Символизм как модернистское направление

Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм

Вы будете перенаправлены на Автор24

Символизм – это одно из модернистских течений в российской поэзии конца 19-начала 20 веков.

Понятие символизма

В традиционной поэтике само слово «символ» означает «многозначное иносказание». Символ – это поэтический образ, который выражает суть какого-то явления. В поэзии символизма символ передает индивидуальные, нередко сиюминутные представления поэта.

Символизм – это модернистское течение в отечественной литературе, которое сосредоточено на выражении с помощью символа интуитивно постигаемых идей и сущностей, смутных, нередко изощренных чувств, видений.

Характерными чертами для поэтики символизма являются:

Моментом начала русского символизма считается публикация Д. Мережковским статьи «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе», которая была им прочитана в Петербурге зимой 1892 года.

Расцвет символизма связан с приходом в литературу в начале 1900-х гг. А. Белого, А. Блока, И. Анненского, Вяч. Иванова, Ю. Балтрушайтиса и т.д. Важную роль в развитии распространении символизма в России сыграли издательства «Гриф», «Скорпион», «Мусагет», а также журналы «Золотое руно», «Весы».

Готовые работы на аналогичную тему

Представители старших символистов развивали в русской литературе западноевропейские тенденции. Они расширяли область поэзии, вводя новые мотивы и темы. Старшие символисты глубоко изучали «новое религиозное сознание». Идеологом старших символистов считается Д.С. Мережковский, а учителем, который разработал новые приемы и формы стихосложения принято считать В. Я. Брюсова.

В неоднородном русском символизме различается петербургская и московская школы. Представителем петербургской школы основывались на религиозно-мистических поисках, которые нашли воплощение в творчестве Н.М. Минского, Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус. Их интересовала связь между творчеством и религией, интеллигенцией и церковью. Это привело к утверждению «нового религиозного сознания», которое основывалось на стирании границ между жизнью и верой.

Возглавляемая В.Я. Брюсовым московская школа популяризировал в русской поэзии традиции европейского символизма. Они критически относились к сущности символа и утверждали необходимость формального совершенствования стихосложения, а также создание жизнеутверждающих, энергичных произведений.

Представители и обеих школ символизма считали, что творческий акт приближает поэта к самому Творцу, поэтому деятельность художника – это волшебство, таинство, и оно не может быть работой.

Младосимволизм

В конце 19 – начале 20 вв. выделилась группа младосимволистов. В нее входили: А. Белый, А.А. Блок, Вяч. Иванов и т.д.

Основу литературной платформы младосимволистов составила идеалистическая философия В.С. Соловьева с идеей пришествия Вечной Женственности и Третьего Завета. А понимание высшей цели искусства как создания не просто художественного произведения, а как «вселенского духовного организма» укрепляло связь символизма и мистики.

Окончательно символизм как самостоятельное направление сформировался именно в творчестве младосимволистов. Основой их творчества оказалось понимание символизма как тенденции к другому, новому мироощущению, которое по-своему преломляет и искусство.

Ярким представителем младших символистов является А.А. Блок. Его творчество считается универсальным воплощением этого направления.

Религиозно-эстетическая поэзия Вяч. Иванова ориентирована в культурно-философскую проблематику эпохи античности и средневековья. Вяч. Иванов создал своеобразную концепцию символа, имеющего душу, внутреннее развитие, живущего и перерождающегося. Влияние поэта на творчество младосимволистов было сильным и основывалось на упрочении позиций внецерковной мистики.

В начале 20 века между «мистическими» символистами петербургской школы, объединенными Вяч. Ивановым, и «эстетами-москвичами», которые сплотились вокруг В.Я. Брюсова, разгорелась полемика. Этот спор был принципиальным и показал кризис символизма.

Понятие и основные признаки футуризма

Футуризм – это общее название художественных авангардистских движений 1910-1920-х гг., а именно:

Основными признаками футуризма являются:

Футуризм как течение в русской поэзии возник не в России. Родиной этого движения является Италия, а главным идеологом мирового футуризма считается Филиппо Томазо Маринети.

Футуристы проповедовали разрушение условностей и форм искусства ради его слияния с ускоренным ритмом 20 века. для футуристов характерно преклонение перед скоростью, движением, агрессией и силой, презрение к слабому и возвеличивание себя. Футуристы утверждали приоритет силы, упоение разрушением и войной. По своей идеологии в этом плане футуризм был близок к правым и левым радикалам: коммунистам, анархистам, фашистам.

Русский футуризм не вылился в художественную систему.

Термином «футуризм» обозначали разные тенденции русского авангарда, а системой был сам авангард.

Футуризм оказался более разнородным течением, чем символизм и акмеизм, предшествовавшие ему.

Русский футуризм тесно связан с авангардизмом в живописи. Многие поэты-футуристы были талантливыми художниками, в их числе: В. Каменский, В. Хлебников, Е. Гуро, А. Крученых, В. Маяковский, братья Бурлюки.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 22 08 2021

Источник

Русский символизм как модернистское направление в русской литературе

Символизм был первым течением модернизма, возникшим на русской почве. Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом.

Предпосылки возникновения символизма — в кризисе, поразившем Европу во второй половине 19 в. Переоценка ценностей недавнего прошлого выразилась в бунте против узкого материализма и натурализма, в большой свободе религиозно-философских исканий. Символизм явился одной из форм преодоления позитивизма и реакцией на «упадок веры». «Материя исчезла», «Бог умер» — два постулата, начертанные на скрижалях символизма. Система христианских ценностей, на которых покоилась европейская цивилизация, была расшатана, но и новый «Бог» — вера в разум, в науку — оказался ненадежен. Потеря ориентиров рождала ощущение отсутствия опор, ушедшей из-под ног почвы.

«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своём значении»,- считал теоретик символизма Вячеслав Иванов.

«Символ – окно в бесконечность»,- вторил ему Фёдор Сологуб.

Символизм в России вбирал два потока — «старших символистов» (И.Анненский, В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Н.Минский, Ф.Сологуб (Ф.Тетерников) и «младосимволистов» (А.Белый (Б.Бугаев), А.Блок, Вяч.Иванов, С.Соловьев.

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами, и иногда, пытаясь добиться оригинальной формы, они уходили в считаемую их критиками бессмысленной игру слов и звуков. Огрубляя, можно сказать, что символизм различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая эта сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне.

В отличие от других направлений в искусстве, использующих элементы характерной для себя символики, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты целью и содержанием своего искусства, а символ, закреплённый в элементе художественной речи и в своём образе опирающийся на многозначное поэтическое слово, – основным, а иногда и единственно возможным художественным средством.

Среди самых читаемых поэтов – Константин Бальмонт – «гений певучей мечты»; Иван Бунин, чей талант сравнивался с матовым серебром – его блистательное мастерство представлялось холодным, но именовали его уже при жизни «последним классиком русской литературы»; Валерий Брюсов, имевший репутацию мэтра; Дмитрий Мережковский – первый европейский писатель в России; самый философичный из поэтов серебряного века – Вячеслав Иванов…

Поэты серебряного века, даже не первого ряда, были крупными личностями. На модно-богемный вопрос – гений или помешанный? – как правило, давался ответ: и гений, и сумасшедший.

Андрей Белый производил на окружающих впечатление пророка…

Все они, увлечённые символизмом, стали видными представителями этой наиболее влиятельной школы.

С древних времён родная земля, её беды и победы, тревоги и радости были главной темой отечественной культуры. Руси, России посвящали своё творчество люди искусства. Первый долг для нас – долг самопознания – упорный труд по изучению и осмыслению нашего прошлого. Прошлое, история России, её нравы и обычаи – вот чистые ключи, чтобы утолить жажду творчества. Размышления о прошлом, настоящим и будущим страны становятся главным мотивом в деятельности поэтов, писателей, музыкантов и художников.

«Искусство вне символизма в наши дни не существует. Символизм есть синоним художника»,- утверждал в те годы Александр Блок, который был уже при своей жизни больше, чем поэт, для многих в России.

Николай Купреянов. Это имя художественная критика начала ХХ века поставила в один ряд с такими именами, как В. Фаворский, А. Кравченко, А. Остроумова – Лебедева. На двадцатые годы выпал расцвет русской гравюры. Гравюра – ремесло, возведённое в ранг искусства. Возрождение гравюры, древнейшего из искусств, началось с обновления форм, с приобретения нового строя чувств, символов, принадлежащих эпохе. Для Купреянова, человека, формировавшегося в 10-е годы, воспитанного на поэзии Блока, символизм был не просто литературным направлением, а умозаключением, настроением ума – разговорным языком эпохи, времени, языком, на котором изъяснялись и в кругу гравюрных образов. И гравюра представляется уже неким вариантом символического искусства. Ещё в юношеские годы, скитаясь по старым русским городам, кроме зарисовок древних фресок и иконописи, он увлёкся деревенской народно обрядностью, что позже соединилось в его творчестве. С таким же романтическим восторгом увлёкся он условностью «Мира искусства». «Я едва ли не одинаково люблю Сомова и иконопись»,- признавался он в письме к Блоку. Эта двойственность сознания – две стихии – религиозная и символическая – наложили печать на творчество Купреянова. Уже раньше его гравюры обрастают символами имеют не только первый, но и второй план, заключают в себе скрытый смысл. Не случайно Купреянов в гравюре начинал с самого интимного, с самого замысловатого жанра книжного знака – экслибриса. Его первые экслибрисы – это зашифрованные «за семью печатями» знаки, до смысла которых невозможно доискаться без знания Библии или геральдического словаря. Его гравюрное пристрастие к житию Николы можно рассматривать как особый интерес к соимённому ему – Николаю Купреянову – образа святого. Художник смотрел в гравюру, словно в зеркало, она давала его искусству справку, чувства законченности.

Темами первых гравюр были мотивы, которые изначально лежали в иконе или в старом лубке: «Король Гвидон», «Царь Давид», «О Бове Королевиче», «Всадники» (на темы апокалипсиса) – вот названия его первых работ. Позже – гравированные книжки, наподобие блочных книг – «Детство о Егории Храбром», «Жития Николы», «Азбука»…

Источник

Литературные течения поэзии русского модернизма

Вы будете перенаправлены на Автор24

Модернизм – это направление в искусстве и литературе конца 19 – начала 20 века. Для модернизма характерен отказа от классических стандартов и поиск новых литературных форм, нового стиля.

Существует несколько течений модернизма:

Символизм

Самым первым и наиболее значительным из течений модернизма в России является символизм. В символизме принято рассматривать два главных этапа. Первый этап – 1890-е годы. Поэтов этого этапа называли старшими символистами.

В 1900-е годы в символизме появились новые силы, которые обновили облик этого течения. Вторую волну символизма называют младосимволизмом.

Эстетика и философия символизма формировалась под воздействием различных учений. Это и учения древнегреческого философа Платона, и философские системы В. Соловьева и Ф. Ницше.

В понимании символистов творчество рассматривалось как созерцание тайных смыслов на подсознательно-созерцательном уровне, доступное лишь художнику. От художника-творца требуется необходима не только лишь чуткость, но и владение искусством намека. Ценность стихотворной речи по мнению символистов заключалась в утаенности смысла, недосказанности. А главным средством, которое должно передавать созерцаемые тайные смыслы, был символ.

Акмеизм

Как реакция на крайности символизма сформировалось новое модернистское течение – акмеизм. Акмеизм, который пришел на смену символизму, не имел философско-эстетической программы, разработанной детально. Реальный взгляд на вещи является основой акмеизма, в отличие от символизма, где определяющим фактором являлась сиюминутность бытия, какая-то тайна, покрытая ореолом мистики. Нечеткость символов и туманность, присущая символизму, в акмеизме сменялась точными словесными образами. Акмеисты считали, что слово должно приобрести свой изначальный смысл.

Наивысшей точкой в иерархии ценностей акмеистов является культура, которая тождественна общечеловеческой памяти. Отсюда и частые обращения акмеистов в сюжетам и образам из мифологии. Акмеисты, в отличии от символистов, ориентировавшихся на музыку, ориентировались на пространственные искусства – скульптуру, живопись, архитектуру. Такое тяготение к трехмерному миру выражается в увлечении акмеистами предметностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Главной отличительной чертой представителей акмеизма является их организационная сплоченность.

Это было не столько организованное течение с общей платформой, сколько группа талантливых поэтов, объединенных личной дружбой. Это отличает акмеистов от символистов и футуристов.

Наиболее активными участниками течения акмеизма являются А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, С. Городецкий, М. Зенкевич.

В качестве литературного течения акмеизм просуществовал примерно два года. В 1914 году произошел раскол в обществе акмеистов и «Цех поэтов», как себя называли акмеисты, был закрыт.

Главными принципами акмеизма являются:

Футуризм

В 1910-начале 1920-х годов сформировалось авангардистское движение футуризма.

Футуризм, в отличие от акмеизма, возник не в России – родиной этого движения была Италия.

Течение футуризма претендовало на построение искусства будущего и выступало под лозунгом нигилистического отрицания всего художественного опыта, сформированного ранее.

Футуристы выступали за разрушение условностей и форм искусства ради слияния его с жизненным процессом 20 века, носившем ускоренный характер.

Для данного течения характерно преклонение перед скоростью, силой, движением, действием и агрессией.

Футуристы презирали слабых и возвеличивали себя. В футуризме происходило утверждение приоритета силы, упоение разрушением и войной. Общественно – политическая ситуация, сложившаяся в России, стала благодатной почвой для развития футуризма. Как и любое другое авангардное явление, футуризм требовал повышенного внимания к себе, равнодушие было совершенно неприемлемым. Для существования и развития футуризму требовалась атмосфера литературного скандала. Крайности, преднамеренно показываемые футуристами в своем поведении, вызывали ярко выраженный протест публики и агрессивное неприятие его, что только и требовалось футуристам.

Стратегия привлечения внимания к себе при помощи скандалов успешно срабатывала и в материальных целях. 1912-1916 годы являются периодом наивысшего расцвета авангарда, в этот период проводится огромное количество выставок, диспутов, спектаклей, поэтических чтений. Поэтому часто в прессе футуристов обвиняют в корыстолюбии.

Но все же русский футуризм в своей основе был преимущественно поэтическим течением. Главной темой в манифестах футуристов была реформа слова, поэзии и культуры в целом. А в скандальных лозунгах, бунтарстве футуристов было больше эмоций эстетических, нежели революционных.

Имажинизм

На основе литературной практики футуризма в первые годы после революции в России возникло новое литературно-художественное течение – имажинизм. Это была последняя нашумевшая школа в поэзии 20 века. несмотря на то, что направление имажинизма было создано через два года после революции, по своему содержанию оно не имеет ничего общего с революцией.

К первым поэтам-имажинистам относятся С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершневич.

Основным принципом поэзии имажинисты рассматривали «образ как таковой». Это было слово-метафора, имевшее одно определенное значение. По большой части, в приемах имажинистов не было ничего нового, новым было лишь упорство, с которым они выдвигали на первый план образ и сводили к нему форму и содержание поэзии.

За пять лет активной деятельности имажинисты сумели завоевать громкую славу, хоть и скандальную. Акции имажинистов зачастую не вписывались в рамки общепринятых норм поведения.

Основными признаками имажинизма являются:

Источник

Символизм как модернистское течение. Серебряный век. 11 класс

Символизм как модернистское направление. Смотреть фото Символизм как модернистское направление. Смотреть картинку Символизм как модернистское направление. Картинка про Символизм как модернистское направление. Фото Символизм как модернистское направление

Описание презентации по отдельным слайдам:

Символизм – литературно-художественное направление, cтавившее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание, в отличие от аллегории. Символизм Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. «Символ – окно в бесконечность» (Ф.Сологуб)

Русский символизм родился в первой половине 1890-х. в 1892г. Молодой литератор Д.С.Мережковский читает публичную лекцию «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», публикуется сборник «Русские символисты» Рождение символизма

XIX век Мережковский представлял как борьбу научного познания и религиозного чувства, материализма и мистики. Эстетическим выражением опытных знаний были для него реализм и вырастающий из него натурализм. Новое искусство призвано опровергнуть материализм. Борьба науки и религии?

В 194-95 годах выходят три выпуска сборника «Русксие символисты», большую часть стихов в которых. Как в последствии оказалось, представил под разными псевдонимами один человек, молодой поэт, Валерий Брюсов. Рождение символизма

Брюсов намеренно стремился оглушить читателя, заставить его удивляться и негодовать. Например, стихотворением-одностроком «О, закрой свои бледные ноги» или фразой из предисловия: «Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Три сборника всколыхнули русскую поэзию. В буре критических нападок понятие «символизм» утвердилось. «Шедевры»

Декаденты Кажущиеся бессмысленными стихотворения, странные выходки молодых поэтов вызвали негодование публики. Символистов рисовали голыми лохмачами с лиловыми волосами и зеленым носом. Символистам присвоили кличку «декаденты» («упадочники»). Думали уязвить. А они сделали кличку своим вторым именем. С точки зрения символистов. «упадок» значительно ценнее нормальной посредственности.

Символисты намеренно вели «декадентский» образ жизни. Андрей Белый(Борис Бугаев) в 1903 г. заказал в типографии и разослал по знакомым визитные карточки. К нему чуть не призвали психиатра. Декаденты Поль Ледоукович Фафивва Миус. Козни. Роговатая улица, Дом Шажранова Виндалай Левулович Белорог Беллендриковы поля, 24-й излом, № 31

Этими карточками Белый хотел создать особую атмосферу, в которой игра (вымышленные имена и адреса) и мифические персонажи (единорог, карлики, кентавры) становились частью окружающего мира. Декаденты Быть человеком круга Белого значило не отрицать возможности существования единорогов в московских закоулках.

Парадокс символизма как художественного метода заключался в том, что его главное свойство с самого начала было определено не совсем точно. Разница между символизмом и реализмом не структурная, а предметная, содержательная. Символисты интересовались другими предметами изображения, но использование идейно-образной системы было сходным. Парадокс символизма

Обращаясь прежде всего не к разуму, а к чувствам, к эмоциям, к интуиции, символисты стремились постичь тайны мироздания, проникнуть в сферу подсознательного, в ту сферу, где бессилен обычный язык логических определений и понятий. Разум бессилен

В обществе возрос интерес к идеалистической философии. Древнегреческий философ Платон сравнивал окружающую человека реальность с пещерой, куда проникают только блики, тени из мира подлинного, огромного, ирреального, но недоступного восприятию человеческого разума. «только отблеск, только тени…»

Разгадку символизма надо искать в мистическом содержании. Оно стало главным предметом, интересующим символистов. Главный принцип символистов – двоемирие (или многомирие). По видимым подробностям окружающего мира символист должен был почувствовать и изобразить иной мир. Разгадка символизма

Мир, о котором он грезит, который предчувствует и угадывает. Невыраженное в поэзии мерцает сквозь красоту символа. Смотреть сквозь что-либо – значит быть символистом. Символ в картине мира становится посредником, инструментом, с помощью которого поэт намекает читателю на ценности другого мира. Сквозь красоту

Символизм обогатил русскую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нем множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. П

Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом. Объединяющее начало

Эту тайну мира, сферу подсознательного и объявляет Мережковский главным предметом нового искусства. Поэт-символист В.Брюсов утверждал: «создания искусства – это приотворенные двери в вечность». «приотворенные двери в вечность»

В литературоведении отмечают романтическую природу символизма. И для романтиков, и для символистов характерно стремление уйти от грубого и пошлого мира в мир мечты, экзотики, характерна внутренняя напряженность, взволнованность; настроения и чувства преобладают над разумом и волей. Романтическая природа символизма

К.Бальмонт утверждал, что реалисты являются простыми наблюдателями, символисты – всегда мыслители. Символист, в отличие от реалиста, из грубой действительности всегда творит сладостную мечту, легенду, неповторимую в творчестве каждого автора. Наблюдатели и мыслители

Символисты объявили, что литература не обязана проповедовать, учить, она самодостаточна. Важнейшей, безусловной ценностью для символиста является само искусство, творчество, красота. Программным в этом отношении является стихотворение В.Брюсова «Юному поэту» Больше не учебник

Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно, Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. 15 июля 1896 «Юному поэту»

Поэтическое мировосприятие определило выбор символистами тем и мотивов: это прежде всего «чистая лирика», глубоко личные переживания; тема любви чаще с мистическим содержанием, пейзажная лирика, в которой преобладает настроение грусти, меланхолии, в которой все как бы подернуто туманом; «дыша духами и туманами…»

городские мотивы тоже окрашены соответствующими настроениями, как правило, это место безысходной тоски, ужаса, чуждого человеку мира, как, например, в стихотворении А.Блока «Фабрика» Место тоски и ужаса

Автор создает образ страшного, механистического мира, города-цивилизации контурно, в общих чертах, эмоционально-символически «Фабрика»

Символы призваны помочь проникнуть в суть скрытых явлений, проникнуть из мира бытового в мир бытийный. Символ расширяет, увеличивает смысл каждого слова, всего текста. Символ – не отражение, а знак иной действительности, он связывает земное с мирами трансцендентными с глубинами духа и души, с вечным. Символ как элемент «нового искусства»

С многозначностью, неопределенностью символа связаны и особенности художественного образа. Живописный образ в символистской поэзии отодвигается на второй план, как и прямое значение слова. Образ почти отсутствует как зрительная реальность. Он часто окутан мистической дымкой, его контуры и границы стираются Символ как элемент «нового искусства»

Музыкальность символизма Символистам важны не столько слова, сколько музыка слов. Музыкальность – это важнейший принцип символистов, отсюда стремление к благозвучию, гармонии. В один музыкальный аккорд, как правило, сливаются грустно-щемящий предмет, реальность и «нереальная» мечта, настроение.

Категория музыки вторая по значимости (после символа) в эстетической и поэтической практике символизма. Это понятие использовалось символистами в двух аспектах – общемировоззренческом и «техническом»: Музыкальность символизма

В мировоззренческом, философском значении музыка для символистов – универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Музыкальность символизма

Музыкальность символизма В «техническом» значении музыка – принцип организации стиха, его словесная фактура, пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями, то есть максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. «Творчество» Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне. Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

Сумерки – излюбленное время суток для символистов, так как они находятся на границе дня и ночи, они «трещина между мирами», через которую возможно проникновение в мир невидимого, неведомого. «трещина между мирами»

Постижение «высшей реальности» Символисты ориентировались на особого читателя. Это не потребитель, а соучастник, соавтор. Поэт-символист обращается к «посвященным». Стихотворение должно не столько транслировать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные, помочь ему в постижении «высшей реальности».

«Жизнь и поэзия – одно» Поэты-символисты широко использовали мотивы и образы разных культур. Они обращались не только к готовым мифологическим сюжетам, но и творили собственные мифы, считая это средством слить воедино жизнь и искусство.

«Торжество победителей» К началу ХХ века даже предельно суровые критики должны были признать: символизм, сформировав высочайшую культуру стиха, научил поэтов пользоваться как старыми, классическими, так и новыми размерами, рифмами, внутренними созвучиями, но техника, разумеется, не была самоцелью.

Казалось, нет такой области, где символисты не чувствовали бы себя как дома. В стихах говорилось о древней Ассирии и библейской Иудее, индийских и скандинавских мифах, первых веках христианства и европейском Средневековье, оживала легендарная Атлантида, действие переносилось в космос и будущее. «Торжество победителей»

Но открывались и реальные страны, куда раньше русские писатели не заезжали: Южная Америка, Океания и Тунис. Символисты сделали достоянием русского читателя творчество малоизвестных поэтов прошлого. «Торжество победителей»

С самого начала символизм оказался неоднородным течением. Д.Мережковский и В.Брюсов стали во главе «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу. Неоднородность проявлялась даже географически. Московское крыло группировалось вокруг В.Брюсова. «Старшие символисты» Валерий Брюсов Дмитрий Мережковский

Московское крыло задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Главный принцип их эстетики – «искусство для искусства». Характерен афоризм В.Брюсова: «Создания искусства – приотворенные двери в вечность». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приемов стихосложения. Московское крыло

В начале ХХ века литераторы и любители литературы имели обыкновение регулярно, по определенным дням, у кого-нибудь на квартире читать и обсуждать новые произведения, Литературные салоны спорить об искусстве. Дома, где происходили такие собрания, называли литературными салонами.

Первым литературным салоном нарождающегося символизма стал салон Мережковских (с 1899 г.). Центром его были сами хозяева, а постоянными посетителями – Николай Минский и Федор Сологуб. Литературные салоны Ул. Пестеля, дом 27

Граница между поколениями символистов определяется не столько датами рождения, сколько временем вхождения в литературу и объяснением, интерпретацией символистских доктрин. «старшие» и «младшие»

«Старшие символисты» Большинство старших символистов понимали новое искусство как поэзию намеков, оттенков, а поэта как Мастера, с помощью символов воздействующего на читателя, представляющего ему новые эстетические впечатления.

«Младосимволизм» В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма. «Младосимволисты» вдохновлялись трудами Шеллинга, Ницше, философией В.Соловьева. Символизм был для них не просто литературной школой, а целостным мировоззрением, формой жизненного поведения, способом творческой перестройки жизни.

«Младосимволизм» Они понимали свое творчество и свою жизнь как элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса. Значение, по мнению младосимволистов имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несет в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей, почувствовать которые способен лишь поэт-теург.

Основными теоретиками «Весов» стали Андрей Белый, Вячеслав Иванов и Эллис. Очень много писал в первые годы издания и сам Брюсов Журналы символистов

Вторым московским журналом, посвященным проблемам символизма, стал журнал «Золотое руно», вышедший в 1906 году. Деньги на издание дал Н.П. Рябушинский, представитель известной семьи московских текстильных фабрикантов: он создал самый дорогой и роскошный русский журнал. Журналы символистов

Рябушинский тратил на «Золотое руно» около 100 тысяч в год, это позволяло не считаться с расходами при оформлении журнальных книжек. Великолепно иллюстрированные, отпечатанные на прекрасной бумаге, номера «Золотого руна» приходили подписчикам в изящных футлярах, перевязанных золоченым шнуром. Название также было придумано Рябушинским, и по его идее, «сотрудники должны были сплотиться подобно отважным аргонавтам» (Бенуа). Журналы символистов

«Аполлон», литературно-художественный журнал. Основан в 1909 критиком С. К. Маковским, назван по имени древнегреческого бога солнца, света и искусств. В 1909-10 выходил ежемесячно (в виде приложения изд. «Литературный альманах»), затем по 10 книг в год. Журналы символистов

В выработке программы участвовали: И. Ф. Анненский, А. Н. Бенуа, Вяч. И. Иванов, критик А. Л. Волынский. В «Аполлоне» сотрудничали: А. А. Блок, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, М. А. Кузмин, Н. С. Гумилев, Г. И. Чулков, Б. М. Эйхенбаум, Б. В. Томашевский, искусствоведы и художники Л. С. Бакст, Н. Н. Врангель, М. В. Добужинский, Н. Н. Евреинов, В. Э. Мейерхольд, Н. Н. Пунин и другие. В 1917 издание журнала прекращено; Журналы символистов

Открытие «Аполлона» явилось событием для литературного Петербурга. «Литературная осень 1909 года началась шумно и занимательно, – писал Алексей Толстой. – Открылся «Аполлон» с выставками и вечерами поэтов. Замкнутые чтения о стихосложении, начатые весною на «Башне» у Вячеслава Иванова, были перенесены в «Аполлон» и превращены в Академию Стиха. Журналы символистов

Небольшие выставки в редакции «Аполлона» назывались «интимными». Первой из них была выставка акварелей, рисунков и гуашей Г.Лукомского, открывшаяся 25 октября Журналы символистов

За ней последовали выставки К.Петрова-Водкина, Журналы символистов

сотрудников журнала «Сатирикон» и А.Головина. Открытие нового журнала торжественно отпраздновали в ресторане «Дон» Журналы символистов

«Младшие» все резче заявляли о несогласии со «старшими». Ранее объединявший символистов брюсовский лозунг свободы творчества перестал их удовлетворять – ибо ничего не говорил о высшей религиозной цели искусства. Творческие поиски крупнейших символистов все больше расходились. Пути разошлись

Лирика Ф.Сологуба отличается устойчивым пессимистическим настроением, узким кругом тем, повторяющимися образами-символами. Сологуб творил собственную мифологию, выражавшую его концепцию мира: злое начало бытия – Недотыкомка серая, Лихо, Солнце-Дракон, Змий; «Певец смерти»

Избавительница от царящего зла – подруга-Смерть; урочища мечты – Земля Ойле, Звезда Маир. «Певец смерти»

Младосимволисты верили в обновление мира, их мировоззрение не было декадентским. Большое место в их творчестве занимает тема России. У А.Белого, например, Россия – «спящая красавица, которую некогда разбудят ото сна» Тема России

Наиболее ярко идеи младосимволистов выразил А.Блок, считавший В.Соловьева своим учителем. Мифология в творчестве раннего Блока открыла ему путь к духовным медитациям, приоткрыла завесу над образом «Вечной Женственности». Тема Вечной Женственности

Символизм как направление просуществовал три десятилетия. Начав с поэзии, постепенно освоил эпическую область (проза Д.Мережковского, А.Белого, В.Брюсова, Ф.Сологуба; и драматургию (лирические драмы А.Блока) Эпос, лирика и драма в символизме

Символизм как модернистское направление. Смотреть фото Символизм как модернистское направление. Смотреть картинку Символизм как модернистское направление. Картинка про Символизм как модернистское направление. Фото Символизм как модернистское направление

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Символизм как модернистское направление. Смотреть фото Символизм как модернистское направление. Смотреть картинку Символизм как модернистское направление. Картинка про Символизм как модернистское направление. Фото Символизм как модернистское направление

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Символизм как модернистское направление. Смотреть фото Символизм как модернистское направление. Смотреть картинку Символизм как модернистское направление. Картинка про Символизм как модернистское направление. Фото Символизм как модернистское направление

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Символизм как модернистское направление. Смотреть фото Символизм как модернистское направление. Смотреть картинку Символизм как модернистское направление. Картинка про Символизм как модернистское направление. Фото Символизм как модернистское направление

Номер материала: ДВ-535937

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Символизм как модернистское направление. Смотреть фото Символизм как модернистское направление. Смотреть картинку Символизм как модернистское направление. Картинка про Символизм как модернистское направление. Фото Символизм как модернистское направление

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Символизм как модернистское направление. Смотреть фото Символизм как модернистское направление. Смотреть картинку Символизм как модернистское направление. Картинка про Символизм как модернистское направление. Фото Символизм как модернистское направление

Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии

Время чтения: 1 минута

Символизм как модернистское направление. Смотреть фото Символизм как модернистское направление. Смотреть картинку Символизм как модернистское направление. Картинка про Символизм как модернистское направление. Фото Символизм как модернистское направление

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Символизм как модернистское направление. Смотреть фото Символизм как модернистское направление. Смотреть картинку Символизм как модернистское направление. Картинка про Символизм как модернистское направление. Фото Символизм как модернистское направление

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Символизм как модернистское направление. Смотреть фото Символизм как модернистское направление. Смотреть картинку Символизм как модернистское направление. Картинка про Символизм как модернистское направление. Фото Символизм как модернистское направление

В МГУ заработала университетская квантовая сеть

Время чтения: 1 минута

Символизм как модернистское направление. Смотреть фото Символизм как модернистское направление. Смотреть картинку Символизм как модернистское направление. Картинка про Символизм как модернистское направление. Фото Символизм как модернистское направление

Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах

Время чтения: 2 минуты

Символизм как модернистское направление. Смотреть фото Символизм как модернистское направление. Смотреть картинку Символизм как модернистское направление. Картинка про Символизм как модернистское направление. Фото Символизм как модернистское направление

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *