Словообразование как раздел лингвистики

Словообразование (раздел лингвистики)

Словообразование (дериватология) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.

Являясь наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба).

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О. Н. Трубачев). Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создает новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.

Содержание

Основные понятия

Основные понятия теории словообразования: мотивация (мотивированность) — семантическая обусловленность значения производного слова значениями его составляющих; понятие словообразовательной производности, основанное на формальной и семантической выводимости свойств производного слова из свойств производящих единиц, словообразовательное значение.

История

В русистике описание явлений словообразования имеет давние традиции (работы И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, Н. В. Крушевского) и традиционно включалось в морфологию. Самостоятельным объектом изучения словообразование становится только с середины 40-х годов XX века, а выделение его в отдельную лингвистическую дисциплину происходит примерно к концу 60-х годов. Основы новой теории словообразования в русистике были заложены работами M. M. Покровского и Л. В. Щербы, А. И. Смирницкого и Г. О. Винокура, М. Д. Степановой и В. М. Жирмунского и особенно трудами В. В. Виноградова, показавшего тесную связь словообразования с лексикологией, с одной стороны, и с грамматикой — с другой, и впервые выдвинувшего тезис об особом месте словообразования в кругу лингвистических дисциплин. К трудам Винокура восходят важные идеи о специфике производного слова как носителя особого типа значения — словообразовательного значения.

Современная теория словообразования базируется на работах Н. М. Шанского, Е. А. Земской, Е. С. Кубряковой, И. С. Улуханова и др.

См. также

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Словообразование (раздел лингвистики)» в других словарях:

Словообразование (деривация) — У термина деривация существуют и другие значения, см. деривация. Словообразование образование новых слов (дериватов) от однокорневых слов и возникшее в результате этого формально семантическое соотношение между дериватом и его производящим… … Википедия

Словообразование — У этого термина существуют и другие значения, см. Словообразование (значения). Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википед … Википедия

Словообразование (значения) — В лингвистической науке термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления: Словообразование (деривация) Словообразование глаголов Словообразование междометий Словообразование местоимений Словообразование… … Википедия

Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Этимология — Лингвистика … Википедия

Словоизменение — Образование словоформ от испанской (или португальской) лексемы со значением «кошка». Синим бантиком обозначен кот (мужской род), розовым кошка (женский род) Словоизменение образование словоформ то … Википедия

Дериватология — Словообразование (дериватология) раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке. Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без … Википедия

Морфология (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Морфология. … Википедия

Междометие — Междометие часть речи, включающая неизменяемые слова и словосочетания, обычно морфологически не членимые и выступающие в речи как односоставные предложения, служащие для выражения эмоций (радость, удивление, возмущение, раздражение, злость … Википедия

Типология (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Типология. … Википедия

Источник

Билет № 10 ( 1 вопрос) 1.Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования в русском языке

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов: высшее учебное заведение — вуз. В результате образуются сложносокращенные слова.Сложносокращенные слова образуются: 1) сложением слогов или частей слов полного названия: спецкор (специальный корреспондент), комбат (командир батальона); 2) сложением названий начальных букв: МГУ (Московский государственный университет) (произносится эмгэу); ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) (вэдээнха); 3) сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение); МХАТ (Московский Художественный академический театр); 4) смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): районо (районный отдел народного образования).
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз — вузовец. К неморфологическому способу словообразования относятся. Переход слов одной части речи в другую.Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков: дежурный (прил.) ученик — дежурный (сущ.) по классу; блестящие (прич.) на солнце паутинки — блестящие (прил.) способности; надеяться на удачу (сущ.) — идти наудачу (наречие) мороженая (прилаг,.) рыба –купить мороженое (сущ.,)Использование одного слова в несколькихзначениях,заключенных в словах омонимах(=одинаковые по звучанию и написанию, но разные посмыслу ):хвостптицы, хвостсамолета, хвосточереди).В современном русском языке идет активный процесс образования новых слов, это связано с теми процессами, которые происходят в обществе: мультимедиа, презентация, роуминг, брифинг и др.

Билет№ 11 ( 1 вопрос)Морфемика как учение о морфемах и морфемном составе слова. Основные понятия морфемики. Корневые и служебные морфемы. Морфемный анализ

Источник

Словообразование как раздел лингвистики

Нестерова И.А. Словообразование как раздел лингвистики // Энциклопедия Нестеровых

Понятие словообразования

Словообразование прочно занимает важнейшее место в современной лингвистике. Однако как часть науки словообразование оформилось достаточно недавно. Его основы были заложены в XX веке.

Словообразование как раздел лингвистики. Смотреть фото Словообразование как раздел лингвистики. Смотреть картинку Словообразование как раздел лингвистики. Картинка про Словообразование как раздел лингвистики. Фото Словообразование как раздел лингвистики

Основоположниками становления словообразования в рамках языкознания можно смело считать В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, А. И. Смирницкого. Именно они изучали роль и место словообразований в среде лингвистических дисциплин. Особое внимание было уделено проблемам членимости слова и принципам установления отношений синхронной производности, своеобразие семантики и строения производных слов разных частей речи.

Само по себе словообразование трактуется многими лингвистами. Каждый из них рассматривает его как часть единой лингвистической науки. В настоящее время словообразование признано наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка. В ряде случаев словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии.

Словообразование, как раздел лингвистики, является объектом множества исследований, что доказывает неугасаемый интерес к нему. Основные подходы к трактовке словообразования в лингвистике представлены в таблице ниже.

Словообразование – это особый путь развития словаря

Словообразование – это: 1) процесс образования новых слов, 2) раздел лингвистики, изучающий:

а) производные слова и их системные связи;

б) средства, участвующие в процессе образования новых слов; 3) самостоятельный уровень языковой системы

Словообразование – раздел языкознания, изучающий производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах.

Словообразование наделено системой функций к ним относятся:

Объект и методология словообразования

Словообразование бывает двух видов: синхронное и диахроническое словообразование. Будучи важным разделом лингвистики, словообразование имеет определенную методологию и объект изучения.

Объект изучения словообразования – словообразовательно мотивированные слова, т. е. слова, значение и звучание которых обусловлены другими однокоренными словами [4].

Большой интерес представляет методология словообразования как раздела лингвистики. Изучение словообразования имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание закономерностей словообразования, умение определять значение словообразующих морфем способствуют расширению словарного запаса, обогащению грамматического строя речи, уяснению грамматической системы языка.

Словообразование как раздел лингвистики использует следующие методы:

Теоретические и методологические аспекты словообразования рассматривались и составили основу исследований известных педагогов и психологов, таких как Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н, Леонтьев А. А., Шатилов С.Ф., Вербицкий А. А., Подласый И. П.

Ключевые понятия словообразования как раздела лингвистики

Словообразование наделено сложным понятийным аппаратом, каждый элемент которого крайне важен. В числе важнейших понятий можно смело назвать методы словообразования.

Методы словообразования

Современное словообразование базируется на следующих методах, которые были обоснованы В.В. Виноградовым [5]:

I. Морфологическое словообразование:

II. Морфолого-синтаксическое словообразование:

III. Лексико-синтаксическое словообразование.

IV. Лексико-семантическое словообразование.

Словообразовательная модель

Помимо методов словообразования необходимо рассмотреть такое понятие словообразовательной модели. Словообразовательная модель призвана систематизировать процесс словообразования в каждом конкретном языке.

Словообразовательная модель – это образец для построения конкретных производных слов- лексем [6].

Помимо приведенного выше определения словообразовательной модели следует выделить подход Т.А. Гридиной, которая формулирует трактовку понятия с опорой на словообразовательный тип. Словообразовательная модель по Т.А. Гридиной – это такая разновидность словообразовательного типа, которая «отражает его формальное варьирование (наличие или отсутствие исторических чередований, усечения, наложения и т. п.) [7]».

Значение словообразования

Словообразование играет огромную роль в лингвистической науке. К настоящему времени накоплен большой опыт в изучении изменения семантики слова, с которой тесно связан семантический способ словообразования. Существование семантического словообразования в системах различных языков свидетельствует о типологической общности данного явления.

Словообразование как раздел лингвистики позволяет расширить возможности языкознания и сгенерировать адекватные подходы к реализации номинативной функции языка.

Источник

Словообразование как раздел языкознания

Словообразование как раздел языкознания

Словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов (Винокур Г.О.).

Таким образом, словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

По мнению Е.С. Кубряковой, образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование может служить также для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо — небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга — книжонка). Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка (Е.С. Кубрякова).

Предмет словообразования – это словообразовательная система как единица языка. Рассмотрим понятие словообразовательной системы (Арутюнова Н.Д.). Под словообразовательной системой понимаются те элементы, из которых состоят слова, т. е. значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве, сама структура слов, употребляемых в языке (слова производные и непроизводные), а также те законы, по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими), способы образования слов и те словообразовательные типы (внутри способов образования), которые активно участвуют в образовании новых слов. Изучение словообразовательной системы предполагает изучение способов образования слов, которые действуют на данном этапе развития языка, а также тех правил, которые объединяют слова одного способа образования в разные словообразовательные типы.

Важно отметить, что изучение словообразовательной системы современного русского языка предполагает знание русской морфемики — учения о значимых частях слова — морфемах. Все русские слова состоят из значимых частей. Так, в словах актр-ис-а, трус-их-а легко выделяются три значимые части, а в слове журнал-ист-к-а — четыре, каждая из которых имеет определенное значение в слове. Слово может содержать всего одну значимую часть: здесь, или, леди, шоссе. Такие далее неделимые без потери смысла части слова принято называть морфемами. В русском языке в зависимости от морфемного состава основы различают слова производные: пере-под-готов-к(а), раз-дви-ну(ть) и слова непроизводные: час(ы), бел(ый), мы(ть), сюда, но. не забывайте про ссылки – они должны быть в каждом абзаце. Таким образом, словообразование и морфемика тесно связаны между собой (Винокур Г.О.).

Производящая основа — ближайшая по форме к производной основа, через которую мотивируется, истолковывается производная основа.

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

В научной лингвистической литературе существует несколько классификаций способов образования новых слов (Винокур Г.О. ).

Винокур Г.О. считает, что способы словообразования можно классифицировать с учетом характеристики средства словообразования, используемого для образования новых слов. Этот критерий и лежит в основе первой классификации способов словообразования. Способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы :

Способы, использующие операционные средства словообразования:

Согласно следующей классификации, все способы словообразования можно разделить на две группы – морфологические и неморфологичесие (Кубрякова Е.С. ). К морфологическим способам словообразования относятся аффиксация и сложение. В аффиксации выделяются суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный способы. При суффиксальном способе словообразования новые слова образуются путем присоединения к основе словообразовательного суффикса: «тракторист», «лесной», «учительница»; при префиксальном – путем присоединения к основе префикса (приставки): «догнать», «выписать»; а при суффиксально-префиксальном – одновременным присоединением и суффикса, и приставки: «безнадежный», «пожизненный», «перестройка». Частным случаем суффиксального способа словообразования можно считать традиционно называемый в языкознании безаффиксным. Этот способ часто используется в русском языке при образовании существительных от глаголов и заключается в отбрасывании характерных для глагола морфем: «взрывать – ать = взрыв», «накалять – ать = накал»

Таким образом, аффиксация – самый распространенный способ словообразования. Следующий морфологический способ – сложение. Несколько менее чем аффиксация, распространено в русском языке словосложение. Слова, образованные этим способом, в русском языке часто носят книжный или узкоспециальный характер: «благообразный», «светотехник», «народохозяйственный» и т.д.

Все рассмотренные выше способы словообразования называются морфологическими. В противоположность им выделяются неморфологические способы словообразования. К ним относят различного рода объединения по лексико-синтаксическому, лексико-семантическому и морфолого-синтаксическому способу (переход одной части речи в другую), а также аббревиация.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что словообразование – это раздел языкознания, многозначное понятие. Как раздел языкознания словообразования имеет свой предмет исследования – словообразовательную систему. Кроме того, словообразование тесно связано с другими разделами – грамматикой (морфологией и синтаксисом), морфемикой, лексикологией. Таким образом, в данном параграфе словообразование было рассмотрено как лингвистическая единица.

Источник

Словообразование (раздел лингвистики)

Являясь наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба).

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. При синхронном словообразовании для того чтобы установить производную и производящую основы, нужно ответить на вопрос: какая из двух однокоренных основ более простая по форме и по смыслу (производящая), а какая более сложная (производная). Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами. При диахроническом словообразовании для того чтобы установить производность слова и, следовательно, определить, какое из сравниваемых родственных слов послужило базой для образования другого, то есть какое имеет производящую основу, а какое — производную, надо изучить конкретную историю этих слов и выяснить, какое из них более раннее, а какое более позднее, какое из слов исторически образовано от другого. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О. Н. Трубачёв). Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создает новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

О служебных словах в информатике см. Зарезервированное слово.Служе́бные слова́ — лексически несамостоятельные слова, имеющие в языке не номинативную функцию (они не называют предметы, свойства или отношения), а лишь выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений. Противопоставляются знаменательным, или самостоятельным, словам, отличаясь от них, помимо значения, отсутствием морфологических категорий. Приближаясь к словоизменительным морфемам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *