Словосочетание как объяснить ребенку

Словосочетание как объяснить ребенку

Статья:

1. Не знают, что такое словосочетания.

Например, в словосочетании «к высокому дому» зависимое слово (высокому) стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное (дому).

2. Не умеют находить слово, от которого надо задавать вопрос.

В любом словосочетании есть главное слово (то, от которого мы задаём вопрос) и зависимое слово (то слово, к которому мы задаём вопрос).

3. Не знают, что главные члены предложения словосочетанием не являются.

Очень часто в качестве словосочетания дети выписывают подлежащее и сказуемое. И это очень грубая ошибка.

Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются, т.к. среди них нет главного и зависимого слова.

Как научить выписывать словосочетания

Выпишем словосочетания из предложения В соседнем саду распустились красивые цветы.

1. Выделяем грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).

2. Проверяем, можно ли задать вопрос от подлежащего к другому слову (члену предложения?).

От слова «цветы» можно задать вопрос к слову «красивые». Это и будет словосочетание. Выписываем словосочетание:

3. Проверяем, можно ли задать вопрос от сказуемого.

От слова «распустились» можно задать вопрос к слову «в саду».

4. Теперь проверяем, можно ли задать вопрос от одного второстепенного члена предложения к другому. В нашем предложении это сделать можно:

О том, как научить ребенка разбирать предложения по членам, можете прочитать здесь.

Источник

Урок русского языка по теме «Словосочетание». 2-й класс

Класс: 2

Тип урока: объяснение нового материала.

Ключевое понятие – словосочетание.

Тезис: “Словосочетание – это соединение двух слов (главного и зависимого) по смыслу и с помощью окончаний”.

Пособия к уроку: У учителя: презентация. У учащихся: сигнальные прямоугольники (красного, синего, зелёного цветов), учебник, тетрадь.

Ход урока

I. Оргмомент (мотивация).

Чтобы на уроке вы смогли быстро и красиво писать, сделаем гимнастику для пальчиков:

а) гимнастика “Шум дождя”;

б) психологический настрой.

— Закончился дождь, деревья отряхнули тяжёлые капли со своих листьев, (встряхивание кистей рук), выглянуло солнышко, (глубоко вздохнули, подняв руки вверх; медленно выдыхаем, разводя руки по сторонам.)

На презентации открывается слайд с изображением солнышка.

— Улыбнитесь солнышку и друг другу. Пусть весь урок и весь день у вас будет солнечное настроение.

в) оформление тетрадей

г) минутка чистописания

— На какую букву начинается слово “солнышко”?

— Дайте характеристику. Что это за буква? Давайте вспомним, как она правльно пишется. На какую фигуру она похожа?

— И писать её нужно похожей на полуовал, достаточно закруглять сверху и снизу. Показываю на счёт “и-раз-и”

Дети обводят по воздуху и в тетради пишут три раза:

Сс Сс Сс Семипалатинск

II. Опорное повторение и коррекция необходимых для данного урока знаний, умений и навыков.

Орфографическая разминка.

— Будете записывать слова под диктовку и “по-цепочке” комментировать их написание (объяснять и подчёркивать орфограммы) в таком порядке: я один раз произношу слово. Тот, кто комментирует, называет, проговаривает это слово так, как оно пишется, объясняя орфограмму. И после – записываете это слово под его диктовку. Итак, внимание:

Сварить, ловить, молоко, собрать, четверг, шишка, чудный, по степи, на воде.

Упражнение на определение частей речи (работа с сигнальной лентой).

— Я ещё раз читаю слова, а вы будете поднимать красный прямоугольник, если слово – имя существительное, зелёный – имя прилагательное, синий – глагол. Очень быстро.

Упражнение на умение вычленять в слове различные части (разбор по составу).

— А теперь приготовьтесь с красной строки выписывать те части слов, которые я назову. Кто правильно это сделает, а я надеюсь, что все справятся, тот угадает тему нашего урока. На слайде – схема разбора слова по составу. Желаю успеха. Начали.

III. Объяснение нового понятия.

— Молодцы! Верно. Тема урока: словосочетание. (На слайде появляется тема крупными буквами).

1) Эвристическая беседа. Возможный вариант беседы:

— Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?

Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)

— А что означает слово “сочетание”? Попробуйте найти в нём приставку и корень.

— Вы слышали когда-нибудь слово “чета”? Что оно обозначает?

— Говорят “супружеская чета”, “он тебе не чета”. “Чета” значит пара. Пара – это сколько?

— Приставка со- придаёт значение “находиться вместе, быть соединённым”. Что же у нас получилось? (На слайде:

Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть фото Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть картинку Словосочетание как объяснить ребенку. Картинка про Словосочетание как объяснить ребенку. Фото Словосочетание как объяснить ребенку

2) Работа по уточнению правила.

— Прочитайте: “сварить”. Это словосочетание? Почему?

— Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: “Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу”.

— Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу “каша”. Что получилось? (сварить каша)

— Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)

— А как нужно сказать? (“Сварить кашу”)

— Что же изменилось? (окончание в слове “каша”)

— Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т.к. нельзя задать вопрос к слову “каша”. Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове “каша” по вопросу от слова “сварить”. “Сварить (что?) кашу”.

— Давайте ещё более уточним наше правило. “Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний”.

Дети следят по схеме, приведённой выше. Определение уточняется словами “ с помощью окончаний”. Х

— Изобразим это правило с помощью схемы: (. )

Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть фото Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть картинку Словосочетание как объяснить ребенку. Картинка про Словосочетание как объяснить ребенку. Фото Словосочетание как объяснить ребенку

— В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?

— То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком “х”. А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.

— Расскажите ещё раз по схеме, что такое “словосочетание”?

IV. Первичное закрепление.

— Я добавлю ещё слово, чтобы их стало два, как по правилу: “дружная класс”. Почему это не словосочетание? Измените окончание. Какое словосочетание получилось? Запишите его с вопросом в скобках от главного слова. Главное обозначьте “х”.

б) – Откройте учебники на стр. 169. Прочитайте правило в рамочке. Правильно ли мы с вами вывели правило?

— Даже точнее, чем в учебнике. Закройте книги.

в) – Добавьте слово к слову “ловить”, чтобы получилось словосочетание: ловить (что?) рыбу.

— Подберите прилагательное к слову “шишка”: шишка (какая?) сосновая.

— Запишите ещё одно словосочетание: “вкусный молоко”. Почему это не словосочетание? Докажите. Исправьте ошибку. Запишите: вкусное (какое?) молоко.

— Мальчик из соседнего класса составил такое словосочетание: Бежать дорога. Докажите его неправоту. Исправьте, запишите: бежать по дороге.

— Значит, слова в словосочетании могут быть связаны и с помощью предлогов. Составьте каждый по словосочетанию. (выслушиваю ответы).

— Запишите каждый своё словосочетание.

— Молодцы! Вы так хорошо работали, а теперь давайте отдохнём. Упражнение называется “Лесорубы”. Покажите, как лесорубы работают топорами.

— А составьте словосочетание про лесорубов.

— А теперь про то, как они работают.

— Следующее упражнение “Пловцы”. Покажите, как гребут руками пловцы. Составьте словосочетание о пловцах.

— А о том, как они плавают.

— А теперь о нашем настроении.

— Почему все пары слов, которые вы называли, являются словосочетаниями? (Дети повторяют правило.)

Д) – Прочитайте отрывок из стихотворения известного казахского поэта Ы. Алтынсарина “Давайте, дети, учиться!”

Чтоб лучше неизвестное узнать,
Все дети умные за книжками сидят.

— Выпишите из этих строк словосочетания.

(Узнать неизвестное, узнать лучше, дети умные, сидят за книжками, лучше узнать)

— Что мы записали? (словосочетания)

V. Подведение итогов.

б) Домашнее задание: стр. 170, упр. 751; составить 1-2 предложения, используя словосочетания.

— На память о нашем уроке и в благодарность за вашу работу возьмите “частичку нашего солнышка”. (Раздаю каждому маленький рисунок солнышка, на обороте которого написана тема урока “Словосочетание” и нарисована его схема.)

Источник

Что такое словосочетание – даю два определения, учу определять тип словосочетания и тип связи слов в нем

2 слова, одно главное, второе – зависимое.

Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть фото Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть картинку Словосочетание как объяснить ребенку. Картинка про Словосочетание как объяснить ребенку. Фото Словосочетание как объяснить ребенку

Словосочетание – это два слова, из них одно главное другое зависимое. То есть от главного можно задать вопрос к зависимому. Например: устал (от чего?) от школы – «устал» – главное слово, «школа» – зависимое.

Полное определение такое. Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, из которых одно главное, а другое – зависимое.

Как понять, что такое словосочетание и больше никогда не путаться

Разбираем каждый компонент определения.

Два самостоятельных слова. Есть слова самостоятельные и служебные. Служебные – это предлоги, союзы, частицы. Они «обслуживают» самостоятельные.

Самостоятельное слово – это такое слово, к которому можно задать вопрос и которое что-то означает. То есть когда вы это слово произносите, у вас в мозгах что-то рисуется. И вы можете объяснить, что это слово значит.

Например: дом, девушка, смеркалось, сопли, страсть, уши, вдоволь, всмятку – это все самостоятельные слова. А вот слова «на», «под», «из», «не», «а», «и» – служебные. Что они означают? Ничего. Какой вопрос к ним можно задать? Никакой.

«Иду в» – не словосочетание, потому что «иду» – самостоятельное слово, а «в» – служебное. «Иду в школу» – словосочетание, ибо «иду» и «школа» – два самостоятельных слова. К каждому можно и вопрос задать, и значение у них есть.

«Думаю о» – не словосочетание. «Думаю о девушке» – словосочетание.

Связанные по смыслу и грамматически. По смыслу – то есть логически. Хлеб может быть ржаным? Да, потому что он из ржи. А шерстяным? Нет, потому что где вы видели хлеб из шерсти?

Грамматически – то есть с помощью окончаний и предлогов. Смотрите, мы говорим: «иду в школу» – используем предлог «в» и добавляем окончание «у», чтобы таким образом описать наше направление. Мы не можем сказать «иду в школа» или «иду школа» – не будет грамматической связи.

Одно слово главное, другое зависимое. Это мы уже разобрали.

Что не является словосочетанием

Не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, два слова, связанных сочинительной связью, сочетание самостоятельного и служебного слова. Разберем каждый элемент.

Подлежащее и сказуемое. Это не словосочетание, потому что вместе они уже образуют предложение – новую синтаксическую единицу.

Я в школе вот этого понять не мог. И запомнить тоже.

Запомните так. Непонятно, кто главнее, подлежащее или сказуемое. Смотрите – «ученик читает». Ученик (что делает?) читает, читает (кто?) ученик. Оба одинаково сильные, можно задать вопрос и от подлежащего к сказуемому, и наоборот. Нарушается третий критерий «одно подчиняется другому».

Два слова, связанных сочинительной связью. Сочинительная связь отличается от подчинительной тем, что связывает равноправные слова: Маша и Вася, спать и есть, грустно, но сладко, медленно, но без перерывов, быстрый и увертливый.

Это не словосочетания, потому что в словосочетании одно должно подчиняться другому.

Сочетание самостоятельного и служебного слова. Уже разобрали, противоречит первому пункту определения.

Я записал для вас видео на эту тему, вот оно.

Типы словосочетаний по главному слову

Три типа: именные, глагольные, наречные.

Именные. Когда главное слово – «имя»: имя существительное (крутой пацан), имя прилагательное (безумно красивый – красивый (в какой степени?) безумно), числительное (первый из заболевших) и местоимение (мы с собакой – мы (с кем?) с собакой).

Глагольные. Главное слово – глагол (играю в шахматы), причастие (танцующий на сцене), деепричастие (играя в бутылочку).

Наречные. Главное слово – наречие (вдали от суеты) или категория состояния (тяжело на душе).

Категорию состояния надо уметь отличать от наречия. Статья уже пишется, завтра выложу ее и поставлю сюда ссылку.

Виды связи слов в словосочетании

Их три: согласование, управление, примыкание.

Согласование. Это когда зависимое слово отвечает на вопрос «какой?»: классный парень, дряхлый старик, гуляющая молодежь, четвертый номер, эта печенька.

Как точно не ошибиться. Если у вас согласование, то при изменении главного слова, ВСЕГДА изменяется зависимое. Смотрите: любимая девушка, нет любимой девушки, про любимую девушку, с любимой девушкой. Меняю главное (девушка), меняется зависимое.

Учителям в школе надо говорить, что согласование – это когда зависимое слово «согласуется с главным» в роде, числе, падеже. Какие род, число, падеж у главного слова, такие и у зависимого.

Я на практике в школе пытался вот это объяснить детям. Всеобщий вынос мозга.

Управление. Когда зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть всех кроме именительного.

Запоминалочка, чтобы не путать порядок падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». По первым буквам каждого слова вспоминаем порядок: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.

Мне ее сказали в 3 классе, с тех пор я никогда падежи не путал.

Если изменяется главное – зависимое НИКОГДА не изменяется: люблю пельмени, любим пельмени, буду любить пельмени. Варю супчик, варил супчик, сварим супчик – как ни меняй главное, зависимое не меняется.

Примыкание. Зависимое слово неизменяемое. В принципе. Примыкать могут инфинитивы (желание знать), деепричастия (сижу, читая), наречия (сразу вспомнишь), прилагательные и наречия в сравнительной степени (бежать дальше)

Если слова «примыкают», они никак не связаны грамматически. То есть нет предлогов или окончаний, которые бы эти слова соединяли. Связь в этом случае только по смыслу.

Что надо знать про подход Бабайцевой

Вера Васильевна Бабайцева считает, что есть «сочинительные словосочетания», то есть такие, в которых сочетаются два равноправных слова: Андрей и Даша, гулять и веселиться, темно и сыро.

Короче, если у вас вот такой учебник:

Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть фото Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть картинку Словосочетание как объяснить ребенку. Картинка про Словосочетание как объяснить ребенку. Фото Словосочетание как объяснить ребенку

– то вы должны говорить: «Словосочетание – это сочетание 2 и более самостоятельных слов, которые связаны по смыслу и грамматически». Про то, что одно подчиняется другому, забудьте.

Этот учебник сейчас мало где встречается, у большинства Ладыженская, Лекант. Там все ок.

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Раздел: Текст. Предложение. Словосочетание

Тема: Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое словосочетание, находить словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

Тезаурус: словосочетание, главное и зависимое слово.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи. Что общее и чем различаются подписи и картинки?

Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть фото Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть картинку Словосочетание как объяснить ребенку. Картинка про Словосочетание как объяснить ребенку. Фото Словосочетание как объяснить ребенкуСловосочетание как объяснить ребенку. Смотреть фото Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть картинку Словосочетание как объяснить ребенку. Картинка про Словосочетание как объяснить ребенку. Фото Словосочетание как объяснить ребенку

Красный цветок. Красная Шапочка собирает красные цветы.

Проверим: на первой иллюстрации изображён красный цветок. Подпись: два слова, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. На второй иллюстрации изображено, как девочка в Красной Шапочке собирает букет из цветов. Подпись: Красная Шапочка собирает красные цветы. Это предложение.

Сделаем вывод: о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Речь пойдет о словах, связанных друг с другом по смыслу и предложениях.

Тема нашего урока: Словосочетание.

Мы узнаем, что такое словосочетание, как определять слова в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

В поле созрела густая пшеница.

Определим в этом предложении главные члены и второстепенные члены предложения.

В этом предложении идёт речь о пшенице. Что? Пшеница. Это подлежащее. Подчеркнём слово пшеница одной чертой. О пшенице говорится, что она созрела. Пшеница (что сделала?) созрела. Созрела – это сказуемое. Подчеркнём слово созрела двумя чертами. Главные члены предложения – пшеница созрела.

Определим второстепенные члены предложения.

Найдем второстепенный член предложения, который относится к подлежащему. Пшеница (какая?) густая. Найдём второстепенный член предложения, который относится к сказуемому. Созрела (где?) в поле.

Мы выписали два словосочетания:

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Созрела (где?) в поле

Обратим внимание, что подлежащее и сказуемой словосочетанием не являются.

________________ – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Жёлтые листья закружились в воздухе.

Кузнечики весело стрекочут в траве.

Допишите так, чтобы получилось словосочетание.

Стрекочут (как?) _________

Стрекочут (где?) _____________

3. скрылось за тучами,

2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

2. Нашли (где?) в поле

3.Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

Источник

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Виды словосочетаний»

Тип урока: комбинированный

Цель: ознакомление с видами словосочетаний.

Задачи:

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, парная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал, перфокарты, карточки, тесты, картины художника Васнецова В.М.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку. Запись в тетрадь: число, классная работа.

2. Психологический настрой.

Знания мы в круг собрали.
Словосочетания мы изучали.
Нам преграды все пройти надо.
И к концу пути
Будем мы ещё умнее,
А от этого сильнее.
Сила наша не в руках,
А в умах и головах.
И сегодня всё расскажем,
И запишем, и покажем.
Мы должны всё изучить,
Обобщить и закрепить.
Время даром не теряем,
Вспоминаем, повторяем,
Навсегда запоминаем.
В добрый путь же, господа!

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Работа по эпиграфу. (Слайд).

Эпиграф к уроку: «Язык неистощим в соединении слов» А.С. Пушкин.

Учитель: О чем пойдет речь на нашем уроке? (Соединение слов – это есть словосочетание.)

Учитель: Подберите синоним к слову «соединение» (сочетание слов)

(Учащиеся называют основную тему урока – «Словосочетание»)

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах.

2. Фронтальный опрос.

3. Парная работа. «Проверь себя» (Слайд)

Реши кроссворд:

Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть фото Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть картинку Словосочетание как объяснить ребенку. Картинка про Словосочетание как объяснить ребенку. Фото Словосочетание как объяснить ребенку

4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам;
5. Сочетание слов;
6;7. Способы грамматической связи.

1. Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания;
2;3. Части словосочетания.

Проверь себя:

4. Практическая работа по изученному материалу. (Слайд)

Учитель: Составьте словосочетания и запишите их в тетрадь, обозначьте стрелками зависимость между частями словосочетаний, вставьте пропущенные буквы.

Учитель: Что необычного вы заметили?

Ученики: Нельзя составить словосочетание из двух последних слов.

Учитель: Почему нельзя составить словосочетания из двух последних слов?

(Это случайный подбор слов, сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетания)

Обобщение знаний учащихся.

Учитель: Ребята, какие понятия вами усвоены по теме «Словосочетание»

(Понятие о словосочетании как о сочетании слов, конкретизирующих предмет или действие; ознакомление со структурой словосочетаний, выделение в словосочетании главного и зависимого слова, установление смысловой связи между зависимым словом и главным словом, установление грамматической связи между словами в словосочетании с помощью окончаний и предлога)

5. Гимнастика для глаз. (Слайд)

III. Работа над новым материалом. Проблемная ситуация.

(Слайд)

А) Учитель: Найдите закономерность в построении словосочетании.

(В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя». В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол».)

Б) Учитель: Прочитайте словосочетания. Распределите словосочетания в два столбика по главному слову. (Слайд)

Интересная книга, праздник в деревне, очень интересная, не справился с заданием, готовиться к урокам, слышится издалека.

Учитель: Какие видите факты? (В первый столбик мы отнесли словосочетания, где главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, во второй столбик – словосочетания, где главное слово – глагол.)

Учитель: Как вы думаете, как можно назвать словосочетания, если главное слово «имя»? (Именное). А если главное слово – «глагол»? (Глагольное)

В) Работа по таблице. (Слайд)

Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть фото Словосочетание как объяснить ребенку. Смотреть картинку Словосочетание как объяснить ребенку. Картинка про Словосочетание как объяснить ребенку. Фото Словосочетание как объяснить ребенку

Учитель: Давайте сделаем вывод. Составьте лингвистический рассказ на тему «Виды словосочетаний». (Учащиеся составляют лингвистический рассказ: Словосочетания бывают именные и глагольные. В именном словосочетании главное слово – имя существительное и имя прилагательное, в глагольном словосочетании – главное слово – глагол.)

IV. Работа по усвоению нового материала.

1. Коллективная работа. (Слайд.)

Учитель: Прочитайте текст стихотворения И. Грекова

Задание: заполнить таблицу.

Виды именных словосочетаний.

Прилагательное + существительноеСуществительное + существительное

2. Самостоятельная работа. (Слайд)

Прочитайте отрывок из стихотворения М. Исаковского.

По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льется тихо и пугливо
Желтолистая река.

Задание: Найти глагольные словосочетания, записать их в тетрадь.

Виды глагольных словосочетаний.

Глагол + существительноеГлагол + наречие

V. Физкультминутка.

Упражнения на релаксацию.

(Упражнения на мышечное расслабление необходимо применять на практике с целью управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. Начинают нервничать, что приводит к новому напряжению групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его, расслабляя определенные группы мышц. Упражнения на мышечные расслабления способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждении нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3-5 минут).

Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следить, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Проверочная работа. (Слайд)

Учитель: Заполнение перфокарты. (Перфокарта у каждого ученика: учитель читает словосочетания, ученик ставит знак «+» в нужной графе)

2. Творческая работа. Работа в группах. (Слайд)

А) Сообщение ученика о художнике В.М. Васнецове

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Б) Задание:Описать картину (5-6 предложений). Из предложений выделить словосочетания и указать их вид. (Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает картину В.М. Васнецова: 1 – «Богатыри», 2 – «Алёнушка», 3 – «Царевич на сером волке»)

(Выводы по творческой работе)

3. Индивидуальная работа. Тест. (У каждого ученика)

Цель проведения: проверка умения различать именные и глагольные словосочетания.

Контрольный листок учителя с правильными ответами: I. 1, 2; II. 2, 5; III. 2, 5.

VII. Обобщение и выводы по новому материалу.

VIII. Домашнее задание. (Дифференцированное)

Повторить параграф 26, выполнить упражнение 131. Задание к упражнению: Рассмотреть рисунок. Составить по нему словосочетания.

Для слабых учащихся – задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

Для остальных учащихся – задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

IX. Подведение итогов.

1. Выявление степени участия на уроке.

– Какие знания и умения вы приобрели в процессе работы над темой сегодняшнего урока?

– Что для вас оказалось трудным и непонятным?

– Над чем стоит поработать еще?

– Какое из заданий не вызвало у вас затруднений?

2. Выставление оценок.

(Пока учащиеся выполняют творческую работу, учитель оценивает работу каждого ученика по таблице)

X. Рефлексия.

(У каждого ученика цветная сигнальная карточка: зеленая – легко, усвоил полностью, желтая – обычно, усвоил частично, красная – трудно, не усвоил)

Оцените степень сложности урока:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *