Сибирь матушка как пишется
Поиск ответа
Вопрос № 304089 |
Ответ справочной службы русского языка
Предложение корректно, но обратите внимание, что оно уместно лишь в разговорной речи при фамильярном бытовом общении.
Ответ справочной службы русского языка
Определительный оборот осложнен обстоятельственным значением, поэтому обособляется.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Я хотел бы уточнить написание слова «неразделима» в предложении «Мы-один народ. Русь- матушка неразделима». Я считаю что слово «неразделима» тут пишется слитно,однако гора оппонентов утверждают что писать надо раздельно:- «Мы-один народ. Русь- матушка неразделима». Пожалуйста помогите разрешить наш спор. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верно слитное написание. Также обратите внимание, что предложение Мы – один народ пишется с тире, а не с дефисом.
Ответ справочной службы русского языка
Словари фиксируют вариант холод о вый. Ударение на окончании – видимо, профессионализм.
Кая форма приветствия более правильная: «доброго дня/утра, Наташа» или «добрый день/утро, Наташа».
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Доброе утро, Наташа! Добрый день, Наташа! Спокойной ночи, Наташа!
Здравствуйте! У нас в редакции не утихают споры, как же парвильно сказать: на вотчине или в вотчине. Пожалуйста, укажите правильное употребеление и, если можно, аргументируйте ответ. Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Чаще встречается вариант в вотчине : В вотчине Сергей Львович никогда не бывал и болезненно морщился, когда матушка намекала ― не без яду, ― что не мешало бы, дескать, заглянуть (Ю. Н. Тынянов, Пушкин)
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
«одержали верх в войне с матушкой(-)природой» ставится дефис? или только в слове «природа- матушка «? спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _с матушкой-природой, природа- матушка _.
«Вот только у сестрицы моей Дуси Святой дух имел плоть. Да и то, Господи, прости ея, матушка наша не упоминала, как его звали». Не могу никак расставить запятые! Помогите!
Ответ справочной службы русского языка
Как правильно пишется слово «матушка-природа»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова привратник (существительное):
Предложения со словом «матушка-природа»
Отправить комментарий
Предложения со словом «матушка-природа»
Тот запас здоровья, который заложила в человеческий организм матушка-природа, необходимо приумножать с детских лет.
Как сложится та или иная ситуация, зависит от характера животного, времени и обстоятельств – здесь кости бросает матушка-природа.
Матушка-природа обладает безграничными возможностями, нужно лишь знать, как ими пользоваться.
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Сибирь Матушка
Сибирь: Земля Обетованная
http:///www.youtube.com/watch?v=ZFfOW0ghbwA
Привлекает Сибирь Матушка величием,
Бескрайней красотой и мощью природы.
Мы превозносим ее в стихах с усердием,
Не забывая, хвалить сибирские причуды.
Смотрим на леса и озера с замиранием,
В момент возникают прекрасные этюды.
Познаем всю прелесть ресурсов заранее,
Восхищают необычной зелени изумруды.
Чувствуют сибиряки нежное придыхание,
Получая, мгновенно жизненные приливы.
Душой воспринимая, цветов благоухание,
Слышат пения птиц приятные переливы.
Попадаем всем сердцем под очарование,
Нет дней и часов нам ярче и счастливей.
В Сибири сердцем чувствуем волнение,
Для нас нет земли прекраснее и родней.
Рецензии на стихотворение
Сибирь наша сила, любовь и мечта,
Сибирью мы дышим, прекрасна она.
Там воздух и кедры, целебна вода,
Ты наша основа и будь навсегда.
Сибирью дышится сполна:
Что-то кружится голова!
Сибирь матушка просторная,
Бескрайней красотой манящая,
Свой поцелуй земле дарует,
С погодой часто озорует!
Сибирь,с её людьми душевными,
С песнями протяжными и напевными,
С мужиками в доску справедливыми,
И с бабами красивыми,строптивыми!
В её лёгких слышно дыхание,
И шёпот нам всем в назидание,
Страну лесов и рек любите,
И от сглазу сберегите!
И Сибирь чувствуя волнение,
Отдаст нам своё почтение,
И в любое время года,
Нас будет радовать погода.
Причины не смогла б назвать,
Но от души люблю сибиряков.
,,Умывшись,вытершись»сказать,
Душа у них чиста и без оков.
Процветает пусть Сибирь
И в длину, и сразу вширь,
Ведь, живет такой народ
Там из творческих широт.
Почему «матушка» то с дефисом, то без? Есть ли правило?
1 ответ 1
Слово матушка может использоваться как обращение и как приложение. Также это слово может относиться к нарицательному и собственному имени. Все эти варианты надо различать.
По общим правилам Розенталя обращение пишется раздельно (сравнить: товарищ, гражданин, госпожа и т.д.).
Написание приложения зависит от позиции для имен собственных: раздельно перед именем собственным и через дефис после него.
Приложения, отнесенные к нарицательному существительному, пишутся через дефис в любой позиции, но раздельное написание как исключение для приложений с качественным (определительным) значением (красавица невеста), в ПАС этого исключения нет.
И что мы тогда имеем:
матушка Россия, матушка Русь, Россия-матушка, Русь-матушка, Волга-матушка;
лень-матушка, матушка-природа, земля-матушка, матушка-земля, деревня-матушка;
матушка царица, матушка игуменья (обращения), у матушки царицы (определительное значение приложения);
Розенталь допускает написание матушка-Русь как устойчивое. http://old-rozental.ru/punctuatio.php?sid=111#pp111
При наличии определения возможно дефисное написание: наша матушка-Россия.
Примеры:
Ох, ты Русь-матушка… И впрямь ― умом тебя понять невозможно. [«Криминальная хроника», 2003.07.24]
Люди были Неясны самим себе. Ах ты, матушка Россия, что ты делаешь со мной? То ли все вокруг смурные? То ли я один смурной? [Василий Аксенов. Таинственная страсть (2007)]
А прирост населения в полтора раза увеличился. Опять отдувается деревня-матушка. Не хотим мы рожать в городе, и всё тут. [Василий Шукшин. Печки-лавочки (1970-1972)]
Он улыбнулся. ― Подождите, война кончится победой, и тогда интернационалисты объявят: » Наша матушка-Россия всему свету голова». [Василий Гроссман. Жизнь и судьба, ч. 1 (1960)]
Сами поверили в свой титанизм. Ты же угодлива, ты и завистлива, матушка Русь. Сложный характер. В такой дихотомии вся ее сласть. [Леонид Зорин. Глас народа (2007-2008) // «Знамя», 2008]
Сибирь-Матушка
Жили-были дед да бабка. Да и не такие уж они были дед и бабка, всего-то по 50 с небольшим. Но деревенская жизнь рано старила людей.
Дед был почти слепой. Это несчастье произошло перед войной. Он был молодым, красивым, одним словом – первый парень на селе. Работал сварщиком в колхозном МТС. Однажды привезли заварить течь металлической бочки из-под горючего. Бочка при нагреве от сварки взорвалась и его откинуло к раме окна. Осколки стёкол попали в глаза. Перенёс несколько операций в областной клинике. Врачи боролись за сохранение зрения, но спасли только маленький процент зрения одного глаза.
Дед был мастеровой. Многое делал лучше некоторых зрячих мужиков. Со свояком, мужем бабкиной сеструхи, построили дом на две половины. Ухаживали за скотиной, курочками и огородом. Так они жили-поживали, да добра наживали.
На селе жила Иочиха. Её покойного мужа звали Иоч, то ли это была его фамилия, то ли отчество все уже забыли, да и имя самой Иочихи тоже никто не помнил.
Иочиха слыла «секретной» самогонщицей, но об этом все знали. Изредка мужички боком-боком «ныряли» в калитку её подворья, а «выныривали» оттуда, выпив пару стопок для разрядки. Уходили довольные, любя и уважая Иочиху и весь мир. Зато, когда наступало больное похмелье у некоторых – ненавидели её. С собой она никому не давала. Знала, что похмелье снова приведет бедолагу к ней.
По случаю сеструхи тоже не гнушались «нырнуть» к Иочихе. Возвращаясь от неё, или заваливались спать, или куралесили. Сам дед был непьющим – и так дорогу плохо видел, боялся в пьяном состоянии упасть и покалечиться.
Жизнь сельчан проходила в постоянном труде, развлечений не было, и посетить Иочиху было отдушиной. Парочка выпитых стопочек раскрашивала однообразие жизни в более яркие краски. Как дед говорил: «Ведь не напиться главное, а смазать шестерёнки души, чтобы появилась в ней песня».
Молодёжь развлекалась как могла. Зимой в клубе кино, танцы, а летом на улице хороводы, песни. Благо, что на селе жила семья Музыкиных. Сама фамилия говорила за себя. Три брата баянисты. Средний слепой от рождения – самый талантливый. Под их музыку молодёжь и веселилась.
Жили старики вдвоём. Единственный сынок после школы уехал в город, закончил институт. Кстати, гордость бабки, что он единственный и в том, и в другом роду выучился и получил высшее образование.
Друг-однокурсник предложил в отпуск съездить в гости к его бабушке на Волгу. В Оби накупались, решили и в Волгу окунуться! Сказано – сделано. Деда и бабкин сынок увидел Волгу, встретил красавицу Волжанку с длинной косой, влюбился в обеих и остался навсегда.
А ответ на вопрос, как они из-под замка сливали брагу, оказался прост. Сеструхи брали тазик, переворачивали флягу, а в крышке резиновая прокладка имела небольшой зазор и через него медленно натекала брага. На дня два хватало быть весёленькими.
Приехал сынок с женой. Весть о гостях разлетелась по всему селу. Под вечер в этот день, и всю неделю, пока гостили молодые, к дому стариков подтягивались родственники и просто желающие мужчины. Медленно, как бы стесняясь, делая вид, что проходили мимо, сворачивали к палисаднику. Крепко жали руки, здороваясь с присутствующими. Одни занимали лавочки, другие садились на корточки, прислонившись спиной к завалинке, некоторые стояли. Покуривали, балакая. Часто разговор не очень клеился, отвлекал вкусный запах, щекочущий нос, шедший из открытого окна избы. О! Эти запахи незабываемы! Томлённая в русской печи картошечка со свежими грибочками, залитая сливками, или тушёные карпики, выловленные бредешком утром в местной речушке. Женщины, помогающие хозяйке, промывали их, очищая пузики, перекладывали слоями в горшок: рыбка, кусочки сливочного масла, зелёный лучок, укропчик и нарезанная красными звёздочками морковка. Всё это заливалось сливками, смешанными наполовину со сметанкой. Косточки становились мягкие-мягкие. Вкуснятина да и только. Язык проглотишь!
Бабы накрывали стол остальными бесхитростными деревенскими закусками и приглашали всех к трапезе.
Столики в избах, как правило, были небольшие, поэтому сажали на почётное место приезжих гостей, садился сам хозяин и два-три особо важных гостя. Остальные мужики пристраивались кто как мог, кто на сундуке, кто на корточках, у стенки, но подносили каждому две-три стопки и закуску на куске хлеба – всё, что было на столе.
Чтобы ублажить всех, деду приходилось несколько раз просить Иочиху выдавать на вынос, учитывая, что покойный Иоч был его дальним родственником. Выгреб всю заначку. Когда-то дед услышал фразу: «Большие деньги любят тишину» и повторял её, когда прятал копейки от своей мизерной пенсии в секретный загашник. Так он копил в тайне от бабки.
Сынок позже приезжал ещё несколько раз, уже с семьёй: с женой и двумя детьми.
Сибирь богата не только дарами, но и комарами. В один из приездов сельчане поведали гостям трагикомичную историю про Иочиху. Была Пасха. По традиции все посещают кладбище, чтобы помянуть усопших. Иочиха очень постаралась, конечно, не бескорыстно, чтобы было чем поминать. И все очень хорошо это сделали. Кого-то еле увели, кто-то сам постарался. Иочиха последние годы тоже пристрастилась к «химии » своего производства, а так как она была женщина одинокая, все про неё забыли, и она, пьяненькая, уснула на могилке мужа. Запоздалые посетители увидели такую картину. Иочиха бездыханная, искусанная и осыпанная дохлыми комарами (некоторые еще дрыгали ножками, умирая, или уже трезвея) от выпитой хмельной крови Иочихи. Выжившим комарам в состоянии похмелья пришлось нелегко. Послали за подводой, и весть о том, что Иочиха умерла, быстро облетела сельчан. Одни обрадовались, а другие огорчились.
Ещё в телеге Иочиха подала признаки жизни. Привезли в сельский медпункт, откачали. Снова новость облетела всё село, что Иочиха жива. Те, кто успел порадоваться, огорчились, а кто огорчился – порадовались. А нейтральные сказали, что она будет жить долго.
В следующий приезд гостей повезли на сбор клюквы. На трех подводах, в основном женщины, поехали за несколько километров от села на болото. Пришлось без привычки потрястись в телеге на просёлочной дороге, но зато, когда прибыли на место, открылась такая красота, аж дух захватило! Казалось бы, болото оно и есть болото. А тут как в сказке. Хозяйка болот разбросала свои красные бусы-ягодки на кочках, покрытым серебристым мхом. Чтобы собрать их, нужно каждый раз поклониться ей в ноги. Ох, и накланялись тогда, до боли в спине и в ногах, обутых в резиновые сапоги, под которыми хлюпала болотная вода. Зато получили дары – полные туески ароматных ягод. От всего сердца поблагодарили Хозяйку болот.
Предки моего мужа – Кулешова Финагена Павловича, выходцы из Беларуси. Иван Романович Кулешов (его дед), будучи молодым, одиноким парнем, нанялся работником в богатую семью. Женился на дочери хозяина и в 1907 году при проведении Столыпинской реформы (переселение крестьянства из Европейской части России на Урал и в Сибирь для подъёма экономики страны), он с молодой женой Аграфеной Дюньдик, двумя малолетними сыновьями и группой односельчан отправились в дальний нелёгкий путь осваивать новые сибирские земли.
Остановились в Томской области. У Ивана Романовича было шестеро детей, четыре сына и две дочери.
Уже шестое поколение потомков живут в Томске и в области, а так же в Златоусте и в Саратове.
Фамилия Кулешов постепенно исчезает. В большинстве рождаются девочки. Но, может быть, фамилия не главная память предков, а главное духовное наследие, оставленное предками?
И мы, ныне живущие, обязаны приумножить это наследие уже для наших потомков.
Да будет так!