Сосна ласково как будет
Тема «Деревья. Осень в лесу»
Игры и упражнения
«Назови ласково» (детям от 4 лет)
тополь — тополек, дуб — дубок,
осина — осинка (осиночка), береза — березка (березонька),
рябина — рябинка (рябинушка), ива — ивушка,
елка — елочка, сосна — сосенка,
клен — кленок, яблоня — яблонька,
шишка — шишечка, ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек, лес — лесок,
иголка — иголочка.
Игра «Посчитай» (детям от 5 лет)
Одно дерево — два дерева — пять деревьев
одна ветка — две ветки — пять веток
один дуб – два дуба – пять дубов
«Посчитай» (детям 6—8 лет)
одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
«Назови, какой, какая?»
Лист березы — березовый рябины — рябиновый
дуба — дубовый сосны — сосновый
клена — кленовый ветка сосны — сосновая
ели — еловая тополя — тополиная
осины — осиновая липы — липовая
«Как назвать лес? Рощу?»
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая
если в роще растут дубы — дубовая
осины — осиновая
ивы — ивовая
клены — кленовая
«Узнай дерево»
Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом
«Четвертый лишний»
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
· Клен, рябина, ель, тюльпан;
· береза, дуб, шиповник, тополь;
· яблоня, смородина, черемуха, рябина;
· осина, липа, дуб, ель;
· сосна, тополь, рябина, ива;
· липа, осина, клен, яблоня.
Отгадай загадки
Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Весной роняет слезы
Белая. (береза).
Стоит летом золотая,
Сладким медом налитая.
(Липа)
В каждый дом
Под Новый год
Это деревце придет.
Зеленое и колкое,
Оно зовется. (елкою).
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют.
(Рябина)
На дубовых ветках
Качаются детки,
Маленькие, озорные,
На них шапочки резные.
(Желуди)
Пальчиковая гимнастика
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки
Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками
Осень
Тёплый дождик
Загремел весёлый гром. на каждое слово сжимаем
Дождь идёт в лесу густом. и разжимаем кулаки
Там сегодня банный день,
Мойтесь все кому не лень.
Растрепав свои причёски, На каждое название дерева массируем
Моют головы берёзки. палец от основания к ногтевой фаланге.
Запыленные дубы
Моют рыжие чубы.
Под дождём нагнулась липа,
Моет листики до скрипа.
Перед зеркальцем луж
Принимают ёлки душ.
А рябинки и осинки
Моют шею, моют спинки.
Мойтесь все, кому не лень, хлопаем попеременно, то ладошками,
Ведь сегодня банный день. то кулачками.
Выучите вместе с детьми:
Осенний лес
Лес осенний красок не жалеет —
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
Скоро ветер налетит холодный
И сорвет узорчатый наряд,
И в лесу закружится свободный
Золотой осенний листопад.
Он укроет землю покрывалом,
С нею он поделится теплом,
Когда на листве сухой, опалой
Заискрится иней серебром.
Учебно-методический комплект Лексическая тема «Деревья, кусты»
Примерный перечень слов, который Вам поможет:
Обогащаем и активизируем словарный запас.
прилагательных: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые, круглые, острые;
1. «Подбери слова-действия» поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом
2. Подбери признаки (не менее трех признаков):
1.Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
тополь — тополек, дуб — дубок, дубочек
осина — осинка, осиночка, береза — березка, березонька, березушка,
рябина — рябинка, рябинушка, ива — ивушка,
елка — елочка, сосна — сосенка,
клен — кленок, яблоня — яблонька,
шишка — шишечка, ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек, лес — лесок,
иголка — иголочка дерево — …
2.Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже
Клен — клены — кленов; тополь — тополя — тополей;
осина — осины — осин; дуб — дубы — дубов;
липа — липы — лип; береза — березы — берез;
ива — ивы — ив; рябина — рябины — рябин;
ель — ели — елей; елка — елки — елок;
сосна — сосны — сосен; яблоня — яблони — яблонь;
плод — плоды — плодов; шишка — шишки — шишек;
желудь — желуди — желудей; сережка — сережки — сережек;
крона — кроны — крон; макушка — макушки — макушек;
ветка — ветки — веток; сук — сучья — сучьев;
иголка — иголки — иголок; лепесток — лепестки — лепестков;
лес — леса — лесов; чаща — чащи — чащ.
лист – листья дерево — …
Есть – нет (родительный падеж единственного числа):
Одно дерево — два дерева — пять деревьев
одна ветка — две ветки — пять веток
один дуб – два дуба – пять дубов
одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
5.Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.
одна береза, две…, три…, четыре…, пять …
одно дерево, два…, три…, четыре…, пять…
6.Упражнение «С какого дерева лист, веточка?» на образование относительных прилагательных.
Лист березы – березовый,
Лист рябины – рябиновый,
Ветка каштана – каштановая,
у березы ветка – березовая,
Лист берёзы — берёзовый;
Лист рябины — рябиновый;
Лист дуба — дубовый;
Лист сосны — сосновый;
Лист клёна — кленовый.
Ветка сосны — сосновая;
Ветка тополя — тополиная;
Ветка осины — осиновая;
Ветка липы — липовая.
8.«Назови предмет со словом «сосновый»»
Бор (какой?) — сосновый;
кресло (какое?) — сосновое;
мебель (какая?) — сосновая;
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая
если в роще растут дубы — дубовая
10.Упражнять «Скажи наоборот» на подбор антонимов.
Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
12.Упражнение «Подскажи словечко» на употребление предлогов.
Читая текст*, на месте пропуска сделать паузу на 1-2 секунды и закончить предложение. Задача ребенка: ориентируясь на существительное после паузы догадаться, какой предлог пропущен и произнести его.
* Текст взят из альбома «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Н. Э. Теремкова.
Развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).
1.Придумать загадку-описание о любом дереве.
2. Помогите ребёнку составить описательный рассказ про любое дерево по плану:
как называется дерево;
хвойное, лиственное или фруктовое;
в каком лесу растет;
как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);
какую пользу приносит.
3. Выучить рассказ наизусть.
Словарная работа (с использованием наглядных примеров).
Объяснить значение слов «туесок», «лукошко», «береста».
4. Выучите вместе с детьми:
Лес осенний красок не жалеет —
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
Скоро ветер налетит холодный
И сорвет узорчатый наряд,
И в лесу закружится свободный
Золотой осенний листопад.
Он укроет землю покрывалом,
С нею он поделится теплом,
Когда на листве сухой, опалой
Заискрится иней серебром.
Листья.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружится хотят.
Задание на тренировку слухового внимания
— Послушай внимательно, найди лишнее слово и объясни, почему оно лишнее:
Вы ответьте мне друзья,
Только деревья я полила?
Развитие фонематической стороны речи.
Задание «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]» (с закрытыми глазами); аналогично со звуками [А; И;О;Ы; У].
— из ряда гласных: уа, ау, эу, ыу, уи, иу, оу,уы, аи, ио, ауы,эуа, уиа. ;
— из слогов : ал, уп, ып,оп, ам, ом, иэп, ах, ух, ыт, им, ык, ум,оп, ук, эт, ын, ут, ат…
Задание «Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Деревья» и на каждый слог хлопает в ладоши).
(В этом слове 1-2-3 слога, сколько слогов, столько и гласных звуков в этом слове)
— Поймай гласные звуки в этом слове (добиваемся полного ответа).
Развитие логического мышления.
1. Учить отгадывать загадки. Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Его весной и летом
Мы видим одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево).
Это деревце придет.
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Весной роняет слезы
Стоит летом золотая,
Сладким медом налитая.
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют.
На них шапочки резные.
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
Клен, рябина, ель, тюльпан;
береза, дуб, шиповник, тополь;
яблоня, смородина, черемуха, рябина;
осина, липа, дуб, ель;
сосна, тополь, рябина, ива;
береза, клен, тополь, колокольчик.
ель, дуб, осина, тополь.
липа, осина, клен, яблоня.
Развитие мелкой моторики.
1.Упражнения для пальчиков
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.
(«шагать» средним и указательными пальцами по столу)
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки
Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и указательным пальчиками
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями
Вот дубовый, Загибают по одному пальчику
Вот кленовый, на обеих руках
Вот рябиновый резной,
Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают
Ветер бросил на тропинку. ладони на стол
4.Выложите елку из счетных палочек или спичек .
ИГРА «ЧЬИ ПЛОДЫ?»
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.
ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.
ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?»
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
Развитие речи детей 4-7 лет
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
1. Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, каштан, клен, рябину, дуб сосну, ель. Рассказать, что одним словом это все называется деревья.
3. Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.
4. Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.
5. Собрать и засушить листья деревьев. Совместно с ребенком сделать гербарий.
Словарная работа. Объяснить значение слова «гербарий».
6. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.
10. Развитие логического мышления.
Учить отгадывать загадки.
- Его весной и летом
Мы видим одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(дерево).
11. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков
- Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.
(«шагать» средним и указательными пальцами по столу)
12. Развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение.
- Листья.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружится хотят.
1. Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, каштан, клен, рябину, дуб сосну, ель.
Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (каштан, рябина, дуб, клен, сосна).
Уточнить, как одним словом это все называется.
2. Познакомить с новыми породами деревьев: осина, ясень, ива. Помочь запомнить их. Научить отличать от других пород.
6. Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.
7. Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.
9. Рассказать, какую пользу приносят деревья и как человек использует древесину. Помочь запомнить информацию.
10. Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.
- «4-ый лишний»
Береза, клен, тополь, колокольчик.
Ель, дуб, осина, тополь.
18. Развитие слуховой памяти.
Выучить рассказ наизусть.
Комментарии к статьям
Развитие речи. Октябрь
Отлично. мы тоже так же занимаемся 07.10.2007, 22:05
лена
мне очень нравятся все занятия. Огромное вам спасибо. 10.10.2007, 10:17
Татьяна
Огромное спасибо за все занятия. 16.10.2007, 10:27
Линара
мне понравилось, а есть для детей 3х лет 17.10.2007, 19:45
Оксана Сергеевна
Ответ Линаре.
Есть материал для детей 3 лет,но он в стадии систематизации,более адаптирован для умственно отсталых детей. 18.10.2007, 20:22
Сергиевская Елена
Оксана, хочу поблагодарить Вас за домашние задания. Я работаю в детском садике и использую Ваш материал как дополнение к нашей программе по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. 05.10.2011, 17:56
Светлана
Хорошая работа. Много полезного. Спасибо. 28.11.2011, 19:23
Зульфия
Прекрасная копилка для начинающего логопеда! Спасибо.
Однокоренные слова к слову «сосна»
Однокоренные слова к слову «сосна» с общим корнем сосн-/сосен- можно подобрать только среди имен существительных и прилагательных.
Прежде чем указать, какие однокоренные слова имеет слово «сосна», выясним его главную морфему. Смысловой корень объединяет родственные лексемы в одну семью.
Корень слова «сосна»
Чтобы узнать, какой корень в слове «сосна», сначала определим часть речи, к которой оно принадлежит.
Это слово обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
Оно сочетается с местоимениями и прилагательными:
Значит, это неодушевленное существительное женского рода.
Чтобы определить границы корня, сначала вычленим словоизменительную морфему — окончание. Для этого изменим это существительное по падежам:
Сравнив падежные формы, сделаем вывод, что в форме именительного падежа существительное имеет окончание -а.
Значимая часть -сосн- является корнем, в котором заключен общий смысл родственных слов.
Сосна — это вечнозеленое хвойное дерево с высоким прямым стволом, длинной хвоей и небольшими шишками.
Итак, в морфемном составе анализируемого слова имеются две значимые части.
Морфемный состав сосн а — корень/окончание
Родственные слова к слову «сосна»
Отметим, что в русском языке с корнем -сосн- существует немного слов. С помощью суффиксов образуем однокоренные существительные и прилагательные.
Однокоренные существительные
Слово «сосна» образует уменьшительно-ласкательное название молодого деревца и леса, состоящего из этой породы хвойных деревьев:
В корне появляется беглая гласная «е»:
Однокоренные прилагательные
В русском языке немного слов, указывающих на признак, свойственный сосне:
Перечислим, что бывает сосновым:
Прилагательное «сосновый» употребляем для названия предметов, сделанных из сосны:
Это слово является частью терминов — названий вредителей сосны:
Значение слова «сосна»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Сосны — растения со строго мутовчатым ветвлением и побегами двух типов — удлинёнными и укороченными. Хвоя располагается только на укороченных побегах. По числу хвоинок на укороченном побеге сосны делятся на двухвойные, трёххвойные и пятихвойные.
По современным данным, существует около 120 видов сосны, которые в естественном произрастании рассеяны по всему Северному полушарию от экватора до заполярья. В умеренном и субарктическом климате они образуют леса на равнинах, а в субтропиках, тропиках и вблизи экватора произрастают в горах.
Виды сосны, дающие съедобные орехи, условно объединяются под названием кедровые сосны. Однако надо помнить, что Кедр (Cedrus) — другой род деревьев того же семейства, а семена сосны не являются орехами в ботаническом смысле.
СОСНА’, ы́ (вин. со́сну обл.), мн. со́сны, со́сен, со́сна́м, со́снами, со́сна́х, ж. Хвойное дерево с длинной хвоей и небольшими шишками. Вкруг всё дико: ель, сона да мох седой. А. Майков. Старую со́сну сперва подрубали. Некрасов. Деревянная мебель, сделанная из сосны.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сосна́
1. ботан. род вечнозелёных голосеменных растений, как правило деревьев, из семейства хвойных (Pinus) ◆ Цель наших исследований заключалась в оценке состояния культур сосны и ели на рекультивированных землях. И. А. Лиханова, Ф. М. Хабибуллина, «Посадки сосны и ели на рекультивируемых землях Усинского нефтяного месторождения», 2003 г. // «Лесное хозяйство» (цитата из НКРЯ)
2. дерево из этого рода ◆ Семён Семёнович, надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак. Хармс, «Оптический обман», 1934 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. древесина сосны [2] ◆ Долговечность хорошо окрашенных окон даже из сосны измеряется десятилетиями (примеров вокруг сколько угодно, а ведь чем только не красили), не говоря уже о практически вечных лиственнице и дубе. Егор Баев, «Без шума и пыли», 2002 г. // «Homes & Gardens» (цитата из НКРЯ)
4. перен. древесные материалы из сосны [2]
5. перен. поверхность сосны [4], поверхность иных материалов, имитирующая рисунок поверхности сосны [2] ◆ Внутренняя отделка – бесшовный глянцевый пластик (сосна). Назарова В. И., «Современные лоджии, балконы и окна», 2011 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Сосна
1. река в Белгородской области России, приток Усердца (Россия) ◆ Сосна — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
2. озеро в Шумилинском районе Витебской области
3. озеро в Витебском районе Витебской области
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вяление — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?