Социум как фактор формирования личности

Психолог Александр Эйсмонт о влиянии социума на развитие ребенка

Есть множество факторов, влияющих на то, как будет расти ребенок и как в итоге сформируется его личность. Это и наследственность, и врожденные особенности, и окружающий мир. Но наибольшее влияние все же оказывают другие люди – как ближайшие родственники, так и общество. Психолог Эйсмонт Александр предлагает более детально рассмотреть, под влиянием чего начинает складываться личность в детском возрасте.

Именно социум по большей части формирует характер, ценности, модель поведения человека в дальнейшей жизни, его коммуникативные навыки и даже то, каким будет дальнейший жизненный опыт.

Стоит выделить несколько самых крупных факторов, под влиянием которых формируется личность в раннем возрасте.

Первое, и главное, что оказывает влияние на ребенка – семья. С самого раннего возраста родители – первые люди, которых он узнает.

Обязанности родителей – познакомить ребенка с окружающим миром, объяснить ему главные установки, правила поведения, моральные и этические принципы. Причем демонстрировать это нужно не только на словах, но и действиями. Эйсмонт Александр говорит, что никакие установленные родителями нормы ребенок не воспримет всерьез, если сами родители им не следуют. К примеру, сколько бы вы ни пытались объяснять ребенку, что ругаться недопустимо – это бесполезно, если в вашей речи ругательства присутствуют.

Эйсмонт Александр подчеркивает, что для того, чтобы развитие ребенка шло гармонично, должны быть удовлетворены базовые потребности – не только еда, сон и одежда, но и безопасность, внимание, привязанность, самовыражение. Уже в раннем возрасте важно относиться к ребенку как к самостоятельной личности, и общаться с ним соответственно. Чрезмерная опека также опасна, и может иметь столь же тяжелые негативные последствия, как и недостаток внимания.

Но в то же время, у ребенка должна быть возможность поиграть самому, а также пообщаться с другими детьми, выйти на улицу и в общество. Некоторые матери грешат тем, что пытаются оградить ребенка буквально от всего, что потенциально может причинить ему вред или расстроить. Эйсмонт Александр объясняет, что ребенок, выросший в такой атмосфере, может в итоге оказаться неприспособленным к жизни и неспособным решать проблемы или конфликты самостоятельно, либо – наоборот, при первой же возможности вырываться из-под опеки любыми средствами, часто с негативным результатом.

Как только ребенок достаточно вырастает, чтобы взаимодействовать с другими людьми, помимо родителей, на него начинает влиять его окружение, социальная среда.

Дети знакомятся с общепринятыми социальными нормами, наблюдают за другими людьми, и сравнивают все увиденное с тем, к чему привыкли в семье.

С началом учебы в школе, в детях развивается самостоятельность. Они приобретают навыки взаимодействия с коллективом, первые прочные дружеские связи, учатся ответственности и преодолению трудностей без посторонней помощи.

Если раньше на этом факторе не слишком заостряли внимание, то сейчас упускать его влияние на ребенка уже нельзя.

Нынешние дети получают и обрабатывают в разы больше информации, чем дети 20 или даже 10 лет назад, и это не может не отражаться на их развитии. У детей, которые привыкли к разного рода гаджетам едва ли не с рождения, наблюдается очень короткий фокус внимания, гиперактивность, сложности с концентрацией.

Источник

Как развитие личности зависит от генов и социума

Социум как фактор формирования личности. Смотреть фото Социум как фактор формирования личности. Смотреть картинку Социум как фактор формирования личности. Картинка про Социум как фактор формирования личности. Фото Социум как фактор формирования личности

Чем обусловлен наш характер, увлечения, способности? Только ли генами — или всё же окружение оказывает влияние на то, какие черты проявляются в личности? Наш блогер Диана Тевосова разбирается в вопросе и пытается разобраться, на сколько процентов мы зависим от генов.

Меня давно интересует вопрос, что на нас влияет больше — гены или социум, особенно когда речь заходит о воспитании и развитии детей. Джордж Карлин, американский комик и актёр, шутил: «Счастье зависит от везения и генов. Но если задуматься, то и гены — это везение». Генетики, психологи, социологи до сих пор не нашли единой точки зрения, что больше влияет на человека, формирует его как личность: врождённые особенности или социальная среда? Набор генетических данных или условия жизни и воспитания?

Учёными доказано, что параметры мозга передаются по наследству. Интересный факт: объём коры головного мозга на 85% — генный признак. Кора головного мозга отвечает за обработку чувств и сознание человека, контролирует связь с окружающим миром. От 40% до 80% когнитивной гибкости, умения думать о многих вещах одновременно, быстро переключаться с одного на другое и адаптировать мышление под ситуацию передаётся по наследству. Память, внимание, осмысленность, уверенность в себе, дружелюбие, жизнелюбие, тревожность — это всё уже заложено в генах. Выходит, прав был Пифагор: «Не из каждого дерева можно выточить Меркурия», — или, проще говоря, «рождённый ползать летать не может»?

Существует два термина: генотип и фенотип. Генотип — ДНК, где зашифрована информация о наследственности. Его изменить невозможно. Фенотип — внешние проявления генотипа. Всё то, что может описать и охарактеризовать человека: от цвета волос, глаз, кожи, черт лица, роста, массы тела до темперамента и поведения. Многие признаки фенотипа под воздействием окружающей среды можно изменить.

Внешние данные в современном мире модифицировать легко. Другой цвет волос, пластика, похудение или набор массы. Черты характера, темперамент, наличие тех или иных умений зависят от влияния общества и работы над собой.

Формирование характера и личности — это длительный процесс, начинающийся ещё в младенчестве. На него, кроме наследственности, существенно влияют такие факторы:

Социум, то есть среда общения, — важный фактор развития ребёнка. Генами обусловлены склонности к чему-либо, но поведение — социальной оболочкой. За него отвечает человек, его окружение. Гены — данность, поведение — альтернатива.

Козлов Николай Иванович, профессор, доктор психологических наук, главный редактор энциклопедии практической психологии «Психологос», отмечает, что негативную предрасположенность можно скорректировать путём позитивных социальных условий и в то же время проявить скрытые возможности человека.

Социум как фактор формирования личности. Смотреть фото Социум как фактор формирования личности. Смотреть картинку Социум как фактор формирования личности. Картинка про Социум как фактор формирования личности. Фото Социум как фактор формирования личности

9 научно-популярных книг для тех, кто хочет знать больше про своё здоровье

Влияние социальных и культурных факторов на развитие личности так же широко, как и влияние генотипов. Скорее всего, правильно считать, что развитие ребёнка определяют гены и социум вместе.

Существует теория, что даже привычки и манеры передаются по наследству, поэтому в первую очередь необходимо вырабатывать всё прекрасное в себе, чтобы передать следующим поколениям.

При воспитании детей необходимо принимать во внимание природные данные. Стараться не предъявлять завышенных требований. Учитывать индивидуальность и уникальность. То, что человеку даётся от природы, — площадка для строительства. Какой дом будет построен на ней — ветхая хибара или прекрасный замок, — определяют родители и сам ребёнок. Материалы для строительства — обучение, воспитание, трудолюбие, мораль, этика, нравственность, духовность, личный образец, правильное общение в семье, уважение и доверие.

Давайте вместе создавать хорошее будущее для ребёнка!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Социум-как фактор формирования личности

Социальное окружение – это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств. Человек нуждается в высокой оценке другого человека собственных положительных качеств и достоинств. Оказывает влияние на личность и рождает чувство собственного достоинства положительные оценки социума. Унижение и беспомощность в индивидууме порождает неудовлетворенность и негативно влияет на развитие личности.

Просмотр содержимого документа
«Социум-как фактор формирования личности»

«Социум как фактор формирование личности»

Ни один индивидуум в истории человечества еще не родился уже сформировавшейся личностью. Становление личности происходит в процессе развития в условиях социума.

Личность – это понятие, которое является социальной характеристикой человека. Качества, определяющие своеобразие той или иной личности, формируются под влиянием отношений с окружающими людьми, под влиянием процессов, происходящих в обществе. Каждая социальная система формирует личность человека посредством воспитания — процесса с четко поставленными целями и продуманного до мелочей.

Воспитание – изменение человека в заданном социумом направлении, удовлетворение с помощью этого процесса потребностей общества. С его помощью новому поколению передается общественно — исторический опыт социума, личность целенаправленно формируется для того, чтобы подготовить ее к жизни в обществе и к труду на пользу этого общества.
Социальное воспитание – целенаправленная деятельность общества по формированию личности, которая имеет мировоззрение, жизненные устремления, нравственные, эстетические установки, укладывающиеся в принятые этим обществом рамки.

Наш «Прокопьевский Транспортный Техникум» провёл практическое значение исследования.

Мы выявляли воспитательные возможности, условия, способы и реальные механизмы влияния социальной микросреды на личностное развитие студентов, а также средства использования педагогического потенциала. Осознанно и целенаправленно изучали микросоциальную среду, формировали педагогические ориентированные инфраструктуры микросоциума как целостной воспитательной системы, управляли поведением и деятельностью студентов в различных сферах их жизнедеятельности, в том числе в открытой, не институциональной среде.Социум как фактор формирования личности. Смотреть фото Социум как фактор формирования личности. Смотреть картинку Социум как фактор формирования личности. Картинка про Социум как фактор формирования личности. Фото Социум как фактор формирования личности

Социум как фактор формирования личности. Смотреть фото Социум как фактор формирования личности. Смотреть картинку Социум как фактор формирования личности. Картинка про Социум как фактор формирования личности. Фото Социум как фактор формирования личности

Социальное окружение – это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств. Человек нуждается в высокой оценке другого человека собственных положительных качеств и достоинств. Оказывает влияние на личность и рождает чувство собственного достоинства положительные оценки социума. Унижение и беспомощность в индивидууме порождает неудовлетворенность и негативно влияет на развитие личности.

В первую очередь взрослые, точнее родители и педагоги, прививают ребенку и студенту правильную модель поведения, культурные традиции, нормы этики и правила получения новых знаний. Самоанализ индивида возникает уже после сравнения собственных поступков с известными ему шаблонами поведения.

Проводя исследования с нашими студентами, мы заметили, что многочисленность подростков по-своему индивидуальна. К каждому из них нужно найти свой подход.

Определив философские и психолого-педагогические основы социально-культурного формирования личности, мы рассмотрели собственные возможности в получении образования в воспитании студентов.

Раскрыв направления совершенствования процесса образования студентов, подчеркнем, что проблема формирования нового типа личности, соответствующей современным социально-экономическим потребностям общества, требует нового типа специалистов: широко образованных, обладающих высоким уровнем компетентности.

В нашей работе мы рассматриваем, вопросы воспитания будущего специалиста и в этом случае для нас было важно определить возможности языкового образования в воспитании студентов, как профессионалов, умеющих действовать в современном информационном сообществе.

Как мы уже упоминали ранее, социально-культурное формирование личности студента, как будущего профессионала в информационном сообществе осуществляется преимущественно в процессе выработки у него устойчивых способностей к коммуникации с определенным уровнем компетенции.
Обладание широким индивидуальным информационным полем позволяет студенту снизить воздействие негативных информационных полей и увеличить степень влияния своего информационного поля на профессиональное окружение.

При этом осуществляется развитие и воспитания студентов средствами учебного, а именно: развивается эмоционально-оценочное отношение к миру, чувства, эмоции; обеспечивается личностное и профессиональное самоопределение учащихся, их социальная адаптация. Формируется активная коммуникативная позиция студента как субъекта межкультурного взаимодействия, как участника интеграционных процессов в мировом сообществе; развиваются такие личностные качества, как коммуникабельность, культура общения, толерантность, целеустремленность, умение работать в сотрудничестве, ответственность, самостоятельность, творческая активность; обеспечивается развитие интеллектуальных и познавательных способностей, в частности, способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению.

Источник

Социум как фактор формирования личности

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Социум как фактор формирования личности. Смотреть фото Социум как фактор формирования личности. Смотреть картинку Социум как фактор формирования личности. Картинка про Социум как фактор формирования личности. Фото Социум как фактор формирования личности

Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья.

Бесплатные занятия с логопедом

Развитие ребенка — это не только сложный, но и противоречивый процесс, который означает превращение ребенка как биологического индивида в социальное существо, т.е. личность.

Влияние социума на развитие личности ребенка

Социум играет важную роль в развитии личности каждого человека, поскольку, именно живя среди общества, мы тоже становимся людьми, принимаем или отвергаем нормы, правила, соглашаемся с чужим мнением или навязываем свое.

Человек без социума вырастает подобием животного, и науке не раз доводилось видеть подтверждения этого факта: дети, воспитанные стаей обезьян, волков или собак были скорее в поведенческом плане «более животным, нежели людьми» — они были абсолютно не приспособлены для жизни в обществе. Именно социум делает из человека личность, способную жить с себе подобными и уживаться в этом мире среди людей.

Что такое социализация?

Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья. Когда малыш ещё только начал знакомиться с этим миром, помимо его физических потребностей, ему чрезвычайно важна похвала родных и близких, высокая оценка своих достоинств. По мере того, как ребенок взрослеет, подобная оценка обеспечивает ему уверенность в себе, в свои силы и в свою уникальность. Расширяя границы своего познания в социуме, ребенка «обтесывает» дальнейшее окружение — друзья не так сильно восхищаются его талантами, как родители; воспитатели и учителя и вовсе разрываются между 20–30 детьми, зачастую не уделяя каждому ребенку индивидуально более 10 минут. Вот она — социализация, адаптация ребенка к окружающему его обществу.

Социум — это общность культур, условий жизнедеятельности, традиций, правил и норм жизни, важно не только то, как ребёнок поймет социум, но и насколько положительно общество примет малыша. Нередки случаи, когда абсолютно нормальный ребенок, без каких-либо умственных отклонений, просто со своим собственным художественным или мечтательных взглядом на этот мир, попадая в социум, не чувствовал себя там комфортно.

Люди не любят сильно отличающихся индивидов, особенно если их невозможно сломать и навязать свою точку зрения. Однако, ребёнок должен научиться жить в социуме, сосуществовать с другими мнениями, чужими поступками, потому что каждый из нас зависит от другого, и, отвергнув нормы и правила социума, человек почувствует себя невостребованным и ненужным, а это негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.

Ребёнок уже рождается с определенным статусом в социуме, например, по тому, в какой стране и семье родился ребенок, можно смело говорить, что он например, сын, немец, аристократ — это уже прирожденный статус, который маленький человечек не изменит. Но по мере взросления он может приобрести еще и другие статусы с помощью тех или иных социальных групп, например, школьник, студент, супруг, депутат, офицер и пр. В зависимости от статуса родителей, ребенок будет стремиться к получению того или иного положения, добиваться определенных целей — и это одна из заслуг социума, потому что стремление получить определенный статус напрямую зависит от положения и одобрения в обществе.

И если ребёнок в социуме постепенно вырастает человеком, то его уникальность в большинстве случаев будет потеряна. Малыши, не знающие ещё о социальных нормах и правилах, всегда говорят правду, не лицемерят, рассказывают о каждом своем чувстве и ощущении — они свободны в своей «исповеди», и от того такие счастливые. Как дома, так и вне его, ребенка начинают заковывать в рамки — «так нельзя», «это неправильно», «это некультурно», «ты поступаешь плохо», «так не делают» и всё в таком же духе. В итоге вольная птичка, которая ещё недавно порхала в душе ребенка, постепенно понимает — для того, чтобы жить в социуме, нужно подчиняться правилам, нужно пересиливать себя, в большинстве случаев принимать чужое мнение, даже если ты думаешь совсем по-другому. А если кто-то покажет всем слишком яркое свое «Я», его могут не понять, поэтому многие детишки, отличающиеся своей индивидуальностью и непокорным мнением, зачастую бывают изгоями среди сверстников и общества в целом.

Факторы, влияющие на социализацию

На социализацию ребенка влияют множество факторов, и прежде всего они зависят от среды, окружающей малыша.

С самого рождения ребенок находится в микросоциуме, и именно он максимально влияет на его развитие. Микрофакторы, влияющие на социализацию маленького человека — это семья, садик, школа, сверстники, друзья и одноклассники, то есть те группы, которые находятся в неоспоримой близости к ребенку, с которыми он сталкивается каждый день.

По мере того, как растет ребенок, в его жизнь входит всё больше людей. Это родные — мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, сестры и братья. Затем круг общения дополняется воспитателями, сверстниками, учителями, одноклассниками, друзьями. Чем старше малыш, тем больше микрофакторов на него влияют.

Это уже более обобщенное влияние на ребенка, которое формирует его обширный кругозор и понимание происходящего. К мезофакторам относятся региональные условия проживания, тип поселения (мегаполис, небольшой город, поселок, село), этнические установки, которые в одной и той же стране, но в разных её частях могут быть абсолютно противоположными, а также средства массовой коммуникации (телевизор, интернет, газеты, новости).

Если рассматривать страну, как один из факторов влияния на ребёнка, то это будет макрофактор, поскольку он более глобален. Планетарные, мировые, экономические, экологические, демографические процессы — вот те значительные и неоспоримо важные макрофактор, влияющие на социализацию человека. Люди севера сильно отличаются от южан, так же как и люди на востоке имеют абсолютно другие устои, нежели «продвинутый» запад. Поэтому, в каждой стране, сословии, климатическом поясе социализация происходит по-разному. И во многом это зависит от культуры, в которой растет ребенок, поскольку именно она определяет социальные нормы и ценности для данного сословия. Ребенок должен понимать, что есть люди с другой культурой, с другими жизненными ценностями, с другим мышлением — и это отличие нужно принимать, не осуждать и не бороться с ним, а просто узнавать другие народы и познавать мир.

Влияние социума в разные возрастные периоды

По мере того, как ребёнок взрослеет, количество социальных институтов, влияющих на развитие его личности, значительно увеличивается, одни отходят на второй план, другие завоевывают первенство. Но у каждого института есть свое воспитательное значение, поэтому игнорирование хотя бы одного из них приведет к недопустимому упущению в развитии личности ребенка.

Влияние социума на ребенка до 3-х лет

Пока малыш ещё совсем мал, на него влияют исключительно микрофакторы, то есть семья и ближайшее окружение. Семья — это самый положительный и любящий социальный институт, взращивающий ребёнка в «тепличных» условиях. Это те золотые годы, когда родные и близкие люди имеют неоспоримое влияние на развитие личности ребенка, и родителям нужно постараться заложить в свое чадо все самые лучшие качества, которые в будущем помогут ему занять достойную ячейку в обществе. Главной задачей родителей является формирование положительной эмоциональной сферы маленького человечка и влияние на его внешнее поведение, то есть малыш с первых лет жизни должен знать и подчиняться элементарным правилам дисциплины и гигиены.

Влияние социума на ребенка в дошкольном возрасте

В этот период жизни влияние социума на развитие ребенка приобретает более разносторонний характер, поскольку малыш знакомится с правилами и установками общества. Общение ребенка со сверстниками в детском саду имеет колоссальное значение в дальнейшем формировании личности ребёнка, потому что именно среди них ребенок учится добиваться своей цели, понимает, как и чем можно получить похвалу не только от мамы и папы, но и от других взрослых, то есть воспитателей. В игровой форме ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, у него устанавливаются некие моральные нормы. Те, кто вместо детского садика до школы просидел все 6 лет дома, не имеют такого богатого опыта общения в социуме, что не может положительно влиять на характер и личность ребенка.

Неоспоримый вклад в социализацию ребенка вносят сюжетно-ролевые игры, которые преобладают в группах в детском саду. Видя стиль поведения в своей семье, ребёнок старается навязать его в игре другим, но сталкивается с тем, что у сверстников может быть свое мнение и свои правила. Так ребёнок узнает, что не у всех семьи и правила общения одинаковые, и в старшем дошкольном возрасте дети учатся сотрудничеству на элементарном уровне.

Другой вопрос, — в какой садик стоит отдавать ребенка? Сегодня мы все больше слышим о таком понятии, как детский сад «на дому», где детишек в группе всего 5–10, а не 20, как в обычном дошкольном учреждении. Чем меньше детей в группе, тем больше внимания воспитатель может уделить каждому из них, а это чрезвычайно важно в развитии мышления, становлении доброты и отзывчивости в сердце ребенка.

Влияние социума в младшем школьном возрасте

Воспитание и влияние семьи в момент, когда ребенок идет в школу, ослабевает как минимум вполовину, поскольку теперь для ребенка школа — это главный институт воспитания. Здесь-ребенок в реальном времени получает первое представление о настоящем обществе, о дисциплине, порядке, уважении к чужому мнению, об учебе в целом, о нормах и правилах общениях, о различии между общением со сверстниками, и с более старшими людьми по статусу, то есть с учителями.

В этом возрасте авторитетом для детей, несомненно, являются взрослые — родители и учителя, и это, наверное, последняя ступенька, когда взрослые люди ещё могут привить ребенку правильные мысли и поступки. Школа должна быть главным воспитателем личности ребенка, даже, несмотря на то, что она направлена на обучение, а не на воспитание.

Влияние социума на ребенка в подростковом возрасте

Вспомните себя в подростковом возрасте — влияние семьи ничтожно мало, мы абсолютно не слушаем родителей, зато теперь социализация вне дома становится для нас главной задачей.

Авторитет среди сверстников, перелом от зависимого ребенка к самостоятельности — это один из самых важных и трудных периодов в жизни человека. Среди своих сверстников ребенок проводит большую часть времени, и после школы он идет не домой, а гулять на улицу, и так каждый день. Теперь влияние общества на развитие ребенка огромно — его компания, окружающие люди, которых он выбрал в друзья, их отношение к нему, авторитетность или же загнанность. Человек становится самостоятельным, он самосовершенствуется ради того, чтобы к его точке зрения прислушивались, чтобы он был частью общества, чтобы его не изгнали из социума, потому, что теперь вся жизнь — это сплошное общение, и без норм, правил выжить среди себе подобных практически невозможно.

Влияние социума на ребенка в юношеском возрасте

Когда подросток переходит в период юности, семья для абсолютного большинства людей уже не является институтом воспитания. Теперь на формирование личности оказывает влияние то окружение, в котором он находится — компания и друзья. Те личностные черты, которые развились в ребенке до этого момента, претерпевают некоторые изменение или еще больше укрепляются в зависимости от круга общения, в которое попал ребенок, в зависимости от ситуаций, от умения с ними справляться, в зависимости от характера и типа темперамента юного человека.

И если раньше ребенок жил в социуме, опираясь на родителей, зная, что они всегда помогут, подскажут, придут на помощь, то в возрасте 16–17 лет люди сами решают свои проблемы по мере возможности, не вовлекая в это взрослых. Однако развитие личности в юношеском возрасте зависит не столько от влияния социума, сколько от активности и желания ребенка жить в нем. Человек сам принимает решение — подчиниться определенным нормам и правилам, либо протестовать против них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *