Снс выделяет такие субъекты как

Система национальных счетов

Снс выделяет такие субъекты как. Смотреть фото Снс выделяет такие субъекты как. Смотреть картинку Снс выделяет такие субъекты как. Картинка про Снс выделяет такие субъекты как. Фото Снс выделяет такие субъекты как

Для анализа экономической деятельности государств применяется система национальных счетов. Это комплекс классификаций и показателей: доходов и расходов на общегосударственном уровне, объемы производства и оказания услуг. СНС – своеобразный «снимок» экономики отдельно взятого государства, позволяющий проводить мониторинг и оценивать экономическую ситуацию в отдельные периоды времени. С помощью СНС можно определить общий объем активов и долгов, оценить уровень жизни граждан, проанализировать экономические отношения между государствами.

Основные счета системы национальных счетов

Основные счета системы национальных счетов, использующиеся на данный момент, включают в себя:

Используя основные счета, можно определить текущее положение дел в экономике государства, выявить проблемы, оценить объем производства, доходов.

Система национальных счетов: ВВП

В системе национальных счетов ВВП играет ключевую роль. Это основной показатель, по которому оценивать положение дел в экономике. Под валовым внутренним продуктом понимают общую стоимость всех услуг и товаров (конечных, предназначенных для употребления), которые были оказаны/изготовлены на территории государства, в том числе, иностранными юридическими и физическими лицами, на иностранном оборудовании и из импортного сырья. Национальная принадлежность факторов производства значения не имеет. ВВП фиксируется в национальной валюте, либо в иностранной – по текущему курсу.

Статистика системы национальных счетов

Статистика системы национальных счетов применяется для оценки состояния экономики. В ней закреплены макроэкономические показатели, методы оценки и переоценки ВВП, платежные и межотраслевые балансы, схемы счетов, сопоставления ВВП разных стран. На основе этой статистики правительство государства строит социально-экономическую политику. Ряд макроэкономических показателей могут повлиять на экономические отношения между государствами, а также их отдельными представителями.

Макроэкономические показатели в системе национальных счетов

Макроэкономические показатели в системе национальных счетов имеют важнейшее значение для оценки состояния экономики. В число таких показателей входят валовый внутренний продукт, чистый внутренний продукт, валовый и чистый национальный доход. Под чистым внутренним продуктом (ЧВП) понимают общую стоимость всех произведенных на территории государства услуг и продуктов за вычетом потребления основного капитала. Под валовым национальным доходом – общую стоимость услуг и продуктов, оказанных/изготовленных всеми резидентами государства. ЧНД получают, исключая из валового дохода потребление основного капитала.

Источник

Объекты и субъекты системы национальных счетов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Система национальных счетов (СНС) – это система статистических показателей, раздел статистики, а также результат особой практической деятельности в области статистики.

СНС и показатели ее формирующие

Система национальных счетов представляет собой современную систему сбора и обработки данных, которая используется практически всеми странами мира с целью макроэкономического анализа своей экономики. СНС объединяет ключевые макроэкономические показатели, такие как: объем выпуска продукции, совокупный доход, совокупный расход. При помощи СНС можно в наглядной форме представить ВВП на всех стадиях движения, т.е. на стадии производства, распределения, обмена и потребления. Возникновение СНС произошло в западных развитых странах в конце 1930 годов. Толчком к созданию СНС послужила великая депрессия 1929-1933 годов.

СНС использовалась с целью проведения эффективной государственной макроэкономической политики, для экономического прогнозирования, для международного сопоставления национального дохода.

Основными макроэкономическими показателями, формирующими СНС, являются:

Готовые работы на аналогичную тему

Объекты и субъекты СНС

СНС представляет собой специальные балансы, которые отражают наличие ресурсов и их использование. СНС является своеобразными таблицами для отражения равновесных состояний операций обмена участников экономических отношений. Предполагается, что ведением счетов занимаются агенты, т.е. сами участники отношений.

Объектом исследования СНС является экономика государства как совокупность отраслей, секторов, экономических единиц, а также результаты и механизм функционирования данной экономики, внешние и внутренние взаимосвязи, закономерности развития.

Экономические агенты – это субъекты СНС, среди которых выделяется пять типов:

Агенты занимаются ведением счетов важнейших экономических операций на основании следующего: любая операция имеет получателя и плательщика и записывается один раз в качестве использования и один раз в качестве ресурсов, что выражает принцип двойной записи. В связи с этим в каждой большой категории операций существует равновесие, т.е. все использование равно всем ресурсам. На основании этого строится сводная макроэкономическая таблица, отражающая равновесие в различных потоках продукции, потреблении, инвестициях в позиции баланса ресурсов и их применения агентами производства.

Структура и категории СНС

Схема СНС основана на формировании обобщающих показателей макроэкономического развития на разных стадиях воспроизводственного процесса и взаимной увязке данных показателей между собой.

Каждая стадия воспроизводства имеет свой счет или же группу счетов.

Счета – это потоки, в которых отражается движение стоимости продукции через стадии производственного цикла.

Система оканчивается составлением балансовых таблиц, которые отражают итоговое изменение национальных богатств в отчетном периоде и изменение межотраслевого баланса.

СНС России состоит из следующих счетов:

В СНС все экономические единицы группируются по секторам. Сектор – это объединение институциональных единиц, которые обладают общими целями, однородны с позиции выполняемых функций и каналов финансирования.

Институциональные единицы – это субъекты хозяйствования, которые владеют активами, принимают обязательства, осуществляют экономическую деятельность и иные операции. К институциональным единицам могут относиться как юридические лица, так и физические в виде домохозяйств.

Источник

Раздел 3. Система национальных счетов

Цель: сформировать представление о национальном счетоводстве как целостной системе учета, позволяющей проследить взаимосвязи между институциональными элементами экономики, операциями другими потоками активов и пассивов.

Задачи: рассмотреть элементы центральной интегрированной структуры системы национальных счетов (СНС) для экономики в целом объяснить основные принципы национального счетоводства; раскрыть последовательность построения консолидированных счетов, показать особенности построения региональных счетов.

Оглавление

14.1. Понятие о системе национальных счетов. Место СНС в системе макроэкономических расчетов. Особенности СНС в России

Вся экономика страны в целом рассматривается в СНС с точки зрения институциональных единиц, которые являются резидентами на экономической территории страны.

Изначально в основе национального счетоводства лежит последовательность взаимосвязанных счетов потоков, которые относятся к различным видам экономической деятельности, имевшей место за данный период времени, а затем балансов активов и пассивов, в которых учитывается стоимость запасов активов и пассивов институциональных единиц или секторов по состоянию на начало и конец периода.

Отдельную группу счетов в СНС составляют счета операций. При этом в силу исключительно важной роли особо выделяется счет товаров и услуг. На современном этапе развития системы национальных счетов в России строятся:

Вопросы построения системы показателей СНС на региональном уровне проработаны в международных стандартах несколько менее подробно, поскольку имеют важное значение не для всех стран. В отечественной практике, согласно Методологическим положениям по статистике Госкомстата России, система национальных счетов начала внедряться с федерального уровня. Специалисты рассматривают возможность построения СНС на уровне регионов в порядке поэтапного осуществления работ. Порядок построения счетов соответствует последовательности счетов для экономики в целом. Полная система счетов на региональном уровне предполагает, что каждый регион рассматривается как самостоятельная экономическая система. В этом контексте операции с другими регионами принимают форму «внешнеэкономических операций», которые следует отличать от операций с «остальным миром». В контексте региональных счетов предусматривается перегруппировка институциональных единиц: региональные единицы, многорегиональные единицы, национальные единицы. В настоящее время рекомендации СНС-93 в отдельных странах, разрабатывающих региональные счета, конкретизируются в соответствующих методологических положениях, либо приняты дополнительные международные стандарты ведения региональных счетов

Региональная территория включает в себя:

Внерегиональная территория состоит из частей экономической территории страны, которые не могут быть непосредственно отнесены к одному региону. В ее состав включаются:

Соответственно, сумма региональных значений любого показателя представляет собой значение соответствующего национального показателя за вычетом величины, отнесенной к внерегиональной территории. Каждый показатель счета формируется на основе самостоятельных потоков информации, вследствие чего суммарные итоги могут несколько различаться между собой. Возникающая разница оформляется в виде показателя «статистическое расхождение», который характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов региона.

14.2. Категории, элементы, классификации СНС. Система цен и налогов в СНС

Международный стандарт СНС 1993 г. включает следующие элементы центральной структуры национального счетоводства, которые согласованы с другими статистическими системами:

Перечисленные элементы системы взаимосогласованы, поскольку в них используется один и тот же набор понятий, определений, классификаций и правил учета.

Рекомендации СНС 1993 г. и рекомендации международных экономических организаций в этой области свидетельствуют о том, что СНС может использоваться на разных уровнях агрегирования: на уровне отдельных субъектов хозяйственной деятельности, именуемых в системе институциональными единицами; на уровне групп таких единиц, составляющих институциональные сектора; на уровне экономики в целом. Институциональная единица определяется как экономическая единица, способная от собственного имени владеть активами, принимать обязательства, заниматься экономической деятельностью и осуществлять операции с другими единицами.

В зависимости от основных функций, типа поведения и способа получения дохода институциональные единицы группируются по институциональным секторам. В каждом секторе, кроме некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКОДХ), выделяется ряд подсекторов

В СНС 1993 г. специально оговаривается необходимость гибкого внедрения классификации секторов и ее использования. Например, предлагается два альтернативных метода разбивки сектора органов государственного управления на подсектора без указания на то, какому из них следует отдавать приоритет. Альтернативный метод состоит в том, что фонды социального обеспечения группируются с соответствующими органами на каждом уровне управления.

В СНС 1993 г. рекомендуется разбивать сектор домашних хозяйств на подсектора по основному источнику их дохода. Вместе с тем подчеркивается, что в некоторых случаях более целесообразной может являться разбивка на основе социально-экономических критериев или типа местности, либо путем одновременного использования двух или более критериев в иерархическом порядке.

Принято считать, что институциональная единица является резидентом на экономической территории той или иной страны, если в пределах этой территории данная единица имеет центр экономического интереса, занимается или намерена заниматься экономической деятельностью или операциями в значительном масштабе на протяжении неограниченного или достаточно длительного периода времени, обычно понимаемого как один год.

Цель системы национальных счетов состоит в учете экономических потоков и запасов. Экономические потоки отражают создание, преобразование, обмен, передачу или исчезновение экономической стоимости. Экономические потоки бывают двух видов: операции и другие потоки. Операция – это экономический поток, представляющий собой взаимодействие между институциональными единицами по взаимному согласию или действие в рамках одной институциональной единицы, которую из аналитических соображений целесообразно рассматривать как операцию, поскольку институциональная единица нередко функционирует в различных качествах. Те потоки, которые не обладают перечисленными выше характеристиками операций, называются другими потоками. Основная классификация операций и других потоков включает следующие элементы: операции с товарами и услугами (продуктами), распределение операции, операции с финансовыми инструментами, прочие записи по счетам накопления.

В СНС предусмотрены способы перегруппировки операций, которые зависят от предполагаемых каналов совершения операций, предполагаемого числа операций и предполагаемых участников операций; это обычно сопровождается определенным изменением категории операции. Примером условного переотнесения операций является отражение в СНС выплаты взносов по социальному обеспечению: взносы работников учитываются как выплачиваемые ими из своей заработной платы, а отчисления работодателей учитываются как составляющие часть оплаты труда работников. Однако ни взносы работников, ни отчисления работодателей обычно не выплачиваются работникам. Вместо этого они выплачиваются работодателями непосредственно в фонды социального обеспечения. В результате принятого в СНС переотнесения («перемаршрутизации») данной операции отчисления работодателей на социальное обеспечение включаются в состав затрат на рабочую силу, позволяя таким образом выявлять экономическую сущность операции.

Во взаимосвязи с операциями в СНС отражаются запасы, которые характеризуют величину активов и пассивов на определенный момент времени. Активы определяются в СНС как объекты, которые находятся в собственности какой-либо единицы (единиц), и из владения которыми или использования которых на протяжении определенного периода времени их владельцы извлекают экономические выгоды.

14.3. Полная последовательность текущих счетов для экономики в целом. Методологические особенности построения текущих счетов для отдельных секторов экономики.

Каждый счет сводится с помощью балансирующей статьи, которая вычисляется как разность итоговой суммы по ресурсной части и суммы известных статей использования. Балансирующая статья одного счета переносится в качестве первой статьи в следующий счет, что и позволяет увязать всю последовательность счетов в единое целое. Кроме того, между счетами потоков и балансами активов и пассивов существует тесная связь, поскольку все происходящие с течением времени изменения, которые влияют на активы и пассивы институциональных единиц или секторов, систематически учитываются на том или ином счете потоков. Конечный баланс активов и пассивов полностью определяется начальным балансом и операциями или другими потоками, учтенными в последовательности счетов.

Первую группу счетов составляют счета текущих операций, которые начинаются со счета производства. Счет производства отражает результаты производства (выпуск продукции) и использование товаров и услуг при производстве этой продукции (промежуточное потребление).

В сферу производства включается производство всех товаров и услуг, за исключением личных услуг и услуг по ведению домашнего хозяйства, производимых в рамках домашних хозяйств для собственного конечного потребления.

В СНС 1993 г. отмечается, что незаконность какого-либо вида производственной деятельности или операции не является основанием для их исключения из системы национального счетоводства. Напротив, всестороннее отражение незаконных видов деятельности необходимо для того, чтобы избежать ошибок в учете несбалансированности счетов. Например, отказ от учета расходов домашних хозяйств на незаконно произведенные продукты привел бы к завышенной оценке их сбережений и к расхождениям с показателями финансовых счетов. Счет производства, построенный на уровне отраслей (секторов), позволяет выделить добавленную стоимость как одну из основных балансирующих статей в СНС, которая измеряется как на валовой, так и на чистой основе. На уровне экономики в целом балансирующей статьей счета производства является валовой внутренний продукт.

Таким образом, в счете образования доходов показываются те сектора, подсектора или отрасли, в которых эти первичные доходы создаются, в отличие от секторов и подсекторов, являющихся получателями таких доходов. Например, оплата труда работников, отражаемая в данном счете для сектора домашних хозяйств, характеризует общую сумму средств, выплачиваемых работникам некорпоративными предприятиями, принадлежащими домашним хозяйствам. Балансирующей статьей для данного счета является: для нефинансовых и финансовых корпораций – прибыль и приравненные к ней доходы; для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, – смешанный доход, поскольку в этом случае в данную статью в неявном виде включается оплата труда самого владельца или других членов домашних хозяйств, которую невозможно обособить от дохода владельца как предпринимателя.

Счет распределения первичных доходов характеризует главным образом деятельность институциональных единиц, выступающих не в качестве производителей, деятельность которых ведет к образованию первичных доходов, а в качестве получателей указанных доходов. Состав балансирующей статьи данного счета «сальдо первичных доходов» может довольно значительно меняться в зависимости от сектора.

Для секторов, являющихся важными рыночными производителями, т. е. для нефинансовых и финансовых корпораций, а также домашних хозяйств, счет распределения первичных доходов подразделяется на два субсчета: счет предпринимательских доходов и счет распределения других первичных доходов. Целью такого разделения является выделение еще одной балансирующей статьи – «предпринимательский доход», который более близко соответствует известному в бухгалтерском учете понятию текущей прибыли. Однако в величину текущей прибыли включается номинальная холдинговая прибыль по запасам материальных оборотных средств и другим активам, находящимся в собственности предприятия.

Счет предпринимательских доходов должен сопровождаться счетом распределения других первичных доходов, что необходимо для выделения в счете сальдо первичных доходов. Балансирующая статья для счета распределения других первичных доходов идентична балансирующей статье по счету распределения первичных доходов для экономики в целом – национальный доход.

Дальнейший процесс перераспределения доходов также разделен в СНС на два этапа: трансферты в денежной форме (счет вторичного распределения доходов) и трансферты в натуральной форме (счет вторичного распределения доходов в натуральной форме). Такое различие проводится применительно к отношениям между домашними хозяйствами, с одной стороны, и органами государственного управления и НКОДХ, с другой. Применительно же к корпорациям и остальному миру данное разграничение не имеет такого значения. По этой причине трансферты в натуральной форме, получаемые и выплачиваемые корпорациями или остальным миром, отражаются в счете вторичного распределения доходов так, как если бы они были в денежной форме. Вместе с тем не исключается возможность показывать их раздельно. Все статьи в счете вторичного распределения доходов отражают текущие трансферты.

Балансирующей статьей счета перераспределения доходов в денежной форме является располагаемый доход.

Следующий этап процесса перераспределения доходов характеризует счет перераспределения доходов в натуральной форме. Этот счет дает представление о двух категориях элементов. Во-первых, в нем отражаются социальные пособия в натуральной форме, включая как пособия, не предполагающие расходов со стороны домашних хозяйств получателей, так и пособия, предполагающие первоначальные затраты со стороны домашних хозяйств, которые впоследствии возмещаются. Во-вторых, в нем отражаются трансферты нерыночных товаров и услуг индивидуального характера (например, в области образования), не относящиеся к социальном пособиям в натуральной форме.

Балансирующей статьей счета перераспределения доходов в натуральной форме является скорректированный располагаемый доход. Ввиду характера отражаемых операций данный счет имеет значение только для органов государственного управления, домашних хозяйств и НКОДХ.

Завершает группу счетов текущих операций счет использования доходов, который строится в двух вариантах: счет использования располагаемого дохода и счет использования скорректированного располагаемого дохода. В первом варианте счета внимание сосредоточено на располагаемом доходе и расходах на потребительские товары и услуги, финансируемых за счет этого дохода. Во втором варианте счета внимание сосредоточено на потребительских товарах и услугах, приобретаемых и используемых институциональными единицами, в частности, домашними хозяйствами; такие товары и услуги могут приобретаться либо путем осуществления расходов, либо через социальные трансферты в натуральной форме.

Для всей экономики располагаемый доход равен скорректированному располагаемому доходу, а расходы на конечное потребление равны фактическому конечному потреблению. Они различаются только при рассмотрении отдельных секторов. Из сказанного следует, что балансирующая статья – «сбережение» – одинакова, независимо от того, определяется ли она как разность между располагаемым доходом и расходами на конечное потребление или как разность между скорректированным располагаемым доходом и фактическим конечным потреблением. Перед подведением баланса в рассматриваемых счетах вводится корректировочная статья «Поправка на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах» с тем, чтобы согласовать между собой сбережение домашних хозяйств и изменение чистой стоимости их средств в резервах по страхованию жизни и в пенсионных фондах, отражаемую на финансовом счете СНС.

Сбережение, будучи балансирующей статьей для всех текущих операций (а непосредственно – счетов доходов), является одновременно исходным элементом счетов накопления и переносится на счет операций с капиталом, который является первым в ряду счетов накопления СНС.

В составе отдельной группы счетов операций особо выделяется счет товаров и услуг. Баланс по этому счету подводится для всей совокупности операций с товарами и услугами, а не для каждой из них в отдельности. По существу, счета операций в СНС являются проверочными счетами, поскольку структура каждого счета такова, что позволяет суммировать данные по той или иной операции, которые можно найти в счетах различных секторов.

В СНС 1993 г. в соответствии с общей структурой учета (с незначительными отклонениями) «счет остального мира» включает те категории счетов, которые необходимы для охвата полного набора операций, совершаемых между экономикой страны в целом и остальным миром: счет внешних операций с товарами и услугами; счет внешних первичных доходов и текущих трансфертов; счета накопления по внешним операциям; счет внешних активов и пассивов.

Выводы

Основные категории системы национальных счетов показаны с такой степенью детализации, которая необходима для надлежащего понимания последовательности построения консолидированных счетов. Каждый счет по экономике в целом представлен в развернутом виде с описанием субсчетов согласно стандартам СНС-93. Особого внимания требует анализ предусмотренных в СНС решений, которые отвечают задаче «гибкого» внедрения ее центральной структуры в соответствии с потребностями конкретных пользователей. Для каждого институционального сектора рекомендуется строить полный стандартный набор счетов, как и для экономики в целом.

Источник

Система национальных счетов и ее показатели

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие системы национальных счетов

Подведение итогов хозяйственной деятельности осуществляется с целью проведения соответствующей государственной политики, составления прогнозов, оценки уровня жизни населения, а также сравнения результатов с предыдущими периодами и другими странами.

Системой национальных счетов (СНС) является свод балансовых таблиц экономического характера, которые отражают расходы субъектов хозяйствования на приобретение товаров и доходы от результатов предпринимательской деятельности.

Основная цель СНС состоит в получении количественной информации о состоянии производства, распределения и использования общественного продукта. Каждый макроэкономический субъект и народное хозяйство в целом имеют свою систему функциональных счетов, которые отражают участие субъекта в таких хозяйственных процессах:

Основоположники современной системы СНС – С. Кузнец и Дж. Кларк. Переход России к СНС состоялся в 1988 году, а до этого применялась система баланса национального хозяйства, которая не могла дать реальной информации о производстве страны.

СНС играет большую роль в экономической системе:

Основу СНС составляет балансовый метод комплексного взаимосвязанного исследования экономических процессов и итогов их деятельности. при помощи СНС выявляются взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами.

Готовые работы на аналогичную тему

Чтобы дать комплексную оценку состояния национальной экономики и оценить результаты деятельности конкретных экономических отраслей, в СНС каждой стадии воспроизводственного процесса противопоставляется соответствующий счет или группа счетов, которые характеризуют интенсивность изменения стоимости товаров и услуг на всех стадиях воспроизводственного цикла.

В структуре СНС выделяются следующие экономические агенты:

Формулы расчета основных показателей СНС

Рассмотрим важнейшие показатели системы национальных счетов.

Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой совокупную рыночную стоимость всей конечной продукции, произведенной не только на территории страны, но и за ее пределами, с применением производственных факторов, которые принадлежат данной стране. Расчет ВНП можно проводить по одному из двух методов:

По расходам. Суммируются все расходы на потребление конечной продукции, т.е. ВНП равен сумме потребительских расходов (С), инвестиционных расходов (I), государственных заказов на товары и услуги (G), чистого экспорта (Xnet) (1).

ВНП по расх = C + I + G + Xnet (1)

По доходам. Суммируется доходы отдельных лиц и предприятий, т.е. процент, прибыль, заработная плата, а также амортизация (А), капитал (К), косвенные налоги на бизнес (2).

ВНП по дох = % + з/п + Р + К + А + косв.налоги (2)

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой совокупную рыночную стоимость всей конечной продукции, произведенной в экономике на территории страны за год. ВВП равен разнице ВНП и чистого экспорта (3).

ВВП = ВНП – Чэ (3)

Чистый экспорт равен стоимость выводимой продукции за минусом стоимости ввозимой продукции из-за рубежа.

Другим показателем СНС является чистый национальный продукт (ЧНП), который характеризует потенциал производства в экономике, так как включает только лишь чистые инвестиции (4).

ЧНП = ВНП – А (4)

Национальный доход равен совокупному доходу, заработанному собственниками экономических ресурсов, т.е. сумме факторов производства. Чтобы вычислить величину национального дохода, необходимо из чистого национального продукта вычесть сумму косвенных налогов.

Экономические операции в СНС

Все рассмотренные показатели широко применяются в СНС. СНС выполняет не только макроэкономические задачи, но и реализует практические цели, а именно: информирует субъекты хозяйствования об экономических процессах, происходящих в стране, для принятия последними взвешенных и экономически эффективных решений.

Ключевыми агентами СНС являются:

Все агенты ведут счета по экономическим операциям, основываясь на следующем: любая операция имеет своего плательщика и получателя, записывается один раз в качестве использования и один раз в качестве ресурса, поэтому для всех больших категорий операций применимо следующее: все использование равно всем ресурсам. Таким образом, можно строить сводную макроэкономическую таблицу, отражающую равновесие в различных потоках продукции, потребления и инвестиций с позиции баланса ресурсов и их использования основными производственными агентами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *