Скандинавское пение как называется
Йодль (пение)
Йодль (нем. Jodeln ) в культуре различных народов — особая манера пения без слов, с характерным быстрым переключением голосовых регистров, то есть с чередованием грудных и фальцетных звуков. Принятое у тирольцев название этого жанра — йодль (йодлер, йодлинг) является звукоподражательным. Как правило, альпийские певцы выпевают в этой своеобразной манере звукосочетания вроде «Hodaro», «Iohodraeho», «Holadaittijo» и т. п. Такая вокальная техника встречается во многих культурах по всему миру.
Йодль часто служит припевом к народной песне.
Содержание
Техника
Человеческий голос часто делят на два различных вокальных «регистра», называемых грудным и головным голосами, которые отличаются друг от друга способом произведения звука. Большинство людей может петь в пределах определенного диапазона относительно низких частот грудного голоса и относительно высоких частот головного регистра. Обыкновенно заметна разница между этими двумя диапазонами, особенно у неопытных певцов. Хороший же певец, обладающий натренированными связками и контролирующий свой голос, может легко переходить из головного регистра в грудной и обратно. Йодлинг — это одно из наиболее развитых и сложных применений такой техники, поскольку певец переходит между регистрами голоса несколько раз за короткий промежуток времени и на большой громкости. Путем повторяющегося перехода между двумя регистрами и достигается этот, один из наиболее отличительных в музыке, эффект.
Например, в знаменитом припеве «Йодл — ай — ИИИ — уууу», слог «ИИИ» поется в головном регистре, тогда как остальные слоги — в грудном.
Примеры
Разное
Существуют стандарты йодля «Appenzeller» и «Bravourjodler», используемые многими певцами.
Лучшее место для пения альпийским йодлем — там, где есть эхо. Озера, горные массивы, где угодно, где есть скала или холм, отражающий звук; можно петь между офисными зданиями, можно в лодке, если напротив скалистый берег или в длинном холле, но лучше всего в горах.
Согласно Оксфордскому английскому словарю, слово «yodel» произошло от немецкого (в оригинале — баварского) «jodeln», означающего «произносить слог йо».
Йодль песни. Как научиться петь тирольский йодль.
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Йодль – это тот вокальный прием, к которому обычно вокалист обращается в последнюю очередь. И я скажу вам, что зря. Ведь если освоить его сразу, то даже в первые месяцы обучения вы сможете спеть такие песни, как, например:
В переводе с баварского диалекта йодль означает «делать звук «йо». Иногда его называют тирольский йодль в честь австрийцев, населяющих одну из земель Австрии Тироль. Эти песни без слов альпийские пастухи использовали для перекличек на больших расстояниях в горах.
В чем же соль?
Очень удобно, что не нужно запоминать слова. Не так ли?
Йодль лучше всего петь в горах, где есть эхо.
При фальцете звук имеет более высокую частоту, чем при горловом пении. Высокие колебания медленнее затухают и отражаются от поверхности с меньшими потерями. Эхо подхватывает и усиливает звук, разнося его на многие километры вокруг.
Как научиться петь йодлем?
1) Поставьте опору. Здесь я подробно рассказываю, как это можно сделать.
2) Найдите свои границы регистров. Для этого пропойте гамму на звук «О» в момент, когда вы уже не сможете петь «на груди», а захотите спеть как бы «в голову»; этот момент и есть переходным.
3) Когда вы поете, переходите с одной ноты на другую очень резко, без подъездов.
4) Потренируйтесь на нотах Ля, Ми и Ре. Нота Ля поется грудным регистром, а Ми и Ре головным. Большинство мелодий поются именно так. Существует также обратный йодль, когда переход делается с фальцета в грудной регистр.
Предупреждение: петь тихо йодлем невозможно. Поэтому лучше всего делать это на природе или предупредить всех окружающих о вашем новом увлечении.
Зачем современному вокалисту йодль
Несмотря на свое горное происхождение йодль сумел пробраться и на большую сцену. Особенно часто его используют в американской фолк музыке. Но, даже эстрадные вокалисты уже научились приспосабливать технику йодля для современных песен.
Существует как минимум 5 причин, чтобы научиться петь йодлем:
1) Это расширяет ваши голосовые возможности. «Zombie» и многие другие песни для вас уже не проблема.
3) Вы научитесь контролировать свой голос и опору.
4) Австрийские ученые утверждают, что тирольский йодль улучшает настроение. Это и не странно, ведь петь йодлем все равно, что заниматься спортом. Активная работа дыхания и мышц всего тела провоцируют выделение эндорфина, гормона счастья.
5) Вы сможете удивить своим умением родных и близких или даже работодателя, что несомненно выделит вас среди других.
Если вас заинтересовала эта техника и вы хотите изучить ее быстро и эффективно, выбирайте наши новые вокальные курсы:
Для начала запишитесь на первый бесплатный урок по Скайп >>>
Вы сможете всего за 2 месяца научиться петь профессионально. А также с самых азов освоить много вокальных приемов, в том числе и йодль.
Скандинавская музыка
Сейчас лето, а это значит, что пришло время немного охладиться. Если же у вас и так холодно — тем лучше, легче будет получить нужную атмосферу.
Это подборка групп, создающих музыку, напоминающую о севере. Это музыка тёмных лесов, бескрайних заснеженных пустошей и высоких гор.
Конечно, большинство музыкантов — скандинавы, хотя затесались и другие.
И сегодня у нас целых четыре разных Вардруны, плюс ещё семь групп.
И начинаем мы с оригинальной.
Достаточно известная норвежская группа, создающая труъшный мрачный северный фолк. У музыкантов солидный инструментарий: различные перкуссии, много разных духовых, в том числе и довольно редких, и этнические скандинавские струнные. К этому прибавляется несколько голосов: эмоциональный вокал Айнара (создателя группы), зловещий голос неморгающего Гаала (в первых двух альбомах) и чистый красивый женский.
Творчество группы посвящено рунам и скандинавской мифологии.
Сложно было выбрать пару классных песен, поэтому много видосиков. Надоест — проматывайте дальше.
В прошлом году Айнар порадовал совместным проектом с гитаристом Enslaved. Альбом сохранил вардруновские ритуальные черты, но имеет более тяжёлое звучание. Одна из песен получилась практически блэковой. Её и прикладываю. Остальные гораздо легче.
Проект одного человека. Можно заметить некоторую схожесть с Вардруной, но здесь преобладает дарк-эмбиент, музыка спокойная и размеренная. Некоторые говорят о вторичности, но, на мой взгляд, направление проекта другое, и настроение он создаёт совсем иное. В общем, стоит послушать и оценить.
(или русская Вардруна)
Хотя до Вардруны им далеко…
Создатели вдохновлялись скандинавским эпосом, так что и музыка вполне себе скандинавская. Однако она довольно однообразная и зацикленная. И везде этот варган! Серьёзно, почти в каждой песне. Зачем? Но женский вокал хороший.
(или «если постараться, можно найти небольшую схожесть с Вардруной в некоторых песнях, но это совсем уже помешательство»)
На самом деле, не особо похоже. Здесь больше неофолк с ритуальной направленностью. Есть как унылые (в хорошем смысле) скорее эмбиентные треки, так и боевые. Особенно хороша Urnord. Её вставляю вторым видео. И проект шведский, от участника Arditi и Puissance. Вот на эти проекты похоже куда больше.
Самый тяжёлый проект в посте. Викинг-метал с чередующимся чистым вокалом и гроулом. Лирика на английском и каком-то немецком диалекте. Атмосфера довольно разнообразная, в основном это что-то типичное викинг-метальное.
Конкретно в этом посте уместен его последний альбом Åsa. Очень холодный и мощный.
Мягкий и меланхоличный лесной неофолк. Вокала нет совсем. Треки довольно схожи между собой, но зато слушаются на одном дыхании.
Проект одной норвежки. Сама песни пишет, сама себе клипы снимает и на ютуб выкладывает.
По стилю — скандинавский фолк, довольно разнообразный. Есть и тёплые светлые композиции, и эпичные холодные. Атмосфера севера чувствуется во всех. Да и альбомов достаточно, так что можно выбрать на свой вкус.
Группа начинала с медиевала, исполняла старинные скандинавские композиции. А со временем склонялась к электронной музыке с сохранением фолковых элементов, но с каждым альбомом всё попсовее.
У них есть и весёлые средневековые песенки, и заунывные баллады, и те самые электронные песни.
Женский вокал очень приятный. Поют на шведском.
Один из проектов талантливой Андреа Хауген. Играет дарк-фолк/медиевал. Поёт на английском. Ну и вокал у неё очень классный.
И в завершение внезапно датский коллектив. Исполняют неофолк с уклоном в метал невнятного жанра. Есть женский и мужской вокал. Музыка мрачненькая.
Ну, а в комментариях вас ждёт продолжение банкета — подборка песен разных групп. Всё также по скандинавской теме.
Valravn тоже годнота
Heilung туда же
После прохождения Бога войны зашла тема скандинавских мифов и музыки.
Сохранил ваш пост, спасибо за подборку 🙂
Огромное спасибо! Это именно то что искал, я в восторге!
а из скандинавского эмбиента 90-х где найти чего-нибудь?
Если интересно совокупление этого жанра с металлом, то moonsorrow и,наверное therion
Кто знает людей, играющих на тальхарпе и способных выступить в Москве на частном мероприятии? Обыскалась уже.
а есть что-то похожее на музыку из баннер саги? хочется что-то с кличами типа как здесь после 1:45
Часто в аналогичных мелодиях играет некий струнный инструмент, похожий по звучанию на скрипку. Это скрипка или некий аналог? Очень уж нравится звук.
Доброй ночи
Накануне приезда Эйнара в Россию с программой Skald мы решили познакомить читателей с его самыми заметными работами. Ниже будет несколько видео, как из самого сериала, так и несколько самостоятельных работ Селвика и в составе Wardruna.
От викингов к поп-культуре: что за музыка звучит в играх и кино о Скандинавии
Скандинавская тематика продолжает набирать популярность. На слуху и сериал «Викинги», и игры Hellblade: Senua’s Sacrifice и Assassin’s Creed Valhalla, а объединяет их одно: они основаны на мифологии древних скандинавов, известных нам как викинги.
Задача игр и кино, привязанных к определенной эпохе — погрузить игрока или зрителя в соответствующую атмосферу, и не последнюю роль здесь играет музыка. Каждую историю неизменно сопровождает аутентичный саундтрек, созданный зачастую не просто композиторами, а самыми настоящими норвежскими скальдами. О тех, кто создает саундтреки для современных скандинавских миров — в этой статье.
В 2003 году Эйнар Селвик, барабанщик норвежской группы Gorgoroth, основал проект, далекий от той музыки, которую он делал раньше. Wardruna — это интерпретация древних нордических традиций, и даже инструменты здесь используются традиционные — барабаны из оленьей кожи, лур (старинный инструмент, похожий на изогнутую трубу), трех- и двухструнные лиры и многое другое.
Когда я начал работать над этим проектом, я погрузился в музыкальную историю и музыковедение, узнавал, какие инструменты тогда использовались. На тот момент информации было очень мало, так что приходилось беседовать с создателями инструментов, с археологами, посещать музеи и так далее.
В 2014 году Эйнар сообщил на официальной странице группы в Facebook, что вместе с композитором Тревором Моррисом он примет участие в создании музыки для второго сезона «Викингов». Несомненно, после выхода второго сезона поклонников у Wardruna прибавилось, и их творчество стало известно широкому кругу людей, а не только тем, кто следил за проектами Эйнара еще со времен Gorgoroth.
Не заставил себя ждать и следующий проект с мировым именем: в 2020 году музыкант записал саундтрек для Assassin’s Creed Valhalla совместно с двумя другими композиторами, Сарой Шахнер и Йеспером Кюдом. А вот другая игра, для которой Эйнар также создал три композиции, от многих поклонников ускользнула: это mmorpg под названием Rend, в основе которой, само собой, тоже лежит скандинавская мифология.
Живые выступления группы больше напоминают некое духовное путешествие, чем концерт. Музыканты выглядят так, словно сами впали в некий транс, и через их уста с нами говорит сам Один. И это неудивительно, ведь скандинавские верования — не пустой звук для Эйнара Селвика, который относит себя к неоязычникам.
Последний, долгожданный альбом Wardruna называется Kvitravn. В нем можно услышать все то, за что мы полюбили раннее творчество группы и заметить новые веяния. Концепция этого альбома отличается от предыдущих и успешно совмещает в себе и старое, и новое звучание.
Древнее искусство горлового пения.
Искусство горловой фонации возникло очень давно, на заре человечества. Тогда оно еще не было пением, как таковым, и служило повседневным способом общения. Его основу составляли гласные звуки, щелчки языком и горлом, хрипение и свист. Все это носило подражательный характер, по типу: так шумит река, так поет птица, так рычит зверь. По характеру того или иного звука окружающим было понятно, о каком животном или явлении природы идет речь.
Горловое (гортанное) двухголосное пение – это совершенно уникальное явление не только в мире музыки, но и в духовной культуре вообще. Большинство исследователей вопроса происхождения горлового пения сходятся на том, что оно является реликтом древних эпох, когда происходило формирование человеческой речи по схеме: хрип и свист – голосо-свист – речь. Анатомическое строение гортани первобытного человека отличалось от современного.
Горловое пение представляет собой особый тип пения, при котором исполнитель извлекает два звука одновременно: сверхнизкий (бас) и сверхвысокий (свист). Бас (бурдон) является опорным, и его высота, как правило, постоянна; свист образует мелодию, высота которой изменяется по желанию певца. Между бурдоном и обертоном выявляется промежуточный сонорный фон (третий голос). Низкий тон может колебаться в пределах от 60 до 220 Гц, а высокий – от 2000 до 4000 Гц, в зависимости от стиля горлового пения. В звукообразовании опорного голоса участвуют голосовые связки, а свист обуславливается смыканием ложных голосовых складок у входа в гортань.
В древности горловое пение было распространено повсеместно, и поэтому его нельзя рассматривать как принадлежность той или иной этнической группы. На сегодняшний день горловым пением в совершенстве обладают тувинцы и монголы, но его применение можно встретить и у других народов – алтайцев, хакасов, бурятов, башкиров, калмыков, якутов, тибетцев (Китая и Индии), чукчей, коряков, ительменов и др. Остаточные явления бытовавшего когда-то сакрального свиста сохранились у саами, финнов, славян, прибалтов, индийцев, а так же у некоторых народов Южной и Северной Африки.