Скучно как в филармонии
Культшпаргалка для тех, кто первый раз идет в филармонию
Это серьезный вопрос. Тут несколько вариантов. Можно идти на имя. Если ничего не поймете, по крайней мере, будет повод бросить в приличной компании с умным видом: «Кстати. Был вчера на Плетнёве. Да уж…».
(Кстати: Плетнёв – это совершенно выдающийся, эксклюзивный пианист. Так, для справки).
Но лучше, конечно, получить что-то полезное и приятное для себя за уплаченные деньги. Поэтому выбираем что-нибудь полегче. Например, концерт вокальной музыки. Или симфонической, но тогда с какой-нибудь облегченной афишей: Вивальди, Григ, Глинка, Штраус (Иоганн). Таких концертов сейчас в избытке.
Но самый главный критерий – репутация исполнителя, хора или оркестра. Для первых опытов обязательно нужно, чтобы исполнение было первоклассное. Это дорого, да. Но оно того стоит.
Как разобраться во всех этих симфониях-сюитах
Тут своя жанровая иерархия.
Сначала об инструментальной музыке.
Симфония. Это вершина музыкальной архитектуры. Такая оптимальная форма для выражения концепции жизни. Как роман в литературе. Исполняется оркестром.
Соната – это для одного инструмента (иногда с сопровождением). В ней обычно три части, и это тоже серьезный жанр. Вроде повести. Лунную сонату Бетховена знаете? Так вот, то, что вы знаете, это только ее первая часть. И у нее есть продолжение в двух частях.
Вот, например, третья. Тоже прекрасна в своем роде.
Концерт. Это когда один исполнитель играет в сопровождении оркестра. Например, Времена года Вивальди – это четыре концерта для скрипача и оркестра.
В концерте, как и в сонате, три части. По краям быстрые, посередине – медленная. Слушается легче, чем симфония, потому что это очень эффектный и виртуозный жанр.
Сюита – это просто последовательность разных пьес. Расслабьтесь, это совсем просто.
В вокальной музыке тоже есть своя жанровая иерархия.
Если речь идет об одном вокалисте, то ничего сложнее арии он вам не исполнит. Это, как вы уже знаете из культшпаргалки по опере, такой музыкальный монолог, фрагмент из оперы.
Ну, про романс я не буду вам лекцию читать, вы и сами знаете, что это такое.
Сложное начнется (возможно), если вы придете на концерт хоровой музыки. Потому что тут есть большие жанры типа оратории или кантаты. Они тоже многочастные и далеко не развлекательные. Реквием Моцарта – это тоже оратория. В нем аж 12 частей, а не одна известная Лакримоза.
Позже я напишу об оркестре и дирижере отдельную шпаргалку.
Это важный вопрос! Запомните: между частями симфонии, сонаты, концерта, оратории и других многочастных симфонии аплодировать нельзя. Даже если вы видите, что ваши соседи хлопают вовсю, держите себя в руках, не поддавайтесь дурному примеру. Они это делают только потому, что не так музыкально образованы, как вы)
Правда, еще в начале 20 века этого запрета на аплодисменты между частями в России не было. Все хлопали от души после каждой части, топали ногами и даже свистели, если что не нравилось. Но сейчас все не так.
Кстати, этот запрет на свободное волеизъявление своих культурных эмоции пришел к нам, как ни странно, из свободной Америки. Когда Рахманинов поехал туда на гастроли и играл свой фортепианный концерт, он страшно испугался, когда не услышал ни одного хлопка после первой части. И после второй. Думал – провал!)
Категорически отключить мобильник.
Ни в коем случае не входить и не выходить из зала во время исполнения.
Не берите с собой маленьких детей. Им мука, вам напряг, окружающим и музыкантам – помеха.
Что во всем этом хорошего
Живой звук хорошего оркестра – это отшлифованное веками слуховое наслаждение.
Я чего только не слушала в своей жизни, но когда вступает струнная группа первоклассного оркестра, у меня от счастья встает комок в горле.
Как избавиться от неприятного чувства, что ты безнадежный профан
Если вы так и не поняли, в чем, так сказать, прикол, и какое удовольствие в этой симфонии, и вам было невыносимо скучно, не расстраивайтесь.
Русская публика вообще только относительно недавно привыкла к инструментальной музыке. Ее не хотели слушать, было скучно, и симфонические произведения исполняли в самых неудобных моментах концерта: в самом начале, когда подтягивались опоздавшие, или в конце (эти последние номера концерта назывались «разъездными»), когда народ начинал уже выходить из зала, чтобы избежать толкучки в гардеробе и столпотворения экипажей у подъезда филармонии.
Чтобы проникнуться филармонической музыкой, нужно время. Это вам не клип на ютубе посмотреть. Удовольствие не для широких масс. Ну, а если совсем не легло, что ж. У нас же с вами есть опера и балет!)