Сфрагистика как вспомогательная историческая дисциплина
Что изучает сфрагистика?
Сфрагистика относится к числу так называемых вспомогательных исторических дисциплин. Слово это греческого происхождения: «сфрагис» переводится как «печать». Стало быть, именно печати являются объектом изучения сфрагистики. Реже употребляется термин «сигиллография» (от латинского sigillum — «печать»).
Сфрагистика тесно связана с такими дисциплинами, как геральдика, нумизматика, эпиграфика. Кроме того, она предоставляет дополнительный материал для изучения искусства мелкой пластики. Данные сфрагистики могут играть значительную роль при исследовании тех или иных исторических источников.
В настоящее время специалисты в области сфрагистики изучают внешний вид печати, надписи на ней, определяют, к какому историческому периоду она относится и кому принадлежит, будь то конкретная историческая личность или один из органов власти. Исходя из полученных данных, учеными дается оценка печати как исторического памятника.
Центральным понятием сфрагистики является «печать», понимаемая двояко. Во-первых, это штамп или матрица, с помощью которой сделан оттиск; во-вторых, собственно сам оттиск на бумаге, воске, сургуче и других материалах. В зависимости от способа наложения сфрагистика выделяет различные типы печатей, объединенные в две основные группы. К первой группе относятся печати вислые, ко второй — прикладные.
Вислые печати прикреплялись к документам на шнуре с помощью специальных щипцов, которые назывались буллотирии. Прикладные печати оттискивались на самом документе или предмете. Для этого применялись различные по способу изготовления и форме штампы. Матрицу штампа вырезали в твердом материале: камне, металле, дереве, кости. В новое время для этих целей стали применять каучук, резину.
Для каждой исторической эпохи характерен тот или иной вид печати. К примеру, на Древнем Востоке применялась следующая техника. На цилиндрическую поверхность наносилась «зеркальная» надпись, которая оставляла соответствующий оттиск при прокатывании цилиндра по мягкой глиняной табличке. В античный период были распространены перстни-печати, с помощью которых скреплялись документы.
В Средние века преобладали вислые печати из золота, серебра или свинца, но уже к XVI веку их окончательно заменили прикладные печати. Однако в Ватикане средневековая техника сохранилась вплоть до XX века.
Поскольку печати предназначены, прежде всего, для удостоверения подлинности документа, то изначально сфрагистика являлась составной частью дипломатики. Дипломатика — дисциплина, изучающая форму и содержание различных актов, документов На протяжении XVIII столетия сфрагистика играла вспомогательную функцию при дипломатике, позволяя определять датировку и подлинность документа.
Постепенно сфрагистика начала приобретать самостоятельное значение. Связано это было с развитием археологии — все чаще ученые находили печати в отрыве от документов. Эти печати давали исследователям новый материал для изучения, позволяли многое узнать о тех или иных органах власти, дополняли картину отдельных исторических событий. В таком виде сфрагистика встретила конец XIX и начало XX века.
Сегодня крупнейшие коллекции печатей в России находятся в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга, в краеведческом музее Новгорода и Государственном историческом музее Москвы.
Для кого-то эти коллекции не более чем причудливая экзотика. Для других — подлинные сокровищницы. Но нельзя забывать, что у истории есть свои тайны, и она готова открыть их не всем. Лишь самый внимательный и чуткий сможет услышать шепот прошлого, сокрытого за семью печатями.
Сфрагистика — наука о печатях
Сфрагистика, или сигиллография, — вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает печати и их оттиски на различных материалах. Она выделилась из дипломатики и первоначально занималась определением подлинности документов. Самостоятельной дисциплиной сфрагистика стала после того, как при раскопках на Ближнем Востоке был найден большой археологический материал: печати цивилизаций Месопотамии и Египта, Византии, государств крестоносцев, а также их отпечатки на керамических изделиях.
В наше время сфрагистика классифицирует печати археологической культуры, цивилизации или государства, занимается их типизацией и хронологией. И конечно, она изучает, как в печатях отражаются частные, внутригосударственные и межгосударственные отношения.
Язык цвета
У английских королей в XVI—XVII вв. имелись сургучные печати всевозможных цветов. Например, желтую печать король ставил тогда, когда хотел выразить пренебрежение адресату. Дело в том, что простолюдинам разрешалось использовать только желтый сургуч. За право воспользоваться красным требовалось заплатить немалые деньги.
В XVII в. правила о цвете печатей и штампов стали едиными для всей Западной Европы. Так, на важные официальные документы, имевшие хождение внутри страны, ставилась зеленая печать, а на незначительные бумаги — желтая.
Введение
Предметом изучения сфрагистики служат как матрицы печатей, т. е. рисунки печатей, вырезанные на металле, камне, кости, стекле, каучуке, так и их оттиски на металле, воске, сургуче, бумаге.
Печать, сопровождающая документ, является знаком, свидетельствующим, что документ действительно исходит от лица или учреждения, которым она принадлежит. Изучение печатей помогает проверить подлинность документов, уточнить их написание, установить автора.
Эмблемы, изображаемые на печатях, в зависимости от тех или иных исторических событий менялись. Каждая печать является продуктом определенной исторической эпохи. Изучение изображений и надписей на печатях в тесной связи с исторической обстановкой в сочетании с другими видами исторических источников может дать ряд новых интересных данных исторической науке.
И, наконец, печати представляют большой интерес в художественном отношении. Вырезанные с огромным мастерством талантливыми мастерами печати являются ценными памятниками искусства.
Итак, сфрагистика рассматривает печати и как знаки удостоверения документов, и как один из видов исторических источников, и как памятники искусства. Она тесно связана с другими вспомогательными историческими дисциплинами и, в первую очередь, с геральдикой, или гербоведением. Предметом изучения геральдики являются гербы.
Название геральдики происходит от немецкого слова Herold. Герольдом в Западной Европе называлось лицо, управлявшее рыцарскими турнирами. Герольд провозглашал, кто явился на турнир, а также описывал внешние приметы рыцарей, желающих принять участие в турнире.
Совокупностью эмблем занимается эмблематика. Как вспомогательная историческая дисциплина эмблематика изучает происхождение и историю эмблем. Следует отметить, что сфрагистика и геральдика также тесно связаны с эмблематикой.
Палеография исследует внешние признаки рукописей: материал для письма, орудия письма, графику и украшения рукописей. Хронология определяет, уточняет и переводит на современную систему летосчисления даты событий и источников. Метрология (историческая) изучает историю сложения мер, названия единиц измерения, соотношение друг с другом различных мер прошлого. Дипломатика изучает актовые источники. Эпиграфика изучает надписи на твердых материалах письма (камне, кости, металле, глине, дереве и т. д.). Нумизматика изучает монеты. К последней группе вспомогательных исторических дисциплин может быть отнесена сфрагистика с геральдикой.
Термин «вспомогательные исторические дисциплины» условен. Данные, добываемые ими, имеют и самостоятельное научное значение для изучения исторического процесса, каждая из них имеет в той или иной степени самостоятельное значение в изучении истории человеческого общества. Но даже при условии выделения вспомогательной исторической дисциплины в самостоятельную науку она не теряет своего значения для критики источников.
Каждая из вспомогательных исторических дисциплин занимает среди других определенное место, которое зависит от целевого назначения в критике источников.
Сфрагистику и геральдику нельзя изучать в отрыве от более широких вопросов источниковедения. Как и другие вспомогательные исторические дисциплины (палеография, хронология, метрология), сфрагистика и геральдика дают материал для суждения о подлинности письменного источника, времени его появления, принадлежности и авторе, т. е. имеют существенное значение для решения вопросов происхождения исторических источников и особенно актовых материалов. Печать является одним из внешних признаков рукописи. Внешняя критика, конечно, не может дать окончательный ответ по всем вопросам происхождения рукописей (подлинность, время, место, первоначальный текст, автор, обстоятельства возникновения). Для решения вопроса о происхождении рукописи необходимо, прежде всего, раскрыть содержание памятника. Печать может явиться одним из аргументов при решении вопросов происхождения источника. В настоящем пособии, предназначенном для историков, работающих с письменными источниками, основное внимание и обращено на те печати, которые сохранились при документах.
Наличие печати является определенным свидетельством подлинности источника. Печать служит знаком удостоверения документа, придания ему юридической силы. Поэтому, если все признаки рассматриваемой печати соответствуют признакам других печатей этого же времени, то, следовательно, можно говорить не только о подлинности самой печати, но и о подлинности документа, который сопровождается этой печатью. Напротив, если признаки печати не соответствуют признакам других печатей того времени, то можно сомневаться в подлинности источника.
Вот несколько примеров источниковедческого анализа, основанного на использовании данных сфрагистики.
* ( «Акты юридические». СПб., 1838, № 161, стр. 177-178.)
Жалованные грамоты Протасьевым неоднократно использовались историками, в частности В. О. Ключевским и В. И. Сергиевичем. Но в то же время историков смущала необычность этого пожалования. Отдача городов в кормление всегда носила временный характер. Жалованные грамоты Протасьевым, данные в 1425 и 1426 гг., являлись уникальными. Это настораживало историков, вызывало сомнение в их подлинности. Тщательный анализ содержания обеих грамот, а также использование указаний источника на наличие печатей позволили Н. П. Лихачеву доказать, что обе грамоты подложны. Содержание пожалования в грамотах 1425 и 1426 гг. целиком повторяется в двух грамотах XVI в. Такое совпадение, по мнению Н. П. Лихачева, подозрительно. «Грамоты XV в. едва ли не сфабрикованы по образцу подлинных документов XVI в.». Каковы же доказательства подложности жалованных грамот Протасьевым?
* ( Н. П. Лихачев. По поводу «Трудов Ярославской губернской архивной комиссии». СПб., 1893, ст. 28-33.)
* ( А. В. Орешников. Материалы к русской сфрагистике. М., 1903. табл. I, рис. 1-2.)
** ( X. Френ. Монеты ханов улуса Джучиева. Русск. перевод М. Волкова. СПб., 1832, табл. I, № 28.)
На основании этих данных можно прийти к выводу, что к духовной Калиты привешена именно монгольская печать.
* ( А. В. Орешников. Материалы к русской сфрагистике, стр. 120.)
В летописи говорится, что в 1339 г. Иван Калита отправился в Орду с двумя сыновьями, затем в этом же году он отправил в Орду трех сыновей. Московский князь, по мнению Л. В. Черепнина, воспользовался этими поездками для того, чтобы получить от хана утверждение своего духовного завещания.
* ( А. Е. Пресняков. Образование Великорусского государства. Пг., 1918, стр. 163, примеч. 2.)
Печати помогают определить происхождение собрания новгородско-тверских договорных грамот XIII-XV вв.
Новгород представлял собой самостоятельную феодальную республику с аристократическим строем, признававшую власть сначала великого князя владимирского, а затем великих князей тверского или московского. Отношения с приглашаемыми князьями Новгород оформлял договорными грамотами, которые сохранились начиная с шестидесятых годов XIII в. и до конца XV в. Кроме того, некоторые грамоты известны в современных и позднейших списках. Для историка очень важно решить, в составе какого государственного архива дошли до настоящего времени эти документы. Являются ли эти договорные грамоты остатками новгородского государственного архива или же они входили в состав архивов одного из княжений, с которыми Новгород находился в политических взаимоотношениях?
Долгое время считалось, что договорные грамоты Новгорода с князьями представляют собой остатки новгородского государственного архива, попавшего в Москву после падения независимости Великого Новгорода.
* ( Л. В. Черепнин. Русские феодальные архивы XIV- XV вв., т. I, стр. 224-239.)
По мнению Л. В. Черепнина, все сохранившиеся договорные грамоты представляют собой или остатки (в подлинниках) тверского архива, вывезенного в Москву, вероятно, после присоединения Твери в 1485 г., или же списки с утраченных памятников, снятые в Москве в 70-х годах XV в. во время походов Ивана III на Новгород.
Подлинных договорных новгородских грамот девятнадцать. Все они (исключая одну) являются памятниками новгородско-тверских сношений. Причем большинство из них составлено от имени Великого Новгорода и не утверждено крестоцелованием тех тверских князей, к которым адресованы тексты. Для разрешения вопроса о происхождении этих договорных грамот Л. В. Черепнин и использует наблюдения над печатями, которыми они скреплены. Так, шесть грамот из девятнадцати скреплены исключительно новгородскими печатями. Очевидно, эти документы были редактированы первоначально в Новгороде и направлены в Тверь. Причем, отсутствие на этих документах тверских печатей не дает оснований утверждать, что новгородские тексты получили санкцию тверских князей. Если тверские князья приняли новгородские предложения, то, по-видимому, ответные крестоцеловальные грамоты были посланы в Новгород, а новгородские предложения остались в тверском архиве.
Другие новгородские акты, скрепленные одновременно новгородскими и тверскими великокняжескими печатями или только тверскими великокняжескими печатями, представляют собой тексты, проредактированные в Твери на основе новгородских предложений. Документы с предложениями Твери были, по-видимому, переданы представителям Новгорода и погибли вместе со всем Новгородским архивом.
Таким образом, изучение печатей позволило Л. В. Черепнину сделать интересные выводы как о редакциях отдельных грамот, так и о первоначальном хранении их в архиве великих князей тверских.
* ( В. К. Лукомский. Гербовая экспертиза (случаи и способы применения). «Архивное дело», 1939, № 1 (49), стр. 47, 50.)
Вот пример удачного использования геральдики при определении автора четырех писем, адресованных декабристу И. Д. Якушкину в 1824-1825 гг. Письма эти, хотя они и личного характера, представляют несомненный интерес для биографин И. Д. Якушкина, поскольку содержат материалы, позволяющие судить о формировании его мировоззрения.
* ( Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, т. III, № 6.)
* ( С. Н. Чернов. Четыре письма неизвестного к декабристу И. Д. Якушкину. Саратов, 1927.)
Таким образом, С. Н. Чернов при помощи гербовой печати установил автора писем к И. Д. Якушкину.
* ( С. А. Клепиков. Филиграни и штемпели. М., 1959, стр. 27-28.)
Следует отметить, что значение данных сфрагистики и геральдики для советского периода несколько ограничивается в связи с упразднением частных гербов. Особое значение приобретает изучение печатей и гербовых печатей советских учреждений. Они используются в источниковедческой критике при определении подлинности документов, установлении их происхождения и даты.
Рассмотренные случаи использования сфрагистики и геральдики в источниковедческом анализе показывают, что эти вспомогательные исторические дисциплины помогают судить о подлинности источника или его подложности, времени возникновения и местонахождении источника, помогают устанавливать автора. Могут быть использованы следующие наблюдения над печатями: способ прикрепления печати; материал, из которого изготовлена печать, характер изображения на печати. Совокупность сведений о печати дает возможность судить о характере того источника, к которому она приложена.
Как вспомогательные исторические дисциплины сфрагистика и геральдика содействуют глубокому изучению исторических источников. С их помощью вырабатывается техника исторических исследований и методика научной критики источников.
Выводы, полученные с помощью сфрагистики и геральдики, следует сопоставлять с данными, полученными с помощью других вспомогательных исторических дисциплин. Только тогда источниковед будет располагать достаточно убедительными материалами, позволяющими ему отнести тот или иной источник к определенному времени, месту и лицу и установить его подлинность.
Сфрагистика
План:
1) Сфрагистика как исторический предмет, ее предмет и метод
2) Русские печати 10-13 вв.
3) Печати Русского государства 14-18 вв.
4) Печати Российской Империи
Сфрагистика занимается не только внешней критикой источника. Печати явяляются одним из важнейших по истории отдельных институтов власти (гос. институтов), по истории создания независимых государств. Печати играют важную вспомогательную роль в изучении геральдики и нумезматики.
Интерес к печати возник еще в 18 веке (у коллекционеров, историков…), но только к печатям, которые сохранились в архивах. Сведения о печатях, найденных в земле, появляются в Русском государстве только в 19 веке. Новым этапом в развитии русской сфрагистики, накопления исторического материала стало начало археологического исследования Рюрикова городища.
1901 – Полянский начинает раскопки Рюриковича городища (Новгородское городище). На раскопках у сеголняшнему моменту найдено примерно 90% всех известных древнерусских печатей.
Начал собирать и исследовать городищенские печати Н.П. Лихачев. В его коллекции около 700 русских печатей, большая часть из них найдена на Новгородском городище. Крупнейшие коллекции находятся в Эрмитаже, в государственном Русском музее, в государственном историческом музее им. г. Москвы и Новгородском краеведческом.
Описание русских печатей, сохранившихся при документах впервые было выполнено еще в 18 в. Н.И. Новиковымв собрании «Древняя Российская Виввлиофика».
В 19 веке начинают издаваться специальные изображения русских печатей, были опубликованы первые альбомы найденные печатей.
Начало изучения истории русских печатей (первая попытка их классификации) была предпринята в 19 вв. А.Б. Лакиером в его «Русской геральдике».
В советский период большое значение для развития сфрагистики имели работы Н.П. Лихачева.
1970 – вышла академическая работа В.Л. Янина «Актовые печати Древней Руси 10-15 вв». Является до сих пор ведущей научной работой.
Термин «печать» в сфрагистике объединяет в себе сами штампы, матрицы и оттиски.
В древности (до 20 в) матрицы изготавливались из твердыз материалов (камня, металла, стекла, дерева, кости…).
Матрицы и штампы новейшего времени изготовляются из мягких материалов (каучук, резина…)
Оттиски и печати оставались на металле, на сургуче, на оттиске и на бумагею.
По способу применения печати разделяются на две большие группы:
1) вислые печати (привешивались на шнуре к документам)
2) прикладные печати (оттискивались на предмете или документе)
Основное назначение печати – установление подлинности документа, доказательство его юридической силы.
Из истории древнего Вавилона известны цилиндрические печати.
Для античного периода типичными видами печатями стали перстни.
Прикладные печати вытесняют вислые примерно в 14-16 вв.
Раннее Средневековье (до 14 в.) – вислые печати, которые были изготовлены из металла в исторической науке имеют название «буллы». Они дошли до нашего времени только в делопроизводстве Ватикана. На одной стороне – имя Римского папы, на другой – изображение Петра и Павла. Для пересылки неудобны, поэтому Ватикан начал использовать иного вида печати для простых писем – красного цвета.
Как отрасль научного знания сфрагистика существует с 18 века. В ходе ее развития можно проследить несколько этапов:
18 век – описание и издание изображений
19 век – наряду с описанием классификация и разработка методов исследования, разработка новых методов датировки печати.
Методы современной сфрагистики:
— анализ внешних признаков печати
— установление ее типа
— изучение изображения или иконографии печати и надписей на ней для датировки и установления ее принадлежности
— оценка печати как исторического источника
Появление печати на Руси относят к дохристианской эпохе. Как самая ранняя дата – последние годы княжения Игоря.
Основная причина появления печати – необходимость скрепления торговых и дипломатических контактов Руси и Византии.
Первые древнерусские печати имеют как общие черты с византийскими, так и свою специфику.
Первыое упоминание – ПВЛ (договоры Игоря с греками 945 года). Ов нешних признаках печати неизвестно ничего.
Около 3 тысяч печатей Древней Руси (10-15 вв), ок. 2 тыс. – печати домонгольского периода. Ни одна не дошла при документе.
Основная масса найдена на Древнерусском городище. Здесь находилась резиденция князя, княжеский архив…
Место изготовления печати и территория использования, как правило, совпадают.
Самая значительная находка в истории русской сфрагистики была сделана в 1961-61, когда на раскопках Псковского кремля было найдено сразу более 500 печатей – остатки неизвестного архива н.16 в.
Печать Святослава Игоревича (княжеский знак двузубец и непонятная надпись, нерасшифрованная).
Княжеские печати 10-11 вв. – буллы архаической традиции. На этих печатях кроме изображения княжеского знака присутствует изображение розеток (цвета в виде розы) и изображения святых. На княжеских печатях присутствует святой, имя которого получает князь при крещении, и вокруг княжеского знака может присутствовать надпись на греческом языке «Господи, помази рабу Твоему *имя*».
На княжеских печатях может присутствовать стилистическое изображение человека с крестом (возможно, князя) + на другой стороне изображение святого. Изображения забраны в т.н. ободок.
В середине 11 века тип княжеских печатей меняется. На смену печатям архаической традиции приходит печать греко-русского типа, потому что сложились под явным влиянием Византии. На одной стороне – изображение святого, покровителя князя, на другой – надпись «Господи, помази рабу Твоему *имя*»
В начале 12 века такие печати исчезают.
· Церковные печати домонгольского периода
Древнейшей церковной печатью на Руси является буллам митрополита Феопемта (1037-1043), присланного на Руси из Византии. На одной стороне – изображение Иоанна Предтечи, на другой стороне – надпись «Господи, помази Феопемту, митрополиту России». Иоанн Предтеча – это покровитель константинопольского патриарха, который назначал митрополитов. До 60-х гг. 11 в. на ранних печатях русскиз митрополитов присутствует личная эмблема патриарха, т.е. изображение святого, которые покровительствовал ему. Позже будет присутствовать эмблема святого, покровительствуюшего данному русскому митрополиту.
Кроме киевских митрополитов печати появляются у епископов и архиепископов. В 11-12 вв. традиционным изображением на церковных печатях как митрополитов, так и епископов появляется изображение Богоматери.
До нашего времени дошли печати епископов Новгорода, Галича, Полоцка, Смоленска. На одной стороне таких печатей – изображение Богоматери, на другой стороне – надпись, которая включает в себя титул и имя. Фраза на греческом «Пресвятая, воззри на меня, Никифора Новгородского» или «Мануил, епископ Смоленский».
На рубеже 11-12 вв. возникают ряд новых типов печатей в Русском государстве. Одна из причин – расширение числа лиц, получивших право пользоваться своей печатью. Печати получают княжеские наместники и советники. Известна небольшая группа печатей (около 10), на одной стороне – изображение св. Клемента (Римский папа), на другой стороне – особая надпись «От Ратибора».
Ратибор – трутараканский наместник Киевского князя в конце 11 века. В 1113 году он уже известен как киевский тысяцкий, один из авторов устава Владимира Мономаха, который стал частью Русской Правды.
Особенность: появляется Родительный падеж «От Ратибора», а везде Именительный п.
Возможно, такие печати скрепляли частные письма.
· Печати с русской благопожелательной надписью «Господи, помази рабу твоему…»
На одной стороне – изображение святого, на другой – эта надпись. Часть таких печатей – княжеские, но далеко не все. В.Л. Янин относит часть таких печатей к деятельности Новгородских посадников, но только до 1136 года. После 1136 произошло новое разграничение власти между посадниками и князьями, и у посадников получаются свои печати.
· Печати с надписью «Дьнъслово»
На одной стороне – какой-то святой или Богоматерь, на другой – эта надпись. Единство стиля говорит об узком, коротком времени их употребления. Не были заимствованы у Византии (там подобных нет). Исходя из оформления и канографии печати, Янин относит их к княжеским митрополичьим и датирует концом 11 – началом 12 вв.
Грамматическое различие надписей, возможно, происходит из-за различного фонетического произношения на разных территориях. Янин считает, что смысл фразы резчикам был непонятен, поэтому писали, как Бог на душу положит. Янин переводит эту фразу как «внутри слова».
· Самая большая группа печатей домонгольского периода – это печати с изображением святых на обеих сторонах. Найдено более 400.
Большинство принадлежало новгородским князьям, ученые считают, что на одной стороне было изображен св. покровитель данного князя, на другой – покровитель его отца.
Нам до сих пор неизвестны многие христианские имена русских князей.
· Одна из самых сложных для атрибуции (определения принадлежности) – печати с княжескими знаками
Большая часть – с Новгородского городища. Существуют разные изображения подобных княжеских знаков.
Янин связывает прямолинейные княжеские знаки с раздвоением в виде ласточкина хвоста с потомками Мстислава Владимировича Великого, последнего киевского князя. Княжеские знаки колоколовидной формы с линией суздальских князей потомков Юрия Долгорукого.
· Свинцовые пломбы дрогичинского типа
Названы так от местечка Дрогичино (зап. Буг) в Польше, где впервые были найдены. Позднее были найдены в Новгороде, Киеве, Рязани… Есть общие черты, все небольшие по размеру (диаметр – 8-15 мм). Все они неправильной формы, выполнены небрежно и рисунок на них в виде схематичного изображения человека, животного, птицы, креста.
Существуют разные гипотезы их предназначения:
1) скрепляли частные торговые договоры
2) таможенные знаки
3) скрепляли мешки с данью
4) скрепляли акты должностных лиц более мелких, чем князья, княжеско-республиканской администрации (в т.ч. Новгородской) к. 11-н. 12 вв. (версия Янина).
· Княжеские Новгородские печати: к концу 13 в. в Новгороде складывается традиционный тип княжеской печати: печать с изображением двух святых на разных сторонах.
· Печати новгородских епископов (владычные печати)
На одной стороне – Богоматерь, на другой – имя и титул. Или с одной стороны крест.
Печати наместников архиепископа: Двинские, Ладожские, Новоторжские. На одной стороне – название с надписью, крест. А с другой – святой.
Появляются с 1136 печати посадников, тысяцких и тиунов. Печать посадника: на одной стороне – святой воин на коне или вооруженный копьем, а на другой – имя, отчество и титул/должность. На тысяцких – имя и должность, но иногда встречаются изображения Архангела, святого-покровителя или фантастических птиц. Печать тиунов (старост): только имя и должность. Имя на одной, должность – на другой.
Со второй половины 14-начала 15 отмечается появление печатей Новгородского Совета господ или общегосударственные городские. На одной стороне – печать Всего Новгорода, печать Великого Новгорода… На другой – изображения: птиц, животного, светского воина, всадника…
На кончанских печатях: изображение животного, креста, птицы, воина… На другой стороне – надпись «печать *название конца*»
Печати Новгородских монастырей: изображение святого, в честь которого назван главный храм монастыря, на другой – надпись «печать св. такого-то».
Печати Русского государства 14-17 вв.
В 14 в. еще сохраняются такие печати (изображения святого и надпись на обороте).
На печатях Василия I уже появляются изображения светского воина, как правило, всадника.
На печатях Василия II Темного еще разнообразные изображения: может быть всадник с копьем, с мечом, всадник на соколиной охоте.
В середине 15 века русские печати со свинцовых меняются на восковые. И с начала 15 в. общей тенденцией русской сфрагистики будет выработка единого типа государственной печати. Будет вырабатываться медленно и постепенно.
Впервые на печатях Ивана III появляются изображения двуглавого орла, что связано с женитьбой на Софье Палеолог.
Изображение двуглавого орла появляется еще в Западной Европе с 13 в. На монетах Болгарии, Чехии, флагах Франции, Германии… Оспаривается версия, что появляется с 70-х годов 14 в. объясняется контактами с Великой Римской Империей или южно-славянским влиянием. Оспаривается и то, что двуглавый орел – символ Византии.
Символ всадника, убивающего змия: появляется на княжескиъ печатях в 14-15 вв. В источниках 14-15 вв. нет объяснения этого символа, в русской сфрагистике такой образ встречается на печати Юрия Всеволодовича 20-х гг. 13 в. в более поздних источниках 16-17 вв. символ трактуется как образ царя, побеждающего врагов государства. Объяснение о св. Георгии в источниках появляется не ранее 18 в.
В 16-17 вв. появляются большие и малые государственные печати. Они были вислыми, восковыми. Вокруг гербы городо, вошедших в состав Русского государства, по краю полный царский титул с перечислением всех территорий, где он являлся царем.
На другой стороне продолжался титул царя и изображение единорога – символ чистоты, могущества, светлых помыслов…
Малая печать называлась «кормленой». На одной из сторон – краткий царский титул. С 17 в. внешний облик малой печати становится постоянным. На одной стороне – двуглавый орел, на другой стороне – воина, поражающего змия копьем.
Средняя государственная печать: орел, на его груди всадник, вокруг – полный титул царя.
Печать Алексея Михайловича: орел с поднятыми крыльями, по краям – большой царский титул, по бокам от орла – символы городов.
В 17 в. начинают широко применяться печати приказов центральных государственных учреждений. На одной стороне: символ приказа, на другой – название приказа.
Сохранилось большое количество печати должностных лиц. На печатях священнослужителей изображение Богоматери с младенцем или благославляющей руки от локтя и до пальца, на другой стороне – должность и имя.
Такие печати будут у русских патриархов.
В 16-17 в. появляются городские печати. На них традиционно – гербы-символы городов.
В 17-18 существенно печати не меняются. Большая государственная печать Петра I.
Большая – на пожалование княжеского и графского достоинств, средняя – на грамоты городам, договора с иностранными государствами и на пожалования баронства и дворянства. Малая – пожалование земли, привилегий монастырям и грамоты на почетное гражданство.
Меняются незначительно печати местных и центральных учреждения: коллегий, губернских… На печатях органов исполнительной власти уже герб государства, а вокруг надпись с принадлежностью печати к какому-либо учреждению.
Органы местного управления: в центре герб данного местечка, круговая надпись о названии учреждения.
Особенные печати – таможенные: название печати и месяц применения. Есть печати с изображением гербов городов и двуглавого орла.
В середине 18 в. таможни упраздняются, печати исчезают, остаются только пломбы.
В разряд местных печатей входят и печати казачьих войск. Печать Запорожского войска: казак с ружьем.
Дворяне имели свои гербы и фамилии на печати. Недворяне как правило на своих печатях имели инициалы или фамилии.
Печать Временного правительства: короны исчезают, города по бокам, появляется уродливый лысый орел и Таврический дворец внизу.
Советская печать появляется в 1917 году: никаких символов, только надпись: «крестьянское рабочее правительство республики России», в центре – управление делами.
В 1918 году с утверждением Конституции появляется государственная печать Советской России, почти не меняется (1936, 1972 меняется).
1) Нумизматика – её предмет, задачи, методы.
2) Монеты, денежное обращение Древней Руси
3) Русские монеты, денежное обращение 14-15 вв.
5) Русская монетная система 18-19 веков.
Нумизматика – греч. Нумизма – монета, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения.
Монета – греческая богиня Юнона Монета, отсюда пошло слово монета. Точного перевода нет, как наставница, предсказательница, помощница.
III век до нашей эры – спасение Римлян от землетрясения. Появление первой мастерской – при храме Юноны Монеты.
Деньги как таковые появились у кочевых народов, в ходе первого разделения труда и выделения первых пастушеских племен – скотоводов. Скот стал главным предметам обмена. Скот синоним богатства.
Skat –скот, богатство. Англосаксонский язык.
Skatt – клад, шведское слово.
В древнеславянском языке скот тоже означал богатство, имущество, домашних животных.
Каури – раковины. Пушнина, рыба, приправы, соль, железо, чай.
Причины благородных металлов:
1) Могли долго хранится, не подвергаться порче
3) Удобны для перевозки.
Первые монеты появились в Китае в 12 веке до нашей эры.
Индия, Лидия 7 в. Д. н. э. Металлические кружочки.
Ø Монеты являются важнейшим источником по истории экономики, товарно-денежных отношений, и ещё всякой хуйни!
Ø Древние монеты могут служить источником о времени правления правителей, их внешнем облике, именах.
Ø Надписи на монетах – эпиграфический источник.
Ø Монеты позволяют датировать памятник в археологических исследованиях.
Ø Монеты помогают узнать православное имя князя, выпустившего монету.
Нумизматика начинает развиваться вначале как коллекционирование. Петрарх был собирателем коллекционером монеток. Козимо Медичи 15 век. Его интересовали греческие и римские монетки с изображением императоров. В 16 веке появляются первые книги с рисунками древнегреческих и древнеримских монет. В 17-18 веках нумизматикой начинают интересоваться европейские монархи. Петр Первый в 1721 купил для Кунсткамеры монеток стареньких. Последней четверти 18 века Густов Третий, шведский король, создаёт один из первых античных музеев в западной Европе с нумизматической комнатой. В западной Европе делаются попытки первых исследований, классификация. Австрийский Аббат Эккель систематизировал коллекций древнеримских монет.
В России продолжил работу над коллекциями профессор Казанского университета К. Френ.
В 1896 году вышла книга «Русские монеты до 1547 года» в котрой он распределил по городам княжествам правителям монеты.
Иван Георгиевич Спаскин – главный хранитель нумизматической коллекции Эрмитажа. Автор каталогов монет древней Руси.
Янин В. Л. – специалист по денежно-весовой системы русского средневековья домонгольского периода. В Эрмитаже дохера всяких монет седьмого века до нашей эры.
1) На размер, вес монеты
2) На состав монеты.
3) Надписи и изображения
Два основных методических приёма исследования
Ø Поштемпельный анализ
Ø Топографирование находок отдельных монет и кладов (составление карт где были найдены монеты)
Объект изучения основной сегодня это клады.
Клад – это любой комплект монет зарытых в землю специально или случайно. До 20 века часть монет переплавляли, до 20 века клады не хранили – отбирали только ценные и редкие монеты, которых не было в коллекциях, остальные выбрасывали или переплавляли.
При одинаковом внешнем облике монеты могут сильно отличаться. Клады – как исторический источник. При изучении кладов исследователи отвечают на ряд вопросов:
1) Датировка клада – на сегодняшний день клад датируется по младшей монете в кладе, с учётом того, что между выпуском монеты до попадания его в землю прошёл определенный период.
2) Изучение состава клада – клады короткого накопления, или длинного. Для исследования важны наиболее клады короткого накопления. Такие клады отражают денежное обращение в данной местности в период формирования клада.
3) Картографирование кладов и единичных монетных находок. Позволяет выявить ареалы распространения монет, торговые пути, центры торговли, интенсивность торговых связей, выявить особенности денежного обращения.
Велика роль кладов в изучении вопроса о значении иностранной монеты в денежном обращении древней Руси. Долго считалось, что иностранная монета использовалась на Руси только как весовая единица. Много найдено обломков монет, принимали как довески. Но позднее выяснили, по арабским письменным источникам выяснили что на востоке существовал обычай деления монет для получения более мелких платёжных единиц.
На основании изучения Русских кладов установили резка иностранной монеты на Руси была устойчивым явлением.
Изучение состава русских кладов Янину позволило сделать вывод что иностранная монета принималась на Руси как платёжная единица.
Аверс – лицевая сторона монеты(герб, правитель), Реверс – номинал. Обратная сторона. Гурт – ребро монеты. Как правило, на гурте есть насечки, надписи, инициалы. Легенда – это надписи на монете.
До возникновения собственных денег чеканки их у восточно-славянских племен находились в обращении монеты иностранные. Римские С. Со 2 века д.н.э до 5 в.Н.э.
Денарии – собирательное название всех римских монет.
Встречаются выдержки из Карана, год выпуска, место чеканки, имя правителя. Путь арабского серебра был Юго-восточный. Особую главную роль играл Волжский торговый путь. Важнейшим центром распространение арабской монеты был город Булгар. То, что арабские монеты играли роль денежной единицы на Руси по повести Временных лет и Русской правды можно узнать. На Руси получили названия: Куны и ногаты.
Использование арабских дирхемов можно разделить на четыре периода:
2) С первой трети 9 века до конца 9 века начала 10 века. Время абассидских дирхем. Были чуть чуть тяжелее 2,8 –2,9
4) С 40 х годов 10 до начала 11 века. В этот период наблюдаются очень сильные колебания веса. Принимаются только по весу. Монеты начинают резать. Изначально на пополам – и появляется такая монета как Резана – 1,36 грамм. О причинах прекращения поступления восточного серебра на Русь не знает никто.
Как варианты причин:
1) Истощение запасов серебряных руд в Арабском Халифате.
2) Междоусобные войны в странах арабского халифата
Полностью исчезает арабские деньги к середине 11 века. На смену им приходят западноевропейские монеты.
Русская денежно-счётная система:
Согласно Русской правде и ПВЛ основными денежными единицами в Древней Руси кроме Куны, нагаты, резаны были ещё гривна, веверица, векша.
Гривна происходит от украшения шейного. Один из вариантов. Другой вариант происхождения слова гривны – от лошадиной гривы – стоимость слитка серебра равна стоимости лошади. В период распада ДРГ 11 век, гривна приобретает весовое значение и стала соответствовать определенному слитку серебра. Первоначально термин гривна соответствовал определённому количеству серебряных иноземных монет, и гривна использовалась как денежная счётная единица. Гривна – определенное количество монет.
Теория происхождения весового значения гривны:
Византийская теория, согласно этой теории вес Русской гривны происходит от византийской литры. На основе анализа договора между Русью и Византией и сравнение размеров санкций в русских и византийский денежных единицах. 136,44 грамма.
Теория Кауфмана. Позднее в средневековье на Руси появится русский фунт весом с Иракский там какой то монетка которая весит 405,5 Иракский ратль.
Новгородские гривны весом 200 грамм.
Теория Янина. Теория о том что возникла самостоятельная денежно-весовая система. Согласно этой теории имел хождение римский Денарий. Средний вес римского денария 3,41 грамма. Римский Денарий лёг в основу русской денежно-весовой системы.
В конце 8 века начинается массовый приток восточного серебра.
1 резана = 3 веверицы (?) предположение учёных
Согласно пространной редакции Русской Правды выстраивается новая система 1 гривна = 20 ногатам = 50 кунам = 150 вевериц.
Проблемы данной теории:
1) Не доказано на основе источников знакомство древних славян с Римским народом.
2) Русская гривна весом 68,22 грамма просуществовала весь период с пятого века до восьмого.
Первые западноевропейские монеты появились в массовом масштабе с 20х годов 11 века. В ходе прямых контактов через Скандинавских полуостров и через остров Отланд. Самую крупную группу составляю разные Денарии.
Денарии чеканились в германии, Нидерландах, Бельгия, Франция. Круговые надписи на монетах.
До начала 12 века причины прекращения ввоза динариев аналогичны причинам прекращения ввоза восточной монеты и то что, одной причиной мог сокращение запасов серебра – официальная порча монеты.
Две группы монет, найденные в кладах ½ 11 века, вторая группа является доказательством теории Янина о разделении в 10 веке на две системы: северную и южную.
Согласно этой теории, северная группа формируется в ходе торгово-денежных отношений с Западной Европой, южная – с Византией.
1) 0,9 – 1,1 – резана (северная денежно-весовая система)
2) 0,6 – 0,7 – веверица (тоже северная)
Другие доказательства: западно-европейские динарии были найдены прежде всего в северной, северо-восточной Руси в кладах, а византийские монеты – в южных кладах.
Архангельский клад, около деревни Боры 1,6 кг, западно-европейские динарии, 3 монеты – самонитские дерхемы.
В письменных источниках нет сведений о начале чеканке монет. Теория о существования кожано-меховых денег.
Теорию о начале чеканке монет выдвинул И.И. Толстой в н. 19 в. большинством исследований современности эта теория принята в качестве основной.
Согласно этой теории, начало чеканки связано с Владимиром Святым и утверждением христианства на Руси.
С одной стороны, вследствие утверждения независимости, с другой – с истощением поставок восточного серебра.
Начало чеканки не является доказательством высокого экономического развития, потому что в настоящее время известно около 347 серебрянных монет (сребреники) и 11 золотых (златников). Из них ¾ низкопробные. Низкий уровень чеканки, о чем говорит примитивный рисунок. Монета использовалась для внутреннего обращения.
Древние монеты найдены с Польше, Германии, Скандинавии. Сырьем послужили дирхемы.
Сребреники – название пришло из Ипатьевской летописи, златники – из русско-византийского договора.
250 из 340 – сребреники Владимира. Известны 4 основных типа.
Первый тип: над левым плечом – символическое изображение княжеского трезубца. По краю надпись – «Владимир на столе». Изображение окружено бусинным ободком по краю.
На обратной стороне – погрудное изображение Иисуса Христа с надписью «Иисус Христос».
Второй тип: вместо надписи «Владимир на столе» появляется надпись «Владимир асе его сребро».
Сидящий на престоле князь, вокруг его головы – нимб. Вокруг головы надпись «Владимир на столе». На обратном стороне – изображение трезубца, княжеского знака и круговая надпись «Асе его сребро».
Третий тип: по лицевой стороне повторяет 1-ый и 2-ой типы, отличия – четко прорисованный престол (спинка трона) и крест наклонен, четко читаемая надпись «Владимир, асе его сребро», на обратной стороне трезубец.
Четвертый тип: в общем повторяет 2-ой и 3-ий, очень тщательная чеканка и очень четкая надпись.
Все изображения златников с изображением Владимира, вес златника (ок. 4 г) позже лег в основу денежной единицы.
Еще один вид монет: монеты с изображением Святополка. На лицевой стороне изображен Святополк погрудно, на обратной стороне – двузубец, и левая часть его увенчана крестом. Надпись: «Святополк на столе», на реверсе «Асе его сребро».
Прилегает надпись с именем Петрос, на лицевой стороне – изображение апостола Петра, надпись по-гречески: «Петрос Петрос» или «Святой Петр».
На реверсе – такое же изображение, как на монетах Святополка.
Особая группа монет – монеты Ярослава Мудрого. Они очень изящные, тщательно прорисованные, прекрасно сохранившиеся, более высокопробны. Историки считают, что чеканки использовалось западно-европейское серебро.
На лицевой стороне – погрудное изображение св. Георгия с надписью «Святой Георгий», на другой стороне – изображение трезубца и надпись «Ярославле серебро».
Вес: 2,9 и 3,3 г серебра, что соответствовало куне по весу. Все ярославские серебренники больше 3,41 г (ногата). – еще одно доказательство существование свой денежной системы в Новгороде.
Еще одна группа: монеты Михаила (Олега) Тмутараканского. Монеты 11 в., на лицевой стороне – изображение погрудное Михаила Архангела, на другой – строчная надпись «Господи, помази рабу своему Михаилу». Монеты низкопробные, локальной чеканки и локального употребления.
Крупные денежно-весовые операции на Руси с 11 по 15 века обеспечивались золотыми слитками (гривнами). Известны Киевские и Новгородские гривны.
Киевские относятся к 11-13 в., вес примерно 160 г. Это позволило связать их с византийской литрой или либрой, и считать киевскую гривну ½ либры.
Новгородские гривны делятся на: длинные практически прямые 11-13 вв., и короткие сгорбленные палочки – 13-14 вв.
Известны Черниговские гривны: грубо расплющены. Равны по весу Новгородским.
Существовали также Литовские гривны, похожие по форме, но не связанные с нашими, они были только сырьем для изготовления наших.
13-14 вв. – безмонетный период. Были в ходу Новгородские гривны для крупных торговых операций. Для мелких операций использовали, вероятно, шкурки зверей, раковины каури…
Основные причины: феодальная раздробленность, экономическая слабость в виде сокращения торговых связей с др. странами, выплаты дани…
В конце периода возвращается возможность чеканки монет из-за появления новых экономических и политических условий. Возрождение и формирование Русского государства.
Чеканка в Москве началась Дмитрием Ивановичем Донским после Куликовской битвы, в 80-е годы.
Традиционное изображение лицевой стороны: воин с саблей, а инода петух. Печать великого князя Дмитрия. На обратной стороне подражание или копирование татарским надписям. Одно из предположений – вассальная зависимость Москвы.
Денга московская (при Василии II) – изображения разные (воин с саблей, с копьем, воин на коне), впервые надписи «Денга московская» или «Господа (или государь) всея Руси».
В правление Ивана III появляется всадник с саблей или с копьем, исчезает чеканка в Новгороде и Пскове. Надпись без имени государя: «Государь всея Руси».
При Василии III – мелкая разменная монета «пуло», что означает с татарского и арабского – «мешочек с деньгами».
В конце 14 века появляется впервые новая денежная счетная единица – алтын. Только в конце 16 века появляется монетная его форма. Происхождение от татарского «алты», что означает «шесть». Есть предположение, что алтын = 6 москвоским денгам.
В московских уделах чеканили свою монету, но там никто не писал «Государь всея Руси». В ходе объединения… Тверское княжество, Новгородское, Рязанское.
Рязанские чеканили на золотоордынских дирхемах, что объясняется ГП Рязани и Золотой Орды, их тесными торговыми контактами. Надпечаток сверху – буквы русского алфавита.
В к.14-н.15 веке на рязанских монетах появляются титул, имя и отчество рязанских князей.
Тверское княжество: чеканщик с молотом в руке. Изображение двуглавого орла в 15 веке. Полностью отсутствуют надписи.
Новгородская чеканка начинается поздно, примерно в н.15 века. Изображения устойчивы, не меняются. На лицевой стороне – две фигуры: левая стоит или сидит в короне со скипетром, правая – коленопреклоненная перед левой. Значение неизвестно.
На реверсе – надпись «Великий Новгород».
С конца 13 века наравне с термином гривна стал употребляться рубль. Много версий о происхождении, одна из них: в Новгородских землях гривну стали делить на две части. Другая версия: изменилась технология производства гривны.
К 15 веку складываются две денежно-счетные системы: Московская и Новгородская.
Московская: рубль = 200 денег (позднее 100 денег), полтина = 100 денег. Гривна = 20 денег. Алтын = 6 денег.
Реальной монетой была только денга, остальными считали только.
Новгородская: рубль = 216 денег, в полтине 108, в гривне 14.
Русская денежная система 15-16 вв.
1535 – крупная денежная реформа.
Причина: ликвидация денежного кризиса в связи с тем, что при Василии III было массовое обрезание денги и необхожимость унификации денежной системы в ходе создание единого русского государства.
Новгородская и московские системы сливаются в единую московскую общероссийскую.
Чеканка: самая крупная монета – серебряная копейка (на лицевой стороне всадник с копьем) в два раза меньше ее денга (всадник с мечом), самая маленькая – полушка (½ денги), на ней изображена птица. На обратной стороне строчная надпись с именем правителя.
Копейка: 0,68 г до Смуты. После Смуты вес понижался, к 1698 году упал до 0,28 г. Копейку чеканили почти все правители вплоть до Петра,ю денга и полушка время от времени…
Вторая денежная реформа (1654, 1663) при Алексее Михайловиче Романове. Вызвана формированием всероссийского рынка, необходим был более крупный денежный номинал, чем копейка, борьба за Украину и ее вхождение в состав России, а на Украине был западно-европейский талер, нужно было привести украинскую систему в единство с русской.
В ходе денежной реформы 1654 года стали печатать серебряные рубли, полтины и полуполтины. Печатались на западноевропейских талерах: сбивали старые изображения, помещали новые. Появляется изображения всадника на коне, на обратной – двуглавый орел, круговые надписи: титул, год чеканки и номинал. Новые монеты вводились с принудительным курсом. Вес серебряного рубля соответсвовал 64 серебряным копейкам. Хотя как счетная единица должен был соответствовать 100.
Полуполтины – по номиналу 25 копеек должна была, а де-факто 16 копеек.
На монетном дворе ввели прессы (механическая чеканка монет). Но машины часто ломались, и в ходе этой реформы отказались от чеканки новой монеты, и перешли к выпускну «ефимки с признаком».
В 1655 году начали чеканить «ефимки с признаком».
Иоахимсталь (в Богеме) стали впервые чеканить западноевропейкие монеты. Иоахимсталеры – названия монет, потом сокращенно – талеры. В русском стали называть просто ефимками. «Ефимки с признаком» имели официальное хождение до 1659 года. С этого времени их использование было официально запрещено, их выкупали на медные деньги вместе с серебряными рублями и серебряными полуполтинами.
С 1655 начинается официальная чеканка медной копейки, которая была приравнена по цене к серебряной.
1662 – медный бунт из-за несоответствия реального и официального курса монет и политики государства.
Правительство вынуждено было вернуться к дореформенному курсу.
Для международной торговли ефимки сохранили значение, пошлины предпочитали брать ефимками. Государство его использовало для накопления серебра. Была двойная монетная система: различие надписи на монетках.
Русская монетная система 18-19 вв.
Денежная реформа Петра вызвана необходимостью укрепить экономики и денежного курса. Копейка была очень легка, неудобна для расчетов.
В основу денежной системы с 1704 был положен серебряный рубль и медная копейка. До 1718 печатли серебряную копейку, равную по номиналу медной. Также входят в оборот червонцы, двойные червонцы и двухрублевые золотые монеты.
1724 – появляется медный грош или двухкопеечная монета. Широко печатается с 1726. после вводится 15копеечные или 5алтынные монеты. Алтын стал равен 3 копейкам. Появились двугривенные (20копеечные). Начиная с Петра I в русскую систему вводится десятичное соотношение.
1769 – появляются первые бумажные деньги, они должны были полноценно обмениваться на медь, но население предпочитало медь бумажкам, и они быстро обесценились. Также влияла инфляция.
В начале 40 гг. 19 века была проведена новая денежная реформа по инициативе Е.Ф. Канкрина: бумажные ассигнации заменяли полноценными кредитными билетами, которые обменивались на серебро.
Со второй половины 18 века стали печатать золотые империалы и полуимпериалы.
Империалы = 10 рублей, полуимпериалы = 5. Регулярно чеканились только полуимпериалы, империалы только иногда.
1897 – реформа С.Ю. Витте, в основу русской денежной ситемы был положен золотой рубль. Империалы стали равны 15 рублям, полуимпериалы 7,5.
В период Временного правительства стали печатать бумажные деньги, которые не пользовали доверием, в реальном рынке ходили николаевские монеты. Курс билетов Временного правительства все время падал.
В годы Первой мировой войны из обращения изъеяли золотые, серебряные, а затем и медные монеты, в ходе растущей инфляции реальная покупательная способность рубля упала до 6-7 копеек.
В годы Гражданской войны денежное хозяйство было разрушено, в обиходе были разные деньги: деньги Временного правительства, царские деньги, существовали деньги областей и городов.
Первые серебряные монеты стали выпускать с 1921 года. Одновременно с рублем выпускали копейки разных номиналов. Рубли: 1, 10, 100.
1923 – ввод золотого червонца. Его использовали для международных торговых отношений, внутрь почти не поступал.
1922 – деноминация всех старых денег. На рубль нового образца принимали 10 тыс. рублей прежних денег.
1923 – деноминация рубля-2. На кредитный уровень принимали 120 рублей.
1924 – выпущены в обращение новые серебряные монеты. Номиналов 1 рубль, 50 копеек, 20 копеек, 15 и 10. медные монеты 5, 2 и 1 копеечные.
Символика: на первом рубле изображение советского пошиба и номинальной надписью.
Медные монеты были громоздкими, неудобные и были заменены.
1930 – прекращение производства серебряных монет. Начинается чеканка никелевых из-за тугоплавкости и долговечности.
1935 – утверждение нового аверса (лицевой стороны) монет: советские герб, на реверсе номинал и год выпуска.
1935-90-е – меняется количество колосьев сбоку.
1961 – новая денежная реформаю цены повышены в 10 раз, выпущены новые монеты, 10 рублей старых менялись на 1 рубль. Монеты сложного сплава: медь-никель-цинк. Мелкие монеты из бронзового сплава.
1965 – юбилейные и памятные монеты ограниченными тиражами (прежде всего рублевые).
1992-1993 – выпуск новых денег в России.
1997-1998 – в связи с финансовым кризисом происходит реформа, введены новые ден. знаки.
1000 рублей старого образца менялась на 1 рубль нового.