Социальная работа как учебная дисциплина
Социальная работа как учебная дисциплина
Мировой опыт государств с рыночной экономикой свидетельствует, что без специальных и общественных структур социальной защиты населения, без четкого функционирующего механизма социальной помощи отдельным группам и слоям населения гуманное, духовно и нравственно богатое демократическое общество, правовое государство могут существовать лишь виртуально. Вот почему в целом ряде стран активная разработка научных проблем, связанных с прикладной социологией, социальной экологией, социальной инженерией, социономией, сопровождается широким распространением и утверждением новой престижной специальности — >.
Одна из важных профилирующих дисциплин в системе вузовской подготовки соответствующих специалистов — >. Изучение данной учебной дисциплины позволяет вооружить будущих специалистов методологией научного анализа социальных процессов и оптимального выбора наиболее целесообразных организационных структур, содержания, форм и методов деятельности служб, осуществляющих социальную помощь населению.
Как известно, учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основ соответствующей науки. Понятия >, >,
Наука всегда шире и богаче но содержанию, чем учебная дисциплина, и развивается но отношению к ней с опережением. Это обязывает педагогов постоянно следить за научными новинками и исследованиями в области социальной работы и обогащать научными достижениями содержание учебных занятий и учебных дисциплин. Непременное условие творческого использования научных достижений в учебных курсах и на занятиях — непосредственное участие в научно-исследовательской работе не только профессорско-преподавательского состава, но и студентов. Только при этом условии в учебном курсе > подготовка кадров но специальности > будет проводиться с учетом современных требований к профессионализму. Как учебная дисциплина теория и практика социальной работы в настоящее время изучается во многих высших учебных заведениях, создавших факультеты социальной работы, на различных курсах системы подготовки и повышения квалификации работников социальной сферы. В учебных планах вузов, готовящих высококвалифицированные кадры для органов и учреждений в структуре социальной защиты и помощи населению, эта учебная дисциплина является одной из профилирующих.
Теория социальной работы, входя в учебные планы факультетов, вместе с тем решает не совсем идентичные задачи, что находит выражение в целевой установке учебного курса.
Под целевой установкойпонимается научно обоснованные предполагаемые результаты учебно-воспитательного процесса но данной учебной дисциплине. Чаще всего целевая установка предстает как модель будущего специалиста, включающая перечень требований к объему знаний, умений, навыков и качеств, которые должен приобрести и выработать обучаемый. Эти требования являются определяющим началом для разработки тематических планов и учебных программ.
В самом общем виде цель учебного курса >— вооружить студентов знаниями теоретических основ социальной работы с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения и навыки организации социальной работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной защите, воспитать у обучающихся высокие нравственные и гyманистические качества.
Современный социальный работник — это специалист в области социальной инженерии и технологии, это соционом, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических регулятивах жизнедеятельности людей, способный прийти им на помощь. A это значит, что выпускник института но специальности > должен:
• знать теоретические и методологические основы социальной работы, ее исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной помощи населению;
• иметь навыки социально-психологического и ситуационного анализа и организационного диагноза условий жизнедеятельности различных групп населения;
• уметь проводить конкретные социологические исследования, прогнозировать развитие социальных процессов и учитывать их результаты в организации социальной работы, в выборе средств и способов воздействия на развитие социальных процессов;
• обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, педагогическими склонностями, быть радушным и общительным;
• иметь высокую юридическую подготовленность, медико-психологическую компетентность, обладать наблюдательностью, вниманием, милосердием, высокими нравственными качествами.
Целевая установка и время, отводимое учебным планом на изучение, предопределяют содержание и структуру учебного курса.
Содержание учебного курса динамично и обусловлено научными достижениями в области социальной работы, a также требованиями жизненных условий и обстоятельств.
В неразрывном единстве с содержанием учебной дисциплины находится ее структура, т.е. состав и взаиморасположение частей ее содержания, предопределяющих последовательность ее изучения. Основным критерием, обосновывающим структуру учебной дисциплины, является ее Внутренняя логика, обеспечивающая соблюдение дидактических принципов: систематичность и последовательность перехода от простого к сложному, от общего к частному и др.
Структура учебной дисциплины может включать разделы, темы и другие дидактические дисциплины. Для небольшого но количеству часов курса наиболее приемлемой структурной единицей является тема, a при больших объемах курса такой единицей могут быть разделы, темы, параграфы. Так, программа курса для факультета социальной работы может включать следующие разделы: «Теоретико-методологические основы социальной работы>>, >, >, >. Каждый из разделов состоит из целого ряда логически взаимосвязанных тем. Как и содержание, структура курса подвижна, требует постоянного совершенствования, достижения оптимального соответствия структурных элементов учебной программы логике и архитектонике науки, принципам дидактики. В процеcce изучения теории социальной работы используются разнообразные формы и методы учебных занятий: лекции и семинары, групповые занятия и тренинги, теоретические конференции и диспуты, индивидуальные собеседования и тестирование, разработка рефератов, курсовых и дипломных работ, самостоятельная работа и консультации, практика и стажировка в учреждениях социальной защиты и помощи населению, зачеты и экзамены. Теория социальной работы как учебная дисциплина должна решать весьма сложные и ответственные задачи но формированию социального работника-профессионала:
• совместно с общенаучными, социально-гуманитарными и специальными учебными дисциплинами вооружать студентов знаниями теоретических основ социальной работы, технологии и методики ее организации и осуществления с различными категориями социальных групп и граждан, знаниями методик прогнозирования и моделирования социальных процессов, происходящих в обществе, конкретных общностях и малых группах;
• развивать у студентов творческое мышление, умение с гражданских, гуманистических позиций анализировать и оценивать социальные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;
• воспитывать у студентов высокие нравственные качества, деловитость и профессионализм социального работника и гражданина — носителя гуманистических идеалов, общечеловеческой культуры, способного активно проводить в жизнь социальную политику государства и гармонизировать человеческие взаимоотношения;
• прививать студентам навыки комплексного управленческого и психолого-педагогического воздействия на состояние и поведение социальных групп и отдельных людей в экстремальных и конфликтных обстоятельствах при защите их социальных прав и свобод.
Совершенствовать и развивать теорию социальной работы как учебную дисциплину — значит укреплять ее связь с жизнью, практикой социальной работы, повышать теоретический и научный уровень содержания курса, улучшать его структуру, внутреннюю логику и методику проведения занятий. Эти проблемы находятся в центре внимания кафедральных коллективов, ведущих преподавателей курса >.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
С введением в 1991 г. в России новой профессии — специалиста по социальной работе — базовым в подготовке социальных работников на протяжении определенного времени был учебный курс
«Теория и методика (технология) социальной работы». Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологии (методики) и организации, научить их методам этой работы.
Реализуемый, в частности, в Государственной академии сферы быта и услуг учебно-тематический план (по которому учились студенты-выпускники 1994/95 учебного года) включал в себя семь разделов. В первом разделе «Методологические основы социальной работы» раскрывались сущность социальной работы как особого вида общественной деятельности, ее место и роль в жизни общества. Показывалось, где социальная сфера — это пространство социальной работы, где человек выступает одновременно и как объект, и как субъект. В этом же разделе определялись цель и задачи, принципы и методы социальной работы, ее объективные и субъективные факторы, излагалась история российской благотворительности, давалось понимание теории и методики социальной работы как науки и учебной дисциплины.
Во втором разделе «Основные направления социальной работы в условиях реформирования россии)» студенты знакомились с основными проблемами социальной работы, с деятельностью по защите определенных групп населения (детей-сирот, пенсионеров, одиноких, беженцев и т.д.).
В третьем разделе «Социальная патология как проблема социальной работы» излагались такие острые социальные проблемы, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция и другие, т.е. проблемы социальной патологии.
В четвертом разделе «Технология социальной работы» раскрывалось все многообразие деятельности, умений социального работника: диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация и т.д.
В пятом разделе «Государственно-правовые основы социальной работы» излагалось содержание законодательных актов Российской Федерации по социальным вопросам.
В шестом разделе «Управление социальной работой» студенты знакомились с сущностью, содержанием и основными направлениями, методами и принципами управления в области социальной работы. В седьмом разделе «Кадры социальной работы» давалась характеристика профессиональных качеств, социального статуса, подбора, подготовки и переподготовки социальных работников.
В связи с разработкой и принятием Государственного стандарта по образованию в области социальной работы данный учебный курс приобрел новый вид и по содержанию, и по структуре. Включенный в цикл общепрофессиональных дисциплин, он представлен в нем сразу несколькими предметами: теорией социальной работы;
методами и технологией социальной работы; историей социальной работы в России; социальной работой за рубежом; социальным правом; менеджментом социальной работы. Это результат общемирового процесса дифференциации и интеграции, который проходит в своем развитии каждая наука.
Кроме того, в программу подготовки социальных работников входит и цикл специальных дисциплин, который включает как предметы собственно социальной работы, так и специальные разделы других дисциплин, изучаемых будущими социальными работниками.
В связи с этим надо отметить, что социальная работа — многопрофильная деятельность. Подготовка специалистов в этой области базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах неодинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин, важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологии, политологии, иностранных языков, информационных технологий, основ деловой речи, социальной экологии и др. При этом надо подчеркнуть, что каждая из учебных дисциплин так или иначе «работает» на базовую (т.е. социальную работу), углубляя и дополняя ее различные разделы и подразделы.
В настоящем учебном курсе «Основы социальной работы» читателям предлагается такое содержание понимания социальной работы как науки и учебной дисциплины, которая включает и главные положения социальной работы, и социальные аспекты, связанные с рассматриваемым видом деятельности и с содержанием близких к социальной работе дисциплин.
Курс «Основы социальной работы» включает в себя лекционные, семинарские и различные формы практических занятий. При этом предпочтение отдается самостоятельной практической работе, без чего не может состояться социальный работник как специалист, профессионал.
Социальная работа как учебная дисциплина
Глава 1. Система подготовки социальных работников в России
Как отдельное направление общественной практики и самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа конституировалась только в 1991 г., когда Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., был дополнен квалификационной характеристикой «специалист по социальной работе» [1,56]. Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник»[2,37].
12 октября 1994 г. Министерство труда Российской Федерации Постановлением № 66 согласовало тарифно-квалификационную характеристику должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, расширив его обязанности. Исходя из тарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функции специалистов по социальной работе:
аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление их патронажа);
диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы);
системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации);
активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);
действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения; представление в соответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д.; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях;— выступление в качестве их общественного защитника в суде);
организаторская (координация деятельности различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории); эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).
Должность специалиста по социальной работе на сегодня установлена в рамках только одной отрасли — социальной защиты населения, а также в системе учреждений — комитетов по делам молодежи[12,78].
В сфере социальной защиты населения эта должность введена в штатное расписание девяти видов учреждений, сеть которых динамично развивается. Так, в настоящее время действуют около 600 центров социального обслуживания, 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению и экстренной психологической помощи по телефону, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 35 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий и другие учреждения. В них трудятся несколько тысяч специалистов по социальной работе[3,95].
В стадии решения находится вопрос о введении должности специалистов по социальной работе в учреждениях здравоохранения, пенитенциарной системы, что соответствует мировой практике.
Правовой основой деятельности специалиста по социальной работе должен стать федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», проект которого находится на рассмотрении в Государственной Думе России[8,34].
В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Госкомобразования СССР от 7 августа 1991 г. № 376 (2). 25 сентября 1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 — «социальная работа», предусматривающий четырехлетний срок обучения с присвоением квалификации «социальный работник»[12,69].
Учебный план включает общегуманитарные дисциплины (философия, политология, теория и история мировой и отечественной культуры, основы экономической теории и др.) и дисциплины, непосредственно связанные со специальностью: теория и методика социальной работы (методологические основы социальной работы; содержание, направление, методы и технология социальной работы; организация социальной работы; практическая психология в социальной работе; медико-социальные аспекты социальной работы), социология (общая социология; общая социальная технология; социология семьи), психология (введение в психологию; дифференциальная психология; возрастная психология; социальная психология), педагогика (социальная педагогика; общая педагогика для социальных работников; семейная педагогика), правоведение (теория государства и права; гражданское право; семейное право; жилищное право; трудовое право; право социального обеспечения; уголовное право и криминалистика), медико-социальные основы здоровья (организация здравоохранения; социальная гигиена; реабилитация как медико-социальная проблема; основы здорового образа жизни с вопросами профилактики наркомании, защиты ребенка в социально неблагополучной среде; анатомо-физиологические особенности организма человека, доврачебная помощь при неотложных состояниях; введение в педиатрию; физиология и патология репродукции, планирование семьи; введение в геронтологию; вопросы эпидемиологии и профилактики инфекционных заболеваний[4,12].
На период утверждения учебного плана по специальности «социальная работа» предусматривалось пять специализаций: организация социальной помощи населению; социальная работа в трудовых коллективах; медико-социальная помощь населению; социальная работа с семьями и детьми группы риска; социальная работа с молодежью. Силами временного научного коллектива под руководством проф. С.А. Беличевой было разработано свыше ста программ по дисциплинам базового курса и специализаций.
С сентября-декабря 1991 г. более 20 вузов России приступили к базовой подготовке и переподготовке кадров по специальности «социальная работа». К настоящему времени количество высших учебных заведений, осуществляющих такую подготовку и переподготовку, приближается к 70. Только в 1994 г. подготовка по дневной форме обучения началась в Амурском, Башкирском, Ивановском, Северо-Осетинском, Удмуртском государственных университетах, Комсомольском-на-Амуре политехническом институте, Красноярской государственной технологической академии и в ряде других вузов. Обучение по всем формам и переподготовку проходят более 3 тыс. человек[8,90].
Решен принципиально важный вопрос о переходе на подготовку по социальной работе на трех уровнях высшего профессионального образования. Утверждены в качестве государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521100 — «социальная работа»»[4,7].
Современное видение социальной работы как профессиональной деятельности потребовало внесения в учебный план существенных изменений. Новый проект включает дисциплины по четырем циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культурология, политология и др.), общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика, информатика и вычислительная техника, концепции современного естествознания и др.), общепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в России, социальная работа за рубежом, психология, практическая психология и психодиагностика, конфликтология, общая и социальная педагогика, медико-социальные основы здоровья, социология, социальное право, этика социальной работы, экономика социальных служб, менеджмент социальной работы), дисциплины специализации[4,7].
В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным. По нашему мнению, необходимо исходить из того, что подготовка кадров по специальности «социальная работа» должна быть в определяющей степени направлена на будущую профессиональную деятельность студентов, т.е. иметь не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.
Таким образом, одной из важнейших задач в обучении студентов социальной работе является интеграция теории и практики.
Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере.
В вузах России издавна сложилась традиция проведения практики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно происходит подготовка студентов к специальности, тем самым изначально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от практических навыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.
Сложной научно-методической проблемой в современных условиях является необходимость создания системы практической подготовки к социальной работе в процессе обучения. В вузах России предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учебных планах факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практиков.
Так, многие темы по курсу теории и методики социальной работы читаются специалистами из Министерства социальной защиты населения, департамента по проблемам семьи, женщин и детей, представителями территориальных центров, социальных служб. Становится традицией, что в проведении семинарских занятий, круглых столов наряду с преподавателями участвуют и практические социальные работники. Такой подход способствует приближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и способствует аккумуляции накопленного опыта.
Систематизация практики предпринимается с 1 курса обучения студентов. После 12-часовой программы «Введение в специальность» начинается ознакомительная практика. Она проходит в сентябре (в течение 2-х недель) в социальных службах и способствует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Именно здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального уровня[5,17].
Для проведения ознакомительной практики формируются группы практикантов, назначается руководитель практики. Определяются ее цели и задачи, основным содержанием которых являются повышение информационно-коммуникативного уровня студента, формирование начальных знаний о социальных проблемах и попытках государства по их решению, обучение элементам наблюдательности, общения, действия в оказании помощи и поддержки клиентам.
Руководитель практики дает каждому студенту конкретные поручения, поддерживает и контролирует практиканта в течение всего периода времени, учит его самостоятельно находить нужные решения и вырабатывать альтернативную линию поведения. По итогам ознакомительной практики студенты пишут реферат по теме «Почему я решил стать социальным работником», а также отвечают на вопросы анкеты, разработанной деканатом факультета.
После завершения ознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной работы и курс «Теоретико-методологические основы социальной работы»[6,9].
На 2-м году обучения степень практики усложняется. Продолжается чтение теоретического курса социальной работы, ее организационных основ. Одновременно к основному курсу предлагается ряд спецкурсов. На практику отводится 4 недели. Основная цель практики — обучение навыкам общения с объектом социальной работы. Аудиторные занятия приобретают активные формы дискуссий, круглых столов, конференций, встреч с практическими работниками.
В ходе проведения учебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью формирование нравственно-целостных ориентации будущего специалиста, его гуманистического отношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в социальной работе в России.
После завершения курса «Теория и методика социальной работы» студенты проходят практику в территориальных центрах социальной защиты населения. Практиканту даются различные по целям поручения и рабочие задания, направленные на поддержание постоянного контакта с практическими социальными работниками. Он вместе со специалистами территориальных центров занимается планированием работы, присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении программ оказания помощи населению.
Им присваивается квалификация «специалист по социальной работе с семьями и детьми группы риска».
«Медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений социального обслуживания»: место работы специалистов — в домах-интернатах системы Минсоцзащиты России; присваивается квалификация «специалист по медико-социальной помощи в стационарных учреждениях»;
«Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий»: осуществляется подготовка к работе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных групп населения; присваивается квалификация «специалист по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий»;
«Социальная работа с людьми пожилого возраста»: потребность в кадрах по этой специальности существует в центрах социального обслуживания, отделениях социальной помощи на дому, специальных домах для одиноких престарелых; присваивается квалификация «специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста»[4,18].
Специализациями, введение которых основывается на втором — отраслевом — признаке, являются: «Социальна я работа в учреждениях здравоохранения», «Социальная работа в учебных заведениях», «Социальная работа в службе занятости», «Социальная работа в службе миграции», «Социальная работа в пенитенциарных учреждениях», «Социальная работа на производстве», «Социальная работа с военнослужащими». Соответственно присваиваются квалификации: специалист по социальной работе в учреждениях здравоохранения, учебных заведениях и т.д[14,81].
В зависимости от выбора специальности студентам 3-го курса предлагается, кроме дисциплин специализации, широкий выбор спецкурсов. Студенты получают углубленные знания в технологиях социальной работы, систематизируют теоретико-методологические знания в применении к практике.
На 3-м курсе обучения преподаватели приобщают будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности, привлекая их к разработке исследовательских проектов по социальной работе. Студенты активно участвуют в социологических опросах, мониторинга, научных кружках и конференциях. Кроме того, особое внимание уделяется формированию у них усиленной мотивации к самостоятельной работе в различных управленческих структурах социальной сферы.
Практика на 3-м курсе посвящается отработке методов и приемов работы с различными категориями населения. Практикант получает конкретное задание, сформулированное преподавателями и руководителями территориальных центров социальных услуг, а затем с помощью супервизора (консультанта) приступает к самостоятельной работе с клиентом: проводит беседы, консультации, участвует в выработке решения, учится давать свои оценки проблемам клиента и вырабатывать собственную позицию.
По завершении практики студент сдает экзамен по курсу «Технологии социальной работы». На основании отчетов по практике преподаватели готовят научно-методические рекомендации по внедрению основных принципов и методов социальной работы.
На 4-м курсе интегрируются знания в области технологий и начинается изучение проблем, связанных с социальным управлением. Углубляются знания о социальном и служебном законодательстве, организационных структурах социальной сферы.
Продолжается систематизация практической подготовки, направленной на укрепление теоретической фундаментальности, целостности изложения курсов по подготовке социального работника, а также на создание различных моделей социальных служб, на развитие способностей студента формировать взаимосвязи индивида, группы и общества.
На этом этапе отрабатываются навыки в области консультирования клиентов, в совершенствовании методик коммуникативного общения, управленческо-организационной деятельности. Студенты проходят практику на базе стационарных социальных учреждений и общественных благотворительных организаций. Одним из ее направлений является изучение психологических аспектов, проблем борьбы с детской преступностью, профилактики отклоняющегося поведения, знакомство с опытом работы этих организаций, оказание педагогической помощи несовершеннолетним. Практика длится 4 недели и завершается подготовкой курсовой работы и экзаменами по прочитанным курсам.
На наш взгляд, следует осуществлять обучение по двум специальностям, что даст выпускникам вузов больше возможностей для маневра в выборе рабочих мест: либо по специализации «Организация социальной защиты населения» и любой другой из числа определенных по первому признаку, либо по специализации «Социальная работа на производстве» и любой другой из определенных по второму признаку.
Сегодня важно обеспечить необходимую программно-методическую базу обучения и практики, переработать и дополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисциплин базового курса и специализаций, создать пакет (комплект) соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методические экспериментальные центры социального обслуживания населения и т. д.
В организации этой работы чрезвычайно высока роль Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области социальной работы, созданного Госкомвузом России на базе Московского государственного социального университета и Ассоциации коллективов вузов и школ социальной работы.
В процессе всесторонней реорганизации социальной сферы, обусловленной переходом России к новым экономическим отношениям, формируются и развиваются адекватные рыночной экономике социальные институты и явления. Среди них — социальная работа, нравственный, интеллектуальный и деятельностный потенциал которой способен продвинуть Россию по пути построения социального и правового государства, гражданского общества, стать гарантом реализации конституционного права каждого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, на государственную поддержку и заботу.
На завершающем этапе обучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика в региональных структурах социальной защиты (областных, районных комитетах и управлениях). Завершением практики является подготовка и защита дипломного проекта.
В большинстве случаев преддипломная практика проводится в тех организациях, где предполагается дальнейшая работа выпускника института. Руководитель преддипломной практики разрабатывает план-задание на этот период времени, осуществляет консультации и контроль за его выполнением, помогает в разработке плана дипломного проекта и его подготовке. Наиболее интересные выдержки из проектов публикуются в научно-исследовательских сборниках студентов и преподавателей. Таким образом, во время обучения студентов в течение 22 недель ведется практическая подготовка к социальной работе. В целом она составляет около 20% от общего объема нагрузки. Много это или мало? По сравнению с зарубежным опытом — значительно меньше (в ряде европейских стран на практику отводится до 40% учебного времени)[5,8].
Поэтому одной из проблем дальнейшего совершенствования этой работы остается увеличение количества часов для практической подготовки.
Необходимо решать и оставшиеся проблемы, а именно:
проблемы целенаправленной подготовки к приему практикантов — сотрудников территориальных центров, выработки у них установки на контакты взаимного сотрудничества;
проблемы обучения по организации практики преподавательского состава (семинары, обмен опытом работы, организация встреч с сотрудниками, работающими в социальной сфере), выработки у них понимания необходимости изучения опыта социальной работы[8,15].
Не менее важной является и проблема формирования потребностей и интересов студентов в подготовке к профессиональной деятельности, участии в научно-исследовательской работе.
В то же время в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности представляется целесообразным сократить направление специализаций.
По отзывам студентов, практика помогает им самоутверждаться в выборе профессии, способствует пониманию того, что профессия социального работника — это работа истинных энтузиастов, людей милосердных и благородных, отважных, требующих профессиональной технологической подготовки.
Приведем высказывание студентки: «. Бедным, одиноким людям без этой не так давно созданной социальной помощи было бы очень тяжко. Для таких социальный работник — «свет в окошке», его ждут, ему рады. Думаю, что социальные работники, несомненно, получают моральное удовлетворение от конкретного творения добра»[9,45].
Итак, профессиональное становление специалиста — сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитию активности студента, формированию личностной модели самодвижения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.