Скания как переключать передачи
Коробка передач скания GRS905 схема КПП и принцып работы.
Коробка передач Скания ( Scania )- с демультипликатором и делителем. Это означает, что кинематический диапазон основной коробки невелик, а для его расширения используется планетарный демультипликатор который расположен в задней части кпп.
Коробка передач имеет 12 синхронизированных передач движения вперед и две ползущие передачи без синхронизаторов.
3) Промежуточный вал
4) Синхронизатор для переключения ступеней делителя
5) Синхронизатор второй и третьей передач.
7) Синхронизатор первой передачи
8) Муфта включения для ползущей передачи и передачи заднего хода ( без синхронизатора )
9) Промежуточная шестерня для передачи заднего хода
10) Планетарная передача с вторичным валом
Схема переключения коробки передач Скания GRS905.
Переключение передач в GRS905
Основная коробка передач имеет три передачи движения вперед, передачу заднего хода и ползущую передачу. Все передачи основной коробки передач синхронизированы, но передача заднего хода и ползущая передача синхронизатора не имеют. Переключение передач производится перемещением рычага переключения.
Переключение ступеней делителя
Механические коробки передач не оснащены датчиками, которые определяют, включен ли делитель. Вместо этого имеется оценка, основанная на положении кнопки делителя.
Нижняя ступень делителя
Верхняя ступень делителя
Ниже рассмотрим передачу крутящего момента от двигателя до выхода с вторичнего вала. Демультипликатор в схеме не показан!
Пониженная передача ( Черепаха ), нижняя ступень делителя (пониженная половинка). Рассмотрим схему кпп. Крутящий момент двигателя через сцепление передаётся на первичный вал коробки передач, в которой шестерня половинки состоит в зацеплении нижней ступени, в свою очередь которая передаёт крутящий момент на промежуточный вал (заметно что на вторичнем валу все шестерни находятся в нейтральном положении за исключением шестерёнки пониженной передачи «черепахи»!)
Пониженная передача ( черепаха ), верхняя ступень делителя (повышенная половинка). Рассмотрим схему кпп. Крутящий момент двигателя через сцепление передаётся на первичный вал коробки передач, в которой шестерня половинки состоит в зацеплении верхней ступеней (повышенная половинка), в свою очередь которая передаёт крутящий момент на промежуточный вал (заметно что на вторичнем валу все шестерни находятся в нейтральном положении за исключением шестерёнки пониженной передачи «черепахи»!)
1-я и 4-я передачи, нижняя ступень делителя
1-я и 4-я передачи, верхняя ступень делителя.
2-я и 5-я передачи, нижняя ступень делителя
2-я и 5-я передачи, верхняя ступень делителя
3-я и 6-я передачи, нижняя ступень делителя
3-я и 6-я передачи, верхняя ступень делителя
Передача заднего хода, нижняя ступень делителя
Передача заднего хода, верхняя ступень делителя
Переключение рядов демультипликатора
Демультипликатор представляет собой синхронизированную планетарную передачу, расположенную за основной коробкой передач Демультипликатор удваивает количество передач основной коробки передач, разделяя их на верхний и нижний ряд. Демультипликатор управляется кнопкой на рычаге переключения передач. Переключение между нижним и верхним рядом может происходить только при нахождении основной коробки передач в нейтральном положении. Демультипликатор изменяет передаточное отношение приблизительно в 3,75 раза.
Для защиты двигателя и сцепления от превышения частоты вращения двигателя автомобиль переходит в режим защиты от превышения частоты вращения двигателя. Эта функция предусмотрена в координаторе. Это предотвращает переключение вниз на пониженный диапазон при движении со скоростью, превышающей определенное значение. Предельное значение защиты от превышения частоты вращения двигателя находится в диапазоне от 20 до 70 км/ч в зависимости от таких факторов, как передаточное число главной передачи заднего моста и размерность шин.
1) Нижний ряд демультипликатора.
2) Высший ряд демультипликатора.
Электрическая и пневматическая схемы GRS905
Самосвалы, тягачи 6х6 Скания ЯКУТИЯ ХАБАРОВСК МАГАДАН БЛАГОВЕЩЕНСК
Дилер Скания Хабаровск Якутия Магадан Амурская область — ООО «ДВ СКАН»
Трансмиссия Scania
Трансмиссия, коробки передач, сцепление
Коробка передач Скания 12 передач+2 ползучие
На своих грузовиках Scania не применяет двухдидисковое сцепление. Даже на самосвалах и тяжелых тягачах ставят однодисковое, диафрагменное диаметром в 430 мм оттяжного типа. Если планируется работа под большой нагрузкой, то вместо механической коробки передач применяют автомат Allison с гидротрансформатором. В последнее время на грузовики Scania ставят ведомые диски с накладками повышенной толщины — 5 мм, вместо 3 мм, как ранее. Конструкторы Scania утверждают, что при эксплуатации в номинальных режимах, на магистральных перевозках, срок службы сцепления сопоставим с ресурсом самого автомобиля. Купить запчасти Скания в Хабаровске Вы можете у официального дилера Scania ООО «ДВ Скан».
У шведских производителей тяжелых грузовых автомобилей, Volvo и Scania, свой особый, но при этом независимый друг от друга подход к конструкции коробок передач — они не делают их 16-ступенчатыми, как немцы — ZF или Mercedes. Коробки для флагманских моделей грузовых автомобилей Scania сделаны 12-ступенчатыми. В основной коробке — три передачи, двухступенчатый повышающий редуктор-делитель установлен перед ней, а понижающий планетарный демультипликатор — сзади. Если все перемножить 2х3х2, получится 12, но в арифметике есть и сложение. В картере делителя нашлось место еще одной передаче с очень большим передаточным числом, у нас ее называют «черепаха».
Переключение передач Скания
Если перещелкнуть клавишу делителя, то появляется еще одна скорость. Итого получается: 12+2 «ползучих» передачи, как пишут в спецификациях. Самые простые 8- и 9-ступенчатые КПП у Scania подобны отечественной ЯМЗ-239 — четыре передачи в основной коробке и пристыкованный сзади двухдиапазонный планетарный демультипликатор. Девятая передача сделана «ползучей» и работает с приводом от промежуточного вала. Есть и механическая электронно-управляемая коробка Scania Opticruise, которая может быть 8-ми или 12-ступенчатой. В отличие от других производителей европейских грузовиков Scania делает свой «робот» путем навески на обычную коробку электронно-пневматического блока управления. В ней даже синхронизаторы сохранены и тем более — все валы и муфты, тем самым уменьшается вероятность возникновения проблем с запчастями в случае ремонта.
С 2006 года Scania обновила модельный ряд коробок передач, предыдущий ряд отработал более 15 лет, но и по сей день надежные и простые КПП Scania предыдущей серии сходят с конвейера. Новые коробки спроектированы по модульному принципу, а кроме того собраны в более прочных тоннельных картерах, с вертикальными разъемами. У них нет огромных люков под механизмом переключения и потому нет концентраторов напряжения, способного разорвать корпус КПП. Коробки нового поколения можно легко отличить от прежнего модельного ряда еще и по материалу картеров. У новых они алюминиевые, а не чугунные, как раньше, но из высокопрочного чугуна отливают заднюю часть коробки, наиболее нагруженную крутящим моментом.
Старые 9-ступенчатые коробки имеют обозначение GR900, а новые GR905. Они рассчитаны на крутящий момент до 2200 Н.м, а диапазон передаточных чисел от 16,41 до 1,00. Более серьезные 12+2-ступенчатые коробки моделей GRS900 или GRS905 с таким же диапазоном, но с более мелко «нарезанными» передачами. Самая распространенная коробка передач у «Грифонов» 9-ступенчатая, ее агрегатировали с 9- и 11-литровыми двигателями, но с осени 2006 года на ряде моделей перешли на более прогрессивную 12+2 коробку передач.
Еще одна особенность коробок передач «Скания» — система смазки снабжена своим сменным картонным фильтром. Понятно, что в коробке есть свой насос с приводом от первичного вала, но все другие производители КПП обычно обходятся сеткой на маслоприемнике. Фильтры стоят и на ведущих мостах Scania. Довольно редко встретишь такую заботу о чистоте, но зато и масло служит более чем по 150 тысяч километров.
Ведущие мосты на тягачах 4х2 идут с одинарной гипоидной главной передачей с числом 3,08 или 3,27. Если на первых тягачах из серии Griffin блокировки дифференциала не было в целях минимизации стоимости бюджетного тягача, то очень скоро конструкторы Scania поняли, что на российских дорогах без нее никуда. Мосты с блокировкой начали устанавливать уже через год-два после начала продаж Griffin в России.
На тягачах 6х4 устанавливают мосты как с одинарной главной передачей, так и со ступичными планетарными подшипниками. В последнем варианте и полуоси менее нагружены крутящим моментом, и клиренс под балкой больше и блокировки работают. Передаточное число 4,27 или с небольшими отклонениями в ту или иную сторону, в зависимости от мощности мотора и условий эксплуатации.
По материалам Scania и журнала «За рулем. Рейс. Досье»
Подробнее о компонентах трансмиссии Scania:
Поставка оригинальных запчасти Скания в любую точку Дальнего Востока. Запчасти Скания Хабаровск, запчасти Скания Якутия, запчасти Скания Сахалин, запчасти Скания Магадан, запчасти Скания Камчатка, запчасти Скания Чукотка, запчасти Скания Благовещенск, запчасти Скания Нерюнгри, запчасти Скания Дальний Восток, продажа запчастей Scania
Движение в автоматическом режиме A означает, что система автоматически выполняет переключение передач в соответствии с режимом движения, заданным селектором программ, то есть или нормальным режимом, или режимом движения «Подъем».
Однако передача, выбранная автоматической системой, может быть изменена водителем в любое время путем перемещения селектора режимов влево или вправо. Блок управления обязательно выполняет проверку, но только того, соответствует ли команда водителя обоснованным ограничениям.
Водитель даже может предварительно выбрать передачу, которая кажется абсолютно абсурдной в сложившейся ситуации, например, 3-ю при движении на 7-й передаче. Однако при выполнении такой операции соблюдаются два условия:
• Автомобиль должен замедлять движение, то есть притормаживать.
• Селектор режимов должен находиться в ручном режиме, а переключатель программ в положении «Подъем».
Коробка передач инициирует переключение передач при первом переключении в нейтральное положение. При этом блок управления подготавливается к правильному состоянию делителя, правильному поперечному ходу при выборе передач и правильному состоянию демультипликатора перед тем, как скорость упадет достаточно для переключения на запрашиваемую передачу.
Когда это происходит, частота вращения двигателя автоматически возрастает до высоких оборотов холостого хода, приблизительно до 2 500 об/мин. Когда скорость упала достаточно, передача включается мягко и плавно. После выполнения переключения передач управление двигателем снова переходит к водителю.
При движении водитель может в любой момент перевести селектор режимов в положение N, например при подъезде к светофору, Пока автомобиль все еще катится, селектор режимов можно в любой момент времени перевести обратно в положение A или М. Блок управления при этом выбирает соответствующую передачу в зависимости от скорости автомобиля и другой информации, поступившей от датчиков и т.д. Если скорость не слишком низка, необходимость в использовании сцепления отсутствует.
Водитель может в любое время перевести рычаг из автоматического режима A в ручной режим М или наоборот. Это можно использовать, например, когда он хочет заблокировать передачу на дороге со скользким дорожным покрытием. Это же применимо, когда водитель по некоторым причинам, например, на крутом подъеме, хочет переключить передачи вручную.
Примечание: На подъемах с уклоном более 8% рекомендуется двигаться, установив селектор режимов в положение М, а селектор программ в режим движения «Подъем». Это обеспечивает максимально быстрое, насколько это возможно, переключение передач, чтобы автомобиль не слишком потерял скорость при выполнении переключения.
Когда автомобиль находится в движении, переключение передач выполняется системой Opticruise с помощью EDC, чтобы довести частоту вращения двигателя до значения, синхронизированного с включаемой передачей без необходимости использования водителем педали сцепления. Это означает, что автоматическая система адаптирует частоту вращения и крутящий момент двигателя точно в соответствии с уровнем, требуемым для коробки передач.
Для обеспечения комфортного переключения передач имеется функция контролируемого уменьшения крутящего момента двигателя непосредственно перед выключением передачи.
После синхронизации значений частоты вращения движущихся частей в коробке передач выполняется переключение передач.
К концу последовательности переключения передач крутящий момент двигателя увеличивается (это происходит плавно и контролируемо) до уровня, который водитель запрашивал через педаль акселератора. Благодаря этому переключения происходят плавно и мягко, что продлевает срок службы всего силового агрегата.
Это точное управление возможно благодаря обмену данными между системами управления Opticruise и EDC.
Описание последовательности переключения передач СКАНИЯ ОПТИКРУЗ:
1. Автоматическое инициирование или запрос на переключение передач водителем.
2. Двигатель управляется таким образом, чтобы крутящий момент на первичном вале коробки передач был равен нулю.
3. Коробки передач переводится в нейтральное положение.
4. Двигатель управляется таким образом, чтобы синхронизировать значения частоты вращения первичного вала коробки передач и движущихся элементов коробки передач, соответствующих включаемой передаче.
5. Включается передача
6. Двигатель доводится до запрашиваемого крутящего момента. Затем система Opticruise передает управление двигателем водителю.
• При переключении вверх на определенных передачах используется моторный тормоз-замедлитель, позволяющий более быстро притормаживать двигатель до правильного значения частоты вращения, соответствующего выбранной передаче.
• Когда выбран автоматический режим (A), блок управления постоянно рассчитывает наиболее подходящую передачу. Когда расчет показывает, что предпочтительнее будет передача, отличная от передачи, выбранной в настоящее время, переключение передач происходит немедленно. Возможны и одноступенчатые и многоступенчатые переключения передач.
Соответствующая передача рассчитывается на основе следующих данных:
•Положение селектора программ
•Текущая скорость
•Текущее ускорение
•Текущий крутящий момент
•Общее передаточное число
•Положение педали акселератора
•Любой запрос от водителя или от блока управления вспомогательной тормозной системой для активации режима торможения двигателем.
Программа торможения двигателем
Программа торможения двигателем обеспечивает максимально возможную эффективность торможения двигателем в различных ситуациях движения. Программа торможения двигателем никак не соотносится с переключателем программ Normal/Hill.
Эта функция управляется отдельным переключателем, который расположен на полу кабины.
Чтобы использовать программу торможения двигателем, полностью отпустите педаль акселератора.
Переключение на более высокую передачу задерживается, потому что перед переключением на более высокую передачу блок управления придерживает включенную передачу дольше. Это увеличивает эффективность торможения двигателем.
Если напольный переключатель удерживать нажатым постоянно, одновременно включается моторный тормоз-замедлитель, и переключение на более низкую передачу происходит раньше.
Если нажимается педаль тормоза, моменты переключения на более высокую передачу изменяются. Блок управления узнает об этом от выключателя стоп-сигналов.
Программа торможения двигателем остается включенной до тех пор, пока в следующий раз не будет нажата педаль акселератора.
Если автомобиль оснащен вспомогательной тормозной системой с ретардером Scania программа торможения двигателем может включаться автоматически (когда используется ретардер) в соответствующих случаях. Этот процесс управляется блоком управления вспомогательной тормозной системой. Цель заключается в том, чтобы увеличить частоту вращения двигателя и таким образом расход охлаждающей жидкости, что дает ретардеру максимальную эффективность торможения и стабильность в фазе активации.
Программирование начальной передачи
Система разрешает свободный выбор передачи трогания между 1-й и 4-й передачами. (Обычно используются 1-я и 2-я передачи, однако в крайних случаях это может требовать соответствующего изменения.)
Примечание: Если автомобиль сильно загружен, должны использоваться 1-я или 2-я передача. В противном случае сцепление подвергается повышенному износу.
В некоторых случаях можно трогаться на передаче, отличной от той, которая была запрограммирована в качестве начальной. Это работает независимо от того, находится ли селектор режимов в положении A или М. Следует только перевести селектор режимов влево или вправо, добиваясь, чтобы желаемая передача была показана на дисплее. Теперь можно трогаться с места.
Сведения о запрограммированной штатной передаче трогания остаются в памяти блока управления. Более подробная информация указана в Инструкции по эксплуатации автомобиля.
Кик-даун
Нажатие на педаль акселератора из положения полностью открытой дроссельной заслонки в положение «kick-down» (переключение передач при нажатии на педаль акселератора) поднимает моменты переключения передач, часто приводя к более быстрому переключению на более низкую передачу.
Круиз-контроль
При движении с круиз-контролем система автоматически переключает передачи, если селектор режимов находится в положении A. Однако, все еще возможно выполнять выбор передач вручную и в положении A, и даже в положении M, без выключения круиз-контроля.
Если селектор режимов перемещается в положение N, в то время как автомобиль движется с активированным круиз-контролем, частота вращения двигателя возрастает до высоких оборотов холостого хода (то есть двигатель «разгоняется»). Поэтому перед перемещением селектора режимов в положение N водитель должен выключить круиз-контроль.
Круиз-контроль выключается с помощью педали сцепления, педали тормоза, рычага ретардера, кнопки выключения круиз-контроля или напольного переключателя моторного тормоза-замедлителя.
Антиблокировочная/противобуксовочная система ABS/TC
Блок управления Opticruise обменивается данными с системой ABS/TC. Если колеса блокируются (вызывая работу ABS) или пробуксовывают (вызывая работу TC), система Opticruise выполняет переключение передач с некоторым «сопротивлением», и действуют следующие специфические правила. Когда селектор режимов находится в положении A, Opticruise пытается сохранить включенную передачу.
Коробка отбора мощности
Блок управления подготовлен для коробок отбора мощности двух типов: PTO EK/ED и PTO EG.
При включении коробки отбора мощности типа EK/ED обеспечивается компенсация крутящего момента.
В результате, если автомобиль движется с включенной коробкой PTO с приводом от двигателя (максимальная компенсация 200 Нм), переключение передач происходит более комфортно.
Если для привода гидравлического насоса используется ED120, может быть недостаточно пространства для пневмоцилиндра продольного хода (переключения передач). В этом случае переверните цилиндр продольного хода другой стороной и переставьте фитинги сжатого воздуха.
PTO типа EG предназначен для коробок отбора мощности с приводом от коробки передач.
Если автомобиль движется, когда этот входной сигнал активен, все переключения передач блокируются. В это же время на дисплее мигает текст «PTO», если автомобиль движется с превышением определенной скорости.
Взаимодействие СКАНИЯ ОПТИКРУЗ с другими системами
• Система Opticruise соединена с системой EDC для того, чтобы обеспечить синхронизацию частоты вращения первичного и вторичного валов в коробке передач. Только в том случае, когда эти значения частоты вращения соответствуют друг другу, происходит переключение передач.
Обмен информацией между системой Opticruise и EDC охватывает широкий набор данных, таких как частота вращения двигателя, запрашиваемый и реальный крутящий момент, положение педали акселератора, температура охлаждающей жидкости, установки круиз- контроля и т.д.
Обмен данными происходит через два кабеля CAN и используется для постоянного выполнения таких действий как переключение передач под управлением двигателя и определение включаемой передачи.
• Система Opticruise соединяется с системой ABS/TC. Это позволяет получать информацию о работе систем ABS и TC, частоте вращения колес автомобиля и т.д.
Обмен данными между системой Opticruise и ABS/TC используется для таких действий, как подтверждение правильности выбора передачи. В противном случае при буксовании или блокировке колес система может ошибиться в выборе передачи. Скорость каждого колеса используется также для проверки того, что другие сигналы скорости находятся в пределах допустимого диапазонов. Обмен данными происходит через два кабеля CAN.
• Система Opticruise соединена с вспомогательной тормозной системой так, чтобы можно было включать программу торможения двигателем. Это дает ретардеру оптимальную стабильность и максимальную эффективность торможения, приведенную к единицам мощности.
Когда вспомогательная тормозная система запросила торможение автомобиля с помощью моторного тормоза-замедлителя, система Opticruise все еще способна управлять моторным тормозом-замедлителем при выполнении соответствующего переключения передач.
После завершения включения очередной передачи моторный тормоз-замедлитель будет снова использоваться для торможения автомобиля. Назначение приоритетов между различными задачами моторного тормоза-замедлителя выполняется блоком управления моторного тормоза-замедлителя (EEB).
Если в автомобиле есть вспомогательная тормозная система, Opticruise пересылает сигнал частоты вращения от соответствующего датчика на вторичном вале коробки передач в блок управления вспомогательной тормозной системой.
• Система Opticruise связана с тахографом для того, чтобы, базируясь на своих значениях частоты вращения, проверять другие сигналы частоты вращения на их соответствие допустимым диапазонам.
Конструкция системы Opticruise
2. Переключатели сигнализируют о положении педали сцепления (вверху, частично выжата или полностью выжата).
3. EDC информирует блок управления о том, что водитель выполняет торможение. Затем система моторного тормоза использует слегка смещенные моменты переключения на более высокую передачу.
4. От тахографа поступает сигнал, который Opticruise сравнивает с другими сигналами скорости. Это сигналы от ABS/TC и вторичного вала коробки передач.
5. Датчик положения педали акселератора предоставляет информацию о запрашиваемом открытии дроссельной заслонки и функции kickdown. Сигнал потенциометра передается через блок управления EDC.
6. Чтобы указать на программу движения, включенную передачу, сообщения об ошибках и т.д., используется индикатор передачи с дисплеем и звуковым сигналом.
7. Селектор режимов информирует блок управления о желаемом режиме движения. Он также информирует блок управления, когда водитель желает использовать автоматическую систему путем инициирования переключения на более высокую и более низкую передачу.
8. Селектор выбора режима имеет два положения. Нормальное положение дает лучшую экономию топлива, и коробка передач выполняет переключения плавно и комфортно. В положении движения «Подъем» переключения на более высокую передачу происходят быстрее при более высоких значениях частоты вращения двигателя.
9. Диагностический разъем для подключения ПК через интерфейс (Scania VCI).
10. ПК с диагностической программой Scania Diagnos 2 дает самые быстрые результаты при поиске неисправностей.
11. Диагностический переключатель используется для активации программы проверки интегрированного блока управления и для стирания кодов неисправности.
12. Opticruise получает от ABS/TC информацию о скорости, скольжении и возможной пробуксовке колес таким образом, чтобы в каждый момент можно было выбрать правильную передачу. Кроме того, система Opticruise должна быть способна предотвратить переключение передач, если ведущие колеса теряют сцепление с дорогой; это мера предосторожности.
13. В то время как система Opticruise может использовать моторный тормоз-замедлитель для регулировки частоты вращения двигателя в определенной последовательности переключения на более высокую передачу, обычно это требуется для торможения автомобиля.
14. Блок управления моторным тормозом-замедлителем назначает приоритеты среди текущих запросов, касающихся ситуации движения. Моторный тормоз-замедлитель может быть активирован автоматически, вручную или блоком вспомогательной тормозной системой.
15. Датчик частоты вращения используется для обеспечения синхронизации значений частоты вращения первичного и вторичного валов коробки передач при переключении передач. Сигнал проходит через EDC и по электрической цепи обмена данными.
16. Электромагнитные клапаны на коробке передач выполняют каждое переключение передач, пропуская сжатый воздух к цилиндру продольного хода (переключения передач) и к цилиндру поперечного хода (выбора передач). Затем цилиндры передают движения переключения передач валу селектора выбора передач.
17. Перемещения при переключении передач контролируются и подтверждаются датчиком Холла и контактами подтверждения.
18. Датчик частоты вращения на вторичном вале коробки передач используется для расчета скорости автомобиля. Он также используется для подтверждения точности других сигналов скорости от ABS/TC и тахографа. Соответствующий выходной сигнал затем передается к блоку управления вспомогательной тормозной системой.
19. Управление крутящим моментом и частотой вращения коленчатого вала двигателя запрашивается системой Opticruise, но выполняется EDC. Когда Opticruise управляет двигателем, блок управления постоянно проверяет, соответствует ли фактический крутящий момент запрашиваемому
20. Блок управления вспомогательной тормозной системой может запрашивать Opticruise, чтобы активировать программу торможения двигателем.
21. Коробка PTO типа EK/ED обеспечивает компенсацию крутящего момента при выполнении переключения передач под контролем двигателя и поэтому дает хороший комфорт, даже если автомобиль движется с включенной функцией отбора мощности с приводом от двигателя.
22. PTO типа EG предназначен для коробок отбора мощности с приводом от коробки передач. Когда входной сигнал активен, все переключения передач блокируются до тех пор, пока не используется сцепление.
Система сигнализации об отказах
При возникновении неисправностей в системе блок управления будет реагировать, предпринимая определенные меры. Это предусмотрено для предотвращения таких отказов, устранение которых будет связано с дорогостоящим ремонтом.
Например, в блок управления заложены две различных аварийных программы движения. Первая из них все еще допускает плавное движение, в то время как вторая программа требует больше действий от водителя. Смысл этого заключается в том, что незначительные неисправности не должны вести к нежелательным неудобствам.
Например, некоторые незначительные неисправности будут вызывать переключение блока управления из режима его нормальной работы к более простой из двух аварийных программ движения.
Текст «CLU MODE» показывается на дисплее выбранной передачи. Это аббревиатура для режима сцепления. Водитель может использовать сцепление для каждого переключения передач. Пока блок управления работает таким образом, в нижнем левом углу дисплея показывается буква C.
Если неисправность самоустраняется, блок управления незамедлительно возвращается к нормальной работе. Тогда на дисплее отображается текст «NORMAL».
В случае более серьезной неисправности показывается текст «FAILURE». Если это происходит при движении, блок управления блокирует передачу, которая включена. Эта передача показывается на дисплее. Водитель должен остановить автомобиль и активировать аварийную программу движения «LIMPHOME». Более детально это описывается в руководстве по эксплуатации системы Opticruise.
Если в процессе движения автомобиля блок управления зафиксировал какие-либо коды неисправности, при выключении питания бортовой сети на дисплее появится сообщение «CHK CODE» (Проверить коды). Это сообщение появится повторно при последующем включении питания.
Сообщение «ERROR1» или «ERROR2» означает, что блок управления передал к дисплею неправильный сигнал или сигнал отсутствует полностью. В этом случае следует использовать ПК для считывания кодов неисправности.
Сообщение «CONFIG» означает, что конфигурация блока управления недействительна. В этом случае измените конфигурацию с помощью ПК и Scania Programmer.