Сотки игра как сделать
Биткоины нашего детства. Сотки, фишки, кэпсы, поги и как они связаны с самураями
«За такой пакет фишек в школе могли и придушить», — нервно посмеивались мы, когда высыпали на стол сокровище для любого ребенка из начала «нулевых». Фишки, кэпсы, сотки, поги… Картонные (а иногда и пластиковые) кругляши с нарисованными персонажами популярных детских ТВ-шоу ворвались в постсоветскую реальность с задержкой. Если на Западе пик их популярности пришелся на середину 90-х, то в нашей стране воспоминания о кэпсах относятся к концу 90-х и началу «нулевых».
Тогда нынешние 30-летние менеджеры среднего звена заканчивали начальные классы, переходили в среднюю школу и коллекционировали картонные диски с любимыми персонажами из мультиков и детских сериалов. Сегодня мы расскажем о кэпсах, сотках, фишках, погах (как их только ни называли), объясним, как они связаны с японскими самураями и бутылками с молоком, но сперва поностальгируем.
Как играть в фишки?
Сколько слез было пролито за игрой в фишки! Особо хорошие друзья могли играть исключительно «на интерес», тогда как в школьных классах и во дворе действовали «мужские» законы: проиграл — и фишки переходят новому хозяину. Неудивительно, что во многих школах учителя и завучи по воспитательной работе охотились за «подпольными игровыми клубами», нещадно изымая и разрезая все фишки на глазах у задержанных игроков.
Правил игры было несколько. В большинстве случаев двое-трое игроков скидывали в одну стопку по несколько своих фишек рубашкой вверх. Затем с помощью рук и считалки «камень, ножницы, бумага» выбирался тот, кто сможет первым ударить стопкой о землю. Те кэпсы, которые перевернулись, забирал их новый владелец. Конечно же, у первого хода куш мог оказаться баснословным, а потому еще перед началом игры могли разгореться нешуточные страсти.
Но это в жесткой (даже жестокой) версии правил. В более мягкой фишки доставались тому, кто сумел перевернуть их большее число лицом вверх за один круг, когда все участники выполнили свой подход.
Стопку надо было обязательно брать за ребро. При этом другие игроки следили за тем, чтобы между фишками в стопке не было просвета, а бросок был выполнен строго сверху вниз, без подкрутки. Гнутые и пластиковые фишки класть под низ строго запрещалось.
Естественно, никаких тебе видеоповторов или добросовестного судейства. Законы морали, совести в и без того неустоявшемся мальчишеском обществе соблюдались через раз. А потому игра в фишки нередко заканчивалась затаенными обидами, прямыми оскорблениями или даже драками.
А если кто хотел отыграться, то мог взять в долг у казино… То есть у самого богатого на фишки игрока. Были и свои курсы: за одну фишку с покемонами можно было получить две любые другие. За биту — десять. За выполненную домашку можно было договориться и на больший заем.
Биты — тяжелые и толстые металлические, но чаще пластиковые фишки. Они были далеко не у всех, а потому с ними редко играли, потому как правила в такой игре были чуть другие. Фишки складывали стопкой на земле и по очереди били по ним битой. Забирали те, что перевернулись.
При чем тут самураи?
Казалось бы, простейшая игровая задумка корнями уходит в средневековье. Причем средневековье японское. Еще в период Эдо (1603—1867) в феодальной Японии существовала игра Мэнко. В те годы игральные мэнко представляли собой глиняные кругляши различной формы.
Со временем и развитием технологий они превратились в карты (в том числе круглые) из плотной бумаги, на одной стороне которых находился рисунок. Этот рисунок отражал популярную культуру своего времени. В средневековый период были популярны изображения ниндзя и самураев, в период перед Второй мировой войной преобладала тематика милитаризма — на карты наносили изображения военной техники. Поражение в войне отразилось и на тематике мэнко. На них стали рисовать персонажей из аниме и манги, бейсболистов.
Принципы игры были неизменны с того самого средневекового периода: один игрок кладет карту на пол или игровую поверхность, а другой бросает свою карту так, чтобы порывом воздуха или непосредственным ударом перевернуть карту противника рубашкой вниз. Перевернул? Забираешь карту себе.
Бутылка молока
В начале 20-го века японские эмигранты добрались до Гавайских островов. С ними переезжали их семьи, дети. Естественно, переезжали и некоторые развлечения, включая мэнко. Естественно, на Гавайях производить их не было кому, а потому дети японских мигрантов выкручивались как могли и пользовались картонными крышками (сaps) от бутылок с молоком.
Этими винтажными крышками закупоривали стеклянные бутылки не только от молока, но и от питьевого шоколада, фруктовых соков. Обычно они были разноцветными, на них изображались коровки, ковбои или фермерские пейзажи. А потому неудивительно, что эти красочные кэпсы привлекли детское внимание.
Как появился POG?
На десятилетия мэнко из бутылочных крышек стала любимой игрой гавайских детей. Новую жизнь в игру в 1991 году вдохнула гавайская учительница Блоссом Галбисо. Чтобы ее ученикам было проще познавать арифметику, женщина познакомила ребят с любимой игрой своего детства. При том что игра не требовала какой-либо физической активности и не грозила ученикам травмами.
Учительница вместе с детьми начала коллекционировать крышки от молока под брендом Haleakala Dairy. Хотя уже с 1955 года компания отказалась от стеклянных бутылок, она продолжала продавать крышки, чтобы поддерживать давнюю игровую традицию.
К коллекционированию и игре со временем подключалось все больше людей, из-за чего спрос на продукцию Haleakala Dairy только рос. Компания же выпускала не только молочную продукцию, но и соки. Один из видов сока, в состав которого входили маракуйя, апельсин и гуава, был крайне популярен на Гавайях. На английском эти фрукты называются passionfruit, orange и guava. Соответственно, аббревиатура сока… правильно, POG. И этот POG размещался на всех картонных круглых крышечках этого сока.
Экспансия на континент
Канадская фирма, которая выпускала упаковку и крышки для Haleakala Dairy, неожиданно столкнулась с возросшим спросом на свою продукцию. Заказы посыпались не только от производителей молока и соков, но и от гавайских банков, морских центров, образовательных учреждений, спортивных клубов и многих других, а интерес к погам переметнулся с островка на континентальную часть США.
Дельцы с континента, крупные издатели бейсбольных карточек и комиксов тут же прочувствовали коллекционный потенциал кэпсов и запустили производство собственных. «Уму непостижимо, — говорил в 1993 году в интервью газете Hartford Courant представитель компании SkyBox. — Вы открываете банковский счет — вам вручают пог. Вы покупаете „Хэппи Мил“ в McDonald’s — вам дарят пог. За все, что вы делаете, вы получаете пог». Кто бы мог подумать, но крышка от бутылки с молоком превратилась в серьезный маркетинговый инструмент, предмет для коллекционирования. Каждая уважающая себя компания обзаводилась фирменными погами.
SkyBox вскочила в этот вагон, выпустив фирменные DC SkyCaps. Это были 54 кэпса с игровой инструкцией и перечнем для коллекционеров. На кругляшах, как можно догадаться, были изображены супергерои вселенной DC Comics.
Что за зверь нарисован на погах?
Когда мы были детьми, то далеко не все кэпсы могли опознать. У кого-то в почете были кругляши с покемонами. Их выставляли на партию либо обменивали только по курсу 2 к 1: две «обычки» за одного покемона. В отдельных школах кэпсы с фирменной аббревиатурой POG ценились куда выше. Хотя большинство школьников даже не знали, что за зверь изображался на конкретно этих погах.
Дело в том, что на фоне всеобщей истерии некий находчивый бизнесмен с американским именем Алан и подозрительно славянской фамилией Рипински в 1993 году выкупил у гавайцев торговую марку POG и основал World POG Federation. Эта федерация запустила серию турниров по игре и придумала своего маскота — Погмэна (Pogman). Судя по сюжетам на кэпсах, это был неотесанный, гиперактивный и зубастый комок шерсти.
Правда, спустя три года основатель компании практически довел WPF до ручки, его отстранили от руководства, компанию переименовали и переориентировали на выпуск других игрушек.
Где сегодня купить фишки?
Естественно, история кэпсов (а также фишек, погов и соток) не закончилась со смертью WPF. Эта федерация изжила себя скорее потому, что не располагала большим ростером лицензий на различные объекты авторского права. Производители комиксов, ТВ-сериалов и мультфильмов запускали собственные линейки фишек с собственными узнаваемыми и горячо любимыми аудиторией персонажами: покемоны, «Могучие рейнджеры», Street Fighter, Ninja Turtles и многие другие.
Игра в сотки
На асфальте на корточках сидит группа ребят, все они с азартом смотрят в одну точку: игрок разбивает сложенные в стопочку круглые картонки с рисунками. У каждого в этой кучке своя заветная картонка — или счастливая, или с уникальным рисунком — как бы не досталась соперникам! Что делают эти ребята? Играют в сотки!
Игра эта хорошо знакома поколению 90-х. Тогда у нас в стране случился настоящий «соточный» бум. А сама игра пришла к нам издалека. Согласно одним источникам сотки (англ. pogs) были придуманы в 1920-х годах на Гавайях. Однако, тогда игра не получила должной популярности и вскоре была забыта. По другим сведениям, сотки появились гораздо раньше. Возможно, их первоисточником является японская карточная игра мэнко, появившаяся в XVII веке в период Эдо.
Сотки представляют собой круглые плоские пластинки диаметром 4 см. Изготовляются из картона или пластика. Каждая фишка имеет две стороны — лицевую и обратную. Фишка, перевернувшаяся на лицевую сторону, считается «выбитой». Каждая сотка имеет индивидуальный рисунок. Тематика рисунков самая разнообразная — кино, мультфильмы, компьютерные игры, спорт и так далее. Сотки с редким рисунком имеют особую ценность. На некоторых фишках указывалась её стоимость — пойнт (Points). Однако сами производители вносили путаницу в «стоимость» фишек, так как логика распределения пойнтов не прослеживалась. Поэтому на указанную стоимость редко обращали внимание. Повальное увлечение игрой породило разнообразное производство этих фишек. Встречались сотки, меняющие свой рисунок в зависимости от угла зрения, с разной фактурой, светящиеся в темноте. Однако самыми удобными среди игроков считались сотки из плотного картона с обычными рисунками. После многократного использования в игре края их были истёрты. Если же картон на краях начинал расслаиваться, фишка становилась непригодной к дальнейшей игре.
В игре зачастую участвовала бита. Это предмет для разбивания соток — круглая пластиковая или металлическая пластинка, обычно чёрного цвета. Биты чуть толще и тяжелее соток. Практика показывала: лучшие биты — железные. Встречались они реже, чем пластмассовые и ценились выше.
Особый шик у игроков — это бокс для хранения соток. Сокровища ссыпались не в карман, а аккуратно складывались в определённом порядке в специальный тубус, диаметром чуть больше самих соток. Считается, что интерес к этой игре возобновился с учебной целью. Учить детей счёту удобнее с помощью наглядного материала. Вот таким материалом и выступали яркие сотки. Примечательно, что после распространения игры среди детей, взрослое сообщество негативно отреагировало на игру, так как, по сути, она является разновидностью азартных игр, что недопустимо в детском обществе. Во многих школах Северной Америки кэпсы (это американское название соток) официально запрещены.
В России увлечение сотками было повальным. Они продавались в особых наборах, встречались бонусом в разных продуктах, обменивались, перекупались. Существовало на равных два варианта игры: с битой и без.
С битой
Игра рассчитана на двух или более игроков. Игроки скидываются по определённому количеству соток и кладут их стопкой друг на друга. Игрок, получивший право первого хода, разбивает стопку из соток с помощью биты. Сотки, перевернувшиеся на лицевую сторону, считаются «выбитыми», и игрок забирает их; не выбитые сотки снова складываются в стопку и процесс повторяется. Партия заканчивается, когда стопка будет полностью разбита.
Также можно было после первого разбития стопки не собирать фишки обратно одна на другую, а с помощью биты попытаться их перевернуть на лицевую сторону.
Без биты
Второй вариант игры был популярен в России и странах СНГ в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Каждый игрок выставляет от себя по сотке. Игроки берут сотки за рёбра и кидают их картинкой вниз. Тот, чья сотка перевернулась, берёт уже обе сотки и опять кидает их картинкой вниз, в данном случае надо кинуть так, чтобы перевернулись обе сотки. Если перевернулась одна или ни одна, то очередь переходит ко второму игроку. Играть таким образом можно и компанией.
Как следует из правил игры, она не отличалась особой интеллектуальностью или спортивностью. Игра малоподвижная, требующая только определённой сноровки.
В 1990-х было произведено несколько сотен видов соток. Они были настолько популярны, что дали корни для создания игр-клонов, подобно «Slammer Whammers». В начале 90-х ежегодно проводился американский национальный турнир по соткам. Проходил он 7 февраля. С тех пор игра потеряла былую популярность, но фишки можно найти и по сей день у многих коллекционеров. В интернете и на развалах барахолки продаются эти раритеты.
Дороже золота: 11 сокровищ нашего детства
Собрали для вас небольшую коллекцию сокровищ нашего детства, которые гарантированно вызовут у вас приятную ностальгию. Но перед тем как начать, отметим: мы, бесспорно, понимаем, что все эти детские артефакты различались от региона к региону и от года к году. Так что если в списке вы не найдете чего-то, что было дорого именно вам, или наоборот обнаружите там какие-то совершенно незнакомые предметы — не удивляйтесь.
Кэпсы (они же фишки, сотки и поги)
Эта нехитрая азартная игра знакома практически каждому, кто ходил в школу в девяностые. Кэпсы — это круглые фишки из плотного картона. У каждого кэпса есть лицевая сторона и обратная.
На обратной, как правило, печатали логотип производителя (например, фирмы Sotka или Chupa Caps), а на лицевой были самые разные изображения: покемоны, кадры из мультфильмов и фильмов, супергерои, полуобнаженные женщины и произведения искусства.
Что с этим делать?
Играть в кэпсы можно было разными способами: с битой и без биты. В первом случае стопку кэпсов разбивают при помощи биты — круглой пластиковой или металлической пластины, которая была тяжелее, чем одна фишка. Цель игрока — бросить биту на башню из кэпсов так, чтобы как можно большее их количество перевернулось лицевой стороной вверх — эти фишки игрок забирает себе.
Однако, по словам опытных игроков, металлическая бита нередко портила фишки, а потому появился другой способ игры. Участники ставят на кон одинаковое количество фишек, а затем по очереди берут всю стопку кэпсов и кидают ее так, чтобы перевернуть лицевой стороной вверх максимальное количество фишек.
Летучки (они же фишки и лелики)
Еще одна азартная игра детей девяностых — это летучки, картонные фишки, которые специальным образом сворачивали из крышек сигаретных пачек. Помимо того, что в летучки можно было играть, их, как и кэпсы, коллекционировали — искали коробки от импортных сигарет, обменивались редкими экземплярами.
Что с этим делать?
Играть: каждый игрок кладет фишку из своей коллекции на два вытянутых пальца (указательный и средний) и щелчком отправляет ее в полет. После того, как все фишки оказались на полу, игроки все теми же щелчками перемещают их в направлении друг друга. Если игрок в свой ход может пальцами одной руки дотянуться и до своей фишки, и до фишки соперника, он забирает обе себе.
Загадочные металлические буквы «Е» или «Ш» — как посмотреть — которые можно было найти во многих российских дворах. Потом, правда выяснилось, что это — детали сердечника трансформатора, а не обломки инопланетного корабля и не потерявшиеся буквы из странненькой металлической азбуки.
Что с этим делать?
Все, что позволит фантазия. Такие металлические детали можно использовать для ролевых игр, для поделок или просто для запускания в небо или в товарищей по играм.
Волшебный сундучок Milky Way
Это детское сокровище даже выглядело как настоящее сокровище — и стоило немало. Небольшая картонная коробка с шоколадкой Milky Way и мини-набором Lego — вожделенный подарок многих детей, выросших в девяностые, и одна из первых громких коллабораций (хотя, конечно, такого слова тогда никто не знал).
Что с этим делать?
Шоколадку — съесть, Lego — собрать, хранить, беречь и наслаждаться.
Игрушки-прищепки
Это игрушки-прищепки. О боги, прошло около 15 лет. Ну теперь-то я знаю pic.twitter.com/SbrJGQtHqr
Помните этих ребят? Они продавались в маленьких бумажных пакетиках, и у каждого в лапах был крошечный ароматизированный бумажный букет. Самые простые — как на фото — были обиты бархатистой тканью, и руки у них открывались не очень широко. Но были и более классные прищепки — пушистые, на жестком каркасе и с более крепкой хваткой.
Что с этим делать?
Цеплять на школьный рюкзак, на волосы, потом — дома на штору, а затем периодически натыкаться на антресолях и не находить в себе сил выкинуть.
Вертушка из пробки от бутылки (она же вжикалка и дисковая пила)
Что с этим делать?
Запугивать окружающих, резать (точнее, конечно, рвать) бумагу или листья на деревьях, царапать окружающих, играть в лесоруба или суперзлодея.
Чертики из капельниц
Такие артефакты — это скорее наследие советского прошлого, хотя и в постсоветское время они встречались нередко. Чертиков, рыбок и другие игрушки плели из трубок от медицинских капельниц — они были прозрачными, голубого, зеленого, коричневого или желтого цветов.
Что с этим делать?
Взрослые обычно вешали таких чертиков на зеркало заднего вида в машине, а детям было интересно с ними играть.
Сотки игра как сделать
На асфальте на корточках сидит группа ребят, все они с азартом смотрят в одну точку: игрок разбивает сложенные в стопочку круглые картонки с рисунками. У каждого в этой кучке своя заветная картонка — или счастливая, или с уникальным рисунком — как бы не досталась соперникам! Что делают эти ребята? Играют в сотки!
Игра эта хорошо знакома поколению 90-х. Тогда у нас в стране случился настоящий «соточный» бум. А сама игра пришла к нам издалека. Согласно одним источникам сотки (англ. pogs) были придуманы в 1920-х годах на Гавайях. Однако, тогда игра не получила должной популярности и вскоре была забыта. По другим сведениям, сотки появились гораздо раньше. Возможно, их первоисточником является японская карточная игра мэнко, появившаяся в XVII веке в период Эдо.
Сотки представляют собой круглые плоские пластинки диаметром 4 см. Изготовляются из картона или пластика. Каждая фишка имеет две стороны — лицевую и обратную. Фишка, перевернувшаяся на лицевую сторону, считается «выбитой». Каждая сотка имеет индивидуальный рисунок. Тематика рисунков самая разнообразная — кино, мультфильмы, компьютерные игры, спорт и так далее. Сотки с редким рисунком имеют особую ценность. На некоторых фишках указывалась её стоимость — пойнт (Points). Однако сами производители вносили путаницу в «стоимость» фишек, так как логика распределения пойнтов не прослеживалась. Поэтому на указанную стоимость редко обращали внимание. Повальное увлечение игрой породило разнообразное производство этих фишек. Встречались сотки, меняющие свой рисунок в зависимости от угла зрения, с разной фактурой, светящиеся в темноте. Однако самыми удобными среди игроков считались сотки из плотного картона с обычными рисунками. После многократного использования в игре края их были истёрты. Если же картон на краях начинал расслаиваться, фишка становилась непригодной к дальнейшей игре.
В игре зачастую участвовала бита. Это предмет для разбивания соток — круглая пластиковая или металлическая пластинка, обычно чёрного цвета. Биты чуть толще и тяжелее соток. Практика показывала: лучшие биты — железные. Встречались они реже, чем пластмассовые и ценились выше.
Особый шик у игроков — это бокс для хранения соток. Сокровища ссыпались не в карман, а аккуратно складывались в определённом порядке в специальный тубус, диаметром чуть больше самих соток. Считается, что интерес к этой игре возобновился с учебной целью. Учить детей счёту удобнее с помощью наглядного материала. Вот таким материалом и выступали яркие сотки. Примечательно, что после распространения игры среди детей, взрослое сообщество негативно отреагировало на игру, так как, по сути, она является разновидностью азартных игр, что недопустимо в детском обществе. Во многих школах Северной Америки кэпсы (это американское название соток) официально запрещены.
В России увлечение сотками было повальным. Они продавались в особых наборах, встречались бонусом в разных продуктах, обменивались, перекупались. Существовало на равных два варианта игры: с битой и без.
С битой
Игра рассчитана на двух или более игроков. Игроки скидываются по определённому количеству соток и кладут их стопкой друг на друга. Игрок, получивший право первого хода, разбивает стопку из соток с помощью биты. Сотки, перевернувшиеся на лицевую сторону, считаются «выбитыми», и игрок забирает их; не выбитые сотки снова складываются в стопку и процесс повторяется. Партия заканчивается, когда стопка будет полностью разбита.
Также можно было после первого разбития стопки не собирать фишки обратно одна на другую, а с помощью биты попытаться их перевернуть на лицевую сторону.
Без биты
Второй вариант игры был популярен в России и странах СНГ в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Каждый игрок выставляет от себя по сотке. Игроки берут сотки за рёбра и кидают их картинкой вниз. Тот, чья сотка перевернулась, берёт уже обе сотки и опять кидает их картинкой вниз, в данном случае надо кинуть так, чтобы перевернулись обе сотки. Если перевернулась одна или ни одна, то очередь переходит ко второму игроку. Играть таким образом можно и компанией.
Как следует из правил игры, она не отличалась особой интеллектуальностью или спортивностью. Игра малоподвижная, требующая только определённой сноровки.
В 1990-х было произведено несколько сотен видов соток. Они были настолько популярны, что дали корни для создания игр-клонов, подобно «Slammer Whammers». В начале 90-х ежегодно проводился американский национальный турнир по соткам. Проходил он 7 февраля. С тех пор игра потеряла былую популярность, но фишки можно найти и по сей день у многих коллекционеров. В интернете и на развалах барахолки продаются эти раритеты.
Биткоины нашего детства. Сотки, фишки, кэпсы, поги и как они связаны с самураями
«За такой пакет фишек в школе могли и придушить», — нервно посмеивались мы, когда высыпали на стол сокровище для любого ребенка из начала «нулевых». Фишки, кэпсы, сотки, поги… Картонные (а иногда и пластиковые) кругляши с нарисованными персонажами популярных детских ТВ-шоу ворвались в постсоветскую реальность с задержкой. Если на Западе пик их популярности пришелся на середину 90-х, то в нашей стране воспоминания о кэпсах относятся к концу 90-х и началу «нулевых».
Тогда нынешние 30-летние менеджеры среднего звена заканчивали начальные классы, переходили в среднюю школу и коллекционировали картонные диски с любимыми персонажами из мультиков и детских сериалов. Сегодня мы расскажем о кэпсах, сотках, фишках, погах (как их только ни называли), объясним, как они связаны с японскими самураями и бутылками с молоком, но сперва поностальгируем.
Как играть в фишки?
Сколько слез было пролито за игрой в фишки! Особо хорошие друзья могли играть исключительно «на интерес», тогда как в школьных классах и во дворе действовали «мужские» законы: проиграл — и фишки переходят новому хозяину. Неудивительно, что во многих школах учителя и завучи по воспитательной работе охотились за «подпольными игровыми клубами», нещадно изымая и разрезая все фишки на глазах у задержанных игроков.
Правил игры было несколько. В большинстве случаев двое-трое игроков скидывали в одну стопку по несколько своих фишек рубашкой вверх. Затем с помощью рук и считалки «камень, ножницы, бумага» выбирался тот, кто сможет первым ударить стопкой о землю. Те кэпсы, которые перевернулись, забирал их новый владелец. Конечно же, у первого хода куш мог оказаться баснословным, а потому еще перед началом игры могли разгореться нешуточные страсти.
Но это в жесткой (даже жестокой) версии правил. В более мягкой фишки доставались тому, кто сумел перевернуть их большее число лицом вверх за один круг, когда все участники выполнили свой подход.
Стопку надо было обязательно брать за ребро. При этом другие игроки следили за тем, чтобы между фишками в стопке не было просвета, а бросок был выполнен строго сверху вниз, без подкрутки. Гнутые и пластиковые фишки класть под низ строго запрещалось.
Естественно, никаких тебе видеоповторов или добросовестного судейства. Законы морали, совести в и без того неустоявшемся мальчишеском обществе соблюдались через раз. А потому игра в фишки нередко заканчивалась затаенными обидами, прямыми оскорблениями или даже драками.
А если кто хотел отыграться, то мог взять в долг у казино… То есть у самого богатого на фишки игрока. Были и свои курсы: за одну фишку с покемонами можно было получить две любые другие. За биту — десять. За выполненную домашку можно было договориться и на больший заем.
Биты — тяжелые и толстые металлические, но чаще пластиковые фишки. Они были далеко не у всех, а потому с ними редко играли, потому как правила в такой игре были чуть другие. Фишки складывали стопкой на земле и по очереди били по ним битой. Забирали те, что перевернулись.
При чем тут самураи?
Казалось бы, простейшая игровая задумка корнями уходит в средневековье. Причем средневековье японское. Еще в период Эдо (1603—1867) в феодальной Японии существовала игра Мэнко. В те годы игральные мэнко представляли собой глиняные кругляши различной формы.
Со временем и развитием технологий они превратились в карты (в том числе круглые) из плотной бумаги, на одной стороне которых находился рисунок. Этот рисунок отражал популярную культуру своего времени. В средневековый период были популярны изображения ниндзя и самураев, в период перед Второй мировой войной преобладала тематика милитаризма — на карты наносили изображения военной техники. Поражение в войне отразилось и на тематике мэнко. На них стали рисовать персонажей из аниме и манги, бейсболистов.
Принципы игры были неизменны с того самого средневекового периода: один игрок кладет карту на пол или игровую поверхность, а другой бросает свою карту так, чтобы порывом воздуха или непосредственным ударом перевернуть карту противника рубашкой вниз. Перевернул? Забираешь карту себе.
Бутылка молока
В начале 20-го века японские эмигранты добрались до Гавайских островов. С ними переезжали их семьи, дети. Естественно, переезжали и некоторые развлечения, включая мэнко. Естественно, на Гавайях производить их не было кому, а потому дети японских мигрантов выкручивались как могли и пользовались картонными крышками (сaps) от бутылок с молоком.
Этими винтажными крышками закупоривали стеклянные бутылки не только от молока, но и от питьевого шоколада, фруктовых соков. Обычно они были разноцветными, на них изображались коровки, ковбои или фермерские пейзажи. А потому неудивительно, что эти красочные кэпсы привлекли детское внимание.
Как появился POG?
На десятилетия мэнко из бутылочных крышек стала любимой игрой гавайских детей. Новую жизнь в игру в 1991 году вдохнула гавайская учительница Блоссом Галбисо. Чтобы ее ученикам было проще познавать арифметику, женщина познакомила ребят с любимой игрой своего детства. При том что игра не требовала какой-либо физической активности и не грозила ученикам травмами.
Учительница вместе с детьми начала коллекционировать крышки от молока под брендом Haleakala Dairy. Хотя уже с 1955 года компания отказалась от стеклянных бутылок, она продолжала продавать крышки, чтобы поддерживать давнюю игровую традицию.
К коллекционированию и игре со временем подключалось все больше людей, из-за чего спрос на продукцию Haleakala Dairy только рос. Компания же выпускала не только молочную продукцию, но и соки. Один из видов сока, в состав которого входили маракуйя, апельсин и гуава, был крайне популярен на Гавайях. На английском эти фрукты называются passionfruit, orange и guava. Соответственно, аббревиатура сока… правильно, POG. И этот POG размещался на всех картонных круглых крышечках этого сока.
Экспансия на континент
Канадская фирма, которая выпускала упаковку и крышки для Haleakala Dairy, неожиданно столкнулась с возросшим спросом на свою продукцию. Заказы посыпались не только от производителей молока и соков, но и от гавайских банков, морских центров, образовательных учреждений, спортивных клубов и многих других, а интерес к погам переметнулся с островка на континентальную часть США.
Дельцы с континента, крупные издатели бейсбольных карточек и комиксов тут же прочувствовали коллекционный потенциал кэпсов и запустили производство собственных. «Уму непостижимо, — говорил в 1993 году в интервью газете Hartford Courant представитель компании SkyBox. — Вы открываете банковский счет — вам вручают пог. Вы покупаете „Хэппи Мил“ в McDonald’s — вам дарят пог. За все, что вы делаете, вы получаете пог». Кто бы мог подумать, но крышка от бутылки с молоком превратилась в серьезный маркетинговый инструмент, предмет для коллекционирования. Каждая уважающая себя компания обзаводилась фирменными погами.
SkyBox вскочила в этот вагон, выпустив фирменные DC SkyCaps. Это были 54 кэпса с игровой инструкцией и перечнем для коллекционеров. На кругляшах, как можно догадаться, были изображены супергерои вселенной DC Comics.
Что за зверь нарисован на погах?
Когда мы были детьми, то далеко не все кэпсы могли опознать. У кого-то в почете были кругляши с покемонами. Их выставляли на партию либо обменивали только по курсу 2 к 1: две «обычки» за одного покемона. В отдельных школах кэпсы с фирменной аббревиатурой POG ценились куда выше. Хотя большинство школьников даже не знали, что за зверь изображался на конкретно этих погах.
Дело в том, что на фоне всеобщей истерии некий находчивый бизнесмен с американским именем Алан и подозрительно славянской фамилией Рипински в 1993 году выкупил у гавайцев торговую марку POG и основал World POG Federation. Эта федерация запустила серию турниров по игре и придумала своего маскота — Погмэна (Pogman). Судя по сюжетам на кэпсах, это был неотесанный, гиперактивный и зубастый комок шерсти.
Правда, спустя три года основатель компании практически довел WPF до ручки, его отстранили от руководства, компанию переименовали и переориентировали на выпуск других игрушек.
Где сегодня купить фишки?
Естественно, история кэпсов (а также фишек, погов и соток) не закончилась со смертью WPF. Эта федерация изжила себя скорее потому, что не располагала большим ростером лицензий на различные объекты авторского права. Производители комиксов, ТВ-сериалов и мультфильмов запускали собственные линейки фишек с собственными узнаваемыми и горячо любимыми аудиторией персонажами: покемоны, «Могучие рейнджеры», Street Fighter, Ninja Turtles и многие другие.
Биткоины нашего детства. Сотки, фишки, кэпсы, поги и как они связаны с самураями.
«За такой пакет фишек в школе могли и придушить», — нервно посмеивались мы, когда высыпали на стол сокровище для любого ребенка из начала «нулевых». Фишки, кэпсы, сотки, поги… Картонные (а иногда и пластиковые) кругляши с нарисованными персонажами популярных детских ТВ-шоу ворвались в постсоветскую реальность с задержкой. Если на Западе пик их популярности пришелся на середину 90-х, то в нашей стране воспоминания о кэпсах относятся к концу 90-х и началу «нулевых».
Тогда нынешние 30-летние менеджеры среднего звена заканчивали начальные классы, переходили в среднюю школу и коллекционировали картонные диски с любимыми персонажами из мультиков и детских сериалов. Сегодня мы расскажем о кэпсах, сотках, фишках, погах (как их только ни называли), объясним, как они связаны с японскими самураями и бутылками с молоком, но сперва поностальгируем.
Как играть в фишки?
Сколько слез было пролито за игрой в фишки! Особо хорошие друзья могли играть исключительно «на интерес», тогда как в школьных классах и во дворе действовали «мужские» законы: проиграл — и фишки переходят новому хозяину. Неудивительно, что во многих школах учителя и завучи по воспитательной работе охотились за «подпольными игровыми клубами», нещадно изымая и разрезая все фишки на глазах у задержанных игроков.
Правил игры было несколько. В большинстве случаев двое-трое игроков скидывали в одну стопку по несколько своих фишек рубашкой вверх. Затем с помощью рук и считалки «камень, ножницы, бумага» выбирался тот, кто сможет первым ударить стопкой о землю. Те кэпсы, которые перевернулись, забирал их новый владелец. Конечно же, у первого хода куш мог оказаться баснословным, а потому еще перед началом игры могли разгореться нешуточные страсти.
Но это в жесткой (даже жестокой) версии правил. В более мягкой фишки доставались тому, кто сумел перевернуть их большее число лицом вверх за один круг, когда все участники выполнили свой подход.
Стопку надо было обязательно брать за ребро. При этом другие игроки следили за тем, чтобы между фишками в стопке не было просвета, а бросок был выполнен строго сверху вниз, без подкрутки. Гнутые и пластиковые фишки класть под низ строго запрещалось.
Естественно, никаких тебе видеоповторов или добросовестного судейства. Законы морали, совести в и без того неустоявшемся мальчишеском обществе соблюдались через раз. А потому игра в фишки нередко заканчивалась затаенными обидами, прямыми оскорблениями или даже драками.
А если кто хотел отыграться, то мог взять в долг у казино… То есть у самого богатого на фишки игрока. Были и свои курсы: за одну фишку с покемонами можно было получить две любые другие. За биту — десять. За выполненную домашку можно было договориться и на больший заем.
Биты — тяжелые и толстые металлические, но чаще пластиковые фишки. Они были далеко не у всех, а потому с ними редко играли, потому как правила в такой игре были чуть другие. Фишки складывали стопкой на земле и по очереди били по ним битой. Забирали те, что перевернулись.
При чем тут самураи?
Казалось бы, простейшая игровая задумка корнями уходит в средневековье. Причем средневековье японское. Еще в период Эдо (1603—1867) в феодальной Японии существовала игра Мэнко. В те годы игральные мэнко представляли собой глиняные кругляши различной формы.
Со временем и развитием технологий они превратились в карты (в том числе круглые) из плотной бумаги, на одной стороне которых находился рисунок. Этот рисунок отражал популярную культуру своего времени. В средневековый период были популярны изображения ниндзя и самураев, в период перед Второй мировой войной преобладала тематика милитаризма — на карты наносили изображения военной техники. Поражение в войне отразилось и на тематике мэнко. На них стали рисовать персонажей из аниме и манги, бейсболистов.
Принципы игры были неизменны с того самого средневекового периода: один игрок кладет карту на пол или игровую поверхность, а другой бросает свою карту так, чтобы порывом воздуха или непосредственным ударом перевернуть карту противника рубашкой вниз. Перевернул? Забираешь карту себе.
Бутылка молока
В начале 20-го века японские эмигранты добрались до Гавайских островов. С ними переезжали их семьи, дети. Естественно, переезжали и некоторые развлечения, включая мэнко. Естественно, на Гавайях производить их не было кому, а потому дети японских мигрантов выкручивались как могли и пользовались картонными крышками (сaps) от бутылок с молоком.
Этими винтажными крышками закупоривали стеклянные бутылки не только от молока, но и от питьевого шоколада, фруктовых соков. Обычно они были разноцветными, на них изображались коровки, ковбои или фермерские пейзажи. А потому неудивительно, что эти красочные кэпсы привлекли детское внимание.
Как появился POG?
На десятилетия мэнко из бутылочных крышек стала любимой игрой гавайских детей. Новую жизнь в игру в 1991 году вдохнула гавайская учительница Блоссом Галбисо. Чтобы ее ученикам было проще познавать арифметику, женщина познакомила ребят с любимой игрой своего детства. При том что игра не требовала какой-либо физической активности и не грозила ученикам травмами.
Учительница вместе с детьми начала коллекционировать крышки от молока под брендом Haleakala Dairy. Хотя уже с 1955 года компания отказалась от стеклянных бутылок, она продолжала продавать крышки, чтобы поддерживать давнюю игровую традицию.
К коллекционированию и игре со временем подключалось все больше людей, из-за чего спрос на продукцию Haleakala Dairy только рос. Компания же выпускала не только молочную продукцию, но и соки. Один из видов сока, в состав которого входили маракуйя, апельсин и гуава, был крайне популярен на Гавайях. На английском эти фрукты называются passionfruit, orange и guava. Соответственно, аббревиатура сока… правильно, POG. И этот POG размещался на всех картонных круглых крышечках этого сока.
Экспансия на континент
Канадская фирма, которая выпускала упаковку и крышки для Haleakala Dairy, неожиданно столкнулась с возросшим спросом на свою продукцию. Заказы посыпались не только от производителей молока и соков, но и от гавайских банков, морских центров, образовательных учреждений, спортивных клубов и многих других, а интерес к погам переметнулся с островка на континентальную часть США.
Дельцы с континента, крупные издатели бейсбольных карточек и комиксов тут же прочувствовали коллекционный потенциал кэпсов и запустили производство собственных. «Уму непостижимо, — говорил в 1993 году в интервью газете Hartford Courant представитель компании SkyBox. — Вы открываете банковский счет — вам вручают пог. Вы покупаете „Хэппи Мил“ в McDonald’s — вам дарят пог. За все, что вы делаете, вы получаете пог». Кто бы мог подумать, но крышка от бутылки с молоком превратилась в серьезный маркетинговый инструмент, предмет для коллекционирования. Каждая уважающая себя компания обзаводилась фирменными погами.
SkyBox вскочила в этот вагон, выпустив фирменные DC SkyCaps. Это были 54 кэпса с игровой инструкцией и перечнем для коллекционеров. На кругляшах, как можно догадаться, были изображены супергерои вселенной DC Comics.
Что за зверь нарисован на погах?
Когда мы были детьми, то далеко не все кэпсы могли опознать. У кого-то в почете были кругляши с покемонами. Их выставляли на партию либо обменивали только по курсу 2 к 1: две «обычки» за одного покемона. В отдельных школах кэпсы с фирменной аббревиатурой POG ценились куда выше. Хотя большинство школьников даже не знали, что за зверь изображался на конкретно этих погах.
Дело в том, что на фоне всеобщей истерии некий находчивый бизнесмен с американским именем Алан и подозрительно славянской фамилией Рипински в 1993 году выкупил у гавайцев торговую марку POG и основал World POG Federation. Эта федерация запустила серию турниров по игре и придумала своего маскота — Погмэна (Pogman). Судя по сюжетам на кэпсах, это был неотесанный, гиперактивный и зубастый комок шерсти.
Правда, спустя три года основатель компании практически довел WPF до ручки, его отстранили от руководства, компанию переименовали и переориентировали на выпуск других игрушек.
Где сегодня купить фишки?
Естественно, история кэпсов (а также фишек, погов и соток) не закончилась со смертью WPF. Эта федерация изжила себя скорее потому, что не располагала большим ростером лицензий на различные объекты авторского права. Производители комиксов, ТВ-сериалов и мультфильмов запускали собственные линейки фишек с собственными узнаваемыми и горячо любимыми аудиторией персонажами: покемоны, «Могучие рейнджеры», Street Fighter, Ninja Turtles и многие другие.
Естественно, на локальных рынках со временем стали появляться и собственные фишки. Которые, правда, не несли особой ценности для заядлых игроков или коллекционеров. Ну кому нужны герои сериалов «Солдаты» или «Моя прекрасная няня»?
А вот эти вполне ничего
Нынче новые фишки встретить довольно сложно — в сравнении с периодом той же 17-летней давности. Но начать собирать собственную коллекцию вполне можно. На нашей «Барахолке», например, их продают поштучно. Фишку можно купить за 20 копеек, POG у некоторых коллекционеров ценится дороже — 30 копеек за штуку, битки — по полтиннику.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.