Смотрите как опасно ходите
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еф. 5:15
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 15-16 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы
Снова (апостол) искореняет горечь, снова отсекает повод к гневу. Что в самом деле говорит он? «смотрите, поступайте осторожно». Он знал Учителя своего, что Он, посылая учеников, как овец среди волков, заповедовал им еще быть подобными голубям. «Будьте просты», – говорит, – «как голуби» (Μф. 10:16). Так как с одной стороны (христиане) были среди волков, а с другой – были наставлены не мстить за себя, но переносить обиды, то поэтому они и нуждались в подобном наставлении. И прежнего уже достаточно было к тому, чтобы сделать их мужественнее; а когда к двум сделано прибавление, то пойми, что (наставление дано) уже чрезмерное. Смотри же, с каким тщанием он их предостерегает, говоря: «Смотрите, поступайте осторожно». Целые города вели войну против них (апостолов); эта война перешла и в дома. Отец вооружался на сына, сын на отца, мать на дочь, дочь на мать. Что же? Откуда эти разделения? Они слышали, что Христос говорил: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Μф. 10:37). Итак, чтобы не подумали, что Он напрасно вводит войны и распри, так как могла произойти великая вражда, если бы они и сами вздумали вооружаться, для этого (апостол) и говорит: «смотрите, поступайте осторожно», т. е. исключая проповеди, ничем другим не давайте себе повода к вражде против вас, – одна она пусть будет основанием вражды. Пусть никто не обвиняет вас в чем-нибудь другом, оказывайте почтение и всякое повиновение, если ничто не вредит проповеди, если ничто не препятствует благочестию, – потому что «Итак, отдавайте», – сказано, – «всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7). А когда увидят вас покорными другим, то сами устыдятся. «Не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем». Увещевает так, желая не того, чтобы мы были изворотливыми и ловкими, но слова его означают следующее: время не ваше; ныне вы странники и пришельцы, чужеземцы и посторонние; не ищите почестей, не ищите славы, не ищите могущества, не будьте и мстительны; все переносите, и этим искупайте время; много платите, все, чего бы от вас ни захотели. Это сказано темно: попытаюсь уяснить примером. Представим, что кто-нибудь имеет великолепный дом, потом, что некоторые приходят, чтоб его разорить, и он много им раздает и тем избавляет себя: тогда говорим, что он искупил себя. Подобным образом и у тебя великий дом и истинная вера; приходят, чтобы взять все; отдай же все, кто бы что от тебя ни потребовал, только главное спаси, т. е. веру. «Потому что», – говорит, – «дни лукавы».
Что такое лукавство дня? Порочность дня должна быть свойственна дню. Если ты узнаешь, что такое порочность в окружающем нас, узнаешь и то, что такое порочность дня. Что такое порочность тела? Болезнь. А что – порочность души? Злоба. Что – порочность воды? Горечь. И всякого рода порочность есть неустройство в природе того предмета, которому порочность приписывается. Итак, если и день может иметь порочность, то она заключается в самом дне, в часах, в свете. Так и Христос говорит: «довольно для каждого дня своей заботы» (Μф. 6:34). Через это мы можем понять и то. Итак, в каком же смысле он называет дни лукавыми? В каком – время лукавым? Не сущность, не создание (так называет он), а то, что в продолжение их делается. Подобно тому и у нас есть обычай говорить: «тяжелый день провел я, дурной». Между тем, каким бы образом он мог быть тяжелым, как не в зависимости от того, что случилось в течение его? А то, что в течение его случается, – доброе от Бога, злое же от порочных людей. Следовательно, люди творцы того, что бывает порочного во времени, и потому говорят: «злые времена». Так и мы называем времена порочными.
Гомилии на Послание к Ефесянам.
Свт. Феофан Затворник
Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые
Какой высокой, совершенной нравственности требует апостол от христиан! Такие совершеннейшие правила, внушенные апостолу Духом Святым, не могли и в голову прийти никому из древних мудрецов.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Блж. Феофилакт Болгарский
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые
Опять предостерегает от горечи и гнева, как бы говоря им: вы — овцы посреди волков, многие злобствуют против вас, даже свои домашние, смотрите, никому не давайте повода ко вражде; кроме веры, пусть никто ни в чем другом вас не обвиняет, но оказывайте почтение и всякое послушание там, где нет вреда для веры, и будьте, как голуби. Ибо в том состоит мудрость или благоразумие, чтобы сохранить себя самих чистыми и никому не мстить.
Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
Амвросиаст
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые
Выше Павел указал, что слугам Божиим надлежит отвергнуть жизнь в неверии и пороках. Теперь же он добавляет, что делать это требуется осторожно, чтобы не быть соблазном, чтобы среди неверующих поступать мудро, особенно если они правят [ситуацией] и верят в лишенного святости правителя. И если христианин встречает безудержного и разгневанного противника, не следует связываться с ним, чтобы не стать причиной богохульства и не разжечь в нем буйство. Христианин скажет свое, когда будет возможность.
На Послание к Ефесянам.
Лопухин А.П.
Ст. 15-16 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.
«Блюдите, како опасно ходите!» (Ефес. 5, 15).
На русский язык эти слова Апостола переведены так: «Смотрите, поступайте осторожно. » Это звучит не так сильно и выразительно, но для некоторых может быть, более понятно.
Так писал еще в 1-ом веке нашей эры св. Апостол Павел обратившимся к вере во Христа жителям древнего малоазийского города-метрополии Ефеса. Но это весьма важное предостережение великого «Апостола языков» относится, конечно, и к нам, как и все вообще апостольские писания, – к христианам всех времен и всех народов.
Это предостережение особенно важно помнить именно нам, «последним христианам», живущим по всему мiру в нынешнем XX веке, когда каждого, желающего сохранить верность Христу-Спасителю и быть истинным христианином, окружает со всех сторон безчисленное множество всевозможных соблазнов и искушений, начиная с самых грубых и кончая самыми утонченными, порою трудно распознаваемыми, но которые в особенности опасны и губительны.
Вся история человечества за последние 20 веков, со дня явления в мiр Спасителя мiра Господа нашего Иисуса Христа, есть не что иное, как напряженная борьба диавола, чрез людей, вольно или невольно предавших себя ему, с истинной верой Христовой и спасительными плодами Искупительной Жертвы Господа, принесенной Им за нас на Голгофском кресте, – борьба за скорейшее воцарение в мiре врага Христова Антихриста.
С этой точки зрения, все события мiровой истории человечества, все изгибы так наз. «политики» становятся гораздо более ясными и понятными. Правда, очень многое в ней искусно завуалировано, «черное» выдается за «белое» а «белое» – за «черное», но и об этом предупреждал нас Апостол, когда писал, что «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Коринф. 11, 14–15). Это мы постоянно видели во всей прошлой истории человечества, а особенно часто и ярко наблюдаем теперь. Однако, если мы не ослеплены духовно этими «служителями сатаны» и не служим сатане сами сознательно или безсознательно, то зная эту сущность мировой истории, мы можем сравнительно легко разобраться в том, что сейчас происходит и не быть втянутыми в ту страшную борьбу «не на жизнь а на смерть», которая в наши дни особенно интенсивно и ожесточенно ведется против нашего Господа Спасителя и всех Его верных слуг и искренних последователей
Но горе тем, которые остаются слепыми и ничего не видят или ослепленные служением своим греховным страстям так увлечены ими, что просто не хотят ничего видеть!
А «служители сатаны», или, что то же, слуги имеющего придти Антихриста, пользуясь этой духовной слепотой большинства современных людей, с подлинно-сатанинской энергией упорно и настойчиво делают свое дело. С особенным старанием и всеми способами, с помощью находящихся в их распоряжении средств они усиленно вербуют себе адептов, которые сознательно или бессознательно, вольно или невольно содействуют им в создании в мiре условий и обстановки благоприятствующих скорейшему явлению Антихриста как всемiрного правителя и властелина всего человечества.
Каким же это образом?
А вот каким! Они чрез школы и прессу и устную пропаганду сеют среди людей вольнодумство и безбожие, всячески отвлекая их от веры во Христа и от истинной Церкви, подменяя даже, где это нужно и полезно для них, истинную Церковь одной видимостью Ее, или «лже-церковью»; они подрывают все устои нравственной жизни, высмеивая и отвергая понятия о совести, о добре и зле, они систематически насаждают и поощряют разврат, особенно среди молодого поколения, разрушают семью, легко допуская разводы и легализируя аборты, объявляют законными и допустимыми противоестественные половые склонности вплоть до гомосексуализма, распространяют всякаго рода порнографию; под предлогом «свободы» и «демократии», расшатывают всюду твердую государственную власть, где она зиждилась на крепких и здоровых основах веры и нравственности, подрывая ее авторитет путем распространения всяких клевет и инсинуаций; организуют прямое или хотя бы косвенное гонение на веру и Церковь, притесняя и угнетая верующих, которые подвергаются порою и самим жестоким преследованиям; покровительствуют росту преступности, не осуждая и не наказывая преступников; стремятся они, наконец, подорвать основы и внешнего благополучия и благосостояния людей, вызывая разстройство народного хозяйства, инфляцию и депрессию, чтобы довести людей до полного отчаяния и состояния всеобщей анархии, и т.п. и т.п.
Но для чего они все это делают?
Для того, чтобы доведенные до безнадежного отчаяния люди ухватились за явившегося Антихриста, как за своего спасителя от всех этих зол и напастей, поклонились бы ему и вручили бы ему всю полноту власти над всем человечеством, как диктатору, безконтрольному повелителю и властелину, распорядителю над их жизнью и смертью и над самыми их душами.
Какими же путями идут слуги Антихриста к достижению своей цели?
Путем захвата в свои руки и в свое полное и исключительное обладание главных двигателей современной человеческой жизни, того, что всюду распространяет свое влияние и способно крепко держать людей – путем захвата во всех странах государственной власти, капитала и прессы.
А в последнее время, когда им пришлось убедиться, что вера в Бога, во Христа еще сильна в людях, и ее нельзя так просто искоренить и уничтожить, они не без успеха захватывают в свои руки и власть церковную, стремясь стать полными и безконтрольными руководителями и распорядителями религиозной и церковной жизни людей, налагая и церковные прещения на тех, кто им отказывает в повиновении, чтобы всех держать в своей власти безоговорочно и безповоротно.
Все вышеизложенное мы уже наблюдаем в современной жизни.
Вот почему так явно и очевидно происходящее ныне дает нам несомненное и полное право говорить, писать и проповедывать о приближении времени господства Антихриста. Да в сущности говоря, Антихрист уже господствует в современном мiре и жестоко борется со Христом и Его истинными последователями за свое влияние и власть над людьми.
Но где же он, спросите вы?
Мы еще не видим его воплощенным в одной определенной личности, но он уже ведет свою сатанинскую работу посредством многих своих служителей. А таковые стали появляться уже в апостольские времена. Вспомним, как писал об этом в своем первом послании еще возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов:
«Как вы слышали, что придет Антихрист, и теперь появилось много антихристов...» ( 1Иоан. 2, 18 ).
Каким же образом можно безошибочно распознать этих «антихристов», которые представляют собой как бы «предтеч» Антихриста, имеющего воплотиться в конце веков в одной определенной личности?
И на это дает указание св. Иоанн Богослов, предостерегая всех нас:
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мiре. Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшаго во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшаго во плоти, не есть от Бога, но это – дух антихриста, о котором вы слышали что он придет и теперь есть уже в мiре» ( 1Иоан. 4, 1–3 ), конечно, надо помнить, в лице «предтеч» его – тех «антихристов многих», о которых говорит св. Апостол выше во 2-ой главе своего послания (ст. 18).
Вот мы и видим весьма яркое – более, чем когда-либо в прошлом! – осуществление всего того, о чем писал св. Апостол еще в 1-ом веке! Сколько появлялось с тех пор «антихристов», которые «не исповедывали Иисуса Христа, пришедшаго во плоти» или исповедывали его ложно, притворно, вводя людей в заблуждение и борясь в действительности с истинной верой Христовой – или вовсе отвергая ее или извращая и искажая ее. Но особенно много появилось таких «антихристов» в наше поистине злокозненное время, когда эти «антихристы», явные или скрытые, захватили фактически полностью или почти полностью всю власть, и гражданскую и церковную, весь капитал и прессу в свои цепкие руки, решительно отстраняя, а иногда даже физически уничтожая всех, кто становился им на пути, кто мешал им в осуществлении их стремлений и вожделений.
А чего они еще не достигли, к этому идут они весьма настойчиво и напористо, не останавливаясь ни перед какими мерами жестокости, обмана и насилия, лишь бы достигнуть своей цели.
Эти «антихристы» и их пособники, с помощью власти, капитала и прессы, подчиняют себе и своему влиянию всех, кто духовно слеп или, порабощенные своими страстями и думая только о безпрепятственном удовлетворении им, закрывают глаза на чистую, безпримесную истину Христову, не желают читать и слышать предостережений и предупреждений Слова Божия и Святых Богоносных мужей и наставников веры – кто уже духовно не свободен, а так или иначе порабощен этими «антихристами», служит и угождает им, пользуясь за это столь вожделенными ему земными благами: властью, почетом, деньгами, роскошной жизнью и низменными плотскими удовольствиями и наслаждениями, в которых не встречает для себя запрета и препятствий.
Все такие люди не любят слышать и читать об Антихристе, смеются, ругаются и отплевываются, когда им напоминают о нем, ибо сердцем своим они уже приняли Антихриста, как своего повелителя и благодетеля, хотя бы некоторые из них носили даже сан священнослужителей и иерархов Церкви. По словам Апостола, «они – от мiра, потому и говорят по-мiрски, и мiр слушает их» ( 1Иоан. 4, 5 ).
Между тем, все истинные христиане, а тем более – истинные служители Церкви, как подчеркнул это в Своей прощальной беседе с учениками на Тайной Вечери Господь Иисус Христос, – « не от мipa«.Вот Его подлинные слова, которые необходимо хорошо знать и помнить каждому, желающему быть истинным христианином.
«Если мiр вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел: если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое, а как вы не от мiра, потому ненавидит вас мiр» ( Иоан. 15, 18–19 ).
Таким образом, ненависть мiра, во зле лежащего, есть главный признак того, что мы стоим на правом пути – что мы истинные последователи Господа нашего Иисуса Христа. И наоборот: «Дружба с мiром есть вражда против Бога» ( Иак. 4, 4 ).
Вот почему всякое стремление, с нашей стороны, дружить с «власть имущими» в нынешнее время, когда всюду так явно господствуют «антихристи мнози», явно или скрытно борющиеся со Христом и Его истинной Церковью, всякое стремление подобострастно угождать им, льстить и делать им приятное, даже в какой-то мере добиваться их «легализации» есть уже измена Христу-Спасителю и вражда против Него, хотя бы поступающие так и носили на себе одежды священнослужителей.
В самом деле: разве можно было бы представить себе апостолов Христовых или хотя бы рядовых верующих христиан пирующими после распятия Христова за одним столом вместе с Анной и Каиафой или Иудой Искариотским?! А что мы нередко видим теперь?
«Блюдите убо, како опасно ходите!» недаром предостерегал нас еще св. Апостол Павел в лице Ефесян, «не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть» ( Ефес. 5, 15–16 ), то есть: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы».
Более «лукавых дней», чем те, какие мы сейчас переживаем, кажется, никогда еще не было со дня появления христианства на земле. Теперь все и везде насквозь пронизано и пропитано «лукавством» – неискренностью, обманом, хитростью, предательством, даже со стороны людей, от которых, казалось бы, по самому их положению и званию, которое они носят, нельзя было бы этого ожидать.
Но вот что странно и весьма печально! Многие, очень многие, даже видя и зная все это, поступают не как «мудрые», а именно как «неразумные», губя и самих себя и других, увлекаемых ими на дно погибели, не только временной-земной, но и вечной!
Не будем бояться ненависти мiра к себе, утешая себя всегда вышеприведенными словами Христовыми, а будем лучше бояться, как бы не стать нам и самим на путь лукавства и предательства. А соблазнов для этого в современном мiре неисчислимое множество. Как часто, буквально на каждом шагу, можно встретить теперь людей, живущих только лукавством и предательством, ради снискания себе земного благополучия, всяких земных благ и привольного жития!
Думают ли они – эти люди – о том, какой ответ придется им держать на Страшном Судищи Христовом, особенно если они находятся на ответственных постах руководителей церковной или государственной жизни? По крайней мере, именно то, что они не любят слышать и вспоминать о нем или говорят с какой-то нехорошей усмешкой, свидетельствует о последнем – об их неверии! Ведь никакая самая хитроумная и лукавая «политика» и «дипломатия» не спасет их там!
Но стоит и всем нам поглубже и посерьезнее поразмыслить обо всем вышесказанном, в связи с предостережением св. Апостола Павла, как нельзя более идущим к нашему времени:
«Блюдите, како опасно ходите!»
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Толкование на Ефесянам 5:15
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Ефесянам 5:15 / Еф 5:15
Иоанн Златоуст (
Ст. 15−16 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы
Снова (апостол) искореняет горечь, снова отсекает повод к гневу. Что в самом деле говорит он? «смотрите, поступайте осторожно». Он знал Учителя своего, что Он, посылая учеников, как овец среди волков, заповедовал им еще быть подобными голубям. «Будьте просты», — говорит, — «как голуби» (Μф. 10:16). Так как с одной стороны (христиане) были среди волков, а с другой — были наставлены не мстить за себя, но переносить обиды, то поэтому они и нуждались в подобном наставлении. И прежнего уже достаточно было к тому, чтобы сделать их мужественнее; а когда к двум сделано прибавление, то пойми, что (наставление дано) уже чрезмерное. Смотри же, с каким тщанием он их предостерегает, говоря: «Смотрите, поступайте осторожно». Целые города вели войну против них (апостолов); эта война перешла и в дома. Отец вооружался на сына, сын на отца, мать на дочь, дочь на мать. Что же? Откуда эти разделения? Они слышали, что Христос говорил: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Μф. 10:37). Итак, чтобы не подумали, что Он напрасно вводит войны и распри, так как могла произойти великая вражда, если бы они и сами вздумали вооружаться, для этого (апостол) и говорит: «смотрите, поступайте осторожно», т. е. исключая проповеди, ничем другим не давайте себе повода к вражде против вас, — одна она пусть будет основанием вражды. Пусть никто не обвиняет вас в чем-нибудь другом, оказывайте почтение и всякое повиновение, если ничто не вредит проповеди, если ничто не препятствует благочестию, — потому что «Итак, отдавайте», — сказано, — «всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13:7). А когда увидят вас покорными другим, то сами устыдятся. «Не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем». Увещевает так, желая не того, чтобы мы были изворотливыми и ловкими, но слова его означают следующее: время не ваше; ныне вы странники и пришельцы, чужеземцы и посторонние; не ищите почестей, не ищите славы, не ищите могущества, не будьте и мстительны; все переносите, и этим искупайте время; много платите, все, чего бы от вас ни захотели. Это сказано темно: попытаюсь уяснить примером. Представим, что кто-нибудь имеет великолепный дом, потом, что некоторые приходят, чтоб его разорить, и он много им раздает и тем избавляет себя: тогда говорим, что он искупил себя. Подобным образом и у тебя великий дом и истинная вера; приходят, чтобы взять все; отдай же все, кто бы что от тебя ни потребовал, только главное спаси, т. е. веру. «Потому что», — говорит, — «дни лукавы».
Что такое лукавство дня? Порочность дня должна быть свойственна дню. Если ты узнаешь, что такое порочность в окружающем нас, узнаешь и то, что такое порочность дня. Что такое порочность тела? Болезнь. А что — порочность души? Злоба. Что — порочность воды? Горечь. И всякого рода порочность есть неустройство в природе того предмета, которому порочность приписывается. Итак, если и день может иметь порочность, то она заключается в самом дне, в часах, в свете. Так и Христос говорит: «довольно для каждого дня своей заботы» (Μф. 6:34). Через это мы можем понять и то. Итак, в каком же смысле он называет дни лукавыми? В каком — время лукавым? Не сущность, не создание (так называет он), а то, что в продолжение их делается. Подобно тому и у нас есть обычай говорить: «тяжелый день провел я, дурной». Между тем, каким бы образом он мог быть тяжелым, как не в зависимости от того, что случилось в течение его? А то, что в течение его случается, — доброе от Бога, злое же от порочных людей. Следовательно, люди творцы того, что бывает порочного во времени, и потому говорят: «злые времена». Так и мы называем времена порочными.
Источник: Гомилии на Послание к Ефесянам.
Феофан Затворник (1815−1894)
Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры
Имея такое высокое назначение — быть светом мира, ходите так, чтобы соответствовать своему значению, чтоб никто ничего не мог найти в вас укорного, кроме разве того, что вы христиане и всем желаете быть христианами. — Како опасно — πως ακριβως, точно верно, пунктуально по лежащим на вас обязанностям, точь-в-точь как ожидается от вас. Но заповеди известны: по ним действуй — и все тут. К чему предостережение: блюдите, и эта норма: не якоже немудры, но якоже премудры? — К тому, что можно портить и добрые дела, когда безвременностию, когда неуместностию, когда излишнею ревностию. Определять, как сделать дело, чтоб оно как раз приходилось к своему месту и времени и в своей мере, есть дело мудрости. Мудрость и общую норму поведения определяет и держит, и каждое дело осматривает. Немудрость действует сплеча или, как еще говорят, зря. Оттого и силы, и время тратит, а плода мало имеет, хоть делать старается все доброе, а не худое. — Блюдите сверх того предполагает опасности, козни, сети. И в них недостатка нет. Много сплетений во внешних обстоятельствах, могущих отвлекать от правого и увлекать к неправому; и в себе много такого, что может сбивать с пути; и враг не дремлет. Так много причин к тому, чтобы блюстись и ходить с крайнею опасливостию. Блаженный Иероним пишет: «Добре говорится ефесянам, чтоб они, имея чувства, обученные в рассуждении добра и зла, опасно шествовали и, все искушающе, добрая держали. Кто видит, как ему следует шествовать и умеет осторожно ступать ногою, чтоб не поткнуться о камень, говоря: светильник ногама моима закон Твой (Пс. 118, 105), тот конечно мудр. И я не думаю, чтобы простец какой, человек недалекого ума, мог исполнить эту заповедь, хотя бы и хотел ходить опасно. Из этого понять нам должно, что и нравственные правила, — кои многими почитаются совершенно ясными, на том основании, что говорится: заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18, 9), — имеют нужду во всестороннем обследовании, чтоб найти благоразумное приложение. Светлая та заповедь просвещает очи тех, кои, отвергши неразумие, посвятили себя деятельному усвоению уроков мудрости».
Источник: Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые
Какой высокой, совершенной нравственности требует апостол от христиан! Такие совершеннейшие правила, внушенные апостолу Духом Святым, не могли и в голову прийти никому из древних мудрецов.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Феофилакт Болгарский (
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые
Опять предостерегает от горечи и гнева, как бы говоря им: вы — овцы посреди волков, многие злобствуют против вас, даже свои домашние, смотрите, никому не давайте повода ко вражде; кроме веры, пусть никто ни в чем другом вас не обвиняет, но оказывайте почтение и всякое послушание там, где нет вреда для веры, и будьте, как голуби. Ибо в том состоит мудрость или благоразумие, чтобы сохранить себя самих чистыми и никому не мстить.
Источник: Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.
Амвросиаст (IV в.)
Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые
Выше Павел указал, что слугам Божиим надлежит отвергнуть жизнь в неверии и пороках. Теперь же он добавляет, что делать это требуется осторожно, чтобы не быть соблазном, чтобы среди неверующих поступать мудро, особенно если они правят [ситуацией] и верят в лишенного святости правителя. И если христианин встречает безудержного и разгневанного противника, не следует связываться с ним, чтобы не стать причиной богохульства и не разжечь в нем буйство. Христианин скажет свое, когда будет возможность.
Источник: На Послание к Ефесянам.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 15−16 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы.
Обличая других, христиане сами уже непременно обязаны следить за собою. Смотрите, поступайте … точнее: «смотрите, насколько осторожно вы поступаете» (осторожность же — необходима). — Дорожа временем — точнее: «покупая время, приобретая его в собственность». Этим Ап. научает верующих пользоваться каждым моментом времени, как купленным за деньги, для делания добрых дел. Неразумный не дорожит временем, думая, что оно ничего не стоит, а мудрый понимает все его значение. К этому побуждает его и то соображение, что «дни лукавы», т. е. наше время таково, что требуется напряжение всех сил, использование всего времени для того, чтобы можно было сделать что-нибудь действительно полезное.