Социология как наука сообщение
Социология как наука
Объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности. Предметом социологии являются наиболее значимые свойства и особенности объекта.
Практически во всех социологических исследованиях общество выступает в своей особой форме — как гражданское общество (относится к объекту). Гражданское общество — это совокупность определенным образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, развитых общечеловеческих и групповых ценностей и интересов, которыми руководствуются люди и каждый человек в своей публичной и частной жизни.
В гражданском обществе:
— государство и общественные организации равноправны и несут взаимную ответственность за свои действия;
— частная жизнь отделена от публичной и выведена из-под контроля государства;
— права и свободы личности гарантированы и защищены законом;
— возможности самоуправления постоянно расширяются;
— интересы всех заинтересованных лиц находятся в состоянии постоянного согласования.
Предмет обладает рядом важных характеристик:
во-первых (и это самое главное), социология изучает конкретные социальные процессы — структуру общества, распределительные отношения, статус человека, его взаимодействие с другими людьми и группами, его образ жизни;
во-вторых, социология занимается исследованием процессов, происходящих не только в социальной, но и в экономической жизни, характеризующих труд, его условия, организацию и стимулирование, проблемы трудовых коллективов, проблемы регионов, экологическую и демографическую ситуацию;
2) Законы и категории социологии
Под законом в социологии обычно понимается внутренняя существенная связь (или отношение) явлений и процессов, обусловливающих их необходимое развитие и обладающая всеобщностью, необходимостью и повторяемостью при соответствующих условиях.
Социологические законы возникают, проявляются и реализуются только в результате массовой практической деятельности и через деятельность людей.
Функциональная роль социального закона и условия существования закона:
а) Социальные законы определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности;
б) в соответствии с социальными законами люди создают условия своей жизнедеятельности;
в) как и законы природы социальные законы складываются в естественном ходе событий и являются результатом целенаправленной политической деятельности людей.
Классификация социальных законов:
а) социальные законы различаются по времени их действия: общие законы (сквозные) действуют во всех общественных системах (закон стоимости, закон товарно-денежных отношений); специфические законы ограничены одной или несколькими общественными системами (законы перехода от одного типа общества к другому);
б) социальные законы различаются но степени общности (общности, группы, нации и т.п.);
в) социальные законы выделяются по способу их проявления: динамические законы определяют направление, факторы и формы социальных изменений, строго фиксируют связь в последовательности событий, относятся ко всем явлениям данного класса; статические (стохастические) законы не строго (вероятностно) детерминируют социальные явления и в большей мере отражают основные направления социальных изменений, их тенденции, фиксируют лишь индивидуальные отклонения от заданной динамическим законом линии движения и характеризуют не поведение каждого объекта, а некоторое свойство (признак), присущее данному классу объектов в целом;
Особенности социологических категорий: Во-первых, они отражают не общество в целом, а конкретные его компоненты. Во-вторых, они являются не всеобщими, как философские категории, а специфичными, действующими лишь в социологии.
Используя подход О. Конта, все категории социологии можно разделить на:
— категории, описывающие социальную структуру, семью, социальную группу (т.е. более узкие);
— категории, описывающие социальный прогресс, социальное развитие, социальные изменения (в более широком смысле).
3) Структура социологических знаний. Теоретическая и прикладная социология.
Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.
1) общие социологические теории, которые отражают определяющие тенденции становления и функционирования социальных общностей, общую роль и место в этих процессах человека как существа социального.
2) специальные социологические теории, исследующие развитие и воспроизводство человеком отдельных социальных общностей, а также суть и основные характеристики человека социального ( социология личности, социология семьи, молодежи, города, села, класса, состояния, социальных отклонений).
3) отраслевые социологические теории, раскрывающие механизм жизнедеятельности и функционирования социальных общностей в определенных сферах общественной жизни и процессы социализации человека; ( социология культуры, политики, труда и управления, досуга, воспитания, образования)
4) эмпирические социологические исследования, направленные на выяснение, анализ и обобщение социальных фактов: действий, поступков, мышления людей, конкретных продуктов человеческой деятельности, развития и взаимодействия созданных людьми социальных сообществ.
Теоретическая социология сосредоточивает внимание на изучении фундаментальных научных проблем, связанных с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития.
Прикладная социология — практическая часть социологической науки о специфических законах становления, развития и функционирования конкретных социальных систем, процессов, структур, организаций и их элементов, пути и способы использования познанных теоретической социологией средств. Прикладная социология непосредственно изучает практические отрасли человеческой деятельности, обогащает такие специальные отрасли социологического знания, как, например, социология личности, социология религии, социология с семьи, непосредственно ориентирована на решение социальных проблем.
4) Функции социологии
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяется, в первую очередь, через функции, которые она выполняет.
Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества.
Прикладная функция, ориентирована на решение практических проблем. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля.
Прогностическая функция выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования (функция) развития разнообразных сфер общественной жизни. Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества.
Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях формируются специальные службы социального развития, работники которых — профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе.
Результаты социологических исследований могут использоваться в интересах всего общества, а также в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных (как положительно направленных, так и отрицательно) социальных целей. Социологическое знание зачастую может служить средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувств близости, общности, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений.
Что такое Социология
Социология — это наука, изучающая отношения между людьми, которые принадлежат сообществу или различным группам и составляют общество. Социология принадлежит к группе социальных наук.
Термин «социология» в переводе означает «учение об обществе» (от латинского societas — общество, компания, ассоциация + греческий logos — слово, учение, причина).
Социолог
Социолог — это тот, кто изучает общество и социальное поведение, исследуя группы, культуры, организации, общества и социальные движения, которые люди развивают.
Большинство социологов работают в исследовательских организациях, колледжах и университетах, региональном и федеральном правительстве, а также в консалтинговых компаниях.
Что изучает социология
Объект социологического изучения — общество. Предмет изучения социологии охватывает анализ всех явлений взаимодействий между людьми и общностей, социальных слоёв, социальной мобильности, ценностей, организаций, норм и законов, конфликтов и форм сотрудничества, которые появляются через социальные отношения, это социальная жизнь общества.
Слово «социальное» относится к жизни общества в связи их взаимоотношений.
Социология изучает взаимоотношения формальностей, которые существуют в обществах и в жизни вообще.
Поскольку социология касается фактов и реальности, она не устанавливает правила социума или особенностей человеческого поведения, поскольку это является целью социальных философии и этики.
Социология охватывает много разных областей, в том числе военную социологию и социологию бизнеса, социологию искусства и социологию кино, социологию молодёжи и социологию детства, социологию города, социологию науки, экологическую социологию и многие другие.
Благодаря исследованиям явлений, которые повторяются в социальных взаимодействиях, социологи наблюдают общие закономерности для формулирования теорий о социальных фактах.
Методы исследования социологии включают качественные методы (подробное описание ситуаций и поведения) и количественные (статистический анализ).
Появление социологии
Слово «социология» было создано Огюстом Контом (1798-1857), но сама концепция возникла через социальную и философскую мысль эпохи Просвещения (например, в Монтескьё и Томасе Гоббсе) и в немецком идеализме (например, Георг Вильгельм Фридрих Гегель).
Социология возникла в восемнадцатом веке как дисциплина, изучающая последствия двух великих событий: Промышленной революции и Французской революции. Обе революции вызвали огромные экономические, политические и культурные изменения в обществе того периода.
Термин «социология» впервые был использован французским философом Огюстом Контом (Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт) в его «Курсе позитивной философии», опубликованном в 1830 году в попытке объединить исследования, связанные с человеком, такие как история, психология и экономика.
Позитивистская социологическая концепция, основанная Контом, позднее была продолжена Эмилем Дюркгеймом. Другие важные социологические течения были инициированы Карлом Марксом, Максом Вебером и Гербертом Спенсером.
Теоретическая и прикладная социология
Социология имеет два главных раздела: прикладной и теоретический.
Теоретическая социология изучает самые обобщённые закономерности группы людей («коллектива», «профессии», «общества», «страны» и т. д.). А социология прикладная, в свою очередь, направляет своё внимание на предоставление результатов в фактическом виде.
Допустим, социология проводит сбор данных касательно жизни одной группы людей, чтобы применить эти результаты для достижения каких-либо своих целей.
Действие прикладной социологии можно понятно видеть на примере политических выборов. Социологи делают опрос жителей с намерением посоветовать политикам, что и как им нужно обещать избирателям, в каких тональностях им нужно говорить, даже как им нужно одеваться и в каких местах выступать.
Теоретическая социология, в свою очередь, основательно отталкивается от данных прикладной. Прикладная социология снабжает теоретическую данными для её построений.
Сухая теория без фактического содержания неинтересна. Прикладная социология — это область науки, в наибольшей степени приближённая к практике. Она ориентирована на применение приобретённых сведений, чтобы решить жизненно важные, практические и реальные дилеммы социума.
Экономическая социология
Экономическая социология исследует социальные аспекты роста экономики, её воздействие на деятельность, кругозор, поступки, восприятие индивидуальности и социальных сообществ.
Экономическая социология нацелена изучать социальные аспекты и результаты прогресса экономической деятельности социума в рыночных взаимоотношениях. А также содействовать эффективности социального механизма развития экономики и принимаемых административных распоряжений, с целью повышения качества жизни населения.
По мнению экономистов, это, в основном, макроэкономические закономерности эволюции социума. В понимании социологов — это социальные взаимоотношения в области экономики и экономическое поведение.
Однако социальные и экономические закономерности тесно связаны между собой, и для того, чтобы понять предмет экономической социологии, это является наиважнейшим фактом.
Социология права
Социология права — это отрасль социологии, которая изучает то, как работает закон на практике, а не в теории. Это направление, которое находится между юриспруденцией и социологией.
Социология права изучает: кто, как и при каких обстоятельствах действует с применением закона. Эта социология заинтересована в действиях полиции, прокуратур, судов и прочих.
Она анализирует, какие у них есть организационные мотивы, будничные мнения и техники социализации, а также как это доводит до того, что написанные на бумаге законы превращаются в стабильные технологии. Ещё её интересует то, как разные люди воспринимают и применяют законы.
Социология религии
Это другая отрасль социологии, которая исследует взаимоотношения между обществом и религией; изучает то, как религия, как социальный институт, взаимодействует с другими социальными институтами в социуме, исследует темы религиозности, психологии верующих, секуляризации (движение в сторону снижения значимости религии в жизни социума).
В главные темы, обсуждаемые социологией религии, входят:
Социология Эмиля Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм был французским социологом, который занял видное место в конце 19-го и начале 20-го веков. Вместе с Карлом Марксом и Максом Вебером он считается одним из главных основателей современной социологии.
В труде Дюркгейма, как исследователя и теоретика, основное внимание было уделено тому, как общество может формироваться и функционировать, или как оно может поддерживать стабильность и порядок. По этой причине он считается создателем функциональной перспективы в социологии.
Дюркгейма больше всего интересовало, что именно объединяет общество. Он сосредоточился на совместном опыте, перспективах, ценностях, убеждениях и поведении. Это позволяло людям чувствовать, что они являлись частью группы, они работали вместе для поддержания этой группы в общих интересах.
В сущности, работа Дюркгейма была больше связана с культурой, и поэтому она остаётся актуальной и важной для того, как социологи изучают культуру сегодня, в наши дни.
Его вклад используется, чтобы понять, что удерживает нас вместе как социум, а также, что разделяет, и как мы с этими раскалываниями справляемся (или нет).
Отрасли социологии
Социология рассматривается сравнительно юной наукой, которая ещё не закончила своё формирование. Однако уже существует большое количество её отраслей, например:
Социология как наука – предмет, объект и цель
Социология, как наука, систематизирует и обобщает знания о социальной стороне жизнедеятельности человека прошлых поколений и представителей современности. В этой статье, вы узнаете, что такое социология, как она работала в прошлом и настоящем.
Что такое социология?
В переводе с латинского социология – это наука, учение об обществе, социуме.
Социология как понятие трактуется узко и широко. Под социологией понимается область научного знания, которая исследует поведение масс. Другое определение трактует, что наука изучает общество как систему. В третьем акцентируется внимание на том, что социология изучает жизнедеятельность человека только в социальном аспекте.
Нужна помощь в написании работы?
Предмет, объект и цель
Объект и предмет социологии не может быть конкретно определен. Потому как исследовательские взгляды на этот вопрос разнятся. Не существует общепринятой и признанной теории.
Предполагается, что объектом исследования социология является общество, как целостная система. Совокупность взаимосвязей, тенденций поведения, социальных сетей и связей и т.д.
В научной литературе под предметом социологии можно понимать:
Также в качестве предмета рассматриваются субъекты общества: индивиды, социальные большие общности, малые группы и т.д.
Целью науки является исследование состояния социальной реальности, определение закономерностей и выявление проблем.
Функции социологии
Познавательная. Обогащает науку знаниями о сущности социальных действий, явлений, о взаимосвязях между явлениями, о текущем состоянии развития проблемы и т.д.
Прикладная. Наука нацелена на решение проблем социальной действительности.
Контроль. Собранные с помощью социологического исследования данные необходимы органам власти. На их основе принимаются стратегические решения, выбираются способы решения проблем.
Прогностическая. Социологи на основе исследований и статистики способны строить прогнозы.
Воспитательная. Наука изучает духовно-нравственные вопросы, доносит знание до масс.
Социально-техническая. На основе результатов проведенного социологического исследования организации при наличии проблем в управлении создают проекты модернизации работы и деятельности.
Идеологическая. Социологическое знание позволяет сформировать индивидам мировоззрение.
История социологии
Законы социологии произошли из философии немецких и французских исследователей, философов.
Основоположником науки считается О.Конт. Французский философ в 1842 году опубликовал трактат, в котором описал социальную сторону событий, происходящих в этот период времени в Европе. О.Конт рассказывал о войнах, революциях и конфликтах масс.
Работа получила название «Курс позитивной философии». Ее содержание обосновывало необходимость появления нового научного знания. В этом труде впервые прозвучал термин «социология».
Теоретические основы науки были заложены во второй половине 19 века. Классиками признаны Г. Спенсер (представитель направления эволюционизм), Э.Дюркгейм (позитивист), М.Вебер (представитель понимающей социологии) и др.
В 20 веке научное знание пополняли труды К.Маркс. Становилась школа российской социологии. Известными именами социологов того времени являются П.Сорокин, П.Лавров, Н. Михайловский и др.
Социология настоящего времени продолжает развиваться. Появляются новые течения, изучающие современные тенденции развития общества. Ключевая цель современных социологов: систематизировать имеющийся опыт и объединить теоретические и прикладные знания.
Теоретическое и эмпирическое знание в социологии
Социологическое научное знаний делится на теоретическое и прикладное.
Теоретическая часть науки состоит из фундаментальных, научных изысканий и проблем. Нацелена на формирование нового научного знания о социальной стороне жизнедеятельности обществ, индивидов и социальных групп. Описывает социальные факты, определяет и объясняет причины возникновения.
Теоретические знания пополняются благодаря вторичному анализу уже имеющихся знаний и новым данным из прикладной социологии.
Прикладная социология изучает социальную реальность на основе новых полученных данных. В рамках прикладной социологии ученые проводят эмпирические исследования, нацеленные на изучение конкретного объекта социальной реальности, социального явления, процесса.
В ходе формирования программы эмпирического исследования ученые обращаются к уже имеющейся базе знаний, т.е. к идеям теоретической социологии. Соответственно данные 2 области научного знания в науке тесно взаимосвязаны.
Структура социологического знания
Институализация научного знания предполагает формирование системы. Социология как структурированная система содержит следующие элементы:
Социология как система является самостоятельной, потому как имеет собственные методы исследования.
Методология социологии
О.Конт утверждал, что научные исследования должны быть основаны на проверенных методиках. Тех, что дают точную, достоверную, надежную информацию.
В методологическом багаже социологического знания находятся как социологические, так и междисциплинарные методы исследования.
Все методы делятся на 2 категории:
Количественные. Для данной категории характерно: большое количество людей, привлеченных к участию в исследовании, количественные методы обработки информации (определение среднего значения, количественное соотношение ответивших тем или иным образом и т.д.), работа со статистикой. Цель проведения количественного исследования – получение ответа на вопросы: Сколько? Во сколько раз больше?
Качественные. Отличительные характеристики качественных исследований противоположны характеристикам количественного типа исследований. Соответственно качественные методики призваны ответить на вопрос: Почему? Как?
Количественные методики исследуют вширь, качественные вглубь.
К количественным методам относятся
Анкетирование. Инструмент проведения исследования – анкета. Анкета состоит из вопрос по одной тематике. Вопросы имеют варианты ответов. Отвечающему нужно лишь выбрать тот вариант, что наиболее точно соответствует его мнению.
Критерием отбора респондента являются социально-демографические характеристики.
Контент-анализ. На основе имеющихся данных (из статей, интернет-ресурсов) исследователь определяет актуальность тематики исследования. Определяет настроение масс относительно тематики, окрас, с которым тема подается. Ключевые слова, которые описывают исследуемый объект. В заключении у исследователя формируется семантическое ядро, состоящее из ключевых слов, описывающих объект исследования. Близость к ядру определяется частотой использования слова в источниках.
Анализ документов. В имеющихся документах исследователь находит информацию, связанную с объектом исследования. Количественно описывает характеристики объекта.
Анализ документов как метод обладает высокой степенью надежности. Потому как в качестве источников информации могут выступать только подтвержденная статистика, официальные бумаги и сведения.
Эксперимент. В лабораторных условиях воссоздается естественная для объекта среда. Затем в эксперимент включается внешний фактор, который будет влиять на объект. В ходе наблюдения исследователь отмечает изменения в поведении и характеристиках объекта при внедрении факторов влияния. Эксперимент нацелен на подтверждение либо опровержение ранее составленной исследователем гипотезы. Как количественный метод предполагает определение изменения характеристик исследуемого объекта при внедрении внешнего фактора в показателях.
Качественными являются
Наблюдение. В ходе наблюдения за объектом исследователь отмечает отличительные, примечательные характеристики. Выявляет особенности, которые способны дать ответ на исследовательский вопрос.
Интервью. Схоже с анкетированием. Потому как также имеет заранее разработанный инструмент для проведения. Если у анкетирования – это анкета, то у интервью – это гайд. В гайде описаны подтемы разговора и примерные вопросы. Также в гайде могут быть отмечены уточняющие вопросы, которые модератор может задать по ходу беседы. В ходе интервью.
В интервью принимают участие типичные представители определенной общности. Обладатели характеристик, которые важны для исследования. К примеру, исследуется система образования. Интервью можно провести с родителями обучающихся, с обучающимися и с преподавателями. Потому как каждый из них участвует в системе образования.
Вопросы интервью отличаются от вопросов анкеты. Они нацелены на размышление, получение глубинной информации.
Фокус-группа. Данный метод исследования предполагает отбор участников исследования. Главное условие – участники не должны быть экспертами в теме исследования, не должны быть задействованы в той сфере, с которой связана тематика.
Участники исследования условно делятся на 2 группы. Группировки должны отличаться по социально-демографическим характеристикам и мнению.
Цель фокус-группы – создать дискуссию, в рамках которой исследователь сможет уловить все многообразие мнение по заданному вопросу. Поэтому вопросы, подготовленные для фокус-групп должны быть спорными, нацелены на размышление.
Чтобы в ходе проведения исследования между участниками не возникали конфликты, исследователь должен контролировать процесс. Предоставлять возможность высказаться всем участникам, не позволять рукоприкладствовать и оскорблять.
Современными методами изучения являются:
Краудсорсинг. Метод можно отнести к числу количественных. С помощью средств массой информации, социальных сетей исследователь привлекает к решению проблем широкие массы. Чтобы участие для масс было привлекательным, вопрос должен быть актуальным и востребованным. В некоторых случаях за участие предлагается вознаграждение от заказчиков исследования. Пример: администрация г.Москва часто использует данный метод для решения городских проблем.
Мобильная этнография. Это также опосредованный мобильным устройством способ исследования. Нацелен на определение особенностей, закономерностей в поведении определенных социальных групп.
В ходе исследования участники активно используют разные форматы подачи материала. Делятся снимками, аудио и видеозаписями. Ежедневно формируют отчет для модератора. Общение участников проходит в социальных сетях либо мессенджерах.
Мобильная этнография предполагает отдачу от участников. Чтобы участники были заинтересованы в исследовании, заказчики выплачивают им заработную плату.
Пример: исследование о потребительской корзине среднестатистической семьи по фотографиям мусорного ведра.
Полезные источники
Абрамова, С. Б., Антонова, Н. Л., Меренков, А. В., Меренков, А. В. Власова, О. И. (2020). Методология и методы социологического изучения социальных изменений: учебное пособие. Издательство Уральского университета. http://elar.urfu.ru/handle/10995/82487
Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.— Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 1998.— 208 с.
Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: учебник: учебник / Издательство: Москва: ИД «ФОРУМ». 2008. – 240.
Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социология: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУНиПТ, 2010. – 292 с.
Современные тенденции и инновационные методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие / Ш.Ф. Фарахутдинов. Москва: ИНФРА-М, 2021. — 231 с.
Социология : учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А. С. Тургаева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 397 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).