Скорбященская церковь как добраться
Скорбященская церковь на Большой Ордынке (Москва)
Мiръ Россия Москва Скорбященская церковь на Большой Ордынке (Москва)
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) — православная церковь в Москве на Большой Ордынке, относится к Москворецкому благочинию Московской епархии Русской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.
Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.
В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.
Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Скорбященский придел был освящен в день праздника храмового образа, 24 октября 1790 г., митрополитом Платоном (Левшиным).
Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. О.И. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.
В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.
В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.
Здесь же был создан церковный хор регента Н.В.Матвеева — в то время лучший не только в Москве, но и в России. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии. Прекрасный хор дал храму возможность особо отмечать годовщины со дня кончины великих людей, прославленных в истории русской духовной музыки. Так, в субботу, ближайшую ко дню смерти С.В. Рахманинова (28 марта 1943 г.), в храме исполнялась его «Всенощная», а в годовщину кончины П.И.Чайковского (25 октября 1893 года) — его «Литургия».
Описание [ править ]
Архитектура [ править ]
Здание храма выполнено в форме цилиндрической ротонды с ионическими портиками. Снаружи оно украшено лепным декором и медальонами. Внутри барабан полусферического купола несут 12 ионических колонн. В храме установлен ампирный иконостас, пол покрыт чугунными плитами, выполненными по эскизам Бове.
Колокольня имеет три цилиндрических яруса, уменьшающихся по диаметру снизу вверх. Её венчает купол и главка с крестом. Северный и южный фасады трапезной украшены четырёхколонными ионическими портиками.
Храм окружён чугунной оградой, созданной в начале XIX века. Рядом с ним расположены дом причта (середина XVIII века) и богадельня (1764 год).
Деятельность храма [ править ]
3 января 2010 года Патриарх Кирилл благословил возродить историческое имя Синодального хора на базе хорового коллектива храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Работа по возрождению некогда знаменитого на всю Москву хора началась весной 2009 года по инициативе митрополита Илариона (Алфеева), назначенного настоятелем Скорбященской церкви, и заслуженного артиста России Алексея Пузакова (в 1980-х годах А. Пузаков управлял левым клиросом Скорбященского храма, работая под началом знаменитого регента Николая Матвеева). В 2012—2013 годах проведена реставрация здания (архитектор И. В. Калугина)
В настоящее время при храме действует духовно-просветительский центр «Восхождение», который объединяет усилия духовенства и приходской общины по миссионерской, катехизаторской, социальной работе. В настоящий момент деятельность Центра представлена следующими проектами: воскресная школа для детей, молодёжный клуб, курсы катехизации для взрослых, служба «Старый свет» (помощь людям, страдающим одной из форм зависимости, и их родственникам), а также центр реабилитации жертв нетрадиционных религий им. Хомякова.
Скорбященская церковь на Ордынке Москва
Содержание:
Скорбященская церковь на Ордынке, вот уже на протяжении нескольких столетий она привлекает многие тысячи людей иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
История Скорбященской церкви на Ордынке начинается в темной, почти не проницаемой глубине веков. В церковных ведомостях построение храма относится к 1685 году; но это надлежит понимать о церкви каменной, потому что деревянная церковь Преображения с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского упоминается в писцовых книгах в 1657 году.
Деревянный Скорбященский храм был очень бедный. В первоначальном своем виде он просуществовал до 1685 года, когда некая вдова Евдокия Васильевна Акинфова заменила деревянную постройку каменной — но тоже очень скромной.
Миновало, однако, всего три года, и ничем не примечательный замоскворецкий храм прославился: в 1688 году произошло первое чудотворение от пребывающей в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
С течением времени чудотворения не иссякали, ордынская Скорбященская церковь приобретала все более известности и храм решили перестроить более основательно. Согласно проекту, храм получал трапезную с двумя приделами — прп. Варлаама и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — и трехъярусную колокольню. К концу 1780-х годов перестройка завершилась, была окончена и внутренняя отделка, и 24 октября 1790 года, в самый день, когда чествуется икона Божей Матери «Всех скорбящих Радость», митрополит Московский Платон (Левшин) совершил освящение церкви.
Недолго, однако, ордынская Скорбященская церковь радовала жителей Замоскворечья своей новозданной красотой. В 1812 году она пострадала настолько сильно, что легче оказалось построить новый основной храм, что и было осуществлено в 1820—1830-е годы. Проект составил незабвенный в истории послепожарной Москвы Осип Иванович Бове.
Постройка нового Скорбященского храма продолжалась почти пятнадцать лет. Его освящение митрополитом Филаретом в 1836 году стало достопамятным событием в жизни Замоскворечья.
Скорбященская церковь на Большой Ордынке архитектура
В своей истории Скорбященская церковь на Большой Ордынке знавала разное. Но была любима москвичами всегда. Для скольких прихожан храм стал родным домом, сколькие получили утешение здесь — теперь и не счесть.
Свой нынешний облик Скорбященская церковь на Большой Ордынке приобрела после пожара 1812 года. Возможности сохранить основной храм XVII века не было, однако трапезная и колокольня, выстроенные Баженовым, пострадали не так сильно, и О. И. Бове, которому поручили переустройство церкви, обошелся с ними весьма деликатно, органично вписав в существующий архитектурный контекст свою церковь-ротонду с куполом, венчающим низкий световой барабан.
Говоря о «баженовских элементах», следует отметить, что в данном случае Баженов впервые дал тот тип трапезной, который впоследствии получил столь широкое распространение в московской храмовой архитектуре: невысокий, почти квадратный в плане объем со скругленными углами. Этой «округлости» трапезной соответствует и колокольня — «совершенная по форме», как аттестует ее сабашниковский путеводитель. Она составлена из трех последовательно уменьшающихся цилиндров, поставленных друг на друга. Таким образом, Бове лишь довел до логического завершения заданную Баженовым скругленность очертаний храма, явив и высокий вкус, и чуткость к архитектурному материалу. В итоге первопрестольная получила один из выдающихся памятников «своего» — московского — ампира.
Скорбященский храм на Ордынке привыкли видеть в классическом ампирном — охристо-белом — одеянии. Между тем такая разновидность колера — не единственно возможная. Были эпохи, когда храм представал перед москвичами бледно-розовым с белыми деталями. То есть подобная окраска, с исторической точки зрения, вполне допустима и сейчас. Но, учитывая то, что ордынская церковь находится между двумя «только красными» храмами — свт. Климента в Климентовском переулке и Воскресения Христова в Кадашах, — бледно-розовую окраску решено было не применять.
Интерьер Скорбященской церкви на Ордынке
Сабашниковский путеводитель так описывает интерьер Скорбященской церкви на Ордынке:
«Войдя со стороны колокольни в трапезную (зимний храм), видим справа и слева вышеупомянутые приделы, по одному из которых ныне зовется весь храм.
По обе стороны центральной арки, ведущей в летний храм, мраморные клиросы с двумя парами мраморных же ангелов; клиросы украшены бронзой; работа очень богатая, но впечатление от этих клиросов совсем не православное. Отметим с правой стороны входа в летний храм хорошую фламандскую картину — изображение Христа, идущего на крестную муку; чисто фламандские мужицкие лица взяты необыкновенно реалистично, портретно, с попыткой передать настроение.
Через арку входим в летний храм. Перед нами торжественная круглая колоннада с верхним светом, дающая впечатление нарядное, даже пышное, но выполненная совсем не в духе православного храма; великолепный иконостас не имеет ничего общего с древнерусским иконостасом в смысле канонического распределения икон и ярусов. Это прекрасно выполненное архитектурное задание в классическом духе: иконостас вызывает в памяти пышные выезды, беседки, триумфальные арки конца XVIII — начала XIX веков. Интересен, наконец, чугунный пол из отдельных плит, складывающихся в красивый рисунок».
Добавим, что прежде холодный и теплый храмы были разделены стеклянной перегородкой с застекленной же дверью. Перегородку разобрали в бытность храма «галерейным». Впрочем, практической нужды в ней теперь и нет, поскольку обе его части отапливаются.
Следует отметить, что в целом музейные работники бережно отнеслись к тому, что не изъяли большевики. Нетронутыми остались восточная часть храма (собственно ротонда с великолепным иконостасом, чугунными полами и ампирной люстрой), иконостасы приделов, прекрасной работы подсвечники перед иконами Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и прп. Варлаама Хутынского. Росписи во время ремонтных работ 1947—1948 годов были частью забелены, поскольку на их полноценную реставрацию не хватило средств.
Скорбященская церковь на Ордынке богослужения контакты как добраться расположение на карте
Скорбященская церковь на Ордынке богослужения:
Богослужения в Скорбященском храме совершаются ежедневно — в 8:00 и в 18:00.
В воскресные дни совершаются две литургии — ранняя (в 7:00) и поздняя (в 10:00).
В храме всегда присутствует дежурный священник.
Контакты:
Как добраться самостоятельно к церкви:
Ближе всего от Скорбященской церкви станция метро «Третьяковская». Выход из нее один. Выйдя на улицу, нужно повернуть налево и пройти несколько шагов до Большой Ордынки. Церковь будет видна по правую руку.
Храм-ротонда иконы «Всех скорбящих Радость»
Ренессанс по-русски
Эта церковь необычна и по архитектуре, и по живописи. Светлая и просторная, она напоминает католический храм.
На этом месте в XV-XVI веках стояла деревянная церковь преподобного Варлаама Хутынского в Ордынцах. Одни историки связывают ее строительство с походом Василия III на Казань, другие — с поселившимися в Замоскворечье новгородцами.
В 1683-1685 годах на месте деревянной церкви поставили каменный храм в честь Преображения Господня. Там в 1688 разместили чудотворную икону Богородицы «Всех скорбящих Радость», которая, по легенде, исцелила сестру патриарха Иоакима. И в начале XVIII века в честь нее освятили придел. С этого момента в сознании москвичей храм Преображения Господня превратился в Скорбященский.
В 1770 году на пожертвования жившего напротив купца Долгова Скорбященский придел переделали. А в 1792 Баженов по его заказу пристроил к храму трапезную и колокольню.
После пожара 1812 года храм перестроили по проекту О.И. Бове. Так церковь получила форму ротонды.
Архитектору удалось стилистически объединить разновременные постройки. Внутри основной объем церкви от трапезной отделила стеклянная перегородка, на которой висела картина Яна Мостарта «Се человек» (ее авторство ошибочно приписывали Альбрехту Дюреру). Уникальный случай: картина в храме почиталась как икона. А стены церкви украшали панно в западноевропейской манере.
Из-за необычной архитектуры храм иконы «Всех скорбящих Радость» нещадно критиковали, а Осипа Бове обвиняли в излишнем подражании Западу.
В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей из Скорбященской церкви вынесли украшения и утварь — более 65 килограмм золота и серебра. Картину Мостарта тогда передали в ГМИИ имени Пушкина на Волхонке. А в 1933 храм закрыли. С него сняли колокола, но внутреннее убранство сохранилось.
В 1941-1945 годах в церкви иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» располагались запасники Третьяковской галереи. А с 1948 храм вновь открыт для богослужений. Так, в 1966 году там отпевали Анну Ахматову.
Вскоре благодаря регенту Н.В. Матвееву храм на Большой Ордынке стал своего рода культурным центром. Он собрал прекрасный хор, с которым устраивал «тематические вечера». Например, в дни рождения Чайковского и Рахманинова в церкви исполняли литургии исключительно этих авторов. Поэтому на службу в храм иконы «Всех скорбящих Радость» москвичи ходили как на концерт.
Сейчас церковь восстановлена. Не все удалось сохранить. Например, еще в 1950-х сломали стеклянную перегородку между ротондой и трапезной. Но сохранились иконостас в виде триумфальной арки, огромная розетка чугунного пола и необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил. Поэтому, чтобы поставить свечу, надо взобраться на лесенку.
Moscow.org городской портал Москвы
Адрес: ул. Б. Ордынка, 20
Телефон: +7(495) 951 13 00, +7(495) 951 60 34
Как добраться до церкви Всех Скорбящих Радость: ст. метро Третьяковская.
Церковь Радость Всех Скорбящих (Преображения Господня – по главному престолу), расположенная в Замоскворечье, впервые упоминается в летописях с 1571 года. Правда, тогда она была известна как церковь Варлаама Хутынского. Предположительно, храм был построен в 1523 году при митрополите Варлааме, во имя его небесного покровителя. В 1625 году здесь освятили престол во имя Преображения Господня, который и по наши дня является главным престолом Скорбященской церкви.
В 1683-1685 годах Преображенская церковь была заново выстроена в камне, а спустя три года, в 1688 году, в стенах храма случилось чудесное исцеление от образа Богоматери Всех Скорбящих Радость. По преданию, сестра патриарха Иоакима, Евфимия, страдала от болезненной раны в боку, взывая в молитвах о помощи. И вот однажды Евфимия услышала таинственный голос, указавший ей отслужить молебен с водосвятием у иконы Богоматери в Преображенском храме на Ордынке. Евфимия поняла, что слышит голос Царицы Небесной, и с тех пор икона стала славиться чудодейственной способностью исцелять больных. Образ Богоматери Всех Скорбящих Радость был почитаем не только среди простых прихожан, но и среди монарших особ. Когда в 1711 году царский двор переезжал в Петербург, сестра Петра I Наталья Алексеевна список с этой иконы поставила в дворцовой церкви в новой столице, а позднее, в период правления Елизаветы Петровны во имя этого образа в Петербурге уже построили храм. А еще перед этой иконой, как и перед Иверской, могут молиться неправославные верующие.
Эта замосквореченская церковь долгое время вызвала самые неоднозначные суждения. Многие не одобряли ее архитектурное решение, обвиняя в западничестве и отсутствии русского духа. Другие, наоборот, хвалили самобытный взгляд Бове на русский классицизм.
После Октябрьской революции отношение к религии изменилось. В 1922 году из Скорбященской церкви изъяли около 65 килограммов золота и серебра. В 1933 году храм закрыли, а колокола сняли. В остальном же церкви Всех Святых Радость необычайно повезло. В отличие от многих храмов, в которых в советское время располагались склады, мастерские и прочие учреждения, уродовавшие и уничтожающие старинные интерьеры, здесь в 1941-1945 годах находился запасник Третьяковской галереи. Сотрудники музея относились к церкви так же бережно, как и к музейным экспонатам, что позволило сохранить ее в очень хорошем состоянии. В хорошем состоянии дошли до наших дней и дом причта, а также чугунная ограда храма.
Скорее всего именно из-за хорошей сохранности здания уже в 1948 году храм (в числе первых в Москве) заново освятили, после чего в нем возобновились богослужения. 1948 год ознаменовался для Скорбященской церкви в Замоскворечье еще и появлением церковного хора, который создал регент Н.В. Матвеев. Хор этот быстро приобрел популярность не только в Москве, но и во всей России, а в 1960-х годах Московская Патриархия выпустила пластинки с его записями. Благодаря церковному хору в церкви Всех Святых Радость стали особо отмечать дни памяти некоторых прославленных русских людей. В субботу перед днем смерти Рахманинова исполнялась Всенощная его авторства, а в день смерти Чайковского – его Литургия.
Известно, что в этой церкви бывала русская поэтесса Анна Ахматова, которая часто гостила в Москве у своих друзей Ардовых, проживавших на Ордынке. Но в 1961 году у храма вновь начались неприятности. По соседству с церковью, в Лаврушенском переулке, стоял элитный дом, и живущие в нем писатели потребовали, чтобы церковные колокола сняли, т.к. их звон мешал жителям работать и отдыхать ночью. Церковные колокола тогда сняли, и поместили внутри храма. Сейчас колокола возвращены на место.
В наши дни при церкви Всех Скорбящих Радость действует центр реабилитации жертв нетрадиционных религий, воскресные школы для взрослых и детей, работают кружки золотного шитья и иконописи, есть библиотека. Среди святынь Скорбященской церкви: чудотворная икона Божией Матери Всех скорбящих Радость, а также иконы мученика Лонгина-сотника; преп. Алексия, человека Божия; апостола Андрея Первозванного.
МОСКОВСКИЙ СКОРБЯЩЕНСКИЙ ХРАМ НА ОРДЫНКЕ
Московский храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», на Ордынке |
Московский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москворецкое благочиние Московской городской епархии)
Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 1570-м годам. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.
В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома.
Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.
В 1783 году замосквореченский купец по фамилии Долгов, имевший дом на Большой Ордынке прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову.
Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни.
24 октября 1790 года Скорбященский придел был освящен митрополитом Платоном (Левшиным).
Московская церковь Всех Скорбящих радость (Преображенская) на Большой Ордынке. 1882 год, из альбома Найденова |
Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1836 гг. был почти заново выстроен архитектором О. И. Бове, который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.
В сентябре 1836 года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом. Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь — подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.
В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.
Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества — в 1948 году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.
В 1961 году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола — жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и перенесены внутрь храма.
Здесь же был создан знаменитый церковный хор регента Н. В. Матвеева. В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии.
При храме действуют Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий, Приемная для помощи лицам, страдающим недугом наркомании и алкоголизма, библиотека, воскресные школы для детей и взрослых, кружки золотошвейного шитья, рисования, театральный,церковного пения и иконописи.
По благословению патриарха Алексия II ежегодно проводится чин присоединения к Русской Православной Церкви людей, по тем или иным причинам отпавших от нее. Чин присоединения проводится два раза в год (как правило, в Лазареву субботу и 19 ноября — в день памяти преподобного Варлаама Хутынского).
Прихожане храма оказывают посильную помощь в уходе за больными, слаборазвитыми детьми и престарелыми психоневрологического диспансера №20 и пансионата №6 для престарелых ветеранов труда в г. Москве.
Святыни
Настоятели
Видео
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Передача «Святыни Москвы» телекомпании «Союз». Выпуск от 8 апреля 2013