Сосны великаны как пишется
Слитное и дефисное написание
сложных слов разных частей речи
(По учебнику А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой
«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи»)
Форма урока: групповая работа.
образовательная – отработка навыка поиска закономерностей дефисного написания существительных, прилагательных, наречий и служебных частей речи;
воспитательная – выработка навыка взаимодействия в группе, воспитание такта, внимательности друг к другу;
развивающая – развивать внимание и наблюдательность, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память.
1. Установка и разделение на группы.
Учитель: У нас сегодня урок взаимообучения. Вы будете работать в группах. Каждая группа получит карточку с заданием. Вам надо выполнить задания, которые обозначены на карточке, и подготовить сообщение по данной теме. Далее представитель от группы выступает с итоговым сообщением перед классом, все остальные составляют опорный конспект, опираясь на который вы сможете дальше продолжить работу – коллективную и индивидуальную.
Класс делится на 6 групп.
Два человека (из сильных учеников) назначаются экспертами. Им представляются все задания, которые они должны будут оценить (правильность выполнения, убедительность выступления, доступность схем и т.д.).
2. Групповые задания.
1. Как пишутся слова с перечисленными частями: авиа-, авто-, агро-, библио-, био-, вело-, гео-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, кино-, лже-, макро-, микро-, мульти-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фоно-, фото-, экзо-, электро-?
2. Есть ли исключения из этого правила?
3. Сможете ли вы догадаться, что такое «висячий» дефис? Составьте предложение-пример.
4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?
5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.
1. Распределите слова в две колонки в зависимости от их написания (слитно/через дефис): пол(стакана), пол(литровка), полу(ночная), пол(тинник), пол(океана), пол(Киева), пол(чайной) ложки, полу(лежа), пол(одиннадцатого), пол(первого), пол(лимона), пол(игры), пол(тарелки), пол(тора), пол(тораста), в(пол)оборота, полу(оборот), в(пол)накала.
2. Есть ли исключения из этого правила?
3. Как вы думаете: пол – это какая морфема? Докажите свою точку зрения.
4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?
5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.
1. Как вы думаете: зависит ли написание сложных слов от соединительной гласной? Понаблюдайте за словами: юго-запад, восьмигранник, сорвиголова, тысячелетие, бормашина, лесоповал, пылесос, человеко-день, диван-кровать, летчик-испытатель. Можно ли вывести какую-либо закономерность?
2. Почему слово перекати-поле пишется через дефис? Связаны ли с этим словом слова мать-и-мачеха, иван-да-марья?
3. Как называется способ образования таких слов?
4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?
5. Подготовьте его краткое описание.
1. Почему в одних случаях пишется дефис, в других – нет: река Москва / Москва-река; озеро Ильмень / Ильмень-озеро?
2. Почему дом-музей, сосна-великан пишутся через дефис, а слова гражданин начальник, малютка сестра, девушка горничная – без дефиса?
3. Как это правило связано с синтаксической ролью слов в предложении?
4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?
5. Подготовьте краткое описание.
1. Почему еле-еле, но бок о бок, почему точь-в-точь, но однако ж?
2. Вы согласны с тем, что по-моему и по моему написано верно? От чего зависит написание этих слов?
4. Тоскаде. Разделите это слово на частицы. Как они будут писаться с другими словами?
5. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?
6. Подготовьте его краткую запись.
1. Разбейте слова на две группы в зависимости от их написания: народно(хозяйственный), вечно(живой), вечно(зеленый), черно(белое), ослепительно(белый), иссиня (черный).
2. Вспомните правило дефисного написания прилагательных.
3. Докажите, что оба слова написаны верно: вагоноремонтное (депо) и вагонно-паровозное (депо).
4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?
5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.
3. Заслушивание представителей от групп. (Некоторые сообщения можно было представить по-другому, но я записала то, что получилось у ребят, и предлагаю эти ответы в качестве варианта.)
Статья опубликована при поддержке корпорации «Профессионал», предоставляющей услуги по ремонту автомобилей. Большой опыт и высокая квалификация специалистов, а также новейшее оборудование, которым оснащены мастерские компании, – гарантия того, что кузовной ремонт автомобиля и ремонт подвески любой степени сложности будут выполнены качественно и в срок. Стоит также отметить, что любые работы, будь то восстановление кузовов автомобилей иномарок после ДТП по спецтехнологиям, включая работы с алюминиевыми рамами джипов, покраска кузова или отдельных запчастей, проведение ТО или комплексное слесарное обслуживание, будут произведены по оптимальным расценкам, а в некоторых случаях по ценам, существенно ниже рыночных, в чем можно убедиться, заглянув в прайс-лист на услуги компании на сайте 77professional.ru.
Вариант сообщения к карточке № 1.
Тема: «Слитное написание сложных существительных».
Слова с авиа-, авто-, агро-, библио-, био-, вело-, гео-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, кино-, лже-, макро-, микро-, мульти-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фоно-, фото-, экзо-, электро- всегда пишутся слитно. Следует различать написание «Лжедмитрий» (историческое лицо) и лже-Дмитрий (современное, написание дефисное, потому что собственное имя существительное).
«Висячий» дефис – это дефис при первых частях слов, вторая часть у которых общая. Например: На выставке представлены новинки кино-, теле- и радиоаппаратуры.
| Первая часть – заимствованная | + корень = слитно.
Вариант сообщения к карточке № 2.
Тема: «Слитное и дефисное написание слов с пол-».
Слова с усеченным корнем пол- пишутся слитно:
1) если корень нарицательного существительного начинается на согласный, кроме л.
В остальных случаях пишется через дефис:
1) если корень начинается с согласного л: пол-листа;
2) корень начинается на гласную букву: пол-яблока;
3) корень имени существительного собственного: пол-Азии.
Пол чайной ложки пишется раздельно. Поллитровка – слитно.
Вариант сообщения к карточке № 3.
Тема: «Слитное и дефисное написание сложных существительных».
Существительные, образованные путем сложения двух основ при помощи соединительных гласных о, е, пишутся через дефис:
1) если обозначают промежуточные стороны света;
2) если обозначают единицы измерения.
Существительные, образованные путем сложения двух основ без соединительной гласной, пишутся через дефис: иван-да-марья, мать-и-мачеха, Ростов-на-Дону, жук-плавунец.
Существительные, образованные путем сложения двух основ при помощи соединительных гласных о, е, и, пишутся слитно. Исключение: перекати-поле, так как это – название растения.
Схема может быть представлена в виде предложения-примера:
1. Шеф-повар на юго-западе Санкт-Петербурга шел – нашел лук-порей для чудо-салата «Палочка-выручалочка».
2. Кашевар из горицвета приготовил супоборщ.
Вариант сообщения к карточке № 4.
Тема: «Дефис при приложении».
Приложение – это имя существительное, которое играет роль определения в предложении. Если оно стоит после обозначаемого существительного (собственного или нарицательного), то отделяется дефисом: Россия-матушка, сын-подросток.
Приложение перед определяемым существительным именем собственным или такое, которое близко по значению к прилагательному, дефисом не отделяется: сестра Даша, малютка девочка, старуха горничная. Исключение: матушка-Русь.
Названия официальных лиц приложением не являются: товарищ майор.
Вариант сообщения к карточке № 5.
Тема: «Дефисное написание наречий и частиц».
Наречия пишутся через дефис:
1) если повторяется основа: еле-еле; перво-наперво; но раздельно, если в середине союз: бок о бок;
В предложении нужно различать: наречие пишется через дефис: по-моему. Если это предлог и местоимение – раздельно: по моему плану.
Вариант сообщения к карточке № 5.
Тема: «Написание сложных имен прилагательных».
1. Прилагательные, обозначающие оттенки цвета, пишутся через дефис: иссиня-черный. Исключение: стерильно белый, смертельно бледный.
2. Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис, также пишутся через дефис.
Прилагательные, которые образованы от словосочетаний, пишутся слитно: белоснежный (белый снег). Вечно живой и вечно молодой пишутся раздельно. Исключение: народно-хозяйственный.
4. Работа с учебником: упражнение 200 (по учебнику А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой).
Выпишите только те слова, написание которых вызывает у вас затруднение. Сверяйтесь со словарем.
Сделайте вывод: написание каких слов для вас оказалось трудным?
Составьте для проверки таких слов алгоритм действий.
5. Проверочная работа – упражнение 199.
6. Домашнее задание. Напишите грамматическую сказку о тире и дефисе для выступления перед младшими школьниками. Какую идею вы хотели донести до ребят?
НЕСКОЛЬКО РАБОТ УЧЕНИКОВ
Сказка о двух братьях-близнецах
Жил-был на свете царь Синтаксис. И была у него жена Пунктуация. Долго у них не было детей (a не было потому, что в древнем нашем языке знаков препинания не было), и вот наконец счастливый царь должен был стать отцом. В один прекрасный день у него родились сразу два сына. Бабка-повитуха, когда приняла первого младенца на руки, так сказала царю:
– Хорош, хорош! И длинный, и серьезный. Ваш сын – настоящий молодец!
Царь подумал и промолвил:
– Раз вы так сказали, то пусть его так и зовут – Тире. Отныне пусть ставят его между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи.
Второй же сын родился поменьше, да не слабее.
– А этот – крепыш-малыш, – сказала бабка-повитуха.
– Тогда пусть его зовут Дефис и ставят при приложении, которое стоит после определяемого слова – существительного нарицательного.
Бабка-повитуха очень обрадовалась такому решению царя, так как сама стала писаться через дефис. Дефис у нее был любимым приемным сынком. Она позволяла себе ставить его даже в словосочетаниях, типа Русь-матушка, и это ей сходило с рук. И ты ставь в таких словосочетаниях дефис, потому что не стоит гневить царя Синтаксиса.
Идея текста, которую я хотел донести: различительная функция тире и дефиса в синтаксисе.
Сказка о Тире и Дефисе
Жили-были по соседству Тире и Дефис. Жили они поначалу дружно, а потом начались между ними ссоры.
К Тире же обращались редко, и это стало его злить. Всячески старался навредить Дефису его сосед, и вот уже гражданин начальник и тому подобное стали писать без дефиса, собственные имена отказались от Дефиса при приложении. Стал Дефис чахнуть и уменьшаться и, наверное, и вовсе бы пропал, если бы не один тайный указ Правительства. В нем разрешалось прямую речь, если говорящих было двое и более, передавать в форме диалога: без кавычек, но зато каждую реплику с новой строки и начиная с Тире. Так возгордился с тех пор Тире, что его аж раздуло. С тех пор так и повелось: тире писать длиннее, а дефис короче, но каждый на своем месте, чтоб не возникало споров.
Живут эти знаки и ныне по соседству, нельзя сказать, чтоб уж очень дружно: дети плохо знают их правила и часто то не поставят знака, то, наоборот, поставят лишний, а соседу и обидно, и завидно. Но ссорятся они редко, так как оба заняты – каждый своим делом.
Вот и ты, дружочек, хорошенечко учи эти правила, чтоб не обижать эти два знака.
Идея текста, которую я хотела донести: различительная функция тире и дефиса, необходимость тщательного изучения этих правил пунктуации.
Сказка о находчивом мастере
Жил-был на свете на все руки мастер. Однажды король Синтаксис заказал ему украшения для своих подчиненных.
Всем были хороши его придворные (их, кстати, звали предложениями), но чего-то у них не хватало: то у одного конца и краю нет, то другой затараторит, да так быстро, что никто не может разобрать, о чем он говорит. Одно предложение крикнуть хотело, да не хватало голоса, другое – спросить, но не было подходящей интонации. Словом, нашел мастер подходящую доску и давай каждому его украшение мастерить: кому точку, кому запятую, кому знак восклицательный, кому вопросительный.
И так этот мастер увлекся своей работой, что не заметил, как волшебная доска кончилась и у него в руках осталось всего две чурочки: одна подлиннее, а вторая покороче. А тут как назло и явись король Синтаксис в его мастерскую.
– Готов ли мой заказ? – строго спросил он.
– Готов, Ваше Величество, – отвечает мастер, а сам руки с чурочками за спину прячет.
– А в руках у тебя что? – насупил брови король. – Уж не растранжирил ли ты драгоценный материал по пустякам?
Испугался мастер грозного повелителя, да тут же и нашелся:
– Это, Ваше Величество, самые ценные украшения: вот это – тире, а вот это – дефис.
– Да ведь они же одинаковы!
– Нет, Ваше Величество, они абсолютно разные. Дефис короче и украшает только слова, а тире длиннее – ему и украшать предложения.
– Надо же, а с виду совсем неприметно. Ладно, вот тебе за твою работу награда.
Забрал свой заказ король и выдал украшения своим подчиненным.
Идея текста, которую я хотел донести: необходимость правильного употребления пунктуационных знаков и их значимость для языка.
С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.
Морфологический разбор слова «великаны-сосны»
Морфологический разбор «великаны-сосны»:
«Великаны-Сосны»
Грамматический разбор
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Я не люблю, когда математики, знающие намного больше меня, не могут ясно выражать свои мысли.»
Морфологический разбор слова «великаны-сосны»
Фонетический разбор слова «великаны-сосны»
Карточка «великаны-сосны»
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
План морфологического разбора прилагательного
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;