек. Родственные народности — алтайцы, чулымцы, хакасы, киргизы, телеуты. Общаются шорцы на русском и шорском. Исповедуют классические для этой территории религии — шаманизм, православие и анимизм. Более половины считают русский язык своим родным. Этно-культура сформировалась в VI—IX веках. Издревле шорцы занимались добычей железной руды. Постепенно шорцы урбанизируются и перебираются в городскую черту. В крови у шорцев остались навыки собирателей и охотников. Они зарабатывают на жизнь ловлей рыбы ценных пород, охотой на пушного зверя (белки, лисицы). Большая часть шорцев проживают в юго-восточной части Западной Сибири
Манси
— один из малочисленных народов крайнего Севера. Однако, численность с каждым годом растет. По состоянию на 2002 год — 12 тыс. человек. Около 200 человек проживают на севере Свердловской области. В начале прошлого века мансов называли вогулами. Большинство мансов приверженцы христианской религии, остался также шаманизм. Мансы занимаются рыболовством на Оби, Северной Сосьве. Принято считать, что культура мансов образовалась в результате слияния уральской неолитической культуры и угорских племён. Манси делятся на экзогамные фратрии, по сути, — родовые братства. Народное творчество представлено этническим орнаментом.
Малочисленный народ. На 2010 год численность составляла 237 человек. Основное занятие оленеводство. Вероисповедание шаманизм.
Чукчи
коренное население Чукотки. Численность примерно 12 тыс. человек. Чукотский язык( чукотско-камчатская языковая семья). Более 60% владеют русским языком. Основное занятие кочевое оленеводство.
Эвены
сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам. Численность
22 тыс. человек. Говорят на эвенском языке. Более половины владеет русским.
Ненцы – “самояды” северного края
Ненцы принадлежат к одному из северных народов, причём они подразделяются на две группы. Представители ненецкого этноса, населяющие Архангельскую область, называются европейскими ненцами, а вот в Тюменской области и Красноярском крае живут их сибирские соплеменники.
Несмотря на то, что ненцы остаются достаточно цельным народом, различия в регионах проживания всё-таки остаются заметными. Сегодня в России насчитывается около 41 тысячи ненцев, а интерес к этому народу возрастает с каждым днём. Это неудивительно, ведь его представители являются хранителями старинной культуры и самобытных традиций. Как же построена жизнь современных ненцев? Чем интересны их племена? Как жили их предки?
Тайны названия
Ненцы являются одним из народов побережья Северного ледовитого океана. Их земли простираются от Кольского полуострова до Таймыра. Упоминания об их племенах встречаются ещё у летописца Нестора в «Повести временных лет». В числе прочих народов Севера он перечисляет и ненцев.
В старину их часто называли “самоядами”. Согласитесь, слово не слишком привлекательное, да и значение имеет далеко не позитивное – “поедающие самих себя”. Как считают исследователи, появление этого названия было связано с рядом ненецких традиций людоедства, обусловленных выполнением религиозных ритуалов.
Ненцы (самоеды), первая половина XX века.
Местонахождение: Научный архив РГО
Есть мнение, что в суровом северном климате предки современных ненцев старались найти источник пищи всюду. Они поедали более слабых соплеменников – это помогало выжить остальной части общины. Обычай, что мог показаться диким другим народам, для ненцев был священным действом.
Впрочем, существует и иная гипотеза, объясняющая значение слова “самояд”. Это слово напоминает использующееся ныне “сырояд”, обозначающее человека, употребляющего сырую пищу. Не исключено, что ненцы в старину также питались сырыми продуктами, которые можно было заготовить впрок и долго хранить.
Густав-Теодор Паули «Мезенские ненцы (самоеды)»
Из книги «Этнографическое описание народов России»
А вот привычный нам этноним “ненцы” с местного наречия переводится как “настоящие люди”. Активно использоваться именование стало с прошлого века, после чего стало официальным определением народности.
Традиционные занятия
Появление русских на ненецких землях значительно повлияло на уклад жизни и культуру племён. Однако основные традиционные занятия остались прежними. К ним причисляют оленеводство, охоту и рыболовство. Издавна жизнь народа неразрывно связана с оленями. Об этом красноречиво говорит самоназвание ненцев, что именуют себя “детьми оленя”.
Олени – не только источник пищи для людей, но и верные товарищи, без которых выжить в суровых северных условиях невозможно. Ненцы ездят на оленьих упряжках, используют оленьи шкуры в качестве утепления жилища и одежды, готовят множество блюд из оленины.
Даже сегодня на ненецких землях распространена традиция класть младенца в люльку, устланную мхом, а затем накрывать малыша шкурой оленя. Считается, что такой обряд помогает ребёнку защититься от тёмных сил и болезней, наделяет младенца силой и здоровьем. Олень действительно был и остаётся священным животным ненцев.
Ненцы у чума, 1913 год
Местонахождение: Национальная библиотека Норвегии
Жилище ненцев
Как и их предки, современные представители ненецких племён строят чумы. Они представляют собой конусообразное строение, основой которого служат жерди (их должно быть ровно сорок штук). Поверх жердей укладываются оленьи шкуры, которые оберегают обитателей чума от мороза и ветра. Для покрытия оного чума в зимнее время потребуются шкуры 65-70 оленей.
Для ненцев чум – не просто жилище, где можно согреться, поесть и отдохнуть. Это – миниатюрная Вселенная, что принадлежит каждой семье. В чуме существует старинный принцип размещения вещей, порядок, который нельзя нарушать. Ненцы верят, что гармония в чуме помогает обрести мир и с окружающей действительностью.
Кроме того, по форме чума можно определить достаток семейства. Если вы увидите остроконечное строение, можете быть уверены: в нём живёт небогатая семья. У самых состоятельных ненецких родов чумы имеют тупоконечную форму.
Внутри чума у ненцев / © Роберт Талипов / rgo.ru
Внешность ненцев
Широкое расселение ненцев позволило выделиться из этноса нескольким группам, значительно различающимся между собой в антропологическом плане. У этого народа встречаются как европеоидные черты, так и монголоидные внешние признаки, что связано с процессами смешения, что происходили в период формирования этноса. Доля монголоидности снижается по мере ухода от востока к западным землям ненцев.
Путешественник XVII века Пьер-Мартен де-Ламантиньер, посетивший северные земли, так описывал народ:
“Самоеды ещё коренастее, чем лапландцы и борандайцы, имеют также довольно большие головы, лицо — плоское, нос — шире и курносый; они не имеют почти никакой растительности [на лице] и землистый цвет [лица]. Одежда мужчин состоит из круглой курчавой шапки, как бы сделанной из бараньей шкурки, из штанов и верхнего платья из шкур белых медведей… на башмаки надевают они род коньков из древесной коры [лыжи], длиною в два фута, наподобие гондолы; на них они очень быстро двигаются по снегу, которого так много на горах”.
С давних времён ненцы были известными мастерами по изготовлению транспортных средств, позволяющих передвигаться по снегу. Знания предков сохранились до наших дней. Ненецкий народ и сегодня используется упряжки нарты, позволяющие быстро пересекать заснеженные просторы. Эта и многие другие особенности быта характеризуют ненцев как хранителей культуры и принципов своего народа.
Ненцы — старинные жители Севера
Ненцы являются самодийским народом России и подразделяются на сибирских (азиатских) и европейских. Из всех коренных малочисленных народов Севера России ненцы самый многочисленный. В мире проживает около 45 000 ненцев и все они населяют территории Российской Федерации.
Народ поделен на две группы: лесных и тундровых. Вторая группа представляет большинство, лесных всего 1500 человек.
Где живут
Народ проживает на территории евразийского побережья Северного Ледовитого океана, от Кольского полуострова до Таймыра. Европейские ненцы живут в Архангельской области, в Ненецком автономном округе. Сибирские расселены на территории Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае, в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе. Небольшими группами народ проживает в Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе, Архангельской и Мурманской областях.
Название
Этноним ненцы переводится как «настоящий человек» и закрепился за народом с 1930-х годов. Другие наименования народности ненэч, ненэй, хасово, нещанг. Устаревшие названия: самоеды, юраки.
Ненецкий язык принадлежит к самодийской группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта:
В конце 19 века были выпущены первые книги на ненецком языке, на основе русского алфавита, но без нескольких букв. Первый ненецкий алфавит был создан в 1931 году на латинской основе. В 1937 году он был переведен на кириллицу. Сначала это был русский алфавит с добавлением знака «’» и диграфа «нг», который в 1950 году был заменен на букву «ӈ». Дополнительно был введен знак «“». Более 70% ненцев считают ненецкий язык родным.
Религия
Традиционная религия — анимизм. Ненцы верили, что весь мир наполнен духами, у озер, рек и явлений природы есть духи-хозяева. От них зависит жизнь человека и удача в промыслах. Ненцы приносили духам пожертвования, чтобы сдобрить их. Духи подразделялись на два типа:
По представлению народа, Вселенная поделена на три мира, которые вертикально располагаются друг над другом: Верхний, Средний и Нижний. Верхний мир состоит из семи небес и располагается над землей, там живут божества. Средним является сама Земля, где живут люди и различные духи. Земля плоская и окружена морем. Под землей находится Нижний мир, в нем семь ярусов, на которых обитают злые духи. На первом ярусе живут духи сихиртя, для которых земля является небом. Они пасут земляных оленей «я-хора».
На небе живет создатель вселенной по имени Нума. Он управляет временами года, холодом и теплом, бурями, ветром. У создателя есть жена и сыновья. Каждый год ненцы поднимались на возвышенное открытое место и приносили в жертву Нуму белого оленя. Мясо съедали, голову с рогами надевали на кол и ставили мордой на восток.
В подземном мире живет его владыка Нга. К нему попадают души людей после смерти. В Среднем мире правят две покровительницы: грешница Парны-Не и светлая мать Земля Я-Небя.
Олени дают народу мясо и жир для питания. Часто оленину засаливают и хранят долгое время. Такое мясо едят сырым, коптят, вялят. Ненцы в свежем виде употребляют в пищу почки, печень, кровь оленей. Изысканной пищей считается для них язык, часть желудка сычуг, сердце. Чтобы выживать в суровых условиях, народ употребляет кровь и мясо в сыром виде, эти продукты не только утоляют голод и жажду, но и насыщают организм полезными веществами, витаминами В2 и С, которых в мясе оленя содержится немалое количество. Поэтому ненцы никогда не болеют цингой.
Деликатесом считаются молодые рога оленя — панты. Их хрящи наполнены кровеносными сосудами. Ненцы употребляют в пищу перегнившее мясо (копальхен). Из рыбы делают колотушку — сильно замороженную рыбу, которую разбивают целиком об стол.
Едят, кроме оленины, говядину, свинину, морских зверей, пресноводную рыбу, которую тушат или варят. Очень любят ненцы жареную на закрытом огне оленину. Это блюдо похоже на шашлык, только не маринованный. Строганину делают из сига, печени и оленьего мяса. Ненцы готовят суп с мукой, тушеное мясо с макаронными изделиями, блины с кровью. На гарнир обычно едят рис, макароны, овощи бывают в рационе довольно редко. Любимый напиток народа — чай, пьют морсы, компоты. Напитки готовят из ягод: морошки и черники. Варят кисель из ягодного сока с крахмалом. Хлеб предпочитают из ржаной муки.
Характер
Ненцы отличаются молчаливостью и скромностью. Они могут проигнорировать вопросы, которые им не понравились. Этот народ обладает своим внутренним миром, который иногда непонятен жителям современных мегаполисов.
Внешность
Одежда
Главное предназначение одежды ненцев — защищать от суровых морозов зимой и кровососущих насекомых в летний период. Для пошива одежды используется шкура оленя с мехом. Перед пошивом женщина сортирует сырье с учетом возраста животного. Важно, с какого участка туши была снята шкура. Особо ценится шкура 3-месячного теленка оленя, снятая в конце лета. Одежду украшают вышивкой и орнаментом.
Одежда женщин более сложная и состоит из распашной шубы паны. Верхнюю часть этой одежды делают из шкур, снятых с верхней части оленьих ног — камусов, мехом наружу. Нижняя часть шубы шьется из песцового меха вниз ворсом, к рукавам пришивают рукавицы. Паны украшают кантами и кистями из цветного сукна, меховой мозаикой. Поверх шубы надевают чехол из сукна с орнаментом. Подпоясывается верхняя одежда длинным тканевым поясом, богато украшенным кисточками и медью. В качестве головного убора женщины носят меховой капор сава, который не скрепляют с шубой.
Жизнь
Основными занятиями ненцев издавна являются оленеводство, охота и рыболовство. Они называют себя «дети оленя». Вся жизнь народа связана с оленями. Животные пасутся круглый год, следят за ними пастухи и собаки. На полуострове Ямал живут несколько тысяч оленеводов, которые держат около 500 000 оленей и ведут кочевой образ жизни.
Охотятся на росомаху, песца, лисицу, северного дикого оленя, горностая, глухаря, белую куропатку, гуся. Женщины занимаются пошивом одежды, сумок, покрышек, выделкой кожи, рубят дрова, готовят пищу, разжигают огонь и смотрят за детьми.
Малыши спят в люльках, которые наполняют сухим мхом. В качестве пеленок используют шкуры оленей. Девочкам мастерят кукол нухуко из клювов гусей или уток, пришитых друг к другу лоскутами. Мальчики играют с рогами и арканами, которыми ловят воображаемых оленей. С 4 лет их обучают готовить упряжь и управлять оленями.
Передвигаются на санях с оленьей упряжкой. Легковой транспорт делится на женский и мужской. Женские сани дополнительно оснащены боковой и передней стенкой для удобства езды с детьми. Мужские сани оснащены только задней спинкой сиденья. В сани садятся с левой стороны, управление осуществляется вожжами. Изготавливают упряжь из кожи морского зайца или оленя. Грузовые нарты запрягаются двумя оленями и из нескольких таких саней составляют караван.
Родовая структура ненцев состоит из двух фратрий:
Жилище
С древних времен все ненцы живут в чумах. Для народа чум представляет собой не только жилье, но и является моделью мира в миниатюре. Отверстие наверху символизирует связь с луной и солнцем, шесты — воздушную сферу, которая окутывает Землю. Считается, чем просторнее жилище, тем богаче семья. Достаток также определяют по вершине чума, которая у бедняков остроконечной формы, у состоятельных она тупоконечная.
В самом центре чума расположен очаг, где готовят еду. По обе стороны очага — спальные места, напротив входа в жилище расположены культовые предметы и посуда. Из мебели есть только большой стол. Вместо кроватей оленьи шкуры, которые расстилают на циновках поверх широких досок.
Установка жилища является сугубо женским занятием. Место, где будет располагаться жилье, выбирают в зависимости от времени года. Зимой чум ставят в месте, где он будет защищен от ветра, летом устанавливают на проветриваемых возвышенностях. Для сооружения жилья необходимо 40 шестов. Зимой чум покрывают шкурами оленей, их может понадобиться до 75 штук. Летом шкуры снимают и покрывают жилище берестой.
Культура
Самый распространенный жанр фольклора ненцев — эпические сказания ярабц и сюдбабц. Исполняют их пением, поэтому часто называют эпическими песнями. Героями сказаний сюдбабц являются великаны, которые добывают себе жену, сражаются с людьми и мстят кровной местью. В ярабц оплакивается тяжелая жизнь и страдания героя. Существуют в фольклоре народа загадки, колыбельные песни, бытовые рассказы ярабцарка, сказки лаханако, которые делятся на несколько тематик:
В лирических песнях нет устойчивого текста. Люди импровизируют и поют о том, что у них на душе в данный момент.
Традиции
Ненцы считают, что олень приносит счастье. Неприличным считается спрашивать у ненца, сколько в его стаде голов. У народа принято оставлять в жилище нескольких оленей из стада, которых называют авками. Животные живут вместе с людьми в чуме и частично являются няньками для детей. Есть у ненцев и священные олени. На их рога надевают украшение в виде красных лент, на боках выстригают изображения духов или знак солнца. Этих оленей нельзя забивать на мясо. Есть в стаде олени, которых используют только для гонок, и олени, которые приносят удачу.
Нельзя смеяться над едой, запрещено доедать за пожилыми людьми. Если во время еды упал кусок, это означает, что умершие хотят есть. Кусок ставят около очага.
К очажному кругу и шестам имеет право прикасаться только женщина. Во время розжига огня она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по силе, цвету пламени, дыму и треску дров. Под покровительством женщины находится все пространство чума, кроме прихожей. Мужчина, войдя в жилище, снимает обувь и верхнюю одежду, надевает домашнюю малицу и обувь кисы.