Сказка как вид унт
«Сказка как жанр УНТ. Виды сказок»
Поляхова Мариия Владиславовна, учитель без категории
Тема: «Сказка как жанр УНТ. Виды сказок»
УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной
Тип урока: урок изучение нового материала
1.образовательная: дать понятие о сказке как жанре фольклора и ее видах;
2. развивающая: научиться определять вид сказки, видеть особенности русских народных сказок;
3. воспитательная : показать важность чтения сказок, в которых содержится мудрость народа, и способствовать формированию культуры во всех видах речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа).
Формы работы учащихся : беседа, устная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа
Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор
-Доброе утро, ребята! Рада вас видеть! Нам с вами на этом уроке предстоит не только вспомнить все то, о чем говорили на прошлом уроке, но и узнать много нового. А также окунутся в мир детства.Уверена, нам будет интересно!
— Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?
-Что такое фольклор?
-Какие жанры УНТ вы знаете?
— Дома вы должны были подготовить красивые карточки с произведениями современного детского фольклора.
Давайте это проверим. Почитаем скороговорки, загадки, пестушки, потешки… и отгадаем
Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание.
— На прошлом уроке мы начали разговор об устном народном творчестве.
— Загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, небылицы, скороговорки…
Несколько учащихся читают записанные произведения, называя жанр, остальные слушают, отгадывают, дополняют, исправляют.
Познавательные: восприятие текстов разных стилей.
Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
— На прошлом уроке, как вы правильно сказали, мы говорили о жанрах УНТ. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из них.
— Послушайте фрагмент произведения и угадайте, в каком жанре представлено произведение (учитель читает фрагмент из сказки «Царевна-лягушка»)
— Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке?
— А что такое сказка?
-Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Сказка как жанр УНТ».
-А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока?
Конечно, перед нами стоит цель: познакомиться с видами сказки и их особенностями. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?
-Молодцы! А теперь найдите в учебнике термин «сказка», прочитайте его и запишите в тетрадь.
Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.
— В жанре сказки. Эта сказка называется «Царевна-лягушка»
— Сегодня мы будем говорить о сказках.
Учащиеся пытаются дать определение понятию «сказка».
Записывают тему в тетрадь.
-Рассмотреть признаки и особенности сказки как жанра.
Ученики открывают тетради и определение записывают. Один из учащихся каждого ряда Учитель проходит и проверяет записанное определение.
Познавательные: восприятие текстов разных стилей, поиск и выделение информации.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.
Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.
3. А ктуализация знаний и знакомство с новым материалом
-Какие сказки вы читали самостоятельно или изучали на уроках чтения в начальной школе?
— Кто часто бывают героями русских народных сказок?
-В детстве очень часто вы просили своих родителей рассказать сказку на ночь и слышали вопрос: какую хочешь услышать сказку про животных, про Ивана-царевича, про гусей-лебедей? Не случайно такой вопрос задавали родители: все сказки по своему сюжету делятся на волшебные, социально-бытовые, о животных.
Слушая выступления ребят, вы познакомитесь с особенностями каждого вида сказки. Перед вами лежат распечатанные таблицы « Виды сказок» с пропусками. Прослушайте выступление внимательно и постарайтесь по ходу рассказа заполнить пробелы.
Учащиеся называют известные им сказки
— Часто героями сказок являются животные, люди, волшебные герои.
С индивидуальным заданием выступает трое ребят, остальные заполняют таблицу
После выполнения задания обучающимся предлагается сверить свои записи с образцом, выведенным на слайде презентации.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: самопроверка результата, коррекция: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Ребята, вы познакомились с особенностями каждого вида сказки, а сейчас определите, к каким видам относятся изображенные любимые сказки одноклассников. Не только определите, но и, пользуясь таблицей, докажите.
Работа в парах с таблицей и рисунком. Устное рассуждение одного из пары
Регулятивные: Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.
Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.
5.Работа с презентацией «Композиция сказки»
Организация деятельности учащихся по решению учебных задач
Сейчас мы познакомимся с композицией сказки.
Просмотр презентации (индивидуальное задание )
Записать в тетрадь композицию сказки в ходе просмотра презентации
Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Организация деятельности учащихся по решению учебных задач.
Скажите, можно ли по зачину определить вид сказки?
Работа с книгой. Найдите в книгах, которые лежат перед вами зачин, концовку, присказку.
Ученик читает зачины, ребята определяют по зачину или концовке вид сказки.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Задание на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию.
Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.
Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: провести самостоятельную работу над текстом
— Послушайте фрагмент сказки и ответьте письменно на вопросы.
Вопрос №1: Как называется сказка?
Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести?
Учитель читает фрагмент сказки «Морозко»
Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.
Самопроверка: «Сказка называется «Морозко». Это волшебная сказка».
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Регулятивные : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).
Познавательные : умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.
Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
— Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?
— Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.
— Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки?
-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.
Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.
— Сегодня мы должны были узнать, на какие группы делятся сказки.
— Да, мы достигли поставленных целей, потренировались в определении видов сказок.
— Да, они интересные, могут подсказать, как поступать в разных ситуациях.
Учащиеся ставят в карточке «+», сдают карточки учителю.
Карточка для этапа рефлексии:
Я понял изученную тему
Я умею отличать сказку от других жанров
Я еще плохо отличаю сказку от других жанров
В самостоятельной работе у меня всё получилось
Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе
Я доволен своей работой на уроке
Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке
Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.
10.Информация о домашнем задании
Прочитать сказку «Царевна-лягушка» и выучить виды сказок по таблице
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
Сказка как вид унт
Сказка как жанр народного творчества
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Композиция сказки:
1. Зачин. («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были. «).
3. Концовка. («Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир. «).
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.
Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.
Ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.
Виды сказок. Сюжет и язык сказок
Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества.
«Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык… Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем». 1
Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. Сказка не претендует на достоверность своего повествования. Действие в ней часто переносится в неопределенное «тридевятое царство, тридесятое государство». Это подчеркивается и репликами самих сказочников, которые воспринимают сказку как вымысел, со всеми ее фантастическими образами: ковром-самолетом, шапкой-невидимкой, сапогами-скороходами, скатертью-самобранкой и т. д. Сказочник переносит слушателя в сказочный мир, который живет по своим законам. В сказках изображаются не только фантастические лица и предметы, но и реальные явления представлены в фантастическом освещении. В то же время в сказках постоянно присутствует морализирование, пропаганда добра, справедливости, правды.
Сказки отличаются своими национальными особенностями, но вместе с тем носят интернациональное начало. Одни и те же сказочные сюжеты возникают в фольклоре разных стран, что отчасти сближает их, но они и различны, поскольку отражают национальные особенности жизни того или иного народа.
Как любой жанр фольклора, сказка хранит черты индивидуального творчества, а вместе с тем является результатом коллективного творчества народа, пронесшего сказку сквозь века. Сказки каждого народа конкретно отражают действительность, на основании которой они бытовали. В сказках народов мира отражаются общие темы, сюжеты, образы, стилистические, композиционные приемы. Для них характерна общая демократическая направленность. В сказках нашли выражение народные чаяния, стремление к счастью, борьба за правду и справедливость, любовь к родине. Поэтому сказки народов мира имеют много общего. Вместе с тем каждый народ создает свой неповторимый и своеобразный сказочный эпос.
Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые. Сюжет является основным признаком сказки, в которой противопоставляются мечта и действительность. Персонажи контрастно противоположны. Они выражают добро и зло (прекрасное и безобразное). Но добро в сказке всегда побеждает.
Уже в Древней Руси сформировались основные особенности поэтики сказок, влиявшие на древнерусских книжников. В русских летописях можно найти много сказочных оборотов и образов. Несомненно влияние сказки и на известный памятник XIII века «Моление Даниила Заточника», в котором автор, наряду с книжными цитатами, использует сказочные элементы.
В исторической и мемуарной литературе XVI–XVII веков можно найти ряд упоминаний о сказке, доказывающих, что в это время сказка была распространена среди различных слоев населения.
«Царь Иван IV не мог заснуть без рассказов бахаря. В опочивальне его обычно ожидали три слепых старца, которые посменно рассказывали ему сказки и небылицы. Известны сказочники Василия Шуйского, Михаила и Алексея Романовых. Как явствует из “Заметок касательно дураков, юродивых и прочих”, приведенных И. Забелиным, сказочники награждались за басни, которые они баяли, “по государеву, цареву и великого князя сия Руси имянному приказу” то лазоревым сукном, то телятинными сапогами, то англицким вишневым кафтаном». 3
Иностранные путешественники упоминают о том, что русские в XVII веке забавлялись во время пиров слушаньем сказок.
► Читайте также другие статьи раздела «Сказки»:
Сказка как жанр народного творчества
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Композиция сказки:
1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.
Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.
Ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Творческий проект на тему: «Сказка – один из древнейших жанров устного народного творчества». Работу выполнил Ложкин Данила, ученик 6 «В» класса руководитель Тимакова Т.Г.
Проблемный вопрос: В чем особенность и важность русских народных сказок?
Бытовые сказки передают особый взгляд на человека и окружающий мир. В основе их сюжета лежат не чудеса, а повседневный быт народа. Героями являются крестьянин или солдат, жадный купец или помещик. Положительные герои достигают своей цели не с помощью волшебства, а благодаря своей смекалке и уму. («Каша из топора», «Солдат и царица»)
Волшебные сказки тоже имеют глубокие исторические корни. Основной признак волшебной сказки – наличие чудес. Главные положительные герои – Иван Царевич и Василиса Прекрасная, Иван – дурак и Елена Премудрая. Отрицательные герои – Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба – яга.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «Царевна-лягушка» 900igr.net
Идея сказки Героические подвиги, радостный, творческий труд, сочетание внутренней и внешней красоты героев.
Сюжет. В сказке « Царевна – лягушка» есть и испытания, и нарушение запрета, и сражение с противником, и чудо, и волшебство. Чудо в том, что рядом с царством людей существует тридесятое царство Кощея Бессмертного. Его дочь, Василиса Премудрая, умнее и хитрее отца, Кощея Бессмертного, поэтому он превращает ее в лягушку. Чудеса приходят в мир людей, когда Иван – царевич берёт лягушку в жены. Волшебным образом Василиса создает удивительный ковер за одну ночь. Прекрасен ее танец на пиру и превращение в белую лебедь. Казалось бы, счастье рядом. Но героям приходится преодолевать испытания и трудности. И на помощь героям приходят помощники: старичок, давший Ивану – царевичу клубочек, медведь, заяц, щука и даже Баба – Яга, которая раскрывает тайну смерти Кощея Бессмертного. Волшебная сказка «Царевна – лягушка» посвящена верности людей своему слову и делу. Вместе с героями этой сказки мы учимся настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели.
Билибин Иван Яковлевич : Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка».