Сказка как вид унт

«Сказка как жанр УНТ. Виды сказок»

Поляхова Мариия Владиславовна, учитель без категории

Тема: «Сказка как жанр УНТ. Виды сказок»

УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной
Тип урока: урок изучение нового материала

1.образовательная: дать понятие о сказке как жанре фольклора и ее видах;
2. развивающая: научиться определять вид сказки, видеть особенности русских народных сказок;
3. воспитательная : показать важность чтения сказок, в которых содержится мудрость народа, и способствовать формированию культуры во всех видах речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа).

Формы работы учащихся : беседа, устная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа

Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор

-Доброе утро, ребята! Рада вас видеть! Нам с вами на этом уроке предстоит не только вспомнить все то, о чем говорили на прошлом уроке, но и узнать много нового. А также окунутся в мир детства.Уверена, нам будет интересно!

— Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?

-Что такое фольклор?

-Какие жанры УНТ вы знаете?

— Дома вы должны были подготовить красивые карточки с произведениями современного детского фольклора.

Давайте это проверим. Почитаем скороговорки, загадки, пестушки, потешки… и отгадаем

Учащиеся настраиваются на работу, вспоминают прошлый урок, проверяют домашнее задание.

— На прошлом уроке мы начали разговор об устном народном творчестве.

— Загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, небылицы, скороговорки…

Несколько учащихся читают записанные произведения, называя жанр, остальные слушают, отгадывают, дополняют, исправляют.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей.

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

— На прошлом уроке, как вы правильно сказали, мы говорили о жанрах УНТ. Сегодня мы подробнее остановимся на одном из них.

— Послушайте фрагмент произведения и угадайте, в каком жанре представлено произведение (учитель читает фрагмент из сказки «Царевна-лягушка»)

— Угадали? О каком жанре УНТ мы будем сегодня говорить на уроке?

— А что такое сказка?

-Правильно, запишите тему сегодняшнего урока: «Сказка как жанр УНТ».

-А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока?

Конечно, перед нами стоит цель: познакомиться с видами сказки и их особенностями. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

-Молодцы! А теперь найдите в учебнике термин «сказка», прочитайте его и запишите в тетрадь.

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

— В жанре сказки. Эта сказка называется «Царевна-лягушка»

— Сегодня мы будем говорить о сказках.

Учащиеся пытаются дать определение понятию «сказка».

Записывают тему в тетрадь.

-Рассмотреть признаки и особенности сказки как жанра.

Ученики открывают тетради и определение записывают. Один из учащихся каждого ряда Учитель проходит и проверяет записанное определение.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей, поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

3. А ктуализация знаний и знакомство с новым материалом

-Какие сказки вы читали самостоятельно или изучали на уроках чтения в начальной школе?

— Кто часто бывают героями русских народных сказок?

-В детстве очень часто вы просили своих родителей рассказать сказку на ночь и слышали вопрос: какую хочешь услышать сказку про животных, про Ивана-царевича, про гусей-лебедей? Не случайно такой вопрос задавали родители: все сказки по своему сюжету делятся на волшебные, социально-бытовые, о животных.

Слушая выступления ребят, вы познакомитесь с особенностями каждого вида сказки. Перед вами лежат распечатанные таблицы « Виды сказок» с пропусками. Прослушайте выступление внимательно и постарайтесь по ходу рассказа заполнить пробелы.

Учащиеся называют известные им сказки

— Часто героями сказок являются животные, люди, волшебные герои.

С индивидуальным заданием выступает трое ребят, остальные заполняют таблицу

После выполнения задания обучающимся предлагается сверить свои записи с образцом, выведенным на слайде презентации.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: самопроверка результата, коррекция: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив.

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Ребята, вы познакомились с особенностями каждого вида сказки, а сейчас определите, к каким видам относятся изображенные любимые сказки одноклассников. Не только определите, но и, пользуясь таблицей, докажите.

Работа в парах с таблицей и рисунком. Устное рассуждение одного из пары

Регулятивные: Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.

5.Работа с презентацией «Композиция сказки»

Организация деятельности учащихся по решению учебных задач

Сейчас мы познакомимся с композицией сказки.

Просмотр презентации (индивидуальное задание )

Записать в тетрадь композицию сказки в ходе просмотра презентации

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организация деятельности учащихся по решению учебных задач.

Скажите, можно ли по зачину определить вид сказки?

Работа с книгой. Найдите в книгах, которые лежат перед вами зачин, концовку, присказку.

Ученик читает зачины, ребята определяют по зачину или концовке вид сказки.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Задание на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: провести самостоятельную работу над текстом

— Послушайте фрагмент сказки и ответьте письменно на вопросы.

Вопрос №1: Как называется сказка?

Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести?

Учитель читает фрагмент сказки «Морозко»

Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.

Самопроверка: «Сказка называется «Морозко». Это волшебная сказка».

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные : контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).

Познавательные : умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

— Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.

— Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки?

-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

— Сегодня мы должны были узнать, на какие группы делятся сказки.

— Да, мы достигли поставленных целей, потренировались в определении видов сказок.

— Да, они интересные, могут подсказать, как поступать в разных ситуациях.

Учащиеся ставят в карточке «+», сдают карточки учителю.

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я умею отличать сказку от других жанров

Я еще плохо отличаю сказку от других жанров

В самостоятельной работе у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я доволен своей работой на уроке

Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

10.Информация о домашнем задании

Прочитать сказку «Царевна-лягушка» и выучить виды сказок по таблице

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Источник

Сказка как вид унт

Сказка как жанр народного творчества

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Композиция сказки:

1. Зачин. («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были. «).

3. Концовка. («Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир. «).

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.

Источник

Виды сказок. Сюжет и язык сказок

Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества.

«Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык… Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем». 1

Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом – фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. Сказка не претендует на достоверность своего повествования. Действие в ней часто переносится в неопределенное «тридевятое царство, тридесятое государство». Это подчеркивается и репликами самих сказочников, которые воспринимают сказку как вымысел, со всеми ее фантастическими образами: ковром-самолетом, шапкой-невидимкой, сапогами-скороходами, скатертью-самобранкой и т. д. Сказочник переносит слушателя в сказочный мир, который живет по своим законам. В сказках изображаются не только фантастические лица и предметы, но и реальные явления представлены в фантастическом освещении. В то же время в сказках постоянно присутствует морализирование, пропаганда добра, справедливости, правды.

Сказки отличаются своими национальными особенностями, но вместе с тем носят интернациональное начало. Одни и те же сказочные сюжеты возникают в фольклоре разных стран, что отчасти сближает их, но они и различны, поскольку отражают национальные особенности жизни того или иного народа.

Как любой жанр фольклора, сказка хранит черты индивидуального творчества, а вместе с тем является результатом коллективного творчества народа, пронесшего сказку сквозь века. Сказки каждого народа конкретно отражают действительность, на основании которой они бытовали. В сказках народов мира отражаются общие темы, сюжеты, образы, стилистические, композиционные приемы. Для них характерна общая демократическая направленность. В сказках нашли выражение народные чаяния, стремление к счастью, борьба за правду и справедливость, любовь к родине. Поэтому сказки народов мира имеют много общего. Вместе с тем каждый народ создает свой неповторимый и своеобразный сказочный эпос.

Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые. Сюжет является основным признаком сказки, в которой противопоставляются мечта и действительность. Персонажи контрастно противоположны. Они выражают добро и зло (прекрасное и безобразное). Но добро в сказке всегда побеждает.

Уже в Древней Руси сформировались основные особенности поэтики сказок, влиявшие на древнерусских книжников. В русских летописях можно найти много сказочных оборотов и образов. Несомненно влияние сказки и на известный памятник XIII века «Моление Даниила Заточника», в котором автор, наряду с книжными цитатами, использует сказочные элементы.

В исторической и мемуарной литературе XVI–XVII веков можно найти ряд упоминаний о сказке, доказывающих, что в это время сказка была распространена среди различных слоев населения.

«Царь Иван IV не мог заснуть без рассказов бахаря. В опочивальне его обычно ожидали три слепых старца, которые посменно рассказывали ему сказки и небылицы. Известны сказочники Василия Шуйского, Михаила и Алексея Романовых. Как явствует из “Заметок касательно дураков, юродивых и прочих”, приведенных И. Забелиным, сказочники награждались за басни, которые они баяли, “по государеву, цареву и великого князя сия Руси имянному приказу” то лазоревым сукном, то телятинными сапогами, то англицким вишневым кафтаном». 3

Иностранные путешественники упоминают о том, что русские в XVII веке забавлялись во время пиров слушаньем сказок.

Читайте также другие статьи раздела «Сказки»:

Источник

Сказка как жанр народного творчества

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Композиция сказки:
1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.

Источник

Сказка как вид унт. Смотреть фото Сказка как вид унт. Смотреть картинку Сказка как вид унт. Картинка про Сказка как вид унт. Фото Сказка как вид унт

Описание презентации по отдельным слайдам:

Творческий проект на тему: «Сказка – один из древнейших жанров устного народного творчества». Работу выполнил Ложкин Данила, ученик 6 «В» класса руководитель Тимакова Т.Г.

Проблемный вопрос: В чем особенность и важность русских народных сказок?

Бытовые сказки передают особый взгляд на человека и окружающий мир. В основе их сюжета лежат не чудеса, а повседневный быт народа. Героями являются крестьянин или солдат, жадный купец или помещик. Положительные герои достигают своей цели не с помощью волшебства, а благодаря своей смекалке и уму. («Каша из топора», «Солдат и царица»)

Волшебные сказки тоже имеют глубокие исторические корни. Основной признак волшебной сказки – наличие чудес. Главные положительные герои – Иван Царевич и Василиса Прекрасная, Иван – дурак и Елена Премудрая. Отрицательные герои – Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба – яга.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «Царевна-лягушка» 900igr.net

Идея сказки Героические подвиги, радостный, творческий труд, сочетание внутренней и внешней красоты героев.

Сюжет. В сказке « Царевна – лягушка» есть и испытания, и нарушение запрета, и сражение с противником, и чудо, и волшебство. Чудо в том, что рядом с царством людей существует тридесятое царство Кощея Бессмертного. Его дочь, Василиса Премудрая, умнее и хитрее отца, Кощея Бессмертного, поэтому он превращает ее в лягушку. Чудеса приходят в мир людей, когда Иван – царевич берёт лягушку в жены. Волшебным образом Василиса создает удивительный ковер за одну ночь. Прекрасен ее танец на пиру и превращение в белую лебедь. Казалось бы, счастье рядом. Но героям приходится преодолевать испытания и трудности. И на помощь героям приходят помощники: старичок, давший Ивану – царевичу клубочек, медведь, заяц, щука и даже Баба – Яга, которая раскрывает тайну смерти Кощея Бессмертного. Волшебная сказка «Царевна – лягушка» посвящена верности людей своему слову и делу. Вместе с героями этой сказки мы учимся настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели.

Билибин Иван Яковлевич : Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *