Социальный интерес рассматривается как

Социальные интересы индивидов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальный интерес: сущность и классификация

Социальный интерес в современной науке представляет собой достаточно многогранное понятие. Оно подразумевает под собой внутреннюю причину, побуждающую к какому-либо действию, а также в достижении намеченной о четко обозначенной цели.

По сути, интерес – это потребность, которую индивид удовлетворяет в процессе своей деятельности. Сущностная особенность интереса заключается в том, что необходимо реализовать данную потребность посредством объективного включения субъекта (в нашем случае индивида или более широкой социальной группы) в общественные отношения с другими индивидами и широкими социальными группами.

Социальный интерес – понятие обширное, поэтому в него входят следующие структурные элементы:

Таким образом, все эти элементы направлены на обозначение и конкретизацию целей, выборов специфических методов по ее достижению и непосредственно сам процесс реализации.

Интересы можно классифицировать по нескольким основным критериям:

Готовые работы на аналогичную тему

Социальный интерес человека

В каждой социальной группе поддерживаются свои собственные интересы, которые зависят от специфики группового развития и динамики, культуры и ценностей внутри нее. Интересы человека имеют в своей основе именно их потребности. Но они направлены не столько на предмет потребности, сколько на те общественные условия, которые благоприятствуют, или наоборот, препятствуют удовлетворению потребности и интереса человека. Прежде всего это касается материальных ресурсов, духовных благ, которые обеспечивают то самое удовлетворение потребностей.

Интересы людей должны удовлетворять интересы социальной группы. Таким образом, такие интересы называются социальными. Их смысл заключается в сохранении или в постепенном преобразовании уже имеющихся учреждений, порядков, норм, взаимодействий и коммуникаций, от которых напрямую зависит процесс распределения благ и услуг, в которых нуждается группа.

Интересы лежат в основе целенаправленной деятельности человека. Интерес, по сути, это еще и нужда, потребность. Потребности проявляются в желании овладеть чем-либо, что будет необходимо в дальнейшем поддержании жизнедеятельности организма как самого индивида, так социальной группы и всего общества. По своей сути интерес является инициатором, мотиватором, в каком-то смысле самым настоящим побудителем активности человека в условиях, которые или благоприятствуют удовлетворение потребности, или мешают этому.

Сущность понятия «интерес»

Интерес можно без сомнения назвать настоящей причиной и главной движущей силой, которая помогает производить процессы социального развития. Интерес – это осознанная потребность, которая сознательно формируется обществом для достижения конкретных целей. Именно осознание интереса и, соответственно, потребности, а также тесная связь с личными целями или общественным сознанием позволяет выделить интересы из многообразия потребностей в качестве особой, наиболее значимой категории в жизни индивида.

Социальный интерес может проявляться сразу в нескольких формах. Во-первых, как готовность человека к активному и осознанному сотрудничеству, даже если это может угрожать состоянию его здоровья и жизни в целом. Во-вторых, еще одна форма интереса – склонность человека отдавать больше, чем получать взамен. Чаще мы может отказаться от каких-то благ, будь то материальные или духовные интересы, чтобы удовлетворить какой-то конкретный (например, покупка желанной дорогостоящей вещи).

Человек, который проявляет интерес, обладает некоторыми специфическими чертами. Он готов быть несовершенным, вкладывать общее благосостояние ради той маленькой, но очень важной для него цели, которая может круто изменить его жизнь. Заинтересованный человек более доверчив, он чаще остальных проявляет заботу и сострадает, стремится отдать больше, чем имеет, может пожертвовать самым дорогим, даже своей жизнью или здоровьем. Эти проявления эмоций некоторые исследователи трактуют как манипулирующее поведение ради достижения собственной цели, но здесь не стоит делать это понимание универсальным, потому что каждый человек – индивидуален, и не всем свойственно проявление подобных эмоций.

Источник

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Исходя из понимания того, что общественные отношения проявляются в виде С.И., можно сделать определенные выводы. Во-первых, С.И. всегда имеют своих носителей, т.е. принадлежат реальным субъектам, вступающим в отношения между собой. Во-вторых, С.И. по природе своей объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в системе общественного разделения труда, их связи с определенным типом общественного присвоения. В-третьих, общественные отношения (и выражающие их сущность общественные законы), проявляясь в С.И., обретают характер движущих сил общественного развития. Ни законы, рассматриваемые сами по себе, ни общественные отношения как таковые еще не являются источниками движения. Они становятся ими, лишь выражаясь в С.И. субъектов действия. Так как С.И. есть форма выражения общественных отношений, то каждой общественной системе присущи своя особая структура С.И., свой специфический способ их взаимодействия.

Полезное

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» в других словарях:

социальный интерес — Этимология. Происходит от лат. socialis общественный и interest важно. Автор. А.Адлер. Категория. Элемент мотивационно потребностной сферы. Специфика. По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и… … Большая психологическая энциклопедия

Социальный интерес — (Social interest). Чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным… … Теории личности: глоссарий

Социальный интерес — целенаправленный поиск различных видов деятельности, которые дают человеку ощущение полезности и сопричастности с жизнью в обществе … Психология человека: словарь терминов

Социальный интерес (social interest) — Gemeinschaftsgefuhl, или С. и., одно из самых оригинальных и уникальных понятий, предложенных Альфредом Адлером в его теории индивидуальной психологии. Оно относится к врожденной потенциальной способности чел. идентифицироваться с др. людьми и… … Психологическая энциклопедия

ИНТЕРЕС — (от лат. interest имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредств. побуждениями мотивами, помыслами, идеями и т. д. участвующих в этих действиях индивидов, социальных… … Философская энциклопедия

Социальный роман — рисует широкую картину общества в определенную эпоху, при чем индивидуальности выступают в самой тесной связи с борющимися социальными группами. В социальном романе социальный вопрос оттесняет на задний план вопросы личного благополучия отдельных … Литературная энциклопедия

Социальный роман — СОЦИАЛЬНЫЙ РОМАН рисует широкую картину общества в определенную эпоху, при чем индивидуальности выступают в самой тесной связи с борющимися социальными группами. В социальном романе социальный вопрос оттесняет на задний план вопросы личного… … Словарь литературных терминов

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ — (social Darwinism) Термин, широко распространенный в Европе и Америке после 1880 г. и имеющий бранный оттенок. Относится к учению (возможно, ошибочному) Дарвина, согласно которому естественный отбор приводит к выживанию более сильных особей… … Политология. Словарь.

Интерес — (от лат. interest имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями мотивами, помыслами, идеями и т. д. участвующих в этих действиях индивидов,… … Большая советская энциклопедия

Источник

Ответы к тесту по обществознанию 20 вопросов Вариант 3 (Часть 3)

Правильные ответы указаны звездочкой *

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание) или

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

. общества Подсистема общества, связанная с определённым

видом деятельности людей

Социальный институт Устойчивая форма организации деятельности людей,

которую регулируют нормы, обычаи, традиции

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является

обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это

Уровень жизни, средняя продолжительность жизни, состояние

окружающей среды, уровень образования, душевой показатель ВВП.

Ответ: Уровень жизни.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

относятся к стадиям уголовного судопроизводства.

1) Предварительное следствие, 2) судебное разбирательство,

*3) лишение свободы,*4) правонарушение, 5) кассация,

6) надзорное производство.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

4. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры,

под которыми они указаны.

*2) Универсальным критерием истины служит общественная практика.

5.Установите соответствие между примерами факторов социализации и

спецификой их действия: к каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СПЕЦИФИКА ДЕЙСТВИЯ

А) реализация программы 1) действует

общего образования целенаправленно

Б)общественно полезная 2) действует стихийно

деятельность, в которой участвует человек

В) семейное воспитание

Г) чтение подростком художественной

Д) политическая ситуация в мире

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Исследуя исторические источники, учёные высказали предположение о

том, что в государстве Z утвердилась одна из мировых религий. Какие

факты лежали в основе данного предположения? Запишите цифры, под

которыми они указаны.

*1) вероучение содержало принцип равенства людей и идею спасения

2) глава государства Z был объявлен сыном бога

3) в стране Z преследовали людей, которые высказывали сомнения в силе

*4) религию государства Z исповедовали представители различных этносов

и социальных групп

5) в государстве Z существовали только религиозные школы

6) люди поклонялись множеству богов

7. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры,

под которыми они указаны.

*1) К финансовым институтам относят банки, страховые компании,

*2) Финансовые институты выступают посредниками между участниками

рыночных отношений, регулируют финансовые потоки.

3) Страховые компании участвуют в деятельности фондовой биржи.

*4) Страховые компании собирают страховые взносы и производят

страховые выплаты клиентам при наступлении страховых случаев.

5) Инвестиционные фонды, как и коммерческие банки, открывают

8. Установите соответствие между характеристиками рыночных отношений

и видами конкуренции: к каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНОЧНЫХ ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

А) отсутствие барьеров для 1) олигополия

осуществления 2) монополистическая

бизнеса 3) совершенная конкуренция

Б) значительные размеры стартового

А) установление цен по принципу

Г) большое количество продавцов и

незначительное влияние на цены

Д) однородная, стандартизированная продукция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Сотрудник коммерческого банка Еремеев, владелец внедорожника,

выиграл ещё один автомобиль в рекламной акции и подарил его своему

брату. Выберите в приведённом списке налоги, которые обязан заплатить

Еремеев, и запишите цифры, под которыми они указаны.

*1) транспортный налог

*2) налог на дарение

3) налог на выигрыш

*4) налог на доходы физических лиц

*5) налог на имущество

6) налог на прибыль

10.На графике изображено изменение спроса на цветочные растения в

горшках на потребительском рынке: кривая спроса переместилась из

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

*1) снижение цен на букеты срезанных цветов

*2) мода на украшение интерьеров вечнозелёными нецветущими

3) эффективная рекламная кампания фирм, выращивающих цветочные

растения в горшках

4) рост доходов потребителей

5)разорение фирм, специализирующихся на выращивании цветочных

растений в горшках

11. Выберите верные суждения об этнических общностях (этносах) и

запишите цифры, под которыми они указаны.

*1) Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и

общая историческая память, которая находит отражение в этническом

2) Единство экономики и прочные экономические связи лежат в основе

3) Одним из признаков этноса является наличие письменности.

4) Каждый этнос развивается обособленно, исключая контакты с другими

*5) К этническим общностям относят род, племя, народность и нацию.

12. Центр изучения общественного мнения страны Z провёл опрос двух

групп населения о том, как представители разных поколений оценивают

влияние Интернета на жизнь людей. Результаты опроса (в % от числа

опрошенных в каждой группе) представлены в таблице.

В возрасте 18-24 лет В возрасте 50-60

Скорее положительно 70 лет 51

Скорее отрицательно 15 30

Никакого серьёзного влияния нет 13 15

Затрудняюсь ответить 2 4

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе

таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

*1) Среди тех, кто дал оценку влиянию Интернета, меньшинство

опрошенных в обеих группах высказало мнение об отсутствии серьёзного

влияния Интернета на жизнь людей.

2) Доли всех опрошенных, которые считают, что Интернет не оказывает

никакого серьёзного влияния на жизнь людей, совпадают.

*3) Мнение о положительном влиянии Интернета на жизнь людей

преобладает как среди опрошенных в возрасте 18-24 лет, так и среди

опрошенных в возрасте 50-60 лет.

*4) Доля опрошенных старшей возрастной группы, которые отрицательно

оценивают влияние Интернета, вдвое больше доли опрошенных младшей

возрастной группы, высказавших такое же мнение.

5) Четверть опрошенных старшей возрастной группы оценивает влияние

Интернета на жизнь людей как негативное.

13. Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите

цифры, под которыми они указаны.

ходе которого наделённые политической властью лица осуществляют

воздействие на всё общество или на его часть.

2) Политическое лидерство связано исключительно с формальнодолжностным статусом и не зависит от личностных качеств лидера.

*3) Политическое лидерство связано с государственной и партийной

общество или социальные группы, осуществление им политической власти в

5) Феномен политического лидерства возникает в процессе перехода от

традиционного общества к индустриальному.

14.Установите соответствие между государственными должностями и

субъектами государственной власти Российской Федерации, которые

осуществляют назначение на эти должности: к каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) Председатель 1).Президент РФ

Правительства РФ 2)Государственная Дума РФ

Б) Уполномоченный по 3).Совет Федерации РФ

В) судьи федеральных судов РФ

Г) Председатель Счётной палаты

Д) судьи Конституционного Суда РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

15. В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из

приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство Z стало

правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) созданы новые СМИ

*2) законодательно закреплено разделение властей

*3) в Основном законе государства нашли отражение гарантии прав и

4) произошла смена политических лидеров

5) утвердилась республиканская форма правления

6) политические партии участвуют в избирательной кампании

16. В соответствии с Конституцией РФ наша страна является светским

государством. Выберите в приведённом ниже списке признаки,

характеризующие светское государство, и запишите цифры, под которыми

*1) отделение религиозных объединений от государства

2) признание и гарантия прав и свобод человека и гражданина

*3) равенство религиозных объединений перед законом

4) взаимная ответственность гражданина и государства

5) идеологическое многообразие

17. Выберите верные суждения об имущественных и личных

неимущественных правах и запишите цифра, под которыми они указаны

неимущественные права граждан.

2) Личные неимущественные права включают право на труд, на занятие

государственных должностей, на обжалование приговора суда.

*3) Объектами имущественных прав являются вещи, деньги, ценные бумаги.

4) К имущественным правам относятся правомочия собственника.

5) При нарушении имущественных прав гражданин вправе требовать

компенсации морального вреда.

18. Установите соответствие между действиями и элементами правового

статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО

А).представлять в налоговый СТАТУСА

орган в установленном НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

законом порядке 1)права

налоговые декларации 2)обязанности

Б) в течение четырёх

лет обеспечивать сохранность

данных бухгалтерского и налогового учёта

В) использовать налоговые льготы при

Г) встать на учёт в налоговых

органах, если это предусмотрено

Налоговым кодексом РФ

Д) соблюдать и сохранять налоговую тайну

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

4) К имущественным правам относятся правомочия собственника.

5) При нарушении имущественных прав гражданин вправе требовать

компенсации морального вреда.

18.Установите соответствие между действиями и элементами правового

статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО

А).представлять в налоговый СТАТУСА

орган в установленном НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

законом порядке 1)права

налоговые декларации 2)обязанности

Б) в течение четырёх

лет обеспечивать сохранность

данных бухгалтерского и налогового учёта

В) использовать налоговые льготы при

Г) встать на учёт в налоговых

органах, если это предусмотрено

Налоговым кодексом РФ

Д) соблюдать и сохранять налоговую тайну

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

19.В ходе судебного разбирательства суд принял во внимание

обстоятельства, смягчающие наказание. Какие обстоятельства относятся к

смягчающим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

*1) подсудимый впервые совершил преступление средней тяжести

вследствие случайного стечения обстоятельств

*2) подсудимому исполнилось 16 лет

3) совершены действия в отношении лица, находящегося в зависимости от

4) подсудимый находился в состоянии алкогольного опьянения

*5) наличие малолетних детей у подсудимого

*6) подсудимый оказал медицинскую помощь потерпевшему

20.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на

«Социальный интерес выступает как ____(А) личности, выражающееся в

направленности внимания на удовлетворение___ (Б), свойственных

представителям_____(В) или группы. В отличие о______(Г), которая, в

частности, определяется как

«понимание эмоционального состояния другого человека посредством

сопереживания, проникновения в его субъективный мир», социальный

интерес рассматривается как ____(Д), как ее жизненная установка,

обусловливающая готовность и желание

человека к конструктивному и продуктивному взаимодействию с другими

людьми на благо их и всего общества. Проявление социального интереса

предполагает___(Е) определённых качеств и свойств личности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть

использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя

каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем

Вам потребуется для заполнения пропусков.

3) социальные потребности

4) гражданская активность

7) направленность личности

8) интегративное качество

9) государственная необходимость

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные

слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами

Источник

Социальный интерес рассматривается как

Социальный интерес рассматривается как. Смотреть фото Социальный интерес рассматривается как. Смотреть картинку Социальный интерес рассматривается как. Картинка про Социальный интерес рассматривается как. Фото Социальный интерес рассматривается как

Содержание жизни человека во многом определяется его взаимоотношениями с другими людьми, качество которых, начиная с определенного периода, обусловливается свойственными ему психологическими особенностями, включающими в том числе и его собственное отношение к другим, которое может быть как позитивным (доброжелательным, понимающим, эмпатийным, поддерживающим), так и негативным (недоброжелательным, агрессивным, игнорирующим). Особое значение отношению к другим людям придается в работе психолога.

Успешное оказание психологической помощи невозможно без проявления искреннего интереса к личности клиента и его проблеме. Необходимость обеспечить психологический комфорт клиенту, развить его готовность и способность не создавать себе проблем, а также, в случае необходимости, находить самостоятельное решение предполагает особый тип отношения к клиенту со стороны психолога, направленный на актуализацию ресурсов и личностный рост клиента.

В этой связи в нашей работе уделяется особое внимание исследованию такого качества, как «социальный интерес».

Авторство термина «социальный интерес» принадлежит австрийскому психологу Альфреду Адлеру [1], использовавшему немецкое понятие «Gemeinschaftsgefuhl», которое в переводе на русский язык означает «дух солидарности, общности»; «чувство солидарности». Первоначально термин был переведен на английский язык как «socialinterest», а затем перешел в русские реферативные журналы.

Давая собственную характеристику социального интереса, А. Адлер отмечает следующее: «Когда мы говорим, что это чувство, мы, конечно, имеем на это право. Но это больше, чем чувство, это форма жизни… Я не могу дать ему совершенно однозначное определение, но у одного английского автора я нашел высказывание, которое точно выражает то, чем мы могли бы дополнить наше объяснение: «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого». Мне кажется, что пока это допустимое определение того, что мы называем чувством общности» [6, с. 268]. Адлер придавал терапевтическое значение данному чувству, отмечая, что необходимо способствовать получению пациентом опыта контакта с другим человеком и дать ему, таким образом, возможность перенести пробужденное чувство общности на других. Он также называл социальный интерес признаком психического здоровья, выступающим основой интеграции человека в общество и устранения чувства неполноценности.

На значимость социального интереса в работе психолога указывают и многие другие авторы. Так, согласно М.Б. Молоканову [3, с. 51], интерес к другому выступает как базисный фактор для оценки эффективности общения психолога и его профессиональной успешности. При высоком уровне социального интереса общение психолога с клиентом строится на основе внутреннего состояния клиента, его субъективного восприятия себя и своего состояния. При невыраженном интересе общение строится на внешней картине состояния, без учета переживаний клиента.

В нашей работе под социальным интересом понимается интегративное качество личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства других людей и создании условий для их развития и самореализации.

Соответственно, социальный интерес психолога выступает как интегративное качество его личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства клиента и создании психологических условий для его развития и самореализации.

В отличие от эмпатии, которая, в частности, определяется как «понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир» [5], социальный интерес рассматривается нами как форма направленности личности, как ее жизненная установка, обусловливающая готовность и желание человека к конструктивному и продуктивному взаимодействию с другими людьми на благо их и всего общества.

Проявление социального интереса предполагает сформированность у психолога определенных качеств и свойств его личности. В этой связи нами было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого использовались следующие диагностические методики: «Диагностика уровня эмпатии» (автор В.В. Бойко), «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (автор В.В. Бойко), «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (автор О.Ф. Потемкина), «Методика диагностики социально-перцептивной установки личности по отношению к другим людям» (авторы Т.Д. Дубовицкая, Г.Ф. Тулитбаева), «Мотивация помощи» (автор С.К. Нартова-Бочавер), «Шкала эмоционального отклика» (авторы А. Меграбян, Н. Эпштейн), «Субъективная оценка межличностных отношений» (автор С.В. Духновский).

Для диагностики социального интереса использовалась методика Дж. Кренделла «Шкала социального интереса» [4, с. 44]. Методика содержит 24 пары личностных качеств, 9 из которых – буферные. Согласно инструкции испытуемые из каждой пары выбирают качество, которым предпочли бы обладать, как собственной характеристикой. Пары подобраны таким образом, что одно качество соответствует индивидуалистическим стремлениям человека, а другое носит социально ориентированный характер (например, быть «энергичным» или «способным сотрудничать»; «заслуживающим доверие» или «умудренным опытом»).

В качестве испытуемых выступили студенты второго и третьего курсов факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы в количестве 120 человек (110 женского и 10 мужского пола), в возрасте от 18 до 20 лет.

Проведенный корреляционный анализ показал, что социальный интерес положительно коррелирует со шкалами: социально-перцептивная установка (rxy = 0,485; р

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *