Солярка как правильно называется
Почему дизельное топливо называют соляркой
Многие думают, что дизельное топливо и солярка это синонимы, но это совершенно не так
Дизельным обычно называют топливо, которое получают из нефтяных фракций путём прямой перегонки. Однако оно содержит не только соляровые фракции, но и газойлевые с керосиновыми. Название «солярка» произошло от немецкого Solaröl, дословно «солнечное масло»: так ещё в 1857 году называли более тяжёлую фракцию, образующуюся при перегонке нефти – из-за её желтоватого цвета. Советская нефтеперерабатывающая промышленность даже выпускала продукт «Соляровое масло» по ГОСТ 1666-42 и ГОСТ 1666-51.
С тех пор это звучное слово прижилось в автомобильном лексиконе, хотя на самом деле солярка является отдельным видом топлива, которое не применяется в автомобильных моторах. «Настоящая» солярка подходит для применения только в низкооборотистых тихоходных дизельных моторах, которые ставятся на тракторы, тепловозы и корабли.
Кроме того, что солярка гораздо более вязкая, температура её выкипания также гораздо выше, а наличие серы в ней так и вовсе обязательно при использовании в моторах с механическими плунжерными насосами. Для современных автомобильных моторов с электронным впрыском сера, наоборот, губительна. Кстати, дизельный двигатель внутреннего сгорания Cummins первым на себя примерил американский седан Auburn.
Правда, немцы быстрее американцев запустили дизель в серийное производство: в 1936 году в продажу поступил Mercedes-Benz 260 D с 2,0-литровым мотором на тяжёлом топливе мощностью 45 лошадиных сил. Интересно, что дизельные моторы тех лет были отнюдь не «тракторными»: в 1939 году легковой автомобиль немецкой марки Hanomag сумел разогнаться до весьма впечатляющей скорости в 155,94 км/ч.
Виды и классификация дизельного топлива
Дизельное топливо в России, как правило, классифицируется по стандартам, определённым двумя документами: принятым в 2011 году техническим регламентом Таможенного союза и ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009). Характеристики, которые определяют маркировку: температура фильтруемости и вхождение в его состав сернистых соединений. Но при оформлении паспорта качества продукта также берутся во внимание соответствие пределам вязкости, содержания воды, цетановое число.
Дизтопливо и соляровое масло (солярка): определения, отличия
Согласно международному определению, дизельным топливом называют продукт нефтеперерабатывающей отрасли, полученный из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти. В основе горючего топлива для дизельных двигателей смесь нафтеновых, парафиновых и ароматических углеводородов и их производных с температурой выкипания в диапазоне 170..380 градусов и вязкостью конечного продукта не выше 4,5 кв.мм/с.
Солярка или соляровое масло — отдельная разновидность дизеля, применимая в качестве топлива только к отдельным типам низкооборотистых моторных агрегатов тепловозов, тракторов, судоходной техники. Получают солярку путём прямой перегонки нефти, а показатель вязкости конечного продукта выше стандарта для дизеля — 5–9 кв.мм/с. Солярку делят на два вида: с сернистыми соединениями — для дизелей с плунжерными топливными насосами; бессерная — подходящая для топливных насосов с электронным впрыском, а также для плунжерных, если разбавлять её с моторным маслом в соотношении 1 : 0,01–0,05.
Классификация ДТ по Техническому регламенту Таможенного союза 013/2011
Из-за несоответствия ряда внутренних спецификаций в странах, вошедших в состав Таможенного союза, в 2011 был принят общий регламент ТР ТС 013/2011. Он во многом дублирует внутренний государственный стандарт, но регламентирует действующий между странами-участницами порядок маркировки ДТ.
Маркировка предполагает последовательное написание обозначений вида топлива, условий применения, экологического класса содержания серы на килограмм продукта, разделенных дефисом и выраженных в буквенных или буквенно-цифровых сокращениях установленного образца.
Пример: Дизельное топливо ЕВРО, межсезонное, сорта A (B, C, D), экологического класса К5 (К4, К3) марки ДТ-A-К5 (К4, К3) по ГОСТ 32511-2013 или ДТ-Л-К5.
Первое обозначение в маркировке — ДТ — указывает на вид продукта — горючее топливо для дизельных двигателей.
Следующей идёт заглавная буква Е, Л, З или А, которая указывает на рекомендованные условия применения продукта. При стандартизации по этому параметру используется показатель температуры предельной фильтруемости — температурного предела, при наступлении которого топливо будет курсировать внутри топливной системы бесперебойным потоком.
Буквенно-цифровой код в третьей части маркировки топлива в рамках Технического регламента ТС указывает на класс экологичности продукта, определенный количеством сернистых соединений — тиофанов, меркаптанов (R-SH), тиофенов, сульфидов (R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), — в пересчёте на килограмм готового продукта.
Важно! Несмотря на то, что в Техническом регламенте Таможенного союза определено несколько классов топлива по содержанию серы на килограмм продукта, экологические стандарты Российской Федерации с 1 января 2016 года допускают неограниченную продажу и использование внутри страны исключительно дизеля класса экологичности не ниже К5. ДТ классов К3 и К4 производится на Российских нефтеперерабатывающих предприятиях с целью использования на нефтяных промыслах, буровых платформах, а также для последующей реализации за пределы единой таможенной территории ТС в рамках гособоронзаказа.
Евро-5 (спецификация EN 590) классификация дизельного топлива
Распространённая среди потребителей классификация Евро-5 первая после советских ГОСТов получила широкое распространение при маркировке российского дизеля. Связано это больше с тем, что по нашим дорогам ездит больше зарубежных автомобилей, чем отечественных. На законодательном уровне евростандарт EN 590-2009 у нас не действует, но описанные в нём пункты лежат в основе российского ГОСТ 32511-2013.
Евро-5 или EN 590-2009 — принятые Европейским Союзом стандарт, определяющий допустимость применения тех или иных классов дизеля в определённых климатических зонах.
При классификации дизельного топлива для его маркировки для продажи в Российской Федерации и странах Таможенного союза руководствуются двумя параметрами: содержанием сернистых примесей (экологичностью) и температурой фильтруемости (допустимыми климатическими использованиями для использования). При этом в паспортах качества на солярку, как и в случае с другими нефтепродуктами, обязательно указывают прочие характеристики партии — вязкость, содержание воды, цетановое число или воспламеняемость.
Дизельное топливо
Условия смесеобразования и воспламенения топлива в дизелях отличаются от таковых в карбюраторных двигателях.
Преимуществом первых является возможность осуществления высокой степени сжатия (до 18 в быстроходных дизелях), вследствие чего удельный расход топлива в них на 25-30 % ниже, чем в карбюраторных двигателях.
В то же время дизели отличаются большей сложностью в изготовлении, большими габаритами.
По экономичности и надежности работы дизели успешно конкурируют с карбюраторными двигателями.
Дизельное топливо (ГОСТ 305-82) получают компаундированием прямогонных и гидроочищенных фракций в соотношениях, обеспечивающих требования стандарта по содержанию серы.
Исходя из требований к содержанию серы, дизельное экспортное топливо получают гидроочисткой прямогонных дизельных фракций.
Для оценки его качества по требованию заказчиков определяют дизельный индекс (а не цетановое число, как принято ГОСТ 305-82). Кроме того, вместо определения содержания воды и коэффициента фильтруемости экспресс-методом устанавливают прозрачность топлива при температуре 10°С.
Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками.
С 1981 г. вырабатывают зимнее дизельное топливо марки ДЗп по ТУ 38.101889-81.
Экологически чистое дизельное топливо выпускают по ТУ 38.1011348-89.
Экологически чистое топливо вырабатывают гидроочисткой дизельного топлива, допускается использование в сырье гидроочистки дистиллятных фракций вторичных процессов.
Городское дизельное топливо (ТУ 38.401-58-170-96) предназначено для использования в г. Москве.
Добавка присадок в городское дизельное топливо снижает дымность и токсичность отработавших газов дизелей на 30-50 %.
Депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива представляют собой, в основном, сополимеры этилена с винилацетатом зарубежного производства.
Дизельное топливо европейский стандарт EN 590 действует в странах Европейского экономического сообщества с 1996 г.
Стандарт предусматривает выпуск дизельного топлива для различных климатических регионов.
Почему дизельное топливо называют соляркой
Соляра или солярка – устойчивое разговорное название дизельного топлива. Слово считается неформальным, так как в технической литературе и словарях такого термина нет. За рубежом принятое название соляры – Diesel (Дизель), по названию типа двигателя, в котором это топливо применяется.
Кто изобрел дизельный двигатель
В свою очередь название эти двигатели получили от фамилии немецкого изобретателя Рудольфа Кристиана Карла Дизеля, который в 1893 году получил патент на свое изобретение.
С этой точки зрения называть топливо самим названием двигателя и фамилий его изобретателя не совсем традиционно с точки зрения образования терминов, но на западе так сложилось: дизель – это топливо для дизельных двигателей.
Слово соляра, как и слово дизель, пришло к нам из немецкого языка. Оно появилось как название нефтепродукта, по своей технологии производства схожего с дизтопливом – солярового масла (Solaröl). В переводе с немецкого – «солнечное масло».
Его производство было освоено ещё до появления дизельных двигателей, уже в середине 19 века.
Солнечным этот нефтепродукт назвали, скорее всего, потому, что он использовался для освещения и отопления, светил и грел, заменяя Солнце. Вторая версия – оно имело желтоватый, солнечный цвет. Также это масло использовали для смазки. Затем в России название это нефтепродукта перешло на дизельное топливо, и прижилось в разговорном языке. Хотя по составу и технологии соляровое масло и современное дизтопливо разошлись уже давно и очень далеко.
В современном дизтопливе есть лишь небольшое количество так называемых «соляровых фракций», и это их грамотное с научной и технической точек зрения название.
Несмотря на то, что соляра и солярка не приняты как официальное и правильное название дизтоплива, этот термин все же можно встретить в профильных текстах. Причем все понимают, о чем речь, и никто всерьез не воспринимает использование этого термина как безграмотность.
Думается, если как-то удалось бы «легализовать» этот термин, возразили бы немногие. Потому что «дизельное топливо» — это слишком длинно, «дизтопливо» — не совсем естественное составное слово, а дизель для дизеля изобретателя Дизеля тоже не совсем корректно.
Тем не менее, владельцы автомобилей с дизельным двигателем сегодня все реже называют дизельное топливо солярой. Возможно, из-за устойчивых ассоциаций «солярка — трактор — комбайн — деревня» слово постепенно становится немодным, особенно для владельцев дорогих дизельных иномарок.
Но в обиходе термин «соляра, солярка» жив и будет в ходу ещё очень долго.
Дизельное топливо
Дизельное топливо (ДТ) – это нефтепродукт, используемый как топливо для ДВС, т. е. двигателей внутреннего сгорания. Является одним из самых известных и востребованных среди существующих сегодня. ДТ получают при первичной переработке нефти после отгона из нее определенных фракций.
Фракционный (химический) состав, особенности и характеристики дизельного топлива (ДТ)
Традиционно дизельное топливо представляет собой комбинацию газойлевых и керосиновых фракций нефти. В основе нефтепродукта смесь углеводородов, выкипающих при температуре 180-360 °C. В зависимости от вязкости выделяют 2 вида дизтоплива:
Цетановое число
Качество горючего отражает цетановое число. Этот показатель отражает время, которое происходит до возгорания топливной смеси в двигателе. Для легковых автомобилей число должно быть не менее 42, для тяжелой техники – от 48. Слишком высокие показатели (больше 60) не рекомендованы. Топливо не успевает сгореть, что ведет к дымным выхлопам и повышенному расходу.
Марки топлива
Дизтопливо классифицируется на несколько видов:
Основная разница между указанными видами заключается в температурных показателях. Зимнее топливо дороже, но оно необходимо, поскольку летнее дизтопливо зимой просто загустевает. Во всех перечисленных марках не должна содержаться вода, поскольку водяная пробка в магистрали приводит к остановке работы двигателя.
Характеристики летних марок:
Характеристики межсезонных марок:
Характеристики зимних марок:
Характеристики арктических марок:
Способы получения дизельного топлива (ДТ)
Для получения дизельного топлива нефть подвергают переработке с использованием ректификационных колонн, где она нагревается до нужной температуры и делится на фракции. Дизельная фракция – около четвертой части – получается при нагреве до 180-360 °C. Остальное получают в результате крекинг-процессов с катализаторами в виде металла, водорода или температуры. На этапе крекинга получают до 80% объема дизельного топлива. В конце его подвергают щелочной очистке от примесей.
Способы (область) применения и виды
Дизтопливо используют в качестве горючего для транспорта:
В тихоходных агрегаторах часто используют один из аналогов дизельного топлива – соляровое масло (в народе «солярка»). Их часто сравнивают между собой, но солярка – отдельный нефтепродукт, выступающий лишь частью дизтоплива.
Использование солярового масла в ДВС не слишком эффективно, но ввиду невысокой стоимости его активно применяют в быту, строительстве и на производстве. Солярка может использоваться как горючее на котельных. Дополнительно она применяется для пропитки кожи, в обработке металла, а также как смазочно-охлаждающее средство или закалочная жидкость.
Особенности транспортировки и хранения
Дизельное топливо транспортируют по правилам перевозки опасных грузов. Используется водный, воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт. Последний считают наиболее удобным и доступным. Для перевозки используют автоцистерны вместимостью до 1500 л.
Регламентирующие документы (ГОСТы, ТУ)
Дизельное топливо ЕВРО производится в соответствии с ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009), а обычное – по ГОСТ 305-2013.