Сказка как явление культуры

Литературная сказка как явление культуры.

Авторскую сказку трудно классифицировать, так как сложно выделить те принципы, которые могут быть положены в основу классификации. Так, с точки зрения адресной принадлежности сказки можно разделить на произведения для детей ( но они не являются однородными. Подростку вряд ли будут интересны сказки Чуковского, а ребенок раннего возраста не много не поймет в сказках Бажова); произведения для взрослых (сатиристические сказки Салтыкова – Щедрина) ; универсальные произведения, интересные разным возрастным группам читателей ( Погорельский «Черная курица»).

С точки зрения вида литературы сказка может быть поэтической, прозаической, и драматической.
-Путь развития поэтической сказки неровен, первая половина 19 в.Пушкин, Ершов. Вторая половина 19в.Некрасов, Минаев. Но будучи художественно несовершенным, они в народной памяти не сохранились.
— Прозаическая сказка начинается в 30-егг.19в.Погорельский и Одоевский. Ее интенсивное развитие не прекращается до сегодняшнего дня.
— Драматическая сказка для детей дошкольного возраста – явление не слишком распространенное, свойственное литературе 20в.Маршак, Шварц, Махалкова, Токмакова.

Строгой систематизации созданного добиться трудно, потому что:
Не существует однозначного определения авторской сказки, на основе которого можно было бы проводить деление;
Авторская сказка не отличается чистотой жанра;
Сложно определить принадлежность сказки определенной возрастной группе читателей;
В творчестве одного автора могут быть качественно разные произведения. Пушкина по признаку стиля делят на две группы, создавая таким образом локальную, пушкинскую, классификацию.

Систематизация способствует пониманию того, что сделано в жанре авторской сказки, каковы дальнейшие пути ее развития и изучения, хотя она несовершенна.

Литературная сказка как объект исследования.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Литературная сказка как явление культуры.

39.Традиции народной волшебной сказки в сказке авторской: А. Погорельский «Чёрная курица…

40.Детская литература XIX в. (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой).

В начале XIX века в русской литературе отвердился романтизм, одной из центральных проблем которого стала народность литературы, в том числе, создания детской литературы, соответствующей мировому уровню, но основанной на национальных традициях.

Именно в этот период был заложен фундамент русской детской литературы, сохраняющей значение по сей день.

Романтическому противопоставлению возвышенной и «мечтательной души» «пошлому рассудку» в детской литературе соответствовала антитеза свободы детских «сверхчувств» и ограниченности взрослого сознания. Именно в этот период, в литературу вводится психологически очерченный образ ребенка. Мир детства представляется как целый поэтический мир.

Наиболее популярным жанром стала литературная сказка, характеризующийся интересом к фольклору и вниманием к внутренней жизни героев.

Собственно детские стихотворения создавал лидер русского романтизма В.А. Жуковский. В круг детского чтения вошли такие его произведения как «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах», «Спящая царевна» и другие.

В.А. Жуковский вел активную педагогическую деятельность, являясь, в часности, наставником наследника престола Александра. Он прекрасно понимал детский мир: «Знаю. что детский мир – это мой мир, и что в этом мире можно действовавть с наслаждением, и что в нем можно найти полное счастие». Писатель относиться к педагогике как к творчеству.

Одном из замыслов В.А. Жуковского было создание собственной системы обучения, которую он частично воплотил в системе стихотворений написанных им для собственной дочери Саши. Из уроков с детьми составился сборник «Стихотворения, посвященные Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским». С их помощью поэт обучал своих детей живших вместе с ним и его супругой в Германии. Характерными чертами этих стихотворений является тцательная словесная отделка, легкость и тонкость ритма и рифмовки.

Исследователи подчеркивают, что в детских стихах Жуковского обозначились два основных пути развития поэзии для малышей: первый – путь «легкой» поэзии точных слов и прямого смысла; второй – путь суггестивной поэзии подтекста и субъективных впечатлений.

Первая повесть-сказка для детей «Черная курица, или подземные жители» была написана Антонием Погорельским (Алексеем Перовским).

Ко второй половине XIX века, детство представляется как отдельный мир со своими духовными и этическими началами, своим бытом. Появляются разнообразные педагогические системы, по-новому ставится вопрос о взаимоотношениях взрослых и детей.

На детской литературе сказывается расцвет реализма и появления революционно-демократического направления в литературе.

В детской литературе намечаются две тенденции:

— сближением проблематики детской литературы со взрослой;

— защита детского мира от жестокой реальности.

Собственно детские произведения Л. Толстого, а также его повести «Детство» и «Отрочество» вошли в круг детского чтения. Согласно Толстому, обучение должно основываться на интересе ребенка к реальному миру и одновременно к фантазиям и быть постепенным, щадящим.

Собственную школу, созданную в Ясной Поляне, Толстой строил на принципах свободного общения между учителем и учеником, обучения нужным для жизни практическим знаниям.

В противовес официальной детской литературе, Толстой начал создавать и свои произведения для детей.

В 1872 г. вышла в свет «Азбука» Л. Толстого в 4 книгах. Под воздействием суровой критики, Толстой переработал ее и выпустил «Новую азбуку», выделив материалы для чтения в «Русские книги для чтения». Книги Толстой адресовал абсолютно всем детям – от царских до мужицких. В написании произведений для детей Л. Толстой особенно заботился о простоте и изяществе стиля.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина, как величественная горная вершина, возвышается у истоков XIX в. — золотого века русской литературы. Оно полно глубокой и всеобъемлющей любви к родине, ее народу. Неизбывна жизнеутверждающая вера поэта в силы, таящиеся в простых русских людях, крестьянах-тружениках. Проникновенны лирические строки, посвященные описанию русской природы.

Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотворения и отрывки из его произведений давно вошли в круг российского детского чтения.

Источник

Литературная сказка как явление культуры. Понятие о литературной (авторской) сказке.

Литературная сказка как явление культуры.

Чем же она отличалась от народной сказки?

Авторские сказки отличались тогда от народной сказки очень сложной архитектоникой, которая свидетельствовала о том, что это произведение одного а не многих людей. Собственно русские авторские сказки появились в единичном случае в 18 веке. Они были сказками очень ярко выраженной педагогической функцией.

Из народной сказки эта функция была наследована. Авторская сказка 18 века учила, а не развлекала. Это позволило отдельным исследователям считать сказку мертворожденной. В. Я. Пропп назвал авторскую сказку искусственной. Он говорил что русский человек вполне мог бы обойтись без нее: ему привычнее было общаться со сказкой народной. Пропп сказал, что литературная сказка может перейти в среду сказок народных. Например, Пушкинская сказка о Рыбаке о рыбке дает фольклорный вариант. Она уходит в народ и распространяется без имени автора. ******

Другие исследователи считают авторскую сказку продолжением традиций народной сказки. Она должна была появится, считали они, потому что народная сказка затихала, уходила в бытие. В первой половине 19 века появилось очень много авторских сказок, что дало повод думать, что началась новая эра сказок.

Авторская сказка как жанр привлекла внимание исследователей примерно с 30х годов 19 века. С тех пор написано более 2000 серьезных исследований по сказке. Несмотря на такое количество работ по авторской сказке, она до сих пор не имеет точного общепринятого определения. Многие исследователи стараются отметить какие-то особые черты, которые присуще только авторской сказке, например:

1. Канонический текст (неизменный текст)

2. Дань фольклорной традиции, литературной традиции (волшебные герои, предметы, существа. В народной сказке они не имеют описание, в авторской же они описаны, иногда подробно. Это литературная традиция.)

3. Используется элементы многих видов народных сказок.

До сегодняшнего дня остается неразрешенной проблема жанрового обозначения авторской сказки. Большинсвто исследователей считают авторскую сказку жанровой разновидностью, потому как собственно жанром является народная сказка, а авторская сказка следует за ней, перенимает у нее традиции. Среди исследователей, считающих авторскую сказку жанром есть Т. Г. Леонова, которая подчеркивает, что авторская сказка самостоятельна, самоценна, но при этом она вторична. Так же она указывеет на то, что народная и авторская сказки различны. Природа этих различий состоит в том, что авторская сказка индивидуальна.

— общие сюжеты(морозка, мороз иванович)

— общие элементы поэтики (зачин)

— отдельные герои, сюжеты переходят из НС в АС (Иван-Дурак)

— наличие автора, авторской биографии и творческой истории создания произдведения в АС( Ю. Коваль, «Полыновка».).

— отсутствие точного времени и места действия в НС

— в АС происходит изменение главного героя

-в АС есть детали, требующие внимательного прочтения

+Авторская сказка один из самых распространенных жанров, но он не чистый. Это не всегда собственно сказка, так как авторской сказке присуще разновидности жанра. Среди авторских сказок может быть роман-сказка, повесть-сказка. АС до сегодняшнего дня является одним из активно развивающихся жанров, но эта активность привела к появлению некачественных текстов, повторов. Творческая фантазия автора иссякает, потому что сказки стали писаться по одним и тем же схемам, на основе примитивного конфликта (борьба добры со злом).

https://studfile.net/preview/7676248/page:7/

19.Традиции народной волшебной сказки в сказке авторской: А. Погорельский «Чёрная курица…»

Народная сказка всегда была близка миру детства. Но к 30-м годам гг 19 века она стала постепенно уступать свои позиции. Все меньше создавалось новых сюжетов. Все активнее стала жить книжной жизнью. И тогда возникла сказка литературная, соединившая в себе жанровые и художественные особенности прежних произведений и новую, книжную культуру бытования. Появившаяся авторская сказка продолжила традицию жанра народной сказки – быть одновременно и «уроком молодцу», и развлечением для него.

20.Детская литература XIX в. (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой).

В первой половине XIX в. появляется большое количество журналов для детей. Распространенными были издаваемые в течение многих лет журналы «Для юношества», позже переименованный в «Друга юношества и всяких лет» (1807-1815) М.И. Невзорова и «Новое детское чтение» (1821-1824) С.Н. Глинки.

Журналы «Звездочка» (1842-1863), «Лучи» (1850-1860) издавались А.О. Ишимовой.

Наиболее прогрессивным был журнал «Новая библиотека для воспитания» (1847-1849), в котором помещались в основном научно-популярные произведения. Он издавался для детей среднего и старшего возраста. Издателем журнала был Петр Григорьевич Редкий, профессор сначала Московского, а позже Петербургского университета.

Стихотворная сказка «Мальчик с пальчик» вводит ребенка в такой мир, в сравнении с которым он может себя чувствовать великаном.

Как поэт-романтик и человек, глубоко интересующийся вопросами воспитания и педагогики, В.А. Жуковский не мог пройти в своем творчестве мимо сказок.

В течение многих лет, начиная с 1826 г., Жуковский переводит несколько сказок братьев Гримм, сказку Шарля Перро «Кот в сапогах». В 1831 г. в творческом состязании с Пушкиным он пишет «Сказку о царе Берендее», «Спящую царевну», сказки «Война мышей и лягушек», «Иван-царевич и серый волк».

Своеобразие творческой манеры Жуковского-сказочника выразилось в тесном объединении традиций русского фольклора и фольклора других народов. Это проявилось в стиле сказочных переложений. Популярность сказок В.А. Жуковского была в свое время очень велика. Теперь опыт Жуковского-сказочника представляет по преимуществу историко-литературный интерес.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837), как величественная и могучая горная вершина, возвышается у истоков XIX в., золотого века русской литературы. Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотворения и отрывки из его произведений давно вошли в детское чтение.

А.С. Пушкин внимательно следил за развитием детской литературы и выказывал свое отношение к ней. Его возмущение вызывали бездарные писатели, которые создавали произведения, оторванные от современной жизни, написанные высокопарным слогом.

Вопросы воспитания Пушкин рассматривал в тесной связи с проблемой народности, В то время о народности много писали и спорили. В черновом наброске «О народности в литературе» Пушкин замечал, что нельзя смешивать народность с требованием просторечных русских слов и выражений в литературе.

Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина огромно. Его гражданская лирика посвящена сложным типическим вопросам. Стихотворения Пушкина, пошедшие в чтение школьников, воспитают в юных гражданах высокое чувство патриотизма.

Стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры.», пейзажные зарисовки из романа «Евгений Онегин», доступные восприятию детей дошкольного возраста, развивают нравственную и эстетическую восприимчивость маленьких читателей.

Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение.

В 1830 г. Пушкин начинает работу над сказкой о медведихе «Как весенней теплою порой», которая осталась незавершенной. В 1831 г. были закончены «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и о работнике его Балде». В 1833 г. были написаны две сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В 1834 г. появилась «Сказка о золотом петушке».

А.С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и о работнике его Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабарша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце». Обращаясь к устному народному творчеству, А.С. Пушкин видел в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.

Картины русской жизни и изображение персонажей из разных социальных слоев даны реалистически. Поэт с художественной точностью отбирает бытовые детали и воссоздает колорит той или иной эпохи и места действия:

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.

Старуха сидит под окошком,

На чем свет стоит мужа ругает. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, Золотой петушок, тридцать три богатыря, белка-чудесница.

Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к своим героям. Они помогают решать задачи идейного, эстетического, нравственного воспитания детей, пробуждают чувство любви к родине и являются лучшим средством приобщения детей к истинной поэзии.

Идейные и творческие искания Л.Н. Толстого (1828-1910) неразрывно связаны с его любовью к русскому народу. Важным делом служения народу были его педагогическая деятельность в Ясной Поляне и создание учебных книг для народных школ России.

Толстой начал работать над «Азбукой» в 1859 г. Он переработал для нее многие рассказы, напечатанные в приложении к журналу «Ясная Поляна», и рассказы учеников народной школы в Ясной Поляне. Жанр короткого рассказа характерен для «Азбуки», так как Толстой учитывал специфику детского восприятия.

В «Азбуке» отразился многолетний опыт работы Толстого в Яснополянской школе и напряженный творческий труд писателя.

В 1875 г. появляется второе издание «Азбуки» под названием «Новая азбука». Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения».

Для «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения» Толстого характерно многообразие жанров: рассказы, очерки, басни, сказки.

В период переработки «Азбуки» было написано более 100 новых сказок и рассказов, например, «Три медведя», «Косточка», «Котенок», «Ноша», «Филиппок», «Еж и заяц». Новое издание было одобрено критикой и рекомендовано для народных школ как учебник и книга для чтения

Свои басни Л. Толстой создавал на основе эзоповских, но они воспринимаются как оригинальные произведения, потому что максимально приближены к детскому восприятию, содержат цепь динамичных художественных картин, изложены лаконично и просто («Дуб и орешник», «Наседка и цыплята», «Осел и лошадь» и др.).

Сказка «Три медведя» была написана Толстым в 1872 году для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к реалистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, пришла в лесу к домику».

Повествование ведется неторопливо: маленькие слушатели и читатели могут спокойно насладиться полной свободой действий маленькой героини и вообразить себя сидящими вместе с нею у чашек с похлебкой, качающимися на стульчике, лежащими на кроватке. Сказочная ситуация настолько насыщена динамикой и напряженным ожиданием развязки, что не ощущается отсутствия диалога в первых двух частях сказки. Диалог появляется в последней; третьей части и, нарастая, создает кульминацию сказки. Медведи увидели девочку: «Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

В сказке писатель создал реалистический образ русской девочки-крестьянки, храброй, любопытной и шаловливой. Сказка Толстого «Три медведя» до сих пор очень популярна среди детей дошкольного возраста.

21.Сказки А. Пушкина. Тип героя, наделённого властью (царь Салтан, царь Дадон, царица-мачеха, старуха из сказки о золотой рыбке, поп).

Поп. С искрой задора, насмешки над жадностью попа, несмышленостью усердного бесенка Пушкин дал возможность Балде наказать попа за жадность без особых усилий, но по заслугам, хотя данные персонажи находились на разных социальных лестницах. Хочет брать много, а давать мало – жадность и наглость, боязливость, что надо платить, но жадность даже боязливости сильнее. Поп по характеру своему плут и трус, обманщик, и жену себе взял именно такую, которая обмануть может кого угодно. С честными людьми никогда не будет ему спокойно. Если он не знает как обмануть, то страх его всего одолевает страх, что думать ни о чем другом не может.

Источник

Сказка как наиболее яркий феномен традиционной народной художественной культуры

Сказка как жанр устного народного творчества. Особенности и классификация сказок, их специфика. Познавательное значение сказки. Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников. Первичное восприятие и анализ содержания сказки.

РубрикаПедагогика
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления11.04.2016
Размер файла38,5 K

Сказка как явление культуры. Смотреть фото Сказка как явление культуры. Смотреть картинку Сказка как явление культуры. Картинка про Сказка как явление культуры. Фото Сказка как явление культуры

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Северо-Восточный Федеральный Университет им. М. К. Аммосова

Институт языков и культуры народов северо- востока Российской Федерации

Кафедра фольклора и культуры

Сказка как наиболее яркий феномен традиционной народной художественной культуры

Выполнила: Егорова Елизавета Валерьевна

Глава.1. Сказка как жанр устного народного творчества

1.1 Особенности сказки

1.2 Классификация сказок и их специфика

Глава 2. Методические подходы к работе над сказкой

2.1 Значимость сказки. Познавательное значение сказки

2.2 Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников

2.2.1 Первичное восприятие сказки

2.2.2 Подготовка к первичному восприятию

2.2.3 Проверка первичного восприятия сказки

2.2.4 Анализ содержания сказки

Список использованной литературы

Темой курсовой работы выступает: Методика работы над русскими народными сказками

Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказкотерапия. В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным микки-маусами, электронными Фирби и обращаемся к более «человекоподобным» и по-настоящему сказочным «Ежику в тумане», «Королю-Льву» и др. Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного.

Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

Основной целью курсовой работы является изучение методики работы над русскими народными сказками. Для достижения поставленной цели необходимо: обобщить опыт использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми 7-9 лет, обеспечивающий детское развитие в целом и творческих способностей в частности, изучить развитие творческого вербального воображения и эмоционально-волевой сферы младшего школьника через восприятие сказки и технологию творческой работы со словом и сказкой.

Исходя из вышеизложенного, в ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:

— провести анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования;

— выяснить наиболее эффективные методы и приемы работы над сказкой, способствующие развитию у детей интереса к чтению и творческих способностей, проявляющихся в умении и желании сочинять сказки;

— определить психолого-педагогические и методические особенности изучения сказок всех типов;

— изучить методы и приемы творческого развития школьников при работе со сказкой;

— детально изучить процесс восприятия школьником сказки;

— дать анализ рассмотренных аспектов методики работы с русскими народными сказками.

Практическая значимость состоит в том, что курсовая работа имеет практико-ориентированную направленность, содержит систему практических занятий со школьниками по развитию восприятия сказки и эмоциональной сферы младшего школьника.

Научная значимость: в работе представлено обоснование возможности развития восприятия и эмоциональной сферы школьника через приемы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребенка.

сказка творчество школьник познавательный

Глава.1. Сказка как жанр устного народного творчества

1.1 Особенности сказки

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

Любая сказки ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.

Необходимо использовать перечисленные функции в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки.

Социализирующая функция, т.е. при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.

Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Голографическая функция проявляется в трех основных формах:

— способность сказки в малом являть большое;

— способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

Культурно-этническая функция, т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.

В первой половине XVII века были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга.

В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о цыгане»; «Сказка о воре Тимашке».

Механизм смыслопознания в процессе восприятия и переживания сказки ребенком исследуются А.В. Запорожцем. Он писал о существовании особого вида эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе восприятия художественного произведения. Под влияния слушания у ребенка возникает сочувствие к герою и складывается эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. В определенных условиях у детей эмоциональные образы начинают предвосхищать то, что должно случиться с героем.

Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не рассказывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых. Интеллектуализация эмоций происходит в процессе познавательной эффективной деятельности по толкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс не открывается ребенком, а формируется по пути социального наследования.

1.2 Классификация сказки и их специфика

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла. Приведу два определения, принадлежащие специалистам.

Этот основной принцип художественного метода сказки не лишает ее, однако, связи с действительностью, определяющей идейное содержание, тематику, язык, характер сюжетов, деталей повествования.

По мнению других, не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла.

Однако, как это часто бывает в науке, отсутствие классического определения совершенно не отражается на самом явлении и весьма мало влияет на жизнь в общественном сознании. Немецкий фольклорист К.Ю. Обенауэр, например, косвенно утверждал принципиальную неразрешимость проблемы определения сказки и не усматривая в этом трагедии, заметил: «Дети знают, что такое сказки».

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

— художественные (народные и авторские) сказки;

Наибольшее же распространение получила классификация сказок при проблемно-тематическом подходе, который выделяет:

— сказки, посвященные животным;

— волшебные сказки (сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки);

О сказках, входящих в круг чтения младших школьников можно сказать следующее.

Сказки о животных. Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота «бытовых» сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новеллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.

Глава 2. Методические подходы к работе над сказкой

2.1 Значимость сказки. Познавательное значение сказки

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.

Сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.

Образовательная программа интегрирует знания о народах мира, особенностях их коммуникаций, способствует формированию положительных установок по отношению к ним, осмыслению содержания сказок народов мира средствами театрализованной игры, изобразительного искусства и литературного творчества.

Дети знакомятся с общим и особенным в разных культурах, выделяют ведущие признаки этноса: название, язык, этническая территория, антропологический тип (внешность), выделяют общечеловеческие ценности, а также рассматривают примеры взаимовлияния культур.

2.2 Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников

2.2.1 Первичное восприятие сказки

В классической психологии В. с. выступает как уход ребенка от враждебности окружающего мира, социального давления, ограничений и запретов в мир фантазии, свободы и вымысла (К. Бюлер, В. Штерн), способов символического удовлетворения подавленных сексуальных тенденций (психоанализ), воображаемой реализации нереализуемых тенденций. В современной психологии В. с. рассматривается также как один из способов мифологического освоения мира, построения ценностно-смыслового поля, поиска путей разрешения конфликтов (Б. Беттельхайм). Сказка, как художественно-литературная форма имеет особую композицию и структуру (В.Я. Пропп), организующие процесс восприятия ребенком сюжета и нравственно-смыслового содержания сказки. Такие особенности сказки, как вымысел и фантастичность, создают семантическое поле сказки, обеспечивая дифференциацию ребенком знаков и значений, их отрыв от предметов, формируя внутренний план сознания ребенка.

Восприятие в младшем школьном возрасте носит синкретический характер и осуществляется с опорой на игру, иллюстрацию, действие. Психологическим механизмом при этом выступает активное содействие (сначала в форме реального, а затем мысленного действия) и сопереживание герою сказки Одной из линий развития восприятия является переход от непосредственного «наивного» соучастия ребенка в событиях сказки к эстетическому восприятию, в основе которого лежит последовательная децентрация ребенка, переход к более адекватному и полному восприятию фабулы и содержания сказки. Сказка, как и любое произведение искусства, обеспечивает переживание (катарсис) событий и поступков, выходящих за пределы непосредственного опыта ребенка, создавая условия для присвоения ценностно-смыслового и нравственного культурного опыта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов). Развитие воображения ребенка начинается с восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, обсуждения нравственного урока, извлеченного из событийного содержания сказки. В этом плане у ребенка в процессе речевой деятельности проявляется воссоздающее воображение.

Следующим этапом является присоединение упражнений по развитию вербального воображения, словесных форм, поэтому основная работа направлена на активную работу со словом, с расширением речевого словаря ребенка. В плане активной работы со словом подходят упражнения: «рифмоплеты», «составление слов», «круги на воде», укрась слово» и т.п.

Постепенно обучающий процесс усложняется приемами работы с речевыми конструкциями, объединением в одно предложение набора из несвязанных между собой по смыслу слов, конструированием фраз.

Обогащение речевого словаря упражнениями на развитие вербального воображения подготавливает переход к работе над собственным сочинением сказки. Первоначально иллюстрация, рисунок ребенка к сказке, служит опорой, через которую он передает собственное творческое завершение сказки, изначально заданной педагогом.

На следующем этапе, такой опорой служат разнообразные предметы из «волшебного сундучка», которые включаются в контекст сказочной ситуации при коллективном сочинении сказки. На этом этапе педагог предлагает лишь начало сказки, помогая завершить ее при затруднении детей. В усложненной форме педагог предлагает тему, которою раскрывают дети при коллективном сочинении сказки или в индивидуальной работе, совмещая с процессом создания иллюстрации к собственной сказке.

Таким образом, работа со сказкой сказки предполагает восприятие сказки, проживание и переработку ее нравственного урока, включение творческого воображения ребенка по разрешению проблемной ситуации сказки и раскрытию предложенной педагогом темы в сказочной форме.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» с куклой-проводником Василисой Премудрой (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Таким образом, создается особая атмосфера «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Восприятие «сказочного урока» сказки состоит из следующих этапов:

2.2.2 Подготовка к первичному восприятию

Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Продемонстрируем особенности работы со сказкой на примере урока по первичному восприятию «Путешествие в сказку».

Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.

Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания («Найдите и назовите сказку», «Где живет сказка?» и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.

В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку («Горшок каши» Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой «Золушка», образная игра «Варим кашу»), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.

В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.

Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В своей работе я предлагаю использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться «планом» сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

Например, в приложении приводятся конспекты занятий по сказкам «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка».

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния «Грусть» звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся «Огонь» под «Танец с саблями» А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

— Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен «Снежная Королева?).

— Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский «Крокодил Гена»).

— Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка).

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка».

* Рассказать знакомую сказку по кругу.

* Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

* Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

* Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).

* Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).

* Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).

* Разыгрывание придуманных сказок.

Могут быть и другие творческие задания

Сказки, но по-новому

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок добрый волк

Лиса хитрая колобок

Сказки о бытовых предметах

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев

* Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)

Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

«Варим кашу». Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: «пых»). Огонь прибавляют (начинаю говорить «пых» в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).

Предлагаем дидактические игры:

«Составить портрет героя сказки» (Художественное, эмоциональное развитие)

«Треугольник и квадрат» (математическое развитие)

«Хорошо плохо»(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков «Три поросенка»).

Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий. Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание! Привлекайте к оценке самого ребенка:

* Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

* Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

* Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

* Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.

* Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

* Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

* Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).

2.2.3 Проверка первичного восприятия сказки

Как никакие другие, русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.

К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, не раскрывается на уроках, поскольку изучение сказок в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.

Предлагаемая система вопросов и заданий, ориентированных на проверку первичного восприятия сказки, анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной сказки в согласии с их жанровой природой, способствует более глубокому пониманию и восприятию детьми ее нравственно-эстетического содержания.

Идея комплексного подхода к первичному восприятию волшебной сказки, принцип целостного ее анализа пока еще не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста. Примерно результаты проверки первичного восприятия сказки у младших школьников можно осуществлять, по приведенной ниже методике оценивая восприятие детьми определенных моментов на стадии их ознакомления или игры со сказкой.

2.2.4 Анализ содержания сказки

Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:

1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.

2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на «выпадение образов», на искажения.

Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.

3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.). Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).

4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман. Психологическое манипулирование и другие.

5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.

При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои. В том числе ошибки, оговорки, невнятное бормотание.

В младшем школьном возрасте развивается восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.

Необходимо подчеркнуть, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, так как в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Сказки, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать. Например, некоторые сказки Х.-К. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно проследила путь развития содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть с картинками, которые являются опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят.

В целом феноменологически (по результатам отчетов психологов; других специалистов; замечаний родителей; отзывам администрации) использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Анализируя продукты детского творчества, возможно установить рост креативности. Логопед в речевых картах отмечает, что улучшилась речь детей. В группе появляются новые лидеры.

Список использованной литературы

2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997

3. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. М.: Совр. слово. 2003. 280 с.

4. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19

5. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997

7. Выготский Л.С. Психология искусства.- Мн.: современное слово, 1998.

8. Запорожец А.В. Избр. психологические труды в двух томах. М.: 1986.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.

10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.

11. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В.Т.

12. Кудрявцев Психологический журнал.-2001.-Т. 22.-N5.-С.57-68.

14. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992

16. Пропп В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа).- М., 2000.

17. Пропп В.Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В.Я. Проппа).- М., 2000.

19. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.

21. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.

22. Яковлева Е. и др. Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте школьный психолог.- 2001.- NN42,43,44,45,47,48; 2002-NN 1,3.

23. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки журнал практического психолога.-1999, N10-11. С.27-37.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сказка как жанр устного народного творчества, ее специфика и классификация. Познавательное значение сказки. Работа над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников: первичное восприятие сказки, его подготовка и проверка, анализ содержания.

курсовая работа [43,0 K], добавлен 02.03.2010

Особенности сказки как литературного жанра. Эффективные приемы работы над сказкой на разных этапах ее восприятия школьниками. Анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования. Анализ героев и образов.

курсовая работа [46,8 K], добавлен 10.10.2014

Сказка как жанр русского фольклора. Поэтика и композиция волшебных сказок, история их возникновения. Первичное восприятие сказки. Методические рекомендации по применению сказкотерапии в начальной школе. Создание проблемной ситуации при изучении сказки.

дипломная работа [147,3 K], добавлен 25.02.2012

Цель урока внеклассного чтения по теме малых жанров устного народного творчества. Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания. Викторина по определению жанра произведения. Работа над текстом сказки, физкультминутка. Подведение итога урока.

конспект урока [2,4 M], добавлен 10.01.2012

Сказка как жанр художественной литературы, ее классификация. Возрастные особенности восприятия сказки и ее развивающее значение. Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения у детей дошкольного возраста.

дипломная работа [210,7 K], добавлен 31.10.2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *