Сложные слова как составить
Сложные слова в русском языке
В русском языке слова с двумя и более корнями называют сложными. Как правило, такие слова образованы лишь двумя главными морфемами:
самообразование, кофеварка, газонокосилка, шестисотый.
Реже встречаются слова с тремя корнями:
автомотоспорт, биополимер, самолетостроение.
А вот примеры слов, в которых более трех корней:
Сложные слова имеют два варианта написания — слитное и через дефис. В свою очередь, при слитном написании корни слов либо связываются неким соединительным элементом, либо вслед за первым сразу идет второй. В русском языке в качестве связующего элемента используют интерфикс, который помещается между двумя главными морфемами слова и не имеет никакого смыслового значения. Часто интерфикс называют соединительной гласной или суффиксом. Рассмотрим, когда же сложные слова пишутся слитно, а когда — через дефис.
Сложные слова пишутся как одно слово
Это происходит, если:
чернобровый, железнодорожный, кораблестроение, свежеприготовленный;
Встречаются слова, в которых первая главная морфема совпадает, но соединительные при них — разные:
Иногда в противоречие правилу в сложных словах после мягких согласных пишется «о»:
зверолов, плотоядный, честолюбие, кровоподтек;
трехведерный, пятигранный, двустволка, центрифуга, полутон, полугодичный;
автопробег, биодобавка, гидроэлектростанция, радиочастота, пятикратный, мультимиллионер.
Не нужно путать эти корни с приставками анти-, ультра-, экстра-, архи-, инфра-, супер-. Слова с такими морфемами к сложным не относятся;
полдень, полмира, полцарства;
спецагент, главбух, продмаг.
В сложных словах ставится дефис
Это происходит, если:
купля-продажа, киловатт-час, юго-западный, научно-популярный;
Слова блокгауз и блокпост являются исключениями;
пол-лимона, пол-улицы, пол-Москвы.
В качестве сложных слов в русском языке могут выступать разные части речи. В основном это имена существительные и образованные от них прилагательные. Реже встречаются числительные, наречия и глаголы. Например:
Что такое сложные слова в русском языке: примеры
Русский язык считается одним из самых богатых языков мира. Он многогранен благодаря своему лексическому запасу, один только словарь В.И. Даля насчитывает порядка 200 тысяч единиц речи, и это не считая словоформ. А так как мир не стоит на месте, то и русский язык прогрессирует вместе с ним, пополняясь новыми лексическими единицами из различных сфер жизни: науки, технологий, промышленности и пр. Ввиду развития отраслей в русском языке для обозначения новых понятий появляются сложносочиненные и трудные в написании слова….
Что такое сложные слова
Сложное слово складывается из нескольких частей. В русском языке чаще встречаются сложные слова с двумя основами (паровоз, водопад, диван-кровать), но можно встретить с тремя и более (примеры: сливочно-шоколадно-ореховое мороженое, газопаровоздушный, древнецерковнославянский). Написание сложных слов вызывает затруднения даже у тех, кто работает с текстами на профессиональной основе, – редакторов, корректоров, журналистов.
Важно! Одно сложное слово в русском языке может состоять из 20-30 букв! К примеру, рентгеноэлектрокардиографический – 32 буквы.
Сложные для написания выражения часто выступают в роли существительных и прилагательных, хотя чаще всего образуются от словосочетаний «существительное + глагол». Многие лексические конструкции в русском языке являются труднопроизносимыми и довольно часто встречаются в повседневной речи. Они настолько общеупотребимы, что мы не задумываемся над их происхождением (самолет, стройматериалы, авиастроение).
Образование
В русском языке образование сложных слов происходит следующими способами:
С помощью соединительных гласных: приемозаписывающий, металлорежущий, кашевар, бронетранспортер, кораблекрушение, сумасшедший,
пятикратный, семяпочка, восьмиэтажный, двухмачтовый. Список примеров можно продолжать долго.
Сложные слова в русском языке, для которых правильным является дефисное написание:
Словарь русского языка
Образование сложных слов в русском языке без соединительных гласных:
Обратите внимание! Слова с префиксом лже- с собственными именами в русском языке имеют дефисное написание: лже-Дмитрий, лже-Арья, лже-Нерон.
Сложные слова в русском языке
Сокращенные слова также относятся к понятию «сложное слово», т. к. образованы путем сокращения основ и их слияния: УЕФА, СССР, ВДНХ, замполит.
Написание сложных слов этого типа в русском языке регулируется следующими правилами:
Обратите внимание! Обычно сложные слова относятся к научной терминологии и употребляются в узком кругу специалистов отрасли. Часто расшифровка аббревиатур представляет собой очень непростую задачу, можно просто не знать полного названия или спутать саму аббревиатуру со схожими в написании. Что касается определения рода в сложносокращенных конструкциях, то в русском языке он определяется по главному слову в сложном названии.
Урок русского языка по теме : «Сложные слова»
Урок русского языка Как делаются слова.
Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
(2 класс «Перспективная начальная школа»)
Цель урока: освоение правописания слов, состоящих из двух корней.
— закреплять умения находить и образовывать сложные слова;
— анализировать, обобщать, систематизировать;
— развивать память, внимание, речь учащихся;
— совершенствование устной и письменной речи,
— обогащение словарного запаса обучающихся;
— привитие интереса к русскому языку;
— воспитание культуры интеллектуального труда;
— создание эмоционально-ценностного отношения к предмету;
— воспитание доверительных отношений, чувство взаимопомощи, поддержки.
Формирование УУД на уроке:
— формирование желания выполнять учебные действия;
— использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации;
— выбор наиболее эффективных способов решения проблемы ;
— способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— сотрудничество в поиске и сборе информации;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
— формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
— формирование умения работать в малых группах.
Регулятивные УУД (типы учебных действий)
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Уметь находить и записывать сложные слова.
Знать правописание соединительных гласных в сложных словах.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
— работать по коллективно составленному плану;
— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
— высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
— уметь оформлять свои мысли в устной форме;
— слушать и понимать речь других;
— совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 3 часть автор под редакцией М.Л.Каленчук. Москва. Академкнига/Учебник. 2012г., мультимедийное оборудование, карточки для групповой и парной работы
1. Организационный момент.
А) Создание позитивной мотивации.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова,
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов!
Б) Работа с интер. доской. Создание проблемной ситуации
— Обратите внимание на доску.
— Из каких слов состоит группа А? (сложные слова)
— Что объединяет слова группы Б? (слова – предметы)
— Какое слово лишнее в группе А? Почему?
(Белоснежный – признак, пылесос – соед. е)
— Данные буквы мы будем прописывать в минутке чистописания.
Запишите число…пропишите данные буквы
— Как образуются сложные слова?
2. Работа по теме урока
В)Тренировка в составлении слов с двумя корнями (на доске)
— Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначить корень в словах и подчеркнуть соединительные гласные.
Ходит пешком – пешеход
Этот тот, кто любит читать –книголюб
Корабль, который колет лед – ледокол
-Как образовали новое слово? ( Два корня соединили гласными –О-,-Е-)
(Гласный О пишется после твёрдого согласного, гласный Е – после мягкого согласного и согласных ж, ш, ц.)
— Перечитайте слова, на какое 2 группы их можно разделить и почему?
(Одушевленные –кто? Неодушевленные предметы –Что?)
— Кому было легко образовывать сложные слова ?
с. 97, упр.107 (в соответствии с заданием)
— Давайте сейчас немножко отдохнём.
— Встали. Закрыли глазки. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по телу. Поднимите руки вверх, опустите. Белый свет течёт по вашей голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, за то, что он дал возможность отдохнуть.
На столе у вас лежат карточки. Прочитайте текст, найдите и подчеркните сложные слова.
— Чему учит нас этот текст? (Надо беречь воду. Для этого нельзя загрязнять её, нам необходимо любить и охранять природу.)
— Назовите, какие слова вы подчеркнули?
— Ребята, что объединяет этих слова?
— От каких слов они образованы. Мы понимаем, что они обозначают?
— Какой соединительный гласный пишется в этих словах? Почему?
— Какую роль сложные слова играют в русском языке?
(Они нужны для краткости речи, их используют вместо словосочетаний)
Ж) Работа в группах
«Соберите » сложные слова.
В составленных словах выделите корни и подчеркните соединительный гласный.
Назовите профессию человека.
Пчёл разводит – __________________
Лес рубит – _______________________
Зверей ловит – ____________________
Рыбу ловит – _______________________
«Соберите » сложные слова.
В составленных словах выделите корни и подчеркните соединительный гласный.
Назовите помощников по дому.
Сам варит – ______________________
Сок выжимает – ________________
Пыль сосёт – ____________________
Мясо рубит – ________________________
Овощи режет – ______________________
«Соберите » сложные слова.
В составленных словах выделите корни и подчеркните соединительный гласный.
Назовите явления природы.
Камни падают – ____________________
Вода падает – _________________________
Снег падает– __________________________
Листья падают – _____________________
«Соберите » сложные слова.
В составленных словах выделите корни и подчеркните соединительный гласный.
Назовите профессию человека.
Свиней пасёт – __________________
Море ходить – _____________________
Птиц ловить – _________________________
«Соберите » сложные слова.
В составленных словах выделите корни и подчеркните соединительный гласный.
Назовите представителей животного мира.
Жук, который ест кору –_________________
Утк а и нос –_____________________
Овц а + бык –________________________
Земл ю рой (мышь) – _________________________
«Соберите » сложные слова.
В составленных словах выделите корни и подчеркните соединительный гласный.
Назовите вид транспорта
«Соберите » сложные слова.
В составленных словах выделите корни и подчеркните соединительный гласный.
Как зовут сказочного героя?
«Соберите » сложные слова.
В составленных словах выделите корни и подчеркните соединительный гласный.
Назовите слова- признаки ( Слова должны отвечать на вопрос какой?)
Добрая душа –__________________
Острый ум –______________________
Голубые глаза –___________________
Тёмные волосы –___________________
Белые зубы – _____________________
Проверка по ДОКУМЕНТ – КАМЕРЕ
— Давайте оценим свою работу на уроке.
Покажите карточку с выбранным цветом:
Не очень хорошо – красный.
-Чему научились сегодня на уроке ? (Учились находить и образовывать слова с двумя корнями)
— Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите карточку зелёного цвета, не согласны – карточку красного цвета.
1. Сложные слова – это все длинные слова.
4. Слова, у которых два корня, называются сложными.
5. Домашнее задание.
( дифференцированно по выбору учащихся )
Кто желает, тот может выполнить оба задания.
Образуйте сложные слова по образцу:
Красная грудка – (какая?) красногрудая
Из ряда слов выписать сложные слова:
Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО (к уроку)
«Корни заблудились», восстанови слова (Подсказка: сначала выдели корни слов, подчеркни соединительный гласный и поменяй корни слов местами)
Сложные слова в русском языке: преодолеваем сложности вместе
«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей» – так говорил о русском языке Максим Горький, великий советский и русский писатель. И разве можно с ним не согласиться, ведь это один из самых распространенных языков мира и самый распространенный славянский язык. Лингвисты до сих пор не пришли к единому мнению, сколько всего слов он насчитывает.
И как не потеряться в таком неисчисляемом богатстве? Как не запутаться в сложных словах и не краснеть перед преподавателем или аудиторией слушателей, сделав в них ошибку? В этой статье мы расскажем, какие слова относятся к сложным, поговорим об основных орфографических правилах и поделимся секретами, как справиться со сложностями в написании или произношении подобных слов.
Что за слова такие?
Сложное слово – это слово, содержащее в себе несколько корней. Оно образуется из самостоятельных частей речи, которые сохраняются внутри него полностью или частично.
Основа слова может состоять из:
Сама основа бывает сокращенной или усеченной, например, как в слове «кварт-плат-а» (квартирная плата) [Л. Федорова, 2002].
Стоит отличать сложение от словопроизводства. Если слово образовалось путем соединения двух и более полных слов, то это сложение. При словопроизводстве используется аффиксация (присоединение к слову аффиксов) и альтернация (чередование звуков в словах с общей основой) [В. Даниленко, 2009].
Существует несколько способов сложения слов:
Аббревиатуры здорово облегчают жизнь, ведь они избавляют от необходимости произносить все словосочетание целиком. Но есть и минус: не все они понятны и просты в произношении.
Сегодня даже есть такое понятие, как аббревиация – новый способ словообразования, который уже стал популярен во многих языках [Л. Федорова, 2002].
Кстати, часто возникает вопрос, почему слово «коронавирус» пишется через букву «а», а не через букву «о»? Ведь, по сути, слово состоит из двух корней «корон» и «вирус», и, согласно морфологическому способу образования слова, между ними должна быть соединительная гласная.
Термин «коронавирус» является иностранным, пришел к нам в Россию весной 2020 года и полностью сохранил написание исходной лексемы. На английском языке он пишется так – coronavirus, где «corona» означает «венец» или «венок». Получается, буква «а» является частью основы иностранного слова.
Полное название недуга пишется так – Corona Virus Disease, а т.к. название слишком длинное, решено было заменить его аббревиатурой, которая содержит первые буквы слов словосочетания – Covid-19 [Л. Рубинчик, 2020].
Итак, давайте еще раз пробежимся по примерам сложных слов в русском языке, чтобы лучше понимать, о чем идет речь:
Теперь, когда мы с вами разобрались, какие сложные слова в написании бывают в русском языке и как они образуются, давайте познакомимся с основными правилами орфографии сложных слов.
Правописание сложных слов
Итак, как мы уже с вами знаем, основы в сложных словах соединяются гласными «о» и «е». Чтобы не запутаться в орфографии, есть простое правило: после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная «о» (самокат, вертолет). Если основа заканчивается на мягкую гласную, шипящую и «ц», то пишется соединительная гласная «е»: землекоп, кашевар.
Если конечный мягкий согласный первой основы («в», «н», «р», «т») произносится твердо, то в таком случае пишется соединительная гласная «о»: кровожадный, дальнобойный, песнопение.
Есть некоторые слова, в которых пишется соединительная гласная «е», несмотря на наличие мягкой согласной на конце первой основы: дальнеструйный, песнетворчество.
Существуют сложные слова, в которых нет соединительной гласной. Чтобы не запутаться в правописании, нужно запомнить их разновидности. К таким словам относятся:
Сложные существительные тоже имеют свои нюансы правописания. Главное запомнить основные правила.
Такие существительные всегда пишутся слитно, если:
Как видите, все достаточно просто. Наверняка многие подобные существительные вы ежедневно встречаете в тексте или употребляете в речи, поэтому сложностей в их написании возникнуть не должно.
Через дефис пишутся следующие сложные существительные:
Важный момент: если необходимо сочетать несколько сложных существительных с одинаковой второй частью, это можно сделать при помощи союза «и», при этом первые части слов обозначаются дефисом: авто-, вело- и мотогонки.
Сложное прилагательное пишется слитно, если:
Некоторые сложные прилагательные пишутся через дефис. Чтобы не путаться в их правописании, достаточно запомнить несколько основных правил.
Сложное прилагательное пишется через дефис, если:
На самом деле нюансов правописания сложных слов гораздо больше, есть также слова-исключения, которые необходимо запомнить, но эти основные правила помогут вам не запутаться в правописании и не сделать грубых ошибок, если подобные слова встретятся вам в тексте.
Сложные в произношении слова
Нельзя с точной уверенностью сказать, какое слово является самым сложным в русском языке, ведь сложность может быть не только в написании, но и в произношении, да и то, что будет сложным для одних, не обязательно будет сложным для других. Сложность – понятие относительное.
Попробуйте прочитать слово «превысокомногорассмотрительствующий» без запинок с первого раза, а потом повторить вслух, не подсматривая. Удалось? Оно состоит из 35 букв и было занесено в Книгу рекордов Гиннеса в 2003 году как самое длинное слово в русском языке [ligis.ru, 2020].
Русский язык – один из самых богатых и сложных языков, некоторые слова с первого раза трудно произнести даже носителю языка, не говоря уже об иностранцах.
Сложность произношения слов объясняется тем, что некоторые из них были заимствованы из другого языка, поэтому они не подчиняются определенным правилам, а какие-то слова получились путем слияния нескольких слов, образовав трудновыговариваемые сочетания букв и слогов.
Например, слово «трафик» пришло к нам из английского языка и в оригинале пишется с двумя буквами «ф» (traffic), но в русском языке вторая «ф» «потерялась». Таких примеров множество, поэтому некоторые слова следует просто запомнить: бюллетень, риелтор, винегрет, дуршлаг и т.д.
Самым длинным словом в грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка является слово «частнопредпринимательский», а среди глаголов по числу знаков лидируют слова «переосвидетельствоваться», «интернационализироваться» и «субстанционализироваться». Среди существительных к таким словам относятся «человеконенавистничество» и «высокопревосходительство». «Неудовлетворительно» – самое длинное и трудновыговариваемое наречие [А. Зализняк, 1980].
А вот рекордсмены орфографического словаря Российской академии наук:
Но это далеко не все слова, которые произнести без запинки с первого раза практически невозможно. Как правило, это научно-технические термины, названия или понятия. Чего только стоят названия химических веществ, например, «тринитротолуол» или «дезоксирибонуклеиновая кислота».
К сложным для произношения словам в русском языке относятся не только длинные слова, но и те, в которых ударение вызывает определенные сомнения. Такие слова необходимо выучить наизусть, например: баловАть, граффИти, завИдно, красИвее, звонИт, мастерскИ, чЕрпать, включИшь и т.д.
В 2009 году Министерство образования и науки РФ утвердило новый список словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка. Согласно им, теперь допустимо говорить как дОговор, так и договОр, слово «кофе» употреблять в среднем роде, а йОгурт теперь можно произносить как йогУрт [garant.ru, 2009]
Да, разговорная речь преобразует русский язык, внося свои коррективы. После таких нововведений те, кто изначально произносил эти слова неправильно, вздохнули с облегчением, а кто-то до сих пор пребывает в недоумении таких поправок и косо смотрит на тех, кто говорит: «Принесите мое кофе!»
Как не делать ошибок в сложных словах
Конечно, можно пойти простым путем: избегать сложных слов в устной и письменной речи. Но этот вариант точно не для вас, правда? Есть несколько способов запомнить правила орфографии или конкретные слова, которые никак не укладываются в голове:
Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Я ужасно утомленный –
Брат не спит новорождё́нный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
Более 80 иллюстраций Анны Беловицкой можно посмотреть здесь.
А вот еще один интересный пример образования сложного слова. Всем знакомое слово «тунеядец» появилось в результате сочетания нескольких слов: устаревшего наречия «туне», которое означает «даром, напрасно», и существительного «ядец» – «любитель поесть» от «яд» («еда»). Дословно «тунеядец» означает «любитель поесть даром» [Л. Федорова, 2002].
Конечно, не стоит забывать, что одним из эффективных способов повышения уровня грамотности является чтение книг. Так вы расширяете свой кругозор, а зрительная память помогает вам запомнить правописание слов. Окружайте себя грамотными людьми, чаще беседуйте с ними и поменьше проводите время в социальных сетях, если, конечно, речь не о пабликах о русском языке.
Вот, кстати, полезные ссылки на самые популярные из них:
В любом деле главное практика, и изучение русского языка – не исключение. Сейчас в Интернете представлено множество курсов и онлайн-тестов, которые помогут вам в этом.
Рекомендуем заглянуть на нашу онлайн-программу «Русский язык», благодаря которой вы раз и навсегда подтянете свою грамотность по 20 самым сложным темам русской грамматики.
Если вы испытываете трудности в произношении сложных слов, это тоже поправимо. Во-первых, советуем вам извлечь из этого пользу: труднопроизносимые слова – прекрасный тренажер для развития речевого аппарата.
Для начала необходимо тренировать произношение сложных сочетаний звуков. Не стоит пытаться сразу произносить их быстро. Начните с медленного темпа и постепенно его увеличивайте. Профессиональные ораторы практикуют произношение следующих звуков: ПТКА, ПТКО, ЛМНО, ЛМНИ, МЛНО, МЛНИ, БГДИ, БГДО, БГДА, БГДУ и т.д.
Отличным помощником в этом деле будут скороговорки. Практикуйте чтение вслух, делайте это с выражением, выделяя те фрагменты, которые для вас особенно важны. Делайте гимнастику речевого аппарата несколько раз в неделю, она развивает мышцы лица, язык, органы дыхания и помогает расслабиться, что особенно полезно перед публичными выступлениями.
Подведем итог
Удивителен и богат русский язык. Какие только сложные слова в нем не встречаются! Их написание и произношение – прекрасная разминка для мозга и языка, согласитесь? Да, понять и запомнить особенности орфографии таких слов по силам далеко не каждому и от ошибок никто не застрахован. Не ошибается только тот, кто ничего не делает! Помните?
Грамотность всегда будет высоко цениться в обществе, и даже высокие компьютерные технологии не смогут заменить ваши знания, ведь компьютеру тоже свойственно делать ошибки. Если у вас возникли трудности в понимании, как правильно пишется или произносится какое-либо слово, не стесняйтесь обратиться за помощью к учебнику школьника: правила одни для всех, и с возрастом учащегося они не меняются.
Помимо теории не забывайте много практиковаться. Занятия по 15-20 минут ежедневно будут куда более эффективными, чем одно занятие по 1-2 часа раз в неделю, тем более, сегодня это можно делать в мобильном приложении (по пути на работу, например).
Помните, что высокий уровень грамотности – это ваша визитная карточка вне зависимости от пола, возраста и должности. Это конкурентное преимущество, достоинство, сильное качество, которое не потеряет своей актуальности никогда.
Берегите русский язык и помните, что мы в ответе за его будущее!
Для закрепления материала статьи предлагаем пройти небольшой тест: