Слово врача как лечебный фактор

Медицинские интернет-конференции

Языки

Врач и больной. Слово как лечебный фактор

Врач и больной. Слово как лечебный фактор.
Козловская М.Л.
Научный руководитель: педагог-психолог Ключникова Ю.А.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ ми. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Еще со времен глубокой древности считалось, что врач должен проявить
внимательность и чуткость к больному и уметь уберечь его от вредных влияний и волнений. Поэтому для успеха лечения врач должен уметь ободрить больного, обнадежить выздоровление или поправление здоровья. Слово может иметь огромное психотерапевтическое значение. Важную роль в процессе взаимодействия медицинского работника и пациента играют восприятие и понимание участников коммуникации друг друга. Некомпетентность в общении хотя бы с одной стороны способна нарушить диагностический и лечебный процесс и не привести к желаемым результатам.

От самого врача зависит в известной мере характер тех реакций, какие возникают в системе высшей нервной деятельности больного. Весь внешний облик врача, его манера держаться с больными, тон его беседы, его эмоциональное состояние, — все это комплексы раздражителей огромной силы и значимости, способные вызывать со стороны больного весьма сильную моральную и эмоциональную реакцию. Раздел медицины, занимающийся изучением этих проблем, называется этика и деонтология. Это учение о моральных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностической и лечебной взаимодействия. Кроме них, важнейшими считаются проблемы: врачебной тайны, эвтаназии, сообщение пациенту правильного диагноза его заболевания и др.

Выдающийся физиолог И. П. Павлов рассматривал слово как раздражитель, играющий немаловажную роль в образовании рефлексов человека. При этом, подчеркивал он, важное значение имеет, не только само врачебное слово, но и те ассоциативные связи, какие возникают под его влиянием в сознании больного, оживляя следовые реакции прошлого жизненного опыта.

Таким образом, учение о слове, как и учение о неврозах и методах их лечения, должно интересовать врачей всех специальностей. Отсюда следует, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой любого врача.

Источник

Слово врача как лечебный фактор

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:11, реферат

Описание работы

Не секрет, что сейчас участились случаи судебных процессов, где в качестве ответчика выступают медицинские работники. В большинстве своем судебные иски вызваны конфликтными ситуациями во взаимоотношениях с пациентом. Жалобы, как правило, возникают не на качество медицинской помощи, а на бездушие, на формализм медиков. Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. За тысячелетия существования медицины искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность.

Содержание

Введение
Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом
Влияние врача на самосознание больного
Взаимоотношение врача и пациента
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

слово врача.doc

«Слово врача как лечебный фактор»

Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом

Влияние врача на самосознание больного

Взаимоотношение врача и пациента

Не секрет, что сейчас участились случаи судебных процессов, где в качестве ответчика выступают медицинские работники. В большинстве своем судебные иски вызваны конфликтными ситуациями во взаимоотношениях с пациентом. Жалобы, как правило, возникают не на качество медицинской помощи, а на бездушие, на формализм медиков. Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. За тысячелетия существования медицины искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность.

Сложности в коммуникации врач-пациент влияют на качество врачебной помощи и сказываются на течении лечебного процесса. Речь идет не только о крайних проявлениях нарушенных взаимоотношений в виде жалоб пациента на нечуткое обращение и т.д. Даже стертые проявления конфликтных взаимоотношений, невербализированные, вполне ощутимо влияют на настроение. В коммуникации участвуют обе стороны.

Значение слова врача в лечении больного хорошо понимали еще в древности и часто использовали это. За две тысячи лет до нашей эры один из постулатов древней иранской медицины гласил: «Три орудия есть у врача: слово, растение и нож». Гиппократу приписывают такие слова: «Если есть несколько врачей, из которых один лечит травами, другой — ножом, а третий — словом, прежде всего обратитесь к тому, кто лечит словом».

Прошли века, одни методы забыты, другие потеряли свое значение, а слово в его целебном значении по-прежнему осталось в арсенале самых эффективных врачебных средств. Ведь каждый лечащий врач независимо от специальности, хочет он того или нет, занимается психотерапией. Едва ли нужно доказывать, какое уважение и доверие питают пациенты к врачу, владеющему методом словесного убеждения. Однако в устах умелого врача слово лечит, в устах же неумелого — ранит.

Сила словесного убеждения подчас не может сравниться с действием даже самых эффективных медикаментозных средств. Однако пользоваться словом надо осторожно, доброжелательно. Необходимо знать, что, кому и когда говорить. При этом следует учитывать психологические особенности личности больного, его состояние, диагноз заболевания.

Сколько мудрых высказываний мы не знаем или забыли. В.М. Бехтерев: «Плох тот врач, после беседы с которым больному не стало легче», А.П. Чехов: «Если после разговора с врачом больному не стало лучше – это не врач», старая французская поговорка: «Врач может иногда излечить, может облегчить, но утешить он должен всегда».

Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом

Традиционное общение предусматривает взаимосвязь трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, которые в реальной действительности, конечно, не реализуются изолированно. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией, в данном случае между врачом и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная – в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.

Цель врача – выработать определенную точку зрения на сиюминутные и потенциальные проблемы пациента. Коммуникативной стороне общения свойственны наличие обратной связи, коммуникативных барьеров, коммуникативного влияния, вербального и невербального уровней передачи информации.

В контексте общения врача и пациента обратная связь – это реакция пациента на поведение врача. Обратная связь призвана помочь врачу понять, как она сама, ее поведение и предоставляемая ею информация воспринимаются и оцениваются пациентом.

Во время диалога врач и пациент постоянно меняются коммуникативными ролями “говорящего” и “слушающего”. Поэтому врач также выражает свою реакцию, прямо или косвенно. В первом случае информация, поступающая от врача (“говорящего”), в открытой форме содержит реакцию на поведение пациента (“слушающего”): “Я не смогу ответить на ваш вопрос”, “Я не приветствую нарушение вами режима”, “Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь” и т.д.; реакция может также проявляться жестами и другими элементами невербальной коммуникации. Такая обратная связь обеспечивает адекватное понимание ее пациентом и создает условия для эффективного общения.

Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру информации. Для этого используются риторические вопросы типа “Вы действительно так считаете?”, “И это поможет?” иронические замечания типа: “Да. У нас теперь все знают, как надо лечить”, вербальные и невербальные реакции и т.д. В данном случае “слушающий” должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему “говорящий” и каковы на самом деле его реакция и его отношение. Естественно, догадки не всегда оказываются верными, что значительно затрудняет процесс общения.

Выступая в роли “слушающего”, врач должен по возможности недвусмысленно реагировать на слова и поведение пациента. В затруднительных случаях лучше сказать: “Это не входит в мою компетенцию, надо посоветоваться с коллегами”.

Если пациент предоставляет врачу информацию, не поддающуюся однозначному толкованию, он обязан задать уточняющие вопросы.

Известно, что спонтанный прием сигналов обратной связи неполон и интерпретируется через собственную систему координат. Мы считаем, что система координат врача детерминируется его профессиональной ролью и основывается в большинстве случаев на безоценочном положительном отношении к пациенту. Говоря о большинстве случаев, мы имеем ввиду, что иногда врач может поведенчески оценивать некорректное, с его точки зрения, поведение пациента, например, несколько фамильярное.

С другой стороны, касаясь феномена обратной связи, нельзя не заметить, что подобное поведение пациента, возможно, является ответом на поведение врача, которое позволило ему вести себя подобным образом.

В процессе общения встает проблема не столько обмена информацией, сколько ее адекватного понимания. От чего оно зависит?

Во-первых, форма и содержание сообщения существенно связаны с личными особенностями “говорящего”, его представлениями о “слушающем” и отношением к нему и к ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, всякое сообщение трансформируется под влиянием особенностей личности “слушающего”, его отношения к автору сообщения, тексту, ситуации. Так, одни и те же слова, услышанные пациентом из уст врача, соседа по палате, родственника, могут вызвать у него разные реакции. Замечание врача, скорее всего, будет выслушано с должным вниманием, а замечание соседа – с раздражением. Одну и ту же информацию разные люди могут воспринимать совершенно по-разному в зависимости от воспитания, особенностей личности и даже политических пристрастий. Одно и то же высказывание врача один пациент воспримет как справедливое замечание, а другой – как “вечную придирку”.

Адекватное восприятие информации зависит также от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В данном случае можно говорить как о существовании у пациентов психологической защиты от информации о состоянии здоровья и о прогнозах в этом отношении, так и о возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у врача. М.Р. Битянова (1994) выделяет фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурный и барьеры отношений.

Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции.

Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т.д.). Снятие такого барьера – актуальная проблема для представителей медицинской профессии, поскольку от его преодоления зависит успешность терапевтического контакта. Поэтому у врача должны быть навыки усвоения чужих семантических систем.

Особенно важно это для врача скорой медицинской помощи. Специфика работы в службе экстренной помощи обязывает врача владеть в полной мере всеми приемами психологии общения и уметь быстро ориентироваться и налаживать контакт с пациентами, а также с родственниками, очевидцами происшествий, работниками милиции и т.д.

В экстренных ситуациях правильно собранный анамнез, быстрый контакт с пациентом часто стоит человеку жизни.

С другой стороны, бывает, что медработник сам провоцирует возникновение смыслового барьера у пациента, без надобности используя профессиональные термины. В дальнейшем это может привести к развитию патологических реакций вследствие неблагоприятного воздействия на психику пациента.

Возникновение стилистического барьера возможно при несоответствии речи врача ситуации общения, например при его фамильярном поведении, когда он всех пациентов старше определенного возраста называет “бабуля” и “дедуля”, не учитывает психологических особенностей людей и их психологического состояния (изменение сознания вследствие заболевания или приема лекарственных препаратов).

Когда врач проводит психопрофилактические беседы с пациентами перед всевозможными вмешательствами, обучает их навыкам приема лекарственных препаратов, использованию аппаратуры, знакомит с различными методиками здорового образа жизни, может возникнуть барьер логического непонимания, т.е. логика рассуждений врача может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Логика доказательств пациента также может быть ошибочной с точки зрения врача. Пути выхода из этих неравнозначных ситуаций, естественно, различны, о чем пойдет речь ниже.

Причиной возникновения социально- культурных барьеров может выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса. Врач должен быть готов к возникновению этого барьера, к тому, что для определенной части больных его авторитет недостаточен; особенно это актуально для молодых врачей.

В процессе общения врача и пациента могут возникать и барьеры отношений. Речь идет об отрицательных эмоциях, которые вызывает человек, причем причину этого часто трудно осознать, о формировании к нему отрицательного отношения, которое распространяется и на передаваемую им информацию (“Зачем вы слушаете эту Марию Ивановну? Разве она может что-нибудь путное сказать?”).

Рассматривая сущность психологического барьера, нельзя не заметить, что любой из них – это прежде всего защита, которую выстраивает пациент на пути предлагаемой ему информации. Например, представим себе заядлого курильщика, почувствовавшего себя плохо и обратившегося за советом к своему другу, профессиональному медику Друг, оценив состояние его здоровья, заявляет о необходимости бросить курить, приводя следующий аргумент: “У тебя становится жестким дыхание, и сердце пошаливает”.

Источник

Не забудем простую истину: наше слово лечит и калечит

Выдающийся отечественный клиницист М.Мудров настойчиво призывал врачей овладевать магией слова, искусством психотерапевтического воздействия на больного человека. В одном из своих научных трудов он писал: «Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости, чаще всего из психологии. Сим искусством сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, подчиняет воле больного болезни». Крупнейший отечественный невролог и психиатр В.Бехтерев образно обобщил эти мысли, заявив: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач».

Разносторонне использовать несметное речевое богатство на благо больного человека может лишь высокообразованный врач, поскольку недостаточная языковая подготовка обычно сочетается со сниженной общей культурой. Сведущий в языке пациент уже при первом общении с врачом, услышав в его речи неправильно произнесенные слова, например «средства», «предложил», «положил», «ляжьте», «ихние» и т.п., сделает нелестный вывод о его общем интеллектуальном и даже профессиональном уровне. Ведь невольно всплывает ассоциация, не является ли языковая малограмотность отражением профессиональной медицинской недоученности, особенно при отрицательных невербальных сигналах общения (неадекватные мимика и жесты, неряшливая одежда и т.п.).

Академик РАМН A.Краснов в руководстве «Секреты успеха семейного врача» отмечает: «Речь врача должна быть ровной, тихой, спокойной и четкой, немногословной, но уверенной, без лишних вопросов «для галочки», а только по делу. Особенно надо быть внимательным при формулировке диагноза и рекомендаций. Недопустимы ни ошибки, ни нечеткие формулировки, ни поспешность и суета. Все это вселяет в больного сомнение и неуверенность и снижает уважение и авторитет врача».

В век расцвета науки и техники многие люди (в их числе и медики) стали стыдиться говорить просто и стремятся всегда и везде выражаться внушительно и наукообразно. Нередки случаи, когда сам говорящий недостаточно понимает смысл «мудреных» научных слов, которые иной раз используются для маскировки банальных мыслей и поверхностных суждений. Такое положение ведущие лингвисты (Ф.Филин, К.Горбачевич) считают тревожным и подчеркивают, что настоящие ученые и писатели всегда стремились к простоте и доступности языка. Лев Толстой по этому поводу высказался весьма сурово: «Если бы я был царь, то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розг».

Прикладное медицинское языкознание призвано нетерпимо относиться к проявлениям речевой небрежности. Образцом для современных врачей может быть речь великого русского терапевта С.П.Боткина. В клинических лекциях он довольно редко пользовался иностранными словами и выражениями, прибегая к ним лишь в тех случаях, когда для определения понятий нельзя было подобрать равноценные однокоренные русские слова для замены ими таких, например, терминов как «атрофия», «гипертрофия», «катар», «метастаз», «невралгия», «патология». Боткин предпочитал употреблять понятные и точные русские слова «возврат», «выслушивание», «недостаточность» вместо соответствующих иноязычных слов («рецидив», «аускультация», «инсуфициенция»). Конечно, эти примеры не следует рассматривать как призыв к непродуманному языковому пуризму и замене русскими словами греко-латинских медицинских терминов, их надо хорошо знать и разумно применять в подходящей ситуации.

Пациенты прислушиваются к каждому слову

Следует постоянно иметь в виду высокую психологическую восприимчивость больных. Они прислушиваются к каждому слову врача, часто по-своему истолковывают смысл услышанного в надежде разгадать то, что, быть может, от них скрывают. Однажды больная при обследовании услышала, как рентгенолог сказал: «Вот сигма». Эти слова произвели на нее страшное впечатление. Убитая горем пациентка сообщила об этом невропатологу, полагая, что слово «сигма» означает «опухоль».

Деонтологические ошибки могут приводить к весьма тяжелым последствиям. С.Корж описал следующий трагический случай. Женщина 35 лет после гинекологического профосмотра была направлена на дообследование в онкологический диспансер. Пациентка считала, что в это учреждение направляют только больных раком, и поэтому сказала своим друзьям, что, если диагноз подтвердится, она покончит с собой. В диспансере после амбулаторного осмотра была предложена госпитализация для лечения. Психологическим состоянием этой женщины никто не занимался, необходимую беседу с ней не проводили. Она отпросилась домой на 1-2 дня и исчезла. Только через месяц ее труп был обнаружен в реке.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, как важно заботиться о душевном состоянии больных, оберегать их от психических травм, наносимых необдуманными словами, на всех этапах диагностики и лечения. Сложным искусством речевого общения с пациентами надо овладевать со студенческой скамьи и постоянно его совершенствовать.

Недопустим профессиональный медицинский жаргон, свидетельствующий о неуважительном отношении к личности больного человека. Слово «случай» вместо «больной», «пациент» недопустимо и оскорбительно для человека. Даже слово «больной» (как обращение к человеку) едва ли можно назвать этичным, поскольку оно снижает достоинство личности и наносит дополнительную психическую травму напоминанием о болезни. Предпочтительнее употреблять латинское слово «пациент» (в переводе оно означает «страдающий»). Однако иной раз можно услышать своего рода перлы словесного творения. На одной из «пятиминуток» в отчете молодой хирург-интерн заявил: «За время дежурства в отделение поступили два аппендицита, прободная язва желудка и ущемленная грыжа».

В русском языке для каждой названной ситуации имеется соответствующая группа устойчивых формул и выражений, а также гамма интонаций, реплик, жестов и мимики, образующих своеобразный «блок общения». В практике речевого общения врача с пациентами (и не только с ними) блок общения должен быть тщательно индивидуализирован с учетом возраста, степени образованности и других личностных особенностей собеседника.

С чувством разочарования приходится отметить, что за последние годы многие научные тексты буквально заполонили ничем не оправданные (кроме, может быть, незначительной экономии бумаги) «самодеятельные» аббревиатуры. Стали «модными» произвольные сокращения терминов, слов и словосочетаний по их первым буквам, что значительно затрудняет прочтение и восприятие написанного или услышанного. «Вирус» бездумной аббревиатуры проник в научную и учебную литературу, документацию и устную речь медиков. По моим наблюдениям, особое усердие в этом направлении проявляют молодые научные сотрудники. Не пора ли начать решительную борьбу с подобным засорением русского языка?

Так называемый врачебный почерк имеет нелестную славу из-за своей неразборчивости. Порою врач, искажающий каллиграфию, сам не может прочесть, что им было написано. Такое проявление речевой невоспитанности наносит существенный ущерб медицинской документации. Конечно, не все врачи могут писать каллиграфически, но требование к ним писать разборчивым почерком неоспоримо.

Без углубленных знаний современного русского литературного языка невозможно и терминологическое совершенствование. Эта истина особенно важна для медиков, поскольку он насыщен иноязычной терминологией. Ведь толкование русифицированных иноязычных терминов осуществляется же русскими словами и терминами.

Величие и значимость языка особенно подчеркивал Д.Лихачев: «Язык не только показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, подбор слов в речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Это не сразу кажется ясным, но это так».

Источник

Слово врача как лечебный фактор

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:11, реферат

Описание работы

Не секрет, что сейчас участились случаи судебных процессов, где в качестве ответчика выступают медицинские работники. В большинстве своем судебные иски вызваны конфликтными ситуациями во взаимоотношениях с пациентом. Жалобы, как правило, возникают не на качество медицинской помощи, а на бездушие, на формализм медиков. Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. За тысячелетия существования медицины искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность.

Содержание

Введение
Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом
Влияние врача на самосознание больного
Взаимоотношение врача и пациента
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

слово врача.doc

Если человек не хочет затрачивать усилия и расставаться с устойчивой привычкой, как он может защититься от столь неприятной и травмирующей информации? Есть несколько психологических барьеров, которые используются с этой целью. Первый путь – искажение такой информации, повышенное внимание ко всем противоречащим ей фактам: “Сегодня я чувствую себя значительно лучше, сердце спокойно – это было временное явление” или: “В этой заметке говорится о том, что курение помогает справиться со стрессом”. Второй путь – снижение авторитетности источника информации: “Конечно, он врач, но уже много лет как занимается гастроэнтерологией. Много он понимает в сердечных болезнях!” Наконец, третья возможность – защита через непонимание; “Знал бы он, что такое действительно плохое дыхание! Вот у моего соседа, например! И ничего, курит”.

Любая поступающая к “слушающему” информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки с целью их частичного или полного изменения. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия – авторитарный и диалогический, различающиеся характером психологической установки, возникающей у “говорящего” по отношению к “слушающему”. В большинстве случаев установка не осознается автором сообщения, однако определяет стиль его коммуникативного воздействия. В случае авторитарного воздействия это позиция “сверху”, в случае диалогического – “рядом”. Как врач, так и пациент могут занимать в диалоге позиции “сверху”, “рядом”, “снизу” – это зависит от типа лечебного учреждения, взаимоотношений медицинского персонала между собой, индивидуальных особенностей общающихся.

В случае равноправной установки оба партнера воспринимаются как активные участники коммуникативного процесса, имеющие право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.

При авторитарном воздействии “говорящий” предполагает подчиненное положение “слушающего”, воспринимает его как пассивный объект воздействия, без учета его особенностей. Например, врач в данном случае полагает, что пациент должен внимать и некритически впитывать информацию, что у пациента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном врачу направлении.

Манипулирование пациентом в процессе передачи информации, с одной стороны, противоречит принципам и этическим нормам но, с другой стороны, является основной формой воздействия на пациента в наших лечебно-профилактических учреждениях.

Это связано с традиционной моделью взаимоотношений медицинских работников с пациентами в нашей стране, незнанием законодательных актов и нежеланием основной массы работающих врачей внедрять их в практику

Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования Susan E. Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexical entrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.

В данном контексте особое значение приобретает первая встреча врача с пациентом, результат которой зависит от ее установки на достижение взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом.

Влияние врача на самосознание больного

Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни.

Врач как педагог при общении с пациентом наиболее полно реализует принцип «исцеление через осознание» и то известное многим клиницистам положение, что больного часто надо не только лечить, но еще и учить и воспитывать.

Воспитание предусматривает многократное, терпеливое, доброжелательное повторение ряда положений, с помощью которых дольные избавляются от слабостей, ошибок, вредных привычек, от предрассудков, тенденциозности, предубеждений и суеверий.

Роль и значение педагогической психотерапии были отмечены еще В.М. Бехтеревым.

Педагогическая психотерапия является естественным продолжением рациональной психотерапии, отвечая полностью современным задачам психоневрологической и соматической клиник. Она стимулирует гибкость и оперативность клинического мышления врачей, обогащает принципы комплексной психотерапии, позволяя в форме индивидуальной или коллективной психотерапии решать самые актуальные вопросы интенсивного лечения и профилактики.

С помощью этого метода, который может успешно применяться в лечебном учреждении любого профиля, решаются следующие задачи:

– избавление больных от неведения и ошибок суждения;

– коррекция большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха;

– обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы;

– социальное активирование заболевшей личности.

Во время сеансов педагогической психотерапии практикуются взаимное ободрение и поощрение к выздоровлению, использование так называемого «психотерапевтического зеркала», анонимное обсуждение рисунка поведения переживаний больных, соучастие, сопереживание и доброжелательное стимулирование.

В настоящих условиях врач должен быть непременно психологом потому, что это позволит ему точнее ориентироваться в характерологии, личностных реакциях людей, поможет изучить особенности мышления пациента, а также выяснить его морально-этические и социальные установки. Врач должен быть еще и педагогом, свободно владеющим дидактикой, потому что многие положения психогигиены требуют от людей устойчивых навыков, выполнения обязательных правил, рекомендаций, без которых эта деятельность становится абстрактной и даже эфемерной. Культура людей формируется и достигает больших высот только тогда, когда объединяются 4 следующих аспекта: воспитание, обучение, знание и постоянное совершенствование личности. Воспитание опирается на преемственность человеческого опыта, который развивается и совершенствуется от поколения к поколению. Врач, занимающийся врачебной педагогикой, постоянно использует коллективный опыт и в плане своей профессии, и в области смежных наук.

Для успешной работы в области врачебной педагогики, психогигиены, психопрофилактики и психотерапии необходимо воспитать в себе некоторые профессионально важные качества личности:

– Умение отдавать себя людям, сохраняя при этом доброжелательность, соучастие, искреннее быть полезным, чувство человеческого достоинства.

– Быть великодушным, снисходительным, готовым к спокойному повторению фундаментальных положений (воспитание-это спокойное, многократное, доброжелательное повторение).

– Занимать позицию незаметного руководителя и заметного помощника, избегать поучительного тона, начетничества, помнить и выполнять правило: «Помогая, не унижайте».

– Быть всегда и во всем пунктуальным, так как волевые качества личности начинаются с пунктуальности. Воля формируется через преодоление трудностей, и поэтому надо научиться радоваться трудностям, препятствиям, не избегать их, а встречать и преодолевать.

– Быть добрым, снисходительным, уметь прощать бестактность в словах и действиях больных, ибо доброта нужна для души, точно так же, как и здоровье для тела.

– Быть по-хорошему недовольным собой, совершенствовать себя, свои знания, свои характерологические качества, неустанно находить новые, более эффективные пути в своей работе.

– Делиться своим опытом с коллегами. Уметь слушать, развивать в себе не только речь, но и «искусство молчания».

Сеансы врачебной педагогики – это, конечно, не просто лекции, занятия, просветительные беседы врача с больными. Это синтез упомянутых выше форм общения врача, психолога и педагога со слушателями. Это такое высокоэмоциональное и интеллектуальное общение, когда внимание слушателя захватывается целиком, так как сообщаются такие сведения, которые жизненно необходимы.

Основой хорошей сопротивляемости болезни, по мнению Н.И. Рейнвальда (1978), являются не сами по себе свойства организма, нервной системы, а их конкретное преломление в присущих данной личности потребностях, стремлениях и в побуждаемой ими деятельности. Активная жизненная позиция и, соответственно, интенсивное противодействие болезни, как правило, основаны на учете интересов общества. Пациенты, для которых характерны значительные социальные интересы, активно взаимодействуют с врачом в процессе лечения. При их отсутствии перед врачом, параллельно с лечебными, встают и медико-педагогические проблемы. Важнейшей предпосылкой успешного лечения является выработка сознательной мотивации на активное преодоление болезни.

Многие исследователи рассматривали различные аспекты проблемы «личность и болезнь», выдвигая понятия, связанные с эмоционально-личностным реагированием пациента на заболевание: «переживание болезни». При этом Е.А. Шевалев в понятие «переживание болезни» включал отношения к самому себе, к своему болезненному состоянию, к окружающим, к той форме деятельности, которая была до болезни и так или иначе изменилась в связи в ней.

Проблема «больной-болезнь», познание больным своей болезни представляет большой интерес, однако при этом нельзя не учитывать влияния психогенных факторов, эмоционального состояния больного, постоянную взаимную индукцию больных, обсуждающих каждый симптом и болезни друг друга, возможные осложнения, характер лечения, прогноз и т.д. На формирование оценки болезни оказывают влияние контакт с тяжелобольными, сведения, почерпнутые из бесед с родными и знакомыми, с персоналом и другими лицами. Нередко при этом больные тенденциозно интерпретируют «случаи из практики», сведения, полученные из научно-популярных фильмов и журнала «Здоровье». Отрицательное влияние оказывают и больничные условия, своеобразная изоляция от привычной социальной среды, отрыв от трудовой деятельности, нарушение прежних контактов с семьей, различные жизненные впечатления.

При анализе аутопластической картины болезни Р. Конечный и М. Боухал (1974) приводят следующую типологию отношения к болезни:

1. Нормальное, то есть соответствующее состоянию пациента или тому, что было ему сообщено о заболевании.

2. Пренебрежительное, когда больной недооценивает серьезности заболевания, не лечится, в отношении прогноза проявляет необоснованный оптимизм.

3. Отрицающее, при котором пациент «не обращает внимания» на болезнь, отгоняет от себя мысли о ней, не обращается к врачу.

4. Нозофобное, когда пациент несоразмерно боится своей болезни, неоднократно обследуется, меняет врачей, он в большей или меньшей степени понимает, что его опасения преувеличены, но не может бороться с ними.

5. Ипохондрическое, при котором пациент убежден в том, что страдает тяжелым заболеванием.

6. Нозофильное, связанное с определенным успокоением и приятными чувствами при болезни.

Наиболее прочные положительные результаты психотерапии достигаются, писал В.И. Мясищев (1970), если удается не только изменить отношение больного к непосредственным психотравмирующим обстоятельствам, но и его жизненные позиции в целом.

Условно можно выделить определенную последовательность в формах поведения врача в процессе психотерапии.

При первой встрече с пациентом он (врач) минимально активен, способствует искреннему раскрытию эмоциональных переживаний пациента, созданию доверительного контакта.

Затем, повышая свою активность, врач приступает к выяснению «внутренней картины болезни», к вербализации пациентом всех его представлений, связанных с пониманием болезни, ожиданий от лечения и перспектив выздоровления.

Проводя коррекцию «концепции» болезни у пациента, врач обсуждает с ним данные его обследований, убеждает, что причины болезни кроются не в органических изменениях, помогает уловить связь эмоциональных факторов с симптоматикой. В этот период врач предоставляет пациенту соответствующую информацию и выступает в роли эксперта.

Взаимоотношения с больным углубляются, врач становится помощником в интенсивной работе пациента над его внутренним миром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *