Словарный диктант как делать
Виды словарных диктантов в работе над повышением грамотности учащихся
Ключевые слова: словарные диктанты
Проблема повышения грамотности учащихся стоит на каждом уроке русского языка. Чтобы повысить грамотность учащихся, необходимо работать с ними не только с целым классом, но и по группам, а также индивидуально по закреплению орфографических навыков на основе словарных диктантов.
Видов словарных диктантов много. Одним из видов может быть диктант с фонетико-графическим заданием. Например, написать в форме предложного падежа имена существительные и местоимения с предлогом О/ОБ/: ярмарка, оркестр, электрик, он, она, ежик. Или среди диктуемых слов найти такие, в которых есть два соседних гласных звука. Артиллерия, лауреат, изваяние, оригинал.
При индивидуальной работе с учащимися можно использовать словарные диктанты с грамматическими заданиями. Формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков.
Словарные диктанты с грамматическими заданиями помогают формировать орфографические навыки на грамматической основе.
Грамматическое задание в процессе словарного диктанта способствует выбрать правильное написание. Например, записать слова:
Следующий вид диктанта – словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование навыков самоконтроля. Работа над таким диктантом включает несколько этапов:
Русский язык располагает богатейшей системой устойчивых словосочетаний. По разделу «Фразеология» можно давать самодиктанты. Вспомнить и написать, как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками ПРЕ-ПРИ. /Камень преткновения, преклонить колени, принимать за чистую монету. /
Словарные диктанты могут проводиться в виде игры. Психологи показывают, что человек испытывает потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие изучаемого материала, активизирует деятельность играющих, содействует развитию памяти, мышления.
Словарный диктант с элементами игры можно проводить при изучении морфологии.
Задание: превратите имена нарицательные в имена собственные.
Словарный диктант проводится в виде соревнования. Дается задание: кто быстрее найдет слово в орфографическом словаре и объяснит, как это слово правильно пишется.
Диктант:
Аллегория, артиллерия, беллетристика, воображение, галерея, декларация, дискуссия, деликатный, искусство, колорит, колоссальный, комиссия, прогресс, обелиск, троллейбус, фестиваль, экспрессия, грамматика, грамотность, коллектив, количество, колонна, кристалл, иммунитет, корреспондент.
Можно провести при закреплении орфографических навыков словарный диктант-игру «Угадай». Эта игра помогает усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам:
Одним из условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе постоянных и длительных тренировок.
Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости является словарный диктант с продолжением.
Учитель диктует слова или словосочетания, учащиеся их записывают в столбик. Затем проверятся диктант, обозначаются орфограммы. Учащимся предлагается к каждому слову или словосочетанию придумать и записать рядом слово с той же орфограммой
Выборочный диктант.
Такой диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте учащимся предлагается выбрать правильное написание слова и записать в один столбик из указанных столбиков.
«Правильно написание о и е после шипящих в корне слова»
Словарный диктант как средство формирования орфографической грамотности
Чтобы провести словарный диктант, учитель русского языка несколько раз прочитывает список трудных по написанию слов.
Но если ученик захочет подготовиться к диктанту в домашних условиях, он зачастую не знает, что ему делать. Ведь родители всегда слишком заняты и не могут уделить достаточно времени, чтобы диктовать ребенку слова.
А ведь для качественной подготовки к школьному диктанту необходимо писать много и долго.
И тут на помощь может прийти специальная программа, в которую можно вписать любые слова, а затем прослушивать список слов столько раз, сколько необходимо.
Как использовать тренажёр подготовки к словарному диктанту?
В текстовое поле впечатываете список слов, которые хотите заучить. Вернее, научиться правильно их писать.
Чтобы между словами была небольшая пауза, ставьте после каждого слова точку. Можно ставить запятую после каждого слова, но тогда перечисление будет не просто с паузой, но ещё и с интонацией перечисления.
Затем нажимаете на кнопку «Создать аудио запись текста». Программа подготовит аудио со списком слов.
После этого запускаете аудио дорожку и записываете слова в тетрадке, не подглядывая в программу.
Если тебе будет приятнее прослушивать диктант и писать под диктовку детским голоском, ты можешь выбрать вариант.
Посмотри процентное соотношение голосов и выбери то, что тебе больше понравится.
Как составить диктант самостоятельно
В школе вы учитесь писать разные трудные слова. Некоторые никак не запоминаются.
Поэтому, чтобы научиться писать трудные слова, просто необходимо их много раз прописывать.
Тогда рука на механическом уровне запоминает правильное написание того или иного слова (вот так мы устроены).
Например, люди, научившиеся писать слепым методом на клавиатуре, никогда не задумываются, какую букву нужно писать в том или ином слове. Потому что пальцы сами знают, на какие клавиши ударять. Это так, для справки.
Я сама печатаю по-слепому. И до сих пор не могу понять, как мои пальцы так быстро перебирают клавиши, что печатают очень быстро и без ошибок.
Чтобы писать много, необходимо брать слово и выводить его в тетрадке столько раз, пока не запомнится его написание.
Чтобы использовать данный ОНЛАЙН тренажёр, нужно в текстовое поле напечатать внимательно (без ошибок) несколько (или даже много) трудных слов.
Можно взять слова из списка, предложенного учителем для подготовки к школьному диктанту.
Чтобы диктор диктовал не слишком быстро, после каждого слова поставьте точку. В нашей программе ТОЧКА — это ПАУЗА.
Затем нажмите на кнопку для создания аудио записи диктанта из тех слов, которые вы подготовили. И включите аудио дорожку.
После написания диктанта просто сверяйтесь с составленным в программе списком.
Если были допущены ошибки, включайте аудиозапись столько раз, сколько потребуется для написания диктанта целиком без единой ошибки.
Если хотите потренироваться в написании готовых диктантов, перейдите по ссылке.
Таким образом, с помощью нашей простенькой программы вы сможете самостоятельно подготовить себе диктант по русскому языку.
Статья. Словарный диктант на уроках русского языка
Муниципальное образовательное учреждение «Королевщинская средняя школа»
Новосёлки Тверской области Жарковского района
Словарный диктант на уроках русского языка
Матвеева Наталья Юрьевна
Словарный диктант может состоять как из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически, так и не сгруппированных тематически . Особенность словарного диктанта состоит в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов затем можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов.
Проведение словарного диктанта обычно занимает 5–10 минут.
Порядок работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), 2) один из пишущих повторяет его (или повторяют хором), 3) называется орфограмма, 4) вызванный ученик строит своё рассуждение вслух, 5) текст записывается, в нём подчёркиваются орфограммы.
Порядок работы: 1) диктуемое слово (или предложение) записывается, 2)затем называется и подчёркивается в нём орфограмма и произносится правило (т.е. приводится доказательство того, что орфограмма написана правильно)
Порядок работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), все слушают, 2) диктующий читает повторно (по частям, если это предложение), 3) учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух.
Порядок работы: 1) диктующий дает задание распределить слова по столбикам в зависимости от орфограммы (в один столбик с корнем –ЛАГ-, в другой- с корнем –ЛОЖ); 2)читает слова или словосочетания, а учащиеся записывают их, распределяя по столбикам
Изложение, прилагательное, излагать, возложить, полагаться, предположение, слагаемое, сложение, положение, безотлагательный, вложить, прилагать, полагать, отложить.
Порядок работы: 1) диктующий читает предложение, все учащиеся вслушиваются, 2) предложение читается повторно, а учащиеся в это время выписывают из него только слова (или словосочетания) с заданными орфограммами.
Например, диктующий ставит задачу записать одним слово с приставкой ПРИ- или ПРЕ- данные словосочетания:
1) (Птицы) ненадолго умолкли. 2) (Мы) близко подошли (к реке). 3) Чересчур увеличивать (опасность). 4) Очень зоркий (наблюдатель). Выполненный диктант должен выглядеть так: приумолкли (птицы), приблизились (к реке), преувеличить (опасность), презоркий (наблюдатель).
Порядок работы: 1) диктующий читает предложение один раз, 2) все повторяют его шёпотом, 3) диктующий читает предложение повторно, 4) учащиеся составляют в тетрадях схему этого предложения, расставляя знаки препинания.
Порядок работы: 1) перед диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое языковое явление, 2) учащиеся слушают текст, но не записывают его, а только ставят в тетрадях цифры для обозначения соответствующих фактов языка.
Диктуемый текст: Ночь. Не спится. На небе ярко светят звёзды. Выполненная работа выглядит так: 521
Порядок работы: 1) диктующий предлагает составить предложение по определённым признакам, либо 2) записать слово по определённым признакам.
Зрительный диктант (самодиктант).
Порядок работы: 1) ученик прежде чем записать какой-либо текст, внимательно всматривается в него, фиксирует внимание на тех орфограммах, которые в данный момент изучаются, 2) одновременно повторяется орфографическое правило или необходимые орфографические сведения, 3) текст диктуется учителем или записывается учениками по памяти, 4) запись сверяется с текстом книги самими учащимися.
Например, диктующий ставит задачу записать слова с мягким знаком после шипящих
Идёшь, фальшь, щёлочь, глушь, стричь, печь, намажь
Словарный диктант с табу (ограничением).
Порядок работы: 1) слова расположены на доске (на интерактивной доске, на экране мультимедийного проектора, на карточке) 2) учащиеся должны записать, но не выписывать слова табу.
Например, слово ТАБУ: слова с разделительным мягким знаком Ь.
Порядок работы : 1) диктующий читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу; 2) ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.
Диктант с продолжением.
Порядок работы :1) учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, обозначают в них орфограммы, 2) к каждому слову придумывают и записывают рядом по 2-3 слова с той же орфограммой.
Сигнальный словарный диктант.
Порядок работы: 1) перед диктантом уславливаются, каким цветом будет обозначенокаждое языковое явление, 2) учащиеся слушают текст и показывают соответствующую сигнальную карточку
Львиный, каменный, кожаный, решена, безветренный, прочитана, истинный, лебединый, фирменный, пустынный, пустынна, стеклянный, лекционный, вязаный, тушёный.
Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Но лишь при систематическом использовании этого вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных.
Список использованной литературы
1. Александрова, Г.В. Занимательный русский язык [Текст]/ Г.В.Александрова.- СПб.:Тригон, 1998. – 652 с.
2. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст]/ А.Т.Арсирий.- М.:Просвещение, 1995. – 377 с.
6. Панов, М.В. Занимательная орфография [Текст]/ М.В.Панов.- М.:Просвещение, 1984. – 154 с.
Словарные диктанты в работе над повышением грамотности учащихся на уроках русского языка
Рассматриваются виды словарных диктантов, приводятся примеры использования на уроках русского языка.
Просмотр содержимого документа
«Словарные диктанты в работе над повышением грамотности учащихся на уроках русского языка»
Словарные диктанты в работе над повышением грамотности учащихся
на уроках русского языка
Роль словарного диктанта в обучении связана с тем, что в одной из основных задач, стоящих перед педагогами школы является формирование у учащихся орфографической грамотности. Орфографическая грамотность является основой общей языковой культуры каждого человека, благодаря ей обеспечивается точное выражение собственных мыслей и идей в письменном виде.
Проведение словарного диктанта обычно занимает 5–10 минут.
Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой, а также для обучающихся с ОВЗ следует отдавать предпочтение первому варианту.
При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске или проецируются на экране, затем разбираются, после этого написанное на доске или на экране проектора закрывается – и учащиеся под диктовку или по памяти пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки. Порядок слов соблюдать необязательно.
При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Затем текст диктанта проецируется на экран. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.
Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.
Такой вид словарного диктанта очень важен, так как учит школьников оперировать знаниями при помощи логических действий, развивает внимание.
Учащиеся распределяют слова по столбикам в зависимости от орфограммы (например, в один столбик с корнем –ГОР-, в другой с конем –ГАР-, в один столбик с корнем –ЛАГ-, в другой- с корнем –ЛОЖ и т.п)
ЛОЖ-ЛАГ: Изложение, прилагательное, излагать, возложить, полагаться, предположение, слагаемое, сложение, положение, безотлагательный, вложить, прилагать, полагать, отложить.
Такой диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте учащимся предлагается выбрать правильное написание слова и записать в один из указанных столбиков.
Например, при отработке навыков различения приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. При изучении числительных можно предложить запись в два столбика следующих числительных: простых и составных, с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.
Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел ВЫРАСТИ и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные ЗАРОСЛИ ВОДОРОСЛЕЙ, подняться в звёздное небо, потеряться среди густых космических РАСТЕНИЙ. И только когда в душе мальчика появились РОСТКИ добра, он ВЫРОС и стал таким, как прежде. Разве может РОСТ или ВОЗРАСТ быть помехой для добрых дел?
Задание: Выпишите из предложений слова с мягким знаком Ь.
Хорошо к огню прилечь да в золе картошку печь.
Мой весёлый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Учиться в школе начал брат, и я помочь братишке рад.
Среди чащ и рощ растут плющ и хвощ.
Кащей для охраны сокровищ собрал самых страшных чудовищ.
Серенькая мышь забрела в лесную глушь. Вот наступила ночь, надо дорогу найти ей помочь.
Творческий словарный диктант – это диктант, во время которого, перед учащимися педагогом ставится задача изменить прочитанное им словосочетание и записать его с содержанием нужной орфограммы, например, записать словосочетание, используя приставки при- и пре. Так, словосочетание «птицы ненадолго умолкли», записать как «птицы приумолкли».
Например, учитель ставит задачу: записать одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ- данные словосочетания:
Ненадолго умолкли (приумолкли), близкий к школе( пришкольный).
близко подошли ( приблизились), зашёл в дом (пришёл),
очень добрый ( предобрый), не совсем открыл (приоткрыл),
ненадолго лег (прилёг), нарушил закон (совершил преступление),
немного хромает (прихрамывает), не совсем заглушил (приглушил),
очень скверный (прескверный), ненадолго сел (присел)
ненадолго остановился (приостановился), очень милый (премилый),
близкий к берегу (прибрежный), вбежать в дом (прибежать).
Творческие диктанты активизируют познавательную деятельность школьников, развивает логическое мышление, способствует развитию навыков грамотного письма.
Разновидностью творческого словарного диктанта является словарный диктант с продолжением. Он учит классифицировать орфограммы, развивает навык грамотного осмысленного письма. Методика проведения: учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, обозначают в них орфограммы, затем к каждому слову придумывают и записывают рядом по 2-3 слова с той же орфограммой.
Цирк. (циркуль, цыган).
Пришить. (прибежать, приколоть).
Изложить. (положить, предположение).
Полмандарина. (пол-листа, полминуты).
Берёзка. (дорожка, беседка).
Сосна. (гнездо, лесок).
Чувство. (лестница, сердце).
Ванна. (масса, металл).
Также это может быть упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, его изменение. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения, или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица (например, если текст передается от первого лица, следует записать его от третьего; или наоборот – текст от третьего лица записать от первого). Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.
Творческие диктанты могут быть и такими: с определенными словами, записанными на доске или карточке, воспроизведёнными на экране проектора, составить связный текст или предложения на определенную тему.
Порядок работы: 1) перед диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое языковое явление, 2) учащиеся слушают текст, но не записывают его, а только ставят в тетрадях цифры для обозначения соответствующих фактов языка.
Диктуемый текст: Ночь. Не спится. На небе ярко светят звёзды. Выполненная работа выглядит так: 521
Порядок работы: 1) диктующий предлагает составить предложение по определённым признакам, либо 2) записать слово по определённым признакам.
Словарный диктант с грамматическим заданием:
Подобный словарный диктант способствует формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, предлагаемое учащимся, помогает им выбрать правильное написание, например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.
Пустошь, тишь, пейзаж, туч, луч, ночь, мяч и т.д. Грамматическое задание: определить род, склонение, падеж, чтобы выбрать правильно написание.
К Марии, по долине, об армии, в здании, о гербарии и т.д. Грамматическое задание: определить падеж, написать начальную форму слова.
Тает, колет, борется, дышит, вертит, смотрят и т.д. Грамматическое задание: определить спряжение, выделить окончание глаголов.
Бесшумный, безрадостный, нисходить, низвергнуть и т.д. Грамматическое задание: выделить приставку и корень; определить с глухой или звонкой начинается корень.
Задание: Укажите род и склонение имён существительных.
Речь, мяч, тишь, ветошь, вещь, плащ, ночь, молодёжь, луч, дочь, ложь, пейзаж, богач, врач, полночь, пустошь, брошь, шалаш.
Дополнительное задание: Дайте толкование выделенных слов.
Например, диктующий ставит задачу записать слова с мягким знаком после шипящих
Идёшь, фальшь, щёлочь, глушь, стричь, печь, намажь
Словарный диктант с табу (ограничением).
Это разновидность выборочного словарного диктанта. Подобный вид работы мобилизует внимание учащихся, создаёт условия для прочного усвоения орфографического правила, учебного материала.
Порядок работы: 1) слова расположены на доске (на интерактивной доске, на экране мультимедийного проектора, на карточке) 2) учащиеся должны записать, но не выписывать слова табу.
Например, слово ТАБУ: слова с разделительным мягким знаком Ь.
Задание: Из расположенных на доске (на интерактивной доске, на экране мультимедийного проектора, на карточке) слов не выписывайте слова табу. ТАБУ: слова с разделительным мягким знаком Ь.
Почтальон, подъезд, съёмка, семья, вьюга, объявление, съесть, бьёт, объём, шьёт, необъятный, серьёзный, съёжиться, отъехать, пьеса, съедобный, съезд, соловьи, крестьянин, изъян, бульон, объедки, побережье.
Этот вид упражнения предлагают учебники русского языка различных УМК. Он развивает память у учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Методика известна. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами или слова без пропущенных орфограмм, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку. В УМК С.И.Львовой данная работа носит название орфографический минимум.
Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.
Видимо-невидимо, вмиг, волей-неволей, впоследствии, давным-давно, точь-в-точь, с налёту, с разбегу, нисколечко, на цыпочках, на совесть, ни разу, никогда.
Делегат, депутат, директор, дипломат, президент, конгрессмен.
Концерт, ансамбль, маскарад, фестиваль, фантазия, репетиция, режиссёр, пьеса, драма, спектакль, театр, эксперимент.
Сигнальный словарный диктант.
Например, поднимите жёлтую карточку, если пишется Н, и красную карточку, если пишется НН.
Львиный, каменный, кожаный, решена, безветренный, прочитана, истинный, лебединый, фирменный, пустынный, пустынна, стеклянный, лекционный, вязаный, тушёный.
Мышиный, каменный, старинный, ветреный, решена, кожаный, революционный, безветренный, истинный, лебединый, вязаный, тушёный, маринованный, стеклянный, фирменный, квашеный, юный.
Например, обучающимся раздаются сигнальные карточки, на которых с одной стороны написано НЕ, с другой НИ. Учитель читает слова, а дети должны показать карточкой, что они выбирают для написания:
Несколько, ничего, негде, никем, никакой, ни для кого и т.д.
Или сигнальные карточки с цифрами «1» или «3» и задание : ни с кем, никого, ни для кого, некем и т.д.
Словарный диктант с самопроверкой.
Следующий вид диктанта – словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование навыков самоконтроля. Учитель диктует слова, обучающиеся записывают, а затем проверяют написанное по учебнику либо по «Орфографическому словарю». Таким образом находят свои ошибки, исправляют, и в дальнейшем вероятность этой ошибки в написании слова уже минимальна.
Работа над таким диктантом включает несколько этапов:
обращение к опорным схемам;
проверка диктанта с обозначением орфограммы.
Словарный диктант с взаимопроверкой.
Здесь работа осуществляется в парах. После написания слов обучающиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга, выставляя оценки карандашом. То есть «работают» учителями.
При такой работе развивается внимание, повышается собственная грамотность.
Словарный диктант «Проверяю себя».
Даёт хороший результат при отработке навыков орфографии. Он может быть как словарным, так и текстовым. Технология его проведения такова: учитель диктует предложения (или отдельные слова), учащиеся пишут, но вместо букв, в написании которых школьник сомневается, он оставляет пробел, подчёркивая его снизу, а предполагаемую букву пишет на полях. При проверке правильная буква вписывается над чертой в место пробела. Если ученик был прав, буква на полях подчёркивается снизу, если нет – зачёркивается. Точно так же можно проводить работу и при проверке употребления знаков препинания. Все графические обозначения выполняются либо простым карандашом, либо ручкой с зелёной пастой.
Заместительный словарный диктант.
Заместительный словарный диктант, или диктант на замену, обогащает лексикон учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Слова целесообразнее группировать по темам.
Заместительный словарный диктант, или диктант на замену, обогащает лексикон учащихся, активизирует процесс усвоения орфографического правила. Существует несколько его видов, остановимся на двух.
Употреблять (использовать), реставрировать (восстанавливать), забавляться (развлекаться), беседовать (разговаривать), думать (размышлять), тревожиться (беспокоиться).
Задание: Замените данные слова антонимами с приставками ПРЕ-//ПРИ-.
Уехать (приехать), убежать (прибежать), неинтересный (преинтересный), преуменьшать (преувеличивать), некрасивый (прекрасный), унести (принести), не очень милый (премилый). немного увеличивать (преувеличивать), немного уменьшать (преуменьшать), унести (принести), не очень милый (премилый), не очень симпатичный (пресимпатичный).
Перфокартный словарный диктант позволяет учителю провести быструю диагностику степени усвоения учебного материала прямо после изучения новой темы. У меня заготовлены перфопапки (сложенный вдвое лист плотной бумаги, на лицевой стороне которой пробиты отверстия). В такую папку вложен листик с фамилией ученика.
Задание: Впишите в отверстие перфокарты букву О или букву Ё.
Здание прописано заранее на обычной школьной доске или проецируется на интерактивную доску:
Деш…вый, щ…тка, ч…порный, ч…рствый, ч…лка, ш…лковый, маж…р, расч…ска, кош…лка, ш…фёр, ж…кей, бесш…вный, ш…рстка, печ…нка, ш…ссе, ш…пот, пч…лка, пош…л и др.
Такая работа не требует много времени, а проверка производится очень быстро при помощи шила (методика Г.А.Богдановой).
Диктант с единоначатием (анафорический):
Карандаш, капитан, кавалерия, каникулы, карнавал, калитка, как будто, карикатура, катер.
Комитет, корабль, корова, конгресс, комендант, консерватория, композитор, комбинат.
Тематический диктант ( слова можно располагать по алфавиту):
Попугай, малиновка, соловей, синица, дятел, дрозд, ворона, грач, снегирь, сорока, колибри.
Собственно лексический диктант.
Задание: Запишите слова, угадав их по лексическому значению.
1. Род деревьев и кустарников семейства мимозовых (Акация).
2. Геометрическое тело, образованное путём вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон (Цилиндр).
3. Вид искусства объединяющий выступления акробатов, фокусников, клоунов, дрессировщиков (Цирк).
4.Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания (Цитата).
5. Свойственный цыганам, характерный для их быта, образа жизни (Цыганский).
6. Пренебрежение к нормам морали, нравственности: наглость, бесстыдство (Цинизм).
7. Птенец курицы, а также индейки, цесарки (Цыплёнок).
8. Ходить на кончиках пальцев (На цыпочках),
10.Устное изложение учебного предмета, чаще в высшем учебном заведении, а также запись этого изложения (Лекция).
Сопоставительный словарный диктант.
Данный вид работы учит школьников выявлять сходное и различное в сопоставляемых словесных явлениях, различать условия выбора орфограмм.
Задание: Преобразовать слова с гласной И в корне слова в однокоренные слова с гласной Е.
Собирать (соберёшь), избирать (изберёшь), запирать (запер), отдирать (отдеру), замирать (замер), расстилать (расстелю), замирать (замер), выжигал (выжег), вычитать (сочетание).
Алгоритмический словарный диктант ( опорный, диктант «с подсказкой»).
Позволяет учащимся сосредоточиться на изучаемом лингвистическом материале, организует мыслительную работу школьников.
Задание: Опираясь на схему (алгоритм), запишите данные слова.
ПРИСТАВКИ
Бесценный, безвкусный, разбудить, расписание, вздрогнуть, всходить, разгибаться, испортиться, бесплатный, раздать, рассмешить, взмахнуть, вскрикнуть, воссоздать, низвергаться, восславить, исцарапать, исцелить, расколоть, раздумать.
Немой словарный диктант.
Данный вид работы основан на невербальном (паралингвистическом) уровне коммуникации. Пробуждает интерес к изучаемой орфограмме и творческие наклонности, способствует формированию орфографических навыков. Методика проведения: учитель или ученик, выбранный по желанию, не диктует слова, а показывает мимикой, пантомимикой и жестами. Ученики записывают в тетради слова, выделяя орфограммы.
Задание: Запишите слова на тему «Е или И в суффиксах существительных».
Игровой словарный диктант.
Включает в себя элементы игры, поэтому пробуждает интерес школьников к предмету и выполняемой работе, содействует развитию памяти и быстроты мышления.
Задание: Превратите имена существительные нарицательные в имена собственные. Составьте с ними словосочетания.
Птица орёл (город Орёл), цветок роза (девушка Роза),, воздушный шарик (собака по кличке Шарик), плодородная земля (планета Земля), наша школа (повесть Гайдара «Школа»), малая родина (кинотеатр «Родина»), известный путешественник (журнал «Путешественник»).
Задание: Напишите и запомните мнемонические правила «НЕ с глаголами».
С глаголами отдельно
К игровым словарным диктантам можно отнести и диктанте на основе загадок, и диктанты с заданием «Продолжи строчку» и многие другие.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка)
По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор,
По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук. (Счёты)
Не змеи, а жалят. (Пчёлы)
В лес густой с утра пошла,
Ничего не спилила. (Расчёска)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
Задание: Продолжите строчку стихотворения Д.Чиарди «Доскажи словечко», употребляя антоним.
Скажу я слово «высоко»,
Скажу я слово «высоко»,
Скажу тебе я слово «трус»,
Теперь «начало» я скажу.
Задание: У В.И.Даля, известного создателя «Словаря живого великорусского языка», было 4 дочери 1 сын. Для них он придумывал разные лингвистические игры. Например, «Кузовок».
Видов словарной работы достаточно много. Выбор такой учебной деятельности зависит от уровня подготовки ученического коллектива, фантазии и опыта педагога. Но в любом случае эффект всегда будет весьма ощутимым и поможет не только разнообразить урок, но и достичь желаемого результата на пути повышения грамотности обучающихся.
Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.
Важно помнить, что лишь при систематическом использовании этого многоаспектного вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных результатов в формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Именно она, наряду с языковым чутьём, является залогом грамотного письма школьников.
Список использованной литературы
1. Александрова, Г.В. Занимательный русский язык [Текст]/ Г.В.Александрова.- СПб.:Тригон, 1998. – 652 с.
2. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст]/ А.Т.Арсирий.- М.:Просвещение, 1995. – 377 с.
6. Панов, М.В. Занимательная орфография [Текст]/ М.В.Панов.- М.:Просвещение, 1984. – 154 с.