Сочинить или соченить как
Значение слова «сочинить»
1. Создать какое-л. произведение (литературное или музыкальное). Сочинить пьесу. Сочинить стихи. □ — Петр Андреич сочинил недавно песню и сегодня запел ее при мне. Пушкин, Капитанская дочка. || Разг. Составить текст чего-л., написать. Сочинить надпись. Сочинить телеграмму. □ Артисты сочинили длинное, чувствительное письмо и отправили его к исправнику. Сочиняли все разом. Чехов, Трагик. || Разг. Создать воображением, выдумать (героя литературного произведения). Дульчин [в «Последней жертве»] не сочинен, таких много. А. Островский, Письмо Н. Ф. Сазонову, 9 ноября 1877. И как ни забавен был герой рассказа, он все же многим показался сочиненным. М. Горький, Публика.
2. Придумать. Впоследствии Федор Павлович сочинил подкидышу и фамилию: назвал он его Смердяковым, по прозвищу матери его, Лизаветы Смердящей. Достоевский, Братья Карамазовы. [Олег:] Я болен. [Ирина:] Да ничем ты не болен. Ну, посмотри на себя. Просто ты сам сочинил свои болезни. Киршон, Чудесный сплав.
3. Прост. Устроить, сделать. [Вожеватов:] Сергей Сергеич, мы нынче вечером прогулочку сочиним за Волгу. А. Островский, Бесприданница. — Я сейчас крепкий чай сочиню. Бондарев, Тишина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СОЧИНИ’ТЬ, ню́, ни́шь, сов. (к сочинять). 1. что. Создать, составить какое-н. произведение (литературное, научное, художественное, музыкальное), изложив его словами или знаками (устар.). С. пьесу. С. речь. С. музыку. 2. что. Придумать, выдумать. Он сочинил клевету на знакомого. Тургенев. С. сплетню. С. небылицу. 3. без доп. Представить не так, как есть на деле, солгать, соврать (разг. фам.). 4. что. Сочетать, соединить по способу сочинения (см. сочинение в 4 знач.; грам.). ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Словари
1. Создавать в процессе творчества (литературное или музыкальное произведение).
отт. устар. Составлять, намечать композицию картины (в живописи).
2. Выдумывать, придумывать.
отт. перен. разг. Лгать, врать.
Составлять текст чего-либо.
Морфология: я сочиня́ю, ты сочиня́ешь, он/она/оно сочиня́ет, мы сочиня́ем, вы сочиня́ете, они сочиня́ют, сочиня́й, сочиня́йте, сочиня́л, сочиня́ла, сочиня́ло, сочиня́ли, сочиня́ющий, сочиня́емый, сочиня́вший, сочиня́я; св. сочини́ть; сущ., с. сочине́ние
1. Если кто-либо сочиняет что-либо, то это означает, что этот человек находится в процессе творческого создания литературного, музыкального произведения.
Сочинять эпиграммы, романы. | Сочинять стихи. | Сочинять вариации на тему. | Сочинять оперы, гимны, симфонии.
2. Если о ком-либо говорят, что он сочиняет, то это означает, что этот человек говорит неправду.
3. Если кто-либо сочиняет что-либо, то это означает, что этот человек придумывает что-либо.
Сочинять истории. | Сочинять рекламные лозунги. | Мы можем сочинять предложения, подставляя в них новые слова.
4. Если писатель, поэт, драматург сочиняют, то это означает, что они занимаются своей профессиональной деятельностью.
Мой бывший сокурсник по филфаку сочиняет.
СОЧИНЯ́ТЬ, сочиняю, сочиняешь, несовер.
1. несовер. к сочинить. «Вероятно все писатели несколько сочиняют, изображая людей такими, какими хотели бы видеть их в жизни.» Максим Горький.
2. без доп. Быть сочинителем (см. сочинитель в 1 знач.), писателем (устар.). «Э! подумал я; да он сочиняет!» А.Тургенев.
СОЧИНЯТЬ, сочинить что, изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображенья. Сочинить драму, письмо, просьбу, стихи. Сочинить музыку на данные слова. Сочинить карту, составить вновь, по данным, и нанести на бумагу. Сочинить план, чертеж дома, дворца.
| грам. сочетаться, слагаться, согласоваться. Сочиненье, действие по гл.
2. Устар. Заниматься писательской деятельностью; быть писателем. * Правда ли, что Арбенин сочиняет? (Лермонтов).
Творческая мастерская «Путешествие навстречу рифме»
Цель: выявление и развитие творческих способностей детей.
Оборудование: экран, проектор, рисунки, маршрутные листы для каждой группы участников, конверты с разрезными строчками стихов;
Ожидаемый результат: проявление интереса к поэтическому творчеству, создание собственных поэтических произведений.
1. Оргмомент
Учащиеся занимают места тремя за столами, образуя группы, в которых они будут работать.
2. Вступительное слово учителя. Сегодня мы отправимся в путешествие по поэтической тропе. У каждой группы есть маршрутный лист с заданиями, выполняя которые, мы пойдем навстречу рифме. Как вы можете объяснить понятие «рифма»?
– Рифма – это совпадение, повтор звуков, связывающих отдельные слова или строки. Например:
– Думаю, вы сможете сочинить простые рифмы. Продолжите четверостишие:
– Для стихов важна не только рифма, важно и содержание. Вспомним Незнайку, героя известного произведения Н. Носова. Незнайка сочинял стихи, не задумываясь о смысле, он лишь соблюдал рифму: (пакля, рвакля, шмакля).
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
– Сегодня мы попытаемся рифмовать слова, строки и сочинять продолжение целых стихов.
Итак, по поэтической тропе мы отправляемся в поход за рифмами. У вас есть маршрутные листы с заданиями (Приложение 1), которые попробуем выполнить по пути. Надеюсь, мы справимся, если будем помогать друг другу.
– Давайте поиграем в рифмы. Кто из вас сможет подобрать как можно больше рифм к словам? Предлагайте свои примеры записывайте в маршрутные листы.
1. Можем мы как дважды два в рифму подбирать слова.
2. Мы умеем рифмовать, строки в рифму сочинять.
– Придумайте и запишите вторую строку в рифму с данной. Давайте для примера подберем рифму к строчке на этой картинке: (на экран проецируется )
Божья коровка ползла по ромашке.
А как бы вы продолжили такую строку:
А если бы было так:
– Думаю, вы убедились, что рифмовать строки совсем не сложно. Теперь продолжите сами.
Взошла на небе полная луна.
Звезд много, а она всегда одна.
И грустно, и тоскливо ей одной.
Как плохо одинокой быть луной.
3. Подключи воображение и придумай продолжение.
– Сочините две строки в рифму с данными:
4. Из рассыпавшихся строк собери стихи, дружок
Каждая группа получает конверт с разрезными строками (Приложение 2), составленные стихи читают вслух. Вот что может получиться:
Под луной блестит ледок,
Во дворе у нас – каток.
Как остры и как легки
На катке мои коньки!
Летом солнце светит ярко,
Не спасают облака.
Очень душно, очень жарко,
И спасение – река.
5. Как археологи из древних черепков, воссоздадим стихи из этих слов
В маршрутных листах записаны слова, по которым нужно восстановить рифмованные строки. Вот что может получиться:
Почему не мерзнет ель
Даже в сильную метель?
Потому что елка
И зимой в иголках.
Замела в лесу метель,
Завернулась в шубу ель.
Сохранит иголки
От мороза ёлка.
Тихо падает снежок,
Я иду, со мной Дружок.
На прогулку мы идем,
Как всегда, с Дружком вдвоем.
За окном идет снежок.
Выходи гулять, дружок!
На каток с тобой пойдем,
Покатаемся вдвоем.
6. На рисунок посмотрите, 2-3 строчки сочините.
Чтобы легче было вам, я подсказку-рифму дам.
– Посмотрите на эти картинки и подумайте, о чем можно написать, если подключить фантазию.
Мама слоненка в корыте купала.
Мыло ребенку в глазки попало.
Мама-слониха купала слоненка,
Мыло попало в глазки ребенку.
Ребята записывают сочиненные строки, затем по желанию зачитывают то, что получилось:
Мама слоненка в корыте купала.
Мыло ребенку в хобот попало.
Мать в назиданье ему говорит:
– В бане твой хобот быть должен закрыт.
Мама слониха купала слоненка.
Мыло попало в глазки ребенку.
Мама ему говорит в назиданье:
– Надо глаза закрывать при купанье.
– Я же хотел надувать пузыри.
Мама, смотри, как красиво! Смотри!
В мыльную пену он хобот макает,
Из пузырей фейерверк выпускает.
Наряжала мышка елку,
Укололась об иголку.
Шар из лап свалился на пол,
Отругает мышку папа.
Мышка елку наряжала,
Вдруг из лап ее упала
На пол шишка, покатилась,
В фею шишка превратилась.
Украшали вместе елку
Сын-мышонок, мышка-папа.
Об еловую иголку
Уколол мышонок лапу.
Быстро он отдернул лапу,
Шар упал, разбился об пол.
– Ты зачем ушами хлопал? –
Строго спрашивает папа.
Захотела обезьяна
Стать отважным капитаном.
Быстро смастерила плот,
По морю она плывет.
Подарил корове конь
Красные тюльпаны.
Говорит ей нежно он:
«Поздравляю, пани!»
И ответила, краснея,
Прожевав букет:
«В жизни ничего вкуснее
Я не ела, нет!»
– Вы молодцы! Всем спасибо! На следующем занятии мы узнаем о рифмовке. До встречи на поэтической тропе!
Литература:
1. Дорожкина В. Т. Основы стихосложения – школьникам. М., Аркти, 2006.
2. Данилова Е. В. Книга для раскрашивания. Коллекция художников студии «Союзмультфильм». Ростов-на-Дону, 1992.
Басни, помогала сочинить ребятам, 5 класс
Зайчонку мама говорила строго:
Бери мобильный телефон в дорогу!
Однажды не включил он телефон;
Переживала мама – недоступен он.
Сорока тут над зайцем пролетала,
Увидела его, запричитала:
«Домой советую не возвращаться,
Мать уши оторвёт – заставил волноваться!»
Зайчонок испугался, виноват,
Но он пошёл домой, где любят и простят.
Мораль такая в этой басне,
Что в ситуации опасной
Если с тобой приключилась беда,
Дома тебе помогут всегда!
Зайчонок праздник отмечал
И всех друзей своих позвал.
Торопился Ёжик в гости,
Был на речке скользким мостик.
Поскользнулся Еж, упал
Весь подарок поломал.
И заплакал очень жалко:
«Как приду я без подарка?»
Белка к Зайчику бежала,
Ёжику она сказала:
«Ты не плачь, пойдём-ка, ну же!
Ведь не за подарки дружат!»
Басня 3 «Интернет и воробей»
Учился в школе воробьев
Воробышек-воришка.
Вдруг задали ему стишок
Придумать, не из книжки.
Из Интернета своровал,
Назавтра в школе показал.
Но вот беда: на плагиат
Нюх у учИтеля, ребят!
В басне такая мораль: будь добрей,
Ведь у приветливых больше друзей!
Басня 5 «Котёнок и котлета»
Щенок котёнку как-то раз принёс котлету,
«Ты спрячь её»,- он друга попросил.
По-честному котёнок попытался
Не съесть её, затратил много сил.
Котлета изумительно так пахла,
Что грозный кот её пытался взять.
В место надёжное её котёнок спрятал
И честно другу смог он рассказать.
Мораль мы басни попытаемся понять:
Имущество своё ты сам и должен охранять!
Басня 6 «Маша и сундук»
Маша на чердак пошла, ключ от сундука нашла.
В самом пыльном уголке пыль была на сундуке.
А на пыли надпись: «Знай, ты сундук не открывай».
Отперла, не зная, Маша, что сундук снов полон страшных.
Бедной Маше до утра снились жуткие дела.
Маша бабушку спросила: «Что же делать с этой силой?»
Бабушка сказала: «Киска, спрячь в сундук мультфильмов диски.»
Жалко мультик было Маше; нет зато кошмаров страшных:
Интересные вполне видит мультики во сне.
Мораль такая в басне этой: «Маша, уважай запреты!»
Как написать рассказ:
Костяк любого хорошего рассказа — это:
Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.
Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас : эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.
Заведите несколько полезных привычек:
Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.
Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.
От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.
Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.
Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.
Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».
Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.