Слово как средство создания образа
Конспект урока по РДЛ для 5 класса «Слово как средство создания словесно-художественного образа»
1. Конспект урока по РДЛ для 5 класса
«С лово как средство создания словесно-художественного образ а»
1. определить роль художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства;
2. развивать интерес к художественной литературе, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников;
3. воспитывать чувство уважения к видам искусства, развивать интерес к культуре своей Родины.
I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
II. Подготовка к активной деятельности.
1. Задумывались ли вы, для чего существует слово? ( Если в русском языке с помощью слов можно донести смысл сказанного, передать свою мысль другому человеку, точнее передать информацию, то в литературе слова помогают создавать художественные образы в литературе)
III. Объяснение нового материала.
Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для
создания художественных образов. В словах, в языке любого народа
запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована
мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно
может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду.
Ребята, давайте попробуем объяснить смысл пословиц о слове:
• Словом можно полки за собой повести.
• Словом можно продать и предать и купить.
• От доброго слова язык не отсохнет.
• Слово не стрела, а сердце насквозь разит.
IV. Закрепление материала.
Чтобы закрепить данный материал, предлагаю вам такое задание: с помощью слов создать словесно-художественный образ.
1) Образ человека (фото 1)
2) Образ природы (фото 2)
3) Образ времени года (фото 3)
4) Образ животного (фото 4)
5) Образ события (фото 5)
6) Образ предмета (фото 6)
В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.
Основным средством литературы является слово. Посредством созданных
словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие,
сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным».
Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания
написанного. Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается
рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание.
Подводя итоги, письменно ответьте на 3 вопроса. У каждого на парте листочек. Попрошу прочитать про себя вопросы и дать короткий ответ.
• Что тебе понравилось на уроке?
• Что нового узнал на уроке?
• Как слова помогают воссоздать образ героя?
VI . Домашнее задание.
Прочитать «Финист Ясный Сокол» + нарисовать картину к произведению.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по РДЛ для 5 класса «Слово как средство создания словесно-художественного образа»
1. Конспект урока по РДЛ для 5 класса
«С лово как средство создания словесно-художественного образ а»
определить роль художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства;
развивать интерес к художественной литературе, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников;
воспитывать чувство уважения к видам искусства, развивать интерес к культуре своей Родины.
I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
II. Подготовка к активной деятельности.
Задумывались ли вы, для чего существует слово? ( Если в русском языке с помощью слов можно донести смысл сказанного, передать свою мысль другому человеку, точнее передать информацию, то в литературе слова помогают создавать художественные образы в литературе)
III. Объяснение нового материала.
Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для
создания художественных образов. В словах, в языке любого народа
запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована
мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно
может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду.
Ребята, давайте попробуем объяснить смысл пословиц о слове:
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить.
От доброго слова язык не отсохнет.
Слово не стрела, а сердце насквозь разит.
IV. Закрепление материала.
Чтобы закрепить данный материал, предлагаю вам такое задание: с помощью слов создать словесно-художественный образ.
Образ человека (фото 1)
Образ природы (фото 2)
Образ времени года (фото 3)
Образ животного (фото 4)
Образ события (фото 5)
Образ предмета (фото 6)
В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.
Основным средством литературы является слово. Посредством созданных
словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие,
сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным».
Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания
написанного. Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается
рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание.
Подводя итоги, письменно ответьте на 3 вопроса. У каждого на парте листочек. Попрошу прочитать про себя вопросы и дать короткий ответ.
Что тебе понравилось на уроке?
Что нового узнал на уроке?
Как слова помогают воссоздать образ героя?
VI . Домашнее задание.
Прочитать «Финист Ясный Сокол».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1183680
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока «Слово как средство создания словесно-художественного образа»
1. Конспект урока по родной литературе для 5 класса
«Слово как средство создания словесно-художественного образа»
1. определить роль художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства;
2. развивать интерес к художественной литературе, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников;
3. воспитывать чувство уважения к видам искусства, развивать интерес к культуре своей Родины.
I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
II. Подготовка к активной деятельности.
1. Задумывались ли вы, для чего существует слово? ( Если в русском языке с помощью слов можно донести смысл сказанного, передать свою мысль другому человеку, точнее передать информацию, то в литературе слова помогают создавать художественные образы в литературе)
3. Какова роль слова в создании образов в литературе? (Описывая что-либо словами, мы создаем словесно-художественный образ)
III. Объяснение нового материала.
Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для
создания художественных образов. В словах, в языке любого народа
запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована
мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно
может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду.
Ребята, давайте попробуем объяснить смысл пословиц о слове:
· Словом можно полки за собой повести.
· Словом можно продать и предать и купить.
· От доброго слова язык не отсохнет.
· Слово не стрела, а сердце насквозь разит.
IV. Закрепление материала.
Чтобы закрепить данный материал, предлагаю вам такое задание: с помощью слов создать словесно-художественный образ.
1. Образ человека (фото 1)
2. Образ природы (фото 2)
3. Образ времени года (фото 3)
4. Образ животного (фото 4)
5. Образ события (фото 5)
6. Образ предмета (фото 6)
В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.
Основным средством литературы является слово. Посредством созданных
словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие,
сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным».
Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания
написанного. Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается
рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание.
Подводя итоги, письменно ответьте на 3 вопроса. У каждого на парте листочек. Попрошу прочитать про себя вопросы и дать короткий ответ.
· Что тебе понравилось на уроке?
· Что нового узнал на уроке?
· Как слова помогают воссоздать образ героя?
VI. Домашнее задание.
Прочитать «Финист Ясный Сокол».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Слово как средство создания образа
Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
СОДЕРЖАНИЕ:
Художественный образ — любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
Итак, «художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимофеев).
Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как «парус» у М. Ю. Лермонтова).
Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевского «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».
На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы.
Это происходит по двум причинам:
изменяется сам предмет изображения — человек,
изменяются и формы его отражения искусством.
Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романтиками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.
В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои неизменно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А художники-романтики, напротив, возвышают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических произведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.
Хотя создателями художественных образов являются художники (поэты, писатели, живописцы, скульпторы, архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели, зрители, слушатели и т. д. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственными мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные его стороны. В этом смысле художественный образ неисчерпаем, как и сама жизнь.
Художественные средства создания образов
Речевая характеристика героя :
— диалог – разговор двух, иногда более лиц;
— монолог – речь одного человека;
— внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.
Авторская характеристика – оценочное отношение автора к рассказываемому.
Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.
Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики.
Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.
Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.
Элективный курс «От слова к образу»
В концепции, одобренной распоряжением Правительства РФ в мае 2003 года, определены приоритетные направления действий на рынке труда в области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда. Это, прежде всего, разработка прогноза потребности в специалистах, а также развитие профессиональной ориентации школьников. Министр В. М. Филиппов определил в своем докладе новые стандарты образования. Он отметил, что старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека.
Учителю литературы следует уделять особое внимание развитию образного мышления школьника, обучению вдумчивому чтению произведений, обращая внимание на те приемы, которыми пользуются авторы, чтобы язык не только передавал информацию, но и воздействовал на чувства читателя, на воображение и память.
Художественная литература – это письменная форма искусства слова. Слово как структурная единица языка может быть образным. В художественной литературе словесные образы создаются и отдельным словом, и сочетанием слов. Это может быть строфа или абзац, глава, даже целое произведение.
Образность – одна из сторон художественного текста, которая создается за счет взаимодействия языковых единиц различных уровней (звуковых, лексических, морфологических, синтаксических), реализованных в тексте. Язык обладает своим
набором образных средств, т. е. средств, с помощью которых говорящий может передать образное представление, “воссоздать кусочек действительности”, выразить отношение к описываемому. Образные средства языка активно используются в разговорной речи, в публицистике, частично в научной речи (например, в такой ее разновидности, как лекция, доклад), но образность художественного текста отличается индивидуальностью. Эстетическое воздействие словесного образа заключается в необычности, нестандартности употребления слова в художественном тексте, благодаря чему возникает новое осмысление изображаемого. Функции обыденных слов резко изменяются в языке художественной литературы; когда они переносятся в непривычную, новую стилистическую среду, их экспрессивно – изобразительный вес неизмеримо возрастает.
Элективный курс “От слова к образу” был создан с целью обучения школьников выявлению приемов, средств создания индивидуальной образности художественного текста, которая в свою очередь ведет к развитию нестандартного мышления школьника, его интеллектуальному и творческому развитию.
Задачи данного курса:
По окончании курса учащийся должен уметь:
Данные виды деятельности включены в Стандарт профильного уровня литературного образования, тем самым обеспечивая подготовку выпускников к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, профиль которых предусматривает изучение филологических дисциплин, теории литературы.
Методы и формы работы определяются задачей курса и его содержанием: определение лингвистических понятий, медленное чтение художественных произведений, проникание в особенности языка каждого автора, анализ изобразительно – выразительных средств русской речи, сочинение собственных сочинений разных жанров, анализ творческих работ учащихся, устранение недочетов в них, аналитическая беседа, работа со словарем.
Направленность ученика на осознание способов изучения литературы, движения от художественного образа к понятию и от понятия к образу является одним из направлений активизации его деятельности, формированию его духовного мира, гражданских и нравственных чувств.
По окончании курса ученик защищает научно-исследовательскую работу по анализу образных средств в одном из произведений писателей ХІХ века.
Данная программа является компилятивной. Составлена в соответствии в примерными программами профильного и предпрофильного обучения.
Элективный курс “От слова к образу” можно использовать и в 9-ых классах общеобразовательной и профильной школы, так как программа 9-ого класса это допускает.
Содержание программы 10 класс (35 часов) Введение (1 час)
Понятие художественной литературы как письменной формы искусства слова. Знакомство с понятиями стиля, языка художественного произведения. Слово в языке художественной литературы. Образность художественного текста.
Модуль 1. Образные средства языка и конкретные средства создания образности (15 часов).
Многозначность (полисемия) слова в художественном тексте: метафора, метонимия, синекдоха как средства создания образности речи. Нахождение данных языковых элементов текста в произведениях В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина.
Омонимы в каламбурах. Омофония и омофоны.
Синонимы и антонимы в контексте. Их стилистическая роль. Нахождение данных языковых элементов текста в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Имена собственные (ономастика) в художественном тексте. Антропонимы в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать? ”
Имена собственные в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.
Устаревшая лексика (архаизмы и историзмы), неологизмы. Окказионализмы. Их стилистическая роль. Понятие стилизации. Наблюдение за созданием колорита эпохи с помощью этих слов в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого.
Историзмы и архаизмы как источники сатиры и юмора в сочетании с разговорной речью.
Фразеологические обороты. Идиомы. Крылатые выражения.
Диалектная и профессиональная лексика как средство создания речевой характеристики героев, изображения быта, а также средства особой выразительности для воссоздания местного колорита в произведениях Н. С. Лескова.
Модуль 2. Основные типы образных слов (20 часов).
Понятие образного слова с точки зрения лингвистики. Типы образных слов.
Производные слова с ощутимой внутренней формой. Гиперболичность выражаемого признака в произведения Л. Н. Толстого.
Слова, мотивированные звукоподражанием. Нахождение
данных языковых элементов в произведениях Н. В. Гоголя.
Специальные образные средства языка художественной литературы – тропы. Эпитет. Сравнение.
Сложные тропы: метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, художественный символ, синекдоха, гипербола и литота.
Стилистические фигуры: антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, умолчание, риторический вопрос.
Индивидуальная специфика образного строя слова в художественной речи.
№ п/п | план | факт | Тема | Количе-ство часов |
1 | Введение. Понятие художественной литературы как письменной формы искусства слова. Знакомство с понятиями стиля, языка художественного произведения. Слово в языке художественной литературы. Образность художественного текста (Приложение 1). | 1 ч. | ||
2–3 | Образные средства языка и конкретные средства создания образности (7 часов) Многозначность (полисемия) слова в художественном тексте: метафора, метонимия, синекдоха как средства создания образности речи. Нахождение данных языковых элементов текста в произведениях В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина (Приложение 2-3). | 14 ч. 2 ч. | ||
4–5 | Омонимы в каламбурах. Омофония и омофоны (Приложение 4-5). | 2 ч. | ||
6–7 | Синонимы и антонимы в контексте. Их стилистическая роль. Нахождение данных языковых элементов текста в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова (Приложение 6-7). | 2 ч. | ||
8–9 | Имена собственные (ономастика) в художественном тексте. Антропонимы в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать? ” Имена собственные в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя (Приложение 8-9). | 2 ч. | ||
10-11 | Устаревшая лексика (архаизмы и историзмы), неологизмы. Окказионализмы. Их стилистическая роль. Понятие стилизации. Наблюдение за созданием колорита эпохи с помощью этих слов в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого. Историзмы и архаизмы как источники сатиры и юмора в сочетании с разговорной речью (Приложение 10-11). | 2 ч. | ||
12-13 | Фразеологические обороты. Идиомы. Крылатые выражения. (Приложение 12-13). | 2 ч. | ||
14-15 | Диалектная и профессиональная лексика как средство создания речевой характеристики героев, изображения быта, а также средства особой выразительности для воссоздания местного колорита в произведениях Н. С. Лескова (Приложение 14-15). | 2 ч. | ||
Основные типы образных слов. Понятие образного слова с точки зрения лингвистики. Типы образных слов (Приложение 16-17). | 20 ч. 2 ч. | |||
18-19 | Производные слова с ощутимой внутренней формой. Гиперболичность выражаемого признака в произведениях Л. Н. Толстого (Приложение 18-19). | 2 ч. | ||
20-21 | Слова, мотивированные звукоподражанием. Нахождение данных языковых элементов в произведениях Н. В. Гоголя (Приложение 20-21). | 2 ч. | ||
22-25 | Специальные образные средства языка художественной литературы – тропы. Эпитет. Сравнение (Приложение 22-25). | 4 ч. | ||
26-30 | Сложные тропы: метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, художественный символ, синекдоха, гипербола и литота (Приложение 26-30). | 5 ч. | ||
31-34 | Стилистические фигуры: антитеза, оксюморон, градация, параллелизм, анафора, эпифора, инверсия, умолчание, риторический вопрос (Приложение 31-34). | 4 ч. | ||
35 | Индивидуальная специфика образного строя слова в художественной речи. | 1 ч. |
Литература для учащихся.
Литература для учителя.
К программе прилагаются конспекты уроков (Приложения 1–34) и календарно-тематическое планирование уроков (Приложение 35).