Сочинение рецензия как писать
Что такое рецензия и как ее писать
Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.
Что такое рецензия
Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.
Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.
Формально рецензия может представлять собой:
Как писать
Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.
Структура
Приблизительный план написания рецензии:
Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:
Особенности содержания
Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.
При написании следует:
Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.
Оформление
При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.
Пример рецензии на эссе
Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.
Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.
РЕЦЕНЗИЯ
на эссе Васильевой Н. Н.
на тему «_____________»
Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.
Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.
Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.
Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.
Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.
Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.
Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.
Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.
Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.
Как писать сочинение-рецензию в 7, 8, 9, 10, 11 классах: план рецензии, отличие рецензии от отзыва.
Такой вид работы, как сочинение-рецензия школьники пишут в 7,8,9,10,11 классах.
До 7 класса школьники выполняют схожий вид творческой работы — отзыв.
Отличие рецензии от отзыва.
Рецензия — это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению.
Другими словами, рецензия — это текст, в котором даётся критический анализ произведения, его оценка.В отзыве достаточно выразить свое отношение к произведению, а в рецензии не только выражается отношение к прочитанному, но и анализируется содержание произведения, художественное мастерство писателя, что требует определенной начитанности, литературного развития, литературоведческих знаний, умения находить и определять художественные средства, с помощью которых писатель воплощает идею произведения. Чтобы написать рецензию, нужно:
Если речь идет о рецензии на театральную постановку, кино фильм, телефильм или телеспектакль, рецензент должен знать специфику театрального, кинематографического или телевизионного искусства.
В школе нередко предлагается написать рецензию на свое сочинение (или ответ на замечания товарища о нем) или рецензию на работу одноклассника.
И отзыв, и рецензия могут включать частичный пересказ содержания, но не должны ограничиваться им.Главная задача рецензента — осознать авторскую позицию, выяснить, какими средствами автор доносит ее до читателей, какого эффекта достигает, а также оценить произведение с точки зрения актуальности и значимости поднятых в нем проблем и своего читательского восприятия. Поэтому при кажущемся на первый взгляд сходстве с отзывом рецензия отличается тем, что все, в чем убеждает читателей автор рецензии, он делает на основе глубокого анализа: смысла названия, темы, идеи, сюжета, системы персонажей, особенностей композиции.
Под углом зрения рецензента — анализ авторской позиции, достоинств и недостатков произведения, авторского мастерства в изображении героев и событий, стиля или манеры писателя. Уместно также определить место произведения в контексте культуры и/или истории.Во многом качество рецензии зависит от авторского «я»: от уровня общей начитанности, владения литературоведческим анализом и знания терминологии, эмоциональности, умения критически мыслить, аргументированно рассуждать, вступать в дискуссию, обоснованно отстаивать собственное суждение.
Как писать сочинение-рецензию: план рецензии, содержание.
1) Вступление:предварительное мнение о книге;
первоначальная оценка;
формулировка основной темы произведения;
краткие сведения об авторе или истории создания;
подготовка читателя к восприятию рецензии. Клише для вступления в сочинении рецензии:Во вступлении можно использовать следующие фразы:
Многим знакомы книги…
Кто не знает героев книг.
Поводом для создания повести послужила история…
Автор ставит перед нами сложные вопросы, связанные с…
2) Основная часть:Аргументированный анализ содержания произведения и авторской позиции.
Подкрепление своих выводов примерами из произведения(портрет героя, описание места действия, воспроизведение внутреннего мира героев, их переживаний)
Анализ языковых средств. Клише для основной части в сочинении рецензии:
Автор полагает (убеждён, считает, уверяет)…
Автор одобряет (воехищается, разделяет точку зрения)…
Книга поражает обилием…
Попробуем разобраться…
Подробнее стоит остановиться на эпизоде…
Широко используются оценочные слова, риторические вопросы, восклицания, эпитеты, сравнения…
3) Заключение:общий вывод о проблематике, идейно-эмоциональном содержании, художественных особенностях произведения, об отношении автора рецензии к прочитанному произведению.
Итак, схема:
Основная тема книги «…»
Действие происходит в
Главные герои
Об истории создания
Автор хотел заинтересовать читателя
Использует эпитеты/сравнения/метафоры/…
Основная мысль произведения отражена/раскрывается Закончить хочется словами одного из героев книги
Клише для заключения в сочинении-рецензии:
Обобщим сказанное…
Анализ произведения позволяет утверждать…
Книга эта очень понравится тем, кто…
Автор призывает своих читателей…
Закончить хочется словами одного из героев книги…
Сочинение – рецензия. Образец плана сочинения-рецензии
Образец плана сочинения-рецензии
1. Вступительная часть
Общее впечатление от работы (удовлетворила ваши ожидания или нет; что особенно интересно, а что огорчает и т. п.). Замечания о существе темы и её реализации в сочинении.
Соответствует ли содержание сочинения выбранной теме, не вышло ли за её пределы, или, может быть, отступило от неё. Повлияло ли это на выражение идеи сочинения; достаточно ли ясно она выражена.
Композиция сочинения; логика движения мыслей, последовательность в передаче материала. (Если есть нарушения в логике, то чем вызваны).
Все ли суждения аргументированы; какие аргументы использованы: отрывки из произведения, цитаты, высказывания критиков и т.п.
Какие мысли, по вашему мнению, пропущены; есть ли фактические ошибки, ошибочные положения?
Как выражено отношения автора сочинения к тому, о чём он пишет? Какие образные средства использованы для этого?
Есть ли стилистические ошибки? Какие? Характер орфографических и пунктуационных ошибок.
Внешнее оформление работы.
3. Заключительная часть
Обобщение оформление работы.
Рецензия на повесть Ю.П. Вяземского «Шут»
Повесть Юрия Вяземского «Шут», изданную уже более десяти лет назад, я прочитала совсем недавно. Желание познакомиться с книгой поначалу было вызвано лишь интересом к личности автора: Ю. П. Вяземский был известен мне как ведущий телевизионной передачи «Умники и умницы», тонкий знаток литературы и истории, умный, артистичный, готовый к риску, деловой человек. Эти свойства натуры Вяземского проявляются и в его прозе.
Повесть «Шут» непроста для восприятия, её надо «выслушать». Надо войти в неё и принять правила игры автора. Это произведение может вызвать серьёзные раздумья.
Произведение о жизни и смерти шута — притча, хотя никаких фантастических событий и преувеличений в ней нет. Повесть имеет заголовок «Исследования по материалам «Дневники шута». Автор-рассказчик находит на антресолях старые тетради. Это и есть дневник шута. Вел записи школьник Валя Тряпичников. Они постоянно прерывались авторскими размышлениями, пересказами событий из жизни шута, обращением к читателю, к понимающему собеседнику.
Наш герой рос мальчиком впечатлительным, книжным, был увлечен древней культурой и литературой Японии и Тибета. Увлечение своеобразной восточной культурой говорит о том, что Валя был необычным человеком.
Родители его, образованные, сведущие, казались людьми достойными, но, если верить тексту дневника, не было в доме Тряпичниковых душевного тепла и правды, и Вале многие важные жизненные проблемы приходилось решать в одиночку.
Не раз он получал удары за лучшее, что в нем было. И тогда Валя решил защищать это лучшее в себе и наносить удары сам. Он надевает маску шута и изобретает систему исследования самых уязвимых и чувствительных мест у людей, окружавших его.
В школе Валю не любили. Связываться с ним мало кто решался. Он высмеивал и унижал с помощью разнообразных хитроумных «шутэнов», учитывая индивидуальные особенности жертвы. «Шутэн» — это нечто вроде подножки, умелой, коварной подножки. Человек становится посмешищем для окружающих.
Важно понять философию шутовства. Ее суть заключается в том, что жизнь жестока. Надень маску, и ты защитишь лучшее в себе.
Достоинство повести Ю. П. Вяземского в том, что он показал: маска шута наиболее опасна для того, кто ее на себя надевает. Все «шутэны» сводятся к одному, самому неожиданному и убийственному «шутэну» — удару в собственное сердце. Ведь, вонзая «шпагу» в уязвимые места окружающих, остановиться человек уже не может. И его жертвами постепенно становятся любимая девушка, лучший друг, любимый учитель.
Маска постепенно становится лицом. Он наносит удары, уже не разбирая, пока после сильного душевного потрясения шут не погибает.
Шут погибает, чтобы опять родился мальчик Валя Тряпичников, еще более беззащитный, может быть, и уязвимый, чем до овладения всеми «шутэнами».
Повесть кончается моральным очищением и духовным торжеством героя. В жизни может случиться и по-другому. Человек, полагающийся лишь на силу маски, становится ее рабом. Начинают сами собой отмирать основы души: искренность, бескорыстие, доброта, — на которых держались истинно человеческие отношения.
Повесть ставит вопрос: что опаснее — добро в маске зла или зло в маске добра?
Используйте в рецензии:
1. Оценочные высказывания: «заслуживает внимания»; интересна система доказательств»; «правильно ли утверждения» и др.;
2. сравнительные конструкции: «как и»; «но в отличие»; «не так, как»; «в сравнении с» и др.;
3полемические конструкции: «да, это верно, однако»; «можно бы согласиться, если бы» и др.;
4. экспрессивные обороты со значением субъективной оценки: «мне кажется»; «я убеждён»; «я понимаю, что», «не у верен в» и др.;
5. риторически вопросы, восклицания;
6. глаголы и глагольные сочетания со значением отношения к автору рецензируемого произведения: «понимает»; «внимательно отнёсся»; «иронизирует»; «не скрывает симпатий» и др.
Как написать рецензию – план, примеры, клише
Что такое рецензия, кто такой рецензент, как написать и оформить рецензию. Обо всем расскажем в нашей статье. Покажем, какие бывают планы рецензий и примеры написания. Поделимся языковыми клише.
Рецензия — это критический отзыв эксперта, который предполагает объективный анализ научного исследования или художественного произведения: фильма, книги, научной статьи, дипломной работы и др.
Автора рецензии называют рецензентом, а процесс работы — рецензированием.
В статье мы расскажем о видах рецензий, правилах их оформления, об основных ошибках при составлении текстов и как их избежать.
Виды рецензий
Классификация | Название | Особенности |
---|---|---|
По объему текста | Гранд-рецензии | Самая большая форма рецензии, печатается в специализированных изданиях. Объем от 2-х печатных страниц |
Мини-рецензии | Характерны для прессы. Пишутся на новинки музыки, искусства, литературы или кино. Объем – 1- 2 листа А4 | |
По рецензенту | Читательские | Краткий анализ произведения читателем. Пишутся в школах, на сайтах библиотек и книжных магазинов |
Экспертные | Составляются специалистами: художественными критиками, учеными, преподавателями | |
Заказные | Используются в рекламных целях крупными компаниями для повышения доверия к товару | |
По количественному критерию | Моно-рецензии | Пишутся на одно новое произведение автора |
Поли-рецензии | Это сравнительный анализ нескольких работ одного автора или по одной теме |
Каждый тип имеет свою цель и область применения. Чтобы не ошибиться при рецензировании, следует составить план.
Нужна помощь в написании работы?
Типовой план рецензии
Это общий план работы. В зависимости от типа рецензии, его нужно дополнять.
Примеры планов рецензий на разные типы работы
Речевые шаблоны и клише
При написании рецензий можно использовать языковые клише – часто употребляемые фразы, характерные для такого типа текстов.
Что включает процесс рецензирования
Вы ознакомились с материалом, определились с видом работы, составили план и подобрали языковые клише. Теперь можно приступать к процессу рецензирования.
Шаг 1. Объективный анализ содержания. В научной работе это последовательность изложений, адекватность методов исследования; в художественной это соответствие формы и содержания, композиция и ее особенности, стиль автора.
Шаг 2. Поиск ошибок: фактических, стилистических, грамматических, пунктуационных.
Шаг 3. Рекомендации для автора по исправлению недочетов.
Шаг 4. Общая оценка текста и сферы возможного применения.
Оформление рецензии
При оформлении рецензии рекомендуется ориентироваться на ГОСТ 7.32-2001.
Общие требования к оформлению
Пример оформленной рецензии
Пример оформления рецензии
ТОП-5 ошибок в рецензировании
Ошибки | Советы |
Развернутый пересказ | Нужно выбрать несколько главных тезисов, не отвлекаться на второстепенные детали. |
Разговорный стиль, жаргонные выражения | Текст пишется в научном стиле, реже допустим публицистический |
Оскорбительные высказывания, грубая критика | Рецензент может не поддерживать идеи и выводы автора, но должен выражать свое мнение корректно и доброжелательно |
Отвлеченные длинные рассуждения. Эмоциональность | Текст должен быть лаконичным, доводы логичны, аргументированы и подтверждены фактами |
Орфографические, пунктуационные и фактические ошибки указывают на отсутствие знаний у рецензента | Перед началом работы следует ознакомиться с материалом, уточнить значение терминов, выписать основные даты, фамилии, названия. В конце – проверить текст |
Примеры рецензий
Заключение
Рецензия – это отзыв о работе.
Самое главное в рецензии — не пересказ работы, а собственные впечатления, аргументированные факты за или против мнения автора.
Важно не забыть упомянуть об актуальности работы и практическом применении, если речь идет о научном труде.
Рецензия всегда пишется на новое произведение. Если это научная работа, то стоит придерживаться общепринятого шаблона, а если художественная литература, фильм или музыкальное произведение — стиль и подача могут быть в более свободной форме.
Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок: 6
Как писать сочинение-рецензию в 7, 8, 9, 10, 11 классах: план рецензии, отличие рецензии от отзыва.
Отличие рецензии от отзыва.
Рецензия — это более или менее развёрнутый целостный анализ произведения и его основных проблем. Автор рецензии оценивает произведение, обосновывает свою позицию, привлекает внимание читателя к рецензируемому произведению.
Другими словами, рецензия — это текст, в котором даётся критический анализ произведения, его оценка.
В отзыве достаточно выразить свое отношение к произведению, а в рецензии не только выражается отношение к прочитанному, но и анализируется содержание произведения, художественное мастерство писателя, что требует определенной начитанности, литературного развития, литературоведческих знаний, умения находить и определять художественные средства, с помощью которых писатель воплощает идею произведения.
Главная задача рецензента — осознать авторскую позицию, выяснить, какими средствами автор доносит ее до читателей, какого эффекта достигает, а также оценить произведение с точки зрения актуальности и значимости поднятых в нем проблем и своего читательского восприятия. Поэтому при кажущемся на первый взгляд сходстве с отзывом рецензия отличается тем, что все, в чем убеждает читателей автор рецензии, он делает на основе глубокого анализа: смысла названия, темы, идеи, сюжета, системы персонажей, особенностей композиции.
Под углом зрения рецензента — анализ авторской позиции, достоинств и недостатков произведения, авторского мастерства в изображении героев и событий, стиля или манеры писателя. Уместно также определить место произведения в контексте культуры и/или истории.
Во многом качество рецензии зависит от авторского «я»: от уровня общей начитанности, владения литературоведческим анализом и знания терминологии, эмоциональности, умения критически мыслить, аргументированно рассуждать, вступать в дискуссию, обоснованно отстаивать собственное суждение.
Как писать сочинение-рецензию: план рецензии, содержание.
предварительное мнение о книге;
первоначальная оценка;
формулировка основной темы произведения;
краткие сведения об авторе или истории создания;
подготовка читателя к восприятию рецензии.
Клише для вступления в сочинении рецензии:
Во вступлении можно использовать следующие фразы:
Многим знакомы книги.
Кто не знает героев книг.
Поводом для создания повести послужила история.
Автор ставит перед нами сложные вопросы, связанные с.
Аргументированный анализ содержания произведения и авторской позиции.
Подкрепление своих выводов примерами из произведения(портрет героя, описание места действия, воспроизведение внутреннего мира героев, их переживаний)
Анализ языковых средств.
Клише для основной части в сочинении рецензии:
Автор полагает (убеждён, считает, уверяет).
Автор одобряет (воехищается, разделяет точку зрения).
Книга поражает обилием.
Попробуем разобраться.
Подробнее стоит остановиться на эпизоде.
Широко используются оценочные слова, риторические вопросы, восклицания, эпитеты, сравнения.
3) Заключение:
общий вывод о проблематике, идейно-эмоциональном содержании, художественных особенностях произведения, об отношении автора рецензии к прочитанному произведению.
Итак, схема:
Основная тема книги «. »
Действие происходит в
Главные герои
Об истории создания
Автор хотел заинтересовать читателя
Использует эпитеты/сравнения/метафоры/.
Основная мысль произведения отражена/раскрывается Закончить хочется словами одного из героев книги
Клише для заключения в сочинении-рецензии:
Обобщим сказанное.
Анализ произведения позволяет утверждать.
Книга эта очень понравится тем, кто.
Автор призывает своих читателей.
Закончить хочется словами одного из героев книги.