Социальная психология как идеология
Социальная психология личности и идеология
Вопрос о разнообразных связях психологии и идеологии уже давно прямо или имплицитно возникает в психологической литературе. Рассматривается он с разных позиций, в частности в плоскости взаимосвязи идеологии общества и психологических теорий, в плане исследования психологических аспектов идеологии и политики, с точки зрения взаимозависимости идеологических ориентации и психологических свойств личности.
Понятие «идеология» впервые прозвучало в годы Великой французской революции в 90-х гг. XVIII в. К его рождению наряду с философом А. де Траси имел также отношение «отец физиологической психологии» П. Кабанис. В то время идеология понималась как наука о происхождении идей. Отвлекаясь от современных философских и политических определений идеологии, остановимся на следующем ее понимании: идеология — это система представлений о том, как должно быть устроено общество, как должны строиться отношения между личностью и обществом, а также между самими людьми,
О соотношении психологических и идеологических начал в сознании личности.Необходимо уточнить, что в данном случае речь идет не только, а иногда и не столико о сознании личности, сколько о сознании общества или его отдельных больших
6.2. Социальная психология личности
групп. В решении этой проблемы можно выделить три основных, исторически сложившихся подхода.
Наиболее ранним из них по происхождению является подход, который можно назвать биологизаторским. Суть его в том, что отношение человека к другим людям, обществу и самому себе определяется биологически заложенными в природу человека детерминантами, которые могут называться инстинктами, «инстинктоид-ными потребностями» и т.п. Главное их качество — генетическая обусловленность. В истории этот подход представлен Аристотелем (и многими его последователями); Дж. Гоббсом и разными вариациями гедонистических теорий; Дж. Бентамом, который попытался конкретно-эмпирически описать зависимость идеологии общества от биологически предопределенных свойств человека; социал-дарвинизмом; 3. Фрейдом, которого ошибочно причисляли у нас к «идеалистам», и некоторыми аспектами теорий современных психологов, например А. Маслоу.
В биологизаторских концепциях генетически детерминированные свойства личности порождают соответствующие идеологические ориентации в сознании человека и общества.
Второй подход — социологизаторский — составляет другую крайность в решении обсуждаемой проблемы. Наиболее ярко он представлен в марксистской теории классового общества. В сжатом виде ее суть может быть выражена в простой формуле: принадлежность к определенному классу детерминирует и психологию, и идеологию личности.
Третий подход к проблеме соотношения психологических и идей но-политических начал в сознании личности носит психологизаторский характер. Теоретическая суть понимания проблемы сводится в основном к убеждению, что воспитание человека в детстве формирует у него определенные психологические свойства, которые в свою очередь предопределяют идеологические и политические ориентации личности,
Представления такого рода с основательной примесью биологизаторских идей нашли отражение в трудах известного пси-
холога Г. Айзенка (1954), который начиная с 40-х гг. пытался найти психологические основания идеологических и политических приверженностей граждан.
Он выделил два типа личностей. Для первого главным признаком был «жесткий» склад психики (tough-minded), для второго — «мягкий» (tender-minded). Описаны и личностные характеристики этих типов, такие, как разная степень ригидности, догматизма, нетерпимости к неопределенности и т. п. На основании эмпирических исследований Айзенк утверждал, что люди с «жестким» складом психики склонны принимать либо фашистскую, либо коммунистическую идеологию, а индивиды с «мягким» складом становятся консерваторами, либералами и демократами. Для отечественной психологической науки эти исследования Айзенка остались незамеченными, но на Западе они вызвали некоторый резонанс. Многократные повторения исследований по предложенной Айзенком методике не подтвердили его выводов, более того, показали, что в некоторых случаях он сознательно допускал научную некорректность при обработке получаемых данных, чтобы подтвердить свою гипотезу.
Другим примером психологизаторского подхода может служить известная и до сих пор влиятельная концепция авторитарной личности Т. Адорно [Adorno, 1950). Эта концепция стала результатом серии исследований, проведенных по заказу одной из еврейских организаций США. Их цель заключалась в выяснении причин и механизмов формирования антисемитских предрассудков.
Склонность к антисемитизму, этноцентризму и вообще к фашизму свойственна, по мнению Адорно, определенному типу личности, который был назван авторитарным. Главная черта этого типа выражается в готовности беспрекословно и некритично подчиняться сильному и в то же время доминировать над слабыми. Авторитарная личность формируется в семьях родителей, воспитательные методы которых отличаются жесткостью, нетерпимостью, ограничениями самостоятельности, запретами критики. Мышление ребенка развивается по типу черно-белого, которому свойст-
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
венно упрошенное восприятие действительности и нетерпимость к ситуациям неопределенности. Вместе с тем, подчиняясь власти родителей, ребенок начинает, с одной стороны, идеализировать их, а с другой — у него формируется бессознательное чувство протеста против подавления его личности.
У взрослого идеализация переносится на сильную власть или какую-то другую влиятельную общественную силу, а чувство протеста проецируется на более слабых, например национальные меньшинства, в форме враждебности по отношению к ним.
Авторитарная личность может оказаться и в роли противника власти, однако «революционность» или «бунтарство» таких противников лишь рационализируется какими-то идеалами, а на самом деле питается за счет бессознательного стремления к самоутверждению, преодолению комплекса неполноценности.
Многие исследования показали, что не существует каких-то особых «личностных констелляций, которые предопределяли бы приверженность к фашистским, коммунистическим или прочим идеям. Люди выбирают свою ориентацию под влиянием различных обстоятельств, имеющих чаще всего социальную природу.
Итак, можно утверждать, что психика человека не влияет на его выбор идеологических ценностей, так же как идеология не изменяет его психического. О взаимосвязи и взаимовлиянии можно говорить лишь на уровне социальных установок личности, которые сами формируются как результат общественного бытия человека.
Проблемы типологии современного общества. Под типологией мы понимаем разделение обшества на те или иные социальные группы, которые отличаются между собой какими-то определенными социально значимыми признаками, позволяющими характеризовать их статус в об-шестве, социальные ориентации, а возможно, даже присущие им психологические особенности.
Мы уже видели, что биологизаторские теории награждают людей одинаковыми врожденными психологическими предпосылками и типы групп возникают лишь как результат способности индивидов к
борьбе за существование и выживание сильнейших. Эти теории не выдерживают критики, поскольку среди людей «борьба за существование» зависит не только от их способностей, но и ценностных ориентации.
Психологизаторские концепции слишком односторонне отражают процесс социализации личности. Они не учитывают многих других (помимо родительских) влияний, в результате которых складывается тот или иной социальный тип человека.
Изменения, произошедшие в современном обществе и в структуре традиционно признанных классов, подорвали основы классовой теории; она уже не может служить адекватной базой для типологии общества сегодняшнего дня.
Для дифференциациии больших социальных групп вместо классового подхода и социально-экономических критериев стали использовать социально-демографические признаки, такие, как пол, возраст, образование, профессия, род занятий и т. л. Однако практика социологических исследований и их результаты показали, что названные признаки не помогают найти основы идеологических и политических ориентации граждан и тем более как-то связать эти ориентации с их социально-демографическим статусом.
Наиболее ярким примером нового подхода стала «Программа ВЭЛС» (анг. «values and life styles» — ценности и стили жизни), осуществленная группой психологов Стэн-фордского исследовательского института. В процессе работы, проводившейся в течение 20 лет (1960-1980), объектами комплексного психологического обследования стали 200 тысяч американцев. На основе собранного материала была разработана принципиально новая типология всего населения США. Главными критериями для выделения различных групп высту-
6.2. Социальная психология личности
пили ведущие личностные ценности граждан и основанные на этих ценностях мотивы и «стили жизни». С методологической точки зрения исследование носило, как признают сами авторы, эклектический характер, но особенно заметное влияние на него оказала концепция иерархии потребностей Маслоу. Были выделены и подробно описаны три большие группы, разделенные на несколько подгрупп, и одна небольшая самостоятельная группа.
Первая группа— «Гонимые нуждой» (11% населения США на 1983 г.) — состоит из подгрупп «Выживающие» и «Существующие». Центральная ценность для представителей этой группы — выживание и обеспечение своей материальной и физической безопасности. Вторая подгруппа отличается от первой лишь временными улучшениями своего положения.
Вторая группа— «Внешне направленные» (68%); главный ориентир ее представителей в жизни: «что подумают о нас другие». Здесь выделены три подгруппы: «Принадлежащие», для которых важнее всего быть принятыми, признанными, «принадлежать», например, к среднему классу; «Подражатели» — люди, строящие свою жизнь по каким-то избранным ими моделям; «Стремящиеся к достижениям», ведущая ценность которых — добиться успеха в той или иной сфере деятельности.
Представители отдельной небольшой группы (всего 2% населения) получили название «Интегрированные». Это люди, которые сумели гармонично интегрировать наиболее значимые элементы «внешне
направленного» и «внутренне направленного» стилей жизни.
Между второй и третьей группой, а также внутри них происходит постоянное движение, отражающее стремление людей к психологической зрелости и изменения в их ценностных ориентациях.
В каждой из подгрупп авторы исследования подробно анализируют личностные характеристики их представителей, образ жизни, потребности и особенности поведения, соотнося все это с некоторыми социально-демографическими показателями. Только в первой группе прослеживается достаточно однозначная связь между социально-экономическим положением ее представителей и их ценностными ори-ентациями. В других группах эта связь носит более сложный и неоднозначный характер.
Социально-психологический подход к проблеме типологии общества, несомненно, открывает широкие перспективы, однако серьезное препятствие на пути его развития заключается в том, что он требует очень больших затрат труда и средств.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экон. грамотность», 1995.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.
Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера/Под ред. Э.С. Чу-гуновой. Л.: ЛГУ, 1991.
Методики социально-психологической диагностики личности и группы/Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. М.: ИП АН СССР, 1990.
Методики социально-психологического исследования личности и малых групп/Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В.Журавлева. М.: ИП РАН, 1995.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
Проблемы психологии личности/Отв.ред. Е.В. Шо-рохова, О.И.Зотова. М.: Наука, 1982.
Психологическая теория коллектива/Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
Психологические механизмы регуляции социального поведения/Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шоро-хова. М.: Наука, 1979.
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Психологические проблемы социальной регуляции поведения/Отв. ред. Е.В. Шорохова, М.И. Бобне-ва. М.: Наука, 1976.
Психология личности и образ жизни/Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1987.
Рощин С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. М.: Наука, 1980.
Рощин С.К. Психологические проблемы политического развития личности//Психол. журн. 1984. Т. 5, № 2, 3.
Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979.
Се кун В. И. Психология активности. Минск, 1996.
Сознание личности в кризисном обществе/Под ред. К.А. Абульхановой и др. М.: ИП РАН, 1995.
Социальная психология личности/Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979.
Социальная психология личности/Под ред. А.А. Бодалева. Л.: Знание, 1974.
Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности/Отв.ред. Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. М.: ИП АН СССР, 1988.
Социально-психологический портрет инженера/ Под ред. В.А. Ядова. М.: Мысль, 1977.
Теории личности в западноевропейской и американской психологии/Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1996.
Фрейд 3. Групповая психология и анализ ЭГО. М., 1991.
Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1923.
Фромм Э. Душа человека. М.: Прогресс, 1992.
Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Юнг К. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М., 1980.
Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности//Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89-105.
Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
Общественная психология и идеология
Общественная психология и идеология
Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе[119]. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.
Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом «общественная», ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие «идеология» в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер. Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.
Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности «особо уполномоченных» данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.
Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.
Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.
Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, сведению к минимуму других.
В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание». И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первом случае нас интересует степень «онаученности» сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть синкретно определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.
На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество. Так, при анализе перехода от рабовладения к феодализму Энгельсом была прослежена обратная связь психологического фактора и социально-экономического переворота. «Рабство, — отмечал он, — перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства»[120]. Таким образом, переход к новым производственным отношениям («выбор» их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.
Читайте также
45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология
45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология Направление неофрейдизма, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающая роль была придана влияниям
Общественная практика
Общественная практика Из множества таких конкретных актов индивидов и складывается общественно-историческая практика.Практика есть специфически человеческий способ отношения к миру, заключающийся в активном преобразовании объективно существующих в нем предметов и
9.3. Общественная психология
9.3. Общественная психология В составе обыденного сознания выделяют общественную психологию.Это – совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей, направлений воли, переживаний, мыслей, возникающих на основе социальной группы, в которую входит индивид. В
Глава III Общественная реальность
Глава III Общественная реальность В книге «Паутина жизни» я выдвинул идею синтеза современных теорий живых систем, в том числе выводов нелинейной динамики — дисциплины, известной широкой публике под названием «теории сложных систем» [1]. В предыдущих двух главах я подвел
Общественная собственность и непосредственно общественная форма производства
Общественная собственность и непосредственно общественная форма производства Рассматривая капиталистический способ производства, Энгельс доказывал, что действительное разрешение основного противоречия капитализма в первую очередь состоит в установлении
27.СОЗЕРЦАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА
27.СОЗЕРЦАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА В любой исторической системе Вечной Философии есть аксиома: целью человеческой жизни является созерцание или непосредственное и интуитивное сознавание Бога; любое действие является средством достижения этой цели; общество
Дюркгейм — общество и общественная солидарность
Дюркгейм — общество и общественная солидарность Жизнь. Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim, 1858–1917) родился в г. Эпиналь в пограничной с Германией области Франции. Хотя его отец был раввином, но по отношению к религии Дюркгейм занял достаточно агностическую позицию. Он изучал
IV.32. Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь
IV.32. Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918) – основоположник марксизма в России, политик, последовательный оппонент В.И. Ленина и большевиков, социальный философ, эстетик, теоретик искусства. Взгляды Плеханова на искусство
1. Наука и общественная жизнь
1. Наука и общественная жизнь Выражение «социальная справедливость», стоящее в названии этой главы, не связывается в этой книге ни с каким реальным или желательным для автора общественным строем, а означает лишь исторически сложившийся, менявшийся со временем
Наука и общественная жизнь
Наука и общественная жизнь Всем мыслителям — от Ф. Бэкона и Декарта — путь в борьбе со схоластикой освещала идея связи науки с жизнью, с практической борьбой человека, направленной на покорение стихийных сил природы и за справедливое устройство жизни. Эта идея в своем
5. Идеология и больше, чем просто идеология
5. Идеология и больше, чем просто идеология Цель и понимание того, как её можно достигнуть, рождают определённую модель поведения, связывающую наши действия в настоящем, с образом — целью в будущем. То есть, придающих нашему поведению системность и
2.4.5. Генетика, нравственность и общественная ответственность
2.4.5. Генетика, нравственность и общественная ответственность Начнём разговор о связи генетики с нравственностью человека с напоминания того, что зачатие не сводится к гидромеханике излияния спермы из организма мужчины в организм женщины; к механике хаотического
4. Общественная психология
4. Общественная психология Основным строением новой общественной организации определяется первая черта общественной психологии, выступающей в ее рамках: высшая степень социальности. Трудовая сплоченность великой семьи человечества и коренная однородность развития
5rik.ru
Материалы для учебы и работы
Социальная психология и идеология
Социальная психология и идеология
Соотношение между обыденным и теоретическим уровнями сознания по-особому трансформируется в соотношении между общественной психологией и идеологией. Общественная психология есть частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, причудливые образы фантазии и логика здравого смысла.
Идеология — это неполный ценностный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии (в теории — объективно) дается систематизированная оценка социальной действительности и осуществляется ее жизнеустроение. Вопреки распространенному мнению, что идеология возникла в эпоху политических движений XVIII в., думается, что она появилась одновременно с государством и политическими партиями. Отстаивая свои интересы, они генерировали соответственно им социальные идеи. В идеологии аккумулируется социальный опыт общественных групп, классов, формулируются их социально-политические задачи и цели, выстраивается система авторитетных идеалов. Существенным свойством идеологии как специфической формы сознания выступает то, что она отражает действительность не так целостно-непосредственно, как общественная психология, а опосредствованно, вырабатывая свой категориальный инструментарий, который в силу присущей ему абстрактности как бы дальше отходит от действительности, вследствие чего возникает опасность самозамыкания идеологии, впадения в схоластическое теоретизирование.
Приведем такой аналог с наукой: там, где наука строит гипотезы, идеология в некоторых ее проявлениях может строить произвольные конструкции, выдавая их за реальное отражение действительности. Вот почему общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит к дестабилизации общественной психологии, к ее дисгармонии и расшатыванию.
Термин «идеология» употребляется в двух сущностно разных смыслах. Первый смысл определяется этимологией самого слова «идеология». Его корнем является «идея». Отсюда и употребление термина «идеология» в значении руководящей идеи, своего рода стержня, замысла того, что мы хотим осуществить.
Применительно к политике слово «идеология» имеет смысл системы политических верований и убеждений, ориентированных на определенные пути завоевания власти. Тут имеют место и предвзятые ходы мысли, и ложные идеи, как, например, в идеологии фашистских и всякого рода экстремистских партий и движений. В этом смысле идеология выступает как совокупность всех мыслимых средств для достижения какой-либо цели. Свое фиксированное выражение политическая идеология получает прежде всего в программах и уставах политических партий, в конституциях государств, теоретических трудах политических и государственных деятелей. Здесь идеология тесно связана с таким феноменом, как политическое сознание.