Смешанная нация как называется
Новое в блогах
Родители разных национальностей
Устала от домыслов весьма недалеких людей. Предлагаю Вашему вниманию статью, чтобы разрешить сомнения: благо или вред смешение людей разных национальностей.
Смешение рас — тенденция, весьма характерная для современного человечества. Этнические проблемы приобретают всё большее значение, поскольку затрагивают вопросы, связанные как с биологией человека и проблемами его социального развития, так и с политикой. Антропологи утверждают, что по крайней мере 1/5 часть населения земного шара является метисами.
Так кто же они — метисы?
Может быть, все мы в той или иной мере являемся ими? Слово „метис“ (metis) в переводе с французского — помесь, смесь, оно обозначает человека смешанного происхождения. Второе, более узкое значение — помесь европейца и американского индейца. Мулаты рождаются от негра и европейца, а потомство негра и американского индейца называется самбо. В дальнейшем, разумеется, речь пойдёт о метисах в более широком смысле слова, т. е. о людях, рождённых от родителей разных рас, хорошо различимых по биологическим признакам. Имеются в виду так называемые большие расы, поскольку брак между, скажем, украинцем и русской или англичанином и немкой будет просто межнациональным, и родившиеся дети метисами не будут. А вот браки между европеоидами и монголоидами, монголоидами и негроидами, европеоидами и негроидами считаются метисными: эти группы значительно отличаются друг от друга как по внешнему виду, так и по ряду других признаков.
Что такое национальность и раса?
Мы вплотную подошли к необходимости уточнить терминологию.
Национальность определяется тремя основными параметрами.
Во-первых,это осознание человеком своей принадлежности к той или иной национальности.
Во-вторых,наличие собственного языка.
И, в-третьих, наличие самосознания на этом языке.
Существует, правда, и четвёртый признак, введённый Л.Н. Гумилёвым, — это стереотипы поведения, этнопсихологические характеристики человека, которые весьма показательны.
Раса же — это общебиологическая категория, характеризующаяся сходством генофондов популяций, составляющих расу, и наличием определённого географического ареала возникновения и распространения. Традиционно выделяют три основные расы: европеоиды (или евразийскаяраса), негроиды (экваториалы)и монголоиды (азиатско-американскаяраса).
Но многие антропологи считают, что с биологической точки зрения рас значительно больше — как минимум 8 или 10.
В частности, можно назвать южноафриканскую (бушменыи готтентоты), австралоидную, айноидную, американоидную расу и ряд других. Их представители отличаются по некоторым существенным морфологическим признакам, таким как цвет кожи, глаз и волос, особенности строения лица и т. д. Существуют чисто биологические механизмы разделения на расы.Во-первых, для того, чтобы образовалась группа со своеобразным генофондом, необходима изоляция — тогда в силу принципа случайности возникновения мутаций(как по конкретному гену, так и по временивозникновения) группа начинает автоматически дивергировать, чему способствует также вероятностный характер закрепления новых мутаций.Во-вторых, в различных климатогеографических зонах в ходе адаптации и естественного отбора возникают признаки, способствующие выживаемости в данной области.
В-третьих,происходит смешение разных групп, ранее существовавших отдельно друг от друга, в результате чего возникают промежуточные варианты, причём некоторые из них выделяются как малые расы.
Раса как таковая есть не только у человека, но и у животных — ворон, волков. Все они(в отличиеот пород кошек,собак)естественного происхождения. Человек по своей природе очень полиморфен и политипичен, на него, в отличие от домашних животных, не воздействовал искусственный отбор. Расы различаются не только по внешним признакам, но и географически, т. е. любая раса при своём образовании имеет отдельный ареал обитания. Существуют и более глубокие расовые признаки, такие как группы крови. Молекулярная биология даёт колоссальный материал для изучения строения генома. Если классифицировать расы, например, по группам крови или фрагментам ДНК, то возможны как совпадения, так и различия с традиционной классификацией по морфологическим признакам. Но если увеличить количество локусов для определения так называемых генетических расстояний, то сходство обоих типов классификации возрастает.
Является ли человечество единым видом?
Сейчас нет ни одного антрополога, генетика или биолога, который сомневался бы в этом. Более того, нет никаких предпосылок, которые могли бы в обозримом будущем привести к образованию нового вида человека, хотя бы потому, что земной шар можно рассматривать как изолированную систему. Впрочем, в масштабах Вселенной прошло слишком мало времени, чтобы говорить о том, происходит ли в недрах человечествакакое-либодвижение в сторону создания нового вида. Существуют чёткие различия между стремительными социальными явлениями и гораздо более медленным движением, происходящим в популяции, в основе которого лежат биологические, эволюционные процессы. Образно говоря, человечество полетело в космос с тем же геномом, с которым вышло из пещеры 40 тыс. лет назад. Однако единство вида не мешает значительному внутривидовому разнообразию, что характерно для биологических организмов. Более того, разнообразие есть основа устойчивости вида. Это касается не только социальных и биологических явлений, но и культуры.
Рассмотрим теперь пути возникновения метисов. Метисация непосредственно связана с миграционными процессами. В генетике бытует понятие „генного потока“, т. е. медленного взаимного проникновения двух крупных групп с различными морфологическими признаками. Существуют так называемые контактные зоны, т. е. области, где происходило смешение популяций. Такими зонами, в частности, являются Западная Сибирь(зона слияния европеоидови монголоидов), Северная Африка(европеоидыи негроиды),Юго-Восточная Азия(европеоиды, монголоидыи австралоиды). В этих областях механизмы смешения действуют на протяжении десятков тысяч поколений, и можно проследить процесс метисации вплоть до 6 тыс. лет до н. э., когда вследствие успешного развития неолитического хозяйства и увеличения численности населения в последующие эпохи начались массовые миграции. Как ни странно, более поздние переселения народов сравнительно мало повлияли на антропологический состав населения.
Развитие цивилизации породило новые понятия, например „метисы войны“, — они появляются в результате достаточно длительного пребывания оккупационной армии на определённой территории. Так, во Вьетнаме, долгие годы бывшем французской колонией, родилось целое поколениефранко-вьетнамскихметисов. То же самое произошло в Японии, где после Второй мировой войны стояла американская армия. Отдельно можно рассматривать „колониальных“ метисов, скажем,англо-индусов,которых сегодня насчитывается около 1 млн. В целом среди причин смешения генофондов можно назвать нехватку женщин у одной из контактирующих сторон, смешанные браки по различным социальным причинам — установление добрососедских отношений посредством родства, стремление избежать пагубных последствий инбридинга, уничтожение мужской части населения и пленение женской, приводящее к демографическому геноциду, и т. д.
Существуют ли какие-либо отклонения — будь то физические, психические или интеллектуальные, — связанные с метисацией?
Американские исследователи доказали, что у метисов аномалии встречаются не чаще, чем в других группах. Об интеллектуальном неравенстве, связанном с расовой принадлежностью, тоже говорить не приходится — всё зависит отсоциально-культурного развития, воспитания, образования. В 1938 г. французская экспедиция обнаружила в Парагвае очень древнее и примитивное племя, которое при виде учёных разбежалось, оставив у костра полуторагодовалую девочку. Антропологи подобрали её, привезли в Париж, и она, родившаяся в каменном веке, сделалась настоящей парижанкой, абсолютно адаптированной к европейскому образу жизни и владеющей тремя иностранными языками. Другой пример — Пушкин и Дюма были метисами, и ни у кого не возникает сомнений в их гениальности.
Что касается внешних данных метисов, то никакой дисгармонии не наблюдается, более того, они нередко бывают очень красивы.
Начиная с неолита человек упорно и успешно занимался выведением новых пород животных, однако на „человеководство“ всегда существовал некий очень сильный внутренний запрет. Жёстко табуировались и браки между двоюродными братьями и сёстрами, не говоря уже о прямом кровосмешении. Вероятно, в ходе накопления опыта и выявления нежелательных последствий инбридинга происходило постепенное исключение близкородственных браков, закрепившееся в череде поколений в виде суровых запретов, выходящих за рамки религиозных систем. Вероятно, эти табу утвердились раньше, чем оформились религии. Очень показателен пример австралийских аборигенов — они создали удивительную систему счёта родства, где каждый человек знает своё происхождение и, соответственно, кто потенциально может стать его женой. В Сибири местами тоже сохранилась традиция знания своей генеалогии, призванная исключить близкородственные браки. Известен удивительный пример, когда8-летняядевочка-алеуткас Командорских островов надиктовала учёному список своих родственников на полтетради. Безусловно, люди сознательно управляли этим процессом. С проблемой инбридинга столкнулись на определённом этапе аристократы, в частности, монаршие семьи, где были приняты династические браки, в результате которых практически все королевские фамилии были связаны родственными узами. Наглядный пример — царевич Алексей, больной гемофилией — наследственной болезнью, затронувшей и другие коронованные семейства.
Метисов на земле гораздо больше, чем можно предположить. Например, кубинцы, американские индейцы, практически всё темнокожее население Америки, причём в южных штатах смешение меньше, чем в северных, — своеобразный отголосок противостояния демократического севера и рабовладельческого юга. Метисные группы района Карибского бассейна и Центральной Америки часто называют креолами. А вот полинезийцы настолько своеобразная группа, что их можно выделить в отдельную расу.
Узнать метиса можно по некоторому „отступлению“ от канонических черт, характерных для конкретных рас. Например, в Сибири нередко встречаются люди со всеми морфологическими признаками монголоидов — и голубыми глазами европейцев. Другой пример — североафриканцы или чернокожие американцы с европейскими чертами лица и явными признаками негроидной расы. На Алтае распространён монголоидный тип в сочетании с заметной растительностью на лице, что нехарактерно для чистых монголоидов — вы никогда не встретите китайца или монгола с окладистой бородой или пышными усами.
Каковы с антропологической точки зрения перспективы человечества? Возможно ли, что когда-нибудь оно станет единой расой и породит новых Адама и Еву?
В современном мире налицо процессы глобализации, смешения стран и народов. Тем не менее очевидно, что в обозримом будущем этого ожидать не приходится — биология человека достаточно консервативна, и для того, чтобы в общечеловеческом масштабе произошли, а тем более закрепилиськакие-либо серьёзные изменения, должны смениться тысячи поколений. Однако в течение последних3–5 тыс. лет можно проследить некоторые тенденции, характерные для всего вида. Например, происходит редукция зубочелюстного аппарата, что, вероятно, связано с изменением способа питания, приготовлением пищи.По-видимому, люди скоро лишатся зуба мудрости — во многих группах населения его уже фактически нет, он даже не прорезается. С другой стороны, ослабление этого аппарата приводит к росту числа заболеваний ротовой полости. Изменился прикус —4–5 тыс. лет назад у людей верхняя и нижняя челюсти совпадали, у нас же верхняя челюсть слегка выступает вперёд. Дело в том, что нижняя челюсть является свободной костью, не связана с другими, а потому редуцируется быстрее. Существуют и другие общечеловеческие тенденции — акселерация, например. Однако прогнозировать такие процессы достаточно сложно. Тем более, что на всю Россию существуетодин-единственный Институт антропологии при Московском университете, да ещё кафедра антропологии также при МГУ, стоит назвать ещё отдел антропологии Института этнологии и антропологии РАН(для сравнения — только в Москве около 200 различных институтовфизики).
Как ни странно, науки о человеке как социальном и биологическом существе в единстве всех его аспектов практически не существует.
Об авторе: Перевозчиков Илья Васильевич — доктор биологических наук, ведущий сотрудник НИИ и Музея антропологии.