Символизм как философская сверхидея
Символизм как философская сверхидея
Символизм как миропонимание: новая философия культуры
18 сентября 1886 г. в журнале Le Figaro была опубликована статья французского поэта Жана Мореаса «Манифест символизма» (Le Symbolisme). Это событие считается днем рождения символизма — одного из самых противоречивых и значимых жанров, до сих пор привлекающего читателей по всему миру. Спустя 130 лет редакция THE WALL об этой эпохе в мировой литературе.
История символизма
Символизм существовал и до публикации «Манифеста». Жан Мореас лишь объединяет в единое целое принципы, выработанные плеядой талантливых и смелых поэтов, от Шарля Бодлера до самого Жана Мореаса.
Одним из наиболее значимых произведений для символистов стал сборник Шарля Бодлера «Цветы зла» (Le Fleurs du mal, 1857 г.). Бодлера многие специалисты относят к поэтам романтизма, но именно в его творчестве впервые появилась идея о соответствии цветов, запахов и звуков, которая в дальнейшем станет одним из важнейших принципов символизма. Помимо этого, даже название одной из частей сборника «Сплин и идеал» (Spleen et Idéal) относит читателя к литературе декаданса. Стоит отметить, что термины «декаданс» и «символизм» часто считают синонимичными, однако же их стоит разграничивать: декаданс — лишь одно из ответвлений символизма[1].
«Цветы зла» Ш. Бодлера. Обложка издания 1910 г. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Цветы_зла
По словам самого Бодлера, большинство стихотворений было написано еще в 1840 годы, то есть на сорок лет раньше «Манифеста». Реакция публики была однозначной: автор был признан богохульником и был привлечен к суду, часть стихотворений была вырезана цензурой, а запрет на публикацию был снят только столетие спустя.
Но общество поэтов середины XIX в. со свойственной ему проницательностью увидело в творчестве Шарля Бодлера начало нового жанра. Именно оно смогло вдохновить множество молодых авторов, которые позже вознесли Бодлера на свой Олимп, признав его своим учителем. К новому бодлерскому поколению относятся три поэта, которых принято называть «Проклятыми»: Артюр Рембо, Стефан Малларме и Поль Верлен, продолжившие разработку принципов символизма. Жизнь каждого из них — отражение этих постулатов. При них символизм достигает своего расцвета, обретает законченную форму и становится ведущим направлением в поэзии, проникает за границу и в театр. В 1886 г. образовывается литературный кружок Верлена, членом которого становится автор «Манифеста символизма» Жан Мореас.
«Манифест символизма». Источник: https://fr.wikisource.org/wiki/Page:Le_Symboliste,_1886.djvu/
Истоки
Перед тем, как обратиться непосредственно к «Манифесту символизма», следует проанализировать эпоху, в которую он был написан, в целом. Изменения в общественной мысли, в первую очередь, отражаются в литературе как в самом гибком направлении культуры. Поэзия в частности — зеркало реакции человека на происходящие изменения, в котором можно увидеть саму душу эпохи. Что же отразил символизм?
Вторая половина XIX в. ознаменовалась кардинальным изменением в сознании людей. С известной каждому фразы Фридриха Ницше «Бог умер» началось формирование атеистической цивилизации. В прошлом религия определяла такие важные для каждого человека понятия как мораль и красота. Эти определения в своем старом понимании ушли в прошлое вместе с верой в Бога, поэтому постепенно начали складываться новые, современные представления о мире и человеческой природе. Нельзя было просто отречься от тысячелетней веры в существование неких данных свыше канонов и правил, которых следует придерживаться. Начались поиски того, что сможет дать соответствующие времени ориентиры лучше религии. Выбор пал на искусство, которое посвящено воспеванию прекрасного, рассуждениям о добре и зле. Именно оно должно было создать нравственную и эстетическую основу нового мира.
Этот новый Бог был совсем не похож на прежнего. Понятие красоты стало включать в себя эстетику уродливого, влечение к смерти. Мораль — а есть ли ей место в искусстве? Оскар Уайльд писал: «Нет книг нравственных и безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо»[2]. Добро и зло стали причудливо переплетаться в литературе.
В таких условиях зародился и развивался символизм.
«Манифест символизма»
К сожалению, на русский язык «Манифест» еще ни разу не был переведен целиком, поэтому восстановить его содержание можно только по отдельным отрывкам на русском, а также по статьям литературоведов, специализирующихся на символизме. Тем не менее можно выделить несколько положений, которые Жан Мореас считает основополагающими в поэзии символизма. Эти положения касаются как формы произведений, так и их содержания.
Жан Мореас. Источник: http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4216.html
Идея. Одно из ключевых понятий символизма, нечто высшее, непонятное человеку, но открывающееся поэту — Идея, средством выражения которой является поэзия. Мореас пишет, что символизм дает Идее осязаемую форму при помощи аналогий. Способ выражения Идеи — Образ.
Образ. «Символистская поэзия пытается одеть Идею в осязаемую форму»[3]. Эта форма — символ. Не художественный образ, как раньше, еще в поэзии романтизма, а именно символ — многозначный, не очевидный, порой кажущийся неуместным или не истолковываемым.
Сочетание Идеи и Образа — наследие романтизма, провозгласившего приверженность высшей Идее и служение ей. «Все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как неосязаемые отражения первоидей, указующие на свое тайное сродство с ними»[4]. Именно символ способен привести человека к Идее, откровения, снисходящие на поэта — ключ к прекрасному миру, который в прошлом был обещан религией.
Ритм. «Музыки — прежде всего другого»[5], — писал Поль Верлен. Символисты много экспериментировали со звуковой подачей стихотворений. Артюр Рембо посвятил символизму и образности звуков стихотворение «Гласные» (Voyelles):
А — черно, бело — Е, У — зелено, О — сине,
И — красно… Я хочу открыть рождение гласных[6].
Форма. Идее нужно соответствующее оформление. Жан Мореас выражает эту мысль с присущей символизму утонченностью и чувственностью: «Символистскому синтезу должен соответствовать особый, первозданно-широкоохватный стиль; отсюда непривычные словообразования, периоды то неуклюже-тяжеловесные, то пленительно-гибкие, многозначительные повторы, таинственные умолчания, неожиданная недоговорённость — всё дерзко и образно….»[7]. Именно символисты создали множество собственных, до этого никем не использовавшихся литературных форм, например, верлибр Артюра Рембо[8].
«Манифест символизма» Жана Мореса содержит в себе основные понятия и каноны направления в литературе, появившегося во время одного из наиболее значительных для нашей культуры кризисов миросознания. Каждое положение «Манифеста» — отражение того, что было важно для поэтов-символистов, пытавшихся найти выход из этого кризиса. В Россию символизм пришел позже, но также, как и во всем мире, оставил неизгладимый след в культуре. До сих пор, спустя почти полтора столетия, интерес к этому направлению поэзии не угасает.
Откуда этот интерес? Дело в красоте образов и музыкальности языка? Или наше время — это еще один кризис, и мы лишь обращаемся к опыту прошлого? Или символизм есть отражение человеческой души — сомневающейся, мятежной и необъяснимой?
Символизм: суть термина, история в живописи, отличительные черты, знаменитые символисты
Символизм — это стиль и направление в изобразительном искусстве, в котором художник использует при написании картины скрытые послания, аллегории и даже шифры с глубоким философским или мистическим смыслом. Таинственные знаки в произведениях воплощают связь между реальным и потусторонним мирами. Они заставляют зрителя активно мыслить, отказаться от упрощенного восприятия сюжета и находить истинную суть замысла автора. Символизм оказал огромное влияние на мировое искусство, стал предтечей многих новых направлений живописи ХХ века.
История развития символизма
Символизм имеет очень глубокие исторические корни. Таинственные знаки мастера использовали в изобразительном искусстве еще в Древнем Египте и Вавилоне при оформлении монументальных сооружений, позже — в эпоху Античности.
Символизм также отчетливо проявил себя в христианстве. На древних иконах с ликами святых хорошо видны намерения их создателей передать глубокий духовный смысл изображения с помощью очевидных символов: нимба, голубя, чаши, священной книги, ключей от рая, креста или пальмовой ветви.
В эпоху Возрождения многие художники проявляют интерес к символизму. Мастера того времени часто наполняют таинственными знаками картины на религиозную и мифологическую тематику. Но особое уважение символистов заслужил великий голландский живописец Иероним Босх (Jheronimus Bosch). Его гениальные триптихи с аллегорическими образами и множеством причудливых знаков значительно отличаются от стиля его современников. Символику картин Босха и сегодня нельзя толковать однозначно. На эту тему ведут бесконечные споры искусствоведы разных стран.
Мастера Золотого века голландской живописи также внесли свой вклад в развитие символизма. В этот период сформировался популярный поджанр натюрморта — «Суета сует». На полотнах малых голландцев присутствуют легко узнаваемые символы бренности жизни: черепа, музыкальные инструменты, погасшие свечи, увядшие цветы. Примерами таких работ могут служить картины Давида Байи (David Bailly), Хармена Стенвейка (Harmen van Steenwyck), Яна Давидса де Хема (Jan Davidsz de Heem).
В XVIII-XIX веках черты символизма можно наблюдать в произведениях многих живописцев пейзажного жанра. Особой духовной глубиной проникнуты картины немецкого художника Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich). Символика его полотен проста и понятна, выдержана в лучших традициях европейского романтизма.
Именно романтизм стал колыбелью для формирования символизма как отдельного течения в искусстве. Оба направления объединяет стремление к поиску высокого духовного начала. Но романтисты видели величайшую тайну жизни в познании собственного внутреннего мира человека, а символисты искали ее в абсолютном Бытие. Последние для объединения Миров вещей и идей использовали в своих картинах разные символы: намеки, иносказания, мистические и эзотерические знаки.
Право открытия для широкой публики термина «символизм» принадлежит французскому поэту Жану Мореасу. В своем манифесте 1886 года он впервые использовал это слово для обозначения нового направления в искусстве.
Символизму присуща многогранность проявлений в художественных произведениях:
Символами в изобразительном искусстве могут быть самые разные предметы. Например:
Художники этого течения рассматривали символ в качестве единственно возможного инструмента для выражения своих идей на холсте. Они не стеснялись заимствовать художественные средства и из академического искусства, и из модернистских течений. Среди картин можно встретить как произведения с четкими линиями и строгой композицией, так и работы с декоративными плоскими контурами фигур.
Всплеск интереса к символизму на рубеже XIX-XX веков наблюдался во многих европейских странах: Англии, Бельгии, Польше, России. Символисты предвосхитили экспрессионизм, их идеи нашли отображение в дальнейшем и постепенно растворились в сюрреализме и модерне.
Знаменитые художники-символисты
Картины мастеров символизма легко узнаваемы по характерным чертам этого стиля живописи. Вот список наиболее известных, на наш взгляд, художников-символистов:
Символизм ярко вспыхнул на рубеже XIX-XX веков в мировой культуре и оставил заметный след в ее истории. Выдающие работы символистов и мастеров других стилей всегда представлены на аукционах портала Very Important Lot. На нашем сайте также можно без посредников купить картины современных художников.
Что такое Символизм
Определение символизма
Символизм (от др. греч. symbolon — знак, символ) — это направление в искусстве (в литературе, живописи и др.), когда автор использует символы для обозначения идей, придаёт им символическое значение, которое абсолютно отличается от их буквального смысла.
Для выражения своих идей автор показывает не реальный мир, а использует силу слов и образов, создаваемых им.
Символизм в искусстве
Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.
Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.
Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).
В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.
Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.
Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.
Особенности символизма
Мастера этого стиля не пытаются построить свои работы на реализме, они отображают эмоции и чувства, идеи и субъективность. Их работы выражают их собственные идеологии, они верят, что способны раскрывать правду.
В своих работах символисты часто обсуждают такие темы:
Художники-символисты, также как и писатели и музыканты этого движения, стремились указать лишь нюансы и намёки в личных, наполовину заявленных, неясных упоминаниях.
Символизм дал возможность перехода мирового искусства от романтизма (начало 19-го в.) к модернизму (начало 20-го в.).
Русский символизм
В промежутке между 1886 и 1900 символизм преобладал в большинстве видов искусств Европы. Художник начала 20 века, который оказал сильнейшее влияние на русское изобразительное искусство этого направления — Михаил Александрович Врубель.
Символизм в русской литературе
В русской литературе, как течение, символизм продлился приблизительно до 1910 года.
В России символизм стал первым, и самым главным, модернистским течением в поэзии. У нас его принято делить на два этапа: по времени становления, и по манерам мировоззрения.
«Старшие символисты» — это те, которые сделали свои первые шаги в поэзии в 1890-е годы. Они начали развивать русскую поэзию. Например: В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб (Тетерников), К. Д. Бальмонт.
«Младосимволисты» («младшие символисты») — поэты, которые появились в литературном обществе в 1900 – 1904 годах. Считается, что они превратили символизм в самостоятельное направление, придав ему законченный вид. Например: В. С. Соловьёв, А. А. Блок, А. Белый (Б. Н. Бугаев).
Представители символизма
Символисты в литературе
Примеры русских писателей и поэтов-символистов:
Примеры иностранных поэтов-символистов:
Символисты в изобразительном искусстве
Символисты серебряного века
Серебряный век русской культуры — это фаза русской культуры с 1890 года до начала 1920-х. Принято считать, что литература этого времени уступает «золотому веку» (пушкинская эпоха), т. к. название было придумано по аналогии. Например:
Старшие символисты (ещё их называют «декаденты») — старшее поколение символистов конца XIX века. Например:
Младшие символисты («младосимволисты») — младшее поколение символистов начала XX века.
Также к этой эпохе причисляют некоторых художников того времени. Например:
Символизм в живописи
После того, как символизм был принят литературным миром, он появился и в работах молодого поколения художников, которые тоже отвергали условности натурализма.
Художники-символисты считали, что искусство не обязано отображать объективность, оно может показывать человеческие идеи и эмоции.
Они вернулись к Романтизму XIX века, когда ценность произведения было в воспроизведении эмоционального опыта у зрителя через композицию, цвет, линии и т. д.
Символизм в музыке
Александр Скрябин (1871 — 1915) знаменит как гениальный русский пианист и композитор. Но не только. Его также помнят и по той магии, которая окутывала его в момент выступлений, представляя зрителю, казалось, весь мистицизм тайн Вселенной.
Он превращал аккорды в символы. Таким стал «прометеев» аккорд или «прометеевский» аккорд, который впоследствии использовался и другими композиторами.
Этот звуковой комплекс был абсолютно новаторским для того времени. Когда музыковеды говорят про его музыкальные творения, вспоминают такие слова, как: врата в авангардное мышление, мелодия-воздушность, хрустальность, стремление к звёздам и др.
Прометеев аккорд построен из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.
История символизма
Основоположником стал французский поэт Шарль Бодлер, когда в 1857 году опубликовал свой сборник стихотворений «Цветы зла» («Les Fleurs du mal»). Таким образом, направление началось с литературы.
Эта книга оказала огромное влияние и на других авторов. Притом суд посчитал книгу непристойной, оштрафовал Бодлера и заставил убрать из сборника несколько стихотворений.
Жан Мореас (французский поэт греческого происхождения, настоящее имя Иоаннес Пападиамантпулос) сыграл ведущую роль во французском символистском движении, опубликовав в сентябре 1886 года в литературном приложении французской газеты Le Figaro один из своих манифестов.
Жан Мореас не только впервые использовал название «символизм», но и описал его основные принципы (нового, на то время, направления).
Именно эта публикация помогла утвердить символизм как движение и заменить популярный в то время декаданс.
В том же 1886 году было основано периодическое издание Le Symboliste (Жаном Мореасом вместе с Густавом Каном и Полом Адамом), но долго оно не просуществовало.
В 1890-х годах символизм продолжил своё развитие с такими знаменитыми именами как: французские поэты Стефан Малларме, Артюр Рембо и Поль Верлен; бельгийский писатель Морис Метерлинк.
После символизм пленил и другие виды искусства, начиная с французского живописца Одилона Редона.
Акмеизм, футуризм и имажинизм
Акмеизм — модернистское течение русской поэзии, которое появилось в начале 20 века как ответ на максимализм символизма.
Ему характерны: ясность и чёткость образов, выразительность деталей, отрицание туманностей и др.
Футуризм — это авангардистское художественное направление начала 20 века, которое характеризуется почитанием будущего и отрицанием прошлого, отказом от реализма, для формирования собственного, нового стиля.
Имажинизм — авангардистское литературное направление 1920-х, существовало прежде всего в русской поэзии.