Сокские штольни как добраться
Сокские штольни в Самаре
В дополнение к прогулке по тоннелям в этих местах можно подняться по тропам на одну из смотровых точек на склонах горы с видами на реку Волга и Сок, и оттуда спуститься в Сокский карьер. А протекающая рядом река Сок известна как отличное место для рыбалки.
Внимание! Несмотря на возможность самостоятельного посещения штолен, мы не рекомендуем углубляться в них самостоятельно, особенно если у вас нет опыта. Если очень хочется их посетить без гида, советуем в целях безопасности на первый раз ограничиться заходом на несколько десятков метров.
Чтобы посетить штольни, можно найти экскурсии с опытными проводниками в одном из клубов экстремальных видов спорта и туризма в Самаре через Интернет. Также можно самостоятельно приехать к входу в штольни и дождаться группы опытных спелеологов или экскурсионные группы, они появляются тут довольно часто в любое время года.
Если все же решите исследовать штольни самостоятельно, то будьте заранее готовы к возможным опасностям, предупредите знакомых или родственников о ваших планах. После входа в тоннели примерно через 20 метров на камне вы увидите журнал посещений, куда следует обязательно записаться при входе, и поставить отметку о том, что вы ушли при выходе.
Для похода нужна хорошая обувь, босоножки или тапки не подойдут. В тоннелях прохладно круглый год (около +5C), так что теплая одежда не помешает. А еще лучше на всякий случай переодевайтесь в старую ненужную одежду. И, конечно же, обязательно берите с собой мощный фонарь, а еще лучше два или комплект запасных батареек. Вообще рекомендуем, чтобы фонарь был у каждого туриста, а не один на группу. Также на экстренный случай берите с собой воду и еду, ведь случиться может всякое.
Особую опасность составляют пожароопасные бревна, которые активно использовались в прошлом веке при разработке. Из-за их возгорания в 1999 году произошла трагедия – от удушья погибло 7 человек. Поэтому при первых признаках дыма немедленно уходите из штолен к выходу.
🕐 Время работы: круглосуточно.
💵 Входная плата / стоимость билетов: бесплатно.
🚶 Как добраться: штольни находятся на окраине Самары в месте впадения реки Сок в Волгу. В них ведет несколько входов, основной из них №1 находится со стороны реки сок почти на уровне дороги, вот его точное положение на карте (главный вход Сокские штольни на карте ). Рядом есть грунтовая площадка для стоянки автомобилей, откуда нужно подняться до входа всего пару десятков метров по тропе. Другие входы для самостоятельного посещения без опыта крайне не рекомендуем.
Доехать до главного входа лучше всего на автомобиле, но если такой возможности нет, то можно и на автобусах. Автобусы (маршрутки) № 392, 389, 447, 113, 406, 79, 78 и другие в поселок Волжский с Поляны Фрунзе и главного автовокзала часто отправляются в течение дня, но непосредственно до вход в штольни не идут. Выходить нужно на остановке «Пост ДПС», и оттуда до входа пешком чуть больше километра.
А еще советуем посмотреть готовые экскурсии по Самаре, с которыми знакомиться с городом будет гораздо интереснее. Найти и забронировать групповые или индивидуальные экскурсии по Самаре от местных жителей можете на этих проверенных сайтах с отзывами:
Сокский карьер
Сокский карьер — заброшенный известковый карьер, расположенный в живописных местах Красноглинского района, на северном склоне Сокольих гор, рядом с рекой Сок, у подножья горы Тип-Тяв.
Это очень красивое место. Сюда можно отправиться в поход на целый день. С карьера открывается шикарная панорама на Жигулевские ворота и изумительный вид на реку Волгу.
Среди путешественников заброшенный карьер известен также благодаря протяженной сети штолен, которые входят в топ-5 самых больших искусственных пещер России.
Штольни
К северу от карьера расположен основной вход в Сокские штольни, которые в свое время были единым лабиринтом. Исследователи подсчитали, что их общая протяженность составляла 40–50 км. На настоящее время сохранилось только 28 км штолен и штреков, по которым водят экскурсии. Место интересное, но и одновременно очень опасное. Без знаний карт и проводника здесь делать нечего.
Посещение
На входе в пещеру лежит журнал, где записывают время входа и количество людей. Внутри может быть сыро и промозгло, температура воздуха здесь колеблется от +4 до +12 °C. Поэтому, собираясь на экскурсию, нужно обязательно взять с собой теплую одежду, удобную обувь, каску и фонарик.
При входе в пещеру открывается огромный зал с высокими потолками, а из него далеко вперед уходит длинный штрек. Над проходом висит нарисованный плакат, рассказывающий о том, как вести себя в пещере и что желательно с собой иметь.
Здесь много туннелей, но все они однообразные. Есть завалы, рухнувшие опоры и вагонетки, на которых перевозили камни. В зимний период времени внутри пещер встречается большое количество сталагмитов, круглогодично живут летучие мыши.
Многие путешественники в штольнях разводят костры, тем самым создавая главную опасность — задымление. Кроме этого остаются угрозы обвалов, поэтому находится здесь совсем небезопасно.
Внешний вид старого Сокского карьера
Заброшенный Сокский карьер представляет собой огромный котлован, напоминающий многоступенчатую воронку. Его дно и стены постепенно покрываются кустами и деревьями.
Сосенки, растущие внизу на ступеньках, имеют вид не более спички, а дороги, идущие по склонам карьера, кажутся тонкими ниточками — тропинками. Стены котлована достаточно крутые и высокие, известняк до сих пор понемногу осыпается.
Масштабы карьера впечатляют: высота стен достигает 180 м, их длина — 1,8 км. Работы здесь начались в 1937 г. и велись на протяжении 40 лет. Трудились в этих местах в основном заключенные.
До 50-х гг. прошлого века из подземных штолен добывали камень и известняк, после чего в скале появились ходы с туннелями. В 60-е штольни закрыли и стали вести добычу открытым способом — возник карьер.
Дно карьера расположено на уровне Волги, поэтому дальше добывать не стали. Вода могла затопить котлован, а откачивать ее дело хлопотное и дорогое.
Гора Тип-Тяв
На относительно близком расстоянии от карьера находится гора Тип-Тяв. Это самая высокая точка гряды Сокольих гор, которую посещают туристы и гости Самары круглогодично. Ее юго-западный склон легко узнать по отметинам, которые остались после добычи известняка.
Почти у вершины расположена относительно пологая площадка, свободная от леса, с которой открываются роскошные виды на расплескавшуюся Волгу, Жигулевские горы и Самару. Здесь нет специальных оборудованных мест для отдыха и беседок. Но есть геодезическая вышка, ретранслятор и ЛЭП.
Сокское карьероуправление
Рядом со старым Сокским карьером, немного ближе к железной дороге расположен новый действующий карьер, занимающий огромную территорию.
Он появился в результате объединения в единое предприятие Сокского и Куйбышевского карьеров. Произошло это в 1961 г. Сейчас новый карьер также популярен среди спелеологов, геокеширов и обычных туристов. Здесь можно погулять, закрытых территорий для пешеходов нет.
Добыча известняка и строительного камня в этих местах достигла неимоверных размеров. По движению транспорта можно судить и о сегодняшних объемах. Не прекращающийся поток КАМазов ежеминутно увозит с карьера тонны щебня и песка.
Панорама Google-карт: Сокский карьер
Как добраться
Заброшенный карьер находится в городском округе Самары, между поселками Волжский и Красная глинка. От города Самары до места назначения расстояние составляет 32 км, его можно проехать за 40–45 минут. Попасть к достопримечательности возможно на автомобиле, автобусе или такси.
На машине
Из Самары двигаться нужно через Московское и Волжское шоссе, не заезжая на мост через реку Сок. На кольце, перед мостом, необходимо повернуть направо и ехать вдоль реки по асфальтированной дороге. С левой стороны останется небольшой поселок Горный, впереди появится закрытый шлагбаум и въезд на территорию нового работающего карьера.
Здесь нужно повернуть направо и оставить транспорт рядом с красным разрушенным зданием. На машине дальше проехать не получится. Начинается пеший маршрут вверх.
Маршрут движения: Самара — Сокский карьер на карте
Нужно перейти заброшенные железнодорожные пути и подняться вверх по серпантину. С каждого поворота дороги будет открываться чудесная панорама. Обратно можно пройти по мосту над ж/д путями и свернуть налево. Выйдете к тому же месту, к шлагбауму работающего карьера. Дорога от стоянки до карьера занимает около 10–15 минут.
На автобусе
На относительно близком расстоянии от старого карьера располагается остановка наземного транспорта «Холодильник № 2». Здесь курсируют автобусы № 78 и 79, а также маршрутки № 113, 389, 392, 406, 447. Далее маршрут проходит по пешеходному мосту через ветку железной дороги. Наверх к карьеру и смотровым есть несколько тропинок.
На такси
Комфортабельную поездку по близлежащим окрестностям обеспечит заказ такси через популярные мобильные приложения: Uber, Gett, Maxim или Яндекс. Такси. Перед поездкой советуем уточнить подробности загородных тарифов по телефону у оператора.
Старый Сокский карьер на видео
Сокский карьер и Сокские штольни №2 (15.11.2020)
После прошло-выходной поездки, которую я описал в предыдущем блоке, было желание повторить поездку с целью подробнее разведать сам Сокский заброшенный карьер и Штольни. Неделя была до сегодняшней поездки, начал изучать всё, что пишут в интернете. Очень много информации, но почему-то про Штольни 1. В одной из Статей Тольяттинского «путешественника» на УАЗе Буханка (к сожалению, не помню уже, где прочитал данную статью))) прочитал о наличии Штолен в глубине самого карьера. Да и фотографии, на которые я натыкался в сети, не все были похоже на то, что мы видели в Штольнях №1, которые и изображены на картах Яндекс. Поэтому желание побывать там и разузнать всё самому становилось только крепче.
В итоге — едем, сегодня, 15.11.2020 года)).
Едем не для прогулки, как в прошлый раз — через горы, а целеноправленно к карьеру. Поэтому подъезжаем со стороны р.СОК, как изображено на карте:
Припарковались в месте, изображенном зеленой звездой и пошли по «зеленой траектории», прямо мимо «обозначенных» на карте Штолен №1.
Маршрут выбрали следующий: по красной траектории — до смотровой на Волгу, далее по желтой — вглубь карьера вплоть до Штолен №2. Желтая и Зеленая звезды — это входы в Штольни2 внутри карьера.
Проходя по «красной» траектории по краю карьера, любуемся видами:
Сокские штольни в Самаре, гора Тип-Тяв
Доехать почти до входа можно на машине или общественном транспорте. Если едете со стороны Самары, не доезжая моста до реки Сок на кольце нужно повернуть направо. Машину можно оставить в дачном поселке. Справа от дороги идет железная дорога, ее необходимо перейти около заброшенного здания, и оттуда по тропинке пара десятков метров вы увидите малозаметный вход. Его несколько раз пытались закрыть железной решеткой, но безрезультатно.
На просторах интернета нарыл карту ходов, общая их длинна около 50 километров, но многие завалены. Как видите, даже имея такую карту, тут легко заблудиться. Обязательно идите в такое место только со знающим и опытным человеком, иначе есть риск потеряться в запутанных коридорах штолен, телефоны тут не работают.
Обязательно возьмите теплую одежду (температура здесь 5-7 градусов), непромокаемую обувь, несколько фонариков и батареек, еду и горячий чай. Наш проводник Валерий из компании Нестандартные экскурсии на входе проводит подробный инструктаж по технике безопасности: включить фонарики, смотреть под ноги и на потолок, чтобы не удариться головой, держаться вместе и не расходиться.
При входе лежит тетрадь посещений, куда необходимо обязательно вписаться ФИО, дата и время входа, а на выходе обязательно указать дату выхода.
Валерий показывает примеры отверстий в стенах, куда закладывали динамит для взрывов и прокладывания новых туннелей.
А влево и вправо от центрального прохода несколько небольших пещер, которые не стали дальше разрабатывать по причине не подходящего материала.
На перекрестках периодически появляются обозначения с направлением движения к выходу.
Только во время популярности всяких ночных квестов к правильным обозначениям добавились указания к какому-нибудь ключу, которые могут сбить с толку и увести в неизвестном направлении. Поэтому верить указателям тоже опасно.
Еще путешественники по штольням пытаются использовать «нить Ариадны» для того, чтобы потом найти выход по ней. По дороге встречались такие. Вот только сможете ли вы найти клубок в несколько километров?
Артефакты времен разработки штолен.
Свод страховался деревянными подпорками и перекрытиями.
Которые с годами кое-где сгнили и разрушились.
За столько лет запустения в штольнях сформировался свой микроклимат, появились разные виды плесени и грибов, живущих на брёвнах.
Общий объем изъятой породы составил около 1 миллионов кубических метров. Тут все пропитано болью, страхом и нечеловеческим трудом заключенных ГУЛАГа.
Иногда тут случаются обвалы, но не часто.
Стоит сразу сказать, что штольни являются очень огнеопасным местом, поэтому не стоит там ни курить и бросать окурки на пол, ни жечь костры. Весь пол «правой» части штолен засыпан остатками древесины.
Но кто-то все-таки не соблюдает технику безопасности и случаются пожары, которые уносят жизни людей.
Пожар в штольнях в 1999 году был причиной смерти четырех студентов и трех спасателей, которые пришли к ним на помощь. Из-за дыма, который тут быстро наполняет всю систему, они просто не смогли найти выход и задохнулись.
В этих местах остались сильные следы закопчения на потолке.
Возвращаемся ко входу и идем в «левую» часть штолен.
Каждый год в Сокские штольни приезжают московские спелеологи и делают что-нибудь интересное внутри. Первым их творением попавшимся нам по пути является подвесной мост.
В дальних уголках штолен есть небольшие участки, где сохранились рельсы узкоколейки, по которым вывозили долмитку.
Искатели черных металлов, видимо, не смогли вытащить и остатки тяжелой рамы вагонетки.
Чтобы как-то сохранить историю, спелеологи прикрутили остатки рельс и вагонетку к потолку, отсюда их точно никто не унесет.
Внимательно смотрите под ноги, чтобы случайно не провалиться, это смотровая яма для ремонта подвижного состава.
А вот и сами остатки мотовоза.
Костровые крепи, которые устанавливались для поддержания пород и предупреждения возможного обрушения потолка.
Эта крепь представляет собой пространственную решетку из деревянных бревен, возведенную в выработанном пространстве.
Далее попадается узкий проход, тут можно хорошо приложиться головой.
Вышли к водокапу, здесь с помощью полиэтиленовой пленки вода с потолка собирается в резервуары. Вода прошла сквозь несколько десятков метров фильтрации и ее можно пить. Известен случай, когда один самарец провёл под землей около двух недель, разбив единственный фонарик. На шум воды он в полной темноте добрался до этого водокапа и ожидал тут следующих спелеологов со светом.
Это самая низкая и мокрая часть пещеры.
Пройти не испачкавшись тут очень сложно, все полы в воде и доломитовой жиже.
Пришли в базовый лагерь «Ау», который находится в самом конце недели. Внутри установлены стол и стулья, все как-то по домашнему.
Только на потолке нарисованы давящие на психику картинки.
Дошли до второго лагеря, который называется «Маяк». Остановились тут, чтобы попить горячего чая и потравить страшные байки про спелеологов.
Вся прогулка заняла около 2-х часов. На выходе не забудьте пересчитаться и отметиться в журнале, чтобы вас потом не искали.
Благодарю компанию Нестандартные экскурсии за возможность прикоснуться к истории этих мест. Повторяю, что настоятельно рекомендую не ходить сюда без проводника, это опасно для вашей жизни.
chronograph
Фотоблог Вадима Кондратьева
Самарская область и Поволжье
01. За неприметным маленьким входом в Сокольих горах недалеко от реки Сок скрывается целый подземный мир. Это центральный («централка») вход в Сокские-1 (точнее 1/3).
02. В штольнях очень важно соблюдать правила техники безопасности. Если у вас нет опыта посещения подобных мест, не в коем случае не ходите сюда без проводника. Войдя внутрь следует обязательно вписать в журнал время прихода и количество человек, а по возвращении записать время выхода. На фото Пётр yacubson
04. Вид моста сбоку.
06. Это ещё один мост, рядом с подвесным.
07. Когда-то здесь было проведено электрическое освещение, о чем свидетельствуют многочисленные изоляторы и прочие артефакты.
08. В штольнях царит абсолютная темнота. Если выключить фонарики, то не видно ничего и найти выход практически невозможно. Был случай (2002 г.), когда одинокий турист провел в отдаленной части штолен две недели, после того как у него сдох фонарик. Хорошо, что с собой у него была вода и продукты. Туриста случайно нашла и вывела группа спелеологов.
10. Здесь огромное количество ходов, ведущих в разные стороны, без подготовки легко заблудиться.
11. В штольнях много брёвен (крепи), которые когда-то поддерживали потолки.
12. Внутри постоянная температура +5 градусов. Одеваться нужно соответственно, иначе летом можно замернуть, а зимой будет жарко.
13. От старости большинство брёвен (крепи) обрушилось.
16. Маленький штрек, называемый «Ашкой».
17. В штольнях какая-то особая атмосфера. Стены словно пропитаны болью тысяч заключенных, которые трудились здесь на протяжении почти 20 лет. Интересный (незнаю, насколько исторически верный) рассказ о труде заключенных в штольнях можно почитать (здесь)
18. Общий объем изъятой породы составил около 1 млн. м3.
19. Изредка попадаются интересные таблички, никак не связанные со штольнями.
25. ПБЛ (подземный базовый лагерь) спелеологов Самарского гос. университета. В штольнях есть и другие лагеря. На фото Пётр yacubson
26. Пётр рассказывает, что лет семь назад здесь был обвал. Вообще обвалы случаются не часто, это самый крупный, который он помнит.
27. За 50 лет запустения в штольнях сформировался свой микроклимат, появились разные виды плесени и грибов, живущих на брёвнах, возникли популяции летучих мышей, зимой появляются сталактиты (в Сокских-2). Искусственные по своему происхождению, штольни все больше становятся похожи на естественную пещеру.
28. Специфической особенностью именно Сокских штолен является их пожароопасность. Причиной тому — бревенчатый крепеж, который широко применялся для обеспечения безопасности горнопроходческих работ и после их окончания остался в подземелье. Это десятки тонн горючего материала. Горение в замкнутом пространстве приводит к образованию угарного газа и других ядовитых продуктов, которые из-за слабой вентиляции надолго заполняют пространство.
29. Самая большая трагедия произошла в мае 1999 года. Тогда от удушья и отравления угарным газом в Сокских лабиринтах погибли 7 человек.
30. Здесь целый «лес» из крепей. Усиленные крепи в основном устанавливались над узкоколейкой, на перекрестках, либо где стояло какое-то оборудование.
31. Фрагмент трубопровода, по которому подавали сжатый воздух для отбойников. Подобная механизация появилась незадолго до закрытия штолен, до этого основными инструментами рабочих были кирка и лопата.
32. Фрагмент крепей.
34. На одном из брёвен сохранились надписи «2 бис» и «3 штл», Пётр говорит, что они остались со времен разработок.
36. Крепь кострового типа для поддержания потолка. Всё давно сгнило и покрылось плесенью.
37. Кто-то повесил на крепь табличку «Комната-музей». В этом есть какой-то смысл. По сути музеем являются все эти штольни. Кстати, местные спелеологи давно хотят создать музей горного дела Самарской области, либо в Самаре, либо где-то недалеко от штолен. Неплохое направление для туризма, по-моему, если тщательно всё продумать.
38. Во многих штреках проходила узкоколейка, по которой возили вагонетки с камнями.
40. Чем дальше уходишь, тем больше интересного попадается. Вот например яма для ремонта подвижного состава. До сих пор сохранился запах машинного масла.
41. Рядом на шпалах стоит стол с железками, очевидно здесь проходил ремонт мотовозов.
43. Крыша от мотовоза.
45. А вот и сам мотовоз, вернее то, что от него осталось.
48. Вагонетка. Над ней к потолку кто-то приделал рельсы.
49. Сохранившиеся рельсы.
50. Подземный базовый лагерь.
52. И ещё. Любители подземелий нередко приезжают в штольни с ночёвками.
53. В дальних штреках и обвалах можно увидеть небольших летучих мышей.
54. Вот целая семейка.
55. Крепь кострового типа.
56. Разрушенная крепь.
57. Семь часов проведенных в штольнях пролетели как пять минут. Да, здесь холодно и жутковато, но оно того стоило.
В записи использована часть материалов из журнала «Спелеология Самарской области» (№7 за 2013 год)