Смс реклама как наказать

Забудь мой номер: В ФАС рассказали, как бороться с рекламой по телефону

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Между тем в региональных управлениях ФАС сегодня поставили на поток борьбу с распространителями телефонной рекламы. Так, на счету уральских антимонопольщиков уже десятки выигранных дел.

Не звони мне, не звони

Житель Тюмени получил довольно типичное sms: «Участвуйте в розыгрыше до 100000 рублей в декабре! Оформите бесплатную моментальную Opencard с кредитным лимитом до 300000 рублей и кэшбэком 3 процента за все покупки в любом офисе банка…». Далее следовало название одного очень известного банка, указан номер телефона, по которому можно узнать подробности.

Мужчина оказался дотошным и решил для себя, что хотя бы одного распространителя спама на чистую воду он выведет. Тем более, что и от этого банка ему приходило уже несколько сообщений. И поскольку в самом кредитном учреждении на его просьбу прекратить рассылку, никак не отреагировали, он обратился в управление ФАС по Тюменской области.

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Реклама по наследству

Отметим, каждая пятая жалоба в антимонопольные службы на незаконную рекламу, касается именно телефонного спама.

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Казус дела, которое рассмотрели в управлении ФАС по Челябинской области, состоял в том, что мужчине настойчиво звонили из очень солидного банка на номер, который действительно числился в их базе как клиентский, причем, с разрешением на рекламную рассылку. Вот только с момента заключения договора прошло несколько лет, и номер уже успел перейти новому владельцу, который совсем не жаждал получать информацию о картах рассрочки и новых кредитных продуктах.

В результате долгих разбирательств в потоке юридической казуистики и препирательств с банком административное дело разрешилось все-таки в пользу клиента. Банку был выписан штраф в 105 тысяч рублей. К слову, по закону, если компания распространяющая рекламу, не выполняет требование суда и продолжает изводить клиента спамом, штраф выписывается повторно. Иными словами, за одну незаконную sms можно заплатить от 100 до 500 тысяч и по несколько раз.

Дело муторное, но выигрышное

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Евгений Стрельников, доцент кафедры финансовых рынков и банковского дела УрГЭУ:

— То, что отлаживается механизм противодействия распространителям спам-рекламы, конечно, хорошо. Но корень проблемы, на мой взгляд, в том, что у нас в широком доступе оказываются персональные данные граждан. Стоит только человеку оставить где-то свой номер телефона, другую личную информацию, как она начинает гулять в различных базах без всякого на то его согласия. Рекламные рассылки делаются порой на десятки тысяч телефонов. Базы данных нелегально перепродаются. И для того, кто распространяет коммерческие сообщения, риск, что хотя бы один человек пойдет и отсудит свое право на «рекламную неприкосновенность», на самом деле невелик. Да и издержки в случае чего окупятся с лихвой. Нужно признать, что пока действенного отлаженного механизм, препятствующего незаконному распространению баз персональных данных до сих пор не создано. А потому сохраняется и плодородная почва для незаконных рекламных рассылок.

Как действовать, если вас достали:

1. Убедитесь, что вы сами не давали разрешение на рекламу. В некоторых случаях, при заключении договора, предположим, с банком или компанией сотовой связи, вы могли автоматически подписать согласие и на рассылку.

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

2. Если это не так, обратитесь к распространителю рекламы, будь то банк, салон красоты, медицинский или автоцентр, неважно. По вашему первому устному требованию, они должны прекратить рассылать вам спам. То же самое должен сделать и оператор связи, если он распространяет рекламу, согласие на которую вы не давали.

3. В случае, если спам продолжает приходить, вам прямая дорога в УФАС. В доказательство получения незаконной рекламы к жалобе нужно приложить фотографию дисплея телефона с текстом, либо распечатку электронной почты, либо аудиозапись телефонного звонка. Кроме того, нужна заверенная детализированная выписка от оператора связи, подтверждающая поступление sms или звонка.

Подробнее читайте в ближайшем номере «Российской газеты».

Источник

Что делать, если надоела смс-реклама?

Наверное, многим знакома ситуация, когда раздается звук оповещения, что на мобильный телефон пришло смс-сообщение. И вот, открывая смс-сообщение, мы видим, что какая-то организация прислала нам рекламу. Хорошо, если вы действительно подписывались на данную рассылку.

Но что же делать, если вы не подписывались, и вам регулярно присылают рекламу посредством смс-сообщений?

Первое, что надлежит знать, это то, что любая рекламная рассылка посредством смс-сообщений без вашего предварительного согласия является нарушением ч. 1. ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»:

«Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием».

Под рекламой, в соответствии со ст. 3 Закона понимается любая информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Самый простой и быстрый способ — это позвонить по тому телефону, который указан в смс-сообщении и попросить исключить вас из данной рассылки. Очень часто этот способ срабатывает, и вас более не будут беспокоить. Но что делать, если в СМС-сообщении нет контактной информации лица, осуществляющего рассылку смс-сообщений, или вам продолжают приходить смс-сообщения, невзирая на обещания исключить вас из базы?

В этом случае вам надлежит обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по месту вашего жительства. Адреса и ссылки на сайты территориальных органов Федеральной антимонопольной службы можно посмотреть тут.

Вы можете отправить заявление (жалобу) с помощью почтовой связи или непосредственно через интернет-приемную территориального органа ФАС. С порядком обращения в ФАС или его территориальный орган можно ознакомиться тут.

В своем заявлении (жалобе) вам нужно будет указать следующую информацию:
1. Ваш номер мобильного телефона. Причем, стоит заметить, что сотрудники ФАС вправе запросить у вас подтверждающие документы, что оператором мобильной связи заключен именно с вами договор на предоставления услуг по данному номеру.
2. Оператора сотовой связи, услугами которого вы пользуетесь.
3. Дату и время поступления смс-сообщения с рекламой.
4. Отправителя данного смс-сообщения.
5. Текст рекламного сообщения.
6. Для облегчения нахождения ФАС лица, рассылающего рекламные сообщения, можно потратить 5 минут и через поиск определить, кому принадлежит телефон, указанный в рекламном сообщении, или как можно идентифицировать отправителя такого сообщения.

Например, если у вас в качестве отправителя указанно «SHATURA», и в ваших рекламных смс-сообщениях идет реклама мебели, то с 99% уверенности можно сказать, что данная рассылка осуществляется представителями ОАО «Мебельная компания «Шатура».

В результате можно в заявлении (жалобе) написать, что по вашему мнению реклама осуществляется компанией ОАО «Мебельная компания «Шатура», и вы просите проверить данные сведения. В случае если рекламные сообщения приходили вам неоднократно, то это тоже надлежит добавить к вашему заявлению (жалобе).

В резолютивной части вашего заявления следует указать, что рекламную рассылку в нарушении ч. 1. ст. 18 закона о рекламе осуществлялось как отправителем, так и оператором мобильной связи без получения вашего согласия. Оператор мобильной тоже должен неси ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой. Так арбитражным судом г.Москвы в деле № А40-77128/11- 153-690 при рассмотрении жалобы ОАО «Вымпел-Коммуникации» и ООО «Мобильный диалог» на постановления Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) от 09.06.2011 г. по делу № РЦ.08.11.10/1 и по делу № РЦ.08.11.10/2 о привлечении вышеуказанных лиц к административной ответственности указанно:

«Таким образом, из материалов дела следует и судом установлено, что информация, распространяемая в сети «Билайн», имеет все признаки рекламы, поскольку данная информация направлена неопределенному кругу лиц, так как из текста информационных сообщений не ясно, для кого именно создано данное сообщение и на восприятие кого данное сообщение направлено; направлена на привлечение внимания к услугам ООО «Мобильный диалог», предлагаемым им в рамках проводимой стимулирующей лотереи «СМС удача», что имеет целью поддержание интереса абонентов открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» к услугам ООО «Мобильный диалог» и их продвижение на рынке.

ОАО «ВымпелКом» не представило доказательств получения предварительного согласия гражданина на распространение рекламы. Соответственно указанные SMS-сообщения в нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» доводились до абонентов без предварительного согласия абонентов на ее получение».

Апелляционная и кассационная инстанция оставила данное решение в силе. Причем, суд кассационной инстанции в своем определении от 27 апреля 2012г указал:

«Таким образом, ОАО «Вымпел-Коммуникации» являлось рекламораспространителем, поскольку в рамках заключенных соглашений осуществило фактическое доведение сведений о проведении стимулирующей лотереи до сведения потребителей».

ФАС обязана по вашему заявлению провести проверку и по ее результатам (как минимум) вынести в адрес лица рассылающего смс-сообщения предписание о прекращении нарушения ч. 1. ст. 18 Закона о Рекламе. В случае если данная рассылка будет продолжать даже после вынесения Предписания о прекращении нарушения, то лицо, рассылающее данные сообщения должны привлечь к ответственности по ч. 1. статьи 14.3 КОАП РФ.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Итак, мы разобрались, в том, что и куда писать при получении рекламных смс-сообщений.

Но что делать в случае, если в рекламном смс-сообщении идет обращение лично к вам?

По вашему имени или фамилии, а вы не разрешали рассылку рекламных сообщения в ваш адрес, а также вообще даже не подозреваете, откуда у отправителя взялись ваши персональные данные. В данном случае можно говорить, что отправитель использует (осуществляет обработку) ваши персональные данные в нарушении Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» в котором говориться, что использование персональных данных должно осуществляться только с вашего согласия.

В этом случае вам надлежит обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган Роскомнадзора по месту вашего жительства. Адреса и ссылки на сайты территориальных органов Роскомнадзора можно посмотреть тут.

Вы можете отправить заявление (жалобу) с помощью почтовой связи или непосредственно через интернет-приемную территориального органа Роскомнадзора. С порядком обращения в Роскомнадзор или его территориальный орган можно ознакомиться тут.

В заявлении (жалобе) подаваемом в Роскомнадзор следует указать то же самое, что и при подаче заявления (жалобы) в ФАС. Единственное, вместо указания на нарушение Закона « О рекламе», вам нужно указать, что отправителем используются ваши персональные данные без получения вашего согласия.

По ссылкам можно ознакомиться с ответами ФАС и Роскомнадзора по факту обращения к ним при осуществлении смс-рассылки без согласия адресата.

Источник

Как наказать спамеров, звонящих с рекламой: советы юристов и CHIP

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Надоели звонки с рекламой медицинских центров, юридических контор и прочих компаний? Разбираемся, как можно наказать назойливых спамеров.

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Они звонят. Приглашают в салон красоты, даже несмотря на то, что вы мужчина, и вам под сорок. Заманивают в медицинский центр, банк и негосударственный пенсионный фонд. Предлагают заменить счетчики в квартире. Можно ли наказать этих рекламных агентов? Да, хотя сделать это и непросто.

Почему спамеров можно и нужно наказывать?

Названивая вам по телефону, спамеры формально нарушают сразу три закона Российской Федерации: «О связи», «О рекламе» и «О персональных данных».

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

«Важное отличие телефонного спама от иного недобросовестного прозвона в том, что у нас есть априорное понимание о заказчике данного обзвона. То есть, мы сразу можем миновать необходимость проверки номера телефона и установления личности звонившего».

Игорь Бедеров, генеральный директор «Интернет-Розыск»

Реклама по телефону, равно как и обработка ваших персональных данных, допускается только с вашего согласия. Причем факт получения согласия должны доказывать звонящие.

Конечно, в 99% случаев никакого согласия агентам вы не давали — скорее всего, они просто купили базу данных на черном рынке и звонят с предложениями по всем номерам подряд. Как правило, если вы просите сотрудника представиться или интересуетесь, откуда у него номер телефона, разговор обрывают.

Готовим план мести

К какой ответственности можно привлечь спамеров и прочих рекламных агентов, навязывающих услуги по телефону?

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

«Реклама по телефону, равно как и обработка ваших персональных данных, допускается только с вашего согласия. Доказывать наличие этого согласия должны те, кто звонит или присылает сообщения. Если вы уверены, что не давали данного согласия, можно вести речь об ответственности для нарушителей».

Игорь Бедеров, генеральный директор «Интернет-Розыск»

Чтобы наказать спамеров, необходимо будет озаботиться получением доказательств звонка. Сделать это сегодня проще простого.

Чтобы упростить жизнь правоохранителям, вы можете сами можете попробовать уточнить, кто вам звонил. Есть мобильные приложения (GetContact, TrueCaller, NumBuster!, Sync.Me), которые обещают всеми возможными способами попытаться идентифицировать звонящего. Учтите, что они сами могут потребовать доступ к вашим контактам и другим ресурсам смартфона.

Есть и ресурсы, «заточенные» под сбор информации о номерах. Например, ТелПоиск, который предлагает за небольшую плату собрать всю возможную информацию о телефоне из более, чем 60 источников. Насколько правдоподобна эта информация, судить не беремся.

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Приводим план в действие

Когда доказательства будут на руках, можно приступать к действиям — сдавать спамеров в компетентные органы.

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказатьНарушения законодательства о рекламе курирует ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Обратиться в Федеральную антимонопольную службу можно через форму на официальном сайте. Вид обращения — Жалоба. Внимательно прочитайте правила подачи обращения, подробно опишите в нем, как вам навязывают рекламу без вашего согласия, и приложите файлы с доказательствами.

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказатьЕсли же вы подозреваете, что ваши персональные данные незаконно попали третьим лицам и используются для рекламных целей (а так обычно и бывает — к примеру, микрофинансовые организации беззастенчиво «сдают» друг другу клиентов), то обращайтесь с аналогичным заявлением в Росфинмониторинг. Обращение обязательно нужно подавать через форму на сайте, либо записавшись на личный прием (если есть возможность).

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Все — дожидайтесь реакции органов. Как минимум, на безобразничающую компанию может свалиться проверка, и если факт недобросовестной рекламы или нарушений в сфере использования персональных данных будет доказан — ей грозит штраф. Не вам же одному страдать!

Как отделаться от спамеров, не развязывая войну?

Если вы не горите желанием связываться с государственными органами, а просто хотите избавиться от назойливых звонков, блокируйте входящие вызовы от номеров, с которых вам звонят с рекламой.

В iOS эта возможность есть в самой системе: Настройки > Телефон > Блокировка звонков и идентификация — вносите туда номера спамеров.

Для Android есть простейшее и удобнейшее приложение Черный список. Установите его на свой телефон и блокируйте звонки со спамерских номеров прямо из журнала вызовов.

Читайте также:

Фото: Pixabay, PxHere, The Conversation, авторские

Источник

Как рассылать смс без штрафа

Рекламные смски опасны. В 2016 году Мегафон неаккуратно отправил две рекламные смски и заплатил миллион рублей штрафа. То же самое может случиться с аквапарком, парикмахерской и магазином сумок. Только для них миллион — более серьезная сумма, чем для Мегафона.

Юрист Елена Янина рассказывает, как рассылать смс без штрафов. Статья подходит, если сотрудники запускают рекламную смс-кампанию сами или с помощью подрядчиков. Можно проверить, не нарушают ли они закон.

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Кто и за какой закон штрафует

Если компания рассылает смс с рекламой, она может нарушить три закона: о рекламе, связи и персональных данных. За нарушения есть штраф, самый распространенный — за закон о рекламе:

Как компания рассылает смс, следит антимонопольная служба, или сокращенно ФАС. Формально служба вправе штрафовать за каждую незаконную смс. Компания отправила сто смс с нарушениями, штраф — пятьдесят миллионов рублей.

Мегафон рассылал рекламу игры. Получатель отказался от смс, но отказ не сработал, и смс всё равно пришли.

В итоге антимонопольная служба оштрафовала Мегафон на миллион рублей за две незаконные смс.

Антимонопольная служба штрафует не просто так, а по жалобам. Жалобу может подать любой недовольный получатель. Бывает, что служба начинает разбирательства по своей инициативе.

Банк «Траст» рассылал рекламу по электронной почте. Речь шла о рекламе кредитов для сотрудников.

Среди адресов оказался адрес антимонопольной службы в Тамбове. Сотрудники подали жалобу, служба начала разбирательство и в итоге оштрафовала.

Банк пытался оспорить штраф с помощью аргумента: «Служба по ошибке получила письмо, наш сотрудник при отправке нажал не ту кнопку», но суд и антимонопольная служба аргумент не приняли.

Это пример с электронной рассылкой, но правила для рассылки и смс одинаковые. Судебное дело на Гаранте.

Компании надеются, что антимонопольщики не узнают о незаконных смс, поэтому штрафа не будет. Шанс есть, но не сказать что большой.

Антимонопольная служба учит жаловаться. Для этого у службы есть памятка, как правильно жаловаться, и анкета на сайте. Читаете, заполняете, нажимаете кнопку, и жалоба готова. Клиенту хватит пяти минут, чтобы оставить жалобу.

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Посмотреть приложение «Росспам»: описание на сайте и в Плей-маркете

Кроме сайта антимонопольной службы, есть приложение «Росспам». Мы не знаем точно, насколько хорошо работает, но слышали отзывы, что всё в порядке. Схема такая: регистрируетесь, записываете жалобу, нажимаете кнопку, и служба узнает об смс. Не надо заходить на сайт, пожаловаться можно с телефона.

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Неважно, работает ли это приложение или кто-то создаст новое. Всё равно у антимонопольщиков хватает возможностей узнать о нарушениях.

Если компания работает в малом и среднем бизнесе и это первое нарушение, возможно, служба выдаст предупреждение вместо штрафа. Лучше не рассчитывать на поблажку.

Кто получает штраф

По закону о рекламе, штраф за незаконную смс получает «рекламораспространитель». Выходит, если компания рассылает через Билайн, штраф платит Билайн. Но на практике всё не так однозначно.

Антимонопольная служба рассказаала в письме, кого считать рекламораспространителем:

В переводе это значит:

«Кто рекламируется, тот и платит штраф».

Компания «Авторусь» рассылала смс с рекламой программы утилизации и трейд-ин. Рассылка шла через МТС.

Один из получателей пожаловался на смс, и антимонопольная служба начала разбираться. Итог: штраф у «Авторуси».

По договору между МТС и «Авторусью» дилер обязан рассылать смс только тем, кто дал согласие на смс. Получается, «Авторусь» нарушила закон и условия договора.

Несмотря на письмо, антимонопольная служба штрафует операторов. Например, Билайн получил штраф в триста тысяч рублей за смс с рекламой фитнес-клуба, об этом антимонопольная служба рассказывает на своем сайте.

Штраф за незаконную рекламу в смс может получить любой, кто участвовал в рассылке:

Посмотреть, как антимонопольная служба оценивает жалобу, кого штрафует и на какую сумму, можно на сайте:

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

За что штрафует ФАС

Для законной рассылки смс есть два правила: взять согласие получателя и не писать то, что писать нельзя. Нас интересует первое.

Тринадцать процентов нарушений закона о рекламе — рассылка смс без согласия. Это данные отчета антимонопольной службы за 2016 год.

О незаконных смс рассказывает начальник управления службы по контролю рекламы Татьяна Никитина. Цитата из ее интервью:

Что нельзя писать — большая тема, и поговорим о ней в другой статье. Если коротко, нельзя оскорблять чувства, обманывать, рекламировать без сертификатов и лицензий, побуждать к неправильному образу жизни или нарушению закона.

Согласие на смс

Нельзя рассылать смс без согласия получателя. Причем неважно, сколько и как часто рассылать: компания нарушает закон, даже если отправила одну смс одному человеку.

Согласие — действие, которое показывает: я, такой-то, даю согласие на смс с рекламой от конкретной компании.

В законе нет требований по форме согласия, можно получить его как угодно. Чаще всего компании просят поставить галочку в анкете для скидочной карты или на сайте при регистрации.

Пример с Озоном. Озон при регистрации просит согласие на рассылку сообщений. Что это за сообщения, рассказывает на отдельной странице. Это законно, хоть и хитро:

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Есть компании, которые согласием считают регистрацию на сайте или другое действие. Это ошибка. Не считается согласием:

Компания «Суточно» разослала рекламную смс по клиентам, которые зарегистрировались на сайте.

Антимонопольная служба признала рассылку смс без согласия незаконной, а компания не согласилась с решением. Ее аргумент:

При регистрации клиент оставляет имя, адрес почты и телефон. В конце формы регистрации есть фраза, где надо поставить галочку. Фраза такая: «Я принимаю условия пользовательского соглашения».

В пользовательском соглашении есть пункт, где компания говорит: после подписи соглашения она вправе рассылать смс с рекламой.

Суд и антимонопольная служба не приняли аргумент.

Не каждая фраза считается согласием. Согласие должно быть буквально на получение рекламы и по смс. Общие слова — сообщения, информация, рассылка — не подходят. При разбирательствах антимонопольная служба может решить, что компания получила согласие на что-то еще, а не на рекламу.

Не подходят фразы
Подходят

Согласен на информирование о новостях

Согласен получать рекламу по смс и электронной почте

Готов получать сведения о компании

Присылать мне смс с новостями и рекламой

С согласием проблемы. Если клиент зашел на сайт или в магазин, можно попросить разрешение на смс. Вопрос, что делать, если это потенциальный клиент.

Открылся фитнес-клуб. В его районе — жилые дома и центры с офисами. Хорошо бы рассказать о клубе жителям и сотрудникам. Но получить разрешение на смс до рассылки не выходит, потому что потенциальные клиенты еще не знают о клубе.

Клуб заказывает рассылку у агентства, агентство рассылает по подходящей базе или собирает базу своими силами. Такая рассылка — нарушение закона.

Если нельзя получить согласие, потому что клиент не обратился в компанию, можно схитрить. Вместо рассылки рекламы пусть компания отправит первую смс с разрешением на рекламу:

Здравствуйте! Это кафе «Вкусные завтраки», мы работаем недалеко от вас. У нас можно позавтракать с семи утра. Если интересно узнавать о скидках, пожалуйста, отправьте «Согласен» в ответ.

Смс с вопросом — всё равно нарушение закона, и нет гарантий, что антимонопольная служба не оштрафует, но эту смс можно объяснить. В службе работают обычные люди, они понимают, что компании надо привлекать клиентов. Поэтому если нарушать закон, то хотя бы так.

Идентификация клиента

По закону согласие должен дать человек, который будет получать смс. Маша Иванова готова получать смс — значит, именно она дает согласие на смс. Мама, муж или лучшая подруга не могут согласиться за Машу.

Идентифицировать покупателя можно как угодно, главное, чтобы получилось доказать, кто именно дает согласие. Самое надежное — опубликовать фразу о согласии на сайте и показывать ее, когда клиент оплачивает покупку. Перед оплатой клиент ставит галочку, и согласие готово.

Часто компании получают согласие, когда покупатель заполняет анкету на скидочную карту. Покупатель пишет имя и фамилию, ставит галочку рядом с разрешением на смс, подписывается и получает карту. Вроде всё в порядке.

Для примера — анкета Мосигры. Мосигра просит оставить свои данные и поставить галочку для разрешения присылать смс. Всё законно:

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Проблема с полнотой информации. Формально так: если клиент написал не то отчество или вообще не написал, нельзя доказать, что согласие давал Иванов Иван Иванович, а не его тезка Иванов Иван Александрович.

Нет универсального способа избежать проблем с идентификацией. С юридической точки зрения надежнее проходить всю цепочку:

сделать шаблон заявления на согласие рекламных смс

попросить клиента заполнить паспортные данные и номер телефона

сверить то, что написал клиент, с данными в паспорте. А если паспорта нет, попросить скан

отправить тестовую смс на номер телефона клиента, чтобы убедиться, что номер без опечаток

Для бизнеса рискованно заставлять клиента заполнять анкету по паспорту, а потом выверять ее. Так клиент может отказаться от анкеты и больше никогда не прийти в магазин. Но что выбрать: максимальную защиту от штрафа или удобные условия для клиентов — может решить только компания.

Всё, что нужно для бизнеса

Дело Модульбанка — это издание о бизнесе. Мы рассказываем обо всём, что нужно знать российскому предпринимателю: какие вышли новые законы, как проходить проверки в разных инстанциях, как не получить штрафов.

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Присылаем письма 2-3 раза в неделю. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Отказ от смс

У клиента должна быть возможность отказаться от рекламы. Необязательно рассказывать прямо в смске, как это сделать. Для этого подходит письмо или раздел личного кабинета с инструкцией.

Нельзя требовать что-то сложное и диктовать один способ для отказа.

Компания отписывает клиентов от смс, если клиент привозит письменное заявление в офис компании. При этом компания работает в Магадане. Требовать ездить в Магадан из другого города незаконно.

Или компания отписывает от смс, когда клиент присылает смс со словом «Отписать». Это выполнимое условие, но компания диктует единственный способ отказа. Это тоже незаконно.

В качестве отказа подходят любые простые действия, например, прислать письмо, смс, отжать галочку в личном кабинете, позвонить в офис и отказаться от смс голосом.

Как только клиент отказался, компания обязана отписать от смс немедленно. Что такое «немедленно», в законе не сказано. Чтобы не получить штраф, у компании время до следующей смс после отказа. Клиент отказался утром, а смс придет в обед — значит, до обеда надо отписать.

Получить разрешение на обработку персональных данных

Если компания рассылает смс, она использует персональные данные покупателя. Просто так это делать нельзя, надо получить разрешение. Что такое персональные данные и как с ними работать, мы рассказываем в статье Дела «Збагойна: 152 ФЗ».

Если коротко, для согласия понадобится фраза «Я согласен на обработку персональных данных». Ее можно написать там же, где покупатель соглашается на рекламу в смс или регистрируется.

Магазин «Пудра» получает разрешение на персональные данные при регистрации на сайте:

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Указывать в смс сведения о компании

Из смс должно быть понятно, кто его отправил. Как минимум для этого надо написать название компании и оставить телефон для связи.

Пример — смс «Самсонайта»: компания рассылает смс от своего имени, в смс оставляет адрес сайта и номер телефона для связи. Так покупатель понимает, кто ему прислал сообщение.

Смс реклама как наказать. Смотреть фото Смс реклама как наказать. Смотреть картинку Смс реклама как наказать. Картинка про Смс реклама как наказать. Фото Смс реклама как наказать

Некоторые компании рассылают смс с чужого номера или указывают номер с ошибкой. Вроде можно сказать: «Это рассылали не мы, а какие-то наши партнеры». Прием не работает.

Если компания не оставляет свой телефон, она нарушает закон. Скорее всего, штраф будет у компании, которая рекламируется. Допустим, «Самсонайт» из нашего примера не оставит свое название, а отправит смс с «Акции». Но раз реклама о «Самсонайте», штраф получит «Самсонайт».

Хранить согласие на смс

На случай если покупатель пожалуется и антимонопольная служба начнет разбирательства, надо хранить согласие на смс. По закону минимальный срок хранения — год.

Хранить согласия можно как угодно. Если согласия в бумажных анкетах, можно хранить анкеты. Или отсканировать и залить в корпоративное облачное хранилище, например, в гугл-диск.

Если клиент соглашается на смс с сайта, запись об этом должна быть в ЦРМ или другой программе. Можно придумать что-то еще, главное, чтобы служба увидела: вот фраза о согласии, вот подпись клиента.

Снять ответственность за смс

Вместо того, чтобы разбираться с законом, можно ничего не делать и переложить ответственность на подрядчика.

Например, кафе «Вкусные завтраки» планирует рекламную кампанию в смс. Чтобы самим не разбираться в законе и процессе рассылки, кафе находит подрядчика.

В договоре с подрядчиком кафе может написать:

Исполнитель (ООО «Реклама в смс») отвечает за формирование базы получателей смс, рассылку сообщений и выполнение требований закона о «Рекламе», «Связи» и «Персональных данных», в том числе получение согласий на рассылку смс.

Если заказчик получает предупреждение от госорганов или штраф за нарушение законов, исполнитель возмещает размер штрафа и ущерб из-за разбирательств с госорганами.

Совет не работает на сто процентов. По договору ответственность может нести одна компания, а штраф получить другая. А еще это не слишком этично.

Что дальше

Это первая статья из серии о рекламе. В следующих расскажем, что антимонопольная служба считает неприличной рекламой, когда можно смеяться над конкурентами и хвастаться господдержкой.

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Короче

Как сделать смс законной

Получить согласие на смс. Именно на смс, а не на скидочную карту или что-то еще

Из согласия должно быть понятно, кто именно соглашается. Чем больше данных о клиенте, тем лучше

Получить согласие на обработку персональных данных

В смс написать, какая компания рассылает рекламу и как связаться

Хранить согласие клиентов для доказательства ФАС

Как подстраховаться

Проверить своих сотрудников и подрядчиков, точно ли они выполняют требования закона

500 000 ₽

такой штраф можно получить за одну незаконную смс с рекламой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *