Синонимы как объяснить ребенку
Консультация для родителей «Знакомим детей с синонимами»
Одним из важнейших показателей богатства великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке.
Что такое синонимы?
Это слова, различные по своему звучанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.
Синонимы позволяют подобрать наиболее удачное и точное слово для выражения мысли, передать самые тонкие оттенки смысла высказывания.
Степень выразительности и эмоциональной окраски каждого слова из группы синонимов (синонимического ряда) бывает различной.Например:
а) рассердиться, разозлиться, рассвирепеть, разъяриться, взбеситься…;
б) надеть (что-нибудь, натянуть, набросить, накинуть, напялить, нахлобучить…
В зависимости от контекста значения одного и того же слова могут быть различными и относиться к разным группам синонимов.Например:
а) пышный хлеб – это хлеб свежий, мягкий;
б) пышная природа – торжественная, парадная, роскошная…
Слова-синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд, гнездо) по принадлежности к одной части речи. В каждой группе выделяется главное, стержневое, опорное слово, носитель основного смысла.Например:
а) прилагательные (признаки) – робкий, пугливый, трусливый, боязливый, несмелый…;
б) существительные (предметы) – робость, пугливость, боязливость, несмелость, трусость…
в) глаголы (действия) – робеет, трусит, пугается, боится, дрожит от страха…
Употребление в речи синонимов делает речь человека богаче, ярче, разнообразнее, выразительнее, точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее. Главным источником обогащения словарного запаса ребёнка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества русского народа, к языку А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина…
Предлагаем вашему вниманию лексические игры. Они помогут вам упражнять детей в подборе синонимов. Эти игры полностью базируются на доступном детям, понятной лексике, они позволят вам помочь обогатить словарный запас ваших детей, развить их внимание, память, логику, мыслительные процессы.
«Назови «слова-приятели» («слова-друзья»)»
Бросаете ребёнку мяч и называете слово. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению,например:
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы
Надежда Греханина
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы
Образовательная цель: создать условия для знакомства детей с понятием «слова-друзья».
— обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить составлять предложения с заданными словами;
— развивающие: развивать фонематический слух, связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;
— воспитательные:воспитывать: умение действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах, коллективно.
Планируемый результат:знать значение слов-друзей, уметь подбирать слова близкие по значению.
Личностные действия: имеют интерес к изучению русского языка,способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью товарищей; умеют строить устные высказывания в связи с изученным материалом,участвовать в диалоге с педагогом и детьми, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою,строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, извлекать полезную информацию из занятия,ориентироваться в своей системе знаний: задавать вопросы, находить на них ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Основные понятия: слова-друзья (синонимы).
Словарная работа: улей, приятель.
Межпредметные связи: удивительный мир, физкультура, детская литература.
1.Дидактический материал: набор «Узнай настроение».
2.Аудиозапись: весёлый детский смех, любая спокойная музыка.
3. Ноутбук, проектор, экран, колонки.
5. Наклейки для детей.
Список используемой литературы:
1. Уроки для будущих первоклассников. О. С. Жукова. – М. : Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят);
2. Развитие речи. Подготовка к школе. /Р. М. Хамидулина. – М. : Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).
Тип урока:открытие нового знания.
Организация пространства: работа фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: игровой, деятельностный, личностно-ориентированный, частично-поисковый.
Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Цель этапа: включение в деятельность.
Приветствие детей. Позитивный настрой на работу.
Слайд 1. Организация занятия.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели все учтиво.
Мы с улыбочкой вздохнём
И занятие начнём!
Слайд 2. Настроение детей.
Проверка готовности к занятию.
— Прежде чем приступить к занятию, ребята, я хочу узнать ваше настроение.
— У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее потопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение. Дети входят в кабинет, здороваются и занимают свои места.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: определение содержательных рамок занятия.
— Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
3. Постановка цели (целеполагание).
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
— Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.
— Посмотрите, на чём мы отправляемся в путешествие?
— И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут себе в подарок интересные наклейки.
4. Актуализация знаний.
Цель этапа: организовать актуализацию действий для проблемного изложения нового материала.
Слайд 4. Смайлики плохого настроения.
— Рассмотрите смайлики и определите их настроение.
Слайд 5. Смайлики хорошего настроения.
— Какое настроение у смайликов на картинках расскажут…
(Трое детей у доски рассказывают, какое настроение на их картинках.)
Рассматривают смайлики, определяют их настроение.
А остальные проверяют их.
5. Открытие нового знания.
Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения.
— Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.
— Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)
-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)
Слайд 7. Дюймовочка.
— А вы помните, кто спас Дюймовочку?
— И у слов есть друзья.
— К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.
Слайд 8. «Зайкина избушка».
— Давайте вспомним эту сказку
Слайд 9. Лиса обманщица.
— Кого обманула лиса?
-Какими другими словами можно заменить слово обманула?
Обманула – перехитрила – одурачила – провела.
— Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
— Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами.Послушайте: Человек бежит. Река бежит.
— Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.
— Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.
Дети слушают, вспоминают сказки, называют героев сказок, называют слова-друзья.
Вспоминают сказку и находят ответ на вопрос.
Подбирают слова близкие по значению.
Слайд 12. Упражнение лодочка.
— Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.
(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)
6. Закрепление новых знаний.
Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.
Слайд 13. Берёзовая роща.
— Посмотрите, где мы оказались? В лесу.
— Сделаем привал и послушаем коротенькую историю.
Слайд 14. Медвежата и улей.
— Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей?
Слайд 15. Медвежонок и медведица.
Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным.
— Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.
— Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
Слайд 16. Веселая разминка.
А теперь мы разомнемся,
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Вы, ребята, не устали?
Все руками помахали
И на место побежали!
«Закрепление новых знаний».
Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.
Слайд 17. Зарядка для глаз.
— В путешествии нужно быть внимательными, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.
Слайд 18. Пословица.
— А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет.
— Назовите слова-синонимы.
— Расскажите, как вы понимаете эти слова?
Знакомятся с новым словом.
Объясняют смысл пословицы, находят слова-друзья.
Слайд 19. Зарядка для рук.
— Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
— А теперь пришло время найти друзей.
Слайд 20. Игра «Найди друзей».
— Поиграть хотите? Игра называется «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.
Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.
— Нужны слова-друзья? Для чего?
— Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.
— Теперь не страшно идти по лесу.
— А с кем мы встретились в лесу, вы сейчас узнаете. Для этого нужно разделиться на две группы и собрать из частей картинки. (Дети собирают лису и зайца.)
Слайд 22. Заяц и лиса.
— Что у первой группы получилось?
— Что у второй группы получилось?
— Лиса и заяц друзья?
— Нет, недруги и слова бывают недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова. Выбирают слова-друзья.
Делают вывод совместно с педагогом.
Из пазлов собирают животных: лису, зайца.
Работают в группах.
7. Подведение итогов занятия.
— Вам понравилось путешествие?
— С какими словами вы познакомились?
— Назовите слова – друзья.
Слайд 23. Настроение.
-На занятии мне понравилось потому, что…
— Мне было трудно потому, что…
— Мне было грустно потому, что…
Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы» Упражнения с именами существительными – синонимами Упражнение № 1 Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего.
Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы Цели: Обогащение двигательного и познавательного опыта детей за счет выполнения игровых заданий. Задачи: Оздоровительные: Создать положительный.
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Моё настроение» Занятие «Мое настроение» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное.
Конспект развивающего занятия для детей подготовительной группы Цель: развитие познавательных процессов детей подготовительной группы. Задачи: • Развивать мышление, память. • Развивать межполушарное.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Безопасность детей в холодный период года в группе и на улице» Программные задачи: 1) уточнить представление детей о правилах безопасности в холодный (зимний) период времени. 2) закрепить знания о нагревательных.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Моя малая Родина» Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через ознакомление с историей родного города. Задачи: 1. Познакомить.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Дымковская барышня» Конспект занятия для детей подготовительной группы Тема: «Дымковская барышня». Цель: познакомиться с изготовлением дымковской барышни,.
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Весной в деревне» Программное содержание: Цель: Закрепление и формирование математических представлений через игру Задачи на развитие познавательных способностей:.
Конспект занятия для подготовительной группы «География для детей» В. Колокольчик нам поет Всех друзей к себе зовет! (Дети становятся в круг) В. Я рада, что мы снова вместе, начнем, как всегда, с нашей дружной.
Конспект занятия «Мои ручки» для детей подготовительной группы. Цель: дать детям представление о том, что руки – это верхние конечности человеческого тела с присущими им специфическими функциями. Задачи:.
Развитие речи.
СИНОНИМЫ
ЗАДАНИЕ 2. (для детей, умеющих читать)
Исправь стилистические ошибки. В этом маленьком рассказе допущены стилисти-•. кие ошибки, которые можно исправить, заменив некоторые слова в тексте синонимами. Выпиши слова синонимы, которые ты подберешь, печатными буквами в тетрадь.
Я выглядываю утром в окно и вижу, что день сегодня хороший. Хорошая весенняя погода: весело светит солнышко, пробиваются первые травинки. Продают первые весенние цветы — фиалки, которые так хорошо пахнут. У меня удивительно хорошее настроение!
АНТОНИМЫ
Объяснить понятие «антоним» — слово, противоположное по значению. Пример: возьмем существительное слон. Один из признаков слона — большой размер. Мы можем выразить это прилагательным большой. Возьмем существительное мышонок. Прилагательное, которое выражает признак этого существительного (размер), — маленький. Слон большой — мышонок маленький. Большой и маленький — это антонимы, то есть понятия, противоположные друг другу по значению. Однако существительные слон и мышонок антонимами не являются. Дело в том, что у слов-антонимов должен быть противопоставлен какой-то один, самый главный признак. Понятия большой и малёнький обозначают один и тот же признак, а именно размер (только разный размер). Понятия злой — добрый обозначают тоже один признак — добрый человек или злой. Ведь злой — значит недобрый, а добрый — значит незлой. Понятно? Слона и мышонка нельзя противопоставить (то есть сравнить) по одному признаку, Они разные во всем: по размеру, по внешнему виду, по характеру, живут в разных странах и т. д. Итак, нужно запомнить: слова-антонимы противопоставлены по одному признаку.
ЗАДАНИЕ 1.
Назови антоним.
Учитель называет слово и кидает мяч, ребенок до жен назвать антоним. У детей, которые не назвали слово, можно собирать фанты, фишки и пр.
ЗАДАНИЕ 2.
Какие понятия противопоставлены в этих поговорках? Выпиши в тетрадь антонимы.
Слова-синонимы (Программа «Школа XXI в.»). 2-й класс
Класс: 2
Цель: знакомство со словами-синонимами.
Оборудование: учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011, карточки с заданиями для групповой, индивидуальной и дифференцированной работы, учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах), науч. ред. Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф., Архангельск, Поморский университет, 2010.
1. Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой на урок.
2. Чистописание
– Разделите все буквы на группы.
и а ш м гбуквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
ш и м а гиспользование элементов написания букв,
а и м г шбуквы, обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и буква, обозначающая глухой согласный звук, являющийся всегда твёрдым.
Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где слышали слово «кичка»? Обращение к словарю, уточнение лексического значения слова.
– Какие буквы пропущены? Докажите.
Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой согласный в корне слова».
– Что можете сказать об этих словах? (Найти сходство, различие слов).
3. Словарная работа. Актуализация знаний
М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов, запишите.
4. Определение учебной задачи
Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.
Задание группам: сравните тексты.
– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты различаются. Проанализируйте слова.
Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.
– Что можете сказать про эти слова? Сравните их. Что объединяет эти слова?
Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.
– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как называются эти слова? Чем похожи и отличаются такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться находить их в предложениях, текстах).
5. Формулирование темы урока
– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем. Помогите подобрать слова, близкие по значению к данным:
Скорый – быстрый
Притворный – лживый
Прекрасный – чудесный
Огромный – большой
Мощный – сильный
Занимательный – интересный
Отважный – смелый
Сообразительный – умный
Синонимы.
6. Работа над правилом.
– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова, близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».
7. Работа со словарями
Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И. Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от другого по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые словари русского языка).
8. Первичное закрепление. Работа в парах
– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они близки по значению и отвечают на один и тот же вопрос)
Проверка – назвать лишние слова, которые не выписали.
Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый
9. Физпауза
10. Фронтальная работа. Использование регионального компонента.
– У каждого народа, в каждой местности свои языковые особенности. На народов севера тоже есть такие особенности.
– Прочитайте слова.
Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.
– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать синоним из этой группы слов.
Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко, красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )
11. Работа по учебнику. Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.
Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов по одному подходящему к каждому рисунку. Составить предложения по картинкам.
Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.
– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы объединены близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, они называют схожие, но не одинаковые действия)
Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати внимание».
12. Самостоятельна работа
Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с предварительным разбором.
Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.
13. Дифференцированная работа. (Карточки)
Соединить стрелками слова-синонимы:
14. Итог урока
– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их? Тест.
1. Сегодня мы познакомились со словами, которые называются …
а) омонимы
б) синонимы
в) омографы
а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению
3. Синонимы отвечают …
а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»
4. Найди группу синонимов:
а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный
5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий, безмолвный, смирный:
а) спокойный
б) шумный
в) быстрый
15. Рефлексия
– Оцените свою работу на уроке.
– Сегодня на уроке вы старались, вкладывали все силы, прилежно трудились.
– Вы поработали хорошо, отлично, славно, здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой, трудом, делом.
Техника “Поэт” для изучения синонимов и антонимов
Сегодня поговорим о технике, которую я называю “Поэт”. Эта техника поможет детям раз и навсегда понять тему «Синонимы и Антонимы» и никогда их не путать.
Тема “Синонимы и Антонимы” впервые изучается во втором классе.
Обычно вниманию детей предлагается текст, в котором много похожих по значению слов. Дети с помощью учителя находят эти слова, и знакомятся с правилом.
Синонимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение
Дальше предлагается ряд упражнений — найти синонимы, подчеркнуть синонимы, написать синонимы.
Какие-то дети осваивают тему достаточно быстро, какие-то уже через урок начинают синонимы и антонимы путать…
Мы хотим с вами поделиться, как можно объяснить эту тему по-другому. Именно так мы разбираем каждую тему в Школе Умных детей. С опорой на очень важный фактор — детям должно быть ИНТЕРЕСНО учиться. И дети должны в первую очередь понимать.
Техника “Поэт” заключается в том, чтобы взять известное ребенку стихотворение (можно из учебника Литературы текущего класса, можно любимое с детства) и предложить поиграть в Поэта. Переписать стихотворение так, чтобы смысл был тот же, а слова другие!
Детей можно сразу же познакомить с онлайн-словарями синонимов, что развивает их способность добывать информацию самостоятельно (особенно полезен этот навык для детей на семейном обучении)
Далее вы открываете оригинал стихотворения, и начинаете творить!… А потом можно попросить папу, бабушку, друзей, соседей угадать исходное стихотворение! Обычно это очень весело и интересно!
Например, ниже, стихотворение, которое предлагаем угадать Вам: