Социальная работа как учебная дисциплина

Социальная работа как учебная дисциплина

Мировой опыт государств с рыночной экономикой свидетельствует, что без специальных и общественных структур социальной защиты населения, без четкого функционирующего механизма социальной помощи отдельным группам и слоям населения гуманное, духовно и нравственно богатое демократическое общество, правовое государство могут существовать лишь виртуально. Вот почему в целом ряде стран активная разработка научных проблем, связанных с прикладной социологией, социальной экологией, социальной инженерией, социономией, сопровождается широким распространением и утверждением новой престижной специальности — >.

Одна из важных профилирующих дисциплин в системе вузовской подготовки соответствующих специалистов — >. Изучение данной учебной дисциплины позволяет вооружить будущих специалистов методологией научного анализа социальных процессов и оптимального выбора наиболее целесообразных организационных структур, содержания, форм и методов деятельности служб, осуществляющих социальную помощь населению.

Как известно, учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основ соответствующей науки. Понятия >, >,

Наука всегда шире и богаче но содержанию, чем учебная дисциплина, и развивается но отношению к ней с опережением. Это обязывает педагогов постоянно следить за научными новинками и исследованиями в области социальной работы и обогащать научными достижениями содержание учебных занятий и учебных дисциплин. Непременное условие творческого использования научных достижений в учебных курсах и на занятиях — непосредственное участие в научно-исследовательской работе не только профессорско-преподавательского состава, но и студентов. Только при этом условии в учебном курсе > подготовка кадров но специальности > будет проводиться с учетом современных требований к профессионализму. Как учебная дисциплина теория и практика социальной работы в настоящее время изучается во многих высших учебных заведениях, создавших факультеты социальной работы, на различных курсах системы подготовки и повышения квалификации работников социальной сферы. В учебных планах вузов, готовящих высококвалифицированные кадры для органов и учреждений в структуре социальной защиты и помощи населению, эта учебная дисциплина является одной из профилирующих.

Теория социальной работы, входя в учебные планы факультетов, вместе с тем решает не совсем идентичные задачи, что находит выражение в целевой установке учебного курса.

Под целевой установкойпонимается научно обоснованные предполагаемые результаты учебно-воспитательного процесса но данной учебной дисциплине. Чаще всего целевая установка предстает как модель будущего специалиста, включающая перечень требований к объему знаний, умений, навыков и качеств, которые должен приобрести и выработать обучаемый. Эти требования являются определяющим началом для разработки тематических планов и учебных программ.

В самом общем виде цель учебного курса >— вооружить студентов знаниями теоретических основ социальной работы с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения и навыки организации социальной работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной защите, воспитать у обучающихся высокие нравственные и гyманистические качества.

Современный социальный работник — это специалист в области социальной инженерии и технологии, это соционом, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических регулятивах жизнедеятельности людей, способный прийти им на помощь. A это значит, что выпускник института но специальности > должен:

• знать теоретические и методологические основы социальной работы, ее исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной помощи населению;

• иметь навыки социально-психологического и ситуационного анализа и организационного диагноза условий жизнедеятельности различных групп населения;

• уметь проводить конкретные социологические исследования, прогнозировать развитие социальных процессов и учитывать их результаты в организации социальной работы, в выборе средств и способов воздействия на развитие социальных процессов;

• обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, педагогическими склонностями, быть радушным и общительным;

• иметь высокую юридическую подготовленность, медико-психологическую компетентность, обладать наблюдательностью, вниманием, милосердием, высокими нравственными качествами.

Целевая установка и время, отводимое учебным планом на изучение, предопределяют содержание и структуру учебного курса.

Содержание учебного курса динамично и обусловлено научными достижениями в области социальной работы, a также требованиями жизненных условий и обстоятельств.

В неразрывном единстве с содержанием учебной дисциплины находится ее структура, т.е. состав и взаиморасположение частей ее содержания, предопределяющих последовательность ее изучения. Основным критерием, обосновывающим структуру учебной дисциплины, является ее Внутренняя логика, обеспечивающая соблюдение дидактических принципов: систематичность и последовательность перехода от простого к сложному, от общего к частному и др.

Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть фото Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть картинку Социальная работа как учебная дисциплина. Картинка про Социальная работа как учебная дисциплина. Фото Социальная работа как учебная дисциплина

Структура учебной дисциплины может включать разделы, темы и другие дидактические дисциплины. Для небольшого но количеству часов курса наиболее приемлемой структурной единицей является тема, a при больших объемах курса такой единицей могут быть разделы, темы, параграфы. Так, программа курса для факультета социальной работы может включать следующие разделы: «Теоретико-методологические основы социальной работы>>, >, >, >. Каждый из разделов состоит из целого ряда логически взаимосвязанных тем. Как и содержание, структура курса подвижна, требует постоянного совершенствования, достижения оптимального соответствия структурных элементов учебной программы логике и архитектонике науки, принципам дидактики. В процеcce изучения теории социальной работы используются разнообразные формы и методы учебных занятий: лекции и семинары, групповые занятия и тренинги, теоретические конференции и диспуты, индивидуальные собеседования и тестирование, разработка рефератов, курсовых и дипломных работ, самостоятельная работа и консультации, практика и стажировка в учреждениях социальной защиты и помощи населению, зачеты и экзамены. Теория социальной работы как учебная дисциплина должна решать весьма сложные и ответственные задачи но формированию социального работника-профессионала:

• совместно с общенаучными, социально-гуманитарными и специальными учебными дисциплинами вооружать студентов знаниями теоретических основ социальной работы, технологии и методики ее организации и осуществления с различными категориями социальных групп и граждан, знаниями методик прогнозирования и моделирования социальных процессов, происходящих в обществе, конкретных общностях и малых группах;

• развивать у студентов творческое мышление, умение с гражданских, гуманистических позиций анализировать и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;

• воспитывать у студентов высокие нравственные качества, деловитость и профессионализм социального работника и гражданина — носителя гуманистических идеалов, общечеловеческой культуры, способного активно проводить в жизнь социальную политику государства и гармонизировать человеческие взаимоотношения;

• прививать студентам навыки комплексного управленческого и психолого-педагогического воздействия на состояние и поведение социальных групп и отдельных людей в экстремальных и конфликтных обстоятельствах при защите их социальных прав и свобод.

Совершенствовать и развивать теорию социальной работы как учебную дисциплину — значит укреплять ее связь с жизнью, практикой социальной работы, повышать теоретический и научный уровень содержания курса, улучшать его структуру, внутреннюю логику и методику проведения занятий. Эти проблемы находятся в центре внимания кафедральных коллективов, ведущих преподавателей курса >.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть фото Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть картинку Социальная работа как учебная дисциплина. Картинка про Социальная работа как учебная дисциплина. Фото Социальная работа как учебная дисциплина Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть фото Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть картинку Социальная работа как учебная дисциплина. Картинка про Социальная работа как учебная дисциплина. Фото Социальная работа как учебная дисциплина Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть фото Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть картинку Социальная работа как учебная дисциплина. Картинка про Социальная работа как учебная дисциплина. Фото Социальная работа как учебная дисциплина Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть фото Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть картинку Социальная работа как учебная дисциплина. Картинка про Социальная работа как учебная дисциплина. Фото Социальная работа как учебная дисциплина

Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть фото Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть картинку Социальная работа как учебная дисциплина. Картинка про Социальная работа как учебная дисциплина. Фото Социальная работа как учебная дисциплина

Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть фото Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть картинку Социальная работа как учебная дисциплина. Картинка про Социальная работа как учебная дисциплина. Фото Социальная работа как учебная дисциплина

С введением в 1991 г. в России новой профессии — специалиста по социальной работе — базовым в подготовке социальных работников на протяжении определенного времени был учебный курс

«Теория и методика (технология) социальной работы». Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологии (методики) и организации, научить их методам этой работы.

Реализуемый, в частности, в Государственной академии сферы быта и услуг учебно-тематический план (по которому учились студенты-выпускники 1994/95 учебного года) включал в себя семь разделов. В первом разделе «Методологические основы социальной работы» раскрывались сущность социальной работы как особого вида общественной деятельности, ее место и роль в жизни общества. Показывалось, где социальная сфера — это пространство социальной работы, где человек выступает одновременно и как объект, и как субъект. В этом же разделе определялись цель и задачи, принципы и методы социальной работы, ее объективные и субъективные факторы, излагалась история российской благотворительности, давалось понимание теории и методики социальной работы как науки и учебной дисциплины.

Во втором разделе «Основные направления социальной работы в условиях реформирования россии)» студенты знакомились с основными проблемами социальной работы, с деятельностью по защите определенных групп населения (детей-сирот, пенсионеров, одиноких, беженцев и т.д.).

В третьем разделе «Социальная патология как проблема социальной работы» излагались такие острые социальные проблемы, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция и другие, т.е. проблемы социальной патологии.

В четвертом разделе «Технология социальной работы» раскрывалось все многообразие деятельности, умений социального работника: диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация и т.д.

В пятом разделе «Государственно-правовые основы социальной работы» излагалось содержание законодательных актов Российской Федерации по социальным вопросам.

В шестом разделе «Управление социальной работой» студенты знакомились с сущностью, содержанием и основными направлениями, методами и принципами управления в области социальной работы. В седьмом разделе «Кадры социальной работы» давалась характеристика профессиональных качеств, социального статуса, подбора, подготовки и переподготовки социальных работников.

В связи с разработкой и принятием Государственного стандарта по образованию в области социальной работы данный учебный курс приобрел новый вид и по содержанию, и по структуре. Включенный в цикл общепрофессиональных дисциплин, он представлен в нем сразу несколькими предметами: теорией социальной работы;

методами и технологией социальной работы; историей социальной работы в России; социальной работой за рубежом; социальным правом; менеджментом социальной работы. Это результат общемирового процесса дифференциации и интеграции, который проходит в своем развитии каждая наука.

Кроме того, в программу подготовки социальных работников входит и цикл специальных дисциплин, который включает как предметы собственно социальной работы, так и специальные разделы других дисциплин, изучаемых будущими социальными работниками.

В связи с этим надо отметить, что социальная работа — многопрофильная деятельность. Подготовка специалистов в этой области базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах неодинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин, важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологии, политологии, иностранных языков, информационных технологий, основ деловой речи, социальной экологии и др. При этом надо подчеркнуть, что каждая из учебных дисциплин так или иначе «работает» на базовую (т.е. социальную работу), углубляя и дополняя ее различные разделы и подразделы.

В настоящем учебном курсе «Основы социальной работы» читателям предлагается такое содержание понимания социальной работы как науки и учебной дисциплины, которая включает и главные положения социальной работы, и социальные аспекты, связанные с рассматриваемым видом деятельности и с содержанием близких к социальной работе дисциплин.

Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть фото Социальная работа как учебная дисциплина. Смотреть картинку Социальная работа как учебная дисциплина. Картинка про Социальная работа как учебная дисциплина. Фото Социальная работа как учебная дисциплина

Курс «Основы социальной работы» включает в себя лекционные, семинарские и различные формы практических занятий. При этом предпочтение отдается самостоятельной практической работе, без чего не может состояться социальный работник как специалист, профессионал.

Источник

Социальная работа как учебная дисциплина

Глава 1. Система подготовки социальных работников в России

Как отдельное направление общественной практики и само­стоятельный вид профессиональной деятельности социальная ра­бота конституировалась только в 1991 г., когда Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., был дополнен квалификационной харак­теристикой «специалист по социальной работе» [1,56]. Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала экви­валентом принятой в мире должности «социальный работник»[2,37].

12 октября 1994 г. Министерство труда Российской Федерации Постановлением № 66 согласовало тарифно-квалификационную характеристику должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, расширив его обязанности. Исходя из тарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функции специалистов по социальной работе:

аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление их патронажа);

диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы);

системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в слож­ной жизненной ситуации);

активационная (содействие активизации потенциала собст­венных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);

действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоот­ношений между отдельными людьми и их окружением; необходи­мые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещении нуждающихся в ста­ционарные учреждения органов здравоохранения; представление в соответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д.; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях;— выступление в качестве их общественного защитника в суде);

организаторская (координация деятельности различных го­сударственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке граж­данам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории); эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Должность специалиста по социальной работе на сегодня уста­новлена в рамках только одной отрасли — социальной защиты населения, а также в системе учреждений — комитетов по делам молодежи[12,78].

В сфере социальной защиты населения эта должность введена в штатное расписание девяти видов учреждений, сеть которых ди­намично развивается. Так, в настоящее время действуют около 600 центров социального обслуживания, 115 центров социальной по­мощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помо­щи населению и экстренной психологической помощи по телефо­ну, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров по­мощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилита­ционных центров для детей и подростков с ограниченными воз­можностями, 35 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий и другие учреждения. В них трудятся не­сколько тысяч специалистов по социальной работе[3,95].

В стадии решения находится вопрос о введении должности специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохране­ния, пенитенциарной системы, что соответствует мировой прак­тике.

Правовой основой деятельности специалиста по социальной работе должен стать федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», проект кото­рого находится на рассмотрении в Государственной Думе России[8,34].

В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Гос­комобразования СССР от 7 августа 1991 г. № 376 (2). 25 сентября 1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 — «со­циальная работа», предусматривающий четырехлетний срок обу­чения с присвоением квалификации «социальный работник»[12,69].

Учебный план включает общегуманитарные дисциплины (фи­лософия, политология, теория и история мировой и отечествен­ной культуры, основы экономической теории и др.) и дисципли­ны, непосредственно связанные со специальностью: теория и ме­тодика социальной работы (методологические основы социальной работы; содержание, направление, методы и технология социаль­ной работы; организация социальной работы; практическая пси­хология в социальной работе; медико-социальные аспекты соци­альной работы), социология (общая социология; общая социаль­ная технология; социология семьи), психология (введение в пси­хологию; дифференциальная психология; возрастная психология; социальная психология), педагогика (социальная педагогика; об­щая педагогика для социальных работников; семейная педагоги­ка), правоведение (теория государства и права; гражданское пра­во; семейное право; жилищное право; трудовое право; право со­циального обеспечения; уголовное право и криминалистика), ме­дико-социальные основы здоровья (организация здравоохранения; социальная гигиена; реабилитация как медико-социальная про­блема; основы здорового образа жизни с вопросами профилакти­ки наркомании, защиты ребенка в социально неблагополучной среде; анатомо-физиологические особенности организма челове­ка, доврачебная помощь при неотложных состояниях; введение в педиатрию; физиология и патология репродукции, планирование семьи; введение в геронтологию; вопросы эпидемиологии и про­филактики инфекционных заболеваний[4,12].

На период утверждения учебного плана по специальности «со­циальная работа» предусматривалось пять специализаций: организация социальной помощи населению; социальная работа в тру­довых коллективах; медико-социальная помощь населению; соци­альная работа с семьями и детьми группы риска; социальная рабо­та с молодежью. Силами временного научного коллектива под ру­ководством проф. С.А. Беличевой было разработано свыше ста программ по дисциплинам базового курса и специализаций.

С сентября-декабря 1991 г. более 20 вузов России приступили к базовой подготовке и переподготовке кадров по специальности «социальная работа». К настоящему времени количество высших учебных заведений, осуществляющих такую подготовку и пере­подготовку, приближается к 70. Только в 1994 г. подготовка по дневной форме обучения началась в Амурском, Башкирском, Ива­новском, Северо-Осетинском, Удмуртском государственных уни­верситетах, Комсомольском-на-Амуре политехническом институ­те, Красноярской государственной технологической академии и в ряде других вузов. Обучение по всем формам и переподготовку проходят более 3 тыс. человек[8,90].

Решен принципиально важный вопрос о переходе на подго­товку по социальной работе на трех уровнях высшего профессио­нального образования. Утверждены в качестве государственного образовательного стандарта высшего профессионального образо­вания «Требования к обязательному минимуму содержания и уров­ню подготовки бакалавра по направлению 521100 — «социальная работа»»[4,7].

Современное видение социальной работы как профессиональ­ной деятельности потребовало внесения в учебный план сущест­венных изменений. Новый проект включает дисциплины по четы­рем циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культуро­логия, политология и др.), общие математические и естественно­научные дисциплины (математика, информатика и вычислитель­ная техника, концепции современного естествознания и др.), об­щепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в Рос­сии, социальная работа за рубежом, психология, практическая пси­хология и психодиагностика, конфликтология, общая и социаль­ная педагогика, медико-социальные основы здоровья, социоло­гия, социальное право, этика социальной работы, экономика со­циальных служб, менеджмент социальной работы), дисциплины специализации[4,7].

В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным. По нашему мнению, необходимо исходить из того, что подготовка кадров по специаль­ности «социальная работа» должна быть в определяющей степени направлена на будущую профессиональную деятельность студен­тов, т.е. иметь не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.

Таким образом, одной из важнейших задач в обучении студен­тов социальной работе является интеграция теории и практики.

Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере.

В вузах России издавна сложилась традиция проведения прак­тики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно про­исходит подготовка студентов к специальности, тем самым изна­чально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от прак­тических навыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.

Сложной научно-методической проблемой в современных ус­ловиях является необходимость создания системы практической подготовки к социальной работе в процессе обучения. В вузах Рос­сии предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учеб­ных планах факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практи­ков.

Так, многие темы по курсу теории и методики социальной ра­боты читаются специалистами из Министерства социальной за­щиты населения, департамента по проблемам семьи, женщин и детей, представителями территориальных центров, социальных служб. Становится традицией, что в проведении семинарских за­нятий, круглых столов наряду с преподавателями участвуют и прак­тические социальные работники. Такой подход способствует при­ближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и спо­собствует аккумуляции накопленного опыта.

Систематизация практики предпринимается с 1 курса обуче­ния студентов. После 12-часовой программы «Введение в специ­альность» начинается ознакомительная практика. Она проходит в сентябре (в течение 2-х недель) в социальных службах и способст­вует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Имен­но здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального уровня[5,17].

Для проведения ознакомительной практики формируются груп­пы практикантов, назначается руководитель практики. Опреде­ляются ее цели и задачи, основным содержанием которых яв­ляются повышение информационно-коммуникативного уров­ня студента, формирование начальных знаний о социальных про­блемах и попытках государства по их решению, обучение элемен­там наблюдательности, общения, действия в оказании помощи и поддержки клиентам.

Руководитель практики дает каждому студенту конкретные по­ручения, поддерживает и контролирует практиканта в течение всего периода времени, учит его самостоятельно находить нужные решения и вырабатывать альтернативную линию поведения. По итогам ознакомительной практики студенты пишут реферат по теме «Почему я решил стать социальным работником», а также отвеча­ют на вопросы анкеты, разработанной деканатом факультета.

После завершения ознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной работы и курс «Теоре­тико-методологические основы социальной работы»[6,9].

На 2-м году обучения степень практики усложняется. Продол­жается чтение теоретического курса социальной работы, ее орга­низационных основ. Одновременно к основному курсу предлага­ется ряд спецкурсов. На практику отводится 4 недели. Основная цель практики — обучение навыкам общения с объектом социаль­ной работы. Аудиторные занятия приобретают активные формы дискуссий, круглых столов, конференций, встреч с практически­ми работниками.

В ходе проведения учебно-практических занятий преподавате­ли ставят своей целью формирование нравственно-целостных ори­ентации будущего специалиста, его гуманистического отношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в со­циальной работе в России.

После завершения курса «Теория и методика социальной ра­боты» студенты проходят практику в территориальных центрах социальной защиты населения. Практиканту даются различные по целям поручения и рабочие задания, направленные на поддержа­ние постоянного контакта с практическими социальными работ­никами. Он вместе со специалистами территориальных центров занимается планированием работы, присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении программ оказания помощи на­селению.

Им присваивается квалификация «специалист по социальной ра­боте с семьями и детьми группы риска».

«Медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инва­лидам в условиях стационарных учреждений социального обслужи­вания»: место работы специалистов — в домах-интернатах систе­мы Минсоцзащиты России; присваивается квалификация «специ­алист по медико-социальной помощи в стационарных учреждениях»;

«Социальная реабилитация лиц без определенного места жи­тельства и занятий»: осуществляется подготовка к работе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных групп населения; присваивается квалификация «специалист по социаль­ной реабилитации лиц без определенного места жительства и заня­тий»;

«Социальная работа с людьми пожилого возраста»: потребность в кадрах по этой специальности существует в центрах социального обслуживания, отделениях социальной помощи на дому, специ­альных домах для одиноких престарелых; присваивается квалифи­кация «специалист по социальной работе с людьми пожилого возрас­та»[4,18].

Специализациями, введение которых основывается на втором — отраслевом — признаке, являются: «Социальна я работа в учрежде­ниях здравоохранения», «Социальная работа в учебных заведениях», «Социальная работа в службе занятости», «Социальная работа в службе миграции», «Социальная работа в пенитенциарных учреж­дениях», «Социальная работа на производстве», «Социальная рабо­та с военнослужащими». Соответственно присваиваются квалифи­кации: специалист по социальной работе в учреждениях здраво­охранения, учебных заведениях и т.д[14,81].

В зависимости от выбора специальности студентам 3-го курса предлагается, кроме дисциплин специализации, широкий выбор спецкурсов. Студенты получают углубленные знания в технологи­ях социальной работы, систематизируют теоретико-методологи­ческие знания в применении к практике.

На 3-м курсе обучения преподаватели приобщают будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности, привле­кая их к разработке исследовательских проектов по социальной работе. Студенты активно участвуют в социологических опросах, мониторинга, научных кружках и конференциях. Кроме того, осо­бое внимание уделяется формированию у них усиленной мотива­ции к самостоятельной работе в различных управленческих струк­турах социальной сферы.

Практика на 3-м курсе посвящается отработке методов и при­емов работы с различными категориями населения. Практикант получает конкретное задание, сформулированное преподавателя­ми и руководителями территориальных центров социальных ус­луг, а затем с помощью супервизора (консультанта) приступает к самостоятельной работе с клиентом: проводит беседы, консульта­ции, участвует в выработке решения, учится давать свои оценки проблемам клиента и вырабатывать собственную позицию.

По завершении практики студент сдает экзамен по курсу «Тех­нологии социальной работы». На основании отчетов по практике преподаватели готовят научно-методические рекомендации по внедрению основных принципов и методов социальной работы.

На 4-м курсе интегрируются знания в области технологий и начинается изучение проблем, связанных с социальным управле­нием. Углубляются знания о социальном и служебном законода­тельстве, организационных структурах социальной сферы.

Продолжается систематизация практической подготовки, на­правленной на укрепление теоретической фундаментальности, целостности изложения курсов по подготовке социального работ­ника, а также на создание различных моделей социальных служб, на развитие способностей студента формировать взаимосвязи ин­дивида, группы и общества.

На этом этапе отрабатываются навыки в области консультиро­вания клиентов, в совершенствовании методик коммуникативно­го общения, управленческо-организационной деятельности. Сту­денты проходят практику на базе стационарных социальных уч­реждений и общественных благотворительных организаций. Од­ним из ее направлений является изучение психологических аспек­тов, проблем борьбы с детской преступностью, профилактики от­клоняющегося поведения, знакомство с опытом работы этих орга­низаций, оказание педагогической помощи несовершеннолетним. Практика длится 4 недели и завершается подготовкой курсовой работы и экзаменами по прочитанным курсам.

На наш взгляд, следует осуществлять обучение по двум специ­альностям, что даст выпускникам вузов больше возможностей для маневра в выборе рабочих мест: либо по специализации «Органи­зация социальной защиты населения» и любой другой из числа определенных по первому признаку, либо по специализации «Социальная работа на производстве» и любой другой из определен­ных по второму признаку.

Сегодня важно обеспечить необходимую программно-методи­ческую базу обучения и практики, переработать и дополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисцип­лин базового курса и специализаций, создать пакет (комплект) соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методические экспериментальные центры соци­ального обслуживания населения и т. д.

В организации этой работы чрезвычайно высока роль Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по об­разованию в области социальной работы, созданного Госкомвузом России на базе Московского государственного социального уни­верситета и Ассоциации коллективов вузов и школ социальной работы.

В процессе всесторонней реорганизации социальной сферы, обусловленной переходом России к новым экономическим отно­шениям, формируются и развиваются адекватные рыночной эко­номике социальные институты и явления. Среди них — социаль­ная работа, нравственный, интеллектуальный и деятельностный потенциал которой способен продвинуть Россию по пути постро­ения социального и правового государства, гражданского общест­ва, стать гарантом реализации конституционного права каждого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, на госу­дарственную поддержку и заботу.

На завершающем этапе обучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика в региональных структурах социальной защиты (областных, районных комитетах и управле­ниях). Завершением практики является подготовка и защита дипломного проекта.

В большинстве случаев преддипломная практика проводится в тех организациях, где предполагается дальнейшая работа выпуск­ника института. Руководитель преддипломной практики разраба­тывает план-задание на этот период времени, осуществляет кон­сультации и контроль за его выполнением, помогает в разработке плана дипломного проекта и его подготовке. Наиболее интерес­ные выдержки из проектов публикуются в научно-исследователь­ских сборниках студентов и преподавателей. Таким образом, во время обучения студентов в течение 22 недель ведется практичес­кая подготовка к социальной работе. В целом она составляет око­ло 20% от общего объема нагрузки. Много это или мало? По срав­нению с зарубежным опытом — значительно меньше (в ряде евро­пейских стран на практику отводится до 40% учебного времени)[5,8].

Поэтому одной из проблем дальнейшего совершенствования этой работы остается увеличение количества часов для практической подготовки.

Необходимо решать и оставшиеся проблемы, а именно:

проблемы целенаправленной подготовки к приему практикантов — сотрудников территориальных центров, выработки у них установки на контакты взаимного сотрудничества;

проблемы обучения по организации практики преподава­тельского состава (семинары, обмен опытом работы, организация встреч с сотрудниками, работающими в социальной сфере), выра­ботки у них понимания необходимости изучения опыта социальной работы[8,15].

Не менее важной является и проблема формирования потреб­ностей и интересов студентов в подготовке к профессиональной деятельности, участии в научно-исследовательской работе.

В то же время в процессе подготовки студентов к профессио­нальной деятельности представляется целесообразным сократить направление специализаций.

По отзывам студентов, практика помогает им самоутверждать­ся в выборе профессии, способствует пониманию того, что про­фессия социального работника — это работа истинных энтузиас­тов, людей милосердных и благородных, отважных, требующих профессиональной технологической подготовки.

Приведем высказывание студентки: «. Бедным, одиноким людям без этой не так давно созданной социальной помощи было бы очень тяжко. Для таких социальный работник — «свет в окошке», его ждут, ему рады. Думаю, что социальные работники, несомненно, получают моральное удовлетворение от конкретного творения добра»[9,45].

Итак, профессиональное становление специалиста — сложный, не­прерывный процесс «проектирования» личности. Осведомлен­ность о своей будущей специальности способствует развитию ак­тивности студента, формированию личностной модели самодви­жения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *