Содержательница борделя как называется
Дома терпимости и их труженицы в царской России
«Девушка без прошлого, с безукоризненной репутацией, но не имеющая никаких средств, хочет отдать все, что имеет, тому, кто одолжит ей 200 рублей» — подобного рода объявления не были редкостью для петербургской прессы начала XX века. Любовь была вполне легальным бизнесом. У ночных бабочек существовала даже своя градация.
Дамы в желтом
Маковский В.Е. Освящение публичного дома
До XVIII века проституция (сводничество) в России в принципе была под запретом, и указом Сената от 1736 года блудниц полагалось «высечь кошками». Но уже во времена правления Елизаветы Петровны в Петербурге появился первый публичный дом, открытый немкой в богатом особняке. Вскоре, правда, его пришлось закрыть — пожаловалась одна из девушек, которую привели туда обманным путем.
И только в эпоху «шальной императрицы» к домам терпимости стали относиться терпимее. Екатерина II хоть и предписывает открывать публичные дома только в особых кварталах столицы, но все-таки предписывает же. Да и суровый Павел I их, видимо, не запрещает, разве что со свойственной ему чопорностью назначает носить гетерам желтое платье.
Открывать бордели можно лишь с разрешения полиции, нельзя брать на работу девушек моложе 16, самой же содержательнице должно быть не меньше 30 и не больше 60 лет, запрещено принимать клиентов по воскресеньям и праздникам, пока не закончится обедня
С 1843 года проституция в Российской империи совершенно легальна. Правда, с множеством оговорок — открывать бордели можно лишь с разрешения полиции, нельзя брать на работу девушек моложе 16, самой же содержательнице должно быть не меньше 30 и не больше 60 лет, запрещено принимать клиентов по воскресеньям и праздникам, пока не закончится обедня. В общем, все можно, только осторожно.
Это ограничивало девушек в их правах и развязывало руки недобросовестным хозяйкам притонов, которым и без того полагалось три четверти их заработков. А иногда и почти весь — если с содержательницей не повезло. Мало того, предметы одежды и туалета хозяйки продавали «воспитанницам» по тройной цене, от чего те влезали в катастрофические долги и работали уже, что называется, за еду, не имея возможности покинуть публичный дом.
Девушки бывают разные
Проститутки были не просто «жертвами общественного темперамента», они составляли особый разряд общества — так называемых «разрядных женщин»
Имеющих желтый билет девушек называли билетными. Чтобы предотвратить бесчинства жадных хозяек притонов, со временем проституткам стали выдавать расчетные книжки. Там записывалось, сколько денег и от кого получала девушка.
Билетным предписывалось посещать баню, не уклоняться от медицинского освидетельствования и не использовать косметики
Интересно, что среди билетных обитательниц «домов без древних языков» были и те, кто эти самые языки прекрасно знал и вообще имел отличное образование, но. судьба не сложилась. Но основная часть персонала ночлежек была, конечно, из простых крестьян. По данным Росстата за 1889 год, 70% проституток страны — выходцы из бедных семей, 13,7% — из содержательных и только 0,7% — из богатых. Про остальных информации нет. Известно, впрочем, что иногда своими женами промышляли мужья или крестьянки во время походов на городские ярмарки нет-нет да и приторговывали телом, чтобы заработать на обновки себе и детям (неудивительно, что процент проституции снижался с сокращением безработицы и увеличением среднего заработка).
Работа в борделе считалась у представительниц древнейшей профессии в почете
Девушка без прошлого, с безукоризненной репутацией, но не имеющая никаких средств, хочет отдать все, что имеет, тому, кто одолжит ей 200 рублей
Но были и заведения, где «хрустальные люстры, портьеры красные и все сверкает». И там тоже спрос был лишь на начитанных и, конечно, самых красивых девушек. Некоторых из них можно даже назвать «идейными» — они боролись за свои права, а к работе подходили «со всей ответственностью».
Трубная площадь. Справа дом, на углу Цветного бульвара, в котором находился трактир «Ад». «По гнусности, разврату и грязи он превосходит все притоны…» — такая характеристика давалась этому месту в книге «Московские норы и трущобы». «Адом» называли полуподвальный этаж гостиницы «Крым». Основной контингент «барышень» составляли подмосковные крестьянки, или, как их называли тогда, «матрешки»
Посещение публичного дома в Петербурге и Москве: 3-5 руб. за сеанс, 5–15 руб. за ночь, 10–25 руб.за выезд на дом; в провинциальных городах — 1–3, 1–5 и 3–10 руб. соответственно. В дешевых домах терпимости разовое посещение «дамы с камелиями» обходилось в сумму от 20 до 50 коп.
Для сравнения: фунт (400 г) ржаного хлеба в 1897 году стоил 3 коп., белого — 10 коп., пуд (16,3 кг) соли — 10 руб., 100 яиц — 2,8 руб., столько же — фунт чая, пуд осетрины — 13 руб., фунт мяса — 13 коп., пуд сливочного масла — 11,6 руб.
Оклады конца XIX века: младший офицер — 35 руб., учитель — 25 руб., фельдшер — 40 руб., рабочий на заводе — около 16 руб.
Одинокие женщины
По данным нескольких исследований проституции в России, среди причин, толкавших женщину на этот путь, чаще всего назывались социальные мотивы: нужда, скудость средств, усталость от тяжелой физической работы
Были и такие. Их называли бланковыми проститутками, они не были прикреплены к домам терпимости и во врачебно-полицейские пункты попадали, конечно, против воли. Их тоже ставили на учет и выдавали специальный бланк — отсюда и название.
Тем, кому не повезло попасть в публичный дом, работали индивидуально
Были «любительницы», которые продавали себя через объявления в газетах
А вот те, у кого была своя жилплощадь или удавалось удачно ее снять, процветали. Недаром их называли «аристократками».
Принимая клиентов на дому, они подыскивали себе «покровителей», подавая объявления в газеты: «Молодая жизнерадостная девушка хочет поступить к старику в услужение за приличное вознаграждение. Любит жизнь и ее утехи».
Женщина должна быть загадкой
А лучше — тайной. Так и назывался третий «вид» проституток — тайные. Они не были зарегистрированы ни в каких врачебно-полицейских пунктах, у них не было ни бланка, ни желтого билета. Попросту нелегалы. Чаще всего ими становились неопытные девушки, которые наслушались поэтических рассказов от бывалых, бланковых шансоньеток. Эти не были защищены никак. В особенности от венерических заболеваний, которые не просто уродовали внешности, но и уносили жизни.
Особенно тайная проституция распространилась к началу Первой мировой войны. Как следствие, сифилис пошел с косой. В 1910 году заразившихся этой болезнью проституток насчитывалось 50%, к 1914 году эти цифры выросли аж до 76%.
Революция сексуальная и не очень
1917 год дал свободу «труженицам пола». Но не в плане продвижения по карьерной лестнице — просто женщина была объявлена «тоже человеком». В этой связи упразднили врачебно-полицейские комитеты, а проституцию запретили.
«Осчастливленные» кокотки охотно согласились иметь права и неохотно — бросить любимое дело. Для этого пытались создавать свои профсоюзы. Большевики решили проблему, как обычно, быстро и без сантиментов, отправив жриц любви на трудовые работы, а во времена военного коммунизма попросту отстреливая.
Но были среди ленинцев и гуманисты — они-то и пытались социализировать «легкую кавалерию» как «жертв капиталистического строя». Жертвы стараний не оценили и с началом НЭПа торговля телом вновь поднимает голову. Облавы и социальная профилактика помогали плохо и с 1922 года проституция вошла в УК РСФСР в качестве одной из статей. Сейчас за занятия проституцией в РФ предусмотрено административное наказание, а вот организация притонов — уже грозит уголовной ответственностью.
Их избивали жгутами из полотенец и насиловали: как жили эскортницы прошлого века
Иван Иванович Приклонский, автор научного очерка о проституции в России, вышедшего в 1903 году, делил женщин, втянутых в торговлю телом, на две категории. Первые работали официально – на основе желтых билетов, вторые действовали тайно и в одиночку. И самыми дорогими среди них были камелии.
Кем были камелии?
Сам термин «камелии» появился в середине XIX века: название экзотического цветка показалось журналистам подходящим для описания ярко одевающихся женщин, которые на деньги содержателей старались жить как можно роскошнее. Наряду с ним использовалось и слово «фрина» — так звали известную своей красотой афинскую гетеру, жившую в IV веке до нашей эры.
Камелий заводили себе москвичи побогаче, которые брезговали разовыми визитами в публичные дома и предпочитали постоянных любовниц. По словам обозревателей московской жизни, отличить камелий от приличных дам было легко. И те и другие одевались одинаково модно, однако камелии для своих платьев выбирали ткани вызывающих цветов и гораздо активнее мужних жен пользовались косметикой.
Помадами и туалетами дело не ограничивалось: по словам Приклонского, «погибшие, но милые создания, которым случай дал возможность через разврат выдвинуться из толпы», пытались привнести в свою жизнь как можно больше блеска и шика. Для этого девушки часто заводили нескольких любовников — разумеется, скрывая их друг от друга. Впрочем, иногда третьим оказывался альфонс, который становился для женщины источником не доходов, а расходов.
Жизнь содержанок притягивала внимание не только исследователей вроде Приклонского. Не оставляли их вниманием и писатели. Например, жизнь камелии описывает в своем романе «Московские гейши» Дмитрий Богемский: «Старик тратил на нее безумные деньги, подарил ей дом на Сретенке и был душою совершенно покоен, не подозревая, конечно, что прелестная Зоя имеет еще одного покровителя и что ласки свои она расточает еще и красивым молодым людям без определенных занятий».
Как становились камелиями?
Приклонский пишет, что в Москве среди камелий можно встретить женщин любых наций и сословий: преимущественно это немки или польки, но встречаются среди них француженки, русские и другие. Чаще всего камелия — это бывшая девушка из «заведения», которой удалось найти себе покровителя. Но бывало и так, что в содержанки попадали гувернантки, актрисы и даже фельдшерицы.
Истории падения камелий чаще всего трагичны. Начинается всё с потери невинности до замужества, и редко это бывает выбором самой женщины. Обычно речь шла о принуждении или обмане: например, во время традиционного весеннего съезда актеров антрепренеры практиковали так называемый «сенокос»: девушек, поступавших в актрисы, принуждали к сексу за обещание хорошего контракта либо просто насиловали, заманив в номер гостиницы.
Девушки, поднявшиеся до камелий из рядовых работниц публичных домов, оказывались в борделях благодаря целой вербовочной сети. Например, существовал канал трафика женщин из Польши в Москву: стоила похищенная полька от 20 до 300 рублей. Поставляли в дома терпимости и москвичек: в городе существовала сеть торговцев таким товаром: мужчин называли маккавеями, женщин — няньками.
Действовали они разными способами. Один из приемов — публикация объявлений в газетах. Девушкам предлагали должности горничных, бонн, буфетчиц и обещали хорошо оплачиваемое место. Однако, явившись по указанному адресу, женщины оказывались в борделе.
Тем, кто тратил на дорогу в столицу последние деньги, было некуда идти в незнакомом городе, да и содержательницы борделей отлично знали, как уговорить их остаться. Подождав, пока жертва переживет первый шок, хозяйка заведения приносила украшения и модные платья и обещала: «Такие появятся и у тебя». Также девушек убеждали, что они могут сами уйти через месяц-другой, заработав на обратный билет.
Был еще один прием, который назывался «Только посиди и посмотри»: женщину уговаривали отправиться в общий зал. Однако, стоило ей туда попасть, как на нее набрасывались работающие в гостиной профессиональные соблазнители. Комплименты, приглашение на танец, один бокал шампанского за другим — заканчивалось всё лишением девственности.
Строптивых, с которыми не срабатывали уловки, могли просто запереть и принудить к работе. Их связывали и избивали жгутами из мокрых полотенец: спина после такой экзекуции превращалась в сплошной кровоподтек. Бывало, что за девушками являлись их родственники, но даже это не гарантировало, что жертва сможет покинуть публичный дом.
Автор работы «Возвращение к честному труду падших девушек» 1988 года Владимир Окороков рассказывает о случае, описанном очевидцами: мать нашла дочь Дуню в публичном доме и попыталась увести ее оттуда. Сначала девушке не отдавали одежду: она-де хозяйская и потому ей не принадлежит. Одна из товарок сжалилась над Дуней и отдала ей свое длинное пальто (за что потом была наказана). Дуня и старушка пошли ко входу, но девушку задержали в сенях и избили, а ее мать столкнули с лестницы, да так, что она полетела вниз и ударилась головой о тумбу тротуара.
Жизнь камелий: от роскоши к нищете
По сравнению с существованием в обычном публичном доме жизнь камелий была более приятна и легка. Дело в необременительности работы содержанок: в борделях из женщин выжимали все соки. Но и фринам приходилось нелегко, несмотря на роскошь, которая их окружала.
Богемский в своем романе описывает тридцатилетнюю камелию Зою Глембоцкую как женщину, которая «выглядела по утрам совершенной старухой»: сказались вечные кутежи, алкоголь и нехватка сна. Живая, энергичная девушка быстро превратилась в истеричку: Зоя постоянно нервничала — боялась, что один покровитель узнает о другом, лавировала между ними, вечно продумывая новые способы получать от мужчин подарки и деньги.
Глембоцкой удалось скопить небольшой капитал, и она уже даже подумывала уехать на родину в Вятку, однако хитрый покровитель оставил ее у разбитого корыта. Ушлый купец под предлогом защиты от воров предложил ей поместить все нажитое в сейфы его конторы. Когда «папик» узнал об изменах Зои, то просто отказался возвращать ей содержимое сейфов. Доказать право собственности девушке не удалось: Зое даже в голову не пришло составить нотариально заверенную опись вещей. Затем покровитель аннулировал купчую на дом — и вот уже от привычной роскоши осталось только несколько нарядов и побрякушек.
Зоя Глембоцкая — вымышленный персонаж, однако легко предположить, что у нее был реальный прототип. Да и хитрость купца, оберегающего свои вложения, тоже выглядит вполне реальной. Так что обманутые камелии, вероятно, были частым явлением.
Участь камелии, потерявшей покровителя и не нашедшей нового, была незавидна: ее ждало путешествие на самое дно проституции. А первым шагом был переход в толерантки.
Путь вниз: толерантки
В 1902 году московский обер-полицмейстер получил тревожные известия: в столице обнаружили группу женщин «приличного происхождения», которые вели себя странно. Они снимали квартиры, однако вносили в списки жильцов на досках у подъездов вымышленные имена. Вскоре выяснилось, что ни с революционерами, ни со шпионами девушки не связаны. Зато были широко известны среди сводниц, подыскивающих эскорт для богачей.
Объясняя свое поведение в полиции, девушки признались, что средства зарабатывают, ужиная в компании мужчин. Обвинить их было не в чем: на проституцию посещение ресторанов не тянуло. Несмотря на интерес обер-полицмейстера, «веселые квартирантки» продолжили вести привычный образ жизни. В 1914 году один из репортеров столичной газеты рассказывал, что богатые приезжие предпочитают гостиницам апартаменты с хозяйкой — роскошно обставленные квартиры с телефоном. Это было удобно: в отель могли нагрянуть полицейские с рейдом по проверке соблюдения правил общественной нравственности, а вот в квартиру — уже нет.
Термин «толерантки» пришел из Франции: там бордели называли не домами терпимости, как в России, а домами толерантности. Толерантки отличались от камелий меньшей свободой: фрины сами выбирали кавалеров, толерантки подчинялись сводницам.
Мужчины, встречающиеся с толерантками, считали, что покупают не только тело, но и любовь женщин. Этому способствовала и «реклама», которую давали «мамаши» своим «подопечным». Девицу могли представить честной вдовой, которая не может обходиться без мужчины, неудовлетворенной содержанкой богатого старика или семейной дамой, которая хочет разнообразить свою пресную жизнь.
Замужние женщины среди толеранток и правда встречались. Например, в мемуарах предпринимателя и инженера Николая Варенцова описан случай, когда московский фабрикант Кузнецов в доме свиданий попросил привести ему не доступную женщину, а «хорошую, неизбалованную и семейную». В итоге к Кузнецову в номер явилась супруга. Увидев мужа, женщина не растерялась и начала отвешивать ему пощечины с криками: «Поймала тебя, мерзавец! Вот ты где проводишь время!» В итоге незадачливому фабриканту на коленях пришлось просить прощения.
Вряд ли супруга Кузнецова пыталась внести в жизнь разнообразие. Скорее всего, речь шла о деньгах: молодую женщину муж отчаянно ревновал, держал взаперти и ограничивал в расходах.
Работа толеранток была организована просто: мужчина приходил в дом свиданий, смотрел каталоги или слушал устные рекомендации, после чего выбранную женщину вызывали к нему по телефону. Были и «дежурные»: несколько женщин поджидали клиентов в комнатах. Часто толерантки, познакомившись с мужчиной, начинали встречаться с ним напрямую, отказавшись от услуг сводни.
Квартиры, где толерантки встречались с клиентами, вскоре начала контролировать полиция. Было множество правил по их устройству: например, обязательный отдельный вход и плотные занавески, зашторенные весь день. В квартире можно было жить только одной или двум девушкам, им выдавали особые медицинские бланки для посещения врачей. Хозяйки домов и квартир были обязаны сообщать обо всем, что происходит у них в заведениях, и следить за тем, чтобы там не селились «беспаспортные, подозрительные личности и беглые преступники».
бандерша
Смотреть что такое «бандерша» в других словарях:
бандерша — (бандер, баядырь, бардач), бандырша, баядырша, бардачка, (хозяйка, содержательница) (большого, публичного, розового) дома, притона; сводня (сводник) Словарь русских синонимов. бандерша сущ., кол во синонимов: 3 • сводня (3) … Словарь синонимов
БАНДЕРША — содержательница публичного дома. Сцена в бардаке. Бандерша истерически кричит: «Соня! Не давай кончить этому скотине, он мене дал фальшивую трешку». ■ Клиент обращается к бандерше: Мадам, я бы хотел воспользоваться услугами вашего заведения не… … Большой полутолковый словарь одесского языка
БАНДЕРША — 1). Содержательница бардака (см. БАРДАК); 2). Хамка, нахальная женщина. * Тут подошел к нему маркер известный Моня, Об чей хребет сломали кий в кафе Фанкони, Внебрачный сын Цехович тети Песи, Известной бандерши красавицы в Одессе … Язык Одессы. Слова и фразы
бандерша — содержательница притона … Воровской жаргон
Бандерша — Содержательница притона … Словарь криминального и полукриминального мира
бандерша — [3/3] содержательница притона, борделя. Уголовный жаргон … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
сводня — посредница, бандерша, сводница Словарь русских синонимов. сводня см. сводница Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
содержательница — бандерша, хозяйка, владелица, шинкарка Словарь русских синонимов. содержательница сущ., кол во синонимов: 9 • бандерша (3) • … Словарь синонимов
Prostitution in Russia — is illegal, but is not a serious crime. The maximum punishment is a fine up to 2000 rub; however, organizing prostitution is punishable by a prison term.Historic overviewProstitution in Russia became common after Peter The Great s military… … Wikipedia
Полицеймако, Мария Витальевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Полицеймако. Мария Полицеймако Имя при рождении: Марина Витальевна Полицеймако Дата рождения: 10 февраля 1938(1938 02 10) (74 года) … Википедия