Сказочные чудища как правильно
Значение слова «чудище»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЧУ’ДИЩЕ, а, ср. (устар., простореч.). То же, что чудовище.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
чу́дище
1. сказочное, фантастическое существо необычайного, уродливого, страшного вида
2. животное огромных, гигантских размеров
3. перен. разг. человек или животное уродливого вида
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: осведомительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «чудище»
Синонимы к слову «чудище»
Предложения со словом «чудище»
Цитаты из русской классики со словом «чудище»
Сочетаемость слова «чудище»
Каким бывает «чудище»
Понятия, связанные со словом «чудище»
Афоризмы русских писателей со словом «чудище»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «чудище»
С первого, нос которого украшала устрашающего вида голова какого-то морского чудища, несколько рабов сносили по сходням на берег большие порожние амфоры и перетаскивали их в один из складов.
Им казалось, что в любой миг из чащи выскочит какое-нибудь страшное чудище, но лес, прежде кишевший самыми опасными существами и преступниками сказочного мира, как будто совсем опустел.
А некоторые из тех, что вернулись, рассказывали о каких-то лесных чудищах – огромных, как дома, тёмных, со шкурой из железных чешуек и острыми как бритва зубами.
Топ-25: легендарные существа из греческой мифологии
А вы хорошо знакомы с греческой мифологией? Этот список поможет вам проверить свои знания или даже обогатить их. Легендарные создания из древнегреческого фольклора недаром прославились на весь мир, ведь они обладали просто необыкновенными качествами. Эти мифические монстры – одни из самых причудливых, страшных и невероятных существ, среди которых встречаются не только удивительные животные, но и самые странные гуманоиды, каких только можно себе представить. Вы готовы к ликбезу?
25. Питон или Пифон
Фото: wikimedia commons
24. Орф, Орт, Ортр, Ортрос, Орфр
Фото: wikimedia commons
Фото: Dr Murali Mohan Gurram
Это были морские боги кентавры-тритоны, у которых верхняя часть тела выглядела, как человеческая, нижняя пара конечностей была лошадиной, а за ними следовал рыбий хвост. Их часто изображали рядом с Афродитой во время ее появления на свет. Возможно, вы также могли встречать этих ихтиокентавров на картинах, посвященных зодиакальному созвездию Рыбы.
22. Скилла
Фото: wikimedia commons
Шестиглавая Скилла была морским чудищем, обитавшим с одной из сторон узкого пролива под скалой, в то время как с другой стороны мореплавателей поджидала не менее опасная Харибда (13 пункт). Расстояние между берегами этого узкого пролива и убежищами злобных мифических созданий равнялось полету запущенной стрелы, поэтому путешественники очень часто проплывали слишком близко к одному из монстров и гибли.
21. Тифон
Фото: wikimedia commons
Тифон был олицетворением вулканических сил Земли и заодно считался самым смертоносным демоном во всей греческой мифологии. Его верхняя часть тела была человеческой, и этот персонаж был таким огромным, что подпирал собой звездное небо, а его руки доставали до восточного и западного краев света. Вместо обычной человеческой головы из его шеи и плеч Тифона извергалась сотня драконьих голов.
20. Офиотавр
Фото: shutterstock
Офиотавр был еще одним греческим чудищем-гибридом, которого боялись больше смерти. По легенде убийство и ритуальное сожжение внутренностей этого полубыка-полузмея давало силу, с помощью которой можно одержать победу над любыми богами. По этой же причине титаны убили чудовище, чтобы свергнуть богов-олимпийцев, но Зевс успел отправить Орла, чтобы тот склевал потроха поверженного создания до того, как их сожгут на жертвеннике, и Олимп был спасен.
19. Ламия
Фото: wikimedia commons
18. Грайи или Форкиады
Фото: wikimedia commons
Грайи были тремя сестрами с одним общим глазом и зубом. Неудивительно, что они славились совсем не красотой, а скорее своими сединами и уродством, внушая всем страх. Вдобавок имена у них были весьма красноречивыми: Дейно (дрожь или смерть), Энио (ужас) и Пемфредо (тревога).
17. Ехидна
Фото: shutterstock
16. Немейский лев
Фото: Yelkrokoyade
15. Сфинкс
Фото: Tilemahos Efthimiadis / Athens, Greece
Сфинкс был зооморфным созданием с телом льва, крыльями орла, хвостом быка и головой женщины. Согласно легенде этот персонаж был безжалостным и коварным монстром. Те, кто не мог разгадать загадки, по традиции всех мифов погибали мучительной смертью в пасти яростного Сфинкса. Само чудовище погибло только после того, как его загадку разгадал отважный царь Эдип.
14. Эринии
Фото: wikimedia commons
С греческого языка эриния переводится как «гневная». Это были богини-мстительницы. Согласно легенде они наказывали любого, кто произносил лживые клятвы, совершал какое-либо злодеяние или говорил что-либо против одного из богов.
13. Харибда
Фото: shutterstock
12. Гарпии
Фото: shutterstock
Это были существа с телами птиц и женскими лицами. Они воровали еду у невиновных жертв и отправляли грешников прямиком ко мстительным Эриниям (14 пункт). Гарпия переводится как «похитительница» или «хищница». Зевс часто обращался к ним, чтобы эти создания кого-то наказали или предали пыткам.
11. Сатиры
Фото: shutterstock
Сатиры часто изображаются гибридами людей и козлов. Обычно у них козьи рога и задние ноги. Сатиры любили пьянствовать, играть на флейте и служили богу виноделия Дионису. Эти лесные демоны были истинными лентяями и вели самый беспечный и разнузданный образ жизни.
10. Сирены
Фото: shutterstock
Прекрасные и очень опасные мифические персонажи. Эти роковые богини с рыбьими хвостами завлекали мореплавателей своими сладкими голосами, и из-за их чар корабли не раз налетали на скалы и разбивались у побережья. Тонущих странников эти существа раздирали на части и поедали.
9. Грифон
Фото: shutterstock
Грифон – это мифическое создание с телом, хвостом и задними лапами льва, а его голова, крылья и когти на передних лапах были орлиными. Лев традиционно считался царем всех сухопутных чудовищ, а орел – царем всех птиц, поэтому в древнегреческой мифологии грифон был невероятно могущественным и величественным персонажем.
8. Химера
Фото: wikimedia commons
Химера была огнедышащим монстром, тело которого состояло из 3 разных животных: льва, змеи и козы. Чудовище было родом из Ликии (древнее государство Малой Азии). Чаще всего химерой называли любое мифическое или вымышленное существо с частями тела от разных зверей. В переносном смысле химера считается олицетворением любого несбыточного желания или фантазии.
7. Цербер
Фото: wikimedia commons
Цербер – один из наиболее известных персонажей древнегреческой мифологии. По легенде это был трехголовый пес со змеиным хвостом, охранявший врата в Подземное царство. Сбежать из загробного мира не мог никто, кто пересекал реку Стикс, и за этим строго следил свирепый Цербер, пока однажды его не одолел Геракл.
6. Циклоп
Фото: Odilon Redon
Циклопы были отдельной расой одноглазых великанов. По легенде эти существа были жестокими и свирепыми монстрами, которые не боялись даже богов, но при этом они служили богу огня и кузнечного ремесла Гефесту.
5. Гидра
Фото: shutterstock
Гидра была древним морским чудовищем, напоминающим огромного змея с чертами рептилии, из тела которого росло бесчисленное множество голов. Вместо одной отрубленной головы у нее всегда вырастало по 2 новые головы. У гидры было ядовитое дыхание, и даже ее кровь была настолько опасной, что малейший контакт с ней был смертельным.
4. Горгоны
Фото: shutterstock
Наверное, самой знаменитой из всех древнегреческих горгон была Медуза. Она также была единственной смертной горгоной среди своих злобных сестер. Вместо волос у Медузы росли змеи, и одного ее взгляда хватало, чтобы обратить человека в камень. По легенде обезглавить ее удалось Персею, вооружившемуся зеркалом, вместо щита.
3. Минотавр
Фото: shutterstock
Минотавр был мифическим созданием с головой быка и телом человека, поедавшим невинных людей. Он обитал в Кносском лабиринте, построенном древнегреческим инженером и художником Дедалом и его сыном Икаром. Чудовище в итоге было сражено аттическим героем по имени Тесей.
2. Кентавр
Фото: shutterstock
Кентавр был сказочным существом с головой, руками и торсом человека, а ниже пояса он напоминал обычного коня. Одним из самых знаменитых кентавров в греческой мифологии считался Хирон. Большинство кентавров были буйными и враждебными к людям существами, любившими пьянствовать и почитавшими только бога виноделия Диониса. Однако Хирон был мудрым и добрым созданием и даже наставником таких древнегреческих героев, как Геракл и Ахиллес.
1. Пегас
Фото: shutterstock
Это одно из самых известных мифических существ античного мира. Греки верили, что пегас был божественным жеребцом белоснежного цвета, и что у него были огромные крылья. По преданию пегас был ребенком Посейдона и горгоны Медузы. Согласно одной из легенд каждый раз, когда этот сказочный конь бил по земле своим копытом, рождался новый источник воды.
dymontiger
Интересное в сети!
Курьезы, юмор, а иногда и жесть, все это вы найдете здесь;)
Мифология каждого народа изобилует монстрами, которыми раньше пугали детей и которых боялись многие взрослые (а кто-то побаивается до сих пор). Эти чудища становятся героями сказок и баллад, и о них снимают фильмы и пишут книги. Сегодня мы поговорим о 10 самых страшных монстрах из разных стран мира, затронув мифы Греции, славянскую культуру, и даже расскажем о чудовище из Абхазии.
Скандинавы были опытными моряками и штурманами. Но во время своих путешествий они часто сталкивались с вещами, которые не могли объяснить, включая морских монстров. Один такой морской монстр, Кракен, прочно вошел в норвежскую мифологию благодаря своим огромным размерам и привычке атаковать корабли и пожирать моряков.
Легенды норвежцев и викингов описывают Кракена как гигантское существо с щупальцами с глазами размером с обеденные тарелки. Большинство «очевидцев»сравнивали Кракена с кальмаром или осьминогом, но отмечали, что он намного, намного больше. Некоторые истории утверждают, что щупальца Кракена имеют длину сотни метров. Другие говорят, что морской монстр настолько велик, что его можно принять за остров.
Легенда гласит, что Мананангал – красивая женщина днем, которая с наступлением ночи превращается в злобного, пьющего кровь монстра. Говорят, что Мананангал вылезет из своего дома около полуночи, чтобы спрятаться в кустах или, может быть, в роще банановых деревьев. Там она протирает свое тело определенным типом масла, а через несколько минут она отращивает крылья, похожие на крылья летучей мыши, и ее тело разделяется пополам в области талии. Тело от пупка вниз останется на месте, а верхняя половина летает в поисках чего-нибудь поесть.
С ее острым обонянием, она может чувствовать запах больного человека или беременной женщины даже за несколько километров. На Филиппинах этого монстра действительно боятся, так как несмотря на 2020 год на дворе, народ там по-прежнему довольно суеверный.
Гомер описал циклопов как дикарей, которые воздерживались от сельского хозяйства и законов и были пастухами, которые жили в юго-западной части Сицилии, активно питались людьми и жили со своими женами и детьми в пещерах.
Сикомэ – широкий термин, описывающий монстров, которые выглядят как уродливые женщины. Помимо того, что они некрасивы, у них часто бывают звериные черты: когти, лапы, заостренные уши или клочки пушистых волос. У них обычно длинные черные волосы, отвисшие деформированные груди и широкие искривленные улыбки. Сикомэ тратит много усилий, пытаясь сделать себя красивой, нанося густой белый макияж на лицо и надевая многослойное кимоно. Их чрезмерный уход за собой только подчеркивает их уродство, делая их сатирическим издевательством над высокой модой.
Они являются служителями земли мертвых, и они довольно опасны. Они быстры, способны прыгнуть тысячу ри (приблизительно четыре тысячи километров) за один раз. Они также всегда голодны и могут поглощать пищу с невероятной скоростью. А любят они, как вы понимаете, не пиццу и не суши.
Вуивр был неотъемлемой частью французского наследия с 12-го века. Он описан как водяная змея с двумя ногами, двумя крыльями и без рук, что отличает его от того, с чем его часто сравнивают – с драконом. Как и дракон, Вуивр – хранитель сокровищ. Его укрытие находится под землей, и видеть, как это существо моет свои сияющие крылья у кромки воды, можно только один раз в год, когда оно выходит пить и ловить рыбу в озерах или реках.
В этот конкретный момент он кладет карбункул в камыш, то есть гигантский драгоценный камень, который носит на лбу. Этот карбункул в легендах является уникальным глазом виверны. Очевидно, это очаровывает мужчин во всех легендах, и иногда те из них, кому удается схватить его, узнают, что он способен превращать железо в золото.
Грифон – составное мифологическое существо с телом льва (крылатое или бескрылое) и головой птицы, обычно головой орла. Грифон был любимым декоративным мотивом на древних ближневосточных и средиземноморских землях. Вероятно, возникший в Леванте во 2-м тысячелетии до нашей эры, грифон распространился по всей Западной Азии и в Грецию к 14-му веку до нашей эры. У азиатского грифа была хохлатая голова, в то время как у минойского и греческого грифа обычно была грива спиральных завитков. Чаще всего его изображали либо лежащим, либо сидящим, часто в паре со сфинксом.
Древние славяне не одобряли самоубийство и считали, что человек, сам оборвавший свою жизнь, через год превращается в Ырку. Откуда они взяли это слово и почему назвали именно так – неизвестно. Ырка – это, по сути, некий аналог зомби и вампира в одном лице: страшное, полуразложившееся чудовище, которое бродит по Земле с одной лишь целью – пить человеческую кровь. На людей этот монстр охотился не всегда в одиночестве: у него также был напарник Укрут, который играл второстепенную роль в их тандеме и приносил жертвы Ырке.
Цербер – также известный как «гончая Аида» – был многоголовым псом, который охранял врата подземного мира, не давал убежать мертвым и следил за тем, чтобы те, кто вошел, никогда не уходили. Дитя Тифона и Ехидны, он был частью чудовищной семьи, в которую входили Ортус, Лернейская Гидра и Химера. Только в трех случаях Цербер был обманут посетителями Гадеса: Геракл сделал это со своей силой, Орфей с его музыкой и Сибилу Кумаэ с медовым пирогом.
Согласно Гесиоду, Цербер был вторым из четырех чудовищных детей Тифона и Ехидны, родившийся после Орта, двуглавого пса, который охранял скот Гериона, но до Лернейской Гидры и, возможно, Химеры – все они многоголовые. Более поздние авторы перечисляют много других монстров среди братьев и сестер Цербера, включая Сфинкса, Немейского Льва, Кавказского Орла, Соу Кроммёниана, Колхидского Дракона, Ладона и даже Сциллу и мать горгоны. Чудное семейство, что тут скажешь.
©
Сказочные чудища как правильно
У существа, нарисованного на обложке книги Терезы Бреслин (текст) и Кейт Липер (иллюстрации), история гораздо длиннее, чем та, что рассказана о нем в этом сборнике. Драконы, герои, ведьмы, рыбаки, короли – они всегда малая часть большой истории, но редко где видишь это так ясно. Видишь – в буквальном смысле: благодаря одной детали на обложке книги. У чудища сломан и заклепан один рог. Как рог сломался? Кто его починил? Нахожу островное чудище внутри, в самой книжке: целый разворот заполнен рыжим и алым. Оно спит. Кто украсил его кольцами и бубенцами? В сказке об этом ни слова, мы узнаем только о том, как оно прилетело на озеро Лох-Лой, как наводило страх на всю округу и было убито. И вообще эта история не о нем, а о происхождении одного древнего шотландского клана. Как водится в людских преданиях, все эти истории больше о людях и землях, а волшебное – просто часть того мира.
«В наши дни чудовища по-прежнему ловко прячутся от людей, но, если присмотреться как следует, ты обязательно найдешь их», ‒ утверждает Тереза Бреслин. Найти чудовище, пожалуй, не такая уж и соблазнительная цель, во всяком случае для взрослого. Во введении к первой истории автор как раз и очерчивает привычные взаимоотношения людей и чудовищ. Они определяются страхом и желанием уничтожить страшное. Истории, собранные и рассказанные в этой книге, – о способах существования в рамках этой жесткой модели и о выходе за ее пределы. Как и люди, сказочные существа в книжке очень сильно отличаются друг от друга. Среди них есть водяные, великаны, говорящие звери. Есть эльфы, ведьмы, наклави, шелки, вулверы. Их тут и не называют «чудовищами» всех без разбора, они – существа, создания, маленький народец, чудовища, чудища… Они разные. Как и люди.
Очарованный иллюстрациями шотландской художницы, один американский рецензент отмечал, что чудовища в книге Бреслин скорее волшебные, чем пугающие, а островное чудище он и вовсе назвал скорее декоративным, чем опасным. Однако из пасти у него торчит человеческая нога. Насколько эта деталь декоративна?
Почти все сказочные существа могут быть опасными, но здесь рассказывается и о том, как чудовища спасают людей, а люди – чудовищ.
Всего одиннадцать историй (как и в первой книге «Сказки и легенды Шотландии», которая вышла в 2013 году). Каждая имеет четкую географическую привязку: вот это было на Оркнейских островах, это ‒ в Ланаркшире, а это ‒ на острове Стаффа. Так появился водоворот Корриврекан, маяк строили на рифе Белл-Рок. Рядом с вымышленными и фольклорными персонажами упоминаются реальные люди. Тереза Бреслин вводит имена королей, писателей, поэтов – одни прежде слушали те же истории, другие, как и она теперь, записывали и пересказывали их. Сказочный зачин «В те стародавние времена, когда на земле еще жили сказочные чудовища…» как будто бы отдаляет от нас тех, о ком рассказывает Бреслин, но авторский голос все время перекидывает мостики к настоящему, некоторые истории оказываются вовсе не древними. Вчера переходит в сегодня совсем незаметно.
Читателю-ребенку, да еще и принадлежащему к другой культуре, отдельные слова (но не сюжеты) могут быть непонятны. Издатели попытались исправить дело и снабдили сказки примечаниями редактора. Они могли бы быть хорошим подспорьем для родителя, только жаль, что сделаны небрежно: где-то они есть, а где-то почему-то отсутствуют (например, кто такой Стивенсон, объясняется, а кто такой Вильгельм Телль – нет). Там, где комментарии есть, они часто некорректно сформулированы или просто взяты из Википедии. Читаешь: «Маленьким народцем, или иными, в Шотландии называют всех волшебных существ. Считалось, что они носят зеленые одежды, принимая человеческий облик…» – и думаешь: всех? Наклави тоже? А шелки.
Каждой сказке или легенде предпослано короткое авторское введение: Тереза Бреслин очень кратко – в одном-двух абзацах – дает контекст, в который история вписана, и, на мой взгляд, этого было бы достаточно. В самих сказках непривычные, непонятные слова вплетаются в ткань повествования, живут и проясняются по ходу рассказа. Лаконичное «Меня зовут Вулвер, это значит вулвер» в устах получеловека-полуволка говорит о его природе больше, чем словарная статья о нем же.
Сказки и легенды сменяют друг друга, истории о героях и ведьмах перемежаются историями о детях и их встречах с чудесным (или чудовищным). Это обычные дети, они ходят в школу, играют, помогают в хозяйстве родителям. «Жила-была девочка по имени Кирсти Маклауд. Она была обычной девочкой и жила в обычном доме с обычными родителями». История о ней и о ли́се, которого она перехитрила, завершала первую книгу, завершает и вторую. Не потому ли, что в этот момент их пути расходятся: когда окончена сказка, дети убегают домой, как Кирсти, а чудища, сказочные существа, малый народец остаются в книге.
Тереза Бреслин
«Сказочные существа Шотландии. Сборник сказок и легенд»
Художник Кейт Липер
Перевод с английского
Издательство «Добрая книга», 2017
Еще одна книга Терезы Бреслин и Кейт Липер
Тереза Бреслин
«Сказки и легенды Шотландии»
Художник Кейт Липер
Перевод с английского
Издательство «Добрая книга», 2013