Сколько лет буддизму как религии
БУДДИЗМ
Скопировать библиографическую ссылку:
БУДДИ́ЗМ, европейское обозначение древнейшей мировой религии, возникшей в Индии в сер. 1-го тыс. до н. э. и восходящей к учению отшельника Cиддхартхи Гаутамы, носящего титул Будды (санскр. – «Пробуждённый», однако в обращении к нему чаще использовалось слово Бхагаван – «Благословенный»; см. Будда Шакьямуни ). Сами буддисты называют себя «бауддха» (последователи Будды), а своё вероисповедание – «Буддха Дхарма» («Учение, Истина, или Закон, Будды»). Б. как религия и филос. учение зиждется на авторитете Будды, модели его жизненного пути, и прежде всего опыта «пробуждения» ( бодхи ), в котором ему открылась истина ( Дхарма ) о природе человека и о возможности его спасения ( нирвана ). В ходе своего историч. развития Б., распространившийся из Индии в Центр. Азию, Шри-Ланку, Тибет, Юго-Вост. и Вост. Азию, а в 20 в. проникший в Европу, Америку и Австралию, стал объектом культурного и религ. влияния принявших его стран и претерпел серьёзную внутр. трансформацию, обретя множество разнообразных форм. Способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт, выделяющая Б. среди других мировых религий, позволила ему вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, нар. обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении веков.
История возникновения буддизма
Б уддизм — одна из самых популярных мировых религий! Она занимает 3–4-е место в списке наиболее часто встречающихся вероисповеданий. Буддизм распространён в Европе, Азии. В некоторых странах эта религия является основной, а где-то она — одна из главных в списке религий, проповедуемых в государстве.
История возникновения буддизма уходит далеко вглубь веков. Это немолодая религия, которая давно прочно закрепилась в мире. Откуда же она взялась и кто подарил людям веру в Будду, его философию? Узнаем об этой религии больше в поиске ответов на эти вопросы.
Где и когда зародился буддизм
Датой отсчёта зарождения буддизма принято считать исторический момент ухода Будды в мир иной. Однако есть мнение, что правильнее считать и годы жизни прародителя религии. А именно период просветления Гаутамы Будды.
По официальной информации, признанной ЮНЕСКО, паринирвана Будды свершилась в 544 году до нашей эры. Буквально пол века назад, а именно в 1956 году мир озарился торжественным празднованием 2500-летия буддизма.
Столица буддизма и другие страны, где проповедуют религию
Сегодня буддизм является государственной религией в четырёх странах: Лаосе, Бутане, Камбодже, Таиланде. Но зарождение этой религии свершилось именно в Индии. Около 0,7–0,8 % (около 7 млн человек) населения этой страны проповедуют буддизм. Эта чудесная страна подарила миру одну из крупнейших религий. Поэтому по праву Индия называется столицей буддизма.
Помимо Индии, буддизм проповедуют в таких странах, как Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Шри-Ланка, Мьянма. В этих странах буддизм является официально признанной религией, которая занимает 1–2-е место в списке. Проповедуют буддизм в Тибете, Малайзии, Сингапуре. Более 1 % жителей России проповедуют эту религию.
Распространение этой веры растёт. Причина тому — особая миролюбивость религии, её красочность, философское насыщение, интеллектуальная подоплёка. Многие находят в буддизме успокоение, надежду, знание. Поэтому интерес к религии не иссякает. Буддизм распространяется в разных частях мира. Но, конечно, столицей мирового буддизма была и останется навсегда Индия.
Возникновение буддизма
Многим людям, окунувшимся в познание буддизма или только изучающим этот вид религии, будет интересно, как возникло это вероисповедание и что стоит у истоков развития буддизма.
Создатель учения, на основе которого была сформирована религия, — Гаутама. Ещё его называют:
И всё же самое привычное для человека, неглубоко ведающего основы этой религии, имя основателя — Будда.
Легенда о просветлении Будды
По преданию, необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у четы индийских королей. После зачатия королева Махамайа увидела вещий сон, который указывал на то, что ей суждено произвести на свет не обычного человека, а великую личность, которая войдёт в историю, озарив этот мир светом познания. Когда малыш появился на свет, знатные родители увидели для него будущее правителя или Просветлённого.
На своём пути Гаутама придавался жёсткой аскезе. Он брёл в поиске мудрецов, чтобы послушать их учения и мысли. В итоге Будда нашёл свой идеальный путь избавления от страданий. Он открыл для себя «золотую середину», которая подразумевала отрицание жёсткой аскезы и отказ от неумеренных излишеств.
В 35 лет Сиддхартха Гаутама обрёл Просветление и стал Буддой. С этой поры он радостно делился с людьми своим знанием. Он вернулся в родные места, где ему очень обрадовались его близкие. Выслушав Будду, жена и сын также выбрали путь монашества. Будда обрёл освобождение и покой вначале своего девятого десятка. Он оставил огромное наследие — Дхарму.
Как распространялся буддизм
Общая численность буддистов на всей земле — более 500 миллионов человек. И эта цифра неуёмно растёт. Идеи и принципы буддизма интересуют, трогают сердца многих людей.
Эта религия отличается отсутствием навязчивой философии. Идеи буддизма по-настоящему цепляют людей, и они сами приобретают эту веру.
В распространении религии в первую очередь сыграла роль география возникновения этого вероисповедания. Страны, где буддизм давно является основной религией, подарили эту веру соседствующим государствам. Возможность путешествовать по всему миру открыла людям из отдалённых стран знакомство с буддийской философией. Сегодня существует немало литературы, документальных и художественных видеоматериалов об этой вере. Но, конечно, по-настоящему заинтересоваться буддизмом можно лишь прикоснувшись однажды к этой уникальной культуре.
В мире есть этнические буддисты. Это люди, рождённые в семьях с этим вероисповеданием. Очень многие приняли буддизм сознательно, познакомившись с философией Просветления во взрослом возрасте.
Конечно, знакомство с буддизмом не всегда знаменуется принятием этой религии для себя. Здесь личный выбор каждого. Однако однозначно можно сказать, что философия буддизма — это интересная область, которая любопытна многим с точки зрения саморазвития.
Что такое буддизм
Подводя итог, хочется отметить, что буддизм — это целая философия, основанная на религии, зародившейся в Индии ещё до нашей эры. Прародителем Священного учения Дхармы является Будда (Просветлённый), некогда бывший наследником индийского престола.
В буддизме выделяют три основных направления:
Существуют разные буддийские школы, которые раскиданы по странам. В зависимости от школы могут разниться какие-то детали учения. Но в целом буддизм, тибетский или индийский, китайский, тайский и любой, другой несёт одни и те же идеи и истины. В основе этой философии — любовь, добро, отречение от излишеств и прохождение идеального пути для избавления от страданий.
У буддистов есть свои храмы, дацаны. В каждой стране, где проповедуется эта религия, существует буддийская община, где каждый страждущий может найти информационную, духовную поддержку.
Люди, исповедующие буддизм, поддерживают особые традиции. У них своё понимание мира. Как правило, эти люди стремятся нести добро окружающим. Буддизм не ограничивает интеллектуальное развитие. Напротив, эта религия наполнена смыслом, в её основе лежит многовековая философия.
У буддистов нет икон. У них есть статуи Будды и других Святых-последователей этой веры. В буддизме принята своя особая символика. Стоит выделить восемь благих символов:
Каждый символ имеет своё обоснование и историю. В буддизме вообще нет ничего случайного и пустого. Но, чтобы понять истины этой религии, придётся потратить время на ознакомление с ними.
Философия Буддизма
Буддизм ― мировая религия, самая немногочисленная из трех основных конфессий. Принадлежность к ней не зависит от расы, национальности или местожительства ее последователей. Вот почему сотни миллионов ее адептов находятся не только во всех регионах Азии и Дальнего Востока, но и во многих государствах на других континентах. Очерк о происхождении и становлении буддизма не менее увлекателен, чем сведения о христианстве и исламе.Возникновение буддизма как религиозного и философского течения относится к глубокой древности, но само название возникло совсем недавно ― в XIX столетии, в Европе. Родиной его была Индия, но в современном мире он признан огромным количеством народов со всевозможными обычаями. Разными учеными буддизм определяется как:
Рассмотрим, что лежит в его сущности.
Историческая основа
Если не знать основы буддизма, нельзя понять величайшие восточные цивилизации: Индию, Китай, Тибет, Монголию, которые буквально пропитаны его философией. Возникновение этой конфессии относится к I тысячелетию до нашей эры. Сколько лет буддизму, было определено в 1956 году, когда в ЮНЕСКО было решено отметить 2 500-летний юбилей этого учения. Символически его появление датируется 543 годом до нашей эры – годом вступления Будды в паринирвану. Современными исследованиями установлено, что дата смерти Будды – 486 год до нашей эры.
По обыкновению зарождение буддизма связывают с принцем Сиддтхартхой Гаутамой, который проживал в изобилии и великолепии, избавленный отцом от всего плохого. Побуждением к духовным переменам для царского сына стали встречи со старцем, с прокаженным и с погребальным шествием. Они осведомили Гаутаму о том, что преклонный возраст, болезни и кончина являются участью человечества. После он встретил безмятежного бедного путника, ничего не требующего от судьбы. Этот урок произвел глубокое впечатление на царевича и заставил его размышлять об участи человечества. Втайне оставив дворец, он решил заняться поисками смысла жизни и в возрасте 29 лет превратился в отшельника.
В течение 45 лет Будда распространял свою теорию, которая представляла собой учение о четырех возвышенных истинах. Последователи называли его Буддой, что означает на санскрите «просветленный, пробужденный». После его смерти не осталось ни единого написанного трактата. Позднее появлялись и иные проясненные индивиды – Будды, внесшие свою лепту в религиозное формирование цивилизации. Приверженцы отдельных школ буддизма почитают наставниками и основателей иных учений.
Фундаментальные представления
На протяжении нескольких лет наблюдая за своим разумом, Будда сделал заключение, что источником человеческих мучений и скорби становятся сами люди: их увлечение жизнью, имуществом и финансами, верование в незыблемость и вечность души. Это явилось экспериментом по созданию заблуждения, противостоящего глобальной изменяемости. Конца мучениям (вступления в нирвану) и пробуждения, при которых жизнь предстает правдивой и естественной, можно достигнуть, уничтожив все привязанности и заблуждения стабильности, чему способствует опыт сосредоточенности и ограничения, соблюдение пяти заповедей.
Будда констатировал, что его теория не является священным пророчеством, а обретена им в результате медитирования и наблюдения над собственной душой и иными вещами. Положение не стало догматичным, принимаемым на веру без критики, а эффект зависит от самого последователя. Будда наставлял принимать его учение лишь посредством испытания на своем собственном опыте, сравнивая этот процесс с процедурой проверки купцом подлинности золота при покупке. Он советовал принимать свою теорию только после убежденности в ее достоверности.
За 25 веков существования буддийская философия впитала массу разнообразных духовных практик и обрядов. Одни сторонники буддизма считают основным рефлексию на базе медитации, другие предпочитают заниматься полезными делами, третьи делают акцент на почитании Будды. Несхожесть в концепциях и представлениях разных буддийских школ обязывает принимать в качестве буддизма всякое учение, которое традиционно становится буддийским и основано на принципах, которые установил сам Будда. Но истолкование концепций в разных теориях иногда разительно отличаются. Сторонники тхеравады утверждают окончательность доктрин, а приверженцы махаяны настаивают на их условности, они считают их переходной ступенью в постижении учения. Одинаковым для различных учений является:
Толкование этих компонентов в различных школах тоже многозначно. Некоторые документы махаяны описывают эти элементы лишь как умелые инструменты, чтобы привлекать внимание к буддизму людей, имеющих ординарный духовный потенциал.
Представление о Боге
Единичные буддийские школы почитают Будду Богом, но прочие приверженцы учения усматривают в нем своего основоположника, учителя и цивилизатора. Они исповедуют, что достижение просветления станет возможным лишь за счет ресурсов Вселенной. Поэтому буддизм не признает Бога-создателя, всеведущего и всесильного. Всякий человек является элементом божества. Буддисты не имеют единого неизменного Бога, каждый просветленный может получить звание Будды. Подобное представление о Боге отличает эту конфессию от многих западных духовных учений.
Сам Будда всемерно отрицал мысль о наличии творца, создавшего Землю и жизнь на ней. Специалисты по буддийской медитации в принципе считают, что вера в Бога служит помехой на пути к нирване.
Хотя буддизм и не признает Бога, в учении фигурируют создания, ориентировочно приближенные к божественной сущности, ― дэвы. Но нельзя понимать их в том же смысле, что божества в западных религиях. Они проходят испытания скорбями и муками подобно людям, подвергаясь перерождению в колесе сансары. Будда становится мудрейшим в сонме божеств, его называют учителем богов. Различные учения буддизма имеют представления, уподобленные божествам. Бог в буддийском учении зовется различными именами:
В чем заключается практика
Последователи буддизма устремлены к освобождению от помутнения разума, искажающего подлинную действительность. Они стараются избавиться от негативных качеств:
Достоинством доктрины является воспитание в своих адептах чистых и возвышенных свойств:
Эти свойства способствуют постепенному овладению истиной и очищению разума, результатом чего становится стабильное чувство благоденствия. Работая над своим разумом, укрепляя, облагораживая и делая его ярче, буддисты снимают тревогу, раздраженность и недовольство, приводящие в итоге к неблагополучию, унынию и подавленности. Вот почему буддизм становится незаменимым условием для просветления и бесповоротного высвобождения сознания. Буддизм считается религией мировоззренческого, а не сверхъестественного плана.
Нравственность и этические нормы
Назидания и этика буддизма базируются на правилах, запрещающих причинять вред и требующих соблюдения чувства меры и скромности. Эти предписания воспитывают в людях благоразумие, глубокомыслие, концентрированность и нравственное поведение. Медитация помогает познанию и развитию приспособлений действия разума и логики между физическими, метафизическими и умозрительными операциями. Буддийские теории послужили фундаментом для множества разнообразных школ, объединенных пониманием жизнеописания Будды и его концепции и ориентированных на многогранную эволюцию человека ― рациональную эксплуатацию плоти, слова и интеллекта.
Универсальность и многосторонность буддийского учения основано не на вероисповедании, а на практике. Вот почему одно лишь изложение его сути не дает полного представления об этой конфессии. Специфика данного религиозного направления будет понятна лишь в сопоставлении с иными идеологиями и верованиями. Постигнуть концепцию Будды можно, только освободив энергию сознания от суровых этических стереотипов.
Мировое распространение
Воззвание к независимости от скорби и вера в активность космоса привели к возникновению на Западе в прошлом и позапрошлом столетиях новых теорий ментальности и мировосприятия на основе концепции буддизма. Первоначально последователями буддийской философии были переселенцы из азиатских и восточных держав, удрученные скрытыми тревогами. Позднее к ним примкнуло неверующее население различного толка.
Буддизм считался в Тибете официальной верой до того момента, когда Китай в 50-е годы ХХ столетия оккупировал страну. Далай-лама, глава буддистов, одновременно был государственным лидером края. В результате интервенции Поднебесной ему пришлось эмигрировать. Поселившись в Индии, он продолжал оттуда руководить своими последователями.
За океаном и в европейских странах учение стало весьма популярным в форме дзен-буддизма. Это направление пришло из Японии, где оно сформировалось еще в XII столетии. Признание это течение получило после яркого выступления его последователя, японского монаха, во время Чикагского религиозного конгресса. С тех пор дзен-буддизм, наряду с йогой, стал наиболее распространенной на Западе ориенталистской теорией, в которой преимущество отдается регуляции сознания над телом.
В практиках дзен нет авторитетности божественных текстов, молений и наставлений, зато повышенный интерес уделяется персональным медитациям. Как и в традиционном буддизме, в дзен разум познается через практику, высшим проявлением познания является просветление. Повышенное внимание к дзен-буддизму объясняется непритязательностью этого учения.
Концепция и мировоззрение
Буддийское учение невозможно причислить к вероучениям, центром которых является божество ― создатель мира. Это философия, предполагающая содействие в ориентации человека на стезю самосовершенствования и самопознания. Здесь отсутствует идея о существовании бессмертной души, об искуплении прегрешений, но утверждается, что все дела и помыслы человека возвращаются обратно. И это является не священным наказанием, а лишь результатом деяний и раздумий, оставляющих отпечатки на персональной карме.
Открытие Будды состояло в том, что человеческая жизнь является скорбью, а все творения изменчивы и недолговечны. Скорби образуются из-за желания. Избежать страданий получится только посредством отрешения от страстей. Целью последователей буддийского учения становится нирвана ― положение, достижение которого позволяет угаснуть страстям, вследствие чего пробуждается ощущение удовольствия и независимости. Достигнуть этой цели можно, следуя восьмеричным путем избавления.
Буддийское учение весьма универсально и примечательно тем, что не опирается на веру. Это философская теория. Значительным составляющим ее является практика. Буддизм слишком сложен для того, чтобы кратко его охарактеризовать. При сравнении этого учения с другими мировыми религиями и идеологиями выявляется все его специфическое своеобразие. Принимать это учение можно лишь в том случае, если сознание освободится от этических шаблонов.
Сколько лет буддизму как религии
Буддизм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Сами последователи этого учения называли его «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке. Различные исследователи определяли буддизм по-разному, — как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование, как «науку о сознании».
Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований», — пишет проф. Е. А. Торчинов.
Течения буддизма.
На основе махаянских представлений буддизм часто делят на Хинаяну («Малую колесницу») и Махаяну («Великую колесницу»), отдельно от последней также часто выделяют Ваджраяну («Алмазную колесницу»). Хинаяна также может делиться на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким способом вместе с Махаяной Три колесницы по другому принципу.
Обозначение термином «хинаяна» современной тхеравады оскорбляет последователей данной школы, по этой причине некоторая часть современных буддологов отказалась от использования слова «хинаяна» в своих трудах. Также от использования данного понятия отказались те последователи буддизма, представители которых прибыли на шестой буддийский собор, проводившийся в середине XX века, и заключили соглашение о неприменении термина для тхеравады. Ввиду того, что сами последователи хинаяны не относят себя к данной традиции, современные буддологи используют ряд нейтральных названий для обозначения данного немахаянского направления: «южный буддизм», «традиционный буддизм», «классический буддизм», «мейнстрим-буддизм», абхидхарма, никая, тхеравада. Таким образом, современный буддизм иногда делят на Махаяну («великую колесницу»), к которой относятся тибетские и дальневосточные школы, и Тхераваду («учение старейших») — единственную сохранившуюся школу никаи раннего буддизма.
Часть буддистов, особенно буддистов тхеравады, считающих себя приверженцами первоначального учения, а также первые буддологи рассматривают процесс развития буддизма как процесс деградации учения Будды. В то же время В. Г. Лысенко отмечает, что все буддийские направления и школы сохраняют основы учения, а распространение учения полностью согласуется с принципом упая каушалья, согласно которому «учение Будды не истина, а лишь инструмент обретения истины, которая выше всех учений». Будда пояснял это, сравнивая своё учение с плотом, который может перевезти нуждающихся через бурную реку, но после переправы он должен быть оставлен.
Весь период существования буддизма между колесницами продолжался процесс взаимопроникновения. Отчётливое разделение буддизма на колесницы началось в период распространения буддизма из Индии в другие страны и продолжилось после исчезновения буддизма в Индии.
Буддизм, распространённый среди некоторой части мирян и значительно отличающийся от буддизма, проповедуемого в монашеской среде, присутствием различных суеверий и добуддийских местных верований, носит название простонародного.
Течения, «включающие в себя элементы буддийского вероучения и практик», но не являющиеся частью традиционного буддизма, обозначают как необуддизм.
Южный буддизм (Хинаяна).
Хинаяна — колесница, последователи которой стремятся к личному освобождению. Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к освобождению только самого последователя. Название было введено махаянскими школами для обозначения всех немахаянских направлений буддизма. Сами немахаянские школы отказывались относить себя к хинаяне и указывали на себя посредством самоназвания каждой школы в отдельности. Современные буддологи часто обозначают данные школы как «традиционный буддизм» или «южный буддизм».
Хинаяна разделяется на колесницы шравак (слушателей) и пратьекабудд, достигающих нирваны без поддержки сангхи. Южный буддизм содержал в себе, согласно современным исследованиям, от 23 до 30 школ, включая сохранившуюся школу тхеравады, а также такие школы, как сарвастивада (вайбхашика), саутрантика, ватсипутрия, самматия и другие.
Тхеравада позиционирует себя как «единственную ортодоксальную трансляцию учения Будды» и видит свою задачу в борьбе с любыми нововведениями других школ и в критике малейших отхождений от собственных монашеских правил и интерпретаций образа жизни Будды. Современная тхеравада заявляет своё происхождение от вибхаджавады, существовавшей на Шри-Ланке. В другом значении под тхеравадой также имеют в виду направление стхавиравады, включавшее в себя 18 школ и сформировавшееся после начального разделения сангхи на стхавираваду и махасангхику. В настоящее время тхеравада получила распространение в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.
Также с хинаяной связана сохранившаяся школа Риссю, имевшая на 1992 год 50—60 тысяч последователей и более двадцати храмов. В то же время данная школа не является «чисто хинаянистской школой» из-за использования махаянской философии.
Хинаяна опирается на Палийский канон, священным языком хинаяны является пали. В школах вайбхашика и саутрантика, которые являлись основными школами, формировавшими философию хинаяны, важное место занимал текст буддийского философа Васубандху «Абхидхармакоша».
В хинаяне впервые возникла структура в виде сангхи из монахов, которая существует благодаря мирянам. Хинаяна также впервые начала строить ступы.
Хинаяна следовала буддийской космологии, которая делит бытие на несколько уровней. Земля, согласно данной космологии, являлась плоской, с возвышающейся в центре горой Сумеру. Согласно космологии, в сансаре существует три слоя бытия: «мир желаний» (кама-лока), где живёт большинство существ, «мир форм» (рупа-лока), где живут высшие боги, не имеющие «грубых чувственных желаний», и «мир не-форм» (арупа-лока), где живут «существа, полностью избавленные от чувственности». Данные миры также соотносятся с восемью стадиями дхьяны.
Хинаяна очень отрицательно относится к окружающей человека сансаре, считая её полной страданий, нечистот и непостоянства. Хинаяна считает, что самым эффективным методом достижения нирваны является медитация. Древняя хинаяна отводит психопрактике крайне значительную роль. Внешней же практике, состоящей в основном из почитания ступ, придавалось менее важное значение. Последователь хинаяны должен был постепенно совершенствовать внимательность, сосредоточенность и мудрость. В итоге хинаянист поочерёдно становится одной из «четырёх благородных личностей»: «вступившим в поток» (шротапанной), «тем, кто вернётся ещё один раз» (сакридагамином), «невозвращающимся» (анагамином) и «совершенным» (архатом). Достичь нирваны и стать архатом, согласно хинаяне и тхераваде, могут только буддийские монахи, при этом также необходимо большое количество перерождений. Миряне же должны улучшать свою карму путём совершения хороших действий с тем, чтобы в одной из следующих жизней стать монахом. Наивысшим же достижением мирянина без становления монахом может быть лишь «попадание на небеса».
Учение хинаяны включает в себя все раннебуддийские элементы: три драгоценности, доктрину анатмавады о «не-я», Четыре благородные истины, учение о причинно-зависимом происхождении и другие элементы. Дополнительно хинаяна формирует учение о дхармах или «элементарных частицах психофизического опыта», комбинации которых, согласно хинаяне, и формируют всю реальность. Всего в хинаяне существует 75 видов дхарм, относящихся к одной из пяти скандх или пяти составляющих, из которых создаётся личность. Хинаянист может с помощью особых практик реализовать в себе праджню, позволяющую различать поток дхарм.
В процессе развития хинаяна не соглашалась с позицией махаяны и спорила с ней, но постепенно она вобрала в себя «ряд махаянских идей». Большинство западных буддологов до начала 1930-х годов считали хинаяну «истинным буддизмом», а махаяну искажённым вариантом, но после изучения текстов махаяны буддологи пересмотрели свою точку зрения.
Махаяна.
В начале нашей эры махаяной стали обозначать новое буддийское учение, идейно противостоящее хинаяне. Существует несколько версий происхождения махаяны. Ранние версии происхождения из мирян и происхождения из школы махасангхика в настоящее время считаются опровергнутыми. Продолжает существовать версия происхождения махаяны из мест почитания и хранения сутр и версия происхождения от части буддистов-аскетов, выбравших жизнь в лесу. В последнее время появилась версия о «текстовом движении», связанная с распространением махаянских сутр и практиками их копирования, запоминания и декламирования.
Согласно одной из версий, махаяна окончательно сформировалась на юге Индии, согласно другой, на северо-западе Индии. В дальнейшем махаяна активно распространяется в период правления царей Кушана (нач. I века — сер. III века). На Четвёртом буддийском соборе, организованном царём Канишкой I, происходит узаконивание махаянских доктрин. С VI века махаяна активно распространяется в Тибете, Китае, Японии и постепенно прекращает своё существование в Индии. В настоящее время многие буддисты махаяны живут на Дальнем Востоке и в Центральной Азии, также значительное их число проживает на Западе.
Главными «опорами» махаянской традиции являются праджня (интуитивная мудрость) и каруна или сострадание. С помощью каруны и искусных средств или упай реализуется учение о бодхичитте, подразумевающее стремление к собственному пробуждению «на благо всех живых существ». Спасение всех без исключения живых существ подразумевает безграничную любовь и сострадание к ним или махакаруну, что воплощается в бодхисаттве — существе, который дал обет отказаться от индивидуального достижения нирваны до тех пор, пока он не поможет всем существам освободиться от страданий. Бодхисаттва идёт путём шести парамит, особое место среди которых занимает праджня-парамита. Сутры праджняпарамиты, описывающие последнюю «запредельную мудрость», указывают на пустоту и бессущностность всех явлений реальности или дхарм. Весь существующий мир, согласно праджняпарамите, является Дхармой или буддовостью, а то, что «человек различает в нём, и многое другое является иллюзией (майей)». Таким образом, сансара или «мир различений» характеризуется как сновидение.
Большинство сутр в буддизме являются махаянскими сутрами. Махаяна считает, что и в махаянских сутрах, и в Палийском каноне содержатся слова Будды, в отличие от тхеравады, признающей только Палийский канон. Самой ранней сутрой махаяны считается «Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра», появившаяся в I веке до нашей эры. Периодом активного создания махаянских сутр в Индии считаются II—IV века. К наиболее известным махаянским сутрам относят Ланкаватара-сутру, Сутру лотоса, Вималакирти-нирдеша-сутру, Аватамсака-сутру.
Целью махаянских школ, в отличие от школ хинаяны, является не достижение нирваны, а полное и окончательное просветление (аннутара самьяк самбодхи). Нирвану хинаяны последователи махаяны считают промежуточным этапом, указывая, что даже уничтожив клеши или омрачения сознания, остаются «препятствия гносеологического характера (джнея аварана)», под которыми понимается «неправильное знание». Таким образом, полностью пробуждённый самьяк самбуддха переживает состояние «много выше нирваны хинаянского архата».
Махаянская традиция проверяет буддийскую философию главным образом через следующие «четыре опоры»:
опора на учение, а не на учителя;
опора на смысл, а не на слова, его выражающие;
опора на окончательный смысл, а не на промежуточный;
опора на совершенную мудрость глубинного опыта, а не на простое знание.
Основной религиозной практикой махаянских школ считается медитация, почитанию различных будд и бодхисаттв в махаяне отводится второстепенная роль.
Для махаянских школ Будда считается не просто исторической личностью, а «истинной природой всех дхарм». Согласно махаяне, Будда представляет собой три взаимосвязанных «тела» (трикая), и наивысшее «дхармическое тело» Будды соответствует «истинной природе всех феноменов». Природа Будды, согласно махаяне, это также «истинная природа всех феноменов» или дхарм. Исходя из этого вывода, махаянские школы указывают на абсолютную тождественность сансары и нирваны, которые являются, согласно учению, лишь разными аспектами друг друга. Также из того, что «все дхармы суть дхармы Будды», последователи махаяны делают вывод о том, что любое существо является буддой, но «только не пробудилось к пониманию этого».
Ещё одним отличием махаяны от хинаяны стало меньшее значение монашества. Последователю в махаяне необязательно становиться монахом, чтобы реализовать свою природу Будды. Некоторые тексты также указывают, что ряд мирян обрели «более высокие уровни духовного постижения, чем большинство монахов».
Последователи махаяны также проявляли большую гибкость и адаптируемость, используя разнообразные искусные средства, но не меняя при этом основы своего учения, и гораздо большее стремление проповедовать в других странах по сравнению с хинаяной. По этим причинам именно махаянская традиция трансформировала буддизм из региональной религии в мировую.
Одним из способов деления махаяны является её деление на тибето-монгольскую махаяну, главными в которой считаются тексты на тибетском языке и дальневосточную махаяну, опирающуюся по большей части на тексты на китайском языке.
Махаяна также подразделяется на «школы трактатов», основывающиеся на шастрах и уделяющие повышенное внимание философии, «школы сутр» и «школы дхьяны» (школы созерцания).
Основные философские направления махаяны или школы трактатов:
Мадхъямика — школа трёх трактатов, связываемая с сутрами праджняпарамиты. Была создана Нагарджуной в I—II веках.
Йогачара — школа дхармовых признаков, связываемая с виджнянавадой или концепцией сознания. Была основана Асангой и Васубандху в IV—V века.
Основные школы сутр:
Тяньтай/Тэндай и Нитирэн,
Хуаянь/Кэгон.
Основные школы дхьяны:
Чань/Дзэн/Сон/Тхиен — эти школы «мгновенного» пути являются ключевыми для данной группы. «С известными оговорками» Е. А. Торчинов в данную группу также включает:
Амидаизм,
«школу Винаи» (люй цзун)
«школу мантр» или «тайного учения» (буддизм тантры или ваджраяна, которую часто выделяют в отдельную колесницу).
Ваджраяна.
Ваджраяна является тантрическим направлением буддизма, образовавшимся внутри махаяны в V веке нашей эры. Практика в системе ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих ей наставлений от достигшего реализации учителя. Главным средством достижения просветления в ваджраяне считается тайная мантра. Другими методами являются йогическая медитация, визуализации образов медитативных божеств, мудры и почитание гуру.
Ваджраяна распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыкию.
Основные школы: Тибетские школы, Ньингма, Сакья, Кагью, Джонанг, Гэлуг, Сингон (японская школа).
Далай-лама также добавляет в число тибетских традиций добуддийскую традицию бон, указывая, что в данном случае не имеет значения, рассматривают ли бон как буддийскую традицию или нет. Оценки современного бон буддологами варьируются от традиции, которая «многое позаимствовала из буддизма, не превратившись в буддийскую систему», до «одного из не совсем „ортодоксальных“ направлений буддизма», с трудом отличаемыми от буддизма особенностями.
Как отмечает тибетолог А. Берзин, общим для четырёх тибетских буддийских традиций и бон является то, что в этих традициях есть монахи и миряне, изучение сутр и тантр, похожие медитативные и ритуальные практики, институт тулку и смешанные линии. Отличия заключаются в терминологии и трактовке терминов, точке зрения (гелуг объясняет учение с точки зрения обычного существа, сакья с точки зрения продвинувшихся по пути, кагью, ньингма и бонский дзогчен с точки зрения будды), виде практикующих (гелуг и сакья ориентированы на продвигающихся постепенно, а кагью, ньингма и бон в основном на мгновенное постижение), акцентах при медитации, взглядах на неконцептуальное восприятие и возможности выражения пустотности посредством слов (только гелуг допускает такую возможность) и других особенностях.
Монашество в буддизме.
Основная статья: Буддийское монашество
Начало буддийскому монашеству было положено самим основателем буддизма Гаутамой Буддой, жившим в V — IV веках до нашей эры. Многое в образе жизни буддийских монахов заимствовано у странствующих аскетов более ранних религий, некоторые из которых были учителями Будды.
Большинство буддийских монахов — не отшельники, стремящиеся жить в максимальной изоляции от мирского общества. Мирская и монашеская часть буддийской Сангхи довольно тесно взаимодействуют: миряне дарят монахам еду, одежду и другие необходимые вещи, и получают взамен наставление в Дхарме. Буддийские монахи и монахини обычно живут не поодиночке, а небольшими группами: например, учитель и его ученики или несколько монахов-друзей, путешествующих вместе. Чаще всего поселяются неподалёку от поселений мирских буддистов. Обычно буддийские монахи и монахини стараются обходиться необходимым минимумом вещей, пожертвованных им мирянами. Мирские буддисты кормят монахов и предоставляют им укрытие, когда те в нём нуждаются.
Буддистские монахи в Таиланде сдают экзамен
Жизнь буддийских монахов (бхикшу) и монахинь (бхикшуни) обычно подчинена сотням строгих правил, набор которых может несколько отличаться в разных буддийских школах и в разные времена; кроме того, для монахинь правил больше, чем для монахов. При этом в буддизме нет и не было всемирного управляющего центра или единой иерархии религиозной власти, поэтому существуют большое разнообразие и в понимании его философии, и в практике жизни, в том числе монашеской. Иногда это разномыслие даже приводило к расколам сангхи.
В убеждениях и образе жизни буддийских монахов в разных местах могут быть существенные различия. Они связаны как с распространением различных буддийских традиций и школ, в каждой из которых принято своё истолкование учения Будды, так и с климатическими, географическими, социальными и другими местными условиями, к которым монахи вынуждены адаптироваться. Например, в буддийских монастырях, расположенных в более холодном климате, монахам разрешается иметь больше предметов одежды, чем положено по писаниям. В тех местах, где выпрашивать готовую еду у мирских людей невозможно или сильно затруднительно (из-за ситуации на дорогах, удалённости, малонаселённости, неприятия нищенства государством и обществом или по другим причинам) — монахи организуют кухню при монастыре, в которой трудятся они сами и(или) мирские буддисты.
Отличия от других учений и верований.
В отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет:
всемогущего Бога-творца или Бога-личности,
сотворения мира, мир считается «никем не созданным и никем не управляемым»; в то же время вопрос о том, есть ли у мира начало, считается «не имеющим ответа»,
вечной души, искупления грехов, безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению, см. Магия и буддизм), абсолютной преданности, религиозной организации, аналогичной церкви (буддийская сангха является сообществом, а не организацией), ересей, по той причине, что в буддизме также нет:
единого канона текстов, общего для всех школ (махаянская же трипи́така или сборник всех значимых буддийских текстов, содержащая в своём составе и часть текстов тхеравады и других школ раннего буддизма, в последней китайской редакции представляет собой 220-томное издание), общих и непререкаемых для всех школ догматов, единственного мироздания, число миров считается бесконечным, провидения, за что буддизм иногда характеризуют в качестве «религии-самоспасения», непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма и «любой другой религии», при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений буддийской толерантности.
Некоторые из этих положений отличает буддизм от индуизма и брахманизма. Индуизм также признаёт учение о карме, но буддизм стал первой религией, которая заявила, что одни люди не могут быть выше других из-за своего происхождения, социального статуса, рода занятий (касты) или пола. В целом, как отмечает буддолог В. П. Андросов, буддизм, индуизм и джайнизм разрабатывали свои философии «в условиях взаимно обогащающей полемики».
Будда не считал себя богом, «сверхъестественным существом» или «посредником между людьми и высшими силами», в отличие от проповедников других религий, а говорил лишь то, что он пережил некоторый опыт «мистического прозрения реальности как она есть». Будда также резко выступал против культа самого себя, хотя в дальнейшем культ Будды Шакьямуни и некоторых других будд, а также местных богов всё-таки появился.
Буддизм в определённой степени признаёт существование различных богов (дэвов), демонов и других подобных существ, но считает это «данностью „естественного“ устройства вселенной» и ставит их в один ряд с людьми, животными и растениями, так как такие существа тоже пребывают в сансаре и подчиняются карме. Буддизм не говорит о том, что нужно верить в богов, карму или перерождение, а указывает на возможность «экспериментальной проверки», например, посредством медитации. В то же время буддизм отмечает, что поклонение богам является «пустой тратой времени». Некоторые из буддистов не верят в перерождение, по-прежнему оставаясь буддистами. Среди буддийских авторов встречаются три точки зрения на перерождение: «перерождение есть, перерождения нет, неважно, есть оно или нет». Будда указывал, что в его учении вера в перерождение не является необходимой, отмечая что «благородный ученик с чистым умом» может не придерживаться такой веры.
Некоторые известные учёные считали, что буддизм и наука близки друг другу, что из нынешних мировых религий именно буддизм наиболее отвечает современным научным представлениям. Так Бертран Рассел отмечал, что буддизм опирается на научный метод и позволяет исследователю ответить на те вопросы (например, на вопрос «что такое сознание и материя?»), на которые не может ответить наука из-за её ограниченного набора методов исследования. Далай-лама XIV, рассматривая взаимодействие науки и буддизма, указывал, что если какой-либо подтверждённый научными исследованиями факт будет противоречить буддийской теории, то «нет сомнений в том, что в таком случае мы должны принять результаты научного исследования».