Сонный тропарь как понять

Плевок в душу

Автор, пишущий эти строки, как и тот, кому случится их прочитать, – не исключение из миллионов россиян, которым знаком и дорог талант великого поэта Сергея Александровича Есенина. Сложнее с юными, 9-10-летними гражданами России, которым в нынешней обстановке извращения всего и вся даже с такими гениями, как Есенин, официоз познакомиться не дает. Сказанное выше ужасно. Чтобы обосновать это, предлагаю открыть “Новейшую хрестоматию по литературе” для учащихся 3-х классов российских общеобразовательных школ под редакцией Т.И. Максимовой /Москва, ЭКСМО, 2008/.
Каждый рекомендуемый автор, писатель или поэт (с отбором авторов можно спорить), представлен в этой хрестоматии одним, надо понимать, наиболее характерным для него произведением, которое может увлечь 10-летних детей, только вступающих в волшебный мир чтения. Итак, Сергей Александрович Есенин.
Поэт представлен здесь единственным стихотворением без названия в 16 строк. Позволю себе его процитировать, пронумеровав все 4 строфы.
* * *
(1)
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.

(2)
Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.
(3)
Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
(4)
Взрыкает зыбка,
Сонный тропарь:
“Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь”.

Прочитав этот мало понятный даже взрослому человеку текст, невольно задаешься вопросом: мог ли составитель учебника каким-то иным путем создать превратное представление детей о поэзии С.А. Есенина, чтобы надолго, если не навсегда, заглушить в них интерес к творчеству признанного российского гения? Да, досадные неудачи есть и у великих творцов. Так зачем же их выставлять, как “визитную карточку” гения? Ведь что ни строка здесь, то “сюрприз”. Начнем же по порядку.
I строфа: “…как сажа, льется в окно”.
– Сажа сухая, она не льется, – законно возражают дети.
– Разве пряжа ткет полотно? Человек пряжу ткет, разве нет?
Во II строфе “пляшет” непонятная детям “гасница”. Опять недоумение юных:
– Если эта штука (гасница) гаснет, так почему тень вдруг “прыгает”? С чего бы ей прыгать? Плетень вдруг “стучится в окна”.
Полнейшее неприятие текста выражают ученики 3-х классов, читая III и IV строфы. Внучка моя не лишена поэтической жилки, и когда ей объяснили, что “гать” означает “дорога”, она с радостью поняла (III строфа), что гать прилипнуть к окошку не может, а она просто видится из окна. Но тут же девочка растерялась:
– Нет. Как же видно дорогу, если там сажа льется в окно.
К критике внучки смею добавить еще пару слов. Детям полезнее бы читать не “байкает” мать, а “баюкает”. Или нам мало нового современного косноязычия?
Но полной загадкой для третьеклассников стала IV строфа. “Взрыкает зыбка, сонный тропарь”. Слово “зыбка” учительница объяснила одноклассникам моей внучки как “колыбелька”. И дети спрашивали:
– А почему колыбелька “взрыкает”? Зверь она, что ли, если рычит, как медведь?
Слово “тропарь” не смогли детям объяснить ни в школе, ни дома…
Стихотворение заканчивается словами матушки, которая “байкает” свою девочку-крошку и просит, чтоб ее “рыбка” не “гутарила” (разговаривала), а спала. Тут просьбу матушки понять можно, хотя и при условии, что рыбы – самые говорливые твари на свете (гутарят!).
Во всех изданиях нашего любимого поэта, наряду с непревзойденными зрелыми шедеврами, публикуются и его ранние талантливые стихи. Недаром моя внучка напомнила:
– Мы же читали стихи этого поэта, только настоящие. И ты говорила мне, что этот поэт их писал, когда был ненамного старше меня. Почему же их не вставили в книгу?
Да, ей читали истинного Есенина. А сотням тысяч ее ровесников – не читали. И потому хрестоматия Т. Максимовой способна навсегда отвратить их от лучшего, что они могут и должны знать о российской классике.
Ирина Иванова,
педагог

Источник

«Вечер, как сажа…» С. Есенин

Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.

Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.

Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.

Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
«Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь».

Дата создания: 1914–1916 г.

Анализ стихотворения Есенина «Вечер, как сажа…»

В 1912 году Есенин завершил обучение в церковно-приходской школе и покинул отчий дом, чтобы отправиться в Москву. Там он сначала трудился в мясной лавке, потом перешел в типографию Сытина. Его первые стихотворения опубликовал журнал для детей «Мирок». В 1915-м молодой поэт прибыл в Петроград, где познакомился с Блоком, который высоко оценил творчество не так давно приехавшего из деревни златокудрого парнишки. Вскоре Сергей Александрович сблизился с группой так называемых новокрестьянских поэтов. В 1916 году свет увидел дебютный сборник Есенина, получивший название «Радуница». Для вошедшей туда лирики характерны несколько важных особенностей: использование фольклорных приемов, упоминание христианских образов, частое обращение к теме природы, употребление народно-разговорной и народно-поэтической лексики. Значительную часть ранней поэзии Сергей Александрович не стал включать в первую книгу. Тем не менее, в ней часто можно обнаружить вышеназванные черты.

Точное время написания стихотворения «Вечер, как сажа…» до сих пор не выяснено. Как правило, литературоведы называют промежуток с 1914 по 1916 год. В тексте описание природы соединяется с изображением быта простой крестьянской семьи. Первые строки произведения – пейзаж. Действие происходит зимним вечером. Он настолько темен, что напоминает сажу. Есть на картине и яркое пятно – идущий снег, словно полотно покрывающий землю. Пейзажные образы выступают в роли фона для поэтизации бытовых реалий. Перед читателями предстает обычная избушка, которую Сергей Александрович рисует с большой любовью и нежностью. Становится понятно, что он не понаслышке знаком с деревенской жизнью. Для описания дома и его обитателей Есенин использует диалектизмы. Значение некоторых слов современному читателю сложно понять без обращения к словарю. Например, гасница – маленькая керосиновая лампа, у которой нет стекла; зыбка – люлька, колыбель; гутарить – говорить; взрыкает – издает скрипучий звук. Встречается в тексте и религиозная лексика: тропарь – краткое молитвенное песнопение, исполняющееся в честь какого-либо праздника или святого. В ранней лирике в общем и в рассматриваемом тексте в частности диалектизмы употребляются Сергеем Александровичем естественно и легко. Благодаря им поэтическая речь приобретает особую выразительность, образы получаются яркими и запоминающимися.

Источник

Краткий словарь богослужебных терминов

Антифоны – песнопения, предназначенные для антифонного, т.е. попеременного, двумя хорами, пения. Существуют: антифоны Псалтири первая кафизма, которая вся или первая ее «слава» в некоторые дни поется антифонно; антифоны изобразительные, или вседневные – стихи из псалмов 103 и 145, которые поются в начале литургии; степенные антифоны поются на полиелейной утрене и называются так потому, что темой для них послужили «песни степеней», т.е. псалмы 119–133; праздничные антифоны поются в дни праздников в начале литургии, составлены из стихов разных псалмов соответственно содержанию праздника.

Богородичен – песнопение в честь Божией Матери. На практике Богородичнами преимущественно именуются тропари, стихиры, каноны.

Вечерня – первое из богослужений суточного богослужебного круга в воспоминание того, что с вечера начались дни мира ( Быт. 1 ). Обыкновенно совершается вечером. В своих молитвах, чтениях, песнях представляет творение мира, райское блаженство прародителей, историю спасения падшего человека.

Догматик – стихира, последняя в ряду стихир на «Господи, воззвах», содержащая похвалу Божией Матери и учение о воплощении Господа Иисуса Христа.

Ектения – протяженное, пространное моление, содержащее в себе разные прошения, произносимые диаконом или священником. Каждое прошение заканчивается пением «Господи, помилуй», «Подай, Господи» или «Тебе, Господи».

Заамвонная молитва читается иереем в конце литургии среди народа (за амвоном). Ее содержание – благословение народа, сохранение иереев непорочными в их служении, соблюдение царей в мире, дарование изобильных плодов земли и т.д.

Ипакои – название этого песнопения происходит от греческого слова – «прислушиваться, откликаться, быть послушным», что указывает на призыв к особенному вниманию к содержанию текста. Поется эта песнь на воскресных повечерии и полунощнице после канона, на воскресной утрене после полиелея и после 3-й песни канона в некоторые двунадесятые и великие праздники.

Ирмос – начальный стих каждой песни канона. Темы для ирмосов задают ветхозаветные гимны. Для тропарей, следующих за ним в каноне, ирмос является связкой и образцом стихотворного размера, мелодии и – в идеале – содержания, которое должно представить новозаветное осуществление ветхозаветных прообразов.

Канон – обширное песнопение в составе утрени, посвященное празднику или святому, состоящее из ирмосов и тропарей, которые соединяются по определенному правилу и образуют песни.

Кондак – краткое песнопение в честь святого или праздника. За кондаком во многих последованиях следует икос, в котором более подробно раскрывается мысль кондака. Кондак и икос поются на один глас и оканчиваются (кроме тех, что в акафистах) одними и теми же словами.

Крестобогородичен – тропарь, в котором воспоминается плач Божией Матери при Кресте Господнем.

Литургия – богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии, причащение Тела и Крови Христовых. Занимает главное место в дневном круге богослужений. Остальные ежедневные службы лишь предшествуют литургии и приготовляют к ней.

Минея месячная – богослужебная книга, содержащая в себе изменяемые молитвословия церковных служб на каждый день года, посвященные воспоминаемым в этот день праздникам или святым.

Октоих – букв. «осмогласник». В православном богослужении используются восемь главных напевов – гласов. На каждый глас имеется недельная служба, в которой стихиры, каноны и проч. поются именно на этот глас, а не на другой. Книга, содержащая недельные службы восьми гласов, и называется Октоихом.

Повечерие – буквально – богослужение, совершаемое после ужина, по вечери. Повечерие бывает малое и великое. Первое совершается ежедневно, последнее только по определенному указанию Устава. Характер повечерия – покаянный, в нем ярко выражено сознание немощи человеческой, тягости, несовершенства человеческой жизни.

Полунощница – богослужение, именуемое так по времени, в которое должно совершаться, чему соответствуют и песни его, напр.: «Се, Жених грядет в полуночи. ». Это богослужение по своей тематике обращено к памятованию смерти, воскресению мертвых и второму пришествию Христову.

Прокимен – стих псалма, на богослужении предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Завета и имеющий соответствующее чтению содержание.

Светилен, или ексапостиларий песнопение особой назидательности, заключающее собою канон. Название «светилен» говорит или о свете, воссиявшем от Господня гроба (воскресные светильны), или о свете, просвещающем тварь (постные, триодные светильны), что как бы иллюстрируется расположением этой песни в конце утрени, т.е. перед рассветом. Название ексапостиларий, от – «высылаю», может означать или послание апостолов на проповедь, что составляет содержание воскресных ексапостилариев. или то, что канонарх для исполнения этого песнопения высылает из хора на середину храма певца.

Стихира – песнопение, написанное стихотворным размером на определенный напев. Исполняется вслед за стихами псалмов, например, после стиха «Господи, воззвах. ».

Тропарь – краткое песнопение, в котором выражена сущность праздника, похвала Богоматери или святому. Тропарем в широком смысле называется всякое церковное песнопение, хотя бы имеющее другое название (стихиры, седален и т.д.). Но в современном уставе тропарями называются песнопения, имеющие в каждом гласе свой особый напев и занимающие определенное место в последовании службы, а также те строфы, которые составляют песни канона и следуют за ирмосом.

Утреня – богослужение, именуемое так по времени, в которое предпочтительно должно совершаться. Значительное место в утрени занимают славословия и хваления Бога и Его святых угодников.

Ходатайственная молитва – часть евхаристического канона, читается иереем на литургии в алтаре после преложения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы и содержит моление, ходатайство за всю Церковь, за весь мир.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й – краткие богослужения, на которых вспоминаются страдания Спасителя, а также звучит похвала празднику и/или дневному святому.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Источник

Глава I. Молитвы утренние

Восстав от сна, прежде всякого другого занятия, стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим Богом, и, полагая на себе крестное знамение, говори:

Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

После сего немного помедлии, чтобы все чувства твои успокоились и мысли твои оставили все земное. И тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и с сердечным вниманием:

Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному. (Трижды)

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся 1 исполня́яй, Сокро́вище 2 благи́х 3 и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и поселись в нас; очисти нас от всякой нечистоты и спаси, Благий, души наши.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды). Сла́ва, и ны́не:

Тропари Пресвятой Троице

Воста́вше от сна, припа́даем 8 Ти, Бла́же, и а́нгельскую песнь вопие́м Ти, Си́льне: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.Встав после сна, мы припадаем к стопам Твоим, Благий, и ангельскую песнь возглашаем Тебе. Сильный: Свят, Свят, Свят Ты, Боже! по молитвам Богородицы помилуй нас.
Слава: От одра́ и сна воздви́гл мя еси́, Го́споди, ум мой просвети́ и се́рдце, и устне́ мои́ отве́рзи, во е́же пе́ти Тя, Свята́я Тро́ице: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.С постели от сна Ты поднял меня, Господи! Ум мой просвети и сердце, и открой уста мои, чтобы воспевать Тебя, Святая Троица: Свят, Свят, Свят Ты. Боже! по молитвам Богородицы помилуй нас.
И ныне: Внеза́пно Судия́ прии́дет, и коего́ждо дея́ния обнажа́тся, но стра́хом 9 зове́м 10 в полу́нощи: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.Внезапно придет Судия, и деяния каждого обнаружатся. Так в страхе воскликнемте в полночь: Свят, Свят, Свят Ты, Боже! по молитвам Богородицы помилуй нас.

Го́споди, поми́луй. (12 раз)

От сна воста́в, благодарю́ Тя, Свята́я Тро́ице, я́ко мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния не прогне́вался еси́ на мя, лени́ваго и гре́шнаго, ниже́ погуби́л мя еси́ со беззако́ньми мои́ми; но человеколю́бствовал еси́ обы́чно и в неча́янии лежа́щаго воздви́гл мя еси́, во е́же у́треневати 11 и славосло́вити держа́ву Твою́. И ны́не просвети́ мои́ о́чи мы́сленныя, отве́рзи моя́ уста́ поуча́тися словесе́м 12 Твои́м, и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́, и пе́ти Тя во исповеда́нии 13 серде́чнем, и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.Встав после сна, благодарю Тебя, Святая Троица, что, по великой Твоей милости и долготерпению, Ты, Боже, не прогневался на меня, ленивого и грешного, и не прекратил жизни моей среди беззаконий моих, но оказал мне обычное Твое человеколюбие и поднял меня, лежавшего без сознания, чтобы принести Тебе утреннюю молитву и прославить власть Твою. И теперь просвети мои мысли, открой уста мои, чтобы мне поучаться слову Твоему и уразумевать заповеди Твои, исполнять волю Твою, прославлять Тебя в благодарном сердце и воспевать святейшее имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, теперь и всегда и в веки вечные. Аминь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.Приидите, – поклонимся Царю, нашему Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.Приидите, – поклонимся Христу-Царю, нашему Богу, и припадем к стопам Его.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.Приидите, – поклонимся Самом у Христу, Царю и Богу нашему, и припадем к стопам Его.

Молитва первая, святого Макария Великого

Бо́же, очи́сти мя гре́шнаго, я́ко николи́же сотвори́х благо́е пред Тобо́ю, но изба́ви мя от лука́ваго, и да бу́дет во мне во́ля Твоя́ да неосужде́нно 19 отве́рзу уста́ моя́ недосто́йная и восхвалю́ и́мя Твое́ свято́е, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою; избавь меня от зла, и пусть будет во мне Твоя воля; дай мне безнаказанно открыть мои недостойные уста и восхвалить святое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и в веки вечные. Аминь.

Молитва вторая, того же святого

От сна воста́в, полу́нощную песнь приношу́ Ти, Спа́се, и припа́дая вопию́ Ти: не даждь ми усну́ти во грехо́вней сме́рти, но уще́дри мя, распны́йся во́лею, и лежа́щаго мя в ле́ности ускори́в возста́ви, и спаси́ мя в предстоя́нии и моли́тве, и по сне нощне́м возсия́й ми день безгре́шен, Христе́ Бо́же, и спаси́ мя.Встав после сна, я в полночь приношу Тебе, Спасе, песнь и, припадая к стопам Твоим, восклицаю Тебе: не дай мне уснуть в греховной смерти, но сжалься надо мною, добровольно Распявшийся! скоро подними меня, беспечно лежащего, и спаси меня, стоящего пред Тобою на молитве. И после сна ночного пошли мне ясный день безгрешный, Христе Боже, и спаси меня.

Молитва третья, того же святого

К Тебе́, Влады́ко Человеколю́бче, от сна воста́в прибега́ю, и на дела́ Твоя́ 20 подвиза́юся милосе́рдием Твои́м, и молю́ся Тебе́: помози́ ми на вся́кое вре́мя, во вся́кой ве́щи, и изба́ви мя от вся́кия мирски́я злы́я ве́щи и диа́вольскаго поспеше́ния, и спаси́ мя, и введи́ в Ца́рство Твое́ ве́чное. Ты бо еси́ мой Сотвори́тель и вся́кому бла́гу Промы́сленник и Пода́тель, о Тебе́ же все упова́ние мое́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ю, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.К Тебе, Владыка – Человеколюбец, встав после сна, я спешу и, по милосердию Твоему, принимаюсь за угодные Тебе дела. Я молюсь Тебе: помоги мне всегда и во всем, и избавь меня от всякого зла в мире и от диавольской помощи, и спаси меня, и введи в Царство Твое вечное. Ибо Ты – мой Творец и всякого блага Источник и Податель; на Тебя вся моя надежда, и я шлю к Тебе хвалу теперь, всегда и в веки вечные. Аминь.

Молитва четвертая, того же святого

Го́споди, И́же мно́гою Твое́ю бла́гостию и вели́кими щедро́тами Твои́ми дал еси́ мне, рабу́ Твоему́, мимоше́дшее вре́мя но́щи сея́ без напа́сти прейти́ от вся́каго зла проти́вна; Ты Сам, Влады́ко, вся́ческих 21 Тво́рче, сподо́би мя и́стинным Твои́м све́том и просвеще́нным се́рдцем твори́ти во́лю Твою́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Ангелу Хранителю

Святы́й А́нгеле, предстоя́й окая́нней 27 мое́й души́ и стра́стней 28 мое́й жи́зни, не оста́ви мене́ гре́шнаго, ниже́ отступи́ от мене ́ за невоздержа́ние мое́. Не даждь ме́ста лука́вому де́мону облада́ти мно́ю, наси́льством сме́ртнаго сего́ телесе́ укрепи́ бе́дствующую и худу́ю мою́ ру́ку 29 и наста́ви мя на путь спасе́ния. Ей, святы́й А́нгеле Бо́жий, храни́телю и покрови́телю окая́нныя моея́ души́ и те́ла, вся мне прости́, ели́кими тя оскорби́х во вся дни живота́ моего́, и а́ще что согреши́х в преше́дшую нощь сию́, покры́й мя в настоя́щий день, и сохрани́ мя от вся́каго искуше́ния проти́внаго, да ни в ко́ем гресе́ прогне́ваю Бо́га, и моли́ся за мя ко Го́споду, да утверди́т мя в стра́се Свое́м, и досто́йна пока́жет мя раба́ Своея́ бла́гости. Ами́нь.Святой Ангел, поставленный блюсти мою бедную душу и несчастную жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержность мою; не дай возможности злому демону подчинить меня себе преобладанием этого смертного тела; возьми крепко несчастную и опустившуюся руку мою и выведи меня на путь спасения. О, святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела! прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и, если я чем согрешил в прошедшую ночь, защити меня в настоящий день; и сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне не прогневать Бога никаким грехом; и молись за меня Господу, чтобы Он утвердил меня в страхе Своем и соделал меня рабом, достойным Своей милости. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице

Пресвята́я Влады́чице моя́ Богоро́дице, святы́ми Твои́ми и всеси́льными мольба́ми отжени́ (отгони) от мене ́, смире́ннаго и окая́ннаго раба́ Твоего́, уны́ние, забве́ние, неразу́мие, нераде́ние, и вся скве́рная, лука́вая и ху́льная помышле́ния от окая́ннаго моего́ се́рдца и от помраче́ннаго ума́ моего́ и погаси́ пла́мень страсте́й мои́х, я́ко нищ есмь и окая́нен. И изба́ви мя от мно́гих и лю́тых воспомина́ний и предприя́тий, (помыслов) и от всех действ злых свободи́ мя. Я́ко благослове́на еси́ от всех родо́в, и сла́вится пречестно́е и́мя Твое́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь

Моли́ Бо́га о мне, святы́й уго́дниче Бо́жий (имя), я́ко аз усе́рдно к тебе́ прибега́ю, ско́рому помо́щнику и моли́твеннику о души́ мое́й.

Песнь Пресвятой Богородице

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.Богородица-Дева! Радуйся, благодатная Мария: Господь с Тобою; благословенна Ты между женщинами, и благословен Плод Твой, ибо Ты родила Спасителя душ наших.

Тропарь Кресту и молитва за отечество

После этого помолись кратко о здравии и спасении отца своего духовного, своих родителей, родственников, благодетелей, знакомых, больных или находящихся в печали, а если можешь, читай следующий помянник.

Спаси́, Го́споди, и поми́луй богохрани́мую страну́ на́шу, вла́сти и во́инство ея́, огради́ ми́ром державу их, и покори под нозе Православных всякаго врага и супостата, и глаго́ли ми́рная и блага́я в сердца́х их о Це́ркви Твое́й Святе́й, и о всех лю́дех Твои́х, да и мы в тишине́ их ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во правове́рии, и во вся́ком благоче́стии и чистоте́. (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего Святе́йшего Патриа́рха, и святе́йшия вселе́нския патриа́рхи, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, иере́и же и диа́коны, и весь при́чет церко́вный, я́же поста́вил еси́ пасти́ слове́сное Твое́ ста́до, и моли́твами их поми́луй и спаси́ мя гре́шнаго. (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (имя его), и святы́ми его́ моли́твами прости́ моя́ согреше́ния. (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй роди́тели моя́ (имена их), бра́тию и сестры́, и сро́дники моя́ по пло́ти, и вся бли́жния ро́да моего́, и дру́ги, и да́руй им ми́рная Твоя́ и преми́рная блага́я. (Поклон.)Спаси, Господи, и помилуй родителей моих (имена их), братьев, и сестер, и родных моих по плоти, и всех близких мне людей из рода моего и друзей, и дай им Твои земные и небесные блага.

Спаси́, Го́споди, и поми́луй ста́рцы и ю́ныя, ни́щия и сироты́ и вдови́цы, и су́щия в боле́зни и в печа́лех, беда́х же и ско́рбех, обстоя́ниих (напастях) и плене́ниих, темни́цах же и заточе́ниих, изря́днее (особенно) же в гоне́ниих, Тебе́ ра́ди и ве́ры правосла́вныя, от язы́к (язычников) безбо́жных, от отсту́пник и от еретико́в, су́щия рабы́ Твоя́, и помяни́ я́, посети́, укрепи́, уте́ши, и вско́ре си́лою Твое́ю осла́бу, свобо́ду и изба́ву им пода́ждь. (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй по́сланныя в слу́жбу, путеше́ствующия, отцы́ и бра́тию на́шу, и вся правосла́вныя христиа́ны. (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй ненави́дящия и оби́дящия мя, и творя́щия ми напа́сти, и не оста́ви их поги́бнути мене́ ра́ди, гре́шнаго. (Поклон.)

Отступи́вшия от правосла́вныя ве́ры и поги́бельными ересьми́ ослепле́нныя, све́том Твоего́ позна́ния просвети́ и Святе́й Твое́й Апо́стольстей Собо́рней Це́ркви причти. (Поклон.)

Помяни́, Го́споди, от жития́ сего́ отше́дшия правове́рныя цари́ и цари́цы, благове́рныя кня́зи и княги́ни, святе́йшия патриа́рхи, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, во иере́йстем же и в при́чте церко́внем, и мона́шестем чи́не Тебе́ послужи́вшия, и в ве́чных Твои́х селе́ниих со святы́ми упоко́й. (Поклон.)

Помяни́, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х, роди́телей мои́х, (имена их), и всех сро́дников по пло́ти; и прости́ их вся согреше́ния во́льная и нево́льная, да́руя им Ца́рствие и прича́стие ве́чных Твои́х благи́х (благ) и Твоея́ безконе́чныя и блаже́нныя жи́зни наслажде́ние. (Поклон.)

Помяни́, Го́споди, и вся в наде́жди воскресе́ния и жи́зни ве́чныя усо́пшия, отцы́ и бра́тию на́шу, и сестры́, и зде лежа́щия и повсю́ду, правосла́вныя христиа́ны, и со святы́ми Твои́ми, иде́же присеща́ет (светит) свет лица́ Твоего́, всели́, и нас поми́луй, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь. (Поклон.)

Пода́ждь, Го́споди, оставле́ние грехо́в всем пре́жде отше́дшим в ве́ре и наде́жди воскресе́ния, отце́м, бра́тиям и се́страм на́шим и сотвори́ им ве́чную па́мять. (Трижды.)

Похвала Пресвятой Богородице

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.Поистине правильно прославлять Тебя, как Богородицу, всегда блаженную и совершенно непорочную, и Матерь нашего Бога. Мы величаем Тебя, как истинную Богородицу, родившую без болезни Бога-Слово, достойную бо́льшей почести, чем Херувимы, и несравненно славнейшую, нежели Серафимы.

Сла́ва, и ны́не: Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х поми́луй и спаси́ нас, я́ко Благ и Человеколю́бец. Ами́нь.

вся исполня́яй; по-гречески τὰ πάντα πληρῶν. Выражения: τὰ πάντα, τὰ σύμπαντα, τὰ ἅπαντα, τὸ πᾶν, τὰ ὅλα, переводимые на церковнослав. язык вся, всяческая (род. пад. всех, всяческих), суть синонимы πᾶσα ἡ ϰτίσις (вся тварь), и употребляется в церковном языке для обозначения всего созданного Богом мира, – земного и небесного, видимого и невидимого. Ср.: просвети́шася вся́ческая (τὰ σύμπαντα) воскресением Твоим. Ныне вся (τὰ πάντα) испо́лнишася света: небо же и земля и преисподняя. Иже от не сущих вся (τὰ πάντα) приведы́й. К Тебе утреннюю всех (τοῦ παντός) Творцу. Яко да Царя всех (τῶν ὅλων) подымем. Им же вся (τὰ πάντα) бы́ша. См. подробнее: Н. Нахимов. Третье прошение Великой ектении // Церковные Ведомости. 1911. № 22.

сокровище, ϑησαυρός, – сокровищница, кладезь, источник.

благих, – род. пад. мн. ч. ср. род. Мн. ч. прил. ср. р., как и единст. (напр. лукавое), в церк.-слав. яз. употребляется в значении существительного, напр., богатая = богатство, высокая = высота; добрых и полезных (душам нашим) = добра и пользы.

да святится, – ἁγιασϑήτω, sanctificetur, glorificetur, δοζασϑήτω, да прославится. Св. Иоанн Златоуст: οὐ τὴν οὐϰ οὖσαν ἁγιασύνην προσφέρομεν τῷ θεῷ λέγοντες ἁγιασϑήτω τὸ ὄνομά Σου, ἀλλὰ τὴν οὖσαν δοξάζομεν.

и остави нам долги наша. Лк. 11:4 : грехи – должнику. Русское слово вина обнимает понятия и греха и долга.

и не введи нас во искушение = и не допусти нас впасть в соблазн. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ( Иак. 1:13–15 ). Здесь εἰσφέρειν εἰς τὸ πειρασμόν в значении не πειράζειν, а ῥύεσϑαι ἐϰ πειρασμοῦ ( 2Пет. 2:9 ) и близко к ἐᾶν πειρασϑῆναι ( 1Кор. 10:18 ). Ср. Мф. 26:41 ; Лк. 22:31 ; 2Тим. 4:18 ; Апок. 3:10 и др. См. «Катехизис» митр. Филарета, а также ср.: «и не уклони сердец наших во словеса или помышления лукавствия» (мол. св. Вас. Вел.). По-франц.: Ne nous laisse pas tomber dans la tentation.

лукавого (имен. пад. «лукавое»), τοῦ πονηροῦ = зла; по-лат.: a malo; по-нем.: v. d. Übel; по-франц.: du mal. См. Катех. Филарета: «Просим избавления от всякого зла, какое может нас постигнуть в мире». ; также Herm. Cremer. Bibl.-theoI, Wörtrb. и Erw. Prenschen. Vollst Griech.-Deutsch. Handwrtrb. zu d. Schr. des N. T. Так как зло происходит от диавола, то, конечно, в прошении об избавлении от зла заключается и прошение об избавлении от его виновника. Но это уже вывод, толкование.

припадаем ти, – προσπίπτειν, supplex fieri, accidere ad genua, припадать к чьим стопам.

страхом, φόβῳ, – дат. причины; по-лат.: metu, perterriti, от страха, в страхе.

зовем, ϰράξωμεν, – conj. adhort: воскликнемте.

утреневати, ὀρϑρίζειν, – рано вставать, приходить, произносить утреннюю молитву.

пети Тя во исповедании сердечнем и воспевати, ψάλλειν Σοι ἐν ἐξομολογήσει ϰαρδίας ϰαὶ ὑμνεῖν. Ἐξομολόγησις – признание, согласие, хвала, благодарение. Буквально: бряцать Тебе славу (ψάλλειν) в благодарении сердца и воспевать, т. е. прославлять Тебя в благодарном сердце и воспевать.

щедроты, οἰϰτιρμοί, – misericordia, commiseratio, Mitleid, сострадание, жалость.

безвестная и тайная премудрости Твоея, τὰ ἄδηλα ϰαὶ ϰρύφια τῆς σοφίας Σου, – сокровенность и тайну, т. е. сокровенную тайну.

иссоп – душистое, полукустарниковое растение из семейства губоцветных, с синими или розовыми цветами. Прутики иссопа, связанные в пучок, употреблялись евреями для окропления.

кости смиренныя, τεταπεινωμένα. Ταπεινόω, унижаю, смиряю; о костях – разбитые, как мы говорим это в болезни или сильной усталости. Господь послал пророку Давиду болезнь: стан его согнулся; он ослабел и чувствовал свои кости разбитыми.

неосужденно, ἀϰαταϰρίτως. Καταϰρίνω – не только осуждать, но, главным образом, присуждать, приговаривать и приводить приговор в исполнение, карать. См. Cremer. Wörtrb.

дела твоя, τὰ ἔργα Σου. Ibid.

в вышних живый и на смиренная (не-смиренные!) призираяй, ὁ ἐν ὑψηλοῖς ϰατοιϰῶν ϰαὶ τὰ ταπεινὰ ἐφορῶν. Высоты (небесные) противополагаются долам (земным). То же в псалме 130, в евхаристической молитве священника на Литургии Вас. Вел.: «Седящий на славном престоле и призирающий на бездны», в молитве священника об оглашенных на Литургии Иоан. Злат.: «Господи Боже наш, живущий на высотах и призирающий на смиренное».

сердца и утробы, νεφρούς = φρένας, т. е. мысли, помыслы. Более близкий перевод: наблюдающий сокровеннейшие помыслы.

явленного дне, ἐπιφανοῦς ἡμέρας. Ἐπιφανής – славный; ἡμέρα τοῦ Κυρίου ’Ιησοῦ обыкновенно означает день второго пришествия Христова.

в делании… В греческом тексте: ἐν τῇ ἐργασίᾳ τῶν ἐντολῶν αὐτοῦ, т. е. при исполнении заповедей Его.

окаянной моей души, ἄϑλιος – исполненный борьбы, бедный, жалкий.

страстный, ταλαίπωρος – бедствующий, несчастный.

укрепи бедствующую и худую руку мою и наставь меня на путь спасения, ϰράτησον τῆς ἀϑλίας ϰαὶ παρειμένης χειρός μου ϰαὶ ὁδήγησον εἰς ὁδὸν σωτηρίας. Речь идет о человеке, потерявшем волю и энергию, с «опустившимися» руками: он не в силах выбраться сам на путь спасения и просит Ангела-хранителя взять его за (ϰρατῆσαι) несчастную (ἀϑλίας) и опустившуюся (παρειμένης), т. е. безвольную, руку и вывести (ὁδηγῆσαι) на путь спасения.

достояние, ϰληρονομία – наследие; ϰληρονόμος, наследник.

жительство = жителей, как, например, крестьянство = крестьяне и т. п.

в воню благоухания духовнаго = εἰς ὀσμὴν εὐωδίας πνευματιϰῆς. Ὀσμὴ – запах жертвы; ὀσμὴ εὐωδίας – запах жертвенного благоухания = благоуханная жертва.

Источник: Молитвы и песнопения православного молитвослова (для мирян), с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николая Нахимова. Санкт-Петербург, Синодальная типография, 1912 г.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *