Смк танк как расшифровывается

Сухопутный крейсер: экспериментальный тяжёлый танк СМК

Работы по созданию различных танков многобашенной компоновки были характерны для советской танковой школы второй половины 1930-х годов. Одним из самых известных и узнаваемых многобашенных танков, безусловно, являлся тяжелый танк Т-35, который даже был выпущен небольшой серией. Но он был далеко не единственным многобашенным тяжелым танком, которые были созданы в СССР в предвоенные годы. Одним из последних советских танков подобной компоновки (вооружение располагалось в двух башнях) был опытный тяжелый танк СМК (Сергей Миронович Киров), разработанный в конце 1930-х годов.

Тяжелые танки, которые проектировались в СССР в конце 1930-х годов, были ответом на новый виток противостояния брони и снаряда. Развитие противотанковой артиллерии, в частности распространение 37 – 47 мм противотанковых пушек ставило под сомнение эффективность применения танков с броней менее 20-25 мм. Со всей очевидностью уязвимость таких машин продемонстрировала гражданская война в Испании. Противотанковые пушки, которые имелись у франкистов, легко поражали хорошо вооруженные, но плохо бронированные танки республиканцев, которые массово использовали советские Т-26 и БТ-5. При этом проблема защищенности от противотанковой артиллерии касалась не только легких танков, но и средних и тяжелых машин. Все они имели различное вооружение и размеры, но бронирование их было недостаточным, в полной мере это относилось и к пятибашенному тяжелому танку Т-35.

Уже в ноябре 1937 года Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) имени Коминтерна получил от Автобронетанкового управления (АБТУ) Красной Армии техническое задание по увеличению бронирования танка Т-35. Военные требовали от конструкторов завода увеличения лобового бронирования до 70-75 мм, бронирования бортов корпуса и башни – до 40-45 мм. При этом масса танка не должна была превысить 60 тонн. Уже на этапе эскизного проектирования стало понятно, что при таком бронировании в установленный лимит массы уложиться просто нереально. Именно по этой причине было принято решение о смене компоновочной схемы тяжелого танка, в результате проведенных исследований было решено остановиться на трехбашенной схеме.

Смк танк как расшифровывается. Смотреть фото Смк танк как расшифровывается. Смотреть картинку Смк танк как расшифровывается. Картинка про Смк танк как расшифровывается. Фото Смк танк как расшифровывается

С целью ускорения проектных работ к разработке нового тяжелого танка решили подключить два мощных конструкторских бюро – КБ Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) и КБ завода №185 имени С. М. Кирова. Разрабатываемые в указанных конструкторских бюро танки представляли собой трехбашенные машины с броней до 60 мм и массой до 55 тонн. В главной башне устанавливалось 76-мм орудие, в двух малых – 45-мм пушки. В качестве силовой установки планировалось использовать карбюраторный авиационный двигатель мощностью 800-1000 л.с., также рассматривался 1000-сильный дизель. Расчетная максимальная скорость должна была составить до 35 км/ч, экипаж – до 8 человек.

При создании СМК-1 проектировщики позволили себе некоторые отступления от требований АБТУ. К примеру, они решили отказаться от рекомендованной военными подвески по типу танка Т-35, сделав выбор в пользу торсионной подвески. Конструкторы понимали, что подвеска тяжелого танка Т-35 ненадежна, ей необходима хорошая защита – тяжелые и громоздкие бронеэкраны. Поэтому еще на этапе проектирования от нее отказались, впервые в Советском Союзе использовав на тяжелом танке торсионную подвеску, которая уже применялась в то время на легких германских и шведских танках. Впрочем, на всякий случай был подготовлен и вариант с пружинно-балансирной подвеской от Т-35. 9 декабря 1938 года проект СМК-1 совместно с «изделием 100» (Т-100) КБ завода №185 рассматривался на заседании Главного военного совета. В ходе обсуждений было принято решение о сокращении количества башен до двух штук. Экономию массы за счет демонтированной третей башни можно было направить на повышение бронирования танка. Помимо этого была разрешена работа над однобашенным вариантом танка, знаменитом в будущем тяжелом танке КВ (Клим Ворошилов).

Смк танк как расшифровывается. Смотреть фото Смк танк как расшифровывается. Смотреть картинку Смк танк как расшифровывается. Картинка про Смк танк как расшифровывается. Фото Смк танк как расшифровывается

Корпус тяжелого танка был выполнен из гомогенной брони, он был сварным. За счет удаления третьей башни толщину верхней части лобового листа корпуса довели до 75 мм, толщина других лобовых и бортовых бронелистов корпуса и башни составляла 60 мм. Из-за использования торсионной подвески конструкторы отказались от бортовых экранов, как у танка Т-35. В лобовом листе корпуса располагался только так называемый люк-пробка со смотровыми приборами, посадочный люк мехвода был вынесен на крышу корпуса. Достигнутый уровень бронирования обеспечивал надежную защиту экипажа танка и его оборудования от обстрела 37-47 мм бронебойными снарядами на всех дистанциях боя.

Смк танк как расшифровывается. Смотреть фото Смк танк как расшифровывается. Смотреть картинку Смк танк как расшифровывается. Картинка про Смк танк как расшифровывается. Фото Смк танк как расшифровывается

Таким же внушительным, как и набор вооружения, был и боекомплект танка. К 76,2-мм орудию имелось 113 бронебойных и осколочно-фугасных снарядов, боекомплект 45-мм пушки 20К состоял из 300 снарядов. К 12,7-мм пулемету имелось 600 патронов, а суммарный боекомплект для всех пулеметов ДТ составлял 4920 патронов.

Сердцем танка СМК был 12-цилиндровый карбюраторный авиационный двигатель АМ-34ВТ V-образной формы, он был установлен в корме танка. Двигатель развивал максимальную мощность 850 л.с. при 1850 оборотах в минуту. По факту, это был уже не авиационный, а морской двигатель, который устанавливался на торпедные катера. Три топливных бака, располагавшихся на днище танка в боевом отделении, вмещали в себя 1400 литров топлива. Запас хода по шоссе достигал 280 км.

Смк танк как расшифровывается. Смотреть фото Смк танк как расшифровывается. Смотреть картинку Смк танк как расшифровывается. Картинка про Смк танк как расшифровывается. Фото Смк танк как расшифровывается

Применительно к каждому борту ходовая часть танка СМК состояла из 8 опорных катков с внутренней амортизацией, четырех обрезиненных поддерживающих катков, ведущего и направляющего колеса. Подвеска танка была торсионной, без амортизаторов. Гусеницы была крупнозвенчатыми с литыми стальными траками.

Начавшаяся 30 ноября 1939 года советско-финская войны продемонстрировала, что без использования тяжелых танков прорвать укрепления линии Маннергейма будет очень тяжело. В этих условиях командование РККА решило испытать новые тяжелые танки с противоснарядным бронированием в реальных боевых условиях. Для этих целей на Карельский перешеек отправили все три новых тяжелых танка – СМК, Т-100 и КВ. При этом экипажи новых танков помимо красноармейцев были укомплектованы добровольцами из числа заводских рабочих, которые предварительно до отправки на фронт прошли боевую подготовку на специальных танковых курсах в Красном селе. Двухбашенные СМК и Т-100, а также однобашенный КВ сформировали роту тяжелых танков, командиром которой был назначен военный инженер 2-го ранга И. Колотушкин. 10 декабря 1939 года рота прибыла на фронт, где была придана 90-му танковому батальону 20-й тяжелой танковой бригады.

Смк танк как расшифровывается. Смотреть фото Смк танк как расшифровывается. Смотреть картинку Смк танк как расшифровывается. Картинка про Смк танк как расшифровывается. Фото Смк танк как расшифровывается

Потеря опытного тяжелого танка вызвала бурную и очень резкую реакцию у начальника АБТУ Д. Г. Павлова. По его личному приказу 20 декабря 1939 года специально для спасения секретного танка был сформирован отряд в составе 37-й саперной роты и роты 167-го мотострелкового батальона, отряду было придано два орудия и 7 средних танков Т-28. Сформированному отряду удалось прорваться за линию финских надолбов на 100-150 метров, где он был встречен плотным артиллерийско-пулеметным огнем противника. Попытка буксировать 55-тонный СМК с помощью 25-тонного Т-28 завершилась ничем, а отряд, потеряв убитыми и ранеными 47 человек, вынужден был вернуться на позиции, не выполнив приказа.

В результате танк простоял на месте подрыва до того момента, как советским войскам удалось прорвать линию Маннергейма. Специалисты смогли осмотреть его лишь в конце февраля, а эвакуация поврежденной машины была проведена в начале марта 1940 года, танк буксировался с использованием 6 танков Т-28. СМК доставили на железнодорожную станцию Перк-Ярви, где возникли новые проблемы – на станции не было таких подъемных кранов, которые могли бы поднять танк. В результате машину буквально разобрали на части и грузили на отдельные платформы для отправки назад на завод. По заданию АБТУ Кировский завод должен был в течение 1940 года восстановить тяжелый танк и передать его в Кубинку. Но по неизвестным причинам вплоть до начала Великой Отечественной войны завод к этим работам не приступал. При этом детали и части от СМК лежали на заводском дворе, после завершения войны они были отправлены на переплавку.

Смк танк как расшифровывается. Смотреть фото Смк танк как расшифровывается. Смотреть картинку Смк танк как расшифровывается. Картинка про Смк танк как расшифровывается. Фото Смк танк как расшифровывается

Тактико-технические характеристики танка СМК:
Габаритные размеры: длина корпуса – 8750 мм, ширина – 3400 мм, высота – 3250 мм, клиренс – 500 мм.
Боевая масса – 55 тонн.
Бронирование – от 20 мм (крыша корпуса) до 75 мм (лоб корпуса).
Вооружение – 76,2 мм пушка Л-11, 45-мм пушка 20К, 4х7,62-мм пулемета ДТ и один 12,7-мм пулемет ДК.
Боекомплект – 113 снарядов к 76-мм орудию и 300 снарядов к 45-мм орудию.
Силовая установка – карбюраторный 12-цилиндровый двигатель АМ-34 мощностью 850 л.с.
Максимальная скорость – 35 км/ч (по шоссе), 15 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода – 280 км (по шоссе), 210 км (по пересеченной местности).
Экипаж – 7 человек.

Источник

Смк танк как расшифровывается

СМК (аббрев. Сергей Миронович Киров) — экспериментальный советский тяжёлый танк конца 1930-х годов.

Содержание

История создания

До августа 1938 г., не имея договоров на изготовление новых машин, заводы вели, главным образом, эскизное проектирование. Полным ходом работы развернулись только после Постановления Комитета Обороны при СНК СССР № 198сс от 7 августа 1938 г., в котором устанавливались жесткие сроки изготовления новых образцов танков: СМК — к 1 мая 1939 г., Т-100 — к 1 июня 1939 г. Уже через два месяца — 10 и 11 октября — комиссия под председательством помощника начальника АБТУ военного инженера 1-го ранга Коробкова рассмотрела чертежи и деревянные макеты в натуральную величину танков СМК и Т-100.

Смк танк как расшифровывается. Смотреть фото Смк танк как расшифровывается. Смотреть картинку Смк танк как расшифровывается. Картинка про Смк танк как расшифровывается. Фото Смк танк как расшифровывается

Боковые проекции двух вариантов танка.

Под рукодством Ермолаева и Котина проект СМК переработали. Три башни оставили, но в ходовой части пружинную подвеску двухкатковых тележек заменили на индивидуальную торсионную. Разумеется, торсионы «съедали» массу, но взамен появлялся внушительный запас прочности, позволявший «нарастить» как толщину бронирования, так и калибр вооружения.

Несмотря на ряд отклонений от заданных тактико-технических требований макетная комиссия дала добро на изготовление опытных образцов танков по предъявленным чертежам и макетам. 9 декабря 1938 г. проекты новых тяжелых танков рассматривались на совместном заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и Комитета Обороны. По указанию И. В. Сталина, для облегчения массы танков число башен на них сократили до двух.

Сборка первого опытного образца тяжелого двухбашенного танка СМК началась ранней весной 1939 года на Кировском заводе. Предварительно, была проведена целая серия работ по новейшей тогда подвеске торсионного типа. Один из таких опытов на испытательном стенде едва не закончился трагически – не рассчитав нагрузки модель торсиона разрушилась, едва не покалечив присутствовавших при этом инженеров. Безусловно, что успех был достигнут даже несмотря на этот инцидент, но и этого было для Котина и Ермолаева недостаточно.

Дело в том, что вплоть до 1940 года на Кировском заводе шло производство танков Т-28. Несмотря на то, что «двадцатьвосьмой» устарел морально, его тактико-технические характеристики оставались более чем приемлемыми. Так возникла идея оснастить один из серийных танков опытной торсионной подвеской, чтобы затем применить её на СМК. Для этого пришлось срезать опорные кронштейны подвески ходовой части и вырезать в бортовой части корпуса отверстия под установку торсионов. Испытания Т-28 с новой ходовой частью прошли успешно, что позволило сохранить взятый темп по сборке опытного образца СМК. Кроме того, возникла проблема с опорными катками. Поскольку эти детали были абсолютно новыми специалисты из СКБ-2, неожиданно для себя, внедрили в конструкцию катков слишком большое количество ребер и фасонных переходов, стремясь сделать их одновременно легкими и прочными. В итоге оказалось, что во многих отливках присутствуют газовые раковины и отдел технического контроля забраковал несколько десятков деталей. В принципе, «раковины» не сильно влияли на прочность ходовой части, но в технических требованиях указывалось, что подобные дефекты недопустимы при окончательной сборке. Правда, в скором времени большую часть деталей прошли дополнительные нагрузочные тесты и были возвращены назад. Как видим, процесс изготовления СМК в некоторой степени тормозился инертностью предприятия, где пришлось осваивать новые методы производства. Тем не менее, опытный образец тяжелого танка Кировский завод сдал точно в указанный срок.

Смк танк как расшифровывается. Смотреть фото Смк танк как расшифровывается. Смотреть картинку Смк танк как расшифровывается. Картинка про Смк танк как расшифровывается. Фото Смк танк как расшифровывается

Описание конструкции

Корпус и бронирование

Смк танк как расшифровывается. Смотреть фото Смк танк как расшифровывается. Смотреть картинку Смк танк как расшифровывается. Картинка про Смк танк как расшифровывается. Фото Смк танк как расшифровывается

Конструкция корпуса была сварной. Согласно первоначальному техническому заданию бронирование было выполнено дифференцированным, однако при проработке первых проектов (трехбашенных) выполнить все требования АБТУ в полной мере не удалось. В частности, наличие 75-мм лобового бронирования неизбежно вело к увеличению массы, выходившей в данном случае за расчетные 55 тонн. Соответственно, повышалась нагрузка на основные агрегаты танка, в первую очередь на ходовую часть и трансмиссию. Учитывая опыт модернизации Т-35 было принято решение уменьшить толщину брони. Толщина брони корпуса в лобовой и кормовой части, а также в боковых проекциях, составляла 60 мм. Днище имело толщину 30 мм, крыша – 20 мм. В процессе обсуждения макета и проекта танка на заседании ЦК ВКП(б) и Комитета Обороны в декабре 1938 года Сталин предложил отказаться от задней малой башни, а за счёт высвободившейся массы увеличить толщину брони. После того, как заднюю башню демонтировали (а её полная масса вместе с боекомплектом составлял более 3 тонн), лобовое бронирование всё же удалось довести до требуемых 75 мм. В остальном схема бронирования корпуса не изменилась. 75-мм броневая защита могла выдержать огонь 37—47-мм противотанковых пушек на любой дистанции, а вооружение обеспечивало массированный и высокоманёвренный круговой огонь.

Компоновка корпуса была классической. В передней части размещалось отделение управления, где были оборудованы места для механика-водителя (по центру) и стрелка-радиста (слева), обслуживавшего радиостанцию и курсовой пулемет ДТ в шаровой установке. В крыше корпуса с правой стороны имелся круглый люк откидывающийся вправо. Средняя часть корпуса была отведена под двухсекционное боевое отделение и занимало почти 50% от общей его длины. В двух башнях, имевших различные геометрические размеры и вооружение, размещались места для двух наводчиков, двух заряжающих и командира. Таким образом, полный экипаж танка СМК состоял из 7 человек.

Интересной особенностью стало наличие внутри боевого отделения внутренней ёмкостью с водой. Это новшество было введено по личной просьбе Сталина, который, судя по всему, тогда ещё верил в возможность глубоких прорывов, совершаемых тяжелыми танками. В этом плане несколько странно выглядит отсутствие требование по наличию провианта, что было бы вполне логично.

В задней части корпуса устанавливалась силовая установка и трансмиссия. Для доступа к ним в крыше корпуса выполнили один прямоугольный и два круглых люка. Кроме того, к нижнему лобовому и кормовому бронелистам крепились по две буксировочные серьги.

Вооружение

Главная башня устанавливалась на высокой подбашенной коробке практически ровно в центральной части корпуса по продольной оси, что обеспечивало радиус поворота в 360°. В передней части башни разместили 76,2-мм пушку Л-11 с удлиненным стволом и спаренный с ней пулемет ДТ. В кормовой нише теперь устанавливался 12,7-мм пулемет ДК, а на верхнем башенном люке монтировалась зенитная турель (по всей видимости типа П-40) с 7,62-мм пулеметом ДТ. На крыше, ближе к переднему краю, находились вырезы под установку двух приборов наблюдения. Боекомплект для 76,2-мм орудия, относительно проектного варианта, был несколько уменьшен и состоял из 113 осколочно-фугасных и бронебойных выстрелов. Для крупнокалиберного пулемета ДК боекомплект был не менее внушительным – 600 патронов.

Смк танк как расшифровывается. Смотреть фото Смк танк как расшифровывается. Смотреть картинку Смк танк как расшифровывается. Картинка про Смк танк как расшифровывается. Фото Смк танк как расшифровывается

Компоновка тажелого танка СМК.

Первоначально танк должен был иметь 3 башни с пушечно-пулемётным вооружением, расположенные не по продольной оси корпуса, а со смещением: передняя — влево, а задняя — вправо. Передняя башня могла поворачиваться на 270°, а задняя — на 290°, что сужало «мёртвую зону» огня до 440 м² — наименьшую из всех рассмотренных вариантов. Все башни оснащались перископами для наблюдения. Отличительной особенностью танка стало двухъярусное размещение пушечного вооружения в двух башнях.

Вторая башня была сдвинута от продольной оси влево для увеличения места в отделении управления. Здесь устанавливалась 45-мм пушка 20К с боезапасом 300 выстрелов и спаренный с ней пулемет ДТ. Суммарный боекомплект для пулеметов ДТ равнялся 4920 патронов. Нижняя башня также оборудовалась двумя перископическими приборами наблюдения и одним верхним люком. Общей чертой обеих башен были смотровые щели и отверстия для стрельбы из пистолетов (по одному с каждого борта). Опытный образец танка, проходивший заводские испытания в начале лета 1939 года имел в большой башне кормовой крупнокалиберный пулемёт ДК, который затем был заменён на ДТ.

Двигатель и трансмиссия

Для танка СМК ещё в начале проектирования был выбран авиационный двигатель АМ-34, обладавший необходимыми характеристиками. Максимальная мощность этого бензинового 12-цилиндрового двигателя, оснащенного жидкостной системой охлаждения, составляла 850 л.с. при 1850 об\мин., что позволяло достичь удельной мощности порядка 15,4 л.с. на тонну. Выхлопные патрубки были выведены на крышу моторно-трансмиссионного отсека.

Ходовая часть

Смк танк как расшифровывается. Смотреть фото Смк танк как расшифровывается. Смотреть картинку Смк танк как расшифровывается. Картинка про Смк танк как расшифровывается. Фото Смк танк как расшифровывается

Как уже говорилось ранее Ермолаев и Котин сознательно решили отказаться от применения элементов, ранее успешно использованных на серийных Т-35. Несомненно, что конструкция тележек ходовой части была прекрасна отрабаотана и обладала высокой надежностью, но в техническом плане она устарела и практически исчерпала резервы для модернизации. Применительно на один борт ходовая часть тяжелого танка СМК окончательного проекта 1939 года включала следующие элементы:

Средства связи

На тяжелом танке СМК устанавливалась штатная радиостанция 71ТК-3 со штыревой антенной выведенной на правый борт корпуса. Внутри танка экипаж мог вести переговоры при помощи переговорного устройства ТПУ-6а. В состав электрооборудования входил генератор, обеспечивавший питание для внутреннего освещения и фары дальнего света (находилась слева от водителя и крепилась на верхнем лобовом бронелисте).

Испытания

Начиная с 31-го августа 1939 года прототип СМК начал проходить обкатку на полигоне около специально развернутого полевого лагеря. Туда же отправили и прототип танка КВ. Можно сказать, что в целом двухбашенный танк действительно показал расчетные характеристики – максимальная скорость по шоссе составила 35,5 км/ч, запас хода оказался на уровне проектного, а по ходовым качествам он превзошел Т-35. Например, СМК мог преодолевать подъём и спуск в 37° (по проекту планировалось 40°), а также двигаться при боковом крене 30°. Меньшим оказалось и удельное давление на грунт. Если для танка Т-35, имевшего траки шириной 526 мм, этот показатель равнялся 0,86 кг/см.кв., то для танка СМК с гусеничными траками шириной 600 мм он составил 0,69 кг/см.кв.

Принято считать, что заводские испытания прошли без накладок, но без неприятностей не обошлось. Основные проблемы возникли с шасси и трансмиссией танка, на которые приходилась внушительная весовая нагрузка. В частности, на первом же пробеге сломался главный фрикцион, конструкцию которого, как говориться, пришлось дорабатывать буквально на ходу.

Государственные испытания танков СМК, КВ и Т-100 были проведены с 23 по 25 сентября 1939 года на полигоне в Кубинке. Присутствовавшее там высшее партийное и военное руководство прекрасно отдавало себе отчет в том, что из этой «троицы» надо будет выбрать только одного и потому критерии отбора были весьма жёсткими. Трасса, по которой предстояло пройти опытным танкам, относилась к разряду наиболее сложных: широкие рвы (в том числе имитация воронок), эскарпы, контрэскарпы, крутые подъёмы, косогоры и спуски.

Первым на «показательные выступления» вышел СМК. Хотя в состав его экипажа входили очень опытные заводские техники и танкисты проблем снова избежать не удалось. Поначалу трудностей не предвиделось – танк без труда преодолел ров, затем немного задержался на эскарпе, а вот на воронках СМК едва не застрял. Остальная часть искусственных препятствий была пройдена более гладко, но по совокупности продемонстрированных возможностей правительственная комиссия осталась не слишком довольна двухбашенным танком Кировского завода. Утешало лишь то, что прототип Т-100 прошел полосу препятствий ещё хуже. Именно тогда ни у кого уже не оставалось сомнений в том, что явным фаворитом будет именно КВ. И всё же, как позднее признавались танкисты-испытатели, несколько раз у опытного КВ едва не вышел из строя дизель В-2К (работавший буквально на пределе возможностей), танк с трудом преодолел ров, а при переходе брода внутрь стала поступать вода. В общем, в сентябре 1939 года однозначного мнения выработано не было. Решить этот вопрос «помогла» советско-финская война, начавшаяся спустя два месяца.

Боевое применение

Танк предназначался для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укреплённых оборонительных полос противника и замены тяжёлого танка Т-35.

Опытный образец принимал участие в боевых действиях на Карельском перешейке во время Финской войны. Формирование отдельной танковой роты в составе 20-й тяжелой танковой бригады, включавшей в себя только три танка, начали в первых числах декабря.

Участок Карельского фронта, на котором предстояло действовать роте тяжелых танков, простым назвать было никак нельзя. Это был сектор, основной преградой в котором являлся ДОТ с названием «Великан», оснащенный не только пулеметами, но и противотанковыми орудиями. Разумеется, вокруг него финны устроили эшелонированную полосу обороны, также насыщенную пулеметами и ПТО, размещенных в более легких укрытиях за рвами и бетонными надолбами. Каменисто-лесистая местность для использования танков была мало подходящая, что создавало дополнительные трудности.

Первый бой рота приняла 17-го декабря 1939 года в районе финского укрепрайона Хоттинен. Вопреки указаниям КВ поддерживал атаку средних танков Т-28, вышедших на позиции ПТО и понесших потери, а танки СМК и Т-100 двигались обособленно вместе с пехотой и фактически помощи атаковавшим оказать не смогли. В двух атаках ни танки, ни пехота продвинуться к ДОТам не смогли и вынуждены были отойти на исходные позиции. Тем не менее, несмотря на интенсивный орудийно-пулеметный огонь двухбашеные машины попаданий не получили.

На следующий день советское командование запланировало провести очередную атаку, на этот раз собрав тяжелую танковую роту в единый «кулак». Несомненно, что это дало бы положительный эффект, если бы использовался момент внезапности, но на практике путь движения тяжелых танков был таким же, как и день назад, что дало возможность расчетам финских ПТО основательно подготовиться к отражению атаки.

Смк танк как расшифровывается. Смотреть фото Смк танк как расшифровывается. Смотреть картинку Смк танк как расшифровывается. Картинка про Смк танк как расшифровывается. Фото Смк танк как расшифровывается

Тяжелый танк СМК подорвавшийся на фугасе, декабрь 1939 года. Фотография сделана спустя несколько дней после боя.

На третий день боёв, прорвавшись в глубину финских укреплений и двигаясь во главе танковой колонны. Головной СМК, находясь под постоянным обстрелом (после боя танкисты доложили, что танк получил не менее полутора десятков безрезультатных попаданий из 37-мм противотанковых орудий), немного оторвался от основной группы и в одиночестве вышел на развилку дороги Кямяря – Выборг. В последствии, танк наехал на груду ящиков, под которыми находился замаскированный фугас. Взрывом повредило ленивец и гусеницу, и танк встал. Т-100 встал рядом, прикрыв подбитый СМК. Пользуясь этим, экипаж СМК пытался в течение нескольких часов поставить машину на ход. Однако сделать этого не удалось, и СМК пришлось оставить на нейтральной полосе. Экипаж был эвакуирован, но сам танк простоял за линией фронта до конца февраля.

Оценка машины

Сравнительно с Т-100 танк Кировского завода имел больше шансов на успех попасть в серийное производство. Машина разработанная специалистами завода №185 оказалась перетяжеленной на 3 тонны и при прочих равных показателях обладала худшими качествами маневренности и подвижности на поле боя. В этом плане СМК смотрелся несколько лучше. Однако, судьбу собственного двухбашенного танка круто изменил сам Котин.

Для главного конструктора не было секретом, что СМК получился, во всех смыслах, излишне массивным, что неизбежно вызывало массу проблем. Такой танк был слишком заметен на открытых пространствах и неизбежно становился бы прекрасной мишенью для вражеской артиллерии всех калибров. Маскировать СМК также было бы крайне затруднительно. Кроме того, ни один из танков не был застрахован от эксплуатационных проблем, а для 55-тонной машины с новым типом ходовой части этот вопрос был особенно актуальным. В результате вывод напрашивался один – необходимо создать более легкий танк тяжелого типа, но при этом сохранить ударную мощь двухбашенного СМК. Так, зимой 1939 года появился вариант однобашенного танка с укороченной ходовой частью и переработанным корпусом, получивший название КВ («Клим Ворошилов»). Именно эта машин окончательно «похоронит» проекты многобашенных танков, хотя в годы войны АБТУ ещё получит ряд «частных инициатив», которые так и не будут реализованы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *