Социальная психология как идеология

Социальная психология личности и идеология

Вопрос о разнообразных связях психо­логии и идеологии уже давно прямо или имплицитно возникает в психологической литературе. Рассматривается он с разных позиций, в частности в плоскости взаимо­связи идеологии общества и психологи­ческих теорий, в плане исследования психологических аспектов идеологии и политики, с точки зрения взаимозави­симости идеологических ориентации и психологических свойств личности.

Понятие «идеология» впервые прозву­чало в годы Великой французской рево­люции в 90-х гг. XVIII в. К его рождению наряду с философом А. де Траси имел так­же отношение «отец физиологической психологии» П. Кабанис. В то время идео­логия понималась как наука о происхож­дении идей. Отвлекаясь от современных философских и политических определений идеологии, остановимся на следующем ее понимании: идеология — это система представлений о том, как должно быть уст­роено общество, как должны строиться отношения между личностью и обществом, а также между самими людьми,

О соотношении психологических и идео­логических начал в сознании личности.Не­обходимо уточнить, что в данном случае речь идет не только, а иногда и не столико о сознании личности, сколько о сознании общества или его отдельных больших

6.2. Социальная психология личности

групп. В решении этой проблемы можно выделить три основных, исторически сло­жившихся подхода.

Наиболее ранним из них по происхож­дению является подход, который можно назвать биологизаторским. Суть его в том, что отношение человека к другим людям, обществу и самому себе определяется биологически заложенными в природу человека детерминантами, которые могут называться инстинктами, «инстинктоид-ными потребностями» и т.п. Главное их качество — генетическая обусловленность. В истории этот подход представлен Арис­тотелем (и многими его последователями); Дж. Гоббсом и разными вариациями гедо­нистических теорий; Дж. Бентамом, кото­рый попытался конкретно-эмпирически описать зависимость идеологии общества от биологически предопределенных свойств человека; социал-дарвинизмом; 3. Фрей­дом, которого ошибочно причисляли у нас к «идеалистам», и некоторыми аспектами теорий современных психологов, напри­мер А. Маслоу.

В биологизаторских концепциях ге­нетически детерминированные свойства личности порождают соответствующие идеологические ориентации в сознании человека и общества.

Второй подход — социологизаторский — составляет другую крайность в решении обсуждаемой проблемы. Наиболее ярко он представлен в марксистской теории клас­сового общества. В сжатом виде ее суть может быть выражена в простой формуле: принадлежность к определенному классу детерминирует и психологию, и идеологию личности.

Третий подход к проблеме соотноше­ния психологических и идей но-политичес­ких начал в сознании личности носит психологизаторский характер. Теоретичес­кая суть понимания проблемы сводится в основном к убеждению, что воспитание человека в детстве формирует у него опре­деленные психологические свойства, ко­торые в свою очередь предопределяют идео­логические и политические ориентации личности,

Представления такого рода с основа­тельной примесью биологизаторских идей нашли отражение в трудах известного пси-

холога Г. Айзенка (1954), который начиная с 40-х гг. пытался найти психологические основания идеологических и политических приверженностей граждан.

Он выделил два типа личностей. Для первого главным признаком был «жест­кий» склад психики (tough-minded), для второго — «мягкий» (tender-minded). Опи­саны и личностные характеристики этих типов, такие, как разная степень ригид­ности, догматизма, нетерпимости к нео­пределенности и т. п. На основании эмпи­рических исследований Айзенк утверждал, что люди с «жестким» складом психики склонны принимать либо фашистскую, либо коммунистическую идеологию, а ин­дивиды с «мягким» складом становятся консерваторами, либералами и демократами. Для отечественной психологической науки эти исследования Айзенка остались незамеченными, но на Западе они вызвали некоторый резонанс. Многократные по­вторения исследований по предложенной Айзенком методике не подтвердили его выводов, более того, показали, что в не­которых случаях он сознательно допус­кал научную некорректность при обработке получаемых данных, чтобы подтвердить свою гипотезу.

Другим примером психологизаторского подхода может служить известная и до сих пор влиятельная концепция авторитарной личности Т. Адорно [Adorno, 1950). Эта концепция стала результатом серии иссле­дований, проведенных по заказу одной из еврейских организаций США. Их цель за­ключалась в выяснении причин и механиз­мов формирования антисемитских пред­рассудков.

Склонность к антисемитизму, этноцент­ризму и вообще к фашизму свойственна, по мнению Адорно, определенному типу личности, который был назван авторитар­ным. Главная черта этого типа выражается в готовности беспрекословно и некритично подчиняться сильному и в то же время доминировать над слабыми. Авторитарная личность формируется в семьях родителей, воспитательные методы которых отлича­ются жесткостью, нетерпимостью, ограни­чениями самостоятельности, запретами критики. Мышление ребенка развивается по типу черно-белого, которому свойст-

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

венно упрошенное восприятие действи­тельности и нетерпимость к ситуациям неопределенности. Вместе с тем, подчи­няясь власти родителей, ребенок начинает, с одной стороны, идеализировать их, а с другой — у него формируется бессозна­тельное чувство протеста против подавле­ния его личности.

У взрослого идеализация переносится на сильную власть или какую-то другую влиятельную общественную силу, а чувство протеста проецируется на более слабых, например национальные меньшинства, в форме враждебности по отношению к ним.

Авторитарная личность может оказаться и в роли противника власти, однако «ре­волюционность» или «бунтарство» таких противников лишь рационализируется какими-то идеалами, а на самом деле пи­тается за счет бессознательного стремле­ния к самоутверждению, преодолению комплекса неполноценности.

Многие исследования показали, что не существует каких-то особых «личностных констелляций, которые предопределяли бы приверженность к фашистским, ком­мунистическим или прочим идеям. Люди выбирают свою ориентацию под влиянием различных обстоятельств, имеющих чаще всего социальную природу.

Итак, можно утверждать, что психика человека не влияет на его выбор идеоло­гических ценностей, так же как идеология не изменяет его психического. О взаимо­связи и взаимовлиянии можно говорить лишь на уровне социальных установок личности, которые сами формируются как результат общественного бытия человека.

Проблемы типологии современного об­щества. Под типологией мы понимаем разделение обшества на те или иные со­циальные группы, которые отличаются между собой какими-то определенными социально значимыми признаками, позво­ляющими характеризовать их статус в об-шестве, социальные ориентации, а воз­можно, даже присущие им психологичес­кие особенности.

Мы уже видели, что биологизаторские теории награждают людей одинаковыми врожденными психологическими предпо­сылками и типы групп возникают лишь как результат способности индивидов к

борьбе за существование и выживание сильнейших. Эти теории не выдерживают критики, поскольку среди людей «борьба за существование» зависит не только от их способностей, но и ценностных ориента­ции.

Психологизаторские концепции слиш­ком односторонне отражают процесс со­циализации личности. Они не учитывают многих других (помимо родительских) влияний, в результате которых складыва­ется тот или иной социальный тип чело­века.

Изменения, произошедшие в совре­менном обществе и в структуре традици­онно признанных классов, подорвали ос­новы классовой теории; она уже не может служить адекватной базой для типологии общества сегодняшнего дня.

Для дифференциациии больших соци­альных групп вместо классового подхода и социально-экономических критериев стали использовать социально-демографи­ческие признаки, такие, как пол, возраст, образование, профессия, род занятий и т. л. Однако практика социологических ис­следований и их результаты показали, что названные признаки не помогают найти основы идеологических и политических ориентации граждан и тем более как-то связать эти ориентации с их социально-демографическим статусом.

Наиболее ярким примером нового под­хода стала «Программа ВЭЛС» (анг. «values and life styles» — ценности и стили жизни), осуществленная группой психологов Стэн-фордского исследовательского института. В процессе работы, проводившейся в те­чение 20 лет (1960-1980), объектами ком­плексного психологического обследования стали 200 тысяч американцев. На основе собранного материала была разработана принципиально новая типология всего населения США. Главными критериями для выделения различных групп высту-

6.2. Социальная психология личности

пили ведущие личностные ценности граж­дан и основанные на этих ценностях мотивы и «стили жизни». С методологи­ческой точки зрения исследование носило, как признают сами авторы, эклектический характер, но особенно заметное влияние на него оказала концепция иерархии по­требностей Маслоу. Были выделены и подробно описаны три большие группы, разделенные на несколько подгрупп, и одна небольшая самостоятельная группа.

Первая группа— «Гонимые нуждой» (11% населения США на 1983 г.) — состоит из подгрупп «Выживающие» и «Сущест­вующие». Центральная ценность для пред­ставителей этой группы — выживание и обеспечение своей материальной и физи­ческой безопасности. Вторая подгруппа отличается от первой лишь временными улучшениями своего положения.

Вторая группа— «Внешне направлен­ные» (68%); главный ориентир ее предста­вителей в жизни: «что подумают о нас другие». Здесь выделены три подгруппы: «Принадлежащие», для которых важнее всего быть принятыми, признанными, «принадлежать», например, к среднему классу; «Подражатели» — люди, строящие свою жизнь по каким-то избранным ими моделям; «Стремящиеся к достижениям», ведущая ценность которых — добиться ус­пеха в той или иной сфере деятельности.

Представители отдельной небольшой группы (всего 2% населения) получили название «Интегрированные». Это люди, которые сумели гармонично интегриро­вать наиболее значимые элементы «внешне

направленного» и «внутренне направлен­ного» стилей жизни.

Между второй и третьей группой, а также внутри них происходит постоянное движение, отражающее стремление людей к психологической зрелости и изменения в их ценностных ориентациях.

В каждой из подгрупп авторы исследо­вания подробно анализируют личностные характеристики их представителей, образ жизни, потребности и особенности пове­дения, соотнося все это с некоторыми социально-демографическими показателями. Только в первой группе прослеживается достаточно однозначная связь между со­циально-экономическим положением ее представителей и их ценностными ори-ентациями. В других группах эта связь носит более сложный и неоднозначный характер.

Социально-психологический подход к проблеме типологии общества, несомнен­но, открывает широкие перспективы, од­нако серьезное препятствие на пути его развития заключается в том, что он требует очень больших затрат труда и средств.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экон. грамотность», 1995.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: На­ука, 1994.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

Комплексная социально-психологическая мето­дика изучения личности инженера/Под ред. Э.С. Чу-гуновой. Л.: ЛГУ, 1991.

Методики социально-психологической диагнос­тики личности и группы/Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. М.: ИП АН СССР, 1990.

Методики социально-психологического исследо­вания личности и малых групп/Отв. ред. А.Л. Журав­лев, Е.В.Журавлева. М.: ИП РАН, 1995.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологи­ческой теории. М.: Мысль, 1971.

Проблемы психологии личности/Отв.ред. Е.В. Шо-рохова, О.И.Зотова. М.: Наука, 1982.

Психологическая теория коллектива/Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

Психологические механизмы регуляции социаль­ного поведения/Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шоро-хова. М.: Наука, 1979.

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Психологические проблемы социальной регуля­ции поведения/Отв. ред. Е.В. Шорохова, М.И. Бобне-ва. М.: Наука, 1976.

Психология личности и образ жизни/Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1987.

Рощин С.К. Западная психология как инстру­мент идеологии и политики. М.: Наука, 1980.

Рощин С.К. Психологические проблемы поли­тического развития личности//Психол. журн. 1984. Т. 5, № 2, 3.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979.

Се кун В. И. Психология активности. Минск, 1996.

Сознание личности в кризисном обществе/Под ред. К.А. Абульхановой и др. М.: ИП РАН, 1995.

Социальная психология личности/Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979.

Социальная психология личности/Под ред. А.А. Бодалева. Л.: Знание, 1974.

Социально-психологические и нравственные ас­пекты изучения личности/Отв.ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. М.: ИП АН СССР, 1988.

Социально-психологический портрет инженера/ Под ред. В.А. Ядова. М.: Мысль, 1977.

Теории личности в западноевропейской и аме­риканской психологии/Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1996.

Фрейд 3. Групповая психология и анализ ЭГО. М., 1991.

Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1923.

Фромм Э. Душа человека. М.: Прогресс, 1992.

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

Шибутани Т. Социальная психология. М.: Про­гресс, 1969.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Юнг К. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1980.

Ядов В.А. О диспозиционной регуляции соци­ального поведения личности//Методологические про­блемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89-105.

Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.

Источник

Общественная психология и идеология

Общественная психология и идеология

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе[119]. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом «общественная», ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие «идеология» в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер. Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности «особо уполномоченных» данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.

Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, сведению к минимуму других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание». И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первом случае нас интересует степень «онаученности» сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть синкретно определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество. Так, при анализе перехода от рабовладения к феодализму Энгельсом была прослежена обратная связь психологического фактора и социально-экономического переворота. «Рабство, — отмечал он, — перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства»[120]. Таким образом, переход к новым производственным отношениям («выбор» их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.

Читайте также

45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология

45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология Направление неофрейдизма, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающая роль была придана влияниям

Общественная практика

Общественная практика Из множества таких конкретных актов индивидов и складывается общественно-историческая практика.Практика есть специфически человеческий способ отношения к миру, заключающийся в активном преобразовании объективно существующих в нем предметов и

9.3. Общественная психология

9.3. Общественная психология В составе обыденного сознания выделяют общественную психологию.Это – совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей, направлений воли, переживаний, мыслей, возникающих на основе социальной группы, в которую входит индивид. В

Глава III Общественная реальность

Глава III Общественная реальность В книге «Паутина жизни» я выдвинул идею синтеза современных теорий живых систем, в том числе выводов нелинейной динамики — дисциплины, известной широкой публике под названием «теории сложных систем» [1]. В предыдущих двух главах я подвел

Общественная собственность и непосредственно общественная форма производства

Общественная собственность и непосредственно общественная форма производства Рассматривая капиталистический способ производства, Энгельс доказывал, что действительное разрешение основного противоречия капитализма в первую очередь состоит в установлении

27.СОЗЕРЦАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА

27.СОЗЕРЦАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА В любой исторической системе Вечной Философии есть аксиома: целью человеческой жизни является созерцание или непосредственное и интуитивное сознавание Бога; любое действие является средством достижения этой цели; общество

Дюркгейм — общество и общественная солидарность

Дюркгейм — общество и общественная солидарность Жизнь. Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim, 1858–1917) родился в г. Эпиналь в пограничной с Германией области Франции. Хотя его отец был раввином, но по отношению к религии Дюркгейм занял достаточно агностическую позицию. Он изучал

IV.32. Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь

IV.32. Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918) – основоположник марксизма в России, политик, последовательный оппонент В.И. Ленина и большевиков, социальный философ, эстетик, теоретик искусства. Взгляды Плеханова на искусство

1. Наука и общественная жизнь

1. Наука и общественная жизнь Выражение «социальная справедливость», стоящее в названии этой главы, не связывается в этой книге ни с каким реальным или желательным для автора общественным строем, а означает лишь исторически сложившийся, менявшийся со временем

Наука и общественная жизнь

Наука и общественная жизнь Всем мыслителям — от Ф. Бэкона и Декарта — путь в борьбе со схоластикой освещала идея связи науки с жизнью, с практической борьбой человека, направленной на покорение стихийных сил природы и за справедливое устройство жизни. Эта идея в своем

5. Идеология и больше, чем просто идеология

5. Идеология и больше, чем просто идеология Цель и понимание того, как её можно достигнуть, рождают определённую модель поведения, связывающую наши действия в настоящем, с образом — целью в будущем. То есть, придающих нашему поведению системность и

2.4.5. Генетика, нравственность и общественная ответственность

2.4.5. Генетика, нравственность и общественная ответственность Начнём разговор о связи генетики с нравственностью человека с напоминания того, что зачатие не сводится к гидромеханике излияния спермы из организма мужчины в организм женщины; к механике хаотического

4. Общественная психология

4. Общественная психология Основным строением новой общественной организации определяется первая черта общественной психологии, выступающей в ее рамках: высшая степень социальности. Трудовая сплоченность великой семьи человечества и коренная однородность развития

Источник

5rik.ru

Материалы для учебы и работы

Социальная психология и идеология

Социальная психология и идеология

Соотношение между обыденным и теоретическим уровнями созна­ния по-особому трансформируется в соотношении между общест­венной психологией и идеологией. Общественная психология есть час­тичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетичес­кие вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, при­чудливые образы фантазии и логика здравого смысла.

Идеология — это неполный ценностный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии (в теории — объективно) дается систематизированная оценка социальной действительности и осуществляется ее жизнеустроение. Вопреки распространенному мнению, что идеология возникла в эпоху поли­тических движений XVIII в., думается, что она появилась одновре­менно с государством и политическими партиями. Отстаивая свои интересы, они генерировали соответственно им социальные идеи. В идеологии аккумулируется социальный опыт общественных групп, классов, формулируются их социально-политические задачи и цели, выстраивается система авторитетных идеалов. Существен­ным свойством идеологии как специфической формы сознания вы­ступает то, что она отражает действительность не так целостно-не­посредственно, как общественная психология, а опосредствованно, вырабатывая свой категориальный инструментарий, который в силу присущей ему абстрактности как бы дальше отходит от действитель­ности, вследствие чего возникает опасность самозамыкания идео­логии, впадения в схоластическое теоретизирование.

Приведем такой аналог с наукой: там, где наука строит гипотезы, идеология в некоторых ее проявлениях может строить произволь­ные конструкции, выдавая их за реальное отражение действитель­ности. Вот почему общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт про­тивостояния идеологии и общественной психологии приводит к де­стабилизации общественной психологии, к ее дисгармонии и рас­шатыванию.

Термин «идеология» употребляется в двух сущностно разных смыслах. Первый смысл определяется этимологией самого слова «идеология». Его корнем является «идея». Отсюда и употребление термина «идеология» в значении руководящей идеи, своего рода стержня, замысла того, что мы хотим осуществить.

Применительно к политике слово «идеология» имеет смысл сис­темы политических верований и убеждений, ориентированных на определенные пути завоевания власти. Тут имеют место и предвзя­тые ходы мысли, и ложные идеи, как, например, в идеологии фа­шистских и всякого рода экстремистских партий и движений. В этом смысле идеология выступает как совокупность всех мысли­мых средств для достижения какой-либо цели. Свое фиксированное выражение политическая идеология получает прежде всего в про­граммах и уставах политических партий, в конституциях государств, теоретических трудах политических и государственных деятелей. Здесь идеология тесно связана с таким феноменом, как политическое сознание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *