Слово россия как переносить
Урок по русскому языку «Как переносить слова с одной строки на другую» (2 класс) УМК «Школа России»
Тема: «Как переносить слова с одной строки на другую?»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создание условий для развития умения переносить слова с одной строки на другую, используя правила переноса.
совершенствовать умение правильно переносить слова.
познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; делать выводы в результате совместной работы всего класса.
коммуникативные: развивать способности слушать собеседника и вести диалог, находить неточности и корректировать их, совместно договариваться о правилах работы в парах, группах и следовать им.
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться работать по предложенному плану, выполнять последовательность необходимых операций, анализировать написание слов в соответствии с эталоном, анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, интерес к способу решения и общему способу действия, развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Формы работы: фронтальный опрос, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа, беседа, взаимопроверка.
1. Организационный момент. Формирование психологического настроя.
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
2. Актуализация знаний.
— Запишите число, классная работа. (Слайд 2) Посмотрите на доску.
Минутка чистописания: Кк, ККкк
— Какую букву будем сегодня писать?
— Какие звуки она обозначает?
— Дайте характеристику звукам.
— Пропишите строчку, соблюдая закономерность.
— Прочитайте слова. (Слайд 3) Что можете о них сказать? (словарные)
1) К.р.ндаш, р.сун.к, в.т.рок, ябл.к..
— Запишите, вставляя пропущенные буквы.
— Что общего в этих словах? (имена существительные, трёхсложные)
— Что значит трёхсложные слова?
— Разделите слова на слоги.
— Чем различаются слова? (ударение падает на разный слог)
Как зовут её…? (Капуста) (Слайд 5)
— Запишите слово, поставьте ударение, выделите непроверяемую безударную гласную. Разделите на слоги. (Слайд 6)
— Подберите однокоренные слова. (капустка, капустный (лист), капустница (бабочка)
— Запишите через запятую однокоренные слова.
— Какой корень? Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)
— Какое слово может быть лишним? (капустница – 4 слога)
— Разделите слова на слоги.
— Что повторили благодаря словарным словам? (правописание слов, слоги, ударение, непроверяемые безударные гласные, однокоренные слова, как пишется корень в однокоренных словах)
— Все эти знания помогут сегодня нам на уроке.
3. Введение в тему урока.
— Прочитайте слоги. ре нос пе (карточки со слогами)
— Составьте слово. (перенос)
— Определите тему урока. (Перенос слов) (Слайд 7)
— Каким знаком обозначается перенос?
— Разделите слово знаком переноса. (пе-ренос, пере-нос)
— Сколько способов вы нашли? А можно ещё это слово перенести другим способом?
— Определите цель нашего урока. (учиться переносить слова) (Слайд 7)
— Какое главное правило переноса надо помнить? (слова переносятся по слогам)
— А как узнать количество слогов в слове? (посчитать гласные. Сколько в слове гласных, столько и слогов)
5. Физминутка для глаз.
6. Открытие новых знаний.
— Предложите задание по теме урока. (разделить слова для переноса)
— Сколько слогов в слове капустный? Как можно перенести данное слово? Запишите. (Слайд 8)
— Постарайтесь написать все случаи переноса слова капустница. (Слайд 9)
— Сделаем вывод. Как переносятся слова? (появляется карточка на доске: 1. ка-пустный, капуст-ный) Это главное правило переноса.
2. – Послушайте стихотворение Александра Шибаева, как один мальчик переносил слова.
Мы изучаем перенос.
Вот как слова я перенёс:
Едва, я перенёс е-два
И получил за это два.
Укол я перенёс: у-кол
И получил за это кол.
Опять я перенёс о-пять,
Теперь, наверно, будет пять?
— Как вы думаете, получит ли мальчик «пятёрку»?
А) Работа в группе. (Карточка с заданиями)
Удар, змея, шкаф, опять.
1. Разделите карандашом слова на слоги.
2. Запишите эти слова, используя правило переноса.
— Смогли вы записать слова с переносом? Почему?
— Давайте сначала подумаем, какое слово может быть лишним? (шкаф- односложное слово) Как его перенести? (появляется карточка:
— Кто сможет сформулировать ещё одно правило переноса? (Слова с одним слогом не переносятся)
— Что можете сказать про остальные слова? (двусложные)
— Сделаем вывод. (Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую)
(появляется карточка: 3. удар, змея)
— Скажите теперь, получит ли мальчик «пятёрку» за перенос слова о-пять?
— Но есть ещё правила переноса. О них вы расскажите, когда поработаете в паре.
(Карточка с заданием)
— Запишите слова на листочке, используя правило переноса.
Коньки, пеньки, ручьи.
Ванна, касса, русский.
— Какие ещё правила переноса есть в русском языке?
(Букву й и букву ь не отделяют от предыдущей буквы)
(появляется карточка: 4. лей-ка, зай-ка
(При переносе слов с удвоенными согласными одну букву оставляют на строке, а другую букву переносят на другую строчку)
7. Первичное закрепление.
— Перед вами слова. (Слайд 10) Киоск, шашки, радио, Елена, одену, тайна, якорь, кольцо, автобус.
— Как вы думаете, какое задание надо будет выполнить? (разделить для переноса)
— Кто желает поработать у доски? (2 человека, у них карточки с этими словами)
Проверка по эталону. (Слайд 11)
— Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы! Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.
— Чему мы учились, выполняя это задание? (учились переносить слова)
— Назовите тему урока.
— Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?
— Какие слова нельзя переносить?
— Продолжите фразы. (Слайд 12) Сегодня на уроке:
— Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания? Если да, то где? (грамотно писать)
с.71 повторить правило, упр.108. (Слайд 13)
— Оцените свою работу на уроке. Подумайте, на каком уровне ваши знания. Нарисуйте кружок нужного цвета в тетради. (Слайд 14)
Памятка «Правила переноса слов»
Правила переноса слов
Раньше слова переносились по слогам, а с недавнего времени ввели новые правила деления на слоги и новые правила переноса. Придется вникать и детям, и родителям.
Правила переноса в русском языке
1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога (то есть без гласной переносить нельзя); например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.
2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
Неправильно: люб-овь, дяд-енька, реб-ята, паст-ух
Правильно: лю-бовь, дя-денька, дядень-ка, ре-бята, ребя-та, па-стух, пас-тух
Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.
Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы,не разрешается.
Неправильно: раз-ыскать роз-ыгрыш
Правильно: ра-зыскать, разыс-кать ро-зыгрыш, розыг-рыш
Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.
3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.
Неправильно: под-ъезд бол-ьшой бул-ьон
Правильно: подъ-езд боль-шой бу-льон буль-он
4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
Неправильно: во-йна сто-йкий фе-йерверк ма-йор
Правильно: вой-на стой-кий фей-ерверк, фейер-верк май-ор
5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
Неправильно: а-кация акаци-я
6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.
Неправильно: по-дбить ра-змах
Правильно: под-бить раз-мах
7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
Неправильно: прис-лать отс-транять
Правильно: при-слать от-странять
8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
Правильно: пяти-граммовый, пятиграм-мовый
9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
Неправильно: жу-жжать ма-сса ко-нный
Правильно: жуж-жать мас-са кон-ный
Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.
10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.
11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.
12. Из изложенных выше правил переноса следует, что
• многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра
• Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.
13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.
14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.
15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.
16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.
17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.
Как видите, чтобы запомнить все эти «нельзя», нужно хорошо потрудиться. А помогут в этом проверочные задания.
Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»
Задание на закрепление материала: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.
Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.
Правила переноса слов в краткой таблице (для 1-2 класса)
Правила деления на слоги
Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.
Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе «старыми»), а Московская совершенно иначе («новые правила»).
Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.
Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.
Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание).
Правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.
Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
• Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
• Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
• Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
• В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
• В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
• два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
• два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.
Если обобщить правило более доходчиво:
Слова «разрубаются» на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.
Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>
Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных
Потренируемся в делении на слоги?
Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.
Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по «старым» и «новым» правилам.
Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.
Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.
Как перенести слово Россия по слогам?
Можно ли перенести слово русский?
Учитывая наличие двойных согласных, слово «русский» следует правильно перенести по слогам с одной строки на другую: рус-ский.
Как перенести слово российской?
Можно ли перенести слово Россия с одной строки на другую?
Переносы и слоги в слове Россия
Возможен только 1 вариант переноса: Рос-сия
Как перенести слово аллея по слогам?
Слово «аллея», хотя имеет три слога, можно перенести по слогам c одной строки на другую только одним способом: ал-лея.
Можно ли перенести слово классный?
Можно ли перенести слово Кирилл?
ки-рилл Слово « кирилл » можно переносить только одним способом!
Можно ли перенести слово ссора?
Это двусложное слово следует перенести по слогам с одной строки на другую в полном соответствии с его фонетическим слогоразделом: ссо-ра. Это единственно правильный вариант переноса слова.
Можно ли перенести слово Анна?
Слово «Анна» следует правильно перенести по слогам, рассредоточив двойные согласные : Ан-на.
Как перенести слово Уральский?
Как правильно перенести слово шоссе?
шос-се Слово « шоссе » можно переносить только одним способом!
Как правильно перенести слово класс?
Слово «класс» нельзя переносить на другую строку!
Как правильно перенести слово она?
Слово «она» нельзя переносить на другую строку!
Можно ли перенести слово колья?
ко-лья Слово « колья » можно переносить только одним способом!
Как перенести слово Байтерек?
Как перенести слово алея?
Слово «алея» нельзя переносить на другую строку!
Памятка «Правила переноса слов»
Правила переноса слов
Раньше слова переносились по слогам, а с недавнего времени ввели новые правила деления на слоги и новые правила переноса. Придется вникать и детям, и родителям.
Правила переноса в русском языке
1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога (то есть без гласной переносить нельзя); например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.
2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
Неправильно: люб-овь, дяд-енька, реб-ята, паст-ух
Правильно: лю-бовь, дя-денька, дядень-ка, ре-бята, ребя-та, па-стух, пас-тух
Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.
Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы,не разрешается.
Неправильно: раз-ыскать роз-ыгрыш
Правильно: ра-зыскать, разыс-кать ро-зыгрыш, розыг-рыш
Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.
3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.
Неправильно: под-ъезд бол-ьшой бул-ьон
Правильно: подъ-езд боль-шой бу-льон буль-он
4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
Неправильно: во-йна сто-йкий фе-йерверк ма-йор
Правильно: вой-на стой-кий фей-ерверк, фейер-верк май-ор
5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
Неправильно: а-кация акаци-я
6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.
Неправильно: по-дбить ра-змах
Правильно: под-бить раз-мах
7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
Неправильно: прис-лать отс-транять
Правильно: при-слать от-странять
8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
Правильно: пяти-граммовый, пятиграм-мовый
9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
Неправильно: жу-жжать ма-сса ко-нный
Правильно: жуж-жать мас-са кон-ный
Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.
10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.
11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.
12. Из изложенных выше правил переноса следует, что
• многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра
• Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.
13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.
14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.
15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.
16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.
17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.
Как видите, чтобы запомнить все эти «нельзя», нужно хорошо потрудиться. А помогут в этом проверочные задания.
Упражнение к теме «Правила деления на слоги. Правила переноса слов»
Задание на закрепление материала: разбейте на слоги данные слова; в скобках разделите эти же слова для переноса; выделите слова, которые нельзя разделить для переноса.
Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.
Правила переноса слов в краткой таблице (для 1-2 класса)
Правила деления на слоги
Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.
Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе «старыми»), а Московская совершенно иначе («новые правила»).
Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.
Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.
Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание).
Правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.
Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
• Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
• Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
• Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
• В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
• В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
• два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
• два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.
Если обобщить правило более доходчиво:
Слова «разрубаются» на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.
Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>
Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных
Потренируемся в делении на слоги?
Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.
Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по «старым» и «новым» правилам.
Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.
Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.