Скрипка как играют дети
Методические заметки «Первые уроки с малышами-скрипачами»
Разделы: Музыка
В последние десятилетия во всем мире резко вырос интерес к раннему развитию детей. Новейшие исследования в области психологии и педагогики раскрыли определяющую роль раннего периода в общем развитии ребенка. Музыкальный язык, освоенный в этом возрасте, становится родным наряду с речью, которой ребенок интенсивно овладевает именно в первые годы жизни. Поэтому раннее развитие детей на музыкальной основе целесообразно начинать как можно раньше. В Японии, к примеру, применяются методики музыкального развития детей с двухлетнего возраста, что позволяет детям уже в пять лет играть на скрипке собственные импровизации. Прием детей в российские музыкальные школы, в основном, проводится с пяти-шести лет. Обучение детей с трехлетнего возраста в настоящее время начинается редко, хотя потребность в этом становится все более необходимой. Важно также учитывать последние тенденции в политике нашего государства в отношении материнского капитала, который может быть израсходован и на образование ребенка. Можно прогнозировать рост рождаемости и будущую возрастающую потребность в занятиях по раннему музыкальному развитию детей.
Существует очень много разных методов и способов работы с малышами, но их выбор зависит от возможности ребенка. Для педагога-музыканта главной задачей является приобщение детей к миру музыки через мир сказок, что способствует их общему гармоничному развитию, создает возможность для творческого развития, а также решает проблему выявления ранней профессиональной ориентации музыкально одаренных детей.
Порог вашего класса переступил малыш, которому три или четыре года. Он в ожидании чуда прикосновения к волшебному миру музыки! Вместе с мамой, которая присутствует на всех уроках, ребенок будет музыкально развиваться. Это и повышение интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений, первоначальное знакомство с музыкальной грамотой. Урок включает обучение игре на инструменте, слушание музыки, пение, развитие слуха и ритма. Этот принцип построения урока сложен, но интересен. Использование различных форм работы на уроке способствует активности восприятия ребенка, что в итоге скажется на его эмоциональном тонусе.
Итак, как же педагогу правильно подойти к этой непростой задаче? С чего начинать обучение?
На первом этапе развития дети охотно играют маленькие песенки, которые были разучены ранее со словами. Детское мышление образное, а значит наглядное (зрительное, слуховое). Детей привлекают сказочные сюжеты, они с удовольствием фантазируют и изобретают. Музыкальное мышление подчинено словесному образу. Стихотворный текст в сочетании с музыкальной интонацией помогает лучше понять инструментальное произведение, освоить метроритм, музыкальную фразировку. Работа ученика становится творческой. Часто педагог предлагает ученику придумать свой текст, создать свой музыкальный образ. Так обучение на скрипке начинает приобретать развивающий, целостный характер.
В период начальной постановки игрового аппарата большую роль для маленького ребенка играют упражнения, которые можно сопровождать стихами, сказками.
Упражнение для левой руки «Мальчик-с-пальчик»: на большой пальчик по очереди ставятся («кланяются») подушечками большой, указательный, средний, безымянный пальчики и мизинец. При этом читаются стихи:
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим пальцем щи варил,
С этим пальцем кашу ел,
С этим пальцем песни пел.
Упражнение сначала можно разучить на столе. В дальнейшем оно выполняется на разных струнах инструмента.
Дятел жил в лесу густом,
Сук долбил как долотом.
Деловит был и красив,
И ничуть был не ленив.
В моем классе малыши учатся читать ноты естественно. По моему мнению, знакомство с нотами можно начинаться не только на нотоносце и бумаге, а также на клавиатуре фортепиано, струнах скрипки, пластинах ксилофона или металлофона. В период изучения нотной грамоты я использую цветные нотки. В практике некоторых педагогов используются
Скрипка как играют дети
как можно стимулировать его занятия, его мотивировать?
Люди, скрипка «для себя» — от лукавого. Ну, не тот это инструмент, чтобы малой кровью можно было легко и приятно время проводить, да чтоб благозвучно. Неужели папа–скрипач этого не знает? Одна моя добрая знакомая удивляется: ребенок четвертый год на скрипке «для себя» играет. И все никак не может «легко что–нибудь в стиле фолк сбацать, ну по–ирладски там». 😆
Другая подруга представляет другую крайность. Она сказала: Мой ребенок — ни за что, у меня же слух абсолютный, я этого не вынесу! — И накакой музыки. :solution:
По–мне, так грозди лучше забивать, чем для себя. 🙄
Впрочем, не будем обижать пианистов. На этом инструменте тоже надо запретить играть. А то бытует суеверие, что он самый незамысловатый.
как можно стимулировать его занятия, его мотивировать?
Не уверен, что это правильно, но попробуйте ставить перед дитем очень маленькие, короткие задачи, чтоб результат можно было иметь сразу. Сразу работайте над качеством. Хотя бы на двух трех нотах. Попробуйте понять, какой объем материала ребенок может реально удержать в голове. А главное, смог сам над этим объемом работать. И хвалите, хвалите, хвалите. Хвалите за самые крошечные, но ежедневные продвижения. Да и вообще, лишний раз киндера облизать никогда не повредит.
Я бы не позволяла бы играть под «минус», т.к. приэтом нельзя сыграть в том темпе, в котором хочется. Т.е. ни ускорить, ни замедлить. В любом случае живой аккомпанемент лучше. Заметьте, как поют под «минус» те, кто ещё поёт «живьём»? Чисто механически.
Я бы не позволяла бы играть под «минус», т.к. приэтом нельзя сыграть в том темпе, в котором хочется. Т.е. ни ускорить, ни замедлить. В любом случае живой аккомпанемент лучше. Заметьте, как поют под «минус» те, кто ещё поёт «живьём»? Чисто механически.
И ещё есть опасность, что, играя лишь бы как, можно к этому привыкнуть очень быстро. Ведь за тебя играет запись, а потом, когда не получится сыграть без этой записи будет ещё большее разочарование.
на самом деле эта тема уже не раз на форуме обсуждалась (я лично ее открывала года 2 назад, когда моему сыну тоже было 7). Так что поищите на форуме в этой ветке. ТАм тогда писали много интересного. Называлась она, если правильно помню, «Помогите, дом занятия превратились в пытку»
А вообще во многом это тоже зависит от педагога- мотивация
В профессиональных школах мотивация очень четкая : все вокруг учатся, дух соревнования, осознание, что это твоя будущая профессия. А если для себя,и ребенок не хочет, мотивировать трудно. Можно конечно ходить на концерты, слушать музыку, но боюсь это мало поможет в этом возрасте. Как здесь уже неоднократно говорилось, скрипка трудный инструмент, и быстрых результатов ждать не приходится. Может быть лучше фортепиано? Там он сразу сможет что-то наигрывать, ему станет приятно и интересно.
спасибо. так он не то чтобы не хочет, ему лень и скучно заниматься. особенно сейчас, пока он еще ничего не может.
про фортепиано мы тоже очень серьезно думаем.
на самом деле эта тема уже не раз на форуме обсуждалась (я лично ее открывала года 2 назад, когда моему сыну тоже было 7). Так что поищите на форуме в этой ветке. ТАм тогда писали много интересного. Называлась она, если правильно помню, «Помогите, дом занятия превратились в пытку»
А вообще во многом это тоже зависит от педагога- мотивация
Не уверен, что это правильно, но попробуйте ставить перед дитем очень маленькие, короткие задачи, чтоб результат можно было иметь сразу. Сразу работайте над качеством. Хотя бы на двух трех нотах. Попробуйте понять, какой объем материала ребенок может реально удержать в голове. А главное, смог сам над этим объемом работать. И хвалите, хвалите, хвалите. Хвалите за самые крошечные, но ежедневные продвижения. Да и вообще, лишний раз киндера облизать никогда не повредит.
спасибо! я так поняла, что лучше меньше но лучше. т.е. ежедневные занятия дома не должны быть длительными (в самом начале).
будем работать.
да они ишрают с преподавателем в две скрипки.
мы живем в австрии, тут в музыкальных школах абсолютно другая система обучения, абсолютно другой подход.
Соболезнования, раз в Австрии. 😉
Ищите среду. Хотя будет трудно. Ищите, чтоб показать ребенку других таких же.
В этом возрасте действует больше аргумент «я такой же как все», чем «я один такой», вот.
А аккомпанемент, да, это просто и поднимает.
Соболезнования, раз в Австрии. 😉
Ищите среду. Хотя будет трудно. Ищите, чтоб показать ребенку других таких же.
В этом возрасте действует больше аргумент «я такой же как все», чем «я один такой», вот.
А аккомпанемент, да, это просто и поднимает.
Но в этом уже есть противоречие: у нас подобная ситуация с балетом, дочь ходит заниматься балетом профессионально (к учителям, которые готовят профессионалов) и при этом она вполне успевает по программе для своего возраста (тоже 7 лет), но никто из родственников не хочет, чтобы она становилась балериной. Так, «для себя» пусть позанимается, чтобы грация была 😆
А вот я думаю, какой тогда смысл, потратить столько труда и потом не не реализовать результаты этого труда в полной мере?
«А вот я думаю, какой тогда смысл, потратить столько труда и потом не не реализовать результаты этого труда в полной мере?»
В любом случае, отношение к делу должно быть таким, чтобы в конце обучения была бы возможность стать профессионалом, а воспользуется ли ребенок этой возможностью или нет, это уже его дело.
«Только скрипка умеет разговаривать как человек и петь как птичка!»: играть на скрипке может каждый!?
В гостях у Дино-Афиши Ольга Пацкевич — профессиональная скрипачка, опытный преподаватель игры на скрипке, человек, у которого горят глаза и поет душа, когда дело касается музыки. Мы обратились к ней с вопросами о том, как распознать в ребенке музыкальные дарования, в каком возрасте можно научиться играть на скрипке и что нужно учитывать, чтобы правильно подобрать инструмент.
— Ольга, расскажите немного о себе. Как в вашу жизнь вошла музыка?
Ольга: Играть на скрипке — с самого детства было моим огромным желанием. Когда мне было четыре, я впервые услышала, на что способен этот удивительный инструмент. Мы с родителями гостили у родственников в Риге и моя тетя, профессиональная скрипачка, играла для нас. Я была очень впечатлена! До сих пор храню это воспоминание. Думаю, это событие стало отправной точкой дела всей моей жизни!
В 6 лет родители отвели меня в музыкальную школу. Мой дедушка очень хотел, чтобы я играла на аккордеоне. Мне рассказывали о разных инструментах, показывали, как они звучат… Но я упрямо твердила, что хочу играть именно на скрипке. На мамин вопрос «Почему скрипка?», я ответила, что «Только скрипка умеет разговаривать как человек и петь как птичка!». На это мама ничего не смогла возразить и покорилась моему желанию.
… Потом было музыкальное училище, Белорусская государственная академия музыки. Уже около десяти лет я работаю в оркестре музыкальной капеллы «Сонорус», занимаюсь частной практикой преподавания игры на скрипке.
— Ольга, ваша музыкальная жизнь насыщена событиями. Вы щедро делитесь чарующими звуками скрипки с окружающими. Расскажите о том, чем занимаетесь сейчас, о чем поет ваша скрипка?
Ольга: Помимо работы в оркестре я играю в струнном квартете «ДежаВю», который сама же и организовала. Игра на скрипке доставляет мне огромное удовольствие. Это волшебство, когда ты написанное на бумаге превращаешь в красивые звуки и образы. Волшебство, когда ты звуками скрипки заставляешь людей улыбаться или печалиться, расчувствоваться и прослезиться… Когда люди не могут усидеть на месте и начинаю танцевать. Это живые эмоции. Все это происходит, когда я играю в струнном квартете. Когда 4 музыканта объединяются, чувствуют друг друга как партнеры в танце, возникает огромная концентрация энергии, эмоций — вот их и получает слушатель.
— Что касается преподавания… Вы обучаете игре на скрипке и взрослых, и детей. Многие никогда до этого не держали инструмент в руках, кто-то приходит, чтобы «подтянуть» свой уровень — все ученики разные.
Ольга: Да, вы правы. Хотеть в любом возрасте не поздно. Самой первой моей ученицей была восемнадцатилетняя кореянка, которая приехала учиться в Минск по обмену на полгода. Она никогда не держала скрипку в руках, но ей очень хотелось. Я решила ей помочь и взялась обучить ее игре на этом инструменте.
Все мои ученики разные по возрасту, характеру и способностям, многие из них, приходя ко мне на первый урок, даже не знают, как называются ноты, но каждый из них приходит с одним желанием — раскрыть тайну скрипки. Урок за уроком я передаю им свои знания, раскрываю секреты красивого звука и чистой интонации, учу работать над собой, подбадриваю в моменты неудач и от всей души радуюсь первым успехам, первым самостоятельно исполненным пьесам. Я вижу, как мои ученики растут, как блестят их глаза, как вырастают крылья за спиной и появляется вера в себя. Ведь они умеют теперь то, что не по силам окружающим. Все это наполняет меня чувством радости и восторга!
Думаю, очень важно заниматься делом, которое доставляет тебе удовольствие. Для меня счастье — играть на скрипке и учить этому других.
— Все знают, что маленьким детям полезно лепить, рисовать — это развивает моторику. Как вы считаете, что получает ребенок, которого с детства обучают игре на каком-либо музыкальном инструменте? Есть ли у него какие-то преимущества перед теми, кто музыкой не занимался?
Ольга: Известно, что на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания, которые непосредственно связаны с мозговыми центрами, не зря же говорят, что ум находится на кончиках пальцев. Любые упражнения на моторику — перебирание фасолинок, складывание пирамидки, конструирование и пр. — полезны, т.к. стимулируют мозговую деятельность. То же самое происходит и при игре на скрипке, когда подушечками пальцев левой руки скрипач зажимает струны, а пальчиками правой управляет смычком.
Игра на скрипке развивает математические способности, логическое мышление и речь. Ребенку приходится пространственно мыслить, зажимая струны пальчиками в нужных местах, манипулировать абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.
Яркий пример — Альберт Энштейн, который начал играть на скрипке в 6 лет и продолжал музицировать всю жизнь. Игра на скрипке помогала ему решать сложные физические задачи, находить решения и достигать внутреннего умиротворения.
Занятия музыкой развивают чувство прекрасного. То, что нельзя потрогать или купить за деньги. Считаю, что детей обязательно нужно учить игре на музыкальных инструментах. Не обязательно делать из своего ребенка профессионального музыканта, однако владеть игрой на музыкальном инструменте — это шаг в сторону всестороннего развития вашего малыша.
— С какого возраста можно обучать детей игре на скрипке?
Ольга: Я начинаю заниматься с детками от 4 лет, так как считаю, что в этом возрасте они уже осознанно выбирают инструмент, легко обучаемы и очень любознательны. В более раннем возрасте начинать играть на скрипке опасно, так как можно навредить еще не окрепшему позвоночнику.
— Сколько по времени длится занятие?
Ольга: Занятие с детьми длится от 45 минут до 1 часа, я смотрю на сколько хватает сил и внимания у ребенка.
— Как часто и как долго нужно заниматься, чтобы ребенок почувствовал инструмент и смог сыграть на нем несложную мелодию?
Ольга: Я провожу занятия с детьми 1–2 раза в неделю, задаю домашние задания. Домашние занятия играют большую роль в освоении скрипки, так как необходима постоянная тренировка. Тридцати минут в день достаточно. За это время ребенок не сильно утомляется и не теряет интерес к изучаемому материалу.
Как правило, уже через 10 занятий юный музыкант может что-то сыграть для близких — самой благодарной публики.
— Ольга, как у опытного и талантливого педагога, у вас наверняка есть свои «фишки». Как превратить обучение игре на скрипке в увлекательное занятие, а не тяжкий труд для ребенка? Как сделать так, чтобы не разонравилось, не надоело?
Ольга: Я учу не только играть на скрипке, но и преподаю основы музыкальной грамоты. Самое первое занятие с учеником проходит как ознакомительное: я рассказываю историю происхождения скрипки, говорю, как называются и для чего нужны все части инструмента. Затем показываю, как может звучать скрипка.
Деткам на моих уроках нескучно, так как материал подается в игровой форме. Вместо нудных упражнений малыши с удовольствием играют яркие пьески с аккомпанементом, иногда в дуэте со мной. Постепенно сложность музыкального материала возрастает. Часто я сама играю детям, им это очень нравится, они начинают мне подражать, брать с меня пример.
— И самый главный вопрос, который наверняка волнует родителей. Как увидеть в своем ребенке музыкальные способности? При рождении ведь не выдают справку о наличии либо отсутствии тех или иных дарований?
Ольга: Если вы видите, что ваш ребенок с замиранием сердца смотрит, как играют музыканты, если пританцовывает во время звучания музыки где бы то ни было, подпевает детские песенки — отдайте ребенка учиться музыке, а талант раскроется в процессе обучения.
— Посоветуйте, как правильно подобрать инструмент?
Ольга: Выбор и покупка инструмента — очень важный момент для начинающего скрипача. Существует шесть размеров скрипок: от самых маленьких, практически игрушечных, до взрослых инструментов. Размер скрипки, подходящий для ребенка, определяется длинной его руки.Скрипку ни в коем случае нельзя покупать «на вырост». Играя на скрипке неподходящего размера, ребенок будет испытывать дискомфорт, не сможет в полной мере освоить правильную постановку рук, будет быстро уставать.
Правильным решением будет покупка инструмента в присутствии преподавателя. Грамотный педагог поможет сделать правильный выбор в плане технических и художественных характеристик скрипки.
— Иногда родители, отдавая ребенка учиться играть на скрипке, в чем-то хотят реализовать свои собственные амбиции. Бывает ведь… Вы стараетесь, а ребенок — ну никак…
Ольга: Ребенок должен сам хотеть играть на скрипке, занятия не должны проходить из-под палки. Был у меня один случай…
Ребенок занимался в музыкальной школе, а родители приводили его еще и ко мне на дополнительные занятия. Как оказалось, мама ХОТЕЛА, а сама девочка отнюдь не мечтала стать известной скрипачкой. Ее способностей и усердия хватало ровно на столько, чтобы заниматься музыкой для общего развития, без особого энтузиазма и рвения. В таком случае у меня есть рекомендация, это даже не совет, а предложение…
Дорогие взрослые! Научиться играть на скрипке никогда не поздно! Сколько бы лет вам ни было, если вы мечтаете об этом — нужно попробовать. Взрослому, конечно, научиться играть на скрипке немного сложнее (об этом я писала в своем блоге), но можно! Осуществите свою давнюю мечту, если она у вас есть, но не навязывайте ее своему ребенку.
— Спасибо большое за полезную информацию и советы для наших читателей. Талантливых вам учеников и благодарных слушателей. Пусть звуки вашей скрипки делают мир ярче, душевнее и радостнее.
Ольга: Я в свою очередь желаю и взрослым, и детям не бояться окунуться в мир музыки, раскрыть свои таланты и узнать тайну скрипки. Ваш мир станет ярче и красочнее!
Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
СКРИПКА
ИМПРОВИЗАЦИЯ
ТВОРЧЕСТВО
Мой ребенок будет скрипачом
Леонид Грауман
Трудно переоценить значение музыки в воспитании ребенка. В плане физиологии она, например, организует мелкую моторику, что очень поможет в общеобразовательной школе. Музыка также приучает к длительной концентрации внимания, что немало пригодится не только в школе, но и в течение всей жизни. Главное же заключается в том, что ребенок, занимающийся в музыкаль ной школе, неизмеримо опережает своих сверстников, сидящих в это время в Интернете, в аспекте психологического развития личности. К плюсам можно отнести и умение держаться на публике, и общение с детьми, круг интересов которых не ограничивается последним курсом доллара, и коммуникабельность, развивающуюся при игре в разных ансамблях. Ребенок открывает для себя новый мир, таинственный и прекрасный, расширяется его духовный диа пазон. Музыка имеет удивительное свойство воздействовать непосредственно на душу, с легкостью обходя преграды, которые разум ставит на пути любого внешнего воздействия на человека. Войдя в мир классической музыки и освоив ее язык (на котором, конечно, разговаривает (лепечет?) и вся музыкальная эстрада — так называемая «попса»), человек приобретает друзей среди гениальных композиторов прошлого. А это ведь были незаурядные люди, с которыми иного способа побеседовать уже нет.
Скрипка способна проникать в душу глубже любого другого инструмента. Ее тембр ближе к человеческому голосу, чем тембры других инструментов (лучшие итальянские инструменты и создавались с ориентацией на женский голос). Она умеет плакать и смеяться, хотя уговорить ее на это не так просто. Для этого нужны годы упорных занятий по развитию как технического аппарата, так и музыкальных талантов. Ранее, в советские годы, в класс скрипки старались принимать детей только с абсолютным слухом 1. Считалось, что только он может обеспечить необходимую точность интонации. На самом деле слух развивается, и отсутствие ярко выраженного абсолютного слуха не является препятствием к занятиям на скрипке…. Гениальные композиторы П. И. Чайковский и Р. Вагнер не обладали абсолютным слухом вовсе, у них был развитый относительный слух. От многих моих знакомых — немузыкантов я частенько слышал фразу про того знаменитого медведя, который по случайности наступил им на ухо в детстве. Однако, устраивая им маленькое импровизированное прослушивание наподобие того, как проверя ют детей при поступлении в музыкальные школы, я понимал, что музыкальный слух присутствует, просто он не был развит должным образом. Ну и напоследок, современные исследователи музыкальной психологии утверждают, что абсолютный слух вовсе не является гарантией выдающихся музыкальных способностей.
Так что же требуется для того, чтобы играть на скрипке? Незаурядный талант? Я много раз убеждался в том, что способных к музыке людей гораздо больше, чем считается. Когда я слышу
слова «Я не люблю классическую музыку», я всегда вспоминаю знаменитый анекдот про кошек, которых не любят, потому что не умеют как следует приготовить. Причина такой «нелюбви» в том, что обязательным условием наслаждения, получаемого от музыкального произведения, является талантливое исполнение, оно должно трогать душу. Поэтому, когда вы берете в руки CD, кото рый обещает вам запись, скажем, «Времен года» А. Вивальди, но при этом исполнители на нем не поименованы, лучше положите этот CD обратно на полку. Вы покупаете персики вслепую? Разница между небрежным, некачественным и безразличным исполнением «Времен года» плохеньким оркестром с неизвестным никому солистом и шедевром звукозаписи от Deutsche Grammophon никак не меньше, чем между негодным и спелым фруктом.
Только талантливые исполнители способны пробудить интерес к классике, что я много раз наблюдал, «подсовывая» друзьям немузыкантам записи сложных для восприятия произведений в очень хорошем, ярком и прочувствованном исполнении…
Что же требуется? Хороший слух? Быстрая реакция? Длинные, тонкие нервные «пальцы скрипача»? Нет, нет и нет. Все это неплохо (хотя большие лапы гораздо нужнее пианистам и виолончелистам) и существенно поможет в обучении, но не является обязательным требованием.
Есть одна немаловажная и необходимая профессионалу способность — это тонкая эмоциональная реакция на музыку. Проще говоря, чтобы музыка могла заставить ребенка смеяться или плакать. Но даже отсутствие этого, крайне желательного для занятий музыкой качества, не является абсолютным ограничением для обучения музыке (кстати, лабильность нервной системы, лежащая в основе этого качества, хотя и помогает музыканту в его творчестве, в то же время довольно сильно мешает ему и его ближайшему окружению в обыденной жизни). Людей, совершенно никак не реагирующих на музыку, достаточно мало (вот им, конечно, лучше заняться спортом, чем музыкой).
Главное в обучении игре на скрипке, кроме, конечно, любви к этому инструменту и желания быть скрипачом — это терпение. Терпения понадобится, как в поговорке, вагон и маленькая тележка, как от ученика, так и от его родителей. Также необходима некоторая ловкость, все-таки игра на скрипке — это довольно сложный навык и никакого терпения может не хватить, если хотя бы небольшой природной ловкости нет. С другой стороны, «неловкий» ребенок —во-первых, редкость, во-вторых, его неловкость имеет зачастую психологические причины, а не физиологические.