Сообщение геральдика как наука

Геральдика — наука о гербах

Человечество за тысячелетия своего существования придумало множество эмблем. Наука, которая их изучает, называется эмблематикой. Частью эмблематики является геральдика, которая изучает гербы, традиции и практику их использования. Гербы отличаются от других эмблем тем, что их строение, использование и правовой статус отвечают специальным правилам, которые сложились исторически. Геральдика строго определяет, что и как может быть нанесено на государственный, фамильный герб и т.д., объясняет смысл тех или иных фигур.

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык. В XI в. этой науки еще не существовало. Правда, на гобелене из Байё, созданном вскоре после завоевания Англии Вильгельмом I в 1066 г. и посвященном этому событию, на щитах нормандских воинов вышиты рисунки, напоминающие геральдические. Правда, на разных изображениях одних и тех же рыцарей рисунки на щитах отличаются. Значит, все же о геральдике здесь речи нет.

Геральдика появилась примерно в 1120— 1150 гг. По крайней мере, во время Первого крестового похода (1096—1099) ее еще не было, а во время Второго (1147—1149) она была уже привычным делом. Возникла геральдика благодаря появлению доспехов, которые не позволяли увидеть лицо противника, закрытое шлемом. Поэтому рыцари и стали расписывать свои щиты разнообразными фигурами, вскоре превратившимися в опознавательные знаки. Постепенно сложились правила росписи гербов, их описания. Гербы стали передаваться по наследству. Они были важны еще и потому, что, начиная уже с XI в., в условиях развития феодальных отношений положение человека стало определяться принадлежностью к той или иной социальной группе или подгруппе. Потому изображение на гербе обрело особое значение и усложнилось, отображая все эти различия.

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

К наиболее ранним свидетельствам о существовании геральдики относится изображение щита на гробнице умершего в 1151 г. Жоффруа V, графа Анжуйского, мужа английской королевы Матильды и отца английского короля Генриха II. Упоминается, что герб, украшенный львами, пожаловал Жоффруа его тесть Генрих I в 1127 г. Правда, сама гробница изготовлена примерно в 1155—1160 гг., а на единственной сохранившейся печати Жоффруа герба нет.

В конце XII — первой половине XIII в. геральдика быстро распространилась на все общество. Вслед за важными сеньорами ее стали использовать знатные дамы, затем появились гербы городов, духовных лиц, буржуа, ремесленников и ремесленных цехов, а к концу XIII в. — гербы светских и монашеских общин. В XIV в. одним из центров геральдического творчества становится церковь. А в Южной Англии, Фландрии и Нормандии гербы имелись даже у некоторых крестьян.

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Немалую роль в распространении гербов сыграли печати, на которых они изображались. Гербы наносили также на знамена и амуницию лошадей.

Очень сильно повлияли на распространение геральдики рыцарские турниры, проводившиеся до XVI в. Перед началом турнира специальные глашатаи — герольды — представляли рыцарей, громко описывая их гербы на специальном геральдическом языке согласно определенным правилам. Процесс описания называли блазонированием, а само описание — блазоном. Гербы в это время демонстрировали зрителям двое мужчин или мальчиков, особым образом наряженных. Благодаря этому появился новый элемент герба — щитодержатель.

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Начиная с XVIII в., европейская геральдическая традиция проникает в Америку, Азию, Африку и Австралию.

В России геральдика появилась во второй половине XVII в. Так, в 1672 г. был опубликован «Титулярник», представлявший собой собрание гербов. В 1705 г. указом Петра I в Амстердаме была напечатана книга «Символы и эмблемата», где содержалось больше 800 изображений. Она позднее стала образцом при создании множества российских гербов. В 1722 г. была учреждена Герольдия (учреждение, занимавшееся составлением и толкованием гербов), в 1726 г. при Петербургской академии наук основали кафедру геральдики. Начиная с 1797 г., составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включавший около 5000 гербов.

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Геральдические щиты

Геральдический щит является основой любого герба. Это стилизованный атрибут, на лицевой поверхности которого, то есть в гербовом поле, изображены геральдические фигуры. Стороны называются по отношению к рыцарю, который несет щит. Поэтому левая от зрителя сторона именуется правой, а правая — левой.

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Имеется множество вариантов нанесения разметок на щит. Когда щит делится надвое по горизонтали, он называется пересеченным, по вертикали — рассеченным, по диагонали справа налево — скошенным слева, по диагонали слева направо — скошенным справа.

Гербовые фигуры, отображенные на щите

Каждая поза фигуры описывается по-своему. Так, лев, направленный в сторону, называется вздыбленным, стоящим, шествующим, сидящим и т.д.

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Герб для Адама

Гербы сочиняли и для мифологических, легендарных персонажей, деятелей древности, у которых никогда не было этого атрибута. Например, были придуманы гербы для Адама, Христа и ветхозаветных пророков.

Геральдические тинктуры

Геральдические тинктуры (краски и покрытия) допускают два металла (золото и серебро), два меха (горностаевый и беличий) и пять финифтей (эмалей) — червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур.

Источник

Что изучает геральдика: понятие и основные этапы развития в России

Практически каждый человек знает, что представляет собой герб. Чуть меньше граждан той или иной страны знакомо с государственными гербами. Эта символика постоянно мелькает перед глазами: на спортивных и развлекательных мероприятиях, музыкальных конкурсах и так далее.

Но так ли много простых обывателей знают, что означает термин «геральдика», чем занимается эта наука, какие инструменты использует для изучения объектов своего исследования? Разберёмся со всем этим по порядку.

Что изучает наука геральдика: определение

Ранее уже было упомянуто, что геральдика – это наука, которая занимается изучением различных символов и их значений на родовых и военных гербах. По крайней мере, это её первоочередная задача.

В Средневековье гербовая символика играла важную роль. Символы, которые наносились на щиты и доспехи тех же рыцарей, несли важную информацию. А уж во время военных действий по простому узору отличали воинов своего отряда от вражеских сил противника.

С течением времени гербы начали дополняться всё новыми и новыми значениями. На смену простым узорам пришли сложные символы, каждый элемент которых нёс определённую информацию о том, кого они представляли.

Нередко в гербах зашифровывались и героические поступки, и проявления доблести, и важные события, происходившие в истории клана или рода.

Написание родословной человека в Западной Европе никак не могло обойтись без тщательного изучения всех родовых символов, поскольку геральдика является, по сути, и стенографией нескольких поколений.

Какие аспекты изучает: теоретическое и прикладное направление

Изначально геральдика как наука представляла собой свод конкретных правил. С разрушением феодализма она несколько видоизменилась, но всё же сохранила своё главное направление – изучение гербовых символов, правила их ношения и использования в практических целях.

Исследователи-геральдисты изучают и объясняют значение тех или иных символов, изображённых на гербах, расшифровывают геральдические коды, определяют принадлежность документов или памятников (имеющих гербовую печать, естественно) к тем или иным историческим событиям или персонам.

Как и любая другая наука, геральдика имеет несколько направлений:

История развития науки и влияние рыцарских турниров

Началось всё во второй половине XI века, когда в разных уголках Западной Европы появились особые люди – вестники или, как их ещё называют, глашатаи (heralds).

Главной их задачей было не столько развлечение гостей и восхваление господ, сколько объявление рыцарей на турнирах. Каждый Герольд должен был максимально быстро определять по символам и рисункам, нанесённым на щиты и знамёна воинов, их родовую принадлежность.

Так как гербы (знаки отличия) переходили по наследству внутри каждого рода, с появлением Герольдов и развитием геральдики возросла и их значимость. Вестники были своеобразными хранителями этих знаний и экспертами в генеалогии.

В Средневековье, когда большая часть населения Европы была абсолютно неграмотной, геральдические символы старались изображать максимально просто (именно поэтому средневековую символику было легко считывать).

С наступлением мирного периода гербы потихоньку перекочевали из военного ремесла в гражданскую жизнь, эволюционировав и усложнившись. Теперь узоры и рисунки, наносившиеся на знамёна и щиты, имели эзотерический смысл.

С укреплением монархии, произошедшим в XVI—XVII, королевские особы закрепили за собой право (естественно, исключительное) на дарение герба или выдачу особой грамоты.

Поскольку к тому времени геральдика уже была символом государственности и власти, гербы появились не только у отдельных родов или персон, но и у населённых пунктов, церковных служителей, ремесленных гильдий и т. д. Расширилась и сфера изучения геральдики как науки.

Российская геральдика: основные этапы развития

Русская история геральдики начинается при царе Алексее Михайловиче Романове. «Тишайший» составил первую классификацию, которая позволяла выявить основные группы узоров и символов. Чуть позже эта система пополнится благодаря геральдикам из Польши, которые внесли свои корректуры.

Уже позже Пётр I сформирует в России свою собственную систему гербовых знаков. Теперь геральдическая символика появилась у дворян, городов и государств, которые входили в состав – двуглавый орёл.

Немаловажным нововведением было и создание герольдий, в которых имелись герольдмейстеры.

Герольдии представляли собой особые государственные учреждения, которые на профессиональной основе занимались изучением, расшифровкой и составлением гербовой символики. Вплоть до появления советской власти и переходом в новую эпоху в стране сохранялась система, введённая Петром I.

Однако после событий 1917 года прежняя дисциплина была полностью упразднена, а все прежние знаки отличия были отменены (вышел даже официальный приказ, призванный объявить все прежние гербовые принадлежности буржуазным пережитком прошлого).

Но всё же даже после этого приказа старым городам удалось сохранить свои гербы, для новых же поселений создавались новые символы (с социалистической направленностью, естественно).

Подробнее об элементах: щит, фигуры и цвета

В геральдике важны три элемента герба, которые несут главный информационный посыл для исследователя:

Щит: основные формы

Геральдический щит – это база любого герба. Им называют атрибут, на лицевой стороне которого (в гербовом поле) начертаны геральдические фигуры.

Форм щитов существует множество, как и вариантов нанесения символов на их поверхность:

Фигуры: 10 популярных и их значение

Существует несколько основных фигурных групп:

Цвета: история цветовой палитры

Первые гербы были максимально простыми, поэтому они выполнялись в ярких цветах, их хорошо было видно даже на дальнем расстоянии.

В средневековых гербах начали активно использоваться красные, чёрные, синие, белые, зелёные, жёлтые краски. Ещё позже появился пурпурный цвет. Ограниченный набор цветов вынуждал изображать на классических гербах, например, золотых львов, чёрных оленей и т.д. Но британская и шотландская геральдика внесла свои изменения в цветовую палитру.

В 1600 году цветовая палитра их гербов расширилась, когда мастера ввели в обиход «натуральные» цвета:

Геральдика в настоящее время: примеры современных гербов

Геральдика имела важное значение в истории мира, но сегодня современная наука значительно отличается от той, которая существовала несколько веков назад. Сегодня у исследователей есть масса технологических возможностей, обширные базы данных, фотографии, общедоступные электронные библиотеки.

Получить практически любую желаемую информацию можно не выходя из дома, что значительно облегчает изучение гербовой символики и составление генеалогического древа.

С помощью геральдики и изучения её истории можно:

Заключение

Всё описанное выше является лишь кратким описанием тех сфер, которые изучаются такой наукой, как геральдика. Эта дисциплина гораздо обширнее и глубже, чем кажется, а потому к её изучению стоит подходить ответственно и комплексно.

Научившись «считывать» гербовую символику, вы сможете лучше понять те или иные исторические реалии.

Источник

Общие понятия о геральдике

Геральдика как специальная историческая дисциплина. История появления гербов, их виды и основные элементы. Существенная роль в распространении геральдики вне среды рыцарства. Появление печатей на документах. Практика проведения рыцарских турниров.

РубрикаИстория и исторические личности
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления21.06.2014
Размер файла32,2 K

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общие понятия о геральдике

Существенную роль в распространении геральдики вне среды рыцарства сыграли печати, которые ставились или привешивались почти ко всем документам. На большинстве печатей использовались те же изображения, что и в гербах, с той лишь разницей, что они вписывались в поле самой печати. геральдика печать рыцарский

В России геральдика была заимствована из Западной Европы при непосредственном влиянии польской геральдики во второй половине XVII века. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672 год). По указу императора Петра I, в 1722 году была создана Герольдия, в 1726 году при Петербургской Академии наук была учреждена кафедра геральдики. С 1797 года составлялся «Общий гербовник дворянских родов Российской империи», включающий около 5 тысяч гербов. В советское время гербоведение пришло в упадок, последствия которого далеко не исчерпаны и на начало XXI века.

Цвета в геральдике

Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху Средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции

Тинктуры название красок и покрытий гербовых тел в геральдике.

Особенности и правила

В классической геральдике признаются два металла: золото и серебро; пять цветов (финифтей, эмалей): червлёнь, лазурь, зелень, пурпур и чернь. Также применяются два меха: горностаевый и беличий. В виде исключения допускаются дополнительные цвета (финифти, эмали), где это необходимо, например: телесный цвет, оранжевый, коричневый.

Один из важнейших принципов геральдики (т. н. «правило тинктур»): никогда не помещать финифть на финифть, а металл на металл. Если же случалось отдельное отступление от этого принципа, то было абсолютно необходимо обозначить (enquerir) уважительную причину нарушения правила. Это установление возникло в средневековье, когда от быстрой идентификации рыцарей зависела жизнь. К примеру, золото на серебре или лазурь на черни будут трудноразличимы на поле битвы. Правило допускает лишь частичное проникновение на гербах со сложной композицией. Самым известным исключением являлся средневековый герб Иерусалима с золотыми крестами на серебряном фоне, однако некоторые герольды предполагают, что кресты изначально являлись червлёными, но средневековые технологии крашения и окисление материалов привело к изменению изначального цвета. Возможен также вариант, что исключение из правила возникло специально, чтобы подчеркнуть особое положение и святость города.

Показательным примером соблюдения правила тинктур служит пример одиночных, однородных и/или однотипных фигур помещаемых в в разноокрашенные поля. На границе указанные фигуры меняет свою окраску с металлической на эмалевую (и наоборот), переменную с полями металла и финифти. Исключением являются ординарные (геральдические) фигуры, которые «старее самого правила о тинктурах»; покрытые мехами или натурального цвета финифтями; сюда же относятся и составленные (многократно разделённые) фигуры; значимые атрибуты гербовых фигур, выделенные цветом, например, языки, когти, клювы, чешуя и т. п.; элементы субординарных гербовых фигур. Случались и явные исключения-казусы, когда на старых гербах золото от времени краснело, а серебро становилось синим или чёрным.

Даже простой окрашенный щит без любых фигур на нем, может являться гербом. Так, например:

Применение тинктур позволяет разнообразить число вариантов традиционно немногочисленных в геральдике фигур, привнести оттенки смысла в их трактовку. Удачный выбор красок позволяет добиться удобочитаемости герба на дальнем расстоянии и при уменьшении на печати, его лёгкого запоминания и узнаваемости.

В реальных гербах использовались натуральные материалы или соответствующие по цвету и виду заменители. В описании же (блазоне) герба тинктуры всегда обозначаются строго определёнными терминами, вне зависимости от оттенка, сорта краски, конкретного металла, посредством которых они символически переданы на рисунке.

Согласно теории, «символика, место и применение цвета постоянны, интернациональны и могут интерпретироваться лишь строго определенным образом». На практике же происходит изменение интерпретации тинктур в связи с религиозными, этнографическими, историческими, национальными и политическими особенностями стран и регионов. Например, черный цвет, символизирующий траур в большинстве гербовых систем, в Германии ассоциируется с доблестью предков.

К каждому гербовому цвету давалось соответствие между стихиями, металлами, драгоценными камнями, планетами, и т. д. В геральдике Франции и Англии тинктуры до сих пор имеют несколько различных наименований и толкований, сообразно дворянскому разряду лица, которому принадлежит герб.

Источник

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Геральдика – это наука, изучающая и определяющая значение различных символов на родовых и военных гербах. В средневековой Европе знаки на щитах и доспехах играли огромную роль. На полях сражений по простым узорам можно было отличить свое войско от сил противника. Со временем на гербах и знаменах стали появляться более сложные рисунки, означающие доблесть, героические поступки, важные события в истории целого клана, отличительные особенности рода. В Западной Европе написание родословной человека не обходится без изучения родовых символов, ведь геральдика – еще и живописная стенография нескольких поколений. В современном мире символы геральдики встречаются на эмблемах вузов, военных знаменах, государственных и корпоративных гербах. Несмотря на значительные различия в гербах разных стран, многие элементы имеют общее происхождение.

Этимологическое значение геральдики

Чтобы разобраться, как зародилась данная наука, стоит обратиться к лингвистике. Точно определить, что означает «геральдика» как термин, не представляется возможным. Однако большинство ученых предполагают, что слово произошло от англо-саксонского «here» («армия») и «ward» («сила» или «влияние»). Геральдические символы появились в эпоху рыцарства и Крестовых походов. Известно, что во времена турниров рыцари украшали доспехи мехом, перьями, отличительными золотыми и серебряными эмблемами и т. д. В закрытых доспехах эти символы выделяли их среди противников. В период Крестовых походов (XI-XV вв.) знаки на амуниции, состоящие из простых фигур, помогали отличать в толпе воинов разных кланов. Учитывая, что войско было многонациональным, существовал языковой барьер, такая система позволяла избежать стратегических ошибок.

Развитие геральдики

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

В средние века, когда большинство населения Европы было неграмотно, главной характеристикой геральдики была простота знаков и обозначений. В мирные периоды, когда гербы стали частью гражданской жизни, дизайн символов эволюционировал, приобрел сложный эзотерический смысл, противоречащий первоначальным целям. Позднее, с укреплением монархии (XVII-XVIII вв.), короли закрепили за собой исключительное право на дарение герба и выдачу специальной грамоты. К этому периоду геральдика – это символ власти и государственности. Гербы появились у населенных пунктов, церковнослужителей, гильдий ремесленников и т.д.

Элементы герба

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Составные части герба помогут лучше понять предмет изучения и роль геральдики, символов и их значений:

Эти элементы в различных вариациях наиболее часто встречаются в европейской геральдике. Символы и цвета наносились на герб в соответствии со строгими нормами геральдического языка.

Виды гербов

Изображение герба может не содержать всех составляющих элементов. Иногда на рисунке используют только щит. Поскольку герб, как и титул, передавался по наследству, символика сыновей дополнялась особыми метками. Так называемые близуры указывали на младшие ветви генеалогии и представляли собой Т-образные ворота для старшего ребенка, звезду для второго сына, полумесяц для третьего и т.д. На гербе незаконнорожденных детей изображалась специальная кайма или наклоненный брусок. Дизайн герба дочери повторял отцовский, но имел ромбовидную форму. У замужних знатных особ герб делился вертикально на две половины. Одна повторяла символы мужа, другая – ее семьи.

Геральдические цвета

Фигуры на первых гербах были простыми, выполненными в ярких цветах и хорошо различаемыми с дальнего расстояния. В Средневековье использовались черные, красные, синие, белые, зеленые и желтые красители (финифти или тинктуры), позднее появился пурпурный цвет. С развитием геральдики финифти белого и золотого цвета заменили серебряным и золотым металлом.

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Из-за ограниченного набора цветов на классических гербах часто встречаются золотые львы, черные олени и т.д. Однако в британской и шотландской геральдике гербы стали сильно отличаться от остальных. Дело в том, что в 1600 году их цветовая палитра расширилась за счет введения «натуральных» цветов: оранжевого, розового, пурпурного, серого, багрового, коричневого и д.р. Помимо цветов и металлов гербы украшают меха: стилизованные узоры, чаще всего под беличий или горностаевый мех. Узор горностаевого меха напоминает черные стрелки, раскинутые в шахматном порядке на белом или желтом фоне. Беличий мех – повторяющийся узор в виде шлема, синего или красного цвета, на белом или желтом фоне.

Формы щитов

Геральдический щит менял свою форму в зависимости от щита военного, используемого в сражениях. Так, первые щиты, защищавшие от стрел и копий, напоминали вытянутый треугольник с закругленными краями и закрывали практически все тело воина.

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

В Крестовых походах, когда основной силой стала конница, рыцарям нужны были щиты меньшего размера, которыми можно защититься от боковых ударов. Щит приобрел типичную «английскую» форму. Всего существует 10 разновидностей форм щитов. Некоторые из них повторяют реально существовавшие, другие (например, «немецкие») выдуманы художниками.

Деление щитов

Щит может быть рассечен линиями разных цветов на 2 и более частей. Прямые или фигурные полосы берут начало в определенной точке, конечный рисунок пропорционален и симметричен. Горизонтальные и вертикальные отрезки равноудалены от краев, а диагональные – от углов щита.

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Самыми распространенными способами деления являются: рассечение (вертикальное сечение), пересечение (горизонтальное сечение), скошение справа или слева (диагональное сечение). Они называются простыми, т.к. делят щит на две части. Кроме них существует множество составных делений разных форм. При чтении герба используется правило, по которому все элементы, расположенные с левой стороны по отношению к зрителю, находятся с правой стороны по отношению к тому, кто держит щит. Соответственно левая сторона щита в геральдическом языке будет являться правой. Описание элементов начинают с правого верхнего угла.

Изображение животных на гербах

Любое животное, мифическое или реальное, могло быть помещено на герб. Звери изображались схематично, без точного следования анатомии, и символизировали определенные качества.

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Самыми популярными существами в геральдике являются:

Геральдика России

Сообщение геральдика как наука. Смотреть фото Сообщение геральдика как наука. Смотреть картинку Сообщение геральдика как наука. Картинка про Сообщение геральдика как наука. Фото Сообщение геральдика как наука

Во второй половине XVII века налаживание культурных связей между российским и польским дворянством привело к появлению первых гербов. Систематизация и установка общих правил геральдического дизайна произошли при царе Алексее Михайловиче (1629-1679 гг.), который пригласил римского герольдмейстера Лаврентия Курелича для составления рукописи обо всех великих князьях, их родстве с европейскими династиями и описании гербов. Позднее Петр I создал Герольдию – специальное ведомство, которое отвечало в том числе за регистрацию и утверждение дворянских гербов. Составление полного Гербовника российской знати началось при Павле I, и к 1917 году документ содержал описание более 4 500 родовых эмблем.

Геральдика – это важная часть истории и культуры. По элементам герба легко определить сословную принадлежность и историю рода. Некоторые гербы королей, князей и знатных дворян преобразовались в государственные или городские.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *