Составьте таблицу как человек

§ 21. Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Вопрос 1. Из чего состоит земная кора?

Горные породы и минералы.

Вопрос 2. Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы

Вопрос 3. Какие горные породы вы знаете? Что вы можете рассказать о них?

Магматические горные породы образуются из магмы. Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения. Метаморфические образуются под действием высокого давления и высоких температур с изменением свойств.

Вопрос 4. Закончите предложение: «Полезные ископаемые — это …».

Полезные ископаемые — это самая важная для человека часть богатств литосферы.

Вопрос 5. Внутренние процессы Земли приводят к:

Вопрос 6. Какие вы знаете полезные ископаемые?

Уголь, газ, нефть, торф — топливные полезные ископаемые, железная руда и руды цветных металлов — рудные; гранит, мрамор, песок — нерудные.

Вопрос 7. Какие утверждения верны?

Вопрос 8. Составьте таблицу «Как человек использует горные породы и минералы».

Горная порода, минералИспользование людьми
Железная рудаВыплавка металлов
Руды цветных металловВыплавка металлов
НефтьТопливо
ГазТопливо
ТорфТопливо, удобрение
УгольТопливо
СольВ пищу, в медицине

Вопрос 9. Расскажите, как образовались горные породы (по выбору): а) осадочные, б) магматические, в) метаморфические. Подготовьте два вопроса о горных породах. Обменяйтесь с товарищами подготовленной информацией. Защите друг другу вопросы.

А. Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения. Какие бывают осадочные породы? Как они используются человеком?

Б. Магматические горные породы образуются из магмы. Какие бывают магматические горные породы? Как они используются человеком?

В. Метаморфические образуются под воздействием высокого давления и высоких температур. Какие бывают метаморфические горные породы? Как они используются человеком?

Источник

§20. Земная кора – верхняя часть литосферы.

1.Найдите на карте горы, протянувшиеся вдоль границ литосферных плит: Гималаи, Альпы, Кордильеры, Анды. Какая карта вам понадобится?

Для того, чтобы выполнить это задание, необходима тектоническая карта.

2.Дайте определение понятия «литосфера».

Литосфера – земная кора и твердая часть мантии.

3.Что называется внутренними силами Земли?

Внутренние силы Земли – энергия, изучаемая Солнцем, и энергия, заключенная в недрах Земли.

4.Какие процессы происходят под воздействием внешних сил Земли?

Земная поверхность постепенно изменяется под воздействием ветра, текучих вод, колебаний температур, деятельности растений и животных. Горы рушатся, обломки камней измельчаются и перемещаются. Реки оставляют за собой долины. Ветер переносит частицы песка и камней, изменяя облик пустынь. Человек также является внешней силой, поскольку люди строят карьеры и шахты, роют каналы и строят дамбы.

5.Самую высокую температуру имеет: а) земная кора; б) мантия; в) ядро.

6.Для чего необходимо изучать внутренние процесс Земли?

Для того, чтобы прогнозировать катастрофы, например, землетрясения, необходимо изучать внутренние процессы Земли. Также изучение этих процессов важно для выявления наиболее сейсмически активных участков планеты. После выявления этих участков необходимо применять меры безопасности, по предотвращению катастрофы.

7.Установите соответствие: 1) земная кора; 2) мантия; 3) ядро; а) в переводе на русский язык означает «покрывало»; б) толщина от 5 до 80 км; в) толщина примерно до 2900 км; г) основной элемент состава – железо.

8.В чем заключаются особенности внутренних сфер Земли: а) ядра; б) мантии; в) земной коры?

а) Ядро − самая плотная внутренняя часть земли.

б) Мантия − самая большая по объему часть планеты.

в) Выше мантии лежит земная кора − верхняя твердая оболочка земли.

9.Нарисуйте схему внутреннего строения земного шара. Из каких частей он состоит?

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

10.Представьте, что вы участвуете в научной экспедиции в глубь Земли. Напишите письмо другу, в котором вы опишете это путешествие и свои ощущения.

Я очень рада, что стала участницей этой экспедиции. Мы сталкиваемся со множеством трудностей, однако, мы стараемся их все преодолеть. Несмотря на то, что вокруг очень темно и холодно, здесь очень интересно. После возвращения я обязательно покажу тебе фотографии.

Как у тебя дела? Жду ответного письма.

§21.Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

1.Из чего состоит земная кора?

Она состоит из горных пород и минералов.

2.Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называют: а) метаморфическими; б) магматическими; в) осадочными.

Такие породы называются магматическими.

3.Какие горные породы вы знаете? Что вы можете рассказать о них?

Магма участвует в образовании магматических горных пород. Ее расплавленная масса прорывает верхнюю часть мантии, застывает, образуя глубинные горные породы, например, гранит. При извержении вулкана расплавленная магма прорывается на поверхность и выделяет множество газов. Так образуются базальт, обсидиан.

На земной поверхности образуются осадочные горные породы. Они образуются в результате процессов разрушения, осаждения и уплотнения. Выделяется 3 группы: обломочные (результат разрушения скальных пород внешними силами Земли); химические (результат осаждения солей в океанах и озерах); органические (результат накопления органических остатков, например, остатков мелких морских моллюсков).

Метаморфические породы образуются под воздействием высокого давления и температур. Например, известняк превращается в мрамор.

4.Закончите предложение: «Полезные ископаемые – это …»

Полезные ископаемые − это самая важная для человека часть богатств литосферы.

5.Внутренние процессы Земли приводят к: а) движению материков; б) образованию пещер; в) образованию осадочных горных пород.

А – к движению материков.

6.Какие вы знаете полезные ископаемые?

Топливные полезные ископаемые – уголь, нефть, газ; рудные полезные ископаемые – железная руда и руды цветных металлов; нерудные полезные ископаемые – гранит, мрамор, песок.

7.Какие утверждения верны? А. Процесс разрушения горных пород происходит только под воздействием внешних сил. Б. Смена температуры, действие воды, ветра разрушают горные породы. 1) Верно только А; 2) Верно только Б; 3) Оба верны; 4) Оба неверны

Оба утверждения неверны.

8.Составьте таблицу «Как человек использует горные породы и минералы».

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

9.Расскажите, как образовались горные породы (по выбору): а) осадочные, б) магматические; в) метафорические. Подготовьте два вопроса о горных породах.

А) Осадочные горные породы образуются в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения.

Вопросы: 1.Виды осадочных пород. 2.Как человек использует осадочные породы?

Б) Магматические горные породы образует магма.

Вопросы: 1.Виды магматических пород. 2.Способы применения магматических горных пород.

В) Под воздействием высокого давления и высоких температур образуются метаморфические горные породы. Вопросы: 1.Как человек применяет метаморфические горные породы? 2) Виды метаморфических горных пород.

10.Найдите в Интернете информацию о горных породах вашей местности. Опишите, как люди используют горные породы в вашей местности.

В Московской области добывают оксфордские глины, которые используются в процессе создания дорог. Также недалеко от Москвы добывают стекольный кварцевый песок. Основная сфера применения песка – изготовление листовых стеклянных технических изделий, автомобильных стекол, стекольных блоков. Московская область является регионом, в котором проводится добыча фосфоритов. В основном их применяют в промышленности для изготовления фосфорных удобрений и фосфорных солей. Также в Московской области занимаются добычей известняка, который используется в строительстве, стекольной промышленности, металлургии. Московская область является регионом добычи доломитов, которые используют для облицовки камер в плавильных и обжиговых печах. Также этот перемолотый минерал используют для обогащения почвы ценными веществами.

§22.Движение земной коры (1)

2.На политической карте в Приложении найдите страны, на территориях которых происходят частые и сильные землетрясения.

Индонезия, Турция, Мексика, Сальвадор, Пакистан, Филиппины, Эквадор, Индия, Непал, Япония, Чили, США, Россия (Камчатка, Приморье, Байкал).

3.Какие виды движений земной коры вы знаете? Приведите примеры.

Движения земной коры могут быть:

•Быстрыми, внезапными (одни участки земной коры в течение нескольких секунд опускаются, а другие – поднимаются)

По направлению движения подразделяются на:

•Вертикальные (поднятие со скоростью 1 см в год Скандинавского полуострова);

•Горизонтальные (перемещение литосферных плит; сжатие и растяжение в слоях земной коры)

4.Как изменяется залегание горных пород в результате движений земной коры?

Осадочные горные породы накапливаются в океанах и морях горизонтальными слоями. Однако, в горах слои пород смяты в складки, трескаются, смещаются относительно друг друга.

5.Почему происходят землетрясения?

В земной коре или верхнем слое мантии внезапно происходит разрыв или смещение горных пород. Возникает очаг землетрясения, откуда распространяются колебания. Чем глубже очаг, тем на большую площадь распространяются колебания. На земной поверхности эти колебания ощущаются как серия толчков. Землетрясения происходят на границах литосферных плит в горных районах и в океанах.

6.Участок земной поверхности, где с наибольшей силой проявляется землетрясение, называется: а) разломом; б) очагом; в) эпицентром. В – Эпицентр.

7.В каком из перечисленных городов наиболее вероятно землетрясение: а) Санкт-Петербург; б) Нью-Йорк; в) Париж; г) Мехико? Г – Мехико.

9.Рассмотрите рисунок 48. Объясните, какие явления иллюстрируют вторая и четвертая блок-диаграммы.

Данные диаграммы иллюстрируют залегания горных пород под действием движения земной коры.

10. Сформулируйте и обоснуйте правила поведения во время землетрясения.

В доме во время землетрясения относительно безопасны:

•Дверные проемы и проемы в капитальных стенах;

•Углы, образованные капитальными внутренними стенами;

•Места у колонн, под каркасными балками, прочными столами

На улице необходимо выполнять следующие правила:

•Не поддаваться панике; защищаться от падающих обломков

•Необходимо выйти на открытое место;

•Использовать свободное пространство, удаленное от водохранилищ и башен.

Источник

Составьте таблицу «Как человек использует горные породы и минералы»?

Составьте таблицу «Как человек использует горные породы и минералы».

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

ПОМОГИТЕ СРОЧНО?

Что такое горная порода?

На какие группы делятся горные породы?

Какие существуют горные породы?

Какие существуют виды магматических горных пород?

Как возникают разные виды осадочных горных пород?

Чем отличаются горны породы от минералов?

Какие по происхождению горные породы чаще всего можно обнаружить на поверхности Земли?

Чем объясняются различие свойств изверженных и глубинных горных пород?

Какие по возрасту горные породы образуют поверхностный слой земной коры?

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Как человек использует минералы и горные породы?

Как человек использует минералы и горные породы?

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Откуда берутся горные породы и минералы?

Откуда берутся горные породы и минералы.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Отличия минералов и горных пород?

Отличия минералов и горных пород.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

3. Чем минералы отличаются от горных пород?

5. Почему горные породы отличаются по различным признакам и имеют разные свойства?

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Чем отличаются понятия горная порода и минерал?

Чем отличаются понятия горная порода и минерал?

Приведи примеры, когда горная порода включает в себя несколько минералов.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте таблицу Как человек использует горные породы и минералы?

Составьте таблицу Как человек использует горные породы и минералы.

Не копируйте с других сайтов.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте таблицу как человек использует горные породы магматическую?

Составьте таблицу как человек использует горные породы магматическую.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Горные породы и минералы и как они используются людьми?

Горные породы и минералы и как они используются людьми.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте вопрос «Как человек использует горные породы и минералы?

Составьте вопрос «Как человек использует горные породы и минералы?

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Галактика : Солнечная система. Планета : ЗемляМатерик : ЕвразияГосударство : Российская Федерация.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

1) Эратосфен 2)Геродот но это не точно.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

1. В какой части материка течёт? 2. Где берёт начало? Куда впадает? 3. В каком направлении течёт? 4. Объясните зависимость характера течения реки от рельефа. 5. Определите источники питания земли. 6. Каков режим реки и как он зависит от климата..

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

По собранным сведениям первый человек зародился в Африке, откуда люди стали расселяться по планете. Первым покинул Африку и заселил Евразию Homo erectus, миграции которого начались около 2 млн лет назад. За экспансией Homo erectus последовала экспа..

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Конечно, а ) География.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Источник

Составьте таблицу Как человек использует горные породы и минералы?

Составьте таблицу Как человек использует горные породы и минералы.

Не копируйте с других сайтов.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

руды черных металлов переработка на металл

благородные металлы переработка на ювелирные изделия.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Как человек использует минералы и горные породы?

Как человек использует минералы и горные породы?

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Откуда берутся горные породы и минералы?

Откуда берутся горные породы и минералы.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Отличия минералов и горных пород?

Отличия минералов и горных пород.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Как образуются магматические горные породы и минералы?

Как образуются магматические горные породы и минералы.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Чего больше в недрах земли горных пород или минералов?

Чего больше в недрах земли горных пород или минералов.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

3. Чем минералы отличаются от горных пород?

5. Почему горные породы отличаются по различным признакам и имеют разные свойства?

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте таблицу как человек использует горные породы магматическую?

Составьте таблицу как человек использует горные породы магматическую.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Горные породы и минералы и как они используются людьми?

Горные породы и минералы и как они используются людьми.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте таблицу «Как человек использует горные породы и минералы»?

Составьте таблицу «Как человек использует горные породы и минералы».

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте вопрос «Как человек использует горные породы и минералы?

Составьте вопрос «Как человек использует горные породы и минералы?

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Галактика : Солнечная система. Планета : ЗемляМатерик : ЕвразияГосударство : Российская Федерация.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

1) Эратосфен 2)Геродот но это не точно.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

1. В какой части материка течёт? 2. Где берёт начало? Куда впадает? 3. В каком направлении течёт? 4. Объясните зависимость характера течения реки от рельефа. 5. Определите источники питания земли. 6. Каков режим реки и как он зависит от климата..

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

По собранным сведениям первый человек зародился в Африке, откуда люди стали расселяться по планете. Первым покинул Африку и заселил Евразию Homo erectus, миграции которого начались около 2 млн лет назад. За экспансией Homo erectus последовала экспа..

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Конечно, а ) География.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

Источник

Составьте таблицу как человек

Подробное решение тема Тема 2 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

Задание 1. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составьте конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.

Проследим ресурсообеспеченность нефтью по странам мира. Учитывая известные запасы нефти и современный уровень ее добычи, по странам можно выделить ряд ресурсоизбыточных стран по запасом нефти (страны ОПЕК, Персидского залива, в частности Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт обеспечены нефтью более чем на 100 лет). К ресурсодостаточным странам относят Иран, Венесуэлу, Мексику. Страны, разведанных запасов нефти которых хватит на 20 и менее лет, можно отнести к ресурсонедостаточным (Россия, Китай, США).

Задание 2. Проанализируйте данные табл. 1 в тексте и таблиц 3, 4, 5 и 19 в «Приложениях». Рассчитайте, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железной руды при современном уровне их добычи (см. инструкцию, с. 59). Какие проблемы возникают в связи с этим?

Высчитать точное количество лет, на которые хватит известных запасов минеральных ресурсов, сложно, так как каждый год открываются новые месторождения. Также по годам может изменять показатель добычи минеральных ресурсов.

Задание 3. Используя текст учебника, карту минеральных ресурсов мира в атласе и таблицы 3, 4, 5 в «Приложениях», проанализируйте размещение топливных полезных ископаемых. Назовите страны, обладающие значительными запасами угля, нефти, крупнейшие их бассейны. Какие выводы можно сделать на основе анализа?

Основная часть угольных ресурсов приходится на Азию, Северную Америку и Европу. Среди стран по запасам угля лидирует США, Россия, Китай. Крупнейшие угольные бассейны мира: Аппалачский (США), Пенсильванский (США), Новый Южный Уэльс (Австралия), Донецкий (Украина), Тунгусский (Россия), Ленский и Канско-Ачинский бассейн (Россия).

Основные запасы нефти также находятся в Северном полушарии и сконцентрирована в относительно небольшом числе крупнейших бассейнов. По количеству нефтеносных бассейнов-гигантов и запасам особо выделяется район Персидского залива. Мировым лидером является Саудовская Аравия, Иран, Ирак. Крупнейшие нефтегазоносные бассейны мира: Персидский залив, озеро Маракайбо, Западная Сибирь, Аляска и пр.

Таким образом отчетливо прослеживается тяготение запасов топливных полезных ископаемых к толщам осадочного чехла в пределах внутренних и краевых прогибов древних платформ.

Задание 4. Проанализируйте рис. 2. Рассчитайте, какое количество минерального сырья извлекалось из недр Земли в 1900, 1950, 1980 и 2005 гг. из расчёта на душу населения. Сравните показатели, установите тенденцию и объясните её.

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

(данные о количестве населения взяты из учебника: 1900 г – рис. 7, стр. 66, данные за остальные года – табл. 11 Приложение)

Таким образом рост численности населения сопровождается ростом добычи минерального сырья, которое используется в хозяйственной деятельности человека.

Задание 5. Проанализируйте рис. 4, карту мировых земельных ресурсов в атласе и табл. 6 в «Приложениях». Сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры многоземельных и малоземельных стран. Опираясь на знания по курсу географии материков и океанов, объясните причины таких различий. Обоснуйте своё мнение.

Наибольшая обеспеченность пахотными землями характерна для Европы, стран СНГ, Северной Америки, Азии (Индия, Китай). На количество пахотных земель влияют природные условия, в тропическом и экваториальном поясе доля пахотных земель в разы меньше чем в умеренном. Также на данный показатель влияет количество населения, чем больше населения страны, тем больше пахотных земель необходимо для обеспечения ее продуктами питания.

Задание 6. Найдите в Интернете и рассмотрите космические снимки пустынь: Сахары, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских пустынь. Используйте их для характеристики процесса опустынивания.

Антропогенное опустынивание охватило более 1 млрд га и продолжает увеличиваться. Сильное опустынивание получило распространение в Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии. Опустынивание влечёт за собой полную и необратимую деградацию земли. Для восстановления земель, поражённых сильным опустыниванием, нужны большие капиталовложения и длительное время.

Задание 7. Пользуясь рис. 5, сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных ресурсами пресной воды. По карте в атласе рассмотрите размещение крупных водохранилищ мира, сделайте выводы и используйте их для подтверждения текста учебника.

Наиболее обеспеченными регионами мира по ресурсам речного стока являются Латинская Америка, Экваториальная Африка, Юго-Восточная Азия, Северная Америка и СНГ. Среди стран мировыми лидерами являются Суринам (Латинская Америка), Конго (Экваториальная Африка), Канада. Также в лидирующую десятку входят Россия, Норвегия, Новая Зеландия, Бразилия, Либерия. Именно в этих регионах размещены крупнейшие водохранилища. Регионами наименее обеспеченными ресурсами пресной воды являются: Северная Африка (Египет, Ливия, Алжир и пр.), Европа, Юго-Западная Азия (Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак и пр.), Восточная Азия (Китай, Индия).

Задание 8. Проанализируйте данные табл. 7 в «Приложениях» и дайте сравнительную характеристику гидроэнергетического потенциала крупных регионов мира.

Речной сток широко используется и для получения гидроэнергии. Мировой гидроэнергетический потенциал, пригодный для использования, оценивается в 8 трлн кВт • ч возможной выработки электроэнергии. Среди регионов мира наибольшим потенциалом обладает Зарубежная Азия (28,1% от общего потенциала), на втором месте располагается Латинская Америка (20%), далее идет СНГ (15,6%), Африка (13,8%), Северная Америка (12,5%). Наименьшим потенциалом обладают Зарубежная Европа (8,8%), Австралия и Океания (1,2%). Более 1/2 этого потенциала приходится всего на шесть стран: Китай, Россию, Бразилию, Канаду, Индию, ДР Конго.

Задание 9. Проанализируйте рис. 6. С помощью этого рисунка, а также основного текста охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты. Дайте оценку обеспеченности отдельных стран, выделив страны, очень богатые и очень бедные лесными ресурсами.

Леса мира образуют два огромных по протяжённости пояса северный и южный. Северный лесной пояс находится в зоне умеренного и отчасти холодного и субтропического климатов. На него приходится 1/2 всех лесных массивов в мире. Южный лесной пояс находится в основном в зоне тропического и экваториального климатов. На него приходится 1/2 всех лесных массивов и общего запаса древесины.

Наиболее богатыми странами на запасы древесины являются: Россия, Канада, Бразилия, страны Экваториальной Африки. Наименьшие запасы у стран расположенных в тропическом пояске (Алжир, Египет, Саудовская Аравия и пр.).

Задание 10. Проанализируйте карту минеральных ресурсов Мирового океана в атласе. Дайте общую характеристику этих ресурсов. Определите районы континентального шельфа и глубоководного ложа Океана, наиболее богатые минеральными ресурсами. Можно ли на основании проведённого анализа наметить перспективы развития морской горнодобывающей промышленности?

К минеральным ресурсы дна Мирового океана относятся ресурсы континентального шельфа (нефть и природный газ) и железомарганцевые руды глубоководного ложа

Задание 11. Пользуясь текстом учебника, составьте в тетради классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана». Примените её для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных богатств.

Природные ресурсы Мирового океана:

1 – морская вода (служит важным источником получения магния, брома, йода и других химических элементов);

2 – минеральные ресурсы дна Мирового океана (ресурсы континентального шельфа: нефть и природный газ, железомарганцевые руды глубоководного ложа;

3 – энергетические ресурсы Мирового океана (заключённые в суточных приливно-отливных движениях, в энергии морских волн и температурного градиента);

4 – биологические ресурсы (животные и растения).

Задание 12. Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии своей республики, края, области, приведите примеры: 1) рекреационно-лечебных; 2) рекреационно-оздоровительных; 3) рекреационно-спортивных; 4) рекреационно-познавательных территорий. По возможности используйте при этом собственные наблюдения и впечатления. Подготовьте альбом (транспарант), посвящённый этой территории. Есть ли в вашей республике, крае, области объекты Всемирного наследия?

Рекреационный потенциал республики Алтай. Алтай представляет собой уникальный природный комплекс богатый рекреационными ресурсами. В первую очередь к ним стоит отнести: природно-климатическими условиями, большое количество солнечных дней, наличие горно-климатических зон и т.д. Около четверти территории региона имеет статус особо охраняемой территории, включенной в список всемирного наследия под эгидой ЮНЕСКО. Также туристическими достопримечательностями является Телецкое озеро, Алтайский и другие заповедники, гора Белуха, плоскогорье Укок, пещеры, курганы, Улалинская палеолитическая стоянка – самая древняя стоянка первобытного человека и др.

Задание 13. В апреле 2010 г. на нефтяной платформе в Мексиканском заливе произошёл пожар, приведший к масштабной экологической катастрофе. Используя Интернет и геоинформационную систему, подготовьте сообщение об этом экологическом бедствии.

В апреле 2010 г. на нефтяной платформе Deepwater Horizon, расположенной в Мексиканском заливе, произошла авария, которая привела к взрыву платформы и выбросу в Мексиканский залив огромного количества нефти. Разлив нефти продолжался 152 дня с 20 апреля по 19 сентября 2010 года, до момента полного закупоривания скважины, из которой происходила утечка. За это время в залив попало более 5 миллионов баррелей нефти. Данная авария привела к массовой гибели животного и растительного мира залива, резкому сокращению, а в некоторых регионах полному запрету морского промысла. Также нефтяное пятно достигло побережья США, в результате чего был нанесен ущерб побережной линии (гибель растений и животных, загрязнение почвы и подземных вод), увеличилось количество людей страдающих кожными заболеваниями, был нанесен ущерб туристической сфере, рыболовная отрасль.

Задание 14. Используя Интернет и другие средства массовой информации, приведите по нескольку примеров: а) положительных результатов природоохранной деятельности и осуществления экологической политики; б) отрицательного воздействия антропогенных вмешательств в окружающую природную среду.

А) Создание природоохранных территорий (заповедников, заказников и парков), сокращение выбросов углекислого газа в городах в результате частичного запрета использования автомобилей в центре города, установка очистительных фильтров на заводах и пр.

Б) Вырубка лесов, загрязнение воды и почвы в результате чрезмерного использования минеральных удобрений, выбросы углекислого и сернистого газа в атмосферу и как результат выпадение кислотных дождей и пр.

15.1. На основе приобретённых знаний назовите причины следующих явлений: а) во второй половине XX в. степень «очеловеченности» географической среды резко возросла; б) при разработке полезных ископаемых наиболее выгодно использовать их территориальные сочетания; в) в наше время «нагрузка» на землю возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается; г) рост водопотребления создаёт реальную угрозу возникновения дефицита пресной воды.

А) Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни. Именно поэтому ее состояние играет важную роль для человека.

Б) Значительная часть полезных ископаемых представлена в виде руд, которые сочетают в себе несколько видов ископаемых. Совместная их добыча уменьшает затраты на добычу и отрицательное воздействие на окружающую среду.

В) Так как население Земли растет, то требуется больше пахотных земель для выращивания с/х культур. При нерациональном использовании (загрязнении, эрозии) количество пригодных земель уменьшается.

Г) В последние годы потребление воды увеличилось как в жилищно-коммунальной сфере, так и для с/х. При этом часть пресной воды, в результате ее использования и загрязнения, становится непригодной для дальнейшего использования, что приводит к сокращению объемов чистой питьевой воды.

15.2. Сформулируйте по тексту темы не менее трёх проблемных вопросов. Предложите ответы на них и обсудите их с товарищами.

— Причины возникновения дефицита пресной воды? Какие возможные пути ее решения вы можете предложить?

— Добыча нефти на континентальном шельфе, за и против?

— Альтернативные источники энергии, их плюсы и минусы?

15.3. Изучите текстовые карты и карты атласов, характеризующие мировые природные ресурсы. Определите, какими картографическими способами они составлены.

Картографические способы изображения, графические методы, используемые на картах для показа пространственного размещения явлений, их сочетаний, связей и развития. При составлении карт природных ресурсов мира наиболее часто используют: способ количественного фона, способ знаков, картодиаграмм, знаки движения и пр.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

1. В чём сходство и различие между понятиями «природа» и «географическая среда»?

Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития. Понятия «природа» и «географическая среда» принципиально сходные. Однако первое более широкое.

2. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?

Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (для невозобновляемых), либо его запасами из расчёта на душу населения (для возобновляемых). На показатель ресурсообеспеченности влияют масштабы извлечения (потребления) ресурсов, поэтому судить только по данным о запасах нельзя.

3. В чём заключаются изменения, происходящие в структуре мирового земельного фонда?

В структуре земельного фонда увеличивается доля пахотных земель, в результате постоянного увеличения площадей земель использующихся в сельском хозяйстве. Одновременно с этим увеличивается доля истощенных земель и земель подверженных опустыниванию, в результате нерационального использования земель в сельском хозяйстве.

4. В чём причины обострения водной проблемы человечества?

Ресурсы пресной воды составляют лишь 3% общего объёма гидросферы. Значительная их часть законсервирована в ледниках, таким образом ограничивая доступ человека к ним. При этом с каждым годом потребление воды растет. Главным потребителем воды является сельское хозяйство, где велик безвозвратный расход воды. Также стоит учесть неравномерность распределения водных ресурсов по странам.

5. Каковы отрицательные последствия выпадения кислотных осадков?

В результате выпадения кислотных осадков происходит загрязнение водоемов и почвы, что приводит к гибели животного и растительного мира на территории.

6. Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?

В природе постоянно происходит круговорот веществ, который затрагивает все регионы мира. Так выбросы углекислого и сернистого газа Великобританией выпадают в виде кислотных осадков над территорией других стран (находящихся восточнее Великобритании, на пути западного переноса воздушных масс). Таким образом все страны связаны друг с другом, именно поэтому для проведения природоохранной деятельности недостаточно мер, предпринимаемых отдельными странами. Необходимы усилия всего мирового сообщества.

Как вы думаете:

1. Почему взаимодействие общества и природы нужно рассматривать не как биологическую, а прежде всего, как общественную, социальную проблему?

Потому что взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из главных общечеловеческих проблем.

2. В чём заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов?

Рациональное использование невозобновляемых ресурсов заключается в их последовательном использовании с расчетом на обеспечение ими ближайшего будущего. При использовании возобновляемых ресурсов необходимо учитывать время, которое будет затрачено на их восстановление и основываясь на этом производить их использование.

3. Что означают слова великого немецкого географа Александра Гумбольдта: «Человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни»?

В результате хозяйственной деятельности человека увеличивается доля земель, которые подвержены эрозии и опустыниванию и уже не пригодны для сельскохозяйственного использования.

4. Какую роль играет географическая наука в решении проблем природопользования и экологии?

С ее помощью можно изучить причины возникновения экологических проблем, найти способы их решения.

Знаете ли Вы:

1. Какие крупнейшие в мире бассейны какого из следующих видов полезных ископаемых обозначены на картосхеме: 1) угля; 2) нефти; 3) железной руды?

На карте указаны месторождения железной руды: Лотарингский железорудный бассейн (Европа), Кирунавара (Швеция), Криворожское (Украина), месторождение Верхнего озера (США), Каражас и Итабира (Бразилия) и др.

2. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью пахотными землями: Австралия, Япония, ФРГ, Китай, Аргентина?

Наибольшая обеспеченность пахотными землями – Австралия, Аргентина, Германия; наименьшая – Япония, Китай.

3. Какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей и наименьшей обеспеченностью водными ресурсами: Канада, Бразилия, Конго, Саудовская Аравия, Египет?

Наибольшая обеспеченность водными ресурсами – Канада, Бразилия, Конго; наименьшая – Саудовская Аравия, Египет.

Можете ли вы:

1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Великобританию, Нидерланды, Испанию, Швецию, Индию, Египет, Демократическую Республику Конго, ЮАР, Мексику, Аргентину?

Составьте таблицу как человек. Смотреть фото Составьте таблицу как человек. Смотреть картинку Составьте таблицу как человек. Картинка про Составьте таблицу как человек. Фото Составьте таблицу как человек

2. Дать определение понятий «географическая среда», «ресурсообеспеченность», «географическое ресурсоведение»?

Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (для невозобновляемых), либо его запасам и из расчёта на душу населения (для возобновляемых).

География ресурсоведения — наука, изучающая размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов, вопрос их охраны, воспроизводства и рационального использования.

3. Объяснить основные закономерности размещения топливных и рудных ресурсов мира?

Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и размещены в районах, где осадочных чехол сопутствует внутренним и краевым прогибам древних платформ. Так основная часть угольных ресурсов приходится на Северное полушарие — Азию, Северную Америку и Европу. Основные запасы нефти также находятся в Северном полушарии и сконцентрирована в относительно небольшом числе крупнейших бассейнов. По количеству нефтеносных бассейнов-гигантов и запасам особо выделяется район Персидского залива, по количеству газоносных бассейнов лидирует Западная Сибирь в России.

Рудные полезные ископаемые обычно сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям. В таких областях они нередко образуют огромные по протяжённости рудные (металлогенические) пояса. Самыми большими запасами железных руд обладают Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Китай, бокситов — Гвинея, Австралия, Бразилия, Ямайка, медных руд — Чили, США, Канада.

4. Назвать моря и заливы, в акваториях которых сосредоточены главные шельфовые месторождения нефти и природного газа?

Ответ: Северное море, Балтийское море, Каспийское море, Охотское море, Мексиканский залив, Персидский залив и пр.

5. Рассказать о размерах и структуре мирового земельного фонда?

Мировой земельный фонд составляет 13,4 млрд га. Под ним понимается вся поверхность суши, пригодная для хозяйственной деятельности человека. Структура земельного фонда включает: земли сельскохозяйственного назначения (прежде всего пахотные угодья), земли занятые населенными пунктами, земли природоохранного назначения, земли лесного фонда и пр.

6. Дать количественную характеристику водных ресурсов суши и «водного пайка» планеты?

Ресурсы пресной воды (суши) составляют лишь 3% общего объёма гидросферы. Подавляющая часть пресных вод «законсервирована» в ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики и в горных ледниках. Главным источником удовлетворения потребностей человечества в пресной воде были и остаются речные воды («водный паёк» планеты). Главный потребитель пресной воды — сельское хозяйство, где очень велик безвозвратный расход воды, особенно на орошение. Промышленно-энергетическое и коммунально-бытовое потребление воды также всё время растёт. Запасы пресной воды на Земле распределены крайне неравномерно. В экваториальном поясе и в северной части умеренного пояса она имеется в достатке и даже в избытке, а в засушливом поясе Земли, который охватывает около 1/3 территории суши, дефицит воды ощущается особенно остро.

7. Объяснить, как сведение лесов отражается на генофонде планеты и биоразнообразии?

Леса являются средой обитания для огромного числа растений, насекомых, птиц и животных. Истребляя их ареал обитания мы ускоряем темпы исчезновения разных видов, что может привести к полному вымиранию вида, что сказывается на уменьшении биоразнообразия планеты.

8. Дать краткую характеристику рекреационных ресурсов?

К рекреационным ресурсам относятся как природные, так и антропогенные объекты и явления, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения. Рекреационные ресурсы делятся на: рекреационно-лечебные (минеральные воды), рекреационно-оздоровительные (пляжи), рекреационно-спортивные (горнолыжные базы) и рекреационно-познавательные (исторические памятники). В наибольшей мере отдыхающих и туристов привлекают такие страны, как Италия, Испания, Франция, Швейцария, Болгария, Индия, Китай, Турция, Мексика, Египет и др., где богатые природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурно-историческими достопримечательностями.

9. Оценить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ:

а) мировые общегеологические запасы угля намного превосходят запасы нефти — ВЕРНО;

б) в структуре мирового земельного фонда преобладает пашня — НЕВЕРНО (в структуре земельного фонда преобладает малопродуктивные и непродуктивные (пустыни, ледники и пр.) земли);

в) запасы пресной воды на Земле составляют лишь 10% всех водных ресурсов планеты – НЕВЕРНО (ресурсы пресной воды составляют 3% от общих водных ресурсов планеты);

г) главный путь решения экологических проблем заключается в переходе к принципиально новой технологии производства — НЕВЕРНО (решение экологических проблем требует комплексного подхода, который включает как поиск новых технологий производства, так и поиск новых источников энергии, технологий очистки воды, воздух, почвы, а также технологии для сельского хозяйства и пр.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *