Скетчинг как научиться рисовать
Скетчинг для начинающих
Скетчинг — это техника быстрого создания простых рисунков и визуальных заметок. Такие зарисовки — скетчи, — помогают отобразить на бумаге эмоции, идеи и впечатления.
С помощью скетчинга архитекторы, дизайнеры и художники создают зарисовки зданий, интерьера и окружающих предметов, студенты визуализируют основные мысли лекций, чтобы лучше их запоминать, а руководители используют как вспомогательный инструмент при постановке задач подчиненным: дизайнерам, верстальщикам, рекламщикам, архитекторам и даже строителям, слесарям или плотникам.
Кому пригодится скетчинг:
Какие материалы нужны начинающему художнику по скетчам
Скетчи часто рисуют в разных местах: на улице, в кафе, на конференциях или на прямо на ходу. Поэтому инструменты и материалы должны быть простыми, чтобы всегда иметь их под рукой.
На первом этапе не стоит тратить деньги на дорогие профессиональные инструменты для рисования: развить необходимые для скетчинга навыки можно, используя самые обычные карандаши, бумагу, ручки. Дорогая бумага сковывает фантазию из-за страха ошибиться и испортить страницу, хочется сразу рисовать идеально. А ведь без ошибок невозможно учиться.
Существует несколько техник создания скетчей, и в каждой из них используют свои инструменты и материалы. Например, для маркеров или акварели лучше выбрать специальную плотную бумагу, а для карандашей — гладкую.
Для создания первых скетчей вам понадобятся:
Ластик на начальном этапе не пригодится — потому что важна не красота и правильность рисунка, а темп создания зарисовок.
Чтобы определиться с подходящими инструментами, экспериментируйте и выбирайте, пока не найдете нужные.
Жанры и приемы скетчинга
Раньше на скетч тратили минимум времени, а сам рисунок передавал какую-то идею или ощущение. Позже в скетчинге появились определенные направления, которыми пользуются люди из разных сфер. Например, скетч-иллюстрация — полноценная хорошо проработанная картина, над которой художник работал в течение нескольких часов.
И быстрый набросок и проработанная скетч-иллюстрация могут быть выполнены в разных жанрах:
Рисовать простые скетчи сможет абсолютно любой человек с помощью базовых элементов: линий, точек, квадратов, треугольников и кругов.
Чтобы усложнить скетчи, можно использовать такие правила:
Как научиться скетчингу
Узнать больше о скетчинге, техниках и правилах рисунка, познакомьтесь с книгами и курсами:
Скетчинг маркерами для начинающих пошагово в картинках
Изначально скетчем называли небольшой эскиз или набросок, который был своеобразной подготовкой к крупным проектам. Сегодня скетчинг доступен даже для начинающих. Чтобы создать рисунок, используют маркеры, карандаши или пастель.
Что такое скетчинг
Скетч – это не просто эскиз. Это средство творческого выражения. Помимо этого, скетчи считают инструментами профессиональных дизайнеров, архитекторов или инженеров. Благодаря этой технике можно быстро и точно выразить идею на бумаге или экране компьютера. Скетчинг маркерами для начинающих становится все более популярным.
Это особая творческая форма рисования со своими особенностями и преимуществами:
Можно сказать, что скетч – это живой бумажный рисунок. Для начинающих скетчинг становится увлекательным хобби, а кто-то использует технику наброска в профессиональных целях.
Где может пригодиться скетчинг:
Скетчинг успешно развивается среди любителей. Сегодня начинающих художников, которые используют маркеры для работы, становится все больше. При этом возраст людей, увлекающихся скетчингом, может быть самым разным.
Современный скетчинг – это не просто зарисовка, а отдельная уникальная категория, включающая разные виды приемов и направлений:
Вид иллюстрации | Описание и особенности |
Food | Рисунок еды, который органично смотрится в меню ресторанов и кафе, в оформлении кофеен или баров. |
Флористика | Цветочная композиция, которая прекрасно подходит для декорирования интерьера. |
Интерьер | Этот вид скетча чаще используется профессиональными дизайнерами, с его помощью удается быстро визуализировать любую идею. |
Архитектура | Может использоваться как архитекторами в ходе реализации проекта, так и начинающими рисовальщиками. |
Travel | Так называемая «путевая» зарисовка, используется в разных программах. |
Помимо перечисленных направлений нельзя не упомянуть fashion-иллюстрацию. Такой прием наброска давно используют дизайнеры и костюмеры при создании коллекций одежды, украшений или обуви.
Самым сложным направлением считают скетч-портрет. Для создания рисунка в этом стиле действительно нужны особые навыки и знание основных приемов рисования.
Материалы для рисования
Скетчинг маркерами для начинающих получил широкое распространение в последние годы. Это частично связано с появлением новых современных и внешне привлекательных материалов для работы.
Сегодня существуют специальные книги для эскизов, маркеры, лайнеры и карандаши для скетчинга. Благодаря этому о скетчинге узнали простые покупатели. Выбрать подходящие инструменты в этом многообразии довольно сложно. Начинающим скетчерам лучше обратить внимание на самые простые наборы.
Скетчбук
Скетчинг маркерами для начинающих связан с подбором скетбуков. Это блокноты, предназначенные для рисования. Они отличаются от обычных блокнотов или альбомов несколькими свойствами. Именно поэтому в магазинах и творческих мастерских на прилавках продают буки, где дополнительно указано, что они предназначены для создания скетчей.
Качество бумаги и размер
Это главный критерий, на который необходимо обратить внимание. Для маркеров подходят скетчбуки с гладкой бумагой, но рисовать на такой бумаге пастелью или акварелью будет неудобно. Дело в том, что для красок предназначена шероховатая бумага. Такая текстура обеспечивает более прочное взаимодействие с красками.
В скетчбуке для маркеров можно сначала рисовать карандашом, а потом делать цветной рисунок. С помощью цветных маркеров на правильно подобранной бумаге можно создать особые уникальные переходы, подчеркнуть тени, сделать цвета более насыщенными или уменьшить яркость.
Цвет бумаги может быть разным: от традиционного белого до розового, серого или черного. Новичкам больше подойдут традиционные белые варианты.
Блокноты для скетчей бывают небольших карманных размеров или выглядят как альбомы формата А3. Выбор зависит от целей использования. Для начинающих подойдут блокноты традиционного размера, напоминающие тетрадь.
При этом они могут быть на клеевой основе или скрепляться железной пружиной. Эксперты советуют выбирать блокноты с таким переплетом, который позволит полностью открывать лист, чтобы были видны все детали рисунка на каждом этапе использования блокнота.
Маркеры
Скетчинг маркерами для начинающих – особый вид хобби, где первостепенное значение отводят подбору инструментов. Маркерами любят делать скетчи взрослые и дети. Эти инструменты значительно отличаются от обычных фломастеров по ряду свойств.
Во-первых, маркеры не портят бумагу, даже если наносятся в несколько слоев. Во-вторых, они прекрасно смешиваются друг с другом, создавая уникальные оттенки. Использовать качественные маркеры проверенных производителей – это огромное удовольствие.
Маркеры выбирают по нескольким критериям:
Среди производителей маркеров выделяют популярные компании, которые занимаются выпуском канцелярских товаров на протяжении многих лет.
«Копик»
Скетчинг для начинающих часто связывают с названием этой компании-производителя. В цветовой гамме более 350 вариантов. Каждая линейка отличается цветом корпуса маркера. Фирма производит маркеры трех видов: перья, долото и кисть.
Описание и особенности:
«Скетч»
Популярная марка, которая выпускает инструменты только с наконечником-кистью. У производителя есть дозаправка для всех элементов, расширенная палитра. Эти маркеры отлично взаимодействуют с серией Wild от компании «Копик».
«Скетмаркер»
Популярный производитель из Европы, который выпускает маркеры с наконечником в виде долото или пули.
Преимущества:
Маркеры TOUCH – удобные и компактные инструменты с перьевым наконечником, которые отлично подходят для первых проб новичкам. Основной недостаток – это небогатая палитра, она насчитывает 96 цветов.
У маркеров есть дозаправка во флаконах объемом 20 мл. Этого хватит на 7-8 подходов.
Помимо маркеров есть и другие инструменты:
Техники
После подготовки необходимых инструментов и материалов новичкам советуют ознакомиться с техникой выполнения набросков. Существует несколько видов исполнения.
Растушевка
Один из традиционных способов рисования. Растушевку выполняют короткими линиями по поверхности бумаги вблизи уже нарисованной жирной линии. Линии при растушевке должны быть плавными и светлыми.
Техника выполнения растушевки:
Растушевка создает объем, добавляет реализма рисунку.
Штриховка
Это еще один традиционный прием скетчинга, необходимый для того, чтобы обозначить направление света, особенности текстуры и композиции.
Техника выполнения штриховки:
Отдельное условие – использовать штриховку и растушевку рядом друг с другом нельзя.
Разные линии
Начинающим важно понять, с помощью каких линий можно достичь результата.
Есть несколько типов линий:
Чтобы достичь поставленной цели, следует помнить о соблюдении правил:
Пошаговая инструкция
Скетчинг маркерами для начинающих – это не просто хобби, а целая техника выполнения работы. Чтобы создать креативный набросок, лучше придерживаться схемы, особенно, если речь идет о первых шагах.
Ход работ зависит от особенностей рисунка. Если в наброске много деталей, то необходимо заранее продумать поочередность заполнения контуров.
Выкраска – важная часть скетчинга. Цвет наносят на отдельный лист бумаги, дожидаются полного высыхания или смешивают с другим цветом на начальном этапе. В процессе выкраски может выясниться, что какие-то цвета для рисунка совсем не подходят.
Как рисовать
Начинающим художникам рекомендуют во время создания первых работ использовать общепринятые алгоритмы, составленные опытными профессионалами. Главной задачей при создании рисунка для начинающего художника становится правильная прорисовка деталей. Существует несколько алгоритмов, которые можно использовать при планировании.
Силуэты и люди
В этом случае речь идет не о заполнении внутреннего пространства, а о создании контуров. Чем насыщеннее будет контур, тем сильнее будет выступать силуэт.
Чтобы создать изображение людей, можно использовать специальный план:
Пейзажные наброски
Довольно часто в скетбуках рисуют пейзажи. Это один из самых популярных и красивых видов скетча. Сначала намечают силуэты деревьев, используя прием создания вертикальной линии. После этого закрашивают пространство между деревьями, прорисовывают стволы более детально.
На некоторые стволы можно нанести штрихи или создать текстуру коры. После прорисовки дальнего плана приступают к заполнению переднего плана. Верхнюю часть пейзажа заполняют голубыми штрихами, повторяя оттенок неба.
Советы и рекомендации
Скетчинг маркерами лучше осваивать с учетом рекомендаций опытных художников.
Советы и описание особенностей технологии:
Художники называют скетчинг техникой быстрого рисунка и утверждают, что с его помощью можно научиться рисовать, что угодно. Рисование в форме скетча – это навык, который можно приобрести с опытом, речь не идет о таланте художника. Именно поэтому приемы скетча получили широкое распространение.
Начинающим скетчерам следует придерживаться нескольких правил:
Для тренировки и набивания руки можно использовать дополнительные приемы:
Есть еще один нюанс, который касается способа удержания карандаша или маркера в пальцах. Правильная привычка способствует увеличению контроля над линией, карандаш идет ровнее, без помарок и неточностей.
Способы удерживания маркера или карандаша в пальцах:
Скетчинг маркерами – увлекательное и полезное занятие. Оно прекрасно подходит для начинающих художников, но может стать творческим хобби для тех, кто никогда не держал карандаш или кисть в руках и думает, что не умеет рисовать. Скетчинг – это искусство фантазии, творческого выражения и полета.
Видео о скетчинге маркерами
Как нарисовать пончик маркерами поэтапно:
Скетчи — лучший способ научиться рисовать что угодно
Как превратить быстрый корявый скетч в рабочий инструмент концепт-художника? Рассказываем на примере курса «Скетчинг и форма». Упражнения и советы из статьи можно использовать вне курса.
Скетчинг изучает задачи настолько фундаментальные, что просто удерживая их в голове, вы сильно улучшите качество своего дизайна, учит Иван Смирнов. Автор работы Ходарович Дарья.
Зачем нужен скетчинг?
Скетчинг решает много разных задач: тренирует, ускоряет рисование, помогает найти нужный дизайн или позу для персонажа. В основе любой художественной работы лежат скетчи. Даже если очень опытные художники их не прорисовывают или не показывают, они все равно где-то есть — на отдельных листах или хотя бы в голове автора.
Все состоит из примитивов
Что угодно в мире можно упростить до композиции из кубов, цилиндров, сфер и т.п. Научившись рисовать эти объекты в разных ракурсах, вы сможете нарисовать практически что угодно: людей, технику, предметы одежды, даже целые иллюстрации.
Вот так до примитивов упрощается фигура человека:
Известный художник Скотт Робертсон рисует технику по этому методу, отталкиваясь от геометрических примитивов.
Скетчинг позволяет художнику мыслить формой — в голове или на бумаге. Что это значит?
«Мы будто загружаем себе в голову пакет трехмерной графики или устанавливаем драйвера. Когда мы не знаем, как воплотить задуманный результат, то попадаем в тупик. Выйти из него можно, думая “через форму”, и скетчинг как раз позволяет нам ее понять. Мы не только можем выражать через форму свои идеи, мы и мир вокруг можем понимать через нее»
Иван Смирнов, автор курса «Скетчинг и форма».
Иван не единственный, кто так думает. Вспомним Ким Джун Ги — того самого корейца, который рисует сложнейшии иллюстрации «из головы». Его часто спрашивают, как это он все рисует без построения, а он отвечает: я представляю все через кубики. То есть, все эти мегакомпозиции – это все кубики в разных ракурсах в его голове. Мысленно помещая сложный объект в куб, он представляет, как фигура ведет себя в пространстве и дальше с этим работает. По сути, тот же скетчинг — просто мысленный.
Работа Ким Джун Ги.
Блок 1. С чего начать?
Мы поняли, какие задачи решает скетчинг и зачем он нужен художнику. Начнем его изучать.
Упражнение 1. Покоряем примитивы
Так как все в мире состоит из примитивов, занятия на курсе Ивана Смирнова «Скетчинг и форма» начинаются с освоения простых геометрических форм. В рамках первого упражнения студенты «вращают» на плоскости куб, цилиндр, шайбу и другие простые объекты по несколько десятков раз в течении нескольких дней.
Одна из многих линеек вращения, выполненных студенткой Марией Оганян.
Это основная, но не единственная степень сложности этого задания. Если студенту она дается легко (что бывает не часто), он может попробовать изобразить вращение сразу по нескольким осям или покрутить более сложный предмет.
При этом действуют несколько правил:
Такую линейку вращения можно собрать в гифку. Если все предметы построены хорошо, они будут вращаться плавно и без «скачков» в размерах. Работа студентки Cojocaru Ana
Распространенные ошибки на этом этапе и их лечение
Ошибка 1. Сложно сохранять пропорции фигур при вращении
Решение
По мере вращения вашего кубика или цилиндра стоит возвращаться к изначальному примитиву и сравнивать, насколько они похожи с теми, что получились дальше.
Ошибка 2. Наклон фигур не по оси вращения
В этом упражнении студенты крутят примитив вокруг одной оси, при этом по другим осям он должен быть жестко зафиксирован. Умение это отслеживать и контролировать в будущем позволит более качественно справляться со скетчингом пропсов или чего бы то ни было еще в пространстве.
Решение
Можно пометить себе стрелочками, по какой оси будет вращаться примитив. Еще можно прибегнуть к помощи 3д-редакторов или покрутить настоящие предметы в руках. Однако важно, чтобы в результате процесс построения не превратился в простое срисовывание.
Скетчить можно и на бумаге — такие ученики у нас тоже были, и успешно закончили курс.
Упражнение 2. Разбираемся в основах композиции
Абстрактные композиции — основа для блока по дизайну, который начинается на второй неделе обучения. В конце концов, скетчинг ради скетчинга — это скучно, а вот применять его для решения практических задач куда веселее.
«Студенты знакомятся с основами композиции и потихоньку начинают осознавать, как добавляемые ими элементы влияют на ощущение от работы. Это упражнение здорово работает вместе с более техническим упражнением по вращению примитивов. Оно разбавляет сухость первой домашней работы и делает ее более многогранной».
Елена Курлыкова
Распространенные ошибки на этом этапе и их лечение
Ошибка: не получается контролировать все сразу
Иногда студенты забывают применять знания, полученные ранее: о композиционном центре, об иерархии элементов в дизайне, о чередовании зон детализации и отдыха и других полезных вещах.
Решение
Можно записать в чеклист основные принципы композиции, подкрепить их зарисовками из лекции и периодически обращаться к нему. Конспект в любом случае не помешает.
Блок 2. Как превратить примитивы в предметы?
Итак, мы с вами поняли, как рисовать цилиндры, кубы и т.п. После разобрались, как сочетать формы на плоскости так, чтобы они выглядели цельной композицией. Что дальше?
Пора разобраться в основах дизайна и применить полученные знания, придумав свои первые предметы.
Зачем нужен блок по дизайну в курсе по скетчингу?
Возможно, этот курс стоило бы назвать «Скетчинг, дизайн и форма», так как дизайну в общем и созданию пропсов в частности тут уделяется много внимания. Стоит отметить, что тему дизайна мы поднимаем на каждом курсе — от основ до погружения в специфику. Зачем? Можно ответить словами Ивана Смирнова:
«У нас нет ни одного курса в рамках школы, который был бы “только про рисование, и чтобы не дай бог мы еще людей при этом думать учили”. Ни один навык не нужен в вакууме. Нет, они нужны, конечно, но если у вас далеко идущие планы — найти работу, нарисовать свой проект и т.п., то знания в вакууме вам не нужны. Вам нужно то, что вы сделаете с помощью этих знаний».
Иван Смирнов
Упражнение 1. Делаем скетчи предметов.
На этом этапе студенты делают несколько десятков скетчей с разными игровыми предметами: сапоги, мечи, посохи магов, щиты, кубки.
Все состоит из примитивов. Молот — это куб и цилиндр, пивная кружка — дутый цилиндр, а рог — изогнутый конус. Работа студентки, Ходарович Дарьи
Правила в этом упражнении во многом похожи на правила предыдущего:
Распространенные ошибки на этом этапе и их лечение
Ошибка 1. Линия слишком кривая или слишком «идеальная»
«Проблемы здесь встречаются диаметрально противоположные. Студенты могут как совсем игнорировать качество своих работ, не задумываясь, понятны ли они окружающим, так и быть зацикленными на нем. С последней крайностью справиться бывает сложнее. Если студент привык показывать только идеально выверенные, отшлифованные до блеска работы, ему может быть непросто привыкнуть, что на курсе ему нужно делать быстрые наброски, не углубляясь в их финальное качество. На это просто не будет времени».
Елена Курлыкова
Решение
Студентам-перфекционистам стоит убедить себя попробовать новый метод работы и постараться не думать о том, что работа выглядит не так хорошо, как могла бы. Основная цель сейчас не сделать лайн для портфеля, а потренироваться для себя, по сути, в стол.
Тем же, кто пока не понял, как сделать формы читаемыми, стоит продолжать рисовать — за время курса и последующего челленджа скетчи обязательно улучшатся. Верьте в практику!
Ошибка 2. Страх трёхмерных объектов
Некоторые студенты боятся рисовать пропсы сразу в объеме, минуя плоские проекции. Проблема в том, что без практики никак не получить необходимый опыт, так что как ни крути набивать шишки все-таки придется.
Решение
Лечение здесь простое и в то же время сложное: нужно просто начать это делать.
Ошибка 3. Пренебрегаем референсами
Некоторые студенты невнимательно работают с с референсами или вообще пренебрегают ими. Даже в задании, где на это идет упор. Возможно, кому-то кажется, что рефы — это “читерство”, но это не так.
Решение
Стоит уделять больше внимания подбору и анализу референсов — без них вы быстро упретесь в тупик и не будете понимать, куда двигать дальше.
Поиски Петра Кузнецова: от анализа референсов до создания первых вариантов собственных дизайнов.
Блок 3. Время для серьезной практики
Упражнение 1. Совмещаем формы
Потренировавшись в основах дизайна и разобравшись с примитивами, можно переходить к серьезным задачам. Первая из них: нарисовать сто пятьдесят скетчей. Тридцать из них должны состоять из двух простых форм, следующие тридцать — из трех, после из четырех и так далее.
Студентка цветом разделила разные формы, чтобы лучше понимать, где, что и как расположено по отношению друг к другу. Автор работы Екатерина Третьякова.
Автор работы Алина Пластун
Зачем нужны эти 150 набросков? Чтобы точно понимать, как самые разные формы взаимодействуют друг с другом, отточить построение и привыкнуть рисовать быстро. Закончив 150 скетчей, студенты гораздо быстрее и качественнее выполнят следующее упражнение — дизайн разных пропсов, по несколько скетчей на предмет.
Упражнение 2. Дизайн пропсов
Теперь студенты переходят к созданию полноценных пропсов. В процессе учитываются все полученные знания: композиция, дизайн, понятные формы, правильная работа с референсами. Цвет все еще не вводится — хотя бы на время обучения его лучше отложить на потом, чтобы не думать обо всем сразу.
Количество референсов на один предмет может быть таким или много больше. Автор работы — студентка Цуканова Ксения.
Распространенные ошибки на этом этапе и их лечение
Ошибка 1. Не очень выразительные формы
Решение
«Справиться с этим помогает внимательный анализ референсов. Старайтесь понять, как другие художники работают с формой и, конечно, побольше практикуйтесь, думая о том, как решить эту задачу. На курсе мы также прибегаем к намеренному утрированию форм — стилизация здорово облегчает освоение материала».
Елена Курлыкова
Небольшой урок в помощь:
Работа с формой — мощнейший инструмент дизайна. Гармоничное сочетание крупных, средних и малых форм позволяет добиться максимально эффектного результата при минимальных затратах времени, считает Елена Курлыкова.
Ошибка 2. Уход в «деталюшки»
Часто студенты упираются в определенный результат и, не зная как улучшить его, быстро переключаются с поиска базовой композиции форм на проработку мелкой детализации внутри них. Такой резкий скачок — прямой путь к не самым выразительным, а если деталек еще и много — к плохо считываемым решениям.
Решение
Отложить прорисовку деталей на самый конец поиска.
Блок 4. Как финализировать скетчи и подготовить их к публикации?
Цвет, тень и полировка вводятся в самом конце, на этом этапе. Почему? Художники с опытом могут думать обо всем сразу, начинающим же лучше разделять рабочий процесс на шаги.
Автор Всеволод Кондрашин
Распространенные ошибки на этом этапе и их лечение
Ошибка: неудачный подбор цвета
«Иногда студенты промахиваются с выбором цветов по насыщенности/тону, что ведет к разного рода сложностям в их восприятии. Эти ошибки встречаются не очень часто, обычно студенты справляются с этим этапом хорошо».
Елена Курлыкова
Решение
Это можно быстро исправить при помощи цветокоррекции опираясь на примеры из лекций или референсы.
Почему курс по скетчингу — про форму, а не про линию?
Хотя на курсе делается особый упор на то что линия должна быть корявой, и нужно думать о форме, а не о лайне, но за время практики лайнарт у студентов прогрессирует. Как так?
«С чем связаны проблемы с лайнартов у новичков? С тем, что они не понимают форму и как она себя ведет. Поэтому они не уверены, где какую линию провести, и рисуют много лишнего: штрихов, линий, изгибов. Когда ты способен выразить свою мысль формой, без многочисленных огрехов, твой лайнарт через какое-то время сам по себе станет оптимальным».
Иван Смирнов
Блок 5. Что делать после курса?
Курс длится четыре недели. Это минимальный достаточный срок, за который можно дать самую емкую базу и приучить людей к регулярной работе и постоянному скетчингу. Желательно при этом, чтобы студент тратил хотя бы от шести до десяти часов в неделю на практику.
Естественно, скорость обучения и обстоятельства у всех разные, и даже отличникам нужно закрепить знания. Мы решили не делать курс дольше, и следовательно, дороже. Вместо этого придумали челлендж для выпускников, который должен помочь отточить навыки, полученные на курсе. Подобные челленджи есть на всех стартовых курсах.
Челлендж простой по сути — выпускники должны нарисовать 300 скетчей, сдать их преподавателю и получить бонусную лекцию в подарок.
Работы на челлендж #3004Ivan выпускницы курса Свистуновой Ольги.
Почему триста? Ответим словами автора курса Ивана Смирнова:
«Вам нужно будет время на наработку механических и креативных навыков. Понимание некоторых вещей приходит с практикой, спустя далеко не первый скетч. Все упирается в количество контента. Мы могли бы продлить курс и включить эти 300 скетчей в программу, но это было бы дорого и не так эффективно. Большинство наших курсов устроены так, чтобы дать оптимальное количество знаний за адекватный период времени. После студенты могут в удобном им темпе осмыслить информацию. Мы пробовали более длинные форматы, но студентам сложно долго учиться так интенсивно. Практика показала, что формат “курс + челлендж” — самый эффективный».
Иван Смирнов
Триста скетчей — вполне реальная цифра, учитывая что с практикой вы начнете рисовать намного быстрее. По признанию Ивана, чтобы начать быстро работать, ему нужна разминка, чтобы настроиться на нужный темп. После нее он сильно ускоряется и тратит в среднем по паре минут на поисковый скетч.
Еще одна подборка скетчей на челлендж от Ольги Свистуновой.
Что нужно, чтобы записаться на курс?