Скетчап как вставить мебель
SketchUp: 3D моделирование для столярки
Любой проект начинается с идеи! А идею, перед тем как воплотить в материале, следует спроектировать. Можно смоделировать на листке бумаги, можно держать всё в голове если проект совсем небольшой или не требуется высокая точность, но гораздо лучше использовать 3D моделирование с помощью специализированного ПО: в этой статье расскажу про SketchUp.
SketchUp, это простая низкополигональная (работа с объектами малой детализации) среда для 3d моделирования. Изначально она создавалась для моделирования интерьера помещений помещений, зданий, расстановки мебели. Для столярки этот продукт очень привлекателен своей простотой, доступностью (есть бесплатная версия) и наличием связанных компонент (при изменении одной, меняются все связанные).
Основной интерфейс SketchUp
Интерфейс очень простой и интуитивно понятный, по сравнению с другими средствами 3d моделирования.
Инструменты моделирования в SketchUp
Есть несколько вариантов панели:
3D объекты рисуют сразу в основном окне, отдельного представления для чертежей нет. Можно карандашом или одной из плоских фигур начертить двумерный объект, а из него инструментом «тяни/толкай» выдавить объем. Или карандашом дорисовать объем.
Для фиксации направления перемещения (при рисовании или тяни/толкай) используются стрелки на клавиатуре:
Чтобы задать точный размер, во время рисования, задайте с клавиатуры размер и нажмите Enter.
Для задания вспомогательные линии, используем инструменты: рулетка и угломер:
3D моделирование в столярке: примеры в SketchUp
Как начертить мебельный корпус в SketchUp
Возьмём простой пример — мебельный корпус. Что может быть проще, чем соединенные четыре панели. Но, для базовых навыков — идеальный пример.
В этом простом примере продемонстрировано как 3D моделирование в SketchUp позволяет автоматизировать некоторые рутинные моменты проектирования. Первое время это может показаться сложным, но далее эти навыки серьезно сэкономят время и сократят количество ошибок. Потому что, самая серьезная ошибка — ошибка проектирования!
Как начертить фасад для корпуса в SketchUp
Теперь, закроем созданный корпус фасадом. Фасад сделает с отступом: 1 мм сверху/снизу и 2 мм по бокам.
Можно, конечно, было обойтись без плагинов и сделать закругление с помощью инструмента «ведение», но это намного более трудоёмко.
Плагины для SketchUp
Для SketchUp существует огромное количество плагинов. Я выделю те которыми пользуюсь сам и те которые очень помогли в моделировании мебели.
Прежде всего, нужны базовые библиотеки TT_Lib 2 и LibFredo6.
Эти плагины я использую постоянно и рекомендую их Вам.
3D моделирование в SketchUp
Ниже представлены более сложные работы, которые так же выполнены в SketchUp.
Расширение (плагин) SketchUp для проектирования мебели программистом
При расчете стоимости новой кухни цена оказалась такой большой, что я решил сделать её сам так как это обойдется в два раза дешевле. Для тренировки решил сделать для себя рабочий стол. Достаточно быстро пришло понимание: чтобы сделать хорошую вещь нужно сделать 3D модель. Это позволит на этапе проектирования посмотреть как будет выглядеть мебель и продумать как в дальнейшем будет происходить сборка. Так как 3D моделированием я не занимаюсь, то начал искать программу попроще. И самая простая что нашел SketchUp. При создании модели постоянно приходилось править модель из-за постоянно изменявшихся размеров. И после третьего изменения появилась идея — сделать параметризированную модель, чтобы она сама генерировалась с нужными размерами. SketchUp поддерживает скрипты на языке Ruby и эта статья о том что у меня получилось.
Решение достаточно простое — создаю некоторый API, который позволяет создавать 3D объекты листов ЛДСП с нужными параметрами. Из этих объектов компонуется готовая модель а также в отдельный файл выгружаются размеры листов для передачи их в центр распила. В результате эксплуатации добавил ещё возможность указывать кромки для листов. Данный плагин был использован для проектирования более десятка различных изделий из ЛДСП. С каждым новым проектом плагин дорабатывался и модифицировался, улучшалось удобство и совершенствовалось API. В качестве примера последний проект — стол-тумба. На картинке модель + готовое изделие (птица и собака для привлечения внимания :))
Красные — это 2 мм кромки, фиолетовый — кромки 0.4 мм. Нижние полки не до конца, так как там батарея отопления у стены. Столешница отстает от стены на 4 см чтобы тепло от батарее отопления поднималось вверх и обогревало стену (вообще делать мебель самому очень удобно — можно сделать под свои размеры).
Установка
Скачиваем файл Object3D.rbz
Запускаем SketchUp
Открываем Диспечер расширений (Окно/Диспечер расширений)
Жмем кнопку «Установить расширение» и выбираем скаченный файл Object3D.rbz
После этого плагин запрашивает директорию где будут храниться проекты. Т.е. выводится окно «Укажите директорию с проектами» и требуется указать папку где вы будете хранить ваши проекты.
В результате у нас появляется наше расширение
Использование
Переходим в папку которую мы указали для хранения проектов. Эту папку можно изменить в меню плагина
Создаем в папке директорию с названием нашего проекта. В моем случае это «Шкафчик в зал». Затем заходим в созданную директорию и создаем файл main.rb в котором создаем функцию точки входа
Перезапускаем SketchUp и в меню плагина у вас появится пункт с названием созданной вами папки. Теперь вы выборе этого пункта будет происходить следующее:
В функции object3D_main нужно сделать генерацию вашей модели. Можно скопировать в файл main.rb код который я приводил выше и тогда у вас сгенерируется мой шкафчик.
Файл «core.rb»
Каждая функция возвращает объект Shasoft::Object3D::Object3D который содержит методы для перемещения объекта и его поворота
Функция name() — установка имени объекта. Не стоит им пренебрегать. При сборке может сильно помочь 🙂
Функции объекта moveX, moveY, moveZ позволяют перемещать объект по соответствующим осям.
Функция move(x,y,z) позволяет переместить объект сразу по трем осям
Функции объекта rotateX, rotateY, rotateZ позволяют вращать объект вокруг соответствующих осей.
Есть функции псевдонимы moveRed, moveGreen, moveBlue, rotateRed, rotateGreen, rotateBlue где оси X(red), Y(green), Z(blue) названы по их цвету в SketchUp. Может кому-то так будет удобнее.
Каждая функция возвращает указатель на сам обхект. Это позволяет делать цепочку вызовов
Функция объекта set(dict,key,value) позволяет установить значение атрибута. dict — имя словаря, key — имя атрибута, value — значение
Функция объекта get(dict,key,value=nil) позволяет получить значение атрибута. dict — имя словаря, key — имя атрибута, value — значение
Метод copy позволяет получить копию объекта (хотя работает не очень стабильно :))
Метод group позволяет получить стандартный объект SketchUp::Group
Определен метод для создания объекта. В качестве параметров можно передавать список объектов Shasoft::Object3D::Object3D или SketchUp::Group. Если список параметров пустой, то будет создана новая группа
Также есть функция которая позволяет получить список объектов (Skechup::Group). Можно задать имя словаря и будут возвращены только объекты, у которых такой словарь присутствует. В частности именно так я отделяю объекты лист ЛДСП от других. При создании я устанавливаю словарь LDSP по которому потом и фильтрую все объекты сцены.
Файл «2D_weght»
Файл «ldsp.rb»
Вспомогательная функция для создания выдвижных ящиков
результат работы
в результате будет сгенерирован следующий csv файл со следующими колонками
В заключении
Проектирование и сборка мебели самому — это экономия денег где-то в 2 раза. А также возможность втиснуть ваше индивидуальное мебельное изделие в любую нестандартную дырку в квартире. Я обычно собираю мебель на конфирматах 7×50 из ЛДСП 16 мм
При наличии сверла для конфирматов
(и небольшого навыка) сборка занимает не так много времени.
Единственный минус — в это можно втянуться. После рабочего стола я уже собрал: кухню, несколько клеток (для одной и той же птицы она на фото), полки (навесные и напольные), тумбы и столы. В общем «захламил» в квартире все неиспользуемые места.
Компью А рт
Софья Скрылина, преподаватель информационных технологий Академии профессионального образования, (Санкт-Петербург)
3D-графика в Google SketchUp
Программа Google SketchUp — это 3Dредактор, позволяющий моделировать трехмерные объекты: строения, внутреннюю отделку помещений и интерьер. В настоящей статье рассмотрим возможности некоторых основных инструментов программы, предусмотренных по умолчанию.
Запуск программы
При запуске программы появляется окно приветствия, в котором следует выбрать необходимый шаблон (рис. 1). Шаблоны отличаются друг от друга разными системами счисления (например, дюймы или сантиметры), и стартовым видом рабочего пространства в окне приложения (например, вид изометрический или горизонтальная проекция). Для начала работы требуется выбрать шаблон и нажать кнопку Начать использование SketchUp.
Рис. 1. Окно приветствия приложения Google SketchUp
Интерфейс программы очень простой и не отягощен большим числом настроечных окон и панелей. По умолчанию окно программы содержит всего одну расположенную сверху панель инструментов (рис. 2).
Рис. 2. Окно программы Google SketchUp
Рис. 3. Пример рисования квадрата. Мышь отведена в сторону, заключительный щелчок еще не выполнен
Навигация в программе
Для навигации используются три инструмента: Орбита, Панорама и Масштаб. Орбита позволяет «облететь» объект с разных сторон, Панорама — переместить точку обзора, а Масштаб — уменьшить или увеличить масштаб.
Программа предлагает несколько удобных приемов для навигации:
Особенности работы с инструментами программы
При работе в программе Google SketchUp возникает некоторое неудобство в использовании ее инструментов. В любом графическом редакторе, например CorelDRAW или Photoshop, для работы с большинством инструментов используется нажатая кнопка мыши. Необходимо выбрать инструмент, а потом, проводя мышью с нажатой кнопкой, выполнить этим инструментом какието действия, например нарисовать линию кистью в Photoshop или овал в CorelDRAW.
В Google SketchUp всё иначе. При использовании большинства инструментов необходимо применить следующий прием (рассмотрим его на примере рисования квадрата):
Если вы используете инструмент Тяни/Толкай или Смещение, прежде чем щелкать первый раз мышью, наведите указатель именно на ту грань, которую следует изменять. Выделенная грань закрашивается точечками. Например, требуется нарисовать параллелепипед. Для этого сначала рисуем квадрат, а потом выдавливаем из него объемную фигуру. Рассмотрим процесс выдавливания:
При моделировании объектов в Google SketchUp часто требуется рисовать фигуры, не выходя за пределы плоскости. В этом случае перед рисованием удобно сменить вид, выбрав нужную проекцию из меню Камера ®→ Стандартные представления (рис. 5).
Обратите внимание: если вы нарисовали действительно плоскую фигуру, она будет автоматически закрашена. Если закрашивания не произошло, значит, фигура «вышла» из плоскости. Увидеть это вам поможет инструмент Орбита. Так, на рис. 6 представлен четырехугольник, который с выбранного ракурса кажется плоским, но он не закрашен, а значит, «вышел» из плоскости.
Рис. 4. Пример рисования параллелепипеда: а — выбран инструмент Тяни/Толкай, указатель наведен на квадрат; б — указатель отведен вверх
Рис. 5. Команды для смены проекции
Рис. 6. Фигура не закрашена, а значит, она «вышла» из плоскости
Выделение объектов
Для выделения объектов используется инструмент Выбрать. Щелчок по ребру выделяет ребро (рис. 7а), щелчок по грани выделяет грань (рис. 7б). Для добавления выделения следует щелкать по объектам, удерживая клавишу Shift (рис. 7в).
Чтобы выбрать весь объект, трижды щелкните по нему. Также для выделения всего объекта (всех ребер и граней) можно просто заключить его в рамку инструментом Выбрать. Если ваш объект состоит из нескольких элементов, то для выделения одного элемента достаточно выполнить двойной щелчок.
a
b
c
Рис. 7. Примеры выбранных объектов: а — ребра, б — грани, в — трех ребер
Размеры в Google SketchUp
Отсутствие диалоговых окон в программе создает впечатление, что построить объект по заранее заданным размерам совершенно невозможно. Это не так! Необходимо привыкнуть к еще одной особенности программы. При рисовании фигур обращайте внимание на область в правом нижнем углу окна. Именно в ней появляются размеры будущего объекта. Допустим, нам требуется нарисовать прямоугольник размерами 5´3 м. Для этого выполним следующее:
Всё — прямоугольник построен (рис. 8).
Также для точного позиционирования объектов используется инструмент Рулетка и направляющие линии. Рассмотрим их применение на примере построения дома.
Рис. 8. Пример построения прямоугольника по заранее заданным размерам
a
b
c
Рис. 9. Этапы построения крыши
a
b
c
d
Рис. 10. Этапы построения мансарды
Модель дома
a
b
v
g
d
e
Рис. 11. Этапы построения навеса крыши
a
b
v
g
d
Рис. 12. Этапы построения окон
Замечание
Направляющие можно удалять точно так же, как и любой другой объект. Щелкните сначала по ней инструментом Выбрать (для удаления нескольких направляющих пощелкайте по ним с нажатой клавишей Shift), а потом нажмите клавишу Delete.
Итоговая модель дома представлена на рис. 14.
Рис. 13. Окно материалов инструмента Заливка
Рис. 14. Конечный результат моделирования дома
Рис. 15. Окно Параметры заказа
Это далеко не все возможности приложения Google SketchUp. В данную статью не вошел обзор многих инструментов программы. Так, помимо непосредственно 3Dмоделирования, программа позволяет создавать анимацию, экспортировать готовые проекты в растровые и векторные 2Dформаты (JPEG, TIFF, EPS и т.п.) и в 3Dмодели (DWG, DXF и т.п.), использовать в своих проектах 3Dколлекцию Google, применять макросы для автоматизации работы.
Существуют две версии программы Google SketchUp: обычная — бесплатная, и версия Pro — коммерческая.
Статья подготовлена по материалам сайта http://studiogost.ru/sketchup/
Программа расстановки мебели «Астрон Дизайн»
Программа «Астрон Дизайн» — это программа от мебельной фабрики «Астрон». Фабрика предлагает свою программу дизайнерам интерьера, дизайнерским студиям, менеджерам и покупателям. Эта программа позволяет наглядно конструировать композиции из модульной мебели «Астрон» и экспериментировать с различными цветовыми решениями.
Запуск программы
При запуске программы появляются два окна: Параметры проекта и Параметры комнаты. В первое окно заносятся данные о проекте: номер заказа, ФИО покупателя и т. д. Эти параметры будут использованы для связи с вами и обсуждения вашего заказа при отправке его на сервер «Астрон» (рис. 15). Если вы не желаете отправлять ваш заказ фабрике, то окно можно просто закрыть.
Во втором окне Параметры комнаты вы можете указать размеры помещения и выбрать материалы или цвет однотонной заливки для потолка, стен и пола (рис. 16).
Оба окна можно открыть в любой момент, нажав одноименные кнопки на панели инструментов.
Рис. 16. Окно Параметры комнаты
Интерфейс программы и инструменты
Интерфейс программы очень простой и интуитивно понятный. В верхней части окна находится панель инструментов. Как видно на рис. 17, инструментов не так уж много.
Для перекраски мебели, штор и изменения вида двери используется инструмент Изменить цвет. После выбора инструмента нужно просто пощелкать им по нужным объектам.
Чтобы добавить объект, просто перетащите его из правой панели, в которой располагается база мебели «Астрон» (рис. 18).
Рис. 17. Окно программы «Астрон Дизайн»
Рис. 18. Добавление модуля кровати «Дарья»
Рис. 19. Добавление антуража в комнату: а — матраса, б — ковра
Чтобы переместить объект, сначала выделите его инструментом Выделить модуль, а потом используйте инструмент Перемещение. Для перемещения в вертикальном направлении перемещайте модуль с нажатой клавишей Shift.
Помимо модулей мебели в комнату можно добавлять матрасы, ковровые покрытия, картины, компьютеры, вазы, книги и т. д. Все эти предметы можно брать из Антуража. Следует отметить, что приложение предлагает два типа антуража: вкладка Антураж в нижней части окна и папка Антураж из базы «Астрон».
Замечание
Матрасы есть и в папке Антураж, но если вы попытаетесь поместить их на кровать, у вас ничего не получится. Они не подходят по размеру.
База «Астрон» имеет широчайший ассортимент корпусной и модульной мебели: шкафы, столы, кровати, прихожие, журнальные столики, гостиные, библиотеки, витрины. А Антураж, входящий в базу, позволит вам украсить комнату удобными мелочами и сделать ее понастоящему уютной.
Что и как в SketchUp
9 базовых, но неочевидных функций
Иоанн Диков, Настя Овсянникова
Время чтения: 10 мин
Одни думают, что SketchUp — это слишком просто, других пугает, что для эффективной работы в программе нужно устанавливать дополнительные расширения. Но простое — часто гениально: несмотря на огромное число всевозможных плагинов, SketchUp и без них умеет очень много.
Быстрое выделение
В зависимости от количества кликов по левой кнопке мыши один и тот же инструмент «Выделение» (Select) работает по-разному:
a. выбрать поверхность или ребро — один клик;
b. выбрать поверхность вместе с прилегающими рёбрами — двойной клик;
c. выбрать объект целиком — тройной клик.
Перемещение по осям
В SketchUp есть много преднастроенных привязок: к вершинам, линиям и плоскостям. А есть и такие, которыми можно управлять с клавиатуры — например, во время перемещения или копирования объекта:
a. переместить объект строго вверх (по синей оси Z) — с зажатой на клавиатуре стрелкой «вверх»;
b. переместить вправо или влево (по красной оси Y) — с зажатой стрелкой «вправо»;
c. переместить назад или вперёд (по зелёной оси X) — с зажатой стрелкой «влево».
Точное перемещение и поворот
При перемещении, повороте и копировании объектов в SketchUp можно задать точную дистанцию или угол — для этого нужно ввести значение в окне Measurements, расположенном в нижней панели интерфейса:
→ выбрать инструмент «Перемещение или копирование» (Move/Copy) или «Поворот» (Rotate) → начать выполнять действие (при копировании зажать клавишу Ctrl) → ввести с клавиатуры дистанцию или градус поворота → нажать Enter, чтобы завершить действие.
Указать точную дистанцию или угол поворота можно с клавиатуры прямо во время выполнения операции, не устанавливая курсор в окно Measurements.
Множественное копирование
Массив в SketchUp — это набор одинаковых объектов в модели (объектов с одинаковыми параметрами). Массив может быть линейным (копии объекта распределяются по прямой линии) и круговым (объект копируется с поворотом).
a. Чтобы создать сразу несколько копий объекта и расположить их на равном расстоянии друг от друга, нужно:
→ скопировать объект один раз на нужное расстояние → ввести с клавиатуры «х» (или «*») и прописать точное количество объектов, например: «х5» (или «*5») → нажать Enter, чтобы завершить действие.
b. Чтобы скопировать объект несколько раз и расположить копии в рамках точно заданного расстояния, нужно:
→ скопировать объект один раз, указав в окне Measurements точную дистанцию; → ввести с клавиатуры «/» и прописать точное количество объектов → нажать Enter, чтобы завершить действие.
Работа с компонентами
Компоненты в SketchUp — это созависимые копии одного объекта или группы объектов: при изменении содержимого в одном из компонентов изменения отобразятся и в других.
Если все повторяющиеся элементы модели создавать как компоненты, можно значительно облегчить вес файла SketchUp и избежать рутинной работы по редактированию и копированию одинаковых объектов. Для этого нужно:
→ создать объект → кликнуть правой кнопкой мыши → выбрать опцию «Создать компонент» (Make Component).
Компоненты можно также:
a. Редактировать «снаружи», независимо от других копий — например, масштабирование (Scale), вращение (Rotate) или перемещение (Move), не повлияет на другие копии.
b. Отсоединять от общего семейства и редактировать «внутри» независимо от других копий — для этого:
→ выбрать компонент → кликнуть правой кнопкой мыши → выбрать опцию «Сделать уникальным» (Make Unique).
Повторное выдавливание и офсет
При выдавливании (или экструдировании) поверхностей инструмент Push/Pull запоминает значение, которое использовалось для предыдущего действия.
Чтобы выдавить несколько плоскостей на одинаковое расстояние, нужно:
→ выдавить первую поверхность, указав нужную дистанцию с клавиатуры → навести курсор на следующую плоскость → кликнуть 2 раза левой кнопкой мыши.
То же самое применимо к инструментум Offset.
Точное масштабирование
При масштабировании объектов в SketchUp можно вручную задать пропорцию увеличения или уменьшения или указать точное значение нового размера — для этого необходимо ввести значение в окне Measurements, расположенном в нижней панели интерфейса:
a. Чтобы изменить размер объекта в точное число раз, нужно:
→ выбрать объект и начать и масштабирование → ввести с клавиатуры нужную пропорцию (например «0,7» или «1,3») → нажать Enter, чтобы завершить действие.
b. Чтобы приравнять размер объекта или какой-либо из его сторон к конкретному числу, нужно:
→ выбрать объект → выбрать инструмент «Масштабирование» (Scale) → выбрать бегунок c той стороны, которую необходимо увеличить/уменьшить → ввести с клавиатуры новое значение и единицы измерения
c. Чтобы изменить размер всех объектов в группе в соответствии с известным новым размером одного из объектов, нужно:
→ зайти в группу и выбрать объект → выбрать инструмент «Рулетка» (Tape Measure Tool) → измерить одну из сторон объекта в группе → ввести новое значение длины в окне Measurements → нажать Enter → в диалоговом окне выбрать «да» (Yes).
Переопределение осей в группе
Иногда оси отдельных групп или компонентов в модели отличаются от осей рабочего пространства SketchUp. Так бывает, например, если сгруппировать обьект после поворота — или при работе со скачанными компонентами. Несоответствие осей объекта и рабочего пространства программы мешает корректно масштабировать объекты и пользоваться привязками к осям внутри групп.
Чтобы переопределить систему координат внутри группы, нужно:
→ зайти в группу → выбрать инструмент «Оси» (Axes) → подвести курсор к одной из вершин любого из объектов → «примагнитить» новые оси к граням с нужным направлением.
После переопределения осей можно корректно масштабировать и изменять объекты без привязки к основной системе координат SketchUp.
Создание дуг и окружностей
При черчении арок и окружностей в SketchUp можно контролировать плавность дуги — для этого нужно задать точное число сегментов в окне Measurements, расположенном в нижней панели интерфейса:
→ выбрать инструмент «Арка» (Arc) или «Круг» (Circle) → ввести с клавиатуры число сегментов → приступить к созданию дуги или окружности.