Симметрично тексту это как

Рубрикация текста документа

Рубрикация текста должна оптимально раскрывать тему документа. Рубрикацией называется разбиение текста на соподчиненные части. Рубрикация – это вся система заголовков документа. К заголовкам документа относят, например, такие: «АННОТАЦИЯ», «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ».

Структурными элементами текста – рубриками – являются разделы, подразделы, пункты, подпункты.

При отсутствии разделов в тексте документа его первым структурным элементом является пункт. Допускается помещать текст между заголовками раздела и подраздела, между заголовками подраздела и пункта. Внутри подразделов, пунктов и подпунктов могут быть даны перечисления, которые должны быть обозначены арабскими цифрами со скобкой: 1), 2) и т. д., либо выделены простановкой дефиса перед текстом. На элементы перечисления ссылки не делаются.

Все рубрики основного текста должны иметь заголовки. Разделы, подразделы, пункты, подпункты следует озаглавить так, чтобы заголовки точно соответствовали содержанию относящихся к ним текстов. В заголовках рубрик необходимо избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, математических формул. Информация в заголовках (подзаголовках) рубрик низшего порядка (например, подпунктов) не должна повторять информацию, содержащуюся в заголовках рубрик высшего порядка (например, пунктов).

При оформлении заголовков и подзаголовков следует руководствоваться следующими правилами. Заголовок раздела пишется прописными буквами (16 шрифт). Заголовок подраздела — строчными, с первой прописной (шрифт 14 пт). Наименования разделов и подразделов записываются симметрично тексту (по центру строки), наименования пунктов и подпунктов записываются с абзацного отступа. Желательно, чтобы длина строки заголовка была бы короче строки текста. Многострочный заголовок должен быть разделен по смыслу на несколько строк, при этом между строками делается одинарный интервал. Если заголовок состоит из нескольких предложений, они разделяются точками. Переносы и подчеркивание слов в заголовках не допускаются, точка в конце заголовка не ставится.

Текст разделов следует начинать с новой страницы. Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов не должны печататься в конце страницы — необходимо, чтобы за ними следовало несколько строк текста. Расстояние между заголовком раздела и подраздела и текстом при выполнении документа машинописным способом должно быть равно 2 интервала, между заголовками раздела и подраздела — 2 интервала. Расстояние от

заголовка подразделов до строки текста –2 интервала. Помимо разделения частей текста, имеющих названия и номера, существует и более дробное деление текста без использования номеров и названий. Это деление текста на абзацы, то есть периодическое логически обусловленное отделение фрагментов написанного друг от друга текста отступом вправо в начале первой строки фрагмента. Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста. Поэтому правильная разбивка текста ПЗ на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление. Объем абзацев должен быть не слишком большим, но и не слишком малым. Редкость отступов делает текст монотонным, а чрезмерная смена абзацев мешает сосредоточиться на мысли автора.Абзацный отступ равен 5 пробелов.

Названия разделов записываются симметрично тексту заглавными буквами, шрифт Times New Roman, 16 пт, обычный, жирный.

Нумерация рубрик

Разделы, подразделы, пункты, подпункты (кроме введения, заключения, списка источников информации) нумеруются арабскими цифрами. В рубрикации не допускается применение римских цифр.

Разделы нумеруются в пределах основной части ПЗ арабскими цифрами с точкой в конце (1., 2., и т. д.). Подразделы нумеруются в пределах каждой главы (раздела). Номера подразделов должны состоять из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой (например, 1.1., 1.2. и т. д.). В конце номера подраздела точка ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой (например, 1.1., 1.2. или 1.1.1., 1.1.2. и т. д.). В конце номера пункта точка ставится. Если глава (раздел) состоит из одного пункта, он также должен быть пронумерован. Если текст подразделяется только на пункты, они нумеруются порядковыми номерами в пределах работы. Пронумерованная рубрика выравнивается по центру.

ОФОРМЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕКСТА

Оформление таблиц

Таблицей называют особую форму подачи цифровых или словесных данных, в которой сведения располагаются в определенном порядке. Таблицы используются для большей наглядности и возможности сравнения показателей. В таблицы не следует включать цифровой материал, который с достаточной краткостью может быть изложен в самом тексте. Комментарий к таблицам не должен их дублировать. В тексте следует давать лишь анализ и объяснение таблиц. Обычно на основе данных, вошедших в таблицы, выполняются диаграммы, графики, схемы. В этом случае иллюстративный материал должен заменить в документе соответствующие таблицы, а не дублировать их. Учитывая это, важно тщательно продумать, что следует давать в виде диаграмм или графиков, а что  в виде таблиц. Оформление таблиц в документе должно выполняться согласно ГОСТ 1.5-93 [4].

Отступ от текста до номера таблицы и от таблицы до начала текста 1,5 интервала.

Тематический заголовок таблицы

Заголовки граф таблицы нужно писать с прописной буквы, а подзаголовки — со строчной, если они составляют одно предложение с основным заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной Буквы. В конце заголовков и подзаголовков граф знаки препинания не ставят. Заголовки должны быть указаны в единственном числе.

Размещать таблицу следует по одному из вариантов: непосредственно под текстом, где она упоминается впервые, на следующей странице или в приложении к работе. Таблицы следует размещать так, чтобы их можно было читать без поворота текста. Если такое расположение невозможно, таблицу располагают так, чтобы для ее чтения надо было повернуть страницу по часовой стрелке.

На первой странице:

Таблица __ Заголовок 1 2 3 4 5 6

На следующей странице:

Продолжение таблицы __ 1 2 3 4 5 6

таблице помещены графы с параметрами, выраженными преимущественно в одной единице физической величины, но есть показатели с параметрами, выраженными в других единицах физических величин, то над таблицей следует помещать надпись о преобладающей единице физической величины, а сведения о других единицах физических величин нужно давать в заголовках соответствующих граф. Если все данные в строке приведены для одной физической величины, то единицу физической величины указывают в соответствующей строке боковика таблицы.

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

Графа «Примечание» приводится в том случае, если имеются самостоятельные примечания к большинству строк. Если примечания даны к одной-двум строкам таблицы, то примечания должны быть перенесены в виде сноски под таблицу. Примечания к таблице и сноски (примечания к строкам таблицы) пишутся непосредственно под

таблицей, а не в конце страницы текста, причем сноски обозначаются не цифрами, а «звездочкой» (*). Ссылка в тексте документа на таблицу обязательна. При ссылке на

нумерованную таблицу пишут сокращенно «табл.» и ставят ее номер (табл. 1.2). Если таблица одна, при ссылке на нее пишут «см. таблицу». Слово «таблица», которое не сопровождается числовым значением номера, в тексте пишут полностью. Например: в предыдущей таблице приведена…

Источник

Правила оформления курсовых и дипломных работ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Симметрично тексту это как. Смотреть фото Симметрично тексту это как. Смотреть картинку Симметрично тексту это как. Картинка про Симметрично тексту это как. Фото Симметрично тексту это как

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Содержание, структура и объем курсовых и дипломных работ определяются в соответствии с «Положением о курсовых и дипломных работах». Рекомендуемый объем курсовой работы около 30 страниц, дипломной – около 50.

Работы пишутся на белорусском или русском языках. Ответственность за достоверность приводимых в работе данных, выводов несет студент.

Работы представляются в виде сочетания текстового, табличного и иллюстративного материала на листах белой бумаги формата А4 (210х297 мм) в рамке с полями: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 15 мм, снизу – 20 мм. Для выполнения работы используется компьютерный шрифт «Times New Roman».

Последовательность расположения материалов работы следующая: титульный лист, задание на подготовку дипломной работы, аннотация, оглавление, перечень условных обозначений (при наличии), введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложение (при наличии).

2. ОБЩЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Титульный лист курсовой работы выполняется по образцу, приведенному в приложении 1, дипломной работы – в приложении 2. Если текстовая часть работы рукописная, то титульный лист выполняется чертежным шрифтом черного цвета.

Задание на подготовку дипломной работы оформляет на специальном бланке научный руководитель с обязательным конкретным перечнем оглавления работы, графического и табличного материала, сроков исполнения.

Аннотация – краткое изложение содержания работы. В начале аннотации указывается УДК (обозначение тематики работы по универсальному десятичному каталогу), фамилия и инициалы автора, название работы, город, год, количество страниц. Затем приводится перечень ключевых слов (от 5 до 15), характеризующих содержание работы, в именительном падеже, через запятые. Далее располагается основной текст аннотации (5–10 предложений). В конце аннотации указывается количество использованных источников, таблиц и рисунков. Аннотация приводится на русском, белорусском и иностранном языках (приложение 3).

Оглавление должно включать все разделы работы (начиная с введения и заканчивая приложениями), с указанием страницы, с которой начинается раздел, глава (приложение 4), а также раздела главы и подраздела раздела главы, если это предусмотрено структурой работы (приложение 5).

Перечень условных обозначений выполняется при наличии и частом использовании большого количества условных обозначений в виде знаков, символов и аббревиатур в тексте работы. Название заголовка пишется симметрично тексту – первая буква прописная, остальные строчные (шрифт – полужирный, 14 пунктов).

Введение должно отражать состояние изучаемой проблемы, обоснование необходимости исследования данной темы. Порядок изложения следующий: обоснование актуальности темы, цель и задачи исследования, краткая характеристика источников информации по теме, вклад автора работы при выполнении темы. Слово «ВВЕДЕНИЕ» пишется симметрично тексту прописными буквами (шрифт – полужирный, 14 пунктов). Объем введения 1,5-2 страницы.

3. ПОСТРОЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ

Основная часть состоит из текста, табличного и иллюстративного материала. В зависимости от объема и содержания работы, она может дробиться: на главы, на главы и разделы или на главы, разделы и подразделы. Они должны быть пронумерованы, как и в оглавлении, арабскими цифрами. Точка после названия глав, разделов и подразделов не ставится. Номера разделов и подразделов должны состоять из номера главы, раздела и подраздела, например: 2.1.3. (глава – 2, раздел – 1, подраздел – 3).

Названия глав пишутся в виде заголовков симметрично тексту прописными буквами (шрифт – полужирный, 14 пунктов). Не допускается перенос слов и разделение слов в строках по смыслу. Пример названия главы:

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЛАНДШАФТНОГО РАЗНООБРАЗИЯ ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

2.1. Характеристика природных ландшафтов

2.1.1. Горизонтальное и вертикальное строение ПТК

Пункты и подпункты в главах, разделах или подразделах могут иметь названия как с цифровой нумерацией, так и без нее. Они пишутся с абзаца в подбор тексту – первая буква прописная, остальные строчные (шрифт – полужирный или вразрядку, 14 пунктов). В конце названия ставится точка. Далее следует основной текст. В названиях и тексте не допускается подчеркивание. Пример названия пункта и подпункта:

Текст выполняется на одной стороне листа белой бумаги. Каждая глава текста начинается с новой страницы. Компьютерный шрифт для основного текста, таблиц, подрисуночных подписей, нумерации страниц, списка использованных источников, приложений – нормальный, 14 пунктов (для заполнения больших таблиц и поясняющих данных к рисунку допускается 12 пунктов). Отступ абзаца – 10 мм, интервал – одинарный, выравнивание – по ширине страницы. Нумерация страниц – внизу под рамкой посередине. Рукописный текст пишется четким почерком перьевой, шариковой или гелиевой ручкой черным цветом с высотой букв около 3 мм.

4. ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА РАБОТЫ

Текст излагается авторским научным стилем. Текст не должен допускать различных толкований. Переписывание материала из литературных источников не допускается, за исключением цитат.

Стиль изложения должен быть выразительным, простым, сжатым, понятным. Следует избегать длинных предложений и повторений слов в соседних предложениях. При изложении обязательных требований в тексте применяют слова «должен», «следует», «необходимо». Не следует употреблять трафаретные выражения: «имеют место», «что касается», «с точки зрения», «необходимо заметить», «я предложил» и др. В работе необходимо строго соблюдать единообразие терминов, обозначений, символов и сокращений слов. Не следует употреблять иностранные слова и термины, если они могут быть заменены белорусскими или русскими.

В абзацы следует выделять положения, мысли, тесно связанным между собой. Все слова в тексте должны быть написаны полностью, кроме общепринятых сокращений.

Сокращение слов и словосочетаний допускается, если смысл их ясен из контекста и не вызывает различных толкований. Это, как правило, общепринятые сокращения: т.е. – то есть; и т.д. – и так далее; и др. – и другие. Сокращаются следующие слова при ссылках и сносках в тексте: см. (смотри), табл. (таблица), рис. (рисунок), с. (страница). Буквенные аббревиатуры пишутся без точек: заглавными буквами, например, БГУ (названия организаций); строчными – нарицательные названия, которые читаются по слогам и склоняются (вуз, нэп и др.).

В формулах определенная величина обозначается буквой латинского или греческого алфавита с индексом или без индекса. Не допускается обозначать одинаковыми символами разные понятия. Формулы размещаются посередине текста. Пояснения символов приводят ниже формулы, в последовательности, как указано в формуле, начиная со слова «где». При наличии нескольких формул их нумеруют справа от формулы у края рамки. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы в главе, разделенных точкой (2.1; 3.4 и т.д.). Ссылки в тексте на номер формулы дают в скобках, например: «… в формуле (3.5)».

Ссылки в тексте на использованный источник делают в квадратных скобках, например: [3]. Не рекомендуется рядом с номером источника указывать страницы, на которых расположен используемый материал, номера таблиц, рисунков. Исключение составляет заимствование текста абзацев, страниц как цитат, взятых в кавычки с указанием источника и страницы: «….» [12, с. 350]. Ссылки на таблицы, рисунки и формулы, помещенные в самой работе, должны быть приведены в тексте исключительно перед ними.

5. ПОСТРОЕНИЕ ТАБЛИЦ

Цифровой материал в работе следует приводить в виде таблиц.

Номер таблицы состоит из номера главы, где она располагается, и порядкового номера таблицы в главе, разделенных точкой. Нумерация таблиц приводится в правом верхнем углу. В тексте делается ссылка на таблицу: «… табл.2.3». Ссылки на ранее упомянутые таблицы делают с сокращенным словом «смотри»: «… (см. табл. 2.3)». Если в работе помещена одна таблица, то ее не нумеруют и пишут «Таблица», а при ссылке в тексте пишут слово полностью «…в таблице дается…».

Название таблицы приводится ниже ее номера над таблицей (приложение 6). Заголовок должен быть кратким и отражать содержание таблицы, который выполняется строчными буквами (кроме первой прописной) и выравнивается по центру. Если таблица заимствована из литературного источника, делается ссылка на источник после названия таблицы: [6]

При переносе таблицы на следующий лист шапку следует повторить и над ней написать «Продолжение таблицы. », указав ее номер. Если шапка таблицы громоздкая, можно пронумеровать все графы и на следующих листах шапку не повторять. Таблицы на отдельных листах включают в общую нумерацию страниц, но номера страниц на листах не ставятся.

6. ОФОРМЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Все иллюстрации – карты, картограммы, профили, диаграммы, графики, схемы, чертежи, рисунки и фотографии – в работе именуются рисунками.

Номер рисунка состоит из номера главы, где он располагается, и порядкового номера рисунка в главе, разделенных точкой, например: Рис. 2.1. Ссылка в тексте на рисунок: «… (рис. 2.1)». Ссылки на ранее упомянутые рисунки делают с сокращенным словом «смотри»: «… (см. рис. 2.1)». Если в работе только один рисунок, то он не нумеруется – пишется сокращенное слово «Рис.», а далее следует его название.

Название рисунка приводится под рисунком после указания номера и выравнивается по центру. В названии рисунка следует избегать слов, обозначающих вид иллюстративного материала, таких как карта, картограмма, диаграмма и др. После названия рисунка точка не ставится. Если иллюстративный материал заимствован из литературного источника, делается ссылка на источник после названия рисунка и в конце точка не ставится, например:

Рис. 2.1. Ландшафты…. [3]

Если фотография выполнена автором работы, то это указывается в названии, например:

Рис. 3.4. Долина…..(фото автора)

Поясняющие данные к рисунку, помещают под названием (приложение 7).

Рисунки выполняют от руки (тушью, чернилами, пастой, акварельными красками) или с использованием компьютерных технологий. Контуры на схемах, чертежах и рисунках выполняются черным цветом. Не допускается помещать копии иллюстративных материалов из других источников. Любой заимствованный материал выполняется автором.

На одном листе можно поместить несколько иллюстраций. Если рисунок имеет большой размер, то он может быть выполнен на листе формата А3.

Фотографии размером менее А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Рисунки располагают так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы или с поворотом по часовой стрелке. Рисунки на отдельных листах включают в общую нумерацию страниц, но номера страниц на листах не ставят.

Примечания к тексту, таблицам, иллюстрациям нумеруют последовательно в пределах одной страницы. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставят точку и далее следует пояснение. Если примечаний несколько, то их нумеруют следующим образом:
Примечания:
1.…….
2.…….

7. ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Заключение отражает обобщенное содержания работы и содержит основные выводы по главам работы, рекомендации по использованию или внедрению в производство результатов исследований. Слово «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» пишется симметрично тексту прописными буквами (шрифт – полужирный, 14 пунктов). Объем заключения 1,5-2 страницы.

8. ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Список использованных источников приводится в конце текста работы в алфавитном порядке. В список включают только использованные в работе источники и на них в тексте обязательно должны быть ссылки. Все данные о книге, брошюре или статье должны иметь установленные полноту элементов библиографического описания и сокращения (приложение 8). Название заголовка пишется симметрично тексту – первая буква прописная, остальные строчные (шрифт – полужирный, 14 пунктов).

9. ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение выполняется при наличии большого по объему табличного или иллюстративного материала, включение которого в основную часть нецелесообразно ввиду того, что это может привести к значительному превышению рекомендуемого объема работы. Таблицы и иллюстрации в приложении следует располагать и нумеровать в порядке их упоминания в тексте – пример ссылки: «… (приложение 3)». Название «Приложение» и номер выравнивается по правому краю – первая буква прописная, остальные строчные (шрифт – нормальный, 14 пунктов). Страницы приложения не нумеруются и не указываются в общем объеме страниц работы.

Источник

«Симметричные» тексты как тексты особого вида и синергетические педагогические технологии как способ их углублённого понимания

В статье рассматриваются «симметричные» тексты как особый вид текстов, характеризующийся конструктивной и / или смысловой «симметрией», что делает их привлекательными для восприятия и педагогического анализа при помощи си — нергетических педагогических технологий, подразумевающих «разгадывание» смысла «симметричных» текстов и побуждающих к самостоятельному речевому творчеству.

The article is about the research of a «symmetrical» text. This structure has con — structive features which also add to it semantic shades of meaning and make it fine.

Synergetic pedagogical technologies such as conversation, description, discussion

help to understand «symmetrical» text better. They allow guessing its hidden meaning and imitate them.

Key words and expressions: «Symmetrical» texts, semantic resonance, syner — getic pedagogical technologies, profound understanding of texts

Ключевые слова и выражения: «Симметричные» тексты, семантический резонанс, синергетические педагогические технологии, углублённое понимание текстов.

Симметрия (от греч. symmetria – соразмерность) – однородность, пропорциональность, гармония, инвариантность структуры матери — ального объекта относительно его преобразований. Симметрия отра — жает степень упорядоченности системы.

Познавательную силу симметрии оценили уже философы Древ — ней Греции, используя её в своих натурфилософских теориях. Так, например, Анаксимандр (VI в. до н. э.), в своей космологической тео — рии в центре мира поместил Землю. И сама Земля, по мнению Анак — симандра, должна была иметь совершенную, симметричную форму цилиндра.

Выйдя за пределы геометрии, идея симметрии, развиваясь, сде — лала очевидным тот факт, что принцип симметрии может служить ос — новой, способной объединить разрозненные части человеческого знания. До появления идеи симметрии различные отрасли знаний и искусства были изолированы друг от друга. С появлением идеи сим — метрии они начали складываться в единую, целостную картину мира.

И сегодня во имя гармонизации областей человеческого познания симметрия предстаёт в виде различных систем, структур, динамиче-

ских моделей, учитывающих философский, математический, частно — научный аспекты различных теоретических построений. В качестве одной из основных тенденций этого процесса выступает современная математизация научного знания.

Теорию симметрии можно считать торжеством человеческого ра — зума. Она включает в себя восприятие порядка в хаотической Вселен — ной, изучение форм, которые могут принимать упорядоченный вид и придавать наблюдаемому человеческий смысл [10].

Происходящая в современной науке гуманизация симметрологии чрезвычайно плодотворна для изучения текстов и языков, на которых они написаны, как человекомерных систем. В процессе такого изуче — ния наблюдается поиск живого и естественного в текстах и языках, объясняющего их сходство с живыми природными объектами, обла-

дающими некими пропорциями, которым подчиняется целое. В семио — тике под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, например, обряд, танец, поведение человека и т. д. По — скольку любой текст несёт некий смысл – он изначально коммуникати — вен.

В лингвистике текстосимметрика является разделом общей тео — рии текста, который рассматривает текст как объект с симметричной структурой и изучает его устойчивость в виде баланса хаоса и поряд — ка, обусловленного особым свойством лингвистического субстрата (варьированием), в результате которого увеличивается степень сим- метричности системы и накапливается информация.

Необходимость определения параметров устойчивости текста как

системы интегрирует текстосимметрику с симметрологией, изучающей средства устойчивости систем, и синергетикой, изучающей самоорга — низацию сложных систем как универсальное средство устойчивости. Так в гуманитарных исследованиях продолжают закрепляться понятия синергетики (И. Пригожин, Н. Стенгерс): энтропия (рассеяние, неупо — рядоченное состояние системы) / негэнтропия (упорядочение), сим- метрия / асимметрия, вероятность, точка бифуркации и другие.

Идеалы симметрии издавна проникали и в педагогику в виде идей воспитания прекрасным. Платон говорил: «Быть прекрасным – значит быть соразмерным (symmetricon)». Под прекрасным в широком смыс — ле с древних времён народы понимали саму жизнь в её непрерывном развитии, движении к прогрессу. Черты прекрасного усматривались людьми в явлениях природы, общении, труде, художественных ре-

меслах, выразительных звуках (музыке), организованных движениях

(пластике, танцах), художественном слове. Воспитание художествен-

ным словом со времён К. Д. Ушинского стало неотъемлемой характер — ной чертой отечественной педагогической мысли (Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, Е. И. Тихеева, Ш. А. Амонашвили и др.).

Во второй половине ХХ века получила развитие гуманная педаго-

гика (Ш. А. Амонашвили, В. А. Загвязинский, И. А. Колесникова и др.), размышляющая о способах «одухотворения» образования, его лич — ностной ориентированности.

Современные синергетические концепции самоорганизации обра — зования (М. И. Рожков, Н. М. Таланчук, Т. М. Жидких и др.) в професси — ональном образовании педагогов открывают новые перспективы гуманизации образования в целом. Один из частных участков гумани — зации – неосвоенный педагогический потенциал организации и содер- жания образования. Концепция педагогической синергетики определяет одним из главных условий развития систем наличие не — определенности. Неопределенность является результатом действия противоречивых процессов. Указанные состояния системы – неосво — енность, неопределенность, противоречивость – характеризуют и от-

крытость системы, и состояния людей, помещенных в данную систему. Поэтому обращение к синергетике является гуманистиче — ским, сообразным человеческой природе способом изучения и преоб — разования педагогической реальности.

Отличие синергетических концепций от традиционных педагоги — ческих представлений – в акценте не на упорядоченности системы, а на её неравновесных состояниях. Основными принципами (паттерна — ми) современного синергетического подхода в педагогике являются: идея об открытости систем; идея о конструктивной роли хаоса; идея о резонансном воздействии и др.

Идеи синергетики значимы для нас, потому что важным звеном в углублённом понимании текста мы считаем возникновение явления

семантического резонанса, которое можно определить как момент пе — реживания его реципиентом узнаваемости, понятности образа, слова, метафоры в условиях возможности их неоднозначного «прочтения». Так происходит осмысление, «присвоение» текста [2].

Работа с текстами при синергетическом подходе к образованию играет особую роль. Текст изначально диалогичен (М. М. Бахтин). При таком подходе средствами обучения и воспитания посредством тек — стов становятся рассказ, беседа, иллюстрация (в понимании К. Д. Ушинского как вовремя сказанное слово, приведённый пример), реа — лизуемые в процессе передачи знаний и опыта, что способствует вы — работке умений и навыков будущих педагогов и их успешному применению в социально-профессиональных ролях.

В лингвистике текст определяется как динамическая единица

высшего порядка, речевое произведение, обладающее признаками связности и цельности в информационном, структурном и коммуника-

тивном плане [1]. При этом в психолингвистике природа связности считается лингвистической, природа цельности же – психолингвисти — ческой [5, 7].

В то же время, благодаря существованию явления симметрии,

можно заметить, что достижение связности и интуитивное ощущение цельности текста имеют в своей основе аналогичные механизмы. Ес — ли основным средством достижения связности является повтор (зву — ковой, морфемный, лексический и пр.), то ощущение цельности текста тесно связано с его симметричностью. Симметрия же использует по — вторы как свой основной элемент (см. таблицу 1).

Соответствие основных видов симметрии в математике и текстосимметрике

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *