Скок скач как пишется
Правописание скак скок скач скоч
Правописание скак скок скач скоч
§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.
Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).
Ср.: проскачу́ ( сто вёрст ), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет ) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).
Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.
Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.
Чередующиеся гласные в корне слова. Таблица
Чередующиеся гласные в корне — это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах. Таблица с примерами и исключениями поможет усвоить правило написания чередующихся гласных.
Чередующиеся гласные «о» или «а», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:
Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением, изменив грамматическую форму слова или подобрав родственное слово. В таких словах в ударном положении пишется та гласная, которая слышится.
Написание безударных чередующихся гласных в корне выбираем в соответствии с орфографическим правилом русского языка. Наглядно представим в таблице правило, примеры написания чередующихся гласных в корне слов и исключения.
Видеоурок «Чередующиеся безударные гласные в корне»
Корни с буквами «а» и «о»
Особенности написания отдельных корней.
Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, выровня́ть (сделать ровным, гладким, прямым).
рос(т) – рас(т) – ращ. На месте безударного гласного пишется:
а) перед с (без последующего т ) – буква о : росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль ; исключение – о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й);
Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому чему н. или резко подняться’).
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник | Страница 11 | Онлайн-библиотека
Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит ); подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).
вис — вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть ( виси́т, вися́ ) и производных от него ( повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью −виса́ть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть ); буква е — в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить ).
лип — леп. В словах прилипа́ть, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть ), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. — буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка ).
Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква я : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.
Перечень (по алфавиту корней, приставочные глаголы приводятся выборочно):
выбирать, забирать, разбирать, побираться — беру, бери, выбери, заберу — брать, выбрать, забрать ;
взимать — возьму ;
перевирать, завираться — врать, переврать, завраться, вру, перевру, заврётся ;
задирать, раздирать, придираться, удирать — деру, дери, задеру, раздеру, удеру — драть, разодрать, придраться, удрать ;
выжигать, прожигать, обжигать, отжигать, разжигать — выжег (прош. время), выжечь — жгу, выжгу, прожгу ;
ожидать, пережидать, поджидать — ждать, переждать, подождать, жду, пережду, подожду ;
зажимать, прижимать — жму, сожму, прижму ;
нажинать, пожинать — жну, нажну, пожну ;
пожирать, обжираться — жрать, пожрать, обожраться, жру, пожру, обожрётся ;
запинаться — запнуться, запнусь ;
взирать, надзирать, озираться, презирать — созерцать — зреть (‘смотреть, видеть’, устар.), прозреть, узреть, зрю, прозрю, узрю, зрение, презрение ;
подминать, сминать, разминать — мну, подомну, сомну, разомну ;
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК: Отделение историко-филологических наук: Институт русского языка им. В. В. Виноградова: ПРАВИЛА РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ: Полный академический справочник | 1 |
Предисловие | 1 |
ОРФОГРАФИЯ | 1 |
ВВЕДЕНИЕ | 1 |
Общие сведения о русском письме | 1 |
Основной принцип употребления букв | 1 |
Основной принцип передачи на письме значимых частей слов | 2 |
Особенности написания некоторых категорий слов | 2 |
ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ БУКВ | 2 |
2 | |
Гласные не после шипящих и ц [8] | 2 |
Буквы а — я, у — ю | 2 |
Буквы о — ё [9] | 3 |
Буквы э — е | 3 |
Буквы и — ы | 4 |
Гласные после шипящих и ц | 5 |
Буквы а, у | 5 |
Буквы и, ы | 5 |
Буквы о, ё, е после шипящих | 5 |
Буквы о и е после ц | 7 |
Буква э после шипящих и ц | 7 |
Буква й | 7 |
Буквы ъ и ь | 8 |
Разделительные ъ и ь | 8 |
Буква ь как знак мягкости согласного | 8 |
Буква ь в некоторых грамматических формах | 9 |
Правила написания значимых частей слова (морфем) | 9 |
Правописание безударных гласных | 9 |
Безударные гласные в корнях | 9 |
Безударные гласные в приставках | 12 |
Безударные гласные в суффиксах | 13 |
Безударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных | 18 |
Безударные соединительные гласные | 20 |
Безударные гласные в падежных окончаниях | 20 |
Безударные гласные в глагольных формах | 22 |
Безударные частицы не и ни | 23 |
Правописание согласных | 24 |
Глухие и звонкие согласные | 24 |
Непроизносимые согласные | 26 |
Группы согласных на стыке значимых частей слова | 26 |
Буквы ч и ш перед н и т | 28 |
Буква г в окончании −ого ( −его ) | 28 |
Двойные согласные | 28 |
Двойные согласные на стыке значимых частей слова | 28 |
Двойное н и одно н в суффиксах прилагательных и существительных | 29 |
Двойное н и одно н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и соотносительных с ними прилагательных | 29 |
Двойное н и одно н в словах, образованных от прилагательных и причастий | 31 |
Двойные согласные в русских корнях | 31 |
Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях и суффиксах | 31 |
ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ НЕБУКВЕННЫХ ЗНАКОВ | 32 |
Дефис | 32 |
Косая черта | 32 |
Апостроф | 32 |
Знак ударения | 33 |
ПРАВИЛА СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ | 33 |
Общие правила | 33 |
Имена существительные | 34 |
Нарицательные имена | 34 |
Собственные имена и составные названия | 36 |
Имена, псевдонимы, прозвища, клички | 36 |
Географические названия | 37 |
Имена прилагательные | 37 |
Имена числительные | 39 |
Местоименные слова | 39 |
Наречия | 39 |
Служебные слова и междометия | 41 |
Сочетания с частицами | 42 |
Написания с отрицанием не | 42 |
Слитное написание не | 42 |
Раздельное написание не | 43 |
Слитное/раздельное написание не | 43 |
Корректирующие правила: (правила координации) | 44 |
ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОПИСНЫХ И СТРОЧНЫХ БУКВ | 45 |
Общие сведения | 45 |
Собственные имена людей, животных, мифологических существ и производные от них слова | 46 |
Географические и административно-территориальные названия и производные от них слова | 47 |
Астрономические названия | 48 |
Названия исторических эпох и событий, календарных периодов и праздников, общественных мероприятий | 48 |
Названия, связанные с религией | 49 |
Названия органов власти, учреждений, организаций, обществ, партий | 50 |
Названия документов, памятников, предметов и произведений искусства | 50 |
Названия должностей, званий, титулов | 51 |
Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия | 51 |
Названия товарных знаков, марок изделий и сортов | 51 |
Прописные буквы в особом стилистическом употреблении | 51 |
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ АББРЕВИАТУР И ГРАФИЧЕСКИХ СОКРАЩЕНИЙ | 52 |
Аббревиатуры и производные от них слова | 52 |
Графические сокращения | 53 |
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА | 53 |
ПУНКТУАЦИЯ | 53 |
О НАЗНАЧЕНИИ И ПРИНЦИПАХ ПУНКТУАЦИИ | 53 |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | 54 |
Знаки препинания в конце предложения | 54 |
Знаки препинания в начале предложения | 55 |
Знаки конца предложения внутри предложения | 55 |
Членение предложения с помощью точки | 55 |
ТИРЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | 55 |
Тире между подлежащим и сказуемым | 55 |
Тире в неполном предложении | 56 |
Тире в функции соединения | 57 |
Тире в функции выделения | 57 |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ИМЕНИТЕЛЬНОМ ТЕМЫ | 57 |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | 57 |
Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов | 58 |
Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами | 59 |
Знаки препинания при однородных определениях | 60 |
Знаки препинания при однородных приложениях | 61 |
Знаки препинания при повторяющихся членах предложения | 61 |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | 62 |
Знаки препинания при обособленных согласованных определениях | 62 |
Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях | 63 |
Знаки препинания при обособленных приложениях | 64 |
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | 65 |
Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах | 67 |
Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения | 68 |
Знаки препинания в цельных по смыслу сочетаниях с подчинительными союзами или союзными словами | 69 |
Знаки препинания при сравнительных оборотах | 69 |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ И ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ | 70 |
Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях | 70 |
Знаки препинания при вставках | 72 |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ | 73 |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ МЕЖДОМЕТИЯХ И МЕЖДОМЕТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ | 74 |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ УТВЕРДИТЕЛЬНЫХ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И ВОПРОСИТЕЛЬНО-ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ СЛОВАХ | 75 |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ | 75 |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 75 |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | 76 |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 79 |
Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях | 81 |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ЦИТАТАХ | 81 |
Знаки препинания при прямой речи | 81 |
Знаки препинания при цитатах | 82 |
Выделение кавычками цитат и «чужих» слов | 83 |
Выделение кавычками необычно употребляемых слов | 83 |
СОЧЕТАНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗНАКОВ В СЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ | 84 |
Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения | 84 |
Взаимодействие знаков препинания в сложных конструкциях | 85 |
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И ПРАВИЛА РУБРИЦИРОВАНИЯ | 86 |
Указатель слов к разделу «Орфография» | 86 |
Предметный указатель к разделу «Пунктуация» | 109 |
Указатель слов к разделу «Пунктуация» | 113 |
Условные сокращения | 115 |
Инструменты пользователя
Инструменты сайта
Боковая панель
Русский язык – орфография:
Контакты
Содержание
Корни с чередованием о — а
Корни с непроверяемыми гласными
Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.
В корнях кос- — кас-, лож- — лаг- пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а-, например: кас-а́-ться ( но кос-ну́ться), кас-а́-тельная ( но прикос-нове́ние); излаг-а́-ть ( но излож-и́ть), слаг-а́-ть ( но слож-и́ть).
В корнях клон- — клан-, твор- — твар-, гор- — гар- без ударения пишется буква о, например: на клоня́ть, с клоне́ние, по клони́ться; творе́ц, творе́ние, со твори́ть; за горе́лый, за гора́ть, горе́ть, горе́ние.
зар — зор
В корне зар- — зор- ( заря́ — зо́ри — зо́рька) без ударения пишется а, например: заря́, зарни́ца, зарево́й, о заря́ть, о заре́ние.
плав — плов
Корень плав- — плов- пишется с буквой о только в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: с плавлять, плавник, по плавок, плавунец ( жук ), плавучий. (Запомните слово плывун — слои подпочвы, насыщенные водой.)
раст — рос
В корне раст- — рос- ( расти́ — росло́) без ударения перед ст и щ пишется а (вы́ растить, во́з раст, на раста́ние, взращённый, сраще́ние);
перед с без последующего т пишется о (вы́ рос, вы́ росший, во́до росль, не́до росль).
равн — ровн
Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с « равный» ( «одинаковый»): равномерный, равнозначный, с равнить, всё равно, а также в словах : равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина;
корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с « ровный» (« гладкий», «прямой»), например: ровнять ( дорожки ), под ровнять ( клумбы ) и т. п., уровень, ровня.
мак — мок — моч
Корень мак- пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать этой жидкостью» : макать ( хлеб в молоко ), об макнуть ( перо в чернильницу );
корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным» : сапоги про мокают, вы мокнуть ( под дождём ), бумага про мокает, про мокательная бумага, про мокашка.
Перед ч (моч-) — всегда пишется буква о, например: мочить, на мочи, про мочу, вы моченный ( ср. под ударением: мочит, с моченный; о глаголах на -иватъ типа с мачивать, вы мачивать см.Корни с проверяемыми гласными).
скак — скоч
В корне скак- — скоч- без ударения перед ч обычно пишется о, перед к — буква а, например: в скочи́ть ( но скака́ть), на скочи́ть ( но на скаку́), за скочи́ть, вы́ скочка.
Выбранный для просмотра документ Закрепление корней скак, скоч.docx
Урок русского языка в 6 классе Дата:______________
— образовательные: сформировать и закрепить устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов –скак-/-скоч-, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами ;
— развивающие: развивать устную и письменную речь, умение подбирать однокоренные слова;
— воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, интерес к многогранности русской речи.
— регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определять правильность выполнения задания на основе различных образцов; оценивать свое задание по параметрам, заранее представленным;
— познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; анализировать, сравнивать, группировать;
— коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; понимать и принимать точку зрения другого; сотрудничать в совместном решении проблемы, задачи;
Тип урока: урок закрепления знаний.
Основные понятия: корни с чередованием.
— учебник (Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В.Глазков, А.Г. Лисицын. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016.),
— ИКТ (проектор, экран), презентация по теме;
— пособия для учителя: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. Русский язык. Рабочие программы;
-педагогические интернет-порталы: https://infourok.ru («ИнфоУрок»), pedmir.ru (Педагогический мир), e-osnova.ru (Журнал «Основа»), teacherjournal.ru («Учительский журнал он-лайн»), festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
Используемые технологии, формы работы:
— технологии личностно-ориентированного развивающего обучения;
— технология уровня дифференциации;
— технология проблемного обучения;
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Актуализация опорных знаний обучающихся.
-Что такое орфоэпия?
Сообщение 1. Орфоэпическая минутка. Учащимся предлагаются слова, в которых требуется поставить ударение. Воро́та, звоня́т, кружева́, повтори́т, плато́, алфави́т, инструме́нт, ку́хонный, на́чал, создала́.
Запись в тетрадях: число, «Классная работа».
-Дайте определение понятиям: морфема, корень.
Сообщение 2. Один учащийся у доски, члены команды помогают. Словарный (объяснительный) диктант: подбираться, предположение, излагать, устилать, застелить, разбираться, перерасти, заросли, водоросли, изложение.
Какие орфограммы мы вспомнили? Обучающиеся объясняют правописание слов.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
За каждый правильный ответ учащиеся получают карточки с улыбкой (или «сообщение»).
Постановка темы и цели урока.
Сообщение 3. Перед вами слова: выскочить, перескакать, скакуны, перескочить. На какие две группы мы можем поделить слова, почему?
Формирование темы и целей урока совместно с учителем.
Работа над темой урока.
— От чего же зависит выбор гласной в корнях –скак-/-скоч-?
(ИСКЛЮЧЕНИЕ: скачок, скачу)
Что такое фразеологизмы? Что такое пословица? Что такое поговорка?
Задание. Соберите устойчивые выражения:
Скакать во весь опор.
Нельзя перескочить, так можно подлезть.
На своей кляче куда хочу, туда и скачу.
Силен слон, но и он спотыкается; ловок тигр, но и он не может выскочить из ямы.
Удача – кляча: садись да скачи.
Не гони скакуна кнутом, гони его овсом.
Через силу и конь не скачет.
Сообщение 6. Запишите, пожалуйста, предложения, объясняя орфограммы. (Учитель диктует предложения. Ребята работают на доске и в тетради, объясняя орфографические правила).
Скачет сито по полям, а корыто по лугам. (К.И.Чуйковский «Федорино горе»).
Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. (Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»).
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Убегает лентой вдаль.
(Сергей Есенин «Пороша»)
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
(Сергей Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»)
Достаточный уровень: Составить орфографический диктант из 15 слов с корнями –скак-/скоч-.
Высокий уровень: составить сказку о «быстрых и смелых» корнях –скак-/скоч-.
VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок, комментирование ответов учащихся.
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Актуализация опорных знаний обучающихся.
-Что такое орфоэпия?
Сообщение 1. Орфоэпическая минутка. Учащимся предлагаются слова, в которых требуется поставить ударение.
Воро́та, звоня́т, кружева́, повтори́т, плато́, алфави́т, инструме́нт, ку́хонный, на́чал, создала́.
Запись в тетрадях: число, «Классная работа».
-Дайте определение понятиям: морфема, корень.
Сообщение 2. Один учащийся у доски, члены команды помогают. Словарный (объяснительный) диктант: подбираться, предположение, излагать, устилать, застелить, разбираться, перерасти, заросли, водоросли, изложение.
Какие орфограммы мы вспомнили? Обучающиеся объясняют правописание слов.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
За каждый правильный ответ учащиеся получают карточки с улыбкой (или «сообщение»).
Постановка темы и цели урока.
Сообщение 3. Перед вами слова: выскочить, перескакать, скакуны, перескочить. На какие две группы мы можем поделить слова, почему?
Формирование темы и целей урока совместно с учителем.
Работа над темой урока.
— От чего же зависит выбор гласной в корнях –скак-/-скоч-?
(ИСКЛЮЧЕНИЕ: скачок, скачу)
Сообщение 4. Разобрать эти слова по составу: выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.
перескочить через яму, расположение (противника), последний скачок, доскакать до финиша, внезапное озарение, загорелся ярко, прикасайтесь бережно, предполагаемый объект, не горит в огне, растёт на лугу, вечерняя заря, быстро вырос, красивый скакун.
Что такое фразеологизмы? Что такое пословица? Что такое поговорка?
Задание. Соберите устойчивые выражения:
Скакать во весь опор.
Нельзя перескочить, так можно подлезть.
На своей кляче куда хочу, туда и скачу.
Силен слон, но и он спотыкается; ловок тигр, но и он не может выскочить из ямы.
Удача – кляча: садись да скачи.
Не гони скакуна кнутом, гони его овсом.
Через силу и конь не скачет.
Сообщение 6. Запишите, пожалуйста, предложения, объясняя орфограммы. (Учитель диктует предложения. Ребята работают на доске и в тетради, объясняя орфографические правила).
Скачет сито по полям, а корыто по лугам. (К.И.Чуйковский «Федорино горе»).
Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет. (Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»).
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Убегает лентой вдаль.
(Сергей Есенин «Пороша»)
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
(Сергей Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»)
Достаточный уровень: Составить орфографический диктант из 15 слов с корнями –скак-/скоч-.
Высокий уровень: составить сказку о «быстрых и смелых» корнях –скак-/скоч-.
VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок, комментирование ответов учащихся.
Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.
Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.
Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.
Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.
Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.
Ворота, звонят, кружева, повторит, плато, алфавит, инструмент, кухонный, начал, создала.
Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.
Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.
Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.
Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.
Подб..раться, предп..ложение, изл..гать, уст..лать, заст..лить, разб..раться, перер..сти, зар..сли, в..дор..сли, изл..жение.
Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.
Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.
Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.
Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.
Выскочить, перескакать, скакуны, перескочить.