Синонимы как объяснить ребенку

Консультация для родителей «Знакомим детей с синонимами»

Одним из важнейших показателей богатства великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке.

Что такое синонимы?

Это слова, различные по своему звучанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.

Синонимы позволяют подобрать наиболее удачное и точное слово для выражения мысли, передать самые тонкие оттенки смысла высказывания.

Степень выразительности и эмоциональной окраски каждого слова из группы синонимов (синонимического ряда) бывает различной.Например:

а) рассердиться, разозлиться, рассвирепеть, разъяриться, взбеситься…;

б) надеть (что-нибудь, натянуть, набросить, накинуть, напялить, нахлобучить…

В зависимости от контекста значения одного и того же слова могут быть различными и относиться к разным группам синонимов.Например:

а) пышный хлеб – это хлеб свежий, мягкий;

б) пышная природа – торжественная, парадная, роскошная…

Слова-синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд, гнездо) по принадлежности к одной части речи. В каждой группе выделяется главное, стержневое, опорное слово, носитель основного смысла.Например:

а) прилагательные (признаки) – робкий, пугливый, трусливый, боязливый, несмелый…;

б) существительные (предметы) – робость, пугливость, боязливость, несмелость, трусость…

в) глаголы (действия) – робеет, трусит, пугается, боится, дрожит от страха…

Употребление в речи синонимов делает речь человека богаче, ярче, разнообразнее, выразительнее, точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее. Главным источником обогащения словарного запаса ребёнка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества русского народа, к языку А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина…

Предлагаем вашему вниманию лексические игры. Они помогут вам упражнять детей в подборе синонимов. Эти игры полностью базируются на доступном детям, понятной лексике, они позволят вам помочь обогатить словарный запас ваших детей, развить их внимание, память, логику, мыслительные процессы.

«Назови «слова-приятели» («слова-друзья»

Бросаете ребёнку мяч и называете слово. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению,например:

Источник

Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы

Синонимы как объяснить ребенку. Смотреть фото Синонимы как объяснить ребенку. Смотреть картинку Синонимы как объяснить ребенку. Картинка про Синонимы как объяснить ребенку. Фото Синонимы как объяснить ребенку Надежда Греханина
Конспект занятия «Синонимы» для детей подготовительной группы

Образовательная цель: создать условия для знакомства детей с понятием «слова-друзья».

— обучающие: учить подбирать слова сходные по смыслу; учить составлять предложения с заданными словами;

— развивающие: развивать фонематический слух, связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;

— воспитательные:воспитывать: умение действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах, коллективно.

Планируемый результат:знать значение слов-друзей, уметь подбирать слова близкие по значению.

Личностные действия: имеют интерес к изучению русского языка,способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и речью товарищей; умеют строить устные высказывания в связи с изученным материалом,участвовать в диалоге с педагогом и детьми, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою,строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, извлекать полезную информацию из занятия,ориентироваться в своей системе знаний: задавать вопросы, находить на них ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Основные понятия: слова-друзья (синонимы).

Словарная работа: улей, приятель.

Межпредметные связи: удивительный мир, физкультура, детская литература.

1.Дидактический материал: набор «Узнай настроение».

2.Аудиозапись: весёлый детский смех, любая спокойная музыка.

3. Ноутбук, проектор, экран, колонки.

5. Наклейки для детей.

Список используемой литературы:

1. Уроки для будущих первоклассников. О. С. Жукова. – М. : Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят);

2. Развитие речи. Подготовка к школе. /Р. М. Хамидулина. – М. : Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).

Тип урока:открытие нового знания.

Организация пространства: работа фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: игровой, деятельностный, личностно-ориентированный, частично-поисковый.

Технологии: интерактивные, здоровьесберегающие.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Цель этапа: включение в деятельность.

Приветствие детей. Позитивный настрой на работу.

Слайд 1. Организация занятия.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели все учтиво.

Мы с улыбочкой вздохнём

И занятие начнём!

Слайд 2. Настроение детей.

Проверка готовности к занятию.

— Прежде чем приступить к занятию, ребята, я хочу узнать ваше настроение.

— У кого хорошее настроение похлопайте в ладоши, а теперь у кого не очень хорошее потопайте в ладоши. Я надеюсь, что в конце занятия у всех будет хорошее настроение. Дети входят в кабинет, здороваются и занимают свои места.

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок занятия.

— Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.

3. Постановка цели (целеполагание).

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

— Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.

— Посмотрите, на чём мы отправляемся в путешествие?

— И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут себе в подарок интересные наклейки.

4. Актуализация знаний.

Цель этапа: организовать актуализацию действий для проблемного изложения нового материала.

Слайд 4. Смайлики плохого настроения.

— Рассмотрите смайлики и определите их настроение.

Слайд 5. Смайлики хорошего настроения.

— Какое настроение у смайликов на картинках расскажут…

(Трое детей у доски рассказывают, какое настроение на их картинках.)

Рассматривают смайлики, определяют их настроение.

А остальные проверяют их.

5. Открытие нового знания.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения.

— Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.

— Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)

-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)

Слайд 7. Дюймовочка.

— А вы помните, кто спас Дюймовочку?

— И у слов есть друзья.

— К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько.

Слайд 8. «Зайкина избушка».

— Давайте вспомним эту сказку

Слайд 9. Лиса обманщица.

— Кого обманула лиса?

-Какими другими словами можно заменить слово обманула?

Обманула – перехитрила – одурачила – провела.

— Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

— Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами.Послушайте: Человек бежит. Река бежит.

— Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению.

Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.

— Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению.

Дети слушают, вспоминают сказки, называют героев сказок, называют слова-друзья.

Вспоминают сказку и находят ответ на вопрос.

Подбирают слова близкие по значению.

Слайд 12. Упражнение лодочка.

— Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.

(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)

6. Закрепление новых знаний.

Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.

Слайд 13. Берёзовая роща.

— Посмотрите, где мы оказались? В лесу.

— Сделаем привал и послушаем коротенькую историю.

Слайд 14. Медвежата и улей.

— Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Что такое улей?

Слайд 15. Медвежонок и медведица.

Одного медвежонка ужалила пчела, и он стал грустным.

— Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению.

— Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.

Слайд 16. Веселая разминка.

А теперь мы разомнемся,

Наклоняйтесь ниже, ниже,

Головой к коленям ближе.

А теперь вы не ленитесь.

Хорошо назад прогнитесь.

Вы, ребята, не устали?

Все руками помахали

И на место побежали!

«Закрепление новых знаний».

Цель этапа: проверка понимания детьми нового материала.

Слайд 17. Зарядка для глаз.

— В путешествии нужно быть внимательными, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.

Слайд 18. Пословица.

— А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.

Приятелей много, а друга нет.

— Назовите слова-синонимы.

— Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Знакомятся с новым словом.

Объясняют смысл пословицы, находят слова-друзья.

Слайд 19. Зарядка для рук.

— Мы фонарики зажжём,

А потом гулять пойдём!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

— А теперь пришло время найти друзей.

Слайд 20. Игра «Найди друзей».

— Поиграть хотите? Игра называется «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.

Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.

— Нужны слова-друзья? Для чего?

— Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.

— Теперь не страшно идти по лесу.

— А с кем мы встретились в лесу, вы сейчас узнаете. Для этого нужно разделиться на две группы и собрать из частей картинки. (Дети собирают лису и зайца.)

Слайд 22. Заяц и лиса.

— Что у первой группы получилось?

— Что у второй группы получилось?

— Лиса и заяц друзья?

— Нет, недруги и слова бывают недруги. На следующем занятии вы узнаете, какие это слова. Выбирают слова-друзья.

Делают вывод совместно с педагогом.

Из пазлов собирают животных: лису, зайца.

Работают в группах.

7. Подведение итогов занятия.

— Вам понравилось путешествие?

— С какими словами вы познакомились?

— Назовите слова – друзья.

Слайд 23. Настроение.

-На занятии мне понравилось потому, что…

— Мне было трудно потому, что…

— Мне было грустно потому, что…

Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы» Упражнения с именами существительными – синонимами Упражнение № 1 Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего.

Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы Цели: Обогащение двигательного и познавательного опыта детей за счет выполнения игровых заданий. Задачи: Оздоровительные: Создать положительный.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Моё настроение» Занятие «Мое настроение» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное.

Конспект развивающего занятия для детей подготовительной группы Цель: развитие познавательных процессов детей подготовительной группы. Задачи: • Развивать мышление, память. • Развивать межполушарное.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Безопасность детей в холодный период года в группе и на улице» Программные задачи: 1) уточнить представление детей о правилах безопасности в холодный (зимний) период времени. 2) закрепить знания о нагревательных.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Моя малая Родина» Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через ознакомление с историей родного города. Задачи: 1. Познакомить.

Синонимы как объяснить ребенку. Смотреть фото Синонимы как объяснить ребенку. Смотреть картинку Синонимы как объяснить ребенку. Картинка про Синонимы как объяснить ребенку. Фото Синонимы как объяснить ребенкуКонспект занятия для детей подготовительной группы «Дымковская барышня» Конспект занятия для детей подготовительной группы Тема: «Дымковская барышня». Цель: познакомиться с изготовлением дымковской барышни,.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Весной в деревне» Программное содержание: Цель: Закрепление и формирование математических представлений через игру Задачи на развитие познавательных способностей:.

Конспект занятия для подготовительной группы «География для детей» В. Колокольчик нам поет Всех друзей к себе зовет! (Дети становятся в круг) В. Я рада, что мы снова вместе, начнем, как всегда, с нашей дружной.

Конспект занятия «Мои ручки» для детей подготовительной группы. Цель: дать детям представление о том, что руки – это верхние конечности человеческого тела с присущими им специфическими функциями. Задачи:.

Источник

Развитие речи.

СИНОНИМЫ

ЗАДАНИЕ 2. (для детей, умеющих читать)
Исправь стилистические ошибки. В этом маленьком рассказе допущены стилисти-•. кие ошибки, которые можно исправить, заменив некоторые слова в тексте синонимами. Выпиши слова синонимы, которые ты подберешь, печатными буквами в тетрадь.
Я выглядываю утром в окно и вижу, что день се­годня хороший. Хорошая весенняя погода: весело светит солнышко, пробиваются первые травинки. Прода­ют первые весенние цветы — фиалки, которые так хорошо пахнут. У меня удивительно хорошее настроение!

АНТОНИМЫ

Объяснить понятие «антоним» — слово, противо­положное по значению. Пример: возьмем существитель­ное слон. Один из признаков слона — большой размер. Мы можем выразить это прилагательным большой. Возьмем существительное мышонок. Прилагательное, которое выражает признак этого существительного (раз­мер), — маленький. Слон большой — мышонок маленький. Большой и маленький — это антонимы, то есть понятия, противоположные друг другу по значе­нию. Однако существительные слон и мышонок анто­нимами не являются. Дело в том, что у слов-антони­мов должен быть противопоставлен какой-то один, самый главный признак. Понятия большой и малёнький обозначают один и тот же признак, а именно раз­мер (только разный размер). Понятия злой — добрый обозначают тоже один признак — добрый человек или злой. Ведь злой — значит недобрый, а добрый — значит незлой. Понятно? Слона и мышонка нельзя противопоставить (то есть сравнить) по одному признаку, Они разные во всем: по размеру, по внешнему виду, по характеру, живут в разных странах и т. д. Итак, нужно запомнить: слова-антонимы противопоставлены по одному признаку.

ЗАДАНИЕ 1.
Назови антоним.
Учитель называет слово и кидает мяч, ребенок до жен назвать антоним. У детей, которые не назвали слово, можно собирать фанты, фишки и пр.

ЗАДАНИЕ 2.
Какие понятия противопоставлены в этих поговорках? Выпиши в тетрадь антонимы.

Источник

Слова-синонимы (Программа «Школа XXI в.»). 2-й класс

Класс: 2

Цель: знакомство со словами-синонимами.

Оборудование: учебник «Русский язык», 2класс, часть 2, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. – М.: «Вентана-Граф,2011, карточки с заданиями для групповой, индивидуальной и дифференцированной работы, учебник «Морянка» (хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах), науч. ред. Николаева Э. И., сост., отв. ред. Полякова И. Ф., Архангельск, Поморский университет, 2010.

1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

2. Чистописание

– Разделите все буквы на группы.

и а ш м гбуквы, обозначающие гласные и согласные звуки,
ш и м а гиспользование элементов написания букв,
а и м г шбуквы, обозначающие гласные звуки, буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и буква, обозначающая глухой согласный звук, являющийся всегда твёрдым.

Шля … ка, ке … ка, кичка, ша … па. – Где слышали слово «кичка»? Обращение к словарю, уточнение лексического значения слова.

– Какие буквы пропущены? Докажите.

Работа с орфограммой «парный звонкий и глухой согласный в корне слова».

– Что можете сказать об этих словах? (Найти сходство, различие слов).

3. Словарная работа. Актуализация знаний

М … шина, авт … м … биль, … втобус, грузовик.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написаниеслов.
Взаимопроверка.
– Найдите лишнее слово. Докажите.
– Составьте предложение с одним из слов, запишите.

4. Определение учебной задачи

Работа в группах.
У каждой группы 2 текста.

Задание группам: сравните тексты.

– Что заметили? Какой текст интереснее? Почему?
– Выпишите только те слова, которыми тексты различаются. Проанализируйте слова.

Дом, здание, жилище, постройка.
Дети, ребята, детвора, малыши.
Волшебник, кудесник, маг, чародей.

– Что можете сказать про эти слова? Сравните их. Что объединяет эти слова?

Близки по значению.
Отвечают на один вопрос.

– Что вы хотели бы узнать про такие слова? (Как называются эти слова? Чем похожи и отличаются такие слова?)
– Чему хотели бы научиться на уроке? (Учиться находить их в предложениях, текстах).

5. Формулирование темы урока

– Как называются такие слова, мы сейчас узнаем. Помогите подобрать слова, близкие по значению к данным:

Скорый – быстрый
Притворный – лживый
Прекрасный – чудесный
Огромный – большой
Мощный – сильный
Занимательный – интересный
Отважный – смелый
Сообразительный – умный

Синонимы.

6. Работа над правилом.

– Давайте сделаем вывод, что же такое синонимы? (Слова, близкие по значению, отвечающие на один вопрос).
– Проверим, как сформулировали правило авторы учебника. Учебник с. 42, рубрика «Тайны языка».

7. Работа со словарями

Синоним – однослов, сослов, однозначащее, или весьма близкое по смыслу к другому слово. (В. И. Даль)
Синоним; в языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением». (С.И. Ожегов)
Синоним (лингв.) – слово, отличающееся от другого по звуковой форме, но совпадающее, сходное или очень близкое по значению. (Д.Н.Ушаков)
– Где можно найти синонимы слов? (Словари синонимов З.Александровой, Н. Абрамова, толковые словари русского языка).

8. Первичное закрепление. Работа в парах

– Докажите, что эти слова являются синонимами. (Они близки по значению и отвечают на один и тот же вопрос)

Проверка – назвать лишние слова, которые не выписали.

Мудрый
Огромная
Лаять
Отдых
Драка
Ехать
Целый

9. Физпауза

10. Фронтальная работа. Использование регионального компонента.

– У каждого народа, в каждой местности свои языковые особенности. На народов севера тоже есть такие особенности.
– Прочитайте слова.

Баской, моряна, водейка, сиверко, ульнуть.

– Я назову слово, а вы попробуйте подобрать синоним из этой группы слов.

Сбежать, ветер, красивый, ведро, сосуд.
(Сбежать – ульнуть, ветер – моряна, сиверко, красивый – баской, ведро – водейка, сосуд – )

11. Работа по учебнику. Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки.

Учебник с. 42, № 1. Выбрать из предложенных слов по одному подходящему к каждому рисунку. Составить предложения по картинкам.

Маша задула свечи на праздничном торте.
Папа погасил в комнате свет.
Мама выключила утюг.
Отважные пожарные потушили горевший дом.

– Что объединяет слова и чем они различаются? (Слова-синонимы объединены близостью, схожестью значения, но различаются тем, что не могут одинаково сочетаться с другими словами, они называют схожие, но не одинаковые действия)

Вывод. Учебник с. 43. Рубрика «Обрати внимание».

12. Самостоятельна работа

Учебник с. 43, № 2 Выполнение упражнения с предварительным разбором.

Домашнее задание: учебник с. 43, № 3.

13. Дифференцированная работа. (Карточки)

Соединить стрелками слова-синонимы:

Синонимы как объяснить ребенку. Смотреть фото Синонимы как объяснить ребенку. Смотреть картинку Синонимы как объяснить ребенку. Картинка про Синонимы как объяснить ребенку. Фото Синонимы как объяснить ребенку

Синонимы как объяснить ребенку. Смотреть фото Синонимы как объяснить ребенку. Смотреть картинку Синонимы как объяснить ребенку. Картинка про Синонимы как объяснить ребенку. Фото Синонимы как объяснить ребенку

14. Итог урока

– Вспомните учебные задачи. Выполнили мы их? Тест.

1. Сегодня мы познакомились со словами, которые называются …

а) омонимы
б) синонимы
в) омографы

а) по написанию
б) по звучанию
в) по смыслу, значению

3. Синонимы отвечают …

а) на один и тот же вопрос
б) на разные вопросы
в) всегда на вопрос «кто?»

4. Найди группу синонимов:

а) мама, папа, сестра
б) бросить, кинуть, швырнуть
в) веселый, грустный

5. Подберите ещё один синоним к группе: тихий, безмолвный, смирный:

а) спокойный
б) шумный
в) быстрый

15. Рефлексия

– Оцените свою работу на уроке.

– Сегодня на уроке вы старались, вкладывали все силы, прилежно трудились.
– Вы поработали хорошо, отлично, славно, здорово.
– Я довольна, удовлетворена вашей работой, трудом, делом.

Источник

Техника “Поэт” для изучения синонимов и антонимов

Сегодня поговорим о технике, которую я называю “Поэт”. Эта техника поможет детям раз и навсегда понять тему «Синонимы и Антонимы» и никогда их не путать.

Тема “Синонимы и Антонимы” впервые изучается во втором классе.

Обычно вниманию детей предлагается текст, в котором много похожих по значению слов. Дети с помощью учителя находят эти слова, и знакомятся с правилом.

Синонимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение

Синонимы как объяснить ребенку. Смотреть фото Синонимы как объяснить ребенку. Смотреть картинку Синонимы как объяснить ребенку. Картинка про Синонимы как объяснить ребенку. Фото Синонимы как объяснить ребенку

Дальше предлагается ряд упражнений — найти синонимы, подчеркнуть синонимы, написать синонимы.

Какие-то дети осваивают тему достаточно быстро, какие-то уже через урок начинают синонимы и антонимы путать…

Мы хотим с вами поделиться, как можно объяснить эту тему по-другому. Именно так мы разбираем каждую тему в Школе Умных детей. С опорой на очень важный фактор — детям должно быть ИНТЕРЕСНО учиться. И дети должны в первую очередь понимать.

Техника “Поэт” заключается в том, чтобы взять известное ребенку стихотворение (можно из учебника Литературы текущего класса, можно любимое с детства) и предложить поиграть в Поэта. Переписать стихотворение так, чтобы смысл был тот же, а слова другие!

Детей можно сразу же познакомить с онлайн-словарями синонимов, что развивает их способность добывать информацию самостоятельно (особенно полезен этот навык для детей на семейном обучении)

Далее вы открываете оригинал стихотворения, и начинаете творить!… А потом можно попросить папу, бабушку, друзей, соседей угадать исходное стихотворение! Обычно это очень весело и интересно!

Например, ниже, стихотворение, которое предлагаем угадать Вам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *