Солярка как правильно называется

Почему дизельное топливо называют соляркой

Солярка как правильно называется. Смотреть фото Солярка как правильно называется. Смотреть картинку Солярка как правильно называется. Картинка про Солярка как правильно называется. Фото Солярка как правильно называется

Многие думают, что дизельное топливо и солярка это синонимы, но это совершенно не так

Дизельным обычно называют топливо, которое получают из нефтяных фракций путём прямой перегонки. Однако оно содержит не только соляровые фракции, но и газойлевые с керосиновыми. Название «солярка» произошло от немецкого Solaröl, дословно «солнечное масло»: так ещё в 1857 году называли более тяжёлую фракцию, образующуюся при перегонке нефти – из-за её желтоватого цвета. Советская нефтеперерабатывающая промышленность даже выпускала продукт «Соляровое масло» по ГОСТ 1666-42 и ГОСТ 1666-51.

С тех пор это звучное слово прижилось в автомобильном лексиконе, хотя на самом деле солярка является отдельным видом топлива, которое не применяется в автомобильных моторах. «Настоящая» солярка подходит для применения только в низкооборотистых тихоходных дизельных моторах, которые ставятся на тракторы, тепловозы и корабли.

Кроме того, что солярка гораздо более вязкая, температура её выкипания также гораздо выше, а наличие серы в ней так и вовсе обязательно при использовании в моторах с механическими плунжерными насосами. Для современных автомобильных моторов с электронным впрыском сера, наоборот, губительна. Кстати, дизельный двигатель внутреннего сгорания Cummins первым на себя примерил американский седан Auburn.

Правда, немцы быстрее американцев запустили дизель в серийное производство: в 1936 году в продажу поступил Mercedes-Benz 260 D с 2,0-литровым мотором на тяжёлом топливе мощностью 45 лошадиных сил. Интересно, что дизельные моторы тех лет были отнюдь не «тракторными»: в 1939 году легковой автомобиль немецкой марки Hanomag сумел разогнаться до весьма впечатляющей скорости в 155,94 км/ч.

Источник

Виды и классификация дизельного топлива

Дизельное топливо в России, как правило, классифицируется по стандартам, определённым двумя документами: принятым в 2011 году техническим регламентом Таможенного союза и ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009). Характеристики, которые определяют маркировку: температура фильтруемости и вхождение в его состав сернистых соединений. Но при оформлении паспорта качества продукта также берутся во внимание соответствие пределам вязкости, содержания воды, цетановое число.

Дизтопливо и соляровое масло (солярка): определения, отличия

Согласно международному определению, дизельным топливом называют продукт нефтеперерабатывающей отрасли, полученный из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти. В основе горючего топлива для дизельных двигателей смесь нафтеновых, парафиновых и ароматических углеводородов и их производных с температурой выкипания в диапазоне 170..380 градусов и вязкостью конечного продукта не выше 4,5 кв.мм/с.

Солярка или соляровое масло — отдельная разновидность дизеля, применимая в качестве топлива только к отдельным типам низкооборотистых моторных агрегатов тепловозов, тракторов, судоходной техники. Получают солярку путём прямой перегонки нефти, а показатель вязкости конечного продукта выше стандарта для дизеля — 5–9 кв.мм/с. Солярку делят на два вида: с сернистыми соединениями — для дизелей с плунжерными топливными насосами; бессерная — подходящая для топливных насосов с электронным впрыском, а также для плунжерных, если разбавлять её с моторным маслом в соотношении 1 : 0,01–0,05.

Классификация ДТ по Техническому регламенту Таможенного союза 013/2011

Из-за несоответствия ряда внутренних спецификаций в странах, вошедших в состав Таможенного союза, в 2011 был принят общий регламент ТР ТС 013/2011. Он во многом дублирует внутренний государственный стандарт, но регламентирует действующий между странами-участницами порядок маркировки ДТ.

Маркировка предполагает последовательное написание обозначений вида топлива, условий применения, экологического класса содержания серы на килограмм продукта, разделенных дефисом и выраженных в буквенных или буквенно-цифровых сокращениях установленного образца.

Пример: Дизельное топливо ЕВРО, межсезонное, сорта A (B, C, D), экологического класса К5 (К4, К3) марки ДТ-A-К5 (К4, К3) по ГОСТ 32511-2013 или ДТ-Л-К5.

Первое обозначение в маркировке — ДТ — указывает на вид продукта — горючее топливо для дизельных двигателей.

Следующей идёт заглавная буква Е, Л, З или А, которая указывает на рекомендованные условия применения продукта. При стандартизации по этому параметру используется показатель температуры предельной фильтруемости — температурного предела, при наступлении которого топливо будет курсировать внутри топливной системы бесперебойным потоком.

Буквенно-цифровой код в третьей части маркировки топлива в рамках Технического регламента ТС указывает на класс экологичности продукта, определенный количеством сернистых соединений — тиофанов, меркаптанов (R-SH), тиофенов, сульфидов (R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), — в пересчёте на килограмм готового продукта.

Важно! Несмотря на то, что в Техническом регламенте Таможенного союза определено несколько классов топлива по содержанию серы на килограмм продукта, экологические стандарты Российской Федерации с 1 января 2016 года допускают неограниченную продажу и использование внутри страны исключительно дизеля класса экологичности не ниже К5. ДТ классов К3 и К4 производится на Российских нефтеперерабатывающих предприятиях с целью использования на нефтяных промыслах, буровых платформах, а также для последующей реализации за пределы единой таможенной территории ТС в рамках гособоронзаказа.

Евро-5 (спецификация EN 590) классификация дизельного топлива

Распространённая среди потребителей классификация Евро-5 первая после советских ГОСТов получила широкое распространение при маркировке российского дизеля. Связано это больше с тем, что по нашим дорогам ездит больше зарубежных автомобилей, чем отечественных. На законодательном уровне евростандарт EN 590-2009 у нас не действует, но описанные в нём пункты лежат в основе российского ГОСТ 32511-2013.

Евро-5 или EN 590-2009 — принятые Европейским Союзом стандарт, определяющий допустимость применения тех или иных классов дизеля в определённых климатических зонах.

При классификации дизельного топлива для его маркировки для продажи в Российской Федерации и странах Таможенного союза руководствуются двумя параметрами: содержанием сернистых примесей (экологичностью) и температурой фильтруемости (допустимыми климатическими использованиями для использования). При этом в паспортах качества на солярку, как и в случае с другими нефтепродуктами, обязательно указывают прочие характеристики партии — вязкость, содержание воды, цетановое число или воспламеняемость.

Источник

Дизельное топливо

Условия смесеобразования и воспламенения топлива в дизелях отличаются от таковых в карбюраторных двигателях.
Преимуществом первых является возможность осуществления высокой степени сжатия (до 18 в быстроходных дизелях), вследствие чего удельный расход топлива в них на 25-30 % ниже, чем в карбюраторных двигателях.
В то же время дизели отличаются большей сложностью в изготовлении, большими габаритами.

По экономичности и надежности работы дизели успешно конкурируют с карбюраторными двигателями.
Дизельное топливо (ГОСТ 305-82) получают компаундированием прямогонных и гидроочищенных фракций в соотношениях, обеспечивающих требования стандарта по содержанию серы.

Исходя из требований к содержанию серы, дизельное экспортное топливо получают гидроочисткой прямогонных дизельных фракций.

Для оценки его качества по требованию заказчиков определяют дизельный индекс (а не цетановое число, как принято ГОСТ 305-82). Кроме того, вместо определения содержания воды и коэффициента фильтруемости экспресс-методом устанавливают прозрачность топлива при температуре 10°С.

Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками.

С 1981 г. вырабатывают зимнее дизельное топливо марки ДЗп по ТУ 38.101889-81.

Экологически чистое дизельное топливо выпускают по ТУ 38.1011348-89.

Экологически чистое топливо вырабатывают гидроочисткой дизельного топлива, допускается использование в сырье гидроочистки дистиллятных фракций вторичных процессов.

Городское дизельное топливо (ТУ 38.401-58-170-96) предназначено для использования в г. Москве.

Добавка присадок в городское дизельное топливо снижает дымность и токсичность отработавших газов дизелей на 30-50 %.

Депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива представляют собой, в основном, сополимеры этилена с винилацетатом зарубежного производства.

Дизельное топливо европейский стандарт EN 590 действует в странах Европейского экономического сообщества с 1996 г.

Стандарт предусматривает выпуск дизельного топлива для различных климатических регионов.

Источник

Почему дизельное топливо называют соляркой

Соляра или солярка – устойчивое разговорное название дизельного топлива. Слово считается неформальным, так как в технической литературе и словарях такого термина нет. За рубежом принятое название соляры – Diesel (Дизель), по названию типа двигателя, в котором это топливо применяется.

Кто изобрел дизельный двигатель

В свою очередь название эти двигатели получили от фамилии немецкого изобретателя Рудольфа Кристиана Карла Дизеля, который в 1893 году получил патент на свое изобретение.

С этой точки зрения называть топливо самим названием двигателя и фамилий его изобретателя не совсем традиционно с точки зрения образования терминов, но на западе так сложилось: дизель – это топливо для дизельных двигателей.

Слово соляра, как и слово дизель, пришло к нам из немецкого языка. Оно появилось как название нефтепродукта, по своей технологии производства схожего с дизтопливом – солярового масла (Solaröl). В переводе с немецкого – «солнечное масло».

Его производство было освоено ещё до появления дизельных двигателей, уже в середине 19 века.

Солнечным этот нефтепродукт назвали, скорее всего, потому, что он использовался для освещения и отопления, светил и грел, заменяя Солнце. Вторая версия – оно имело желтоватый, солнечный цвет. Также это масло использовали для смазки. Затем в России название это нефтепродукта перешло на дизельное топливо, и прижилось в разговорном языке. Хотя по составу и технологии соляровое масло и современное дизтопливо разошлись уже давно и очень далеко.

В современном дизтопливе есть лишь небольшое количество так называемых «соляровых фракций», и это их грамотное с научной и технической точек зрения название.

Несмотря на то, что соляра и солярка не приняты как официальное и правильное название дизтоплива, этот термин все же можно встретить в профильных текстах. Причем все понимают, о чем речь, и никто всерьез не воспринимает использование этого термина как безграмотность.

Думается, если как-то удалось бы «легализовать» этот термин, возразили бы немногие. Потому что «дизельное топливо» — это слишком длинно, «дизтопливо» — не совсем естественное составное слово, а дизель для дизеля изобретателя Дизеля тоже не совсем корректно.

Тем не менее, владельцы автомобилей с дизельным двигателем сегодня все реже называют дизельное топливо солярой. Возможно, из-за устойчивых ассоциаций «солярка — трактор — комбайн — деревня» слово постепенно становится немодным, особенно для владельцев дорогих дизельных иномарок.

Но в обиходе термин «соляра, солярка» жив и будет в ходу ещё очень долго.

Источник

Дизельное топливо

Дизельное топливо (ДТ) – это нефтепродукт, используемый как топливо для ДВС, т. е. двигателей внутреннего сгорания. Является одним из самых известных и востребованных среди существующих сегодня. ДТ получают при первичной переработке нефти после отгона из нее определенных фракций.

Фракционный (химический) состав, особенности и характеристики дизельного топлива (ДТ)

Традиционно дизельное топливо представляет собой комбинацию газойлевых и керосиновых фракций нефти. В основе нефтепродукта смесь углеводородов, выкипающих при температуре 180-360 °C. В зависимости от вязкости выделяют 2 вида дизтоплива:

Цетановое число

Качество горючего отражает цетановое число. Этот показатель отражает время, которое происходит до возгорания топливной смеси в двигателе. Для легковых автомобилей число должно быть не менее 42, для тяжелой техники – от 48. Слишком высокие показатели (больше 60) не рекомендованы. Топливо не успевает сгореть, что ведет к дымным выхлопам и повышенному расходу.

Марки топлива

Дизтопливо классифицируется на несколько видов:

Основная разница между указанными видами заключается в температурных показателях. Зимнее топливо дороже, но оно необходимо, поскольку летнее дизтопливо зимой просто загустевает. Во всех перечисленных марках не должна содержаться вода, поскольку водяная пробка в магистрали приводит к остановке работы двигателя.

Характеристики летних марок:

Характеристики межсезонных марок:

Характеристики зимних марок:

Характеристики арктических марок:

Способы получения дизельного топлива (ДТ)

Для получения дизельного топлива нефть подвергают переработке с использованием ректификационных колонн, где она нагревается до нужной температуры и делится на фракции. Дизельная фракция – около четвертой части – получается при нагреве до 180-360 °C. Остальное получают в результате крекинг-процессов с катализаторами в виде металла, водорода или температуры. На этапе крекинга получают до 80% объема дизельного топлива. В конце его подвергают щелочной очистке от примесей.

Способы (область) применения и виды

Дизтопливо используют в качестве горючего для транспорта:

В тихоходных агрегаторах часто используют один из аналогов дизельного топлива – соляровое масло (в народе «солярка»). Их часто сравнивают между собой, но солярка – отдельный нефтепродукт, выступающий лишь частью дизтоплива.

Использование солярового масла в ДВС не слишком эффективно, но ввиду невысокой стоимости его активно применяют в быту, строительстве и на производстве. Солярка может использоваться как горючее на котельных. Дополнительно она применяется для пропитки кожи, в обработке металла, а также как смазочно-охлаждающее средство или закалочная жидкость.

Особенности транспортировки и хранения

Дизельное топливо транспортируют по правилам перевозки опасных грузов. Используется водный, воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт. Последний считают наиболее удобным и доступным. Для перевозки используют автоцистерны вместимостью до 1500 л.

Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)

Дизельное топливо ЕВРО производится в соответствии с ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009), а обычное – по ГОСТ 305-2013.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *